Научная статья на тему 'Обучение спортсменок художественной гимнастике на начальных этапах в трудах теоретиков и практиков: сущность, структура, содержание'

Обучение спортсменок художественной гимнастике на начальных этапах в трудах теоретиков и практиков: сущность, структура, содержание Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1392
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГИМНАСТИКА / GYMNASTICS / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА / RHYTHMIC GYMNASTICS / ОБУЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ / RHYTHMIC GYMNASTICS TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капранова Ольга Сергеевна

В статье автор рассматривает содержание процесса начальной подготовки в группах художественной гимнастики как в теоретическом, так и в практическом аспектах с точек зрения основоположников данного вида спорта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Initial Stages of Training Sportswomen Rhythmic Gymnastics in Works of Theorists and Experts: Essence, Structure, Contents

The article examines the contents of the process of initial preparation in groups of rhythmic gymnastics from the various points of view of founders of this sport both in theoretical and practical aspects

Текст научной работы на тему «Обучение спортсменок художественной гимнастике на начальных этапах в трудах теоретиков и практиков: сущность, структура, содержание»

ОБУЧЕНИЕ СПОРТСМЕНОК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ В ТРУДАХ ТЕОРЕТИКОВ И ПРАКТИКОВ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ

О. С. Капранова

Аннотация. В статье автор рассматривает содержание процесса начальной подготовки в группах художественной гимнастики как в теоретическом, так и в практическом аспектах с точек зрения основоположников данного вида спорта.

Ключевые слова: гимнастика, художественная гимнастика, обучение художественной гимнастике.

Summary. The article examines the contents of the process of initial preparation in groups of rhythmic gymnastics from the various points of view of founders of this sport both in theoretical and practical aspects.

Keywords: gymnastics, rhythmic gymnastics, rhythmic gymnastics training.

Рассматривая восприятие содержания процесса начальной подготовки в группах художественной гимнастики основоположниками данного вида спорта, автор статьи, прежде всего, обращается к тому факту, что само физическое воспитание в России исторически осуществлялось в двух взаимосвязанных направлениях: общеподготовительном и прикладно-специализированном (профессионально-прикладное, военно-прикладное и спортивно-прикладное).

Если мы обратимся к древней истории, то увидим, что уже тогда гимнастика имела огромное оздоровительно-гигиеническое значение. Один из выдающихся историков древнего мира Плутарх, оценивая оздоровительное значение гимнастики, заметил: «Гимнастика есть целительная часть меди-

цины». Русские ученые с мировым именем - И. М. Сеченов, И. П. Павлов, И. И. Мечников, П. Ф. Лесгафт, В. В. Го-риневский - отдавая должное двигательной деятельности человека, большое значение придавали физическим упражнениям (гимнастике), рассматривая их как лучшее средство повышения жизнедеятельности и работоспособности, а также оздоровления и активного отдыха.

Художественная гимнастика, развиваясь, сохранила в качестве своей важнейшей черты связь с широкой областью художественного искусства, куда входит театр, музыка и танец. Таким образом, на современном этапе художественная гимнастика несет в себе двуединую цель спортивной подготовки команд, ориентированных на соревновательные

139

140

выступления, не подменяющие собой цели использования ее как педагогического средства физкультурного развития детей и юношества. Такая ситуация сложилась недавно. Еще в 1960-х гг. в связи с «волной» «спортивных шоу» педагогический аспект художественной гимнастики был отставлен в сторону, а все усилия были направлены на конкурентный соревновательный аспект. В физкультурном развитии молодого поколения, таким образом, художественная гимнастика и физкультурно-педагогиче-ская работа на ее основе потеряли свою привлекательность [1].

Рассматривая историческую эволюцию художественной гимнастики как явления, мы убедимся, что практически вся она представляет собой путь развития как средства обеспечения физической подготовки подрастающего поколения и молодежи.

Впервые термин «гимнастика» появился у древних греков в период расцвета древнегреческой (эллинской) культуры - в VIII в. до н.э. Слово «гимнастика» греческое, и означает оно «упражняю, тренирую». В Греции сам процесс физического воспитания назывался гимнастикой, от греческого слова «гимнос», то есть голый, обнаженный, так как занимались физическими упражнениями в обнаженном виде. Большой опыт физического воспитания давал возможность делать выводы о его влиянии на организм человека, что и нашло отражение в древнегреческой философии. Из дошедших до нас работ следует отметить учение Демокрита. Этот философ-материалист говорил, что для формирования человека упражнения имеют большее значение, чем природные данные. Воспитание перестраивает

человека и, преобразуя, создает его вторую природу. Известный философ Сократ указывал на большую зависимость душевного состояния человека от его физического здоровья.

Известный философ-идеалист Платон предложил систему воспитания, напоминающую спартанскую. Он разделил гимнастику на палестрику (то, что мы теперь относим к легкой атлетике, тяжелой атлетике, борьбе, фехтованию, гребле) и орхестрику. Последняя, в свою очередь, подразделилась на сферистику (упражнения и игры с мячом), собственно орхестри-ку (военные, культовые, обрядовые, сценические танцы) и кубистику (акробатические упражнения).

О физическом воспитании много писал выдающийся философ Аристотель. Он считал, что физическое воспитание должно предшествовать интеллектуальному. Значительный вклад в развитие научных представлений о физическом воспитании внесли и древнегреческие врачи.

В начале нашей эры появляются первые руководства по физическому воспитанию. Наиболее раннее из дошедших до нас относится ко II в. н.э. Это книга Филострата Флавия «О гимнастике», в которой он дает описание многих физических упражнений и предлагает методику обучения и подготовки к олимпийским состязаниям.

Гимнастические упражнения культивировались еще в древнем мире. За 4 000 лет до н.э. в Китае, Индии и у других народов гимнастические упражнения применялись в лечебных целях. В китайских книгах тех времен указывается на то, что в Китае существовала гимнастика, которой занимались дома утром и вечером. Широко известная в настоящее время система

гимнастических упражнений индийских йогов берет свое начало в том далеком времени. Из различных исторических источников (памятники, фрески, рисунки) известно, что гимнастические упражнения применялись у всех древних народов: у египтян, персов, ассирийцев, народов Закавказья, римлян, евреев и др. Известно, что в то время существовали профессиональные канатоходцы и акробаты, выступавшие при дворах знати.

Средние века в Европе характеризуются феодальным способом производства и распространением христианства. В ранний период феодализма церковь считала всякую заботу о человеческом теле делом греховным. «Гимнастика есть деяние сатаны», - утверждал христианский богослов и писатель Тертуллиан (160-222 г. н.э.). Любая форма двигательной активности, не связанная с профессионально-трудовыми, бытовыми и религиозными обязанностями, рассматривалась как ересь, достойная отлучения от церкви. Уступка была сделана только феодалам. Они занимались физическими упражнениями, с тем чтобы воспитать себя как воинов, способных держать в повиновении крепостных крестьян, участвовать в войнах, защищать светских и духовных владык от внешних и внутренних врагов.

Возрождение (ХIV-ХV вв.) - это период разложения феодального строя и становления раннего буржуазного общества. Представители передовой части зарождающейся буржуазии - гуманисты - провозгласили культ человеческой личности, веру в ее способности. Один из представителей гуманизма Мартин Лютер (14831546) в гимнастике древних видел эффективное средство отвлечения наро-

да от обжорства, распутства, разврата, пьянства и азартных игр. Наибольший интерес для истории гимнастики представляет труд венецианского подданного - Иеронима Меркуриалиса (1530-1606) «Об искусстве гимнастики» в шести томах. Он разделил гимнастику на военную, врачебную и атлетическую. Автор стремился реконструировать и возродить палестрику и орхестрику греков и римлян. Попытка удалась лишь отчасти. Во всяком случае она не нашла отклика в кругу педагогов эпохи Возрождения и не повлияла на практику воспитания детей и юношества. Гораздо больший успех имело печатное выступление соотечественника и современника Мер-куриалиса, его преемника и последователя А. Туккаро (1538-1616). Он был придворным вольтижером-прыгуном французских королей Карла IX и Генриха III. В 1599 г. в Париже вышел его труд «Три диалога об упражнениях в прыжках и вольтижировке». Он систематизировал все известные к тому времени акробатические упражнения и изложил технику их исполнения.

На развитие идейно-теоретических основ физического воспитания в первый период Нового времени наибольшее влияние оказали: материалистическая философия XVII-XVШ вв., естествознание и педагогические теории. Собственно источником возникновения гимнастики, в современном понимании, является Европейская гимнастическая школа, получившая свое бурное развитие в XIX столетии. Именно в ее рамках были сформированы различные комплексы упражнений, способные обеспечить, прежде всего, сохранение и развитие здоровья детей и юношества, повышения их жизненной энергетики и привитие

141

им физических способностей противостоять вызовам окружающего мира. Эти задачи решались европейской школой физического образования достаточно давно.

Одним из первых здесь выступил теоретик физической подготовки Ф. Аморос (1770-1847), сделавший упор в своей гимнастической системе на военно-спортивную ее разновидность. Этим же путем, но немного позднее, пойдет и чешский спортивный педагог М. Тырш (1832-1884), предложивший «сокольскую систему» [2].

Основателями немецкой системы гимнастики были Г. Фит (1765-1836), И. К. Гутс-Мутс (1759-1839), Ф. Ян (1778-1852), А. Шписс (1810-1858) и другие. Г. Фит в своей системе физического воспитания придавал большое значение закаливанию организма человека в широком смысле этого слова. И. К. Гутс-Мутс считается одним из основоположников немецкой гимнастики. Он написал ряд практических руководств по физическому воспитанию: «Гимнастика для юношества» (1793), «Гимнастическое руководство 142 для сынов отечества» (1817) и др. В упражнениях Гутс-Мутс большое внимание уделял форме движения. Он, как и Фит, разработал технику многих гимнастических упражнений, в том числе упражнений на снарядах.

Однако прошедшая франко-прусская война, закончившаяся поражением немцев в 1806 г., задушила начинания Гутс-Мутса на самом начальном уровне, так сказать, «на корню», ибо их просто не воспринимали в тогдашней социально-общественной и педагогической обстановке. Основные теоретические высказывания Гутс-Мутса, касающиеся всестороннего физического воспитания человека, не утрати-

ли своего значения и сейчас. Его «Гимнастика для юношества» в 1957 г. была переиздана в ГДР. Но в то же время эти разработки легли в основу начала новой гимнастической системы, автором которой выступил Ф. Л. Ян (17781852) - создатель системы «турнен». Создавая свою систему «Немецкий тур-нен», Ян, как и Гутс-Мутс, стремился использовать гимнастику как средство подготовки солдата, обладающего умениями и навыками, необходимыми в военной обстановке. Свою гимнастику Ян назвал «Турнкуст» - искусство изворотливости, а учеников - турнерами.

Завершителем создания немецкой системы гимнастики и основателем школьной гимнастики в Германии считается А. Шписс - преподаватель гимнастики, истории, пения. В своем четырехтомном труде «Учение о турнер-ском искусстве» он дал описание строевых и вольных упражнений, разработал упражнения в висах и упорах. Упражнения выполнялись под музыкальное сопровождение, сочетались с пением и демонстрировались на гимнастических праздниках. Именно в его интерпретации появилось четкое программирование целей физического развития и определение путей их достижения посредством специальных занятий [3].

Шведская система физического воспитания создавалась по инициативе самого правительства страны, поручившего это дело профессору Перу Лингу. Пер Линг (1776-1839), а затем его сын Ялмар Линг (1820-1886) являются основателями этой системы. Позднее в ее развитии приняли участие и другие специалисты. П. Линг разбил гимнастику на четыре группы: военную, педагогическую (основную), врачебную и эстетиче-

скую. Большое внимание на его занятиях уделялось точности движений, а между упражнениями делались паузы. Ялмар Линг разработал и ввел новые шведские снаряды: стенку, скамейку, двойной бум, плинт, канаты, стойки для прыжков. П. Линг и Я. Линг совместно с Браттингом, Теригремом и др. подробно разработали педагогическую (основную) гимнастику, считая, что высшая цель гимнастики -забота о гармоническом развитии человеческого тела.

Почти одновременно со шведской начала формироваться и французская система гимнастики. Полковник Аморос (1770-1848), один из приверженцев Наполеона (испанец по происхождению), считается создателем французской системы гимнастики. В 1817 г. в Париже была открыта специальная гимнастическая школа для военных, где Аморос и начал создавать свою систему путем подбора и практической проверки необходимых средств (упражнений) и методов обучения им.

Однако развитие гимнастики в широком смысле этого понятия в тогдашней Европе не ограничивалось именно военной традицией. Существовала (прежде всего в быту народных масс) широкая практика использования танцевальных движений для физического развития подростков и молодежи. При этом было замечено, что танцы, при их громадном разнообразии у европейских народов, способны обеспечить физическое развитие не хуже, чем военные системы, но в то же время не несут в себе агрессивного наполнения. Напротив, они формируют у молодежи чувство прекрасного. При этом наиболее полно в современной художественной гим-

настике нашли свое отражение двигательные стереотипы немецкой национальной танцевальной и гимнастической школы [3].

Таким образом, к середине XIX в. сложились три национальные гимнастические системы, отражавшие три указанных направления: шведская (гигиеническая) , немецкая (атлетическая) и французская (прикладная).

Сокольская система гимнастики возникла в 60-х гг. XIX в. в Чехии в связи с национально-освободительным движением славянских народов, находившихся в то время под игом Австро-Венгрии. Гимнастика служила здесь средством объединения чешской молодежи, воспитания ее в духе патриотизма и подготовки к борьбе за национальное освобождение. Создателем общества «Сокол» считается Мирослав Тырш (1832-1884), доктор эстетики, профессор Пражского университета. Сокольская система по своему содержанию была близка к немецкой, но имела свои особенности. Тырш стремился придать всем положениям и движениям такую форму, которая вызывала бы у исполнителей и зрителей эмоциональный подъем, чувство радости. Вместо многократного повторения одного и того же упражнения на снарядах «соколы» ввели комбинации различных движений, а с 1862 г. стали проводить соревнования по гимнастике по специально разработанным правилам. Особое внимание в комбинациях вольных упражнений и на снарядах обращалось на логичность перехода от одного элемента к другому. К началу XX в. в Чехии широко распространяется спортивное направление гимнастики.

В середине XIX столетия во Франции зарождалась художественная гим-

143

144

настика. Первые шаги в этой области были сделаны Дельсарте (1871-1911). Посредством гимнастических движений он стремился выразить мысли, чувства передвижения. Разработанный им комплекс выразительных движений стал основой художественной гимнастики в период ее становления.

В начале ХХ столетия начала также развиваться ритмическая гимнастика. Ее родоначальником был Жак Далькроз (1865-1950). Он стремился добиться того, чтобы упражнения, выполняемые под музыку, соответствовали характеру и содержанию музыкального произведения. Эмиль Жак Далькроз (Швейцария) был также выдающимся основоположником современной художественной гимнастики, хоть и развивал собственное самостоятельное направление - ритмику. Именно он провел существующее сегодня разделение на образовательно-гимнастические и собственно спортивно-гимнастические разделы, уделив пристальное внимание развитию именно образовательных вопросов. Необходимо отметить, что вклад, сделанный самыми разными исследователями, теоретиками и практиками до Далькроза, представлял, по существу, именно гимнастическое содержание системы подготовки. Окончательно же создателем системы, которая определила различия между гимнастикой и танцем, выступил Рудольф Боуд [4].

Другой важной фигурой для истории художественной гимнастики стал Генрих Мидоу (1890-1974). Именно он ввел в пользование гимнастический аппарат, то есть предметы, с которыми и по сей день выступают гимнастки, а именно: шар (мяч), скакалку, ленту и обруч, а также систематизировал комплексы упражнений с ними.

Он полагал, что упражнения с такими предметами могут принести пользу естественному выражению движения, выявляя его природу в ритмичности и быстроте [5].

При этом центром его системы был «вопрос обращения внимания на дыхание и того, как использовать технические и методологические принципы (например, импровизации) и как можно улучшить ритм движений, хлопая и шагая» [6].

Известное влияние на развитие элементов художественной гимнастики оказала Айседора Дункан (18781927) - известная американская танцовщица, ирландка по происхождению, создательница так называемого свободного танца, который она противопоставляла классическому балету.

В конце XIX столетия появляются первые обоснованные системы: в России - П. Ф. Лесгафта (1837-1909), во Франции - Ж. Демени (1850-1917). В 1885 г. в России провели первые соревнования по гимнастике, в них участвовали 11 человек. С 1934 г. систематически проводятся соревнования по гимнастике в национальных республиках, которые способствовали внедрению гимнастики среди населения страны. В этом же году начинают регулярно издаваться учебники по гимнастике, учебные пособия, методические указания, программы, инструкции.

Период с 1932 по 1941 г. характеризуется бурным ростом технического мастерства гимнастов, и уже в 1940 г. программа соревнований разряда мастеров по своей сложности была на уровне международной программы. В этот период пополняются педагогическими и научными кадрами кафедры гимнастики институтов физической культуры.

В 1947 г. в Таллинне проводится I Всесоюзный конкурс по художественной гимнастике, который положил начало развитию в СССР художественной гимнастики со спортивной направленностью. С 1949 г. начали проводиться лично-командные соревнования на первенство страны. В 1948 г. после восьмилетнего перерыва возобновляются лично-командные соревнования по акробатике. До этого времени проводились только личные первенства страны. Большое значение для развития гимнастики имела II Всесоюзная конференция, проходившая в декабре 1948 г. в Ленинграде. На ней был обобщен опыт работы по гимнастике, сформулированы ее задачи, определены средства, виды и разновидности гимнастики, намечены пути их дальнейшего развития. Конференция приняла решение о выделении художественной гимнастики в самостоятельный вид спорта. Таким образом, именно в XX в. художественная гимнастика начинает формироваться как физкультурно-спортивная практика тела при использовании определенных методов и элементов.

Итак, автор в настоящей статье подробно рассмотрел процесс обучения спортсменок художественной

гимнастике на начальных этапах в трудах теоретиков и практиков в контексте сущности, структуры и содержания процесса в исторической ретроспективе его становления.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Matias H. C. Origins of evolution of rhythmic gymnastics. - University of Paraiba, 1997.

2. Soares C. L. The rise of physical education in Europe. - 2 ed. - Camp: Authors Association, 2001.

3. Santos M. P. A Rhythmic gymnastics as a pedagogic conception of physical education // Romero E. Physical education and sports

- Vitoria: Center of Physical education and sports, UFES, 1994.

4. Боуд Рудольф. Музыка и движение. -Кассель, 1930.

5. Velardi M. A Rhythmic gymnastics: the new pedagogic models development // Piccolo V. The sports pedagogic. - Paris, 1999.

6. Kunz E. The sports didactic and pedagogic transformation. - Ijui: Editora Unijui, 2001.

- 110 p.

7. Darido S. C. Physical education at school: questions and reflections. - Koogan, 2003.

8. Ghiraldelli Jr. P. The progressive physical education: pedagogic and social critique. - 1Л5 Paulo: Loyola, 1988.

9. Saur E. Rhythmic gymnastics at school. -Rio de Janeiro: Edifoes de Ouro, 2005. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.