УДК 37(09)
КОПЕЙКИНА Татьяна Евгеньевна, аспирант кафедры педагогики, психологии и профессионального обучения Архангельского государственного технического университета, старший преподаватель кафедры теории основ физической культуры Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 10 научных публикаций
ИДЕЯ ЕДИНСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ П.Ф. ЛЕСГАФТА
В статье раскрываются историко-педагогические традиции воспитания детей у разных народов мира. Выявляются особенности становления и развития физического образования в западноевропейских странах. Идея физического совершенствования рассматривается через идеал внешней и внутренней гармонии во взаимосвязи с нравственным воспитанием.
Образование, воспитание, физическое образование, гимнастика
Модернизация современной образовательной политики предусматривает осмысление историко-педагогического опыта европейского и отечественного образования на основе национальных традиций и идей гуманизации развития личности в контексте ее комплексного рассмотрения. Разработка комплексного подхода в области чело-векознания связана с именем Петра Францевича Лесгафта (1837-1909), педагога, основателя системы физического образования в России.
Выдающийся ученый жил и творил в эпоху социально значимых преобразований. Вторая половина XIX века характеризовалась изменением отношения общества к проблемам образования, формирования нового человека, осмысления воспитательно-образовательного идеала в аспекте интеграции и совершенствования физической, духовной, нравственной, психологической сторон личности.
П.Ф. Лесгафт впервые заинтересовался вопросами гармонического развития личности, работая врачом-консультантом во врачебногимнастическом заведении доктора А.Г. Берг-линда (1872). Первые собственные разработки по физическому совершенствованию человека опубликовал в статье «Основы естественной гимнастики» (1874). В ней П.Ф. Лесгафт рассматривал гимнастику как средство всестороннего воздействия на организм человека в единстве физического и нравственного совершенствования. Педагог отмечал, что гимнастика должна содействовать правильному развитию форм тела и удовлетворять эстетическому чувству1 . Значимой он считал «педагогическую гимнастику», учитывавшую возраст детей, пол, физическую подготовку, разделял гимнастику для мужчин и для женщин. П.Ф. Лесгафт стремился ввести гимнастику в учебный процесс
школ как средство гармонического развития личности. Петр Францевич писал: «Среднее образование должно быть гуманистическим и состоять в развитии человека мыслящего и действующего»2.
В 1875 году П.Ф. Лесгафт перешел работать в Главное управление военно-учебных заведений в качестве чиновника для особых поручений. Первое «особое поручение» было связано с командировкой за границу для ознакомления с постановкой физического образования, подготовкой педагогических кадров в западноевропейских странах. Результаты поездки он обобщил в историческом очерке3, где проанализировал известные европейские учения и практические методы физического образования. Свой труд русский педагог разделил на три периода. Первый он назвал эмпирическим, основанным на наблюдениях и анализе опыта воспитания в Китае, Индии, Персии, Греции, Риме. Второй - схоластическим, связанным с характеристикой воспитательных приемов в школах христианского населения Европы, воспитания рыцарского сословия. П.Ф. Лесгафт проанализировал педагогические идеи Д. Аллигьери, Д. Боккачио, М. Вегиуса, М. Монтеня, Ф. Петрарки, Ф. Рабле, ознакомился с деятельностью народных и католических школ. К третьему периоду - научному - были отнесены учения Ф. Бекона, Р. Декарта, Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, Б. Спинозы и сочинения по физическому воспитанию Ф. Амороса, И. Гутс-Мутса, Э. Дюбуа-Раймона, П. Клиаса, П. Линга, Ф. Нахтегалля, И. Песталоцци, Г. Фита, Ф. Фребеля, А. Шпис-са, Ф. Яна.
Описывая эмпирический период, П.Ф. Лесгафт выделял его положительные и отрицательные особенности. Так, в Китае воспитанием занимались в семье, отец заставлял сына многократно повторять приемы и обряды, которые исполнял сам. В Индии человека воспитывали в традициях касты, к которой он принадлежал. В Персии уделяли внимание физическому развитию юношей и воспитанию достойного гражданина. Персидских юношей обучали ездить верхом, стрелять из лука, соблюдать нравственные законы общества. В Риме существовали
«школы гладиаторов», исключительным занятием в которых являлась подготовка рабов к состязаниям, в которых один из соперников должен был «красиво умереть». Такие публичные убийства подносились народу в виде дара, чтобы добиться его расположения.
Особое положительное эстетическое впечатление произвел на П.Ф. Лесгафта опыт греческого воспитания, целью которого являлась гармония внешней и внутренней красоты, стойкие жизненные идеалы. П.Ф. Лесгафт отмечал разнообразие национальных игр, танцев, хороводов, различные виды гимнастики, спортивных упражнений в соответствии с полом и возрастом, условиями занятий, сопровождаемые определенными гигиеническими мероприятиями. Выдающиеся философы Греции лично занимались гимнастикой и стремились соединять красивое тело со здоровым духом (Пифагор, Платон, Хрисипп, Демонакс, Ликон, Софокл, Еврипид, Тимокреон)4.
Схоластический период П.Ф. Лесгафт отметил как время формирования систематического образования, которое давало духовенство, светские школы и университеты. Первые школы христианского населения Европы появились в монастырях. Обращение с детьми было суровое и строгое, обычным наказанием считались пост, карцер, розга и даже палка.
Дети рыцарского сословия получали физическое или гимнастическо-военное образование. Они занимались исключительно физическим развитием ради защиты своей чести, имени женщин, всех слабых и беззащитных. К 21 году за молодым человеком признавались рыцарские права. Их жизнь наполнялась верой, любовью и военным искусством. Девиз рыцарства был следующий: «Богу - душу, жизнь - императору, сердце - женщине, а честь - себе». В Испании у вестготских рыцарей существовал обычай отправлять сыновей и дочерей ко двору толэдского короля. Дворянская молодежь собиралась в придворной школе Карла Великого у его сыновей. При всех больших рыцарских замках существовали такие школы, в которых знакомились с библейской историей, передавали сказания, романтические истории, события,
происходившие в странах. Уделяли внимание музыке, пению, игре на струнном инструменте, стихам. Демонстрировали рыцарские игры, физические упражнения, готовились к турнирам. Рыцарские турниры существовали до XVI века и находились под протестом духовенства. После гибели на турнире принца Монпансье и Генриха П, короля Франции, турниры были прекращены. У дочерей рыцарей главными предметами для изучения были чтение и письмо. Они учились сочинять стихи, читать современных поэтов5. Гуманистическое направление в образование П.Ф. Лесгафт связывал с именами Д. Аллигьери (1265-1321), Ф. Петрарки (1304— 1374)6. Последователями этого направления были Д. Боккачио, флорентийский государственный консул Коллукцио ди Пьеро де Салу-тати, М. Вегиус. Они освободили гуманистическую науку от духовенства и монастырей7.
Оценивая схоластический период, П.Ф. Лесгафт отметил, что образование в монастырских, соборных, приходских и других школах строилось на развитии памяти, благородных привычек и обычаев, было оторвано от народного языка и жизни. Образование не имело направленного научного смысла, нравственного развития, поэтому сопровождалось мистицизмом, фантазиями, чувствованиями и страстями. Появление гуманистического направления в образовании содействовало восстановлению личности ребенка «забитого формою и внешностью»8 .
Анализируя историко-педагогические источники, П.Ф. Лесгафт отметил объективное отношение просветителей к процессу и результатам исследований - с позиции проверки и выяснения истин, поэтому данный период назвал научным. Величайшим вкладом в педагогику XIX века являлось признание прав личности в процессе воспитания и обучения.
Особое значение для воспитания и физического образования имеют педагогические идеи Джона Локка (1632-1704). Главную задачу воспитания он видел в гармоническом физическом и умственном развитии ребенка. В работе «Некоторые мысли о воспитании» (1693) он описал правила воспитания богатого английского джен-
тльмена на основе изучения индивидуальных особенностей детей при сочетании трех аспектов - физическое воспитание, воспитание души (нравственное воспитание) и образование. Задачам нравственного воспитания подчинена образовательная программа Д. Локка, цель которой заключалась в развитии способностей к самостоятельным суждениям и умозаключениям. В целях физического развития он считал необходимым использовать прогулки на свежем воздухе, бег, игры; для светского воспитания -танцы, фехтование, верховую езду; в виде отдыха - занятие каким-либо ремеслом, а именно: в городе - столярным или токарным ремеслом, а в деревне - садоводством и земледелием9 . П.Ф. Лесгафт ценил то, что Д. Локк занимался собственным физическим развитием, упражнялся в беге, гребле, играл в мяч.
Анализируя жизнь и творчество Ж.-Ж. Руссо (1712-1778), П.Ф. Лесгафт обратился к его сочинениям «Эмиль, или О воспитании», «Юлия, или Новая Элоиза», «Общественный договор» (1758-1760). Романы вызвали значительный отклик у читателей. Стали предметом страстных споров, вошедших в моду, и оказали влияние на понимание цели воспитания и образования. П.Ф. Лесгафт отметил заслуги Руссо в постоянном обращении к природе ребенка, простому и естественному отношению к нему, в понимании значения физического и умственного образования. В то же время серьезным недостатком считал пренебрежение к этическому и эстетическому воспитанию девочек10.
Особо П.Ф. Лесгафт отмечал основателей немецкой гимнастики Г.У. Фита (1763-1836), Г. Мугса (1759-1839), Ф.Л. Яна (1778-1852), А. Шписса (1810), П.Г. Линга (1776). Г.У. Фит доказывал, что телесные упражнения оказывают пользу и влияют на укрепление здоровья, увеличивают мышечные силы в объеме и крепости, содействуют развитию красивых форм тела и точности, уверенности в движениях. В психическом отношении телесные упражнения придают бодрость, решительность и вызывают потребность в умственной работе. Кроме того, по мнению Г.У. Фита, они отвлекают от раннего появления половых потребностей, составля-
ют полезное проведение свободного времени11. Г. Мутс предложил организовать состязания в гимнастических играх на национальных празднествах в целях показа национального значения гимнастики. Это дало возможность влиять на национальный дух, на формирование патриотизма, использование гимнастики как воспитательного средства целой нации12. К единодушным последователям метода немецкой гимнастики П.Ф. Лесгафт отнес Ф. Амороса во Франции, П. Клиаса в Швейцарии, Франции, Англии и Италии и Ф. Нахтегалля в Дании. На несколько языков были переведены гимнастические сочинения, что послужило основанием для постановки вопроса о телесных упражнениях в данных странах13.
Важную роль, по мнению П.Ф. Лесгафта, в распространении телесных упражнений играл Ф.Л. Ян (1778-1852), который считается основателем «немецкой национальной гимнастики». Характерную основу этого метода составляли упражнения на параллельных брусьях и на горизонтальном шесте. В 1817 году Ян прочел 21 публичную лекцию о национальном значении гимнастических упражнений. В том же году два немецких университетов - Кильский и Иенский -вручили ему диплом почетного доктора14.
Среди основателей немецкой гимнастики П.Ф. Лесгафт выделял А. Шписса (1810), П.Г. Линга (1776). А. Шписс распределил преподавание школьной гимнастики по возрастам как для мальчиков, так и девочек15. Применением «шведского метода» в гимнастике занимался П.Г. Линг (1776). Он считал, что совершенствование в занятиях возможно на основании серьезного изучения природы человека. П.Г. Линг составил систему «рациональной» и врачебной гимнастики, стремился упростить физические занятия в школе, установить научные основания в знакомстве со строением человеческого организма16.
Критический взгляд П.Ф. Лесгафта отразился в анализе педагогических идей И.Г. Песта-
лоцци, неотделимых от практической деятельности по обучению и воспитанию детей. Его социально-педагогические труды «Вечерние часы отшельника» (1780)и «Лингард и Гертруда - книга для народа» (1781-1787), «Как Гертруда своих детей обучает», «Лебединая песнь» (1826), «Моя судьба» принесли педагогу мировую известность. И.Г. Песталоцци ставил вопрос о значении правильного физического образования, о гармоничном развитии всех сил и способностей ребенка. В основу элементарного физического образования И.Г. Песталоцци положил упражнения суставов и органов чувств, и рекомендовал сочетать их с музыкой, пением, рисованием17.
Особый вклад в становление образования, по мнению П.Ф. Лесгафта, оказал Фридрих-Вильгельм-Август Фребель (1782-1852). Главным педагогическим произведением его является работа «О воспитании человека» (1826). А. Фребель открыл для детей от 3 до 7 лет учебно-воспитательные заведения, которые назвал детскими садами, желая обеспечить умственное и нравственное развитие ребенка. Своеобразным новшеством являлось соединение физических упражнений с пением. Подвижные игры, Фребель применял для развития физических сил. П.Ф. Лесгафт отозвался о программе Фребеля, как не соответствующей естественному развитию ребенка, хотя не отрицал ее18.
П.Ф. Лесгафту удалось изучить опыт физического образования в 12 западноевропейских странах, более чем в 24 городах и учебных заведениях19. Историко-педагогическое наследие П.Ф. Лесгафта является национальным достоянием отечественного образования, повышает значимость физической культуры как общечеловеческой ценности, как средства направленного на ведение здорового образа жизни, сплочения многонационального государства, сохранения и совершенствования международных образовательных традиций.
Примечания
1 Лесгафт П. Ф. Собрание педагогических сочинений: в 5 т. Т. 4: Основы естественной гимнастики. Отношение анатомии к физическому воспитанию. Приготовление учителей гимнастики. Статьи и выступления 1874-1890. М., 1953. С. 7.
2ГИАСПб. Ф. 2165. On. 1. Ед. хр. 65.
3 Лесгафт П. Ф. Указ. соч. Т. 1: Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Ч. I. М., 1951. С. 87-287.
4 Там же. С. 88-128.
5 Там же. С. 130-133.
6 Там же. С. 138.
I Там же. С. 139.
8 Там же. С. 158.
9 Там же. С. 169-172.
10 Там же. С. 173-192.
II Там же. С. 192-205.
12 Там же. С. 206-214.
13 Там же. С. 192-214.
14 Там же. С. 222-233.
15 Там же. С. 253-256.
16 Там же. С. 258-273.
11 Там же. С. 218-224.
18 Там же. С. 234-252.
19ЛесгафтП.Ф. Указ. соч. Т. 4. С. 362-363.
Kopeykina Tatiana
IDEA OF PHYSICAL AND MORAL EDUCATION UNITY IN P.F. LESGAFT’S PEDAGOGICAL HERITAGE
The article shows historical and pedagogical traditions of upbringing children in different peoples of the world. The peculiarities of the physical education formation and development in the West European countries are revealed. The idea of physical improvement is considered through the ideal of inward and outward harmony in interaction with the moral education.
Контактная информация: e-mail\ [email protected]
Рецензент - Дружинина M.B., доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова