Научная статья на тему 'Идеи социального развития младших школьников в процессе физического воспитания в теории и практике П. Ф. Лесгафта и В. С. Пирусского'

Идеи социального развития младших школьников в процессе физического воспитания в теории и практике П. Ф. Лесгафта и В. С. Пирусского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1008
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПЕТР ФРАНЦЕВИЧ ЛЕСГАФТ / ВЛАДИСЛАВ СТАНИСЛАВОВИЧ ПИРУССКИЙ / SOCIAL DEVELOPMENT OF PERSONALITY / PHYSICAL EDUCATION / YOUNGER SCHOOLCHILDREN / HISTORY OF PHYSICAL CULTURE / PETER FRANTSEVICH LESGAFT / VLADISLAV STANISLAVOVICH PIRUSSKY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аксёнова Анастасия Валентиновна

Статья посвящена важному аспекту современного образования социальному развитию, в частности в начальной школе. В конце XIX начале XX в. выдающиеся отечественные педагоги Петр Францевич Лесгафт и Владислав Станиславович Пирусский в своих научных трудах и практической деятельности предопределили современные тенденции в образовании. Они обосновали и доказали возможность социального развития личности в процессе занятий физическими упражнениями, а также взаимосвязь умственного, эстетического, нравственного, трудового воспитания с физическим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аксёнова Анастасия Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ideas of social development of younger schoolchildren in the process of physical education in the theory and practice of P.F. Lesgaft and V.S. Pirussky

The order of the society for education of independent, successful, and creative people able to interact effectively with surrounding people has existed for many years. However, today the problem of successful social development of younger generation in our country is the sharpest, and obligation of orientation to social development of younger schoolchildren is fixed by the state policy in the field of education. Physical Education classes give a chance of active interaction of pupils, of broad application of active forms of education such as outdoor and sport games, relay races, competitive situations, so physical education assumes the formation of independence, responsibility, mobility, organizing abilities, abilities to work in pairs and groups, to participate in an activity in different role positions of the pupil. Besides, physical education in practice does not exist without intellectual, esthetic, moral, and labour education, that is the spiritual shape of the person forms by correctly organized classes. This paper is devoted to the scientific and practical activities of great teachers of the end of the 19th beginning of the 20th centuries, Peter Frantsevich Lesgaft and Vladislav Stanislavovich Pirussky, in whose works and undertakings the ideas of the need of children's social development in the process of physical education more than 100 years ago were brightly shown. Lesgaft is called the founder of the system of physical culture of Russia. The first Institute of Physical Culture opened in Petersburg in 1919 is named after him. Pirussky is called the ''Siberian Lesgaft'' because he spread the progressive ideas of promoting the forces of nature and physical exercises in Tomsk. Our research is to find the analogies and distinctions in Peter Lesgaft's and Vladislav Pirussky's scientific and practical activities, and also to identify their ideas about the need of children's social development in the process of physical education. Both P. Lesgaft and V. Pirussky are called outstanding doctors and teachers, humanists by the contemporaries and historians. Their progressive views in many respects predetermined the content and forms of physical education at modern school. Many provisions and theories they offered are still relevant even today, when introducing the new federal state educational standards in educational institutions.

Текст научной работы на тему «Идеи социального развития младших школьников в процессе физического воспитания в теории и практике П. Ф. Лесгафта и В. С. Пирусского»

Вестник Томского государственного университета. 2013. № 375. С. 130-134

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

УДК 373.31

А.В. Аксёнова

ИДЕИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ П.Ф. ЛЕСГАФТА И В.С. ПИРУССКОГО

Статья посвящена важному аспекту современного образования - социальному развитию, в частности в начальной школе. В конце XIX - начале XX в. выдающиеся отечественные педагоги Петр Францевич Лесгафт и Владислав Станиславович Пи-русский в своих научных трудах и практической деятельности предопределили современные тенденции в образовании. Они обосновали и доказали возможность социального развития личности в процессе занятий физическими упражнениями, а также взаимосвязь умственного, эстетического, нравственного, трудового воспитания с физическим.

