Научная статья на тему 'Patriotism as the fundamental principle in the scholarly and educational legacy of P. F. Lesgaft, the founder of the Russian research system of physical education'

Patriotism as the fundamental principle in the scholarly and educational legacy of P. F. Lesgaft, the founder of the Russian research system of physical education Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
162
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Popov V. F.

Lesgaft, the founder of the Russian research system of physical education. The article analyses the diverse research, pedagogical and social activities carried out by P.F. Lesgaft, a true patriot of his native country and a brilliant follower of Russia's great patriots.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Patriotism as the fundamental principle in the scholarly and educational legacy of P. F. Lesgaft, the founder of the Russian research system of physical education»

тавил никаких личных документов (дневников, мемуаров и т. п.) и, вообще, по воспоминаниям его учеников, «не любил даже в мыслях возвращаться во вчерашний день, настоящая действительность полностью поглощала его». И в этом проявлялась одна из особенностей личности П.Ф. Лесгафта: удивительная скромность, бескорыстие и отсутствие каких-либо амбиций.

Из скудных сведений, которые дошли до нас, отмечается и другая особенность личности Лесгафта - противоречивость мнений в оценке его как человека и как ученого. Один из современников Лесгафта - профессор

Н.А. Белелюбский (крупнейший ученый в области строительной механики), близко знавший Петра Францевича, вспоминал: «в моей памяти он останется личностью удивительной. Я так и не смог понять его до конца как ученого, но зато очень хорошо понял его как человека». Подобное мнение могли бы, наверное, высказать многие соратники П.Ф. Лесгафта. Однако и столь же многие высказались бы прямо противоположно: как ученого понимаем, как человека - нет (например, неудачный исход баллотирования на должность преподавателя описательной анатомии военно-медицинской академии в 1884 г., когда большинство профессоров проголосовало против его кандидатуры).

Почему же личность Лесгафта вызывала такие противоречивые суждения? Ответ следует искать, во-первых, в многочисленных и разнообразных новаторских исследованиях ученого, которые не у всех находили понимание из-за рутинерства взглядов в существовавшей науке. Во-вторых, его характер -бескомпромиссный и глубоко принципиальный - неоднозначно воспринимался окружающими: у одних вызывал восхищение, у других - возмущение. Поэтому Лесгафт-ученый и Лесгафт-человек часто входили в противоречие, что порой неадекватно оценивалось начальством и соратниками. И лишь самые близкие друзья и ученики П.Ф. Лесгафта принимали и понимали своего друга и учителя таким, каким он был.

Невысокого роста, худощавый, с порывистыми движениями, пристальным взглядом, острый на язык П.Ф. Лесгафт еще будучи студентом медицинской академии получил прозвище «заноза». Вся его последующая жизнь точно соответствовала этому про-

звищу. Он никогда не шел на компромиссы, ни при каких обстоятельствах не отступал от своих принципов (даже в случаях его увольнения и других многочисленных преследований царским правительством) [1].

П.Ф. Лесгафт родился 20 сентября 1837 г. в семье обрусевшего немца. Строгая, но справедливая семейная обстановка, окружавшая маленького Петра, наложила отпечаток на всю его последующую жизнь. Уважение к труду, нетерпимость к лени, неправде, принципиальность и бескорыстие, заложенные с детства, стали впоследствии неотъемлемыми чертами характера Лесгафта.

До конца жизни Лесгафт оставался непримиримым ко всякого рода насилию, ущемлению гражданских прав и убежденным противником самодержавия, хотя сам не состоял ни в одной политической партии. Имея независимый и непокорный характер, П.Ф. Лесгафт часто страдал из-за этого: терял друзей, портил отношения с начальством, в результате чего оставался без любимой работы и без средств существования. И тогда ученый, имеющий две докторские степени, добывал насущный хлеб лаборантской и препараторской работой. П.Ф. Лесгафт получил прекрасное среднее и высшее образование, закончив с серебряными медалями одну из лучших гимназий в Петербурге и медико-хирургическую академию. В 28 лет он блестяще защитил диссертацию на степень доктора медицины. Официальный отзыв гласил: «Диссертация П.Ф. Лесгафта

есть одна из лучших, которые когда-либо появлялись в медико-хирургической академии. Она основывается на огромном числе исследований и составлена с большой точностью и любовью к научной истине». Через три года Лесгафт защищает вторую диссертацию на степень доктора хирургии. Такой солидный научный багаж позволил ему успешно руководить научными исследованиями студентов. За пять лет (с 1880 по 1885 гг.) под его руководством защищено 20 диссертаций. Любопытно, что в 1860 г., еще будучи студентом пятого курса медицинской академии, он в составе наиболее знающих специалистов участвовал в бальзамировании тела императрицы Александры Федоровны, за что получил солидное вознаграждение в размере 300 рублей.

Начало научной деятельности П.Ф. Лес-гафта совпало с периодом подъема естествознания в царской России. Это были «шестидесятые годы» (1860), которые характеризовались взлетом русской прогрессивной мысли. Такие имена, как Герцен, Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Писарев олицетворяли демократическое общественное движение России. Под их влиянием и сформировался молодой Лесгафт как ученый-новатор и общественный деятель.

Почти 50-летней научной самоотверженной работой он выдвинул отечественную семейную педагогику и физическое образование и воспитание на одно из первых мест в мировой науке. Лесгафт был ученым необъятного творческого размаха и глубины. Характерным для Лесгафта как ученого является то, что он, как правило, занимался исследованием проблем, представляющих значительный практический интерес для широких народных масс. Главными чертами его научного кредо были любовь к науке, кипучая страсть исследователя, смелость и дерзание в теоретических обобщениях, целеустремленность, наблюдательность, кропотливая точность в собирании фактов, упорство в достижении поставленной цели.

П.Ф. Лесгафт был прекрасным воспитателем для молодых ученых. Он проявлял к своим ученикам самое чуткое отношение и заботу, всячески поощрял их инициативу. Огромное воспитательное значение имел его собственный пример в работе. Будучи сам поразительной работоспособности, Лесгафт не позволял ни малейших послаблений и лености у своих учеников. Работа по 15-18 часов в сутки, практически без выходных и без отпусков, бесконечная борьба за свои идеи как ученого и как человека - такой была вся жизнь Лесгафта. Его студенты учились не только наукам, но и учились работе над собой.

Можно с уверенностью констатировать, что П.Ф. Лесгафт был подлинным учителем студенческой молодежи. «Вся моя жизнь, -писал он, - была отдана студенческой молодежи. Запретить мне преподавать, лишить меня общения с молодежью - значит лишить меня самого дорогого, что у меня есть» [2].

После Лесгафта осталось огромное творческое наследие, опубликованное в пяти томах собрания педагогических сочинений. Вызывает удивление и в то же время глубо-

кое уважение разносторонность в творчестве П.Ф. Лесгафта. Его основные научные исследования определяют четыре различных направления: анатомия и патанатомия, педагогика, физическое образование и воспитание, антропология. В своих фундаментальных трудах «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» и «Семейное воспитание ребенка» Лесгафту удалось (более 100 лет назад) заглянуть в будущее и первым определить его главную цель - воспитание гармонично развитого человека с целью подготовки его к жизни с ее трудностями и проблемами.

Это ставит имя Лесгафта в один ряд с выдающимися деятелями того времени. Не случайно, известный русский историк педагогики Е.М. Медынский отмечал: «Если

фундамент здания прогрессивной русской педагогики XIX века заложили Герцен и Белинский, корпус и детали построили Чернышевский, Добролюбов, Пирогов, Толстой и Ушинский, то П.Ф. Лесгафт своей теорией физического образования и разработкой теории семейного воспитания завершил стройное здание прогрессивной русской педагогики XIX века» [3].

Таким образом, в лице П.Ф. Лесгафта мы имеем одного из наиболее выдающихся русских педагогов, не только глубокого и оригинального теоретика, но и высокопрофессионального практика, ученого с необъятным творческим размахом и глубиной, человеком, ставящим общее благо выше личного.

Умер П.Ф. Лесгафт 28 ноября (11 декабря) 1909 г. на 73-м году жизни в далеком Египте, где он находился на лечении. Друзья, соратники и ученики перевезли тело Лесгаф-та в Петербург. Похороны состоялись на Волковом кладбище. На одном из 200 венков, возложенных на могилу ученого, была надпись: «Спасибо тебе. Ты жил впереди нас: время твоих идеалов еще не пришло».

В 1918 г. Декретом Правительства РСФСР за подписью В.И. Ленина был учрежден Государственный институт физического образования им. П.Ф. Лесгафта, преобразованный в 2005 г. в университет физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. В 1959 г. на территории института был установлен памятник Лесгафту - основоположнику отечественной научной системы физического образования и воспитания.

II. П.Ф. Лесгафт - один из ярких последователей великих патриотов России.

«Патриотизм сегодня в нашей стране стал ругательным словом», - с горечью заявил на всю страну народный артист СССР и России Е. Матвеев1. Ему, как никому другому, близка и дорога сущность этого священного чувства, представившего лучшие патриотические роли в советском и российском кино.

Что же произошло за последние 1,5-2 десятилетия и сегодня происходит с нашим обществом и особенно с молодым поколением?

Анализ литературы [4-7] по проблеме формирования патриотических отношений у российской молодежи в новых социальноэкономических условиях развития России свидетельствует о том, что в стране (после распада СССР) проявились и до сих пор продолжаются огульные обвинения в адрес нравственных и моральных ценностей, сформированных у населения в период советской власти.

