Научная статья на тему 'О зарубежной истории физического воспитания'

О зарубежной истории физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3562
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL CULTURE / ПЕДАГОГ / УПРАЖНЕНИЯ ТЕЛА / BODY EXERCISES / ГИМНАСТИКА / GYMNASTICS / ПЕНТАТЛОН / ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / OLYMPIC EDUCATION / СПОРТИВНО-ИГРОВАЯ СИСТЕМА / SPORT AND GAME SYSTEM / COACH / PENTATHLON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова З.М., Симаков Ю.П.

Эта статья говорит об истории физического воспитания за границей. Физическое воспитание здесь не только как процесс, но и как фактор государственного развития. Есть некоторые концепции иностранной физкультуры, базируемой тренерами за границей. Эти концепции выше не были изменены в настоящее время. Они используются многими специалистами физкультуры в постсоветской России, и к сожалению не замечены как положительное образование зарубежных стран. Мы предлагаем обращать внимание на определении "физкультура" не только как разделение педагогической науки, но и как сфера социальной жизни и физкультуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF PHYSICAL EDUCATION ABROAD

This article tells about historic PC abroad. PC here is not only as a process but as a factor of the state development. There are some concepts of foreign physical education based by coaches abroad. The concepts above haven't been changed nowadays. They are used by many specialists of physical education in post soviet Russia, and unfortunately isn't noticed as a positive education of foreign countries. We offer to pay attention on the definition "physical education" not only as a division of pedagogical science but as a sphere of social life and physical culture.

Текст научной работы на тему «О зарубежной истории физического воспитания»

УДК 796(091)

О ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Доктор педагогических наук, профессор З.М. Кузнецова Камский государственный институт физической культуры

Набережные Челны Доктор педагогических наук, профессор Ю.П. Симаков Омский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

Омск

HISTORY OF PHYSICAL EDUCATION ABROAD

Z.M. Kuznetsova, Dr.Hab, professor Kama State Institute of Physical Culture Naberezhnye Chelny U.P Simakov, Dr.Hab, professor Omsk State University of Physical Culture, Sports and Tourism

Omsk

Ключевые слова: физическое воспитание, педагог, упражнения тела, гимнастика, пентатлон, олимпийское образование, спортивно-игровая система.

Key words: physical culture, coach, body exercises, gymnastics, pentathlon, Olympic education, sport and game system.

Аннотация. Эта статья говорит об истории физического воспитания за границей. Физическое воспитание здесь не только как процесс, но и как фактор государственного развития. Есть некоторые концепции иностранной физкультуры, базируемой тренерами за границей.

Эти концепции выше не были изменены в настоящее время. Они используются многими специалистами физкультуры в постсоветской России, и к сожалению не замечены как положительное образование зарубежных стран.

Мы предлагаем обращать внимание на определении "физкультура" не только как разделение педагогической науки, но и как сфера социальной жизни и физкультуры.

Summary. This article tells about historic PC abroad. PC here is not only as a process but as a factor of the state development. There are some concepts of foreign physical education based by coaches abroad.

The concepts above haven 't been changed nowadays. They are used by many specialists of physical education in post soviet Russia, and unfortunately isn 't noticed as a positive education of foreign countries.

We offer to pay attention on the definition "physical education" not only as a division ofpedagogical science but as a sphere of social life and physical culture.

В XV-XVII вв., в период разрушения феодализма и становления капитализма, появились условия для формирования и развития школьного физического воспитания. Выдающиеся гуманисты, просветители, реформаторы того времени в борьбе с религиозным аскетизмом, господствовавшем в средние века, сыграли важную роль в создании организованной системы физической подготовки молодого поколения, в завоевании ею права гражданства в педагогике.

Первый набросок основ физического воспитания как учебного предмета был сделан итальянским гуманистом, врачом и историком физического воспитания Иеронимом Меркуриалисом (1530-1606), который утверждал, что идеал гармонически развитого человека во многом зависит от физического воспитания как средства охраны его здоровья. Меркуриалис первым высказал мысль о возрождении античных Олимпийских игр [4, с. 133-134]. По мнению Р. Вендта, Меркуриалис многое сделал по возрождению греческой гимнастики, он сумел соединить её с медициной XVI века [14, с. 23].

Выполняя своеобразные задачи физического воспитания, мы одновременно решаем целый ряд других педагогических проблем - так считал один из первых авторов школьных реформ директор Лондонской торговой школы Ричард Малкастер (1530-1611) [13, с. 82-83].

Основополагающая роль в становлении современной педагогики принадлежит выдающемуся чешскому мыслителю-гуманисту Яну Амосу Коменскому (1592-1670). Он создал стройную систему всеобщего образования, ставил вопросы о создании общегосударственной школы, о плановости школьного дела, о соответствии ступеней образования возрасту человека, об обучении на родном языке, сочетании гуманитарного и научно-технического общего образования. Главной целью образования он считал подготовку к трудовой деятельности. «Человек со стороны тела создан для труда» [22, с. 17]. Коменский впервые включил физическую подготовку в программу обучения и увязал ее с уроками по теоретическим предметам. Он разработал оригинальную дидактическую систему, получившую позднее название классно-урочной и сохраняющуюся во многих своих чертах до настоящего времени. Я.А. Коменский был глубоко убежден в том, что методы школьной работы должны быть природосообразными. Не утратили своей значимости мысли, высказанные Коменским в труде «Пампедия» [23, с. 107-136]:

«(I) Жизнь - школа. Следовательно, не надо отбрасывать книги, как многие делают, но именно теперь пора по-настоящему и с пользой их применить. Школа требует образцов, наставлений и упражнений... люди должны (1) изучать историю, чтобы почерпнуть в ней

примеры; искать в учёных книгах общезначимое знание: (3) упражнять себя в непрестанной деятельности. Поскольку же к школьным упражнениям относится и состязание..., то надо подумать о том, как в благородном соревновании люди могли бы по-дружески побуждать себя к добру...

(II) Жизнь - призвание. Следовательно, при вступлении в эту школу надо избрать определённый год жизни, в котором, служа Богу и человеческому обществу с пользой и по возможности с удовольствием, ты провёл бы все дни свои земного бытия.

(III) Жизнь - труд.

(IV) Жизнь - путь...» [23, с. 135].

Трудно преувеличить актуальность слов великого педагога: «Пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государств и всего мира» (выделено нами) [23, с. 131].

Английский философ, просветитель и педагог Джон Локк (1632-1704), автор теории естественного формирования человека, среди задач педагогики приоритетным направлением считал физическое воспитание. Дж. Локк делал последовательный акцент на практической направленности обучения, необходимого для подготовки к жизни, коммерческой деятельности -«для деловых занятий в реальном мире». Сохраняют свою актуальность идеи Локка об активном отдыхе. В книге «Мысли о воспитании» он писал: «Отдых заключается не в безделье (как может убедиться каждый), а только в облегчении утомлённого органа переменой занятия» [26, с. 177].

Выдающийся философ, писатель и педагог-просветитель Жан-Жак Руссо (1712-1778) в трактате «Об общественном договоре...» утверждал, что биологическая субстанция человека, хотя и несёт известные потери в обществе, она тесно связана с социальной, при этом последняя формирует гражданскую природу личности. Но если общество безнравственно и встаёт в противоречие с природой человека, то оно уродует его [32, кн. II, гл. VI]. Развивая мысли Локка об активном отдыхе, Руссо в книге «Эмиль, или о воспитании» ведёт речь об «упражнении» чувств, о сочетании физических и умственных нагрузок. «Покажите ребёнку, - говорит он - как выгодно никогда не делать недостаточных или излишних усилий. Если вы приучите его предвидеть таким образом результат всех его движений и путём опыта исправлять ошибки, то не ясно ли, что, чем больше он будет действовать, тем станет рассудительнее?» [33, с. 249]. В педагогических концепциях Руссо красной нитью прослеживается идея общественных отношений: «Человек и гражданин, кто бы он ни был, не может предложить обществу иного имущества, кроме самого себя... Вне общества, человек изолированный, никому ничем не обязанный, имеет право жить как ему угодно; но в обществе, где он живёт по необходимости за счёт других, он обязан уплатить трудом цену своего содержания; это правило без исключений. Труд, значит, есть неизбежная обязанность для человека, живущего в обществе. Всякий праздный гражданин - богатый или бедный, сильный или слабый - есть плут» [33, с. 265].

Швейцарский педагог-демократ, основоположник теории начального обучения Иоганн Генрих Песталоцци (1746 - 1827) непоколебимо верил в то, что изъяны общественной системы можно исправить средствами воспитания, путём введения всеобщего обучения. Уже в то время он увидел и осудил стремление некоторых педагогов к односторонности в физическом воспитании молодежи. Только совершенствование физического развития человека в целом, считал Песталоцци, может находиться в гармонии с целостностью его природы, то есть с развитием всех его моральных и духовных способностей. Истинное природосообразное образование, писал он, -по самой своей сути вызывает стремление к совершенству, стремление к совершенствованию человеческих сил. Односторонность же развития этих сил по самой своей сути ведёт к подрыву, к разложению и в конце концов к гибели той совокупности сил человеческой природы...» [31, с. 358]. Песталоцци был последовательным защитником единства умственного, физического, нравственного и трудового, профессионального образования [31, с. 374]. Педагогический опыт Песталоцци получил широкое распространение в Европе. В 1807 г. в Мадриде был учреждён специальный «Институт Песталоцци».

Теоретические концепции образования гуманистов и просветителей стали основой для формирования и развития национальных систем физического воспитания в странах Европы и Америки в период XMI-XIX вв. Пионерами в этом процессе выступили учителя филантропинов («школ человеколюбия») Германии - Базедов, Гутс-Мутс и Фит и др. Основоположник филантропина, созданного в 1774 г. в Дессау И.Б. Базедов (1724-1790) разработал оригинальную систему физического воспитания, программу которой составили «упражнения тела» (Leibesubungen). Она состояла из трёх разделов: 1) детские игры, преимущественно подвижные; 2) физический труд, направленный на приобретение и совершенствование профессии; 3) военная выучка, включающая строевую подготовку и занятия военным делом. Несколько позже эта программа приобрела название «гимнастика», в основу которой вошли пять основных видов подвижных игр - «пентатлон Дессау» («Dessauer Pentathlon»). Сами термины характеризуют преемственность греческой культуры. На основе опыта Базедова и его соратников впервые стали формироваться элементы олимпийского образования, начало которому было положено 24 сентября 1777 г. проведением народного празднества в пригороде Дессау - Дрейбергских игр, названных «олимпийскими». Через некоторое время эти Игры получили национальное признание, на них присутствовали тысячи зрителей, среди которых бывал ве-ликий немецкий поэт И.В. Гёте [4, с. 140-141]. В программу Игр входили соревнования по бегу, конным скачкам, прыжкам в длину, метаниям копья, по различным видам подвижных игр, а также народные песни и танцы. В качестве участников выступали учащиеся филантропинов, юноши и девушки [7, с. 183]. Победителям присваивали звание олимпионