Научная статья на тему 'О гуманистической сущности научно-педагогических идей в творческом наследии П. Ф. Лесгафта, основоположника отечественной системы физического образования и воспитания'

О гуманистической сущности научно-педагогических идей в творческом наследии П. Ф. Лесгафта, основоположника отечественной системы физического образования и воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
885
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов Виктор Федорович

The article analyses P.F. Lesgaft's ideas of physical education as presented in his scholarly works.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE HUMANISTIC NATURE OF EDUCATIONAL IDEAS IN THE CREATIVE LEGACY OF P.F. LESGAFT, THE FOUNDER OF THE NATIONAL SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION

The article analyses P.F. Lesgaft's ideas of physical education as presented in his scholarly works.

Текст научной работы на тему «О гуманистической сущности научно-педагогических идей в творческом наследии П. Ф. Лесгафта, основоположника отечественной системы физического образования и воспитания»

О ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ П.Ф. ЛЕСГАФТА, ОСНОВОПОЛОЖНИКА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

В.Ф. Попов

Popov V.F. On the humanistic nature of educational ideas in the creative legacy of P.F. Lesgaft, the founder of the national system of physical education. The article analyses P.F. Lesgaft’s ideas of physical education as presented in his scholarly works.

I. Первопроходец

Как ни странно, но о выдающемся анатоме, педагоге, патриоте и гуманисте, создателе отечественной научной системы физического образования и воспитания известно удивительно мало в России. К тому же труды П.Ф. Лесгафта переиздавались у нас лишь однажды - около 50 лет назад.

П. Лесгафт получил блестящее образование. Вначале он закончил училище Св. Петра, знаменитую «Петершум», преподавание в которой считалось лучшим в России. Затем с серебряной медалью заканчивает медикохирургическую академию, тоже одно из самых престижных в то время учебных заведений. В 28 лет он блестяще защитил диссертацию на степень доктора медицины, а через 3 года П. Лесгафту была присвоена степень доктора медицины и хирургии. С 1868 по 1871 год П. Лесгафт работает в Казанском университете, где впервые пытается (и не безуспешно) реализовать свои гуманистические идеи в отношении женского равноправия в получении высшего медицинского образования.

Работа в Казанском университете хотя и была плодотворной и разносторонней (особенно это касалось занятий, организованных П. Лесгафтом для женщин, а также большая общественная работа) все-таки закончилась для ученого увольнением из университета без права преподавания, что явилось следствием демократических взглядов Лесгафта на университетскую жизнь. Возвращение в Петербург в конце 1871 года не принесло Лес-гафту облегчения в его судьбе, ибо лишенный права преподавать, он вынужден был заниматься лаборантской и препараторской работой, что крайне стесняло его в моральном и материальном положении. Лишь в

1874 году Лесгафту было разрешено заниматься преподавательской деятельностью в медико-хирургической академии.

С 1872 года П. Лесгафт впервые серьезно начинает работать над теорией и практикой физического образования и воспитания. В основе его наблюдений и исследований стала гимнастика, которая уже в то время разделялась на педагогическую и врачебную. Педагогическая гимнастика (по современному понятию - спортивная) предназначалась для общего развития организма, совершенствования физических качеств (особенно ловкости, гибкости, силы) и умения владеть своим телом.

Врачебная гимнастика (сегодня - это лечебная физическая культура - ЛФК) применялась для лечебных целей, то есть многие болезни пытались лечить движениями (такие специалисты тогда назывались кинезотера-певтами, и широко известным врачом и авторитетом в этой области был доктор медицины А.Г. Берглинд, у которого П. Лесгафт многому научился).

Занимаясь у Берглинда, Лесгафт вносит свои коррективы в процесс проведения его гимнастических занятий, освобождая их от ошибочных постулатов шведской, немецкой и сокольской систем гимнастики. Свой метод занятий П. Лесгафт назвал рациональной (или естественной) гимнастикой. Опубликовав в 1874 году основы такой гимнастики, он сделал серьезный вклад в создание отечественной научной системы физического образования. В это время он добивается включения гимнастики в занятия с воспитанниками

2-й Петербургской военной гимназии, причем свои занятия Лесгафт проводил (в сравнительном плане) по шведской, немецкой и своей системам. Это период времени был очень плодотворным для П. Лесгафта. В 1875 году его направляют для изучения опыта ра-

боты в гимнастические школы Швеции, Германии, Англии, Франции, Италии и другие страны, где посетил все учреждения, в которых проводилась педагогическая гимнастика, анализируя и корректируя полученные сведения. Результатом этой деятельности явились следующие события. Во-первых, П. Лесгафт представил научно обоснованные выводы и практические рекомендации по включению в учебные заведения России рациональной системы обучения гимнастике, указав на значительные ошибки шведской, немецкой и других систем. Во-вторых, для проведения занятий рациональной (своей отечественной) гимнастики он добивается в 1877 году организации двухгодичных учебно-гимнастических курсов при 2-й Петербургской военной гимназии (его первоначальный проект об открытии центрального гимнастического института не был принят царским правительством, и только в 1919 году этот проект был реализован Советским правительством. В.И. Ленин подписал декрет об открытии в Петрограде института физического образования им. П.Ф. Лесгафта (ныне государственная академия физической культуры).

Гуманистическая ценность этого плодотворного периода деятельности П. Лесгафта в области физического образования заключалась в его твердом убеждении большой значимости гармоничного развития личности, то есть необходимости одновременного (параллельного) физического, умственного, нравственного и эстетического развития, а также воспитания чувства коллективизма у подрастающего поколения.

В 1878 году П. Лесгафт вернулся в медико-хирургическую академию (вскоре переименованную в военно-медицинскую академию) и стал работать на кафедре практической анатомии. Главным результатом этой деятельности в этот период (1878-1885) стало создание Лесгафтом нового прогрессивного направления в изучении анатомии -функционального метода. Как основоположник данного метода, П. Лесгафт, отвергая описательную анатомию (широко распространенную в XIX веке), отмечал: «В так называемой описательной анатомии ограничиваются обыкновенно разбором одного только наружного вида и внешних признаков отдельных частей и органов... При таком изучении анатомия остается мертвым предме-

том, не имеющим значения для науки. Если же мы рассмотрим формы отдельных частей и органов человеческого тела, выясним их механическое значение и их зависимость от окружающих условий, то мы будем в состоянии уловить общую идею постройки организма, а следовательно, определить условие развития нормального человеческого организма» [1]. В дальнейшем, развивая свои гуманистические взгляды на изучении анатомии, он писал: «При изучении анатомии главным объектом должен всегда быть живой организм, из наблюдений над которым должно исходить всякое изучение, мертвый же препарат должен служить только проверкой и дополнением к изучаемому живому организму» [2].

Создав функциональную анатомию, П.Ф. Лесгафт намного опередил взгляды отечественных и зарубежных анатомов, определив ее первостепенное значение и для современного понимания этой науки.

В последние годы своей жизни П.Ф. Лес-гафт опубликовал два капитальных труда: «Семейное воспитание ребенка и его значение» и «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста». В первом труде он впервые представляет научно обоснованную структурную систему семейного воспитания (цель, задачи, содержание и методы), в которой четко определена гуманистическая сущность семейной педагогики. В «Руководстве по физическому образованию детей школьного возраста» П. Лесгафт впервые осуществил научный подход к физическому образованию, комплексно используя для этого результаты исследований таких наук, как педагогика, анатомия, психология, физиология, гигиена. Данный фундаментальный труд стал основой для создания отечественной научной системы физического образования и воспитания.

II. Гуманизм - неотъемлемая черта

научно-педагогического наследия П.Ф. Лесгафта

1. «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста»

Главная цель данного труда, по определению П. Лесгафта, состоит:

1 Первая часть книги впервые опубликована в 1888 году (СПб., 356 с.); вторая часть - в 1901 году (СПб., 407 с).

- во-первых, в необходимости исследования и установления научных основ для физического развития;

- во-вторых, в выяснении значения физического образования (воспитания) в школе, а также влияния его на самостоятельное и творческое выполнение любой производимой работы молодым человеком [3, 4].

Термин «физическое образование» для современных специалистов звучит несколько экстравагантно; в нашем сознании давно определился термин «физическое воспитание». Однако П. Лесгафт с присущей ему твердостью убеждает нас о различии данных терминов: «Задача физического образования состоит в ограничении произвола в действиях молодого человека, чтобы в полной гармонии с умственным развитием приучить его сознательно относиться к своим действиям» [5, 6].

В этом определении четко прослеживается сущность гуманистических идей П. Лес-гафта - «ограничить произвол в действиях молодого человека.» Иначе говоря, «мышцы не ради силы и даже не ради здоровья (эти задачи решаются попутно), а ради гармоничного развития человека, то есть физическое образование должно содействовать умственному и нравственному развитию, формированию морально-волевых качеств» [6].

Книга «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» начинается с исторического очерка, в котором, во-первых, П.Ф. Лесгафт резко критикует существовавшее в то время в России школьное физическое образование, «которое или игнорируется, или предоставляет этот предмет совершенно неподготовленным и просто невежественным лицам, которые вполне произвольно здесь распоряжаются» [5, с. 15-20; 6]. Во-вторых, всю историю физического образования Лесгафт разделяет на три периода, в каждом из которых определяет и оценивает наиболее существенные учения и методы физического образования.

Справедливости ради, надо сказать, что, несмотря на действительно удручающее состояние школьного физического образования в России, исследования в этой области проводились и до Лесгафта. В основном речь в них шла об эффективности различных гимнастических систем («школ») - шведской, немецкой, французской, английской, голландской. Безусловно, Лесгафт с его энцик-

лопедическими знаниями был хорошо знаком с этими и другими работами, опубликованными к тому времени в России и за рубежом, но его оценка их всегда сводилась к одному - «все они проповедовали одностороннее физическое развитие» [7].

«Правильные и последовательные упражнения необходимо направлять таким образом, чтобы успеть с наименьшим трудом в наименьший промежуток времени производить наибольшую работу или действовать изящно и энергично» [8]. Это высказывание П. Лесгафта можно считать педагогической основой (сущностью) предложенной им системы физического образования и воспитания, в корне отличную от всех к тому времени существовавших. В основе этой системы лежат принципы «сознательности», «постепенности и последовательности».

Принцип «сознательности» движений (по Лесгафту) означает умение мыслить. «Надо учить мыслить, а не просто загружать память ученика» [8]. Преподавателю в процессе выполнения физических упражнений учениками надо больше рассказывать, а не показывать. «Это заставляет занимающихся оставаться сосредоточенными, движения выполнять сознательно, а не механически. Подбор упражнений таков, что ученику постоянно приходится думать» [8].

В принципе «постепенности и последовательности» П. Лесгафт кратко раскрывает его сущность: «от простого к сложному». Его гуманистические идеалы также хорошо здесь прослеживаются. «Каждое упражнение может быть полезно, если оно соответствует силам упражняющегося, который в состоянии его выполнить без посторонней помощи; если до него мы дошли рядом более простых упражнений, не представляющих затруднений для ученика; если мы убеждены в безвредности производимого упражнения и можем контролировать влияние его на организм» [9].

Принцип «постепенности и последовательности» нашел свое выражение и практическую апробацию в разработанной Лесгаф-том системе элементарных движений. В опубликованной книге «Азбука движений» [9] ученый рекомендует переходить к более сложным упражнениям лишь после освоения «Азбуки движения».

В своей системе физического образования П. Лесгафт признает только такие физи-

ческие упражнения, которые естественны для человека: ходьба, бег, прыжки, метания, спортивные игры. Раскрывая огромное прикладное значение этих упражнений для человека, Лесгафт особо с гуманистических позиций характеризует спортивные игры, принципиально не рассматривая их как развлечения. По мысли ученого игра дисциплинирует, приучает считаться с мнением других, вырабатывает привычку считаться с правами личности другого человека. Особо Лесгафт выделял командные игры, где нет места эгоизму, где коллектив воспитывает чувство товарищества и взаимопомощи [9, 10]. Эти качества он считал самыми важными.

Многочисленные наблюдения и исследования позволили ученому констатировать: «Если умственную деятельность чередовать с физическими упражнениями, то человек сможет не только дольше сосредоточивать свое внимание на работе, но и научиться целесообразно расходовать свои силы. Физические упражнения, улучшая восприятие при умственных занятиях, поддерживают организм в бодром состоянии» [10].

По глубокому убеждению П. Лесгафта -

основа физического образования и воспитания - достижение гармонии. «Вот к чему нужно стремиться, ибо без сочетания умственного, физического и нравственного воспитания человек не представляется идеальным» [6, 10].

Создавая свою систему физического образования, П. Лесгафт использует исторический опыт человечества в этой области. Он впервые дает научно обоснованную периодизацию истории физического образования и воспитания, состоящую из трех периодов: эмпирического, схоластического и научного, в каждом из которых им отмечается определенная гуманистическая сущность. К эмпирическому периоду Лесгафт относит всю систему физического образования в Древней Греции, а также значение чувственных возбуждений не только для отдельного лица, но и для целого общества. Критикуя наличие сильных возбуждений и опираясь на психофизический закон, в силу которого, «в то время как раздражение растет в геометрической прогрессии, ощущение увеличивается лишь в арифметической», Лесгафт призывает избегать при воспитании всякого прибавочного раздражения (даже и в виде поощре-

ния), которое понижает впечатлительность, а вместе с этим и жизнедеятельность молодого человека. Гуманистический подход в данном воспитании должен состоять в том, чтобы не только избежать всего этого, но и поставить ребенка в условия, при которых он мог бы гармонически, свободно развиваться.

В схоластическом периоде, по мнению Лесгафта, физическим развитием занималось почти исключительно рыцарство. В светских школах все образование носило поверхностный бессодержательный схематизм, названное Лесгафтом церковносхоластическим воспитанием. Критикуя физическое воспитание этого периода за формализм, преобладание военизированной рыцарской системы физического образования и воспитания, Лес-гафт противопоставляет такому воспитанию гуманистические идеи. «Единственным антагонистом этого направления является гуманизм, стремящийся учением (классическим), созданным эмпирическим путем, восстановить личность ребенка, забитого формой и внешностью, и содействовать его образованию» [10].

Научный период характеризуется П. Лес-гафтом как период применения разнообразных методов для проверки и выяснения истины. Им анализируется деятельность таких известных в то время теоретиков физического воспитания как Ф. Ян, Э. Дюбуа-Реймон, А. Шписс, П. Линг. Гуманистические тенденции в дальнейшем развитии этого периода должны устранить всякий произвол в воспитании. Как в семье, так и в школе должны признаваться права личности ребенка. Научные методы и опытные науки будут содействовать установлению гармонии между физическим, умственным и нравственным развитием.

Нельзя не сказать далее о взглядах П. Лес-гафта на спорт и спортивные соревнования. Наблюдая за рубежом и в России развивающиеся тенденции к профессионализму и коммерциализации спорта, П. Лесгафт усматривал в этом негативные оттенки в будущем развитии спорта высших достижений, что, в первую очередь, по его мнению, окажет отрицательное влияние на гармоничное развитие спортсмена. Его гуманистическое учение об «идеальном организме» (гармония физического и умственного развития) - это стремление к оптимальной деятельности человека, чего невозможно ожидать от заня-

тий спортом. К негативным сторонам спорта высших достижений Лесгафт относил также непланируемые последствия спортивных занятий (двигательная активность спортсменов, как правило, протекает в виде гиперди-намии) и отрицательное воздействие на здоровье спортсменов стимулирующих, обезболивающих препаратов и опасных для жизни анаболических средств - допингов. Эти и другие факторы (например, сохранение спортсменами здоровья во время и после активных занятий спортом) почти не оставляют надежды на возможность социального управления спортом как культурным феноменом.

Расценивая спорт как нездоровое соперничество, П. Лесгафт был против его использования в воспитательных целях в работе с детьми. В частности, рекомендуя детям и молодежи здоровый образ жизни, он писал: «Счастлив тот, кто не знает скуки, кому совершенно незнакомо вино, карты, табак, всевозможные развращающие развлечения и спорт» [10]. Современное развитие профессионального и рекордного спорта полностью подтверждает опасения Лесгафта, который предугадал негативные последствия спортивной деятельности. Четко обозначившиеся особенности в развитии современного спорта свидетельствуют о крушении олимпийских идеалов Пьера де Кубертена, возродившего в 1896 году традицию Олимпийских игр, запрещенных в 393 году императором Феодосием Великим.

Крушение идеалов - это иллюзия любительства в спорте, добровольности, равенства возможностей, провозглашенные в Олимпийской Хартии. Сегодня спорт - это большой бизнес, все мировые и национальные «гранды» экономики активно включились в спортивный бизнес. Обязательное любительство - краеугольный камень спортивного идеала П. де Кубертена - ушло в небытие вместе с бескорыстием спорта. О равенстве возможностей давно забыли, ибо заработки профессионала и тем более спортивной звезды составляют баснословные суммы. Со всей очевидностью можно констатировать, что современный спорт находится во власти денег; спорт и бизнес нерасторжимо связаны между собой. Это серьезная опасность, которая уже коснулась спортсменов, их гармоничного развития как личности. Это угроза всему спорту, его «чистоте», дальнейшему прогрессу и его социальному статусу. Такой

спорт все более удаляется от сферы культуры. И как следствие расцвета спортивного бизнеса в современном спорте почти прекратили существовать гуманистические идеалы (об этом и предупреждал П. Лес-гафт) и все более активно внедряются технократические тенденции, для которых характерен перенос цели деятельности с человека, его собственного развития на результат. Голы, очки, секунды, места и медали в технократической системе ценностей превращаются в самоцель.

Антигуманизм, жесткий прагматизм в спорте, искалеченные судьбы чемпионов и рекордсменов, ранняя инвалидность, гипертрофированное физическое развитие, утеря нравственных ценностей, готовность прибегнуть к любым средствам ради победы (допинг, жестокость, нарушение спортивных правил, забвение спортивной чести), крайне интенсивное, вредное для здоровья использование потенциала юного спортсмена, а затем оставление его на произвол судьбы - все это проявление технократизма, антигуманного по сути своей и по форме. Именно это предвидел П. Лесгафт в будущем развитии спорта, чем и объясняется его отрицательное отношение.

2. «Семейное воспитание ребенка и его значение»1

В своем предисловии ко второму изданию (1900) П. Лесгафт так определяет цель данного сочинения: «выяснить связь, существующую между условиями семейной жизни ребенка и его проявлениями, а также выяснить условия, в зависимости от которых устанавливаются темперамент, тип и характер человека» [11]. Анализируя соответствующую литературу того времени, Лесгафт критически относится к сочинениям, в которых все недостатки, обнаруженные у ребенка, объясняют врожденными, наследственными чертами (например, злостность, непослушание, грубость и тому подобное). А между тем, отмечает Лесгафт, лишь темперамент, то есть сила и быстрота его проявлений есть явление наследственное (врожденное), другие

1 Книга написана в последней четверти XIX века и издавалась в России: с 1884 года - частями, а с 1893 года - под общим названием «Семейное воспитание ребенка и его значение» (СПб., 1893, 1900, 1906, 1910, 1912). В 1894 году была переведена на французский язык и издана в Париже.

же личностные качества ребенка являются отражением качеств окружающих его лиц.

В предисловии к пятому изданию (1906) Лесгафт принципиально обращает внимание на отсутствие в литературе обсуждения о значении типа ребенка как одного из основных проявлений его наряду с темпераментом и характером человека. Здесь же он разъясняет, что тип ребенка зависит от влияния среды, в которой он растет, то есть это проявление дано ему извне. Что касается характера, то, по мнению Лесгафта, - «это есть продукт зародившейся у него мысли и проявляется самостоятельными его действиями».

В который раз, подвергая критике всех, кто относит все проявления (темперамент, характер и тип ребенка) к наследственному фактору, П. Лесгафт снова указывает, что только темперамент есть явление наследственности. Уточняя природу характера, Лесгафт указывает, что «его проявление зависит от степени самодеятельности лица и развития у него общих образов и приемов, дозволяющих ему лично проявляться, проявлять свою волю. Только тогда, когда эта воля направлена правдой, истиной, выработанной самим лицом и признаваемой всеми остальными, можно говорить о нравственном характере лица».

Данное утверждение П. Лесгафта, а также его страстное желание правильного понимания родителями и воспитателями природы всех проявлений ребенка, более мягкое и доброе отношение, с большим вниманием и любовью со стороны матери, с одновременным исключением любых наказаний и произвола в действиях воспитателя свидетельствует о высокогуманном отношении ученого к семейному воспитанию ребенка.

Большое значение в семейном воспитании Лесгафт придавал укладу жизни семьи, который рассматривался ученым как объективное условие формирования личности. При этом в данном семейном укладе он категорически не допускал авторитарной педагогики,

противопоставляя ей гуманные принципы

семейной педагогики, основу которой составляет «признание личности ребенка и неприкосновенности, последовательность слова и дела, систематическое развитие детской инициативности, самостоятельности и творчества» [11]. Такая система семейного воспитания позволит, по глубокому убеждению П. Лесгафта, развить у ребенка

самостоятельность, отзывчивость, искренность, правдивость, то есть все то, что формирует «идеального» человека и что является основой гуманистического воспитания. Сущность этих и других высказываний и мыслей П. Лесгафта о семейном воспитании не потеряли значения и в наше время, более того, они очень современны и, естественно, заслуживают всеобщего родительского внимания.

Определяя семейную жизнь ребенка семью первыми годами после рождения, П. Лесгафт указывает на исключительную важность этого периода на будущую жизнь человека и с присущей ему гуманностью рекомендует использовать следующие воспитательные воздействия и требования.

1. Чистота. Крайне необходимое условие для предохранения от всякого заражения и детских болезней, как корь, скарлатина, коклюш, оспа, дифтерит.

2. Отсутствие произвола в действиях родителей (воспитателей) или обусловленность этих действий. Это существенное требование при воспитании, так как ребенок обретает свои привычки и обычаи только от повседневных (повторяющихся) действий окружающих и «то, чему ребенок сам подвергается в это время, непременно отразится впоследствии в его действиях по отношению к другим».

3. Последовательность в отношении слова к делу при обращении с ребенком. П. Лесгафт считал, что из данного воспитательного требования ребенок вырабатывает в себе критерий для своих действий. «Если ребенку говорят о чем-либо как об уже исполненном, а он на самом деле видит, что это не так, что это не исполнено, то он предполагает, что можно сказать одно, а сделать другое, не соответствующее слову. При таких условиях ребенок не усваивает себе критерия правды, у него нет оснований для нравственных его проявлений, он будет руководствоваться только своим ощущением, то, что ему приятно, он будет делать, что неприятно -он будет избегать.»

Правдивость, как нравственное проявление, - замечал Лесгафт, не является врожденной, она приобретается и усваивается первоначально ребенком только наблюдением над жизнью окружающих, то есть правдивость ребенка складывается только из правдивости окружающей среды. При этом на

ребенка «в большей мере влияет дело, а не слово; он настолько реален, что все у него слагается под влиянием поступков, которые видит». В этом, то есть в последовательности и правдивости взрослых, в среде которых ребенок живет, и заключается гуманистическая сущность поведения окружающих его людей.

4. Признание личности ребенка. Данная воспитательная основа рассматривается П. Лесгафтом опять же с гуманистических позиций, то есть полным признанием ребенка как личности (несмотря на дошкольный возраст) и правом его на личную неприкосновенность. «Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку с первого дня появления его на свет как к человеку, с полным признанием его личности» [11].

Высокогуманные идеи Лесгафта в книге «Семейное воспитание ребенка и его значение» практически касаются всех проблем, поднимаемых в данном сочинении. И в этом отношении особо следует отметить его взгляды на формирование «идеально нормальной личности». Считая данный вопрос одним из основных в семейном воспитании, ученый с гуманистических позиций раскрывает всю систему воспитания идеальной личности (цель, задачи, содержание, методы и основные взаимосвязанные стороны воспитания: физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое).

Органически связывая семейное и школьное воспитание, П. Лесгафт критикует школу за недостаточное внимание к индивидуальным особенностям детей, что указывает на незнание педагогами школьных типов. С этой целью и для внедрения в школу принципа индивидуального подхода в обучении, воспитании и развитии, Лесгафт представляет наиболее характерные типы детей при появлении их в школе, то есть обосновывает их в основном условиями семейного воспитания.

Первый тип - лицемерный; второй - честолюбивый; третий - добродушный; четвертый - мягко-забитый; пятый - злостнозабитый; шестой - угнетенный. Условное название каждого типа отражает, по мнению Лесгафта, сущность личности ребенка, которая

может проявляться в различных видах школьной деятельности, включая и спортивную.

Особенности приведенных типов П. Лес-гафт прямо связывает со степенью умственного и нравственного развития ребенка в семье. К первой степени (малосознательные рефлекторно-опытные проявления) ученый относит лицемерный и мягко-забитый типы. Ко второй степени (подражательно-рассудочные проявления) - честолюбивый и злостнозабитый типы и к третьей (разумно-самостоятельные проявления) - добродушный и угнетенный типы. Указывая на возможность различных видоизменений каждого из приведенных типов, П. Лесгафт объясняет это влиянием темперамента (например, лицемер-флегматик и лицемер-сангвиник резко отличаются между собой по силе и быстроте возбудимости). Характеризуя нежелательные черты у детей исследуемых типов, ученый пытается обосновать их опять же с гуманистических позиций. Он не обвиняет самого ребенка, имеющего, например, лицемерный тип. «Вся вина лежит на том семейном окружении, той среды, в которой ребенок рос и воспитывался. Наследие такой среды: ложь, внешний блеск и хвастовство - прямое последствие всех недостатков в развитии таких детей». Что касается взрослых с установившимся лицемерным типом, то ученый-гуманист крайне отрицательно относится к ним и особенно к школьным учителям и воспитателям детей. «В святое дело вводится ложь, показная внешность, безграничная самоуверенность и нахальство» [12].

Известный русский педагог В.Я. Сто-юнин, высоко оценив данный труд П.Ф. Лес-гафта, охарактеризовал его как «луч света в педагогических потемках» [13].