В результате этого (и в том числе, по причине социально-политического кризиса в России) совершенно прекратилось во всех ячейках нашего общества (и особенно среди учащейся молодежи) воспитание таких морально-нравственных качеств, как любовь к Родине, честность, ответственность, трудолюбие, справедливость, доброта, так необходимых для формирования и проявления патриотических отношений в обществе. Причину такого забвения патриотизма и духовности у русского человека в постсоветское время попытался объяснить А.А. Бодалев: «Сегодняшняя действительность нашей страны, - когда жизнь человека ничего не стоит, когда подвижнический созидательный труд высмеивается, когда женщина подается как средство удовлетворения похоти, когда здоровый патриотизм объявляется национал-фашизмом, когда образование, наука низведены в обществе до положения бедных родственников. И ведь это никакое не преувеличение, что герой нашего времени - человек, сумевший сколотить любыми путями капитал» [8].

Проблема патриотизма первоначально была главным предметом изучения философов, но в современное время продолжает основательно исследоваться представителями

1 Телепередача «Момент истины» от 11 июля 2004 г.

многих наук, занимающихся изучением человека и общества. Поэтому содержание понятия «патриотизм» охватывает широкий круг общественных явлений, которые на протяжении всей истории существования общества постоянно изменялись и расширялись, и, таким образом, понимание патриотизма постоянно обогащалось новыми качествами, что и определило различную трактовку патриотизма. Однако объединяющим фактором в содержании многочисленных высказываний о патриотизме является возвышенное чувство любви к Родине, активная деятельность во имя ее блага и могущества.

П.Ф. Лесгафт как один из ярких последователей великих патриотов России А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова и других на протяжении всей своей жизни воплощал патриотический образ бескорыстного служения своей Родине. Огромная сила таких духовных и патриотических чувств как гуманизм, честность, справедливость, гражданская ответственность, неприятие насилия над личностью побуждала П.Ф. Лесгафта к постоянным активным действиям на благо своего народа и Родины.

Вся многообразная деятельность П.Ф. Лесгафта, как истинного патриота своей Родины, всецело отражала содержание понятий патриотизма у великих патриотов России, определивших каждый по своему главную сущность этого священного чувства и духовного состояния человека2.

Белинский В.Г. (1811-1848 гг.) - русский литературный критик, философ, публицист, революционный демократ.

Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом [9].

У П.Ф. Лесгафта был редкий дар трудолюбия, который сразу бросался в глаза. Такая страсть к труду обеспечивала необыкновен-

2 Данное обстоятельство предопределило следующий прием изложения материала данного раздела. В начале приводится цитата (трактовка) патриотизма из высказываний великих патриотов России, а затем излагается авторская позиция с опорой на доскональное изучение и рассмотрение фактов из жизни П.Ф. Лесгафта, конкретно характеризующих его патриотические чувства.

ную трудоспособность ученого. Смысл своей жизни он видел в постоянной работе, но не для себя, а для общества. И он действительно отличался своим бескорыстным служением народу. «Смысл жизни - труд, труд и только труд ведет к бесконечному совершенствованию человеческой личности» - это высказывание Лесгафта наиболее точно объясняет его страстное отношение к делу.

Воспитывая у своих учеников любовь к труду, Лесгафт ставил перед ними цель: укреплять волю и характер настойчивым трудом и прилежанием. Обращаясь к своим ученикам, Петр Францевич убедительно наставлял: «Если у вас что не выходит, то нужно больше поработать, а не бросать. Работа никогда не пропадет даром». Любимыми выражениями Петра Францевича были: «не лежать на боку», «работать до кровавого пота», «повысить давление пара», «все, что не прогрессирует - регрессирует», «не портится только тот инструмент, на котором не играют», «взбеситься на самого себя», «взять себя за шиворот, укрепить свой головной отросток, пронизать мыслью и справиться с поставленной задачей».

Примечательная особенность в характере Лесгафта - отсутствие даже намека о своей исключительности и каких-либо заявлений о значимости своих научных достижений. К нему в полной мере относится сущность высказывания В.А. Сухомлинского об истинном патриотизме: «...молча трудился и никогда не кричал о любви к Родине» [9]. В опубликованных воспоминаниях его современников четко прослеживается лейтмотив -«упорное нежелание Петра Францевича предаваться личным воспоминаниям и скупость рассказов о себе».

Жизнь Петра Францевича Лесгафта, целиком отданная науке, была великим трудовым подвигом во имя любви к своей Родине и к своему народу. Подвиг этот тем более удивителен, что совершался в труднейших условиях, в которых протекла большая часть жизни Лесгафта. В библиографическом указателе [10] научно-педагогического и литературного наследия П.Ф. Лесгафта содержится 288 публикаций, которые отражают работы по анатомии, патанатомии, антропологии, педагогике и воспитанию, физическому образованию, философии и др.

Чернышевский Н.Г. (1828-1889 гг.) -русский революционный демократ, мыслитель, литературный критик.

Высочайший патриотизм - страстное беспредельное желание блага Родине [9].

1. Женщины в Казанском университете. Несмотря на то, что попечитель Казанского учебного округа П.Д. Шестаков ввел запретительные меры против женского образования, П.Ф. Лесгафт, будучи профессором университета, организовал занятия для вольнослушательниц по практическому изучению анатомии.

После того, как в местной газете «Неделя» была опубликована благодарственная статья «Женщины в Казанском университете», эти занятия приобрели всеобщее внимание и популярность. Вспоминая об этих занятиях, Вера Фигнер (одна из первых слушательниц курсов) оставила нам замечательные слова о личности П.Ф. Лесгафта. «Удивительно было обаяние личности Петра Францевича... Человек чувствовался в нем при первом же соприкосновении, и чудное слияние хорошей личности с первоклассным преподавателем создавало очарование, делавшее его образцом, идеалом для поколений, имевших счастье начинать свои студенческие годы под его руководством».

В это же время (1870 г.) П.Ф. Лесгафт добивается официальной должности прозектора на кафедру физиологической анатомии для Е. Мужсковой, которая стала первой в России женщиной - полноправным специалистом по вскрытию трупов. Таким образом, П. Лесгафт в самом начале своей профессиональной учебной и научной деятельности стал претворять в жизнь свои прогрессивные идеи о женском равноправии в получении медицинского образования.

2. Организация первых в России государственных двухгодичных учебно-гимнастических курсов. В 1875 г. П.Ф. Лесгафт был принят на службу в Главное управление военно-учебных заведений чиновником для особых поручений. Цель первого особого поручения состояла в том, чтобы П.Ф. Лес-гафт ознакомился с постановкой обучения гимнастике и подготовкой преподавательских кадров в лучших европейских странах.

Здесь следует раскрыть секрет данного особого поручения, о котором несомненно

догадывался П.Ф. Лесгафт, судя по его разгромной критике существующих европейских систем гимнастики. Дело в том, что после введения в 1874 г. всеобщей воинской повинности в России царское правительство вынуждено было искать за рубежом приемлемую для России систему гимнастики1 (сво-ей-то еще не было) в целях использования ее в допризывной физической подготовке молодежи. Посетив в течение двух лет 13 европейских стран и в них 26 городов, Лесгафт представил научный отчет, в котором, в основном, критически отзывался о гимнастических системах этих стран. Особенно он критиковал отсутствие в учебных программах очень нужных естественных физических упражнений (бег, прыжки, метания, игры), а также недостаточное изучение анатомии и физиологии (для понимания строения человеческого организма), не соблюдение принципов гармоничного развития молодежи, увлечение преподавания на гимнастических снарядах и т. д. Как истинный патриот своей Родины он не мог допустить совершенно непригодные для физической подготовки русского солдата зарубежные гимнастические системы. Однако были и объективные причины критики европейских систем гимнастики, обусловленные возникшими к тому времени социально-экономическими условиями. Конкретно это выразилось в том, что в период с 1871 по 1917 гг. происходили существенные изменения в экономическом укладе многих стран. Основанный на свободной конкуренции капитализм вступил в монополистическую стадию. Его потребность в области физической культуры все в меньшей мере были способны удовлетворять системы гимнастики. Начались выступления передовых ученых, педагогов и других специалистов против существующих в странах Европы систем гимнастики. Первыми были Г. Спенсер, П.Ф. Лесгафт и Ж. Демени, которые стали подвергать критике однобокий характер основанных на гимнастике систем физического воспитания, исходя из данных педагогики, анатомии, биологии, физиологии и других наук. Практика гимнастических занятий в школе не могла приспособиться к требованиям, выдвинутыми передовыми представителями этих наук.

1 Под системами гимнастики тогда понималась система физической подготовки.

Под воздействием изменившихся условий распались традиционные рамки гимнастического движения, ставившего перед собой цель объединить все отрасли физкультуры. Наступил кризис гимнастических систем, поэтому гимнастика была вынуждена приспособиться к требованиям начала ХХ века в качестве одного из видов спорта. Ее разновидности: спортивная, художественная и лечебная гимнастика стали составной частью физической культуры нашего времени.

Главный итог заграничной командировки Лесгафта состоял в том, что он сумел заинтересовать военное ведомство в подготовке отечественных преподавательских кадров по физической подготовке, для чего предлагал учредить российский гимнастический институт. Однако данное предложение было отклонено, но Лесгафту удалось все-таки получить разрешение на открытие в 1877 г. двухгодичных учебно-гимнастических курсов при 2-й Петербургской военной гимназии [11]. Программа курсов, составленная П. Лесгаф-том, была очень обширной и состояла из обязательного изучения анатомии, физиологии, гигиены, физики, химии, теории и методики телесных движений и гимнастического искусства, рациональной (естественной) гимнастики, фехтования, плавания и игр. Данная программа вполне соответствовала (с добавлением некоторых теоретических и практических дисциплин) высшему учебному заведению (о чем и мечтал Лесгафт), но его проект создания института осуществился лишь в 1918 г.

3. Организация Российской биологической лаборатории. Неоднократные ходатайства Лесгафта о разрешении открыть Российский Естественноисторический музей министрами внутренних дел и просвещения были отклонены. С присущей Лесгафту настойчивостью в 1894 г. он опять обратился к министру просвещения с новым ходатайством об открытии не музея, а биологической лаборатории, которая, согласно разработанному Лесгафтом уставу, представляла собой прообраз современного научно-исследовательского института биологического профиля. 19 октября 1894 г. (через полгода после подачи ходатайства) официальное разрешение правительства об открытии С.-Петербургской биологической лаборатории было получено. Через два года (благодаря неустанной творческой и организационной деятельности Лес-

гафта и его помощников) биологическая лаборатория превратилась в крупный, прекрасно оснащенный научный центр, позволяющий проводить исследовательские работы в области анатомии, физиологии, ботаники, зоологии, химии, эмбриологии, геологии. Каждое из данных направлений возглавили авторитетные в то время ученые [12].

4. Создание общества «Помощь в чтении больным и бедным». В 1895 г. в Петербурге по инициативе прогрессивной столичной интеллигенции было создано общество, в уставе которого впервые поднимались вопросы о содействии развитию народного просвещения, предоставления возможности больным и бедным бесплатно пользоваться библиотеками, а также знакомить рабочих и бедноту с отечественной и иностранной литературой. Вскоре П.Ф. Лесгафт был избран председателем общества и с присущей ему настойчивостью организовал энергичную повседневную работу, привлекая для этого известных ученых, писателей, поэтов, художников, артистов.

Главная цель практической деятельности общества определялась Лесгафтом как одна из форм внешкольного образования. Его патриотические взгляды выразились в актуализации этой проблемы. «Вопрос о внешкольном образовании, - писал он, - вопрос очень важный: русское общество должно обратить на него самое серьезное внимание, и поэтому всякая попытка прийти на помощь народу в этом отношении может принести свои результаты и хотя сколько-нибудь подвинуть вперед дело народного образования» [13].

В результате активной деятельности общества в рабочих районах и на заводах Петербурга стали открываться бесплатные народные библиотеки-читальни и функционировать передвижные библиотеки для отдаленных малограмотных мест. Это и многое другое в работе общества и его председателя способствовало активизации просветительной работы среди широких народных масс.

5. Открытие Вольной высшей школы. В ноябре 1905 г. П. Лесгафт подал ходатайство и проект устава министру просвещения об учреждении при биологической лаборатории нового высшего учебного заведения -Вольного университета с обучением по биологическим, педагогическим и социологическим специальностям. Разрешение было по-

лучено, и 13 февраля 1906 г. новое высшее учебное заведение С.-Петербурга было торжественно открыто [14]. Авторитет Вольной высшей школы был настолько общепризнан, что уже через год в нем занималось свыше двух тысяч студентов. П.Ф. Лесгафт постоянно заботился о качестве преподавания учебных дисциплин, привлекая в состав преподавателей известных профессоров.

Заботясь об образовании детей из народных масс, П.Ф. Лесгафт вскоре открывает при Вольной школе вечерние курсы для рабочих.

Добролюбов Н.А. (1836-1861 гг.) - русский критик, публицист, революционный демократ.

В недавнее время патриотизм состоял в восхвалении всего хорошего, что есть в отечестве; ныне уже этого недостаточно, чтобы быть патриотом. Ныне к восхвалению всего хорошего прибавилось неумолимое порицание и преследование всего дурного, что есть еще у нас [9].

I. Критика недостатков в существующей отечественной системе школьного физического образования и воспитания

1.1. В своем главном фундаментальном труде «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» П.Ф. Лесгафт резко критикует постановку школьного физического воспитания в России, «...которое или игнорируется, или представляет этот предмет совершенно неподготовленным и просто невежественным лицам, которые вполне произвольно здесь распространяются... » [15]. Поэтому особую озабоченность Лесгафт проявлял по поводу существующей в России системы подготовки школьных учителей по физическому образованию и воспитанию.

В первую очередь критике подверглась вся система обучения учителей гимнастики за их узкопрактическую (т. е. лишь техническую) подготовку. По мнению П.Ф. Лесгафта, нужна всесторонняя подготовка специалиста, поэтому Лесгафт разрабатывает основные требования к учителю, содержащие, во-первых, наличие хороших знаний у него об анатомо-физиологических особенностях «того организма, который берется он воспитывать, во-вторых, в необходимости психоло-

гических знаний (т. е. учитель должен быть психологом) и, в-третьих, учитель обязан постоянно формировать у себя внимательность, сдержанность и терпимость [16].

Разработанные П.Ф. Лесгафтом требования к всесторонней профессиональной подготовке специалистов по физическому воспитанию позже обозначили основу по подготовке кадров в техникумах и институтах физической культуры в нашей стране.

1.2. Указывая на полезную для общества частную инициативу в открытии так называемых «новых школ», П.Ф. Лесгафт критически отмечает, что и в этих школах только учат и мало задумываются над задачами школы.

По мнению Лесгафта, новые школы должны совершенно отбросить всякие шаблоны, присущие традиционным школам, они должны будить мысли, содействовать развитию понятия о личности. Резко критикуя планируемое включение в учебные программы новой школы военных упражнений, Лес-гафт категорически возражает против этого. «В новой школе нельзя допускать военные упражнения. Они совершенно не согласуются с задачами общеобразовательной школы, т. к. все военные упражнения имеют целью приучить к массовым действиям. Между тем как общеобразовательная школа, не допуская никакой утилитарности, должна содействовать только развитию индивидуальных способностей ребенка, т. е. школа должна давать возможность развитию нравственного характера личности, а не требовать массовых стадных действий. ...Школа должна содействовать развитию внутренней дисциплины... Военные упражнения имеют дело с военной дисциплиной и массовыми действиями, как раз противоположными школьным задачам, поэтому их нельзя допускать в школе» [17].

Данное предостережение Лесгафта, сделанное более 100 лет назад, видимо, неизвестно нынешним чиновникам Минобразования и науки России, иначе чем объяснить возвращение в школы современной России начальной военной подготовки (НВП), узаконенной принятыми поправками к закону «Об образовании», в котором данный предмет (НВП) опять (как и в бывшем СССР) становится обязательным для школьников допризывного возраста1. Правда, НВП в те-

1 Защитите ваших детей // Житье - бытье: Еженедельник. Тамб. вып. 2005. № 37. 13-18 сент. С. 11.

кущем году еще не включена в федеральный базисный учебный план, поэтому занятия НВП пока не будут обязательными, но их срок исчисляется по-русски: «до поры до времени». Этот «известный срок» для Минобразования и Минобороны неминуемо будет скорым и категоричным.

I.3. Касаясь методов и средств физического воспитания, применяемых в учебном процессе со школьниками, П.Ф. Лесгафт на основании анатомического анализа особенностей молодого организма и применяемых упражнений на спортивных аппаратах (гимнастических снарядах) категорически утверждает об их совершенном несоответствии. «Ни в коем случае нельзя допускать в школе упражнения на аппаратах; их необходимо совершенно уничтожить и изгнать из школы. Опыт всех древних народов показывает, что можно хорошо обойтись без них. Метание, бег и игры - упражнения, которые встречаются почти у всех у них. Это действительно самые естественные упражнения для верхних и нижних конечностей. То же показывает Древняя Греция и современная Англия, где нет упражнений на аппаратах, но где всего более занимаются физическим образованием, и притом с полным успехом» [18]. Главный довод П. Лесгафта против применения упражнений на аппаратах в школе - «они могут нарушить гармонию в развитии молодого человека, поэтому они совершенно не подходят к задачам школы».

II. О несостоятельности существующих теорий наследственности

В третьей части другого своего фундаментального труда «Семейное воспитание ребенка и его значение» П. Лесгафт рассматривает и обсуждает влияние наследственного и социального факторов на развитие ребенка -важнейшую в то время проблему мировой педагогики. Анализируя соответствующую литературу, он резко критикует тех авторов, которые все обнаруженные у ребенка недостатки объясняют только наследственными факторами (например, грубость, непослушание, дерзость, лживость и т. п.). Однако, по мнению Лесгафта, наследственным фактором является только темперамент, а многие личностные качества ребенка являются отражением личностных качеств окружающих его людей (родителей, учителей, воспитателей), т. е. все физическое и духовное развитие ре-

бенка (в том числе и утробное развитие зародыша) происходит под решающим влиянием окружающих ребенка условий внешней среды (т. е. воспитания), в которой он растет.

Подвергнув критике наиболее известные в то время теории наследственности, П.Ф. Лесгафт, убедительно доказывая их несостоятельность, указывает: «Меняя условия внешней среды, ослабляя одни и усиливая другие, мы можем путем целесообразной организации среды и подбора «направленных» упражнений, т. е. путем воспитания направить развитие ребенка в желательную сторону» [19]. «Как бы ни были способны родители, - писал Лесгафт, - дети их, оставленные без воспитания и образования, непременно являлись бы в том диком состоянии, в котором описывают детей, попавших в лес и живших там в продолжении нескольких лет. Ребенок рождается ни добрым, ни злым; ни лживым, ни правдивым; ни лицемерным, ни честолюбивым; ни поэтом, ни музыкантом и т. д., а становится тем или другим лишь благодаря воспитанию» [20]. Большинство воспитателей в случае неудачи своих «педагогических мероприятий» охотно сваливают все на пресловутую «наследственность», на «прирожденную испорченность» детской натуры или же в утешение себе и другим ссылаются на какие-то неуловимые влияния, которых будто бы нельзя ни предусмотреть, ни избежать.

III. О наказаниях в семье и их влияние на развитие типа ребенка1

Резко критикуя методы наказания, применявшиеся в царской России, П. Лесгафт с глубоким сожалением отмечал: «...все дело воспитания (и в семье, и в школе) зачастую сводится к тому, что ребенка нужно «учить», причем под словом «учить» нередко подразумевают «взыскать», «наказать», «пригрозить» и т. д.» [21].

Раскрывая негативное значение наказаний, ученый-гуманист отмечает главную сущность этих мер: ребенок, выросший под непрестанным применением их, представляет собой резкий и обособленный тип [8]. Характеризуя такой тип, Лесгафт отмечает у него такие отрицательные черты, как подозрительность, резкость и угловатость дейст-

1 Речь П.Ф. Лесгафта на торжественном заседании в память Н.И. Пирогова 23 ноября 1883 года. Впервые опубликована в сборнике «Труды Общества русских врачей» (1884).

вий, замкнутость, тупая и медленная реакция на внешние впечатления, проявление мелкого самолюбия и резкие выходки, сменяющиеся полной апатией. «Умственная неподвижность и вялость составляют самое общее, самое главное и выдающееся свойство этого ребенка». По глубокому убеждению Лесгаф-та, такой тип ребенка формируется в результате заведомо созданных условий, сущность которых заключается в крайней непедаго-гичности повседневных поступков окружающих ребенка людей, отсутствии элементарной человечности в воспитательной деятельности и в отношениях с ребенком. Конкретно это выражается в «. невозможности самостоятельно распоряжаться ребенку даже своими играми и развлечениями, строгое и постоянное взыскание за всякое нарушение установленных правил и порядков; отсутствие любви и доброго отношения к ребенку; неумелое и грубое отношение к своему делу со стороны воспитателей и наставников; полное их незнакомство с нравами и потребностями детей и преследование всякого проявления их личности, дум и рассуждений» [21].

Критикуя таких горе-воспитателей, Лес-гафт подчеркивает, что их действия возникают под влиянием личного раздражения и обычно применяются произвольно и безответно (то есть рефлекторно).

IV. Критика систем воспитания дошкольников играми

В работе «Об играх в семье» Лесгафт критически анализирует имеющиеся в России системы воспитания детей дошкольного возраста играми. Подробно он анализирует пригодность наиболее известной в то время системы Ф. Фребеля. Отрицательно оценивая данную систему, Лесгафт объясняет это тем, что применением системы Фребеля можно только приучить ребенка к различным техническим приемам и имитационным действиям; способствовать же его образованию и дать необходимый ему для этого материал при посредстве этой системы нельзя. «По этой системе ребенок не рассуждает над воспринятым и вообще над своими действиями, а поэтому он не в состоянии проявить свои индивидуальные способности. По этой причине система Фребеля несостоятельна, т. к. в ней нет условий для образования» [22].

V. За критику университетских порядков - увольнение без права преподавания

14 сентября 1871 г. Лесгафт, будучи профессором Казанского университета,

опубликовал критическую статью «Что творится в Казанском университете?», в которой подверг острой критике существовавшие административно-педагогические порядки в вузе. Примечательно то, что многие строки из этой статьи вполне справедливы и для нашего времени: «Каждое произвольное действие очень грустно, но еще грустнее и прискорбнее, если от произвола и беззаконных действий нет защиты, если отказываются не только разбирать, но и слушать о том, что делается... Вот почему необходимо прибегнуть к гласности по всем вопросам в деятельности университета» [23].

В ответ на такую беспрецедентную критику Лесгафт был уволен из университета без права заниматься педагогической дея-тельностью1.

Толстой А.Н. (1883-1945 гг.) - русский писатель.

Патриотизм - это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше... Это - сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание и ее несчастных дней [9].

1. Патриотическая тревога за жизнь людей в борьбе с холерой. Весной 1872 г. в южных губерниях России вспыхнула эпидемия холеры. Наиболее тревожное положение создалось в Могилевской губернии, куда летом этого же года для организации работы по прекращению эпидемии и был направлен П.Ф. Лесгафт. Данную опасную работу Лес-гафт воспринял как должное, хотя и не был специалистом-эпидемиологом. К тому времени эпидемия холеры достигла громадных масштабов. В официальном уведомлении губернатора Могилевской губернии министру внутренних дел России сообщалось о том, что в большинстве уездов губернии из числа заболевающих людей - 50 процентов умирают. Данные трагические события в Могилевской, Киевской, Волнынской и других губер-

1 Лишь в 1874 г. П.Ф. Лесгафту было вновь разрешено заниматься педагогической деятельностью в вузе.