Ключевые слова: социальное развитие личности; физическое воспитание; младшие школьники; история физической культуры; Петр Францевич Лесгафт; Владислав Станиславович Пирусский.

Заказ общества на воспитание самостоятельных, успешных, творческих людей, умеющих эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, существует долгие годы. Однако сегодня проблема успешности социального развития подрастающего поколения в нашей стране стоит наиболее остро, в частности, по отношению к категории младших школьников. Следствием этого явилось введение в начальных школах Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения, в содержании которого среди образовательных ориентиров появляется социальное развитие учащихся, обязательность которого, таким образом, закреплена государственной политикой [1. С. 53].

Младший школьный возраст является ключевым этапом развития личности, от результатов которого зависит качество последующего обучения человека и всей его жизни, сензитивным периодом его личностного и социального становления, периодом усвоения норм и ценностей семьи, школы, общества. Данным фактом подчеркивается крайняя необходимость способствовать социализации детей в учебно-воспитательном процессе в начальном звене массовых школ, уделять внимание взаимоотношениям педагога и обучающихся, одноклассников между собой, развитию учебно-познавательных потребностей и мотивов детей, элементов рефлексии у них. Недостаточная теоретическая база внедрения новых ФГОС в образовательный процесс усугубляется разнообразием контингента массовых начальных школ: в одном классе обучаются дети одаренные, с задержкой психического развития, педагогически запущенные, инвалиды, выходцы из неблагополучных семей, т.е. категории, требующие психологической компетентности педагога и особого индивидуального подхода. Конечно, представители данных групп учились в школах всегда, однако еще 10 лет назад специально для них открывались классы коррекционного и компенсирующего обучения с невысокой наполняемостью (до 12 человек).

Физическое воспитание определяется как вид воспитания, или специализированный педагогический процесс, содержанием которого является воспитание физических качеств, формирование двигательных умений и

навыков, специальных знаний и мотивации на самостоятельные занятия физическими упражнениями и здоровый образ жизни. За счет активного взаимодействия занимающихся на занятиях физическими упражнениями, за счет широкого применения активных форм обучения, таких как подвижные и спортивные игры, эстафеты, соревновательные ситуации, физическое воспитание предполагает формирование самостоятельности, ответственности, мобильности, организаторских умений, способностей работать в парах и группах, участвовать в деятельности в разных ролевых позициях (играющий, ведущий, судья, контролер и т.д.). Кроме того, физическое воспитание на практике не существует без умственного, эстетического, нравственного, трудового воспитания, т.е. на правильно организованных занятиях физическими упражнениями формируется духовный облик человека, происходит его социальное развитие.

В этой связи данная статья посвящена научной и практической деятельности великих педагогов конца XIX - начала XX в. - Петра Францевича Лесгафта (1837-1909) и Владислава Станиславовича Пирусского (1856-1933), в чьих трудах и начинаниях более 100 лет назад ярко проявились идеи необходимости социального развития детей в процессе физического воспитания.

И Лесгафт, и Пирусский имели медицинское образование, вели лечебную практику, активно занимались общественной работой, пропагандируя идеи необходимости физических упражнений для укрепления здоровья и формирования личности человека. Лесгафта по праву называют основоположником системы физического воспитания России, его именем назван первый Институт физической культуры, открытый в Петербурге в 1919 г. Пирусского часто называют «сибирским Лесгафтом» за то, что он распространял в Томске прогрессивные идеи по популяризации естественных сил природы и физических упражнений.

Наше исследование направлено на установление аналогий и различий в научной и практической деятельности Петра Лесгафта и Владислава Пирусского, а также на выявление идей о необходимости социального развития детей в процессе физического воспитания.