Гуманистическая теория семейного воспитания Лесгафта в своих основных принципах - уважения личности ребенка и развитие самодеятельности и творчества детей - является актуальной и в наше время, ее практическая реализация в современной семье очевидна.

3. О наказаниях в семье и их влиянии на развитие типа ребенка1

Гуманистический подход П.Ф. Лесгафта характерен и к методам воспитания ребенка,

Речь П.Ф. Лесгафта на торжественном заседании в память Н.И. Пирогова 23 ноября 1883 года. Впервые опубликована в сборнике «Труды Общества русских врачей» (1884).

особенно к таким, как поощрение и наказание. Резко критикуя методы наказания, применявшиеся в царской России, П. Лесгафт с глубоким сожалением отмечал: «.все дело воспитания (и в семье, и в школе) зачастую сводится к тому, что ребенка нужно «учить», причем под словом «учить» нередко подразумевают «взыскать», «наказать», «пригрозить» и т. д.» [14]. Осуждая педагогические воздействия принудительного характера (наказания), так же как и те, которые отличаются чрезвычайно частыми и не совсем обоснованными поощрениями, отметками и наградами, ученый опять же с гуманистических позиций справедливо предостерегает воспитателей о строгой дозировке в использовании их в воспитательной работе.

В первой части своей речи П.Ф. Лесгафт со свойственной ему обоснованностью и категоричностью указывает на ошибочные обвинения в адрес Н.И. Пирогова за якобы его двойственную позицию в применении наказания розгами в русской школе. Для доказательства Лесгафт приводит дословные высказывания Пирогова, опубликованные в «Собрании педагогических статей», в которых Пирогов совершенно исключает телесное наказание («.розгу для нашего русского воспитания нужно было бы изгнать совершенно»; «Когда большинство в комитете сочло невозможным уничтожить совсем телесное наказание, то это противоречие выразило мой личный протест, который должен был напомнить педагогическим советам, какого я мнения о розге»). Этими словами, - заключает Лесгафт, Николай Иванович твердо высказывает свое мнение о телесных наказаниях [14].

Свое личное, гуманистическое отношение к наказаниям в семье Лесгафт рассматривает более глубже и подробно. По его мнению, вопрос о наказаниях не только не устарел, но, «как это не странно, помолодел», тем самым, ученый не снимает остроты этой проблемы даже спустя 20 лет после того, как этот вопрос, казалось бы, был решен Н.И. Пироговым.

Раскрывая негативное значение наказаний, ученый-гуманист отмечает главную сущность этих мер: «ребенок, выросший под непрестанным применением их, представляет собой резкий и обособленный тип» [14]. Характеризуя такой тип, Лесгафт отмечает у него такие отрицательные черты, как подозрительность, резкость и угловатость дейст-

вий, замкнутость, тупая и медленная реакция на внешние впечатления, проявление мелкого самолюбия и резкие выходки, сменяющиеся полной апатией. «Умственная неподвижность и вялость составляют самое общее, самое главное и выдающееся свойство этого ребенка» [14]. По глубокому убеждению Лесгафта, такой тип ребенка формируется в результате заведомо созданных условий, сущность которых заключается в крайней непедагогичности повседневных поступков окружающих ребенка людей, отсутствии элементарной человечности в воспитательной деятельности и в отношениях с ребенком. Конкретно это выражается в «...невозможности самостоятельно распоряжаться ребенку даже своими играми и развлечениями, строгое и постоянное взыскание за всякое нарушение установленных правил и порядков; отсутствие любви и доброго отношения к ребенку; неумелое и грубое отношение к своему делу со стороны воспитателей и наставников; полное их незнакомство с нравами и потребностями детей и преследование всякого проявления их личности, дум и рассуждений» [14].

Критикуя таких горе-воспитателей, Лес-гафт подчеркивает, что их действия возникают под влиянием личного раздражения и обычно применяются произвольно и безответно (то есть рефлекторно).

Несправедливое преследование ребенка оскорбляет его как личность и вызывает в нем злобу и ненависть к преследователям. И наоборот, разумное воспитание, доводящее ребенка до способности к анализу, выработке понятий и истин, научает его понимать правду, глубоко уважать и любить тех, которые поступали с ним по правде и не оскорбляли его личного достоинства. «Влияние любящего и правдивого человека так велико, - писал П. Лесгафт, что ребенку, находящемуся даже при неблагоприятных условиях в отношении нравственного своего развития, достаточно встречаться с ним хотя бы только по временам, и он может развиться до добродушного типа и навсегда сохранить самые теплые воспоминания о своем воспитателе, в котором для него олицетворяется идея правды».

Для истинных воспитателей-гуманистов правдивость и сознательный анализ проступков детей, а также характер последующих воспитательных акций (мер) являются отра-

жением их человечности, нравственного облика и профессионального педагогического мастерства. В такой воспитательной среде действиями и чувствованиями нормально развивающего ребенка будет руководить «разум и воля, а не внешние тормозящие явления, неизбежно понижающие его умственную деятельность».

В истории развития педагогической науки П.Ф. Лесгафт занимает особое место. Ему принадлежит создание отечественной научной системы физического образования и воспитания, в которой главное значение придается физическому образованию (воспитанию) детей школьного возраста. Одна из главных идей Лесгафта, которую он четко реализовал в «Руководстве по физическому образованию детей школьного возраста», состоит в том, что школа, давая образование человеку, должна формировать его как личность. Школа не может существовать без физического образования (воспитания); физические упражнения должны быть ежедневными, в полном соотношении с умственными занятиями. Взаимовлияние умственного и физического воспитания - неотъемлемые стороны одного процесса: физического образования и воспитания подрастающего поколения.

Необходимо отметить большой вклад П.Ф. Лесгафта в развитие женского образования в России. Будучи убежденным гуманистом, ученый всегда выступал за равноправие женщин в получении образования и, более того, высказывал предположение, что со временем правильно поставленное образование женщин поможет им показать, насколько их «организм энергичнее, чем организм мужчин». Современная действительность подтверждает теоретические положения П.Ф. Лесгафта: уже более 30 лет во многих странах бурно протекают процессы эмансипации и феминизации.

Резюмируя далеко не полное содержание представленных в данной статье основных идей и взглядов Лесгафта в его научнопедагогическом наследии, следует констатировать, что имя ученого-гуманиста вошло навсегда в историю педагогической науки. Ему удалось более 100 лет назад заглянуть в будущее и определить главную цель и сущность своих гуманистических идей - воспитание гармонично развитого человека, научить его мыслить и подготовить к жизни с ее трудностями и проблемами.

П.Ф. Лесгафт не принадлежал ни к одной из политических партий. Но он будил в умах молодежи протест против кабальной зависимости, ненависть ко всякого рода насилию и угнетению. Царское правительство имело достаточно оснований быть недовольным деятельностью Лесгафта, ибо вокруг него всегда концентрировалась наиболее прогрессивная часть студенческой молодежи. На его похоронах в 1909 году полиция установила усиленные наряды конных и пеших городовых и жандармов, запретила произносить речи, срезала красные ленты на венках. На одном из них была надпись: «Спасибо тебе. Ты жил впереди нас: время твоих идеалов еще не пришло». Да, сегодня без ложного пафоса можно и нужно сказать, что научнопедагогическое наследие П.Ф. Лесгафта еще долго не будет иметь прошедшего времени, потому что его мысли, глубокие и мудрые, звучат остро и современно. И одна из главных ценностей этого наследия - всеобъемлющий и непреклонный гуманизм.

1. Лесгафт П.Ф. Общая анатомия. СПб., 1885. Ч. 1. С. 1.

2. Лесгафт П.Ф. Основы теоретической анатомии. СПб., 1892. Ч. 1. С. 1.

3. Лесгафт П.Ф. Собр. пед. соч. Ч. 1. СПб., 1888. С. 356.

4. Лесгафт П.Ф. Собр. пед. соч. Ч. 2. СПб., 1901. С. 407.

5. Лесгафт П.Ф. // Русская школа. 1890. № 7. С. 1-б. 15-20.

6. Лесгафт П.Ф. О физическом образовании в профессиональной школе. СПб., 1891. С. 19-2б.

7. Лесгафт П.Ф. // Русская школа. 1894. № 7-8. С. 56-66; № 11. С. 55-63; № 12. С. 47-55.

8. Лесгафт П.Ф. Программа практических занятий по физическому образованию. СПб., 1896. С. 1-3.

9. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Ч. 1.

3-є изд. (посмертное). СПб., 1912. С. 384.

10. Лесгафт П.Ф. О задачах физического образования и об отношении физического образования к умственному. СПб., 1890. С. 12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение // Лесгафт П.Ф. Собр. пед. соч. СПб., 1912. Т. 13.

12. Решетень И.Н., Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1988.

13. СтоюнинВ.Я. Избр. пед. соч. М., 1954. С. 241.

14. Лесгафт П.Ф. Собр. пед. соч. СПб., 1884. Т. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.