ниях всколыхнули все передовые слои интеллигенции, глубоко переживающие общенародное горе и готовые оказать всяческую помощь.

На переднем крае в борьбе с холерой и оказался П.Ф. Лесгафт. Постоянное беспокойство и ответственность за жизнь людей, находящихся в очаге эпидемии - было естественным, но и одновременно тревожным состоянием Лесгафта. Эта патриотическая тревога ученого стала его духовной основой для успешной борьбы с холерой, в результате чего в короткие сроки (уже к началу августа) была ликвидирована опасность для жизни многих людей.

2. Бесплатная медицинская помощь крестьянам в период отпусков. Уезжая на летние каникулы (часто в обществе своих студентов), П.Ф. Лесгафт любил отдыхать на Волге в селе Новокрасное. Среди местного населения Лесгафт имел громадный авторитет и уважение за оказание различной медицинской помощи. Ученица и постоянный спутник Лесгафта в поездках на Волгу С.М. Познер вспоминала: «Крестьяне относились к Петру Францевичу не только с доверием и любовью, но подчас и с преклонением. Не раз можно было наблюдать такую картину: проходит Петр Францевич по деревне; обитатели гурьбой высыпают из изб и ничанают креститься, точно на чудотворную икону» [24].

Петр Францевич никогда не брал платы за оказанное лечение и очень сердился, когда деревенские жители пытались отблагодарить его крестьянскими продуктами - молоком, яйцами, овощами.

В этом - весь Лесгафт, в этом - осознание им своей неотъемлемости от своего народа и Родины, в этом - все его человеческое достоинство, ставящее общее благо выше личного. «Жить по правде и для других - самое великое дело, до чего только человек может желать достигнуть», - завещал он своему сыну [25].

1. Букин Ю.В. // Сов. здравоохранение. 1963. № 1. С. 73-80.

2. Выдрин В.М. // Лесгафтовцы. Л., 1986. С. 23-30.

3. Медынский Е.Н. // История русской педагогики. М., 1938. С. 394-402.

4. Глазунова И.Н. Патриотическое воспитание старшеклассников в учебно-воспитательной

деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Липецк, 2002.

5. Зайчиков А.Н. Педагогические основы воспитания патриотизма у допризывной молодежи на современном этапе развития российской государственности: дис. ... канд. пед. наук. М., 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Козлов А.А. Становление патриотизма и гражданственности современной российской молодежи: автореф. дис. ... д-ра социол. наук. СПб., 2000.

7. Лутовинцев В. И. Патриотизм и проблема его формирования у российской молодежи в современных условиях: дис. ... д-ра филос. наук. М., 1998.

8. Бодалев А.А. Психология общения. Воронеж, 1996. С. 256.

9. Воронцов В.П. Симфония разума. Афоризмы и изречения отечественных и зарубежных авторов. М., 1977. С. 17-30.

10. Судзиловский Ф.В., Шабунин А.В. Библиографический указатель публикаций П.Ф. Лес-гафта. Л., 1987.

11. Лесгафт П. Ф. // Отчет Санкт-Петербургского общества содействия физическому развитию за 1896 г. СПб., 1897. С. 3-6.

12. Лесгафт П.Ф. Два года тому назад... (о создании биологической лаборатории). СПб., 1896. Т. 1. Вып. 1. С. 11-12.

13. Лесгафт П.Ф. // Отчет о деятельности Санкт-Петербургского общества «Помощь в чтении больным и бедным» за 1896-97 гг. СПб., 1898. С. 3-7.

14. Лесгафт П.Ф. // Биржевые ведомости. 1906. № 9187. 9 февр.

15. Лесгафт П. Ф. О физическом образовании в профессиональной школе. СПб., 1891. С. 19-20.

16. Лесгафт П. Ф. Программа для преподавания гимнастики. СПб., 1875.

17. Лесгафт П.Ф. // Петербургская газета. 1906. № 42. 12 февр.

18. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. 3-е изд. СПб., 1912. С. 384. Ч. I.

19. Лесгафт П.Ф. // Русское общество. СПб., 1889. № 9-12.

20. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. СПб., 1893.

21. Лесгафт П.Ф. // Тр. об-ва русских врачей. СПб., 1884.

22. Лесгафт П.Ф. // Сообщение в обществе содействия физическому развитию. СПб., 1894.

23. Лесгафт П.Ф. // Санкт-Петербургские ведомости. 1871. № 262. 23 сент.

24. Познер С.М. // Фронт науки и техники. М., 1938. № 2.

25. Памяти П.Ф. Лесгафта. СПб., 1912. С. 115-116. Поступила в редакцию 28.12.2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.