Мы говорим об истоках идей по той причине, что термин «социальное развитие» появился гораздо позже

из понятия «социализация», которое в те годы стало использоваться применительно к человеку благодаря американскому социологу Ф.Г. Гиддингсу (впервые встречается в книге «Теория социализации»). В 1887 г. он употребил данный термин в близком к современному значении, используя словосочетания «развитие социальной природы» и «подготовка человеческого материала к социальной жизни». Кроме того, в те годы лишь появляется термин «физическое воспитание», более распространенным его аналогом на тот момент был термин «гимнастика», который Лесгафт расширил и сформулировал «физкультурное образование». Интересно, что в России из «физического воспитания» «выросло» понятие физической культуры (часть общей культуры), а само физическое воспитание сегодня понимается как часть физической культуры применительно к образовательным заведениям. При этом за рубежом во всем мире более распространено понятие «физкультурное образование», содержание которого обосновал еще Петр Францевич Лесгафт в конце XIX в. Во многом это объясняется тем, что Петр Францевич создал свою теорию физкультурного образования после многолетнего изучения гимнастических систем, столь популярных в те годы в странах Западной Европы.

Для понимания истоков педагогических идей в сфере физической культуры в рассматриваемые годы охарактеризуем особенности развития данного общественного явления в России и за рубежом.

До XVIII в. в Российском государстве практически отсутствовали государственные формы физического воспитания, исключение составляли лишь военные учебные заведения, в которых изучали так называемые телесные упражнения [2. С. 70-91]. Это значит, что ценность здоровья, своего тела, культура движений формировались у подрастающего поколения в рамках народных форм: национальных игр, развлечений, забав, кулачных боев и видов борьбы, которые были обусловлены культурными и географическими факторами. Как показал анализ исторической литературы, в нашей стране физическое воспитание осуществлялось лишь в отдельных частных школах дореволюционной России в конце XIX - начале XX в. Обязательным же учебным предметом в отечественных школах физическое воспитание было введено государственным документом 1918 г. «Положение о единой трудовой школе».

Для сравнения: в континентальных странах Западной Европы с XVIII в. активно распространяются гимнастические системы физической культуры. В те годы под гимнастикой понимали вообще систему упражнений: бег, плавание, ходьбу, упражнения на месте, катание на велосипеде, борьбу. Рост популярности физических упражнений в XVIII в. был связан с бурным ростом промышленного производства (а следовательно, необходимости специальной физической подготовки рабочих) и необходимостью защиты независимости границ собственного государства. Например, французская гимнастика появилась в армии Наполеона, немецкая гимнастика - как средство защиты от нападения, сокольская (чешская) система также была призвана поднять боевой дух, патриотизм и уровень подготовленности населения. Постепенно военно-прикладная направленность гимнастики смещалась в сторону ре-

шения воспитательных задач подрастающего поколения. Интересно, что иной контекст изначально имело применение физических упражнений в английских и американских колледжах с XIX в.: их целью можно считать организацию досуга молодежи, ведение здорового образа жизни, развлечение, сплочение студенческого сообщества внутри образовательного заведения. Таким образом, зарождается спортивно-игровое направление занятий физическими упражнениями. Кроме того, толчком к развитию спорта по всему миру, популяризации физических упражнений, в частности, в России явилось создание Международного Олимпийского комитета в 1894 г., а также проведение Олимпийских игр в Афинах через два года [3. С. 21].

Возвращаясь к вопросам физического воспитания в России конца XIX в., отметим недостаток кадров, спортивных сооружений и помещений. Например, первый стадион в Российской империи был построен лишь в 1912 г. в Киеве специально к I Российским Олимпийским играм. В основном физическая культура того времени развивалась на общественных началах:

- заинтересованные представители дворянского класса и меценаты открывали спортивные общества («Общество телесного воспитания “Богатырь”», «Общество русских скаутов», «Общество физического и нравственного воспитания “Маяк”»);

- открывались частные учебные заведения, в которых культивировалось физическое воспитание.

Вопреки сложившейся ситуации в нашей стране Петр Францевич Лесгафт создал передовую систему физического воспитания - во многом благодаря тому, что он в течение двух лет, с 1874 по1876 г., по заданию Военного министерства изучал опыт преподавания гимнастики и подготовки специалистов в сфере физического воспитания знаменитых деятелей того времени. Среди них Ф. Аморос во Франции, И. Гутс-Мутс и Ф. Ян в Германии, Г. Линг в Швеции [4. С. 3].

Анализ научных трудов Лесгафта [5] позволяет говорить о наличии в его работах идей необходимости социального развития детей на занятиях физическими упражнениями, особое место в данном аспекте занимает организация игры.

Игра есть упражнение, посредством которого ребенок готовится к жизни. В процессе игры ребенок приучается к действиям, которые ложатся в основу его привычек, обычаев. Плюс игры состоит в том, что с ней связано чувство удовольствия. После игры, в которую ребенок играл по своей воле, он обычно рассуждает о значении того, что он делал и как он делал. Таким образом, он приобретает умение рассуждать о своих действиях [5. С. 174]. Только при помощи рассуждений и развиваемой мысли ребенок становится человеком. С нашей точки зрения, Лесгафт сообщает об игре как об обязательном условии формирования начальных форм рефлексии, что действительно является важным аспектом жизни человека в обществе, его социализации. При этом игра должна отвечать ряду требований [5. С. 175]: точно намеченная цель; соответствие уровню ребенка, должна восприниматься им с удовольствием; предварительная освоенность действий и правил игры; систематическое усложнение правил, являющихся законом, за выполнением которых должны следить сами зани-

мающиеся; в играх, по мнению П.Ф. Лесгафта, исключаются состязания, отличия, награды, наказание.

Кроме того, игра ребенка - зеркало среды, в которой он живет и развивается [5. С. 182].

Лесгафт отмечал, что цель школы - содействовать образованию ребенка, выработке самостоятельных образов и положений [5. С. 184], что напрямую указывает на педагогические условия любого учебно-воспитательного процесса, которые способствуют формированию мобильности, ответственности, творческого подхода и проявлению на занятиях своей воли, а не только умения учитывать желания педагога. Помимо занятий, Лесгафт считал полезными прогулки, посещение различных учреждений, ремесленных и промышленных заведений, в течение которых ребенок знакомится с реальными условиями жизни [5. С. 190], социализируется. Именно подобное построение работы с детьми в школе, по мнению Лесгафта, следует считать эффективными условиями социального развития.

Социальная сфера ребенка, т.е. особенности общения со сверстниками и взрослыми, его поведения, учебные склонности, ярко отражена П.Ф. Лесгафтом еще в конце XIX в. При изучении особенностей поведения детей младшего школьного возраста Лесгафт разделил их на шесть категорий (типов), среди них [6. С. 31-40]:

- «лицемерный тип», отличающийся лживостью и хитростью, покорностью и старательностью не ради интереса к учебе, а ради похвалы; представители данной группы, по мнению Лесгафта, не пользуются успехом в общении со сверстниками;

- «честолюбивый», который присущ школьникам, стремящимся быть во всем первыми, которые привыкли к восхищению в семье по малейшему поводу; при отсутствии интереса к занятиям (аналогично первому типу) такой школьник пытается не понять смысл учебного материала, а выучить его наизусть, огорчается при малейшей ошибке;

- «добродушный» тип считался Лесгафтом наиболее «положительным», оптимальным для учебных успехов и дружбы с другими детьми, спокойным, способным к самостоятельному труду с ориентацией на познание сущности объектов;

- представители «заласканного типа» с детства были окружены преувеличенной заботой, поэтому часто лишались самостоятельности, к младшему школьному возрасту они приобретают множество страхов, становятся пассивными и безвольными;

- «злостно-забитый тип» проявляется в виде равнодушия ко всему окружающему, агрессивности, желания нарушать установленные правила и нормы поведения, причиной чего Лесгафт называет излишнюю строгость, завышенные требования по отношению ребенку и чрезмерное применение наказаний в воспитании;

- представители «угнетенного типа» являются выходцами из семей, где к детям хотя и относятся позитивно, но уделяют им недостаточно внимания.

Лесгафт выступал за правильное семейное воспитание как основу социального развития, а также большое значение придавал связи школы с жизнью. «Книжное образование без соприкосновения с жизнью не готовит к самостоятельности», - так утверждал Лесгафт, под-

черкивая необходимость воспитания в человеке прежде всего инициативы, самостоятельности, мобильности, а уже затем получение предметных знаний, развитие памяти, внимания и т.д. Умственное воспитание при этом неотделимо от физического [6. С. 32].

Всех людей Лесгафт делил на «художников» и «ремесленников». Первые - это те, кто творит, создает и тем самым содействует развитию культуры общества, а вторые - те, кто трудится ради заработка и старается как можно больше получить материальных благ, не задумываясь о пользе обществу. Во многом по этой причине Лесгафт называл главной задачей педагогики, а также умственного и физического воспитания - «воспитание художников» - «людей, которые бы ясно представляли себе, чего они хотят добиться, и старались бы сделать для общества как можно больше полезного».

Лесгафт понимал, что для претворения в жизнь своих идей на территории России ему нужны союзники, единомышленники, последователи. Руководя открытым в 1893 г. в Петербурге Обществом содействия физическому развитию (ОСФР), члены которого занимались пропагандой прогрессивных идей о необходимости физического воспитания, о его связи с умственным, нравственным и эстетических развитием человека (строили катки, игровые площадки, проводили встречи с воспитателями и родителями, экскурсии и игры с детьми), Лесгафт приходит к выводу о необходимости подготовки квалифицированных кадров для работы с населением, в частности с подрастающим поколением. Так в 1896 г. открываются «Курсы руководительниц и воспитательниц физического образования», первые лекции которых Лесгафт лично проводит у себя дома. Слушатели курсов получали серьезное общее и профессиональное образование, а сами занятия были весьма популярными не только за пределами Петербурга, но и в России в целом.

В 1905 г. в связи с революционными событиями курсы были закрыты, позднее Лесгафту удалось восстановить их работу под иным названием - Высшая вольная школа, в которой помимо отделения физического воспитания действовали еще два: педагогическое и биологическое. У дверей курсов постоянно дежурил наряд полиции, в 1906 г. они были закрыты, хотя в 1907 г. занятия ненадолго возобновились.

Петр Францевич Лесгафт состоял в переписке также с врачом Владиславом Станиславовичем Пирусским, проживающим в Томске, которого позднее назовут «сибирским Лесгафтом» [7. С. 15].

Отметим, что для тех времен было совершенно обычным явлением, когда специалисты с медицинским образованием занимались вопросами педагогики в сфере физической культуры. Доктор Владислав Францевич Краевский («отец тяжелой атлетики») основал в Петербурге кружок любителей атлетики, а педиатр Егор Арсеньевич Покровский впервые в России того времени систематизировал народные подвижные игры для детей. Это еще раз подчеркивает проблему не недостатка кадров, а их отсутствия в сфере физической культуры.

Останавливаясь подробнее на деятельности Владислава Станиславовича Пирусского, отметим, что в вопросах физического воспитания она носила не столько научный, сколько практический характер.

Владислав Станиславович Пирусский говорил: «Опыт работы показал мне, что в деле здоровья первую скрипку играет не лечение, а сохранение здоровья и умение поддержать его соответствующим способом» [8. С. 48], поэтому он призывал население соблюдать правила личной и общественной гигиены, использовать оздоровительные силы природы (солнце, воздух, вода) и физические упражнения. Для реализации данных идей Пирусский инициировал создание Общества содействия физическому развитию в Томске, деятельность которого постепенно вышла за рамки первоначальных замыслов профилактики эпидемий и высокой заболеваемости населения. Интересно, что подобные общества с одноименным названием появлялись по всей России в конце XIX в., при этом первым открывается ОСФР в 1893 г. в Петербурге, руководимое Лесгафтом, а второе через два года - в Томске.

Общество существовало на средства от пожертвований и состояло в ведении Министерства внутренних

дел. Просуществовав чуть более двух десятилетий, ОСФР предопределило облик физической культуры как явления не только в центре Томской губернии, но и в вообще в Сибири.

Для того времени появление общественной организации, пропагандирующей идеалы физически крепких, развитых людей, занимающихся спортом (в то время - «гимнастикой») и выступающих на соревнованиях, было нормой в среде прогрессивной интеллигенции, однако данная тенденция не могла решить проблему недостатка, а точнее отсутствия государственных учреждений в сфере физической культуры.

