Научная статья на тему 'Проблемы подготовки педагогических кадров по физической культуре: история и современность'

Проблемы подготовки педагогических кадров по физической культуре: история и современность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
825
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СПЕЦИАЛЬНО ОБУЧЕННЫЕ КАДРЫ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ УНИВЕРСИТЕТА / PHYSICAL TRAINING / REHABILITATE HEALTH PRACTICE / SOCIAL DEVELOPMENT / SPECIAL EDUCATED PHYSICAL TRAINING TEACHERS / SCIENTIFIC AND RESEARCH TRAINING OF UNIVERSITY TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ревякина В. И., Ревякин Ю. Т.

Проанализированы оригинальные педагогические теории петербургского ученого П. Ф. Лесгафта и эксперименты томского доктора В. С. Пирусского, базирующиеся на основополагающих принципах медицины и образования. Новаторские опыты этих деятелей в области физической культуры и нравственного оздоровления населения, значительно опередившие свое время, и сегодня представляют интерес для студентов, аспирантов, преподавателей, научных работников в области физической культуры и спорта. Рассмотрен опыт научной подготовки педагогов высшей квалификации в Томском государственном педагогическом университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF TEACHING PHYSICAL TRAINING TEACHERS: HISTORY AND TODAY

This article analyzes the original pedagogical theories of Petersburg scientist P.F. Lesgaft and Tomsk researcher Dr. V. S. Pirussky basing on the main principles of medicine and education. The pioneering experiments of these persons at branch of physical training and moral improvement of the population were significantly ahead of their time. Today this work is of interest to students, teachers, researchers of physical training and sport. The experience of teachers with high qualification is examined in Tomsk State Pedagogical University.

Текст научной работы на тему «Проблемы подготовки педагогических кадров по физической культуре: история и современность»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

УДК 374 (091); 37 (092)

В. И. Ревякина, Ю. Т. Ревякин

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Проанализированы оригинальные педагогические теории петербургского ученого П. Ф. Лесгафта и эксперименты томского доктора В. С. Пирусского, базирующиеся на основополагающих принципах медицины и образования. Новаторские опыты этих деятелей в области физической культуры и нравственного оздоровления населения, значительно опередившие свое время, и сегодня представляют интерес для студентов, аспирантов, преподавателей, научных работников в области физической культуры и спорта. Рассмотрен опыт научной подготовки педагогов высшей квалификации в Томском государственном педагогическом университете.

Ключевые слова: физическое воспитание, оздоровительная практика, социальное развитие, специально обученные кадры педагогов физической культуры, научно-исследовательская подготовка преподавателей университета.

Физическое воспитание, являясь одной из основных частей воспитания и развития человека, имеет глубокие исторические корни. Практически во всех формациях развития и становления общества просматривается тенденция заботы о здоровье и работоспособности людей с целью наиболее оптимальной подготовки к жизненным условиям. В этой связи профессиональная деятельность педагога по физической культуре, тренера в современном образовательном пространстве имеет высокое предназначение, поскольку посредством физической культуры происходит выявление потенциала и формирование личности, приобщение ее к общечеловеческим ценностям.

Отметим совершенно обычное для России Х1Х -начала ХХ в. явление, когда вопросами педагогики в сфере физической культуры как неотъемлемой части охраны детства занимались специалисты с медицинским образованием, среди которых назовем имена наших замечательных соотечественников Петра Францевича Лесгафта (1837-1909) и Владислава Станиславовича Пирусского (1857-1933).

И Лесгафт, и Пирусский имели медицинское образование, вели лечебную практику, активно занимались общественной работой, пропагандируя идеи необходимости физических упражнений для укрепления здоровья и формирования интеллектуально полноценной, нравственной, социально ориентированной личности.

В. С. Пирусский, авторитетный практикующий томский врач и пропагандист двигательной активности, утверждал: «Опыт работы показал мне, что в деле здоровья первую скрипку играет не лечение,

а сохранение здоровья и умение поддержать его соответствующим способом». Поэтому он призывал население соблюдать правила личной и общественной гигиены, использовать оздоровительные силы природы и физические упражнения. Именно для реализации данных идей самое первое Общество содействия физическому развитию (далее - ОСФР) в России было открыто в 1893 году в Петербурге, руководимое Лесгафтом, а второе через 2 года - в Томске по инициативе и во главе с В. С. Пирус-ским. Известно, что врач Владислав Станиславович Пирусский, проживающий в Томске, состоял в переписке с известнейшим петербургским ученым П. Ф. Лесгафтом, во многом разделял и в собственной практике использовал его теоретические наработки. Видимо, именно поэтому доктора Пирус-ского современники признали и назвали «Сибирским Лесгафтом», поскольку именно он один из первых пропагандировал и реализовывал в Томске прогрессивные идеи по популяризации оздоровительных естественных сил природы и физических упражнений [1].

Томское общество существовало на средства от пожертвований и состояло в ведении Министерства внутренних дел. Деятельность ОСФР в течение почти двух десятилетий во многом предопределила будущие формы и принципы физической культуры как явления не только в Томской губернии, но в целом в сибирских территориях [2].

П. Ф. Лесгафта по праву называют основоположником системы физического воспитания России, его именем назван первый Институт физической культуры, открытый в Петербурге в 1919 г.

П. Ф. Лесгафт создал передовую систему физического образования во многом благодаря тому, что он в течение двух лет (1874-1876 гг.) по заданию военного министерства изучал опыт преподавания гимнастики и подготовки специалистов в сфере физического воспитания известными деятелями того времени [3]. Главный принцип образовательной теории Лесгафта - единство физического и умственного развития человека, он считал систему направленных упражнений средством не только физического, но и умственного, нравственного и эстетического воспитания. Большое значение придавал подвижным играм как средству формирования характера ребенка.

Игра, по Лесгафту, есть упражнение, посредством которого ребенок готовится к жизни. В процессе игры ребенок приучается к действиям, которые ложатся в основу его привычек, обычаев. Плюс игры состоит в том, что с ней связано чувство удовольствия. В играх, по твердому убеждению П. Ф. Лесгафта, должны быть исключены состязательность, награды, наказание. Игра ребенка есть зеркальное отражение среды, в которой он живет и развивается [3].

П. Ф. Лесгафт понимал, что для претворения в жизнь своих идей на территории России ему нужны единомышленники, последователи. Руководя открытым в 1893 г. в Петербурге обществом содействия физическому развитию (ОСФР), Лесгафт пришел к выводу о необходимости подготовки квалифицированных кадров для работы с населением, в особенности с подрастающим поколением. Для решения задачи подготовки специально обученных кадров в 1896 г. Лесгафт открыл Курсы руководительниц и воспитательниц физического образования, заложив таким образом основу подготовки педагогических кадров по физическому воспитанию для детских садов и школьных учреждений. Слушатели курсов получали серьезное общее и профессиональное образование, а сами занятия были весьма популярными даже за пределами Петербурга.

Поскольку теоретические замыслы и реальная практика П. Ф. Лесгафта и В. С. Пирусского во многом совпадают, есть смысл дать сравнительную характеристику их многоплановой разносторонней деятельности.

Таблица дает наглядное представление о теоретических замыслах начала ХХ в. и первоначальных опытах практического воплощения идеи подготовки специально обученных кадров по физическому воспитанию для работы с детьми, молодежью и со взрослым населением.

Таким образом, П. Ф. Лесгафта и В. С. Пирус-ского современники и историки справедливо называют выдающимися теоретиками и педагогами-

практиками, гуманистами. Их прогрессивные взгляды во многом предопределили содержание и формы физического воспитания в современной школе, многие положения и теории, предложенные ими, не утратили актуальности и сегодня в новых ФГОС для образовательных учреждений. Их новаторская деятельность и научные труды доказывают имеющуюся взаимосвязь физического, умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания, необходимость формирования мыслящего, самостоятельного, умеющего общаться и осознавать окружающую действительность человека, обязательность акцентов в работе с детьми на их социальном развитии. Ориентация на социальное развитие ребенка, в том числе средствами двигательной активности, в значительной мере раскрывалась в теоретических научных трудах П. Ф. Лесгафта. А идеи В. С. Пирусского получили воплощение в организации разнообразных практических форм, например, в создании Дома физического развития, детских оздоровительных колоний, в содействии введению бесплатных горячих завтраков для детей бедняков [2]. Творчество выдающихся российских педагогов и общественных деятелей является ярким примером реализации педагогических идей социального развития детей в процессе занятий физическими упражнениями в неразрывной взаимосвязи с умственным, эстетическим, нравственным, трудовым и физическим воспитанием.

Общеизвестно, что в период 1920-195 0-х гг. образовательные учреждения нашей страны испытывали острейший дефицит в специалистах по физической культуре, так как была крайне ограниченной сеть средних специальных и высших учебных заведений по их подготовке, в связи с чем многие преподаватели этого учебного предмета в школах, техникумах и даже в вузах не имели специального профессионального образования. Как видим, аксиоматичная формула «кадры решают все» применительно к подготовке специалистов для образовательной сферы на протяжении десятков лет в стране в целом, а в Сибири в особенности, не утрачивала своей остроты.

С целью решения дефицита физкультурных педагогических кадров в 1949 г. в городе Томске в педагогическом институте (с 1995 г. - университете) был открыт единственный в Сибири того хронологического этапа факультет физической культуры и спорта. Благодаря этому необходимому и своевременному событию уже спустя десятилетие и в Томской области, и в соседних сибирских территориях была снята проблема нехватки учителей физической культуры с высшим образованием.

Что касается подготовки вузовских преподавателей, то с целью обеспечения сектора науки и

Сравнение научной, общественной и педагогической деятельности П. Ф. Лесгафта и В. С. Пирусского

Основные направления жизнедеятельно сти П. Ф. Лесгафт (1837-1909) В. С. Пирусский (1856-1933)

Образование. Профессиональная деятельность Практикующий врач. Занимался наукой: защитил две диссертации на степень доктора медицины и хирургии По диплому основная медицинская степень «лекарь». Практикующий врач высокой квалификации. Организатор и председатель Общества врачей в г. Томске

Создание общественных организаций Ученый секретарь и руководитель первого в России Общества содействия физическому развитию, открывшегося в 1893 г в г. Петербурге 1895 г. - инициатор открытия Общества содействию физическому развитию в г. Томске. Многолетний председатель этого общества. 1918-1924 - руководитель физкультурного совета Губздрава

Подготовка квалифицированных педагогических кадров по физическому воспитанию детей В 1877 г. - организация учебно-гимнастических курсов для офицеров при Второй военной гимназии. В 1896-1907 г. инициирует открытие Курсов руководительниц и воспитательниц по физическому образованию (с 1905 года - Высшая вольная школа, в составе которой, помимо отделения физического воспитания, были педагогическое и биологическое отделения) В 1909 г. - первые в Сибири курсы гимнастики для учащихся и взрослых, а в 1910 г. - для учащихся средних школ. В 1914 г. - краткосрочные курсы по подготовке инструкторов для детских яслей, дошкольных и школьных площадок. В 1917 - Курсы руководителей двухгодичные, субсидируемые Министерством народного просвещения. 1920 г. - открытие третьего в России Института физической культуры, который просуществовал 3 года

Виды физкультурной и оздоровительной деятельности Проведение игровых занятий для детей, подготовка катков в зимнее время и пляжей - в летнее Организация зимних и летних городских площадок для спортивных занятий детей и взрослых, оздоровительных летних колоний для физически ослабленных детей

Научная деятельность Создатель российской системы физического образования. Труд «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста». Собрание педагогических сочинений, т. 1-5; Избр. пед. соч., т. 1-2 С 1912 г. - инициатор и редактор научного периодического издания «Здоровье для всех» в Томске. Рукописные и печатные статьи и доклады

Внешкольные учреждения для детей Частные детские сады (для детей состоятельных родителей) Дом физического развития (школа-манеж) для детей беднейших слоев населения

Научные исследования В 1894 г. - открытие научной лаборатории Разработка теории и внедрение мототерапии (ЛФК) в Томском физиотерапевтическом институте

Взаимосвязь видов воспитания (в теории или практической деятельности) Взаимосвязь физического, умственного и нравственного воспитания Взаимосвязь физического, умственного, нравственного и трудового воспитания

Направленность деятельности в сфере физической культуры Научная и общественная Общественная

высшего образования преподавательскими кадрами высшей квалификации разработана и до настоящего времени реализуется государственная программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России». Так, в 1994 г. при кафедре теоретических основ физического воспитания ТГПУ была открыта аспирантура по специальности 13.00.04. К настоящему времени аспирантами этой кафедры защищено и утверждено 25 кандидатских диссертаций, однако даже этот вполне приличный показатель (по сравнению с другими

вузовскими структурами) не означает, что все проблемы окончательно решены.

Анализируя опыт первых лет подготовки кандидатов наук по специальности 13.00.04 в Томском педагогическом университете, отметим, что в 1990-е гг. указанные показатели превышали среднероссийские. Это было обусловлено тем, что в аспирантуру на конкурсной основе поступали выпускники факультета физической культуры, имеющие дипломы с отличием и высокую степень мотивации к серьезным занятиям наукой. Как правило, на

студенческом этапе они сдавали экзамены и защищали рефераты только на отличные отметки. Многие из них на момент поступления в аспирантуру имели публикации и дипломы победителей различных конкурсов в номинации «Студенческая наука». Двое из тех первых аспирантов, став кандидатами наук, продолжили обучение в докторантуре и готовятся в ближайшее время к защите докторских диссертаций.

Вместе с тем в настоящее время вызывает тревогу уровень знаний претендентов в аспирантуру специальности 13.00.04 по профилирующему предмету «теория и методика физического воспитания и спорта». Приходится констатировать, что только один-два человека из общего числа сдающих вступительный экзамен по этой дисциплине, получают отличные оценки. Реальная действительность отчетливо высветила проблемы целевой подготовки резерва из числа лучших выпускников факультета для приема в аспирантуру. Нами проведен анализ мотивов поступления молодых людей в аспирантуру. Среди положительных мотивов поступления можно назвать желание продолжить обучение, добиться определенных успехов в научной работе, заняться преподавательской деятельностью в вузе. На это решение, как выяснилось из бесед и анкетных данных, повлияло осознание ценности непрерывности образования, желание получить дополнительные возможности для трудоустройства на интересную работу. Такая мотивация, несмотря на ее прагматичность, может считаться вполне положительной. Наряду с этим укажем, что в настоящее время среди общего числа аспирантов, по нашим данным, наблюдается только 12,5 % тех молодых людей, кто по-настоящему увлечен научно-исследовательской деятельностью, мечтает посвятить свою жизнь научному и педагогическому труду.

Мы утверждаем, что необходимо не только совершенствовать способы отбора в аспирантуру талантливой молодежи, но еще в процессе обучения на факультете формировать у студентов готовность к научной работе, развивать поисково-исследовательские умения будущих специалистов физической культуры и спорта, обеспечивать единство учебного процесса и научной работы. Полагаем, что необходимо шире использовать возможности научных конференций, семинаров, олимпиад. Активное участие студентов в этих мероприятиях позволяет им приобщиться к научной деятельности на всех стадиях подготовки будущего ученого по траектории студент (бакалавр) - магистр - аспирант - кандидат наук.

Выявлено, что одной из стратегических целей развития НИРС на факультете должно стать создание реально действующей системы, нацеленной на

выявление и вовлечение наиболее перспективных и мотивированных студентов в НИР. С помощью опытных наставников студенты способны осваивать азы научно-исследовательской деятельности. Практикой доказано, что вхождение в науку начинается именно со студенческой скамьи. Сегодня выраженной тенденцией высшей школы становится усиление общекультурной, общенаучной подготовки и увеличение доли самостоятельной работы студентов с тем, чтобы наиболее творческие личности из их числа рассматривались не только как конкурентоспособные кадры, но и как потенциальные исследователи научных проблем в системе аспирантуры и докторантуры.

В этой связи на факультете физической культуры и спорта ТГПУ большая роль отводится выполнению и защите курсовых и дипломных проектов, которые реально представляют собой первоначальные этапы научно-исследовательской работы, являются эффективной формой самостоятельной творческой деятельности студентов, средством подготовки к научно-исследовательской, учебной и воспитательной работе в области физической культуры и спорта.

Становится очевидным, что исследовательская деятельность студентов эффективна при системной организации. В настоящее время эта система постепенно совершенствуется, результаты исследований обобщаются в курсовых и выпускных дипломных работах. Обсуждать результаты не только итоговых, но также промежуточных текущих исследований представляется возможным и необходимым условием на студенческих конференциях и конкурсах различного уровня. Так, на факультете физической культуры и спорта ТГПУ проведена третья студенческая научно-практическая конференция «Проблемы физической культуры и спорта в современном обществе». На конференции прозвучали подготовленные студенческие сообщения по таким актуальным темам: «Проблемы психологической совместимости в групповой акробатике», «Современное состояние и перспективы развития гидроаэробики», «Применение методов Бейтса в комплексной реабилитации слабовидящих детей», «Особенности психического развития и физической подготовленности учащихся младших классов компенсирующего обучения» и др. Особенностью этой традиционной конференции является то, что ее организуют и проводят сами студенты под патронажем деканата. Пленарные и секционные заседания конференции проводятся под председательством студентов-старшекурсников.

В масштабе педагогического университета проводится ежегодная Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование». Статус конференции - Всероссий-

ская научно-практическая - мотивирует студента ориентироваться на соответствующий, более высокий уровень выступления с докладом. Межфакуль-тетский тематический принцип формирования секций дает возможность студенту найти место для обсуждения результатов своей исследовательской работы, а высокий уровень презентации содержания выступления позволяет получить право на публикацию. Таким образом, организация и проведение конференций способствуют системному приобщению студентов к выполнению исследовательских работ достаточно высокого уровня, которые могут получить продолжение на послевузовском этапе.

Ретроспективный и текущий анализ организационных форм подготовки кадров по физической культуре, апробированных в Томском педагогическом университете, дает основание к числу значимых отнести введенный в традицию конкурс профессионального педагогического мастерства студентов факультета физической культуры и спорта. Цель конкурса - творческое состязание будущих педагогов, позволяющее выявить степень профессиональной компетентности старшекурсников, будущих специалистов. А самое главное - развить потенциал научно-исследовательской, организационно-педагогической деятельности и профессиональной подготовки. Задачи конкурса: выявить уровень теоретического и практического освоения педагогической профессии, уровень подготовленности студентов по предметам психологопедагогического цикла; способствовать развитию нестандартного педагогического мышления, импровиза-

ции, межличностного общения; способствовать развитию интереса к истории педагогического образования в Томской области. Победители конкурса награждаются дипломами и грамотами.

Одной из форм приобщения к исследовательской работе является участие в открытом Всероссийском конкурсе студенческих научных работ по разделу «Теория и методика физического воспитания, спортивная тренировка, оздоровительная и адаптивная физическая культура». В предыдущие годы студенты факультета физической культуры активно участвовали в этом конкурсе и за достигнутые успехи награждались дипломами Министерства образования РФ. Традиция продолжается, и в настоящее время на этот престижный конкурс всероссийского уровня отправляются работы старшекурсников, победителей вузовского конкурса профессионального педагогического мастерства среди студентов факультета физической культуры и спорта педагогического университета.

Наш опыт позволяет утверждать, что привлечение студентов к активному участию в научных конференциях и конкурсах различного рода является основой для наиболее полного раскрытия творческого потенциала, повышения профессиональной компетентности и готовности к продолжению обучения в аспирантуре.

Перспективой развития видится плановость, системность, мониторинг качества подготовки кадров по физической культуре за счет значительного обогащения содержания и современных организационно-методических форм научного сопровождения студентов и аспирантов.

Список литературы

1. Лобанов В. В., Ревякина В. И. Педагогика доктора Пирусского: новаторские опыты оздоровительно-образовательной работы в Сибири конца ХІХ - начала ХХ вв. Томск, 2013. 202 с.

2. Ревякина В. И. Социально-педагогические опыты В. С. Пирусского в Томской губернии конца ХІХ - первой четверти ХХ века // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2013. Вып. 9. С. 1BB-193.

3. Голощапов Б. Р. История физической культуры и спорта: учебное пособие для студентов высших учебных заведений: 5-е изд., испр. и доп. М.: Изд. центр «Академия», 200B. 320 с.

Ревякина В. И., доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061 E-mail: revyakinavi@ tspu.edu.ru

Ревякин Ю. Т., кандидат педагогических наук, профессор.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

Материал поступил в редакцию 18.12.2013.

V I. Revyakina, U. T. Revyakin THE PROBLEMS OF TEACHING PHYSICAL TRAINING TEACHERS: HISTORY AND TODAY

This article analyzes the original pedagogical theories of Petersburg scientist P.F. Lesgaft and Tomsk researcher Dr. V. S. Pirussky basing on the main principles of medicine and education. The pioneering experiments of these persons at branch of physical training and moral improvement of the population were significantly ahead of their time.

Today this work is of interest to students, teachers, researchers of physical training and sport. The experience of teachers with high qualification is examined in Tomsk State Pedagogical University.

Key words: Physical training, rehabilitate health practice, social development, special educated physical

training teachers, scientific and research training of university teachers.

References

1. Lobanov V. V., Revyakina V. I. Pedagogy of Dr. Pirussky: innovative practicess of health and education work in Siberia of late XIX - early XX centuries. Tomsk ,TSPU Publ., 2013. 202 p. (in Russian).

2. Revyakina V. I. Social-pedagogical practices of V.S. Pirussky in Tomsk province at the end of XIX - the first quarter of the XX centuries. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, no. 9, pp. 188-193 (in Russian).

3. Goloshapov B. R. History of Physical Education and Sport: textbook for students of higher education institutions. Moscow, Akademiya Publ., 2008. 320 p. (in Russian).

Revyakina V. I.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: revyakinavi@ tspu.edu.ru

Revyakin U. T.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: revyakinavi@ tspu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.