Известно, что Пирусский состоял в переписке с Лесгафтом, однако это был далеко не единственный его способ пополнения передовых для того времени взглядов на физическую культуру. Пирусский в 1896 г. за свой счет стажировался в Вене и Швейцарии.

Т а б л и ц а 1

Сравнение аспектов научной, общественной и педагогической деятельности П.Ф. Лесгафта и В.С. Пирусского

Аспект П.Ф. Лесгафт (1837-1909) В.С. Пирусский (1856-1933)

Наличие медицинского образования, осуществление лечебной деятельности + Защитил две диссертации на степень доктора медицины и хирургии +

Деятельность общественной организации «Общество содействия физическому развитию» (ОСФР) Является ученым секретарем и фактическим руководителем ОСФР, открывшимся в 1893 г. в г. Петербурге Инициатор открытия Общества содействию физическому развитию в г. Томске в 1895 г.

Подготовка специалистов в сфере физической культуры В 1877 г. - организация учебногимнастических курсов для офицеров при Второй военной гимназии. В 1896-1907 гг. открывает «Курсы руководительниц и воспитательниц по физическому образованию» (с 1905 г. - Высшая вольная школа, в составе которой, помимо отделения физического воспитания, были педагогическое и биологическое отделения) В 1909 г. - первые в Сибири курсы гимнастики для учащихся и взрослых, а в 1910 г. - для учащихся средних школ. В 1914 г. - краткосрочные курсы по подготовке инструкторов для детских ясель, дошкольных и школьных площадок. В 1917 г. - «Курсы руководителей» (двухгодичные, субсидируемы Министерством народного просвещения). 1920 г. - открытие третьего в России Института физической культуры, который просуществовал три года

Проведение экскурсий, занятий играми для детей, подготовка катков в зимнее время и пляжей - в летнее + +

Научное издание - С 1912 г. - инициатор создания научного периодического издания «Здоровье для всех»

Открытие внешкольного учреждения для проведения занятий физическими упражнениями с детьми - Открытие Дома физического развития (школа-манеж)

Открытие лаборатории для научных исследований В 1894 г. - открытие научной лаборатории -

Оздоровительные детские колонии и лагеря в сельской местности - Открытие: - в 1896 г. дачных колоний для физически отсталых детей в деревне Кисловой; - в 1898 г. - Басандайской колонии; - в 1917 г. - первого в России пионерского лагеря на курорте «Озеро Шира»

Взаимосвязь видов воспитания (в теории или практической деятельности) Взаимосвязь физического, умственного, нравственного воспитания Взаимосвязь физического, умственного и трудового воспитания

Направленность деятельности в сфере физической культуры Научная и общественная Общественная

В 1896 г. в Томске по инициативе Пирусского впервые открывается первая общественная купальня (пляж). На месте, арендованном у Алексеевского монастыря, на деньги нескольких меценатов оборудуется Монастырская площадка для подвижных игр с приспособлениями:

для лаун-тенниса, крокета, крикета, городков, лапты, кеглей, были также конь, лестницы, параллельные брусья, наклонная площадка, две конструкции гигантских шагов и три пожертвованных населением велосипеда, широкая дорожка для бега и езды на велосипедах.

Кроме этого, на деньги торгового дома «Е. Кухтерин и сыновья» открывается Воскресенская площадка с катком, которая позже была перенесена с места нынешнего дома Макушина на Воскресенскую гору. Известно, что с 1911 г. здесь регулярно проводились народные гуляния, этому способствовали сооружения и имеющийся инвентарь: кегли, скакалки, коньки, гигантские шаги, городки, ходули, санки с сиденьем, коньки, катушки. Интересно, что площадки работали круглый год с 9 утра под присмотром членов общества. На территорию Монастырской площадки имели право входа все дети, члены общества и посторонние по именным билетам [8. С. 59], а на Воскресенскую - бедные бесплатно, а состоятельные за плату - 30 копеек в месяц [8. С. 60]. Члены ОСФР в общей сложности способствовали открытию трех катков в Томске, два из которых могли посещаться учащимися и детьми бесплатно.

В этом же году в деревне Кисловой обществом открывается первая дачная колония для физически отсталых детей, в которой в течение 2,5 месяцев жили 9 мальчиков и девочек из нуждающихся семей. Сегодня подобно учреждение мы бы назвали летним лагерем с оздоровительной направленностью или санаторием. Среди оздоровительных процедур юных «колонистов» были прогулки и игры на свежем воздухе, купание, выполнение домашних работ, занятия чтением и письмом, следует отметить разнообразное питание, рацион состоял из мясных и молочных продуктов, свежих овощей.

В 1898 г. в семи верстах от железнодорожной станции Басандайка (ныне Межениновская) ОСФР во главе с Владиславом Пирусским открылась Басандайская колония, в которой в первый год работы отдыхало 67 детей обоего пола [8. С. 66]. В данном учреждении гармонично сочетались строгий распорядок дня, хозяйственные работы, физический и умственный труд, за-

нятия рукоделием, прогулки и живое общение. Сегодня, по прошествии более 100 лет, мы понимаем, что идеи, реализованные в практике В.С. Пирусским, не утратили своей актуальности и в наши дни.

В таблице приведена сравнительная характеристика деятельности П. Лесгафта и В. Пирусского.

И П. Лесгафта, и В. Пирусского современники и историки называют выдающимися врачами и педагогами, гуманистами, их прогрессивные взгляды во многом предопределили содержание и формы физического воспитания в современной школе, многие положения и теории, предложенные ими, не утратили актуальности и сегодня во время внедрения новых ФГОС в образовательных заведениях. Их деятельность и научные труды доказывают имеющуюся взаимосвязь физического, умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания, необходимость формирования мыслящего, самостоятельного, умеющего общаться и осознавать окружающую действительность человека, обязательность акцентов в работе с детьми на их социальном развитии. Ориентация на социальное развитие ребенка в большей степени раскрывалась в теоретических научных трудах П.Ф. Лесгафта, жившего и творившего в Петербурге, и в практической (общественной) деятельности В.С. Пирусского. Однако идеи Пирусского воплотились в более разнообразных практических формах, например, в создании Дома физического развития, детских оздоровительных колоний, содействии введению горячих завтраков для детей бедняков [9]. Творчество выдающихся российских педагогов и общественных деятелей П. Лесгафта и В. Пирусского является ярким примером реализации педагогических идей социального развития детей в процессе занятий физическими упражнениями, взаимосвязи умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического воспитания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Селютина А.В. Модель социального развития младших школьников средствами адаптивной педагогики // Вестник Томского государствен-

ного педагогического университета. 2012. № 4 (119). С. 53-58.

2. Голощапов БР. История физической культуры и спорта : учеб. пособие для вузов. М. : Академия, 2009. 308.

3. Олимпийский учебник студента : учеб. пособие для олимп. образования в высш. учеб. заведениях / Олимпийский комитет России. 9-е изд.

перераб. и доп. М. : Сов. спорт, 2011. 136 с.

4. Бутыркин В.В. Черты из биографии П.Ф. Лесгафта // Математическая морфология: электронный математический и медико-биологический

журнал. 2000. Т. 3, № 3. С. 1-14.

5. Лесгафтовцы: о спортивной, трудовой и боевой славе Ленинградского института физической культуры имени П.Ф. Лесгафта / сост.

В.У. Агеевец. Л. : Лениздат, 1986. 175 с.

6. Лесгафт П.Ф. Избранные труды / сост. Н.И. Решетень. М. : Физкультура и спорт, 1987. 358 с.

7. Иконников С.К. Летопись томского спорта: страницы истории в фотографиях конца XIX - начала XXI века. Томск : Дельтаплан, 2011. 419 с.

8. Иконников С.К. Доктор Пирусский. Томск, 2005. 371 с.

9. Лобанов В.В. Историко-педагогический анализ новаторских оздоровительно-воспитательных практик В.С. Пирусского в Томской губернии

конца XIX - начала XX века // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 4 (132). С. 60-65.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 2 сентября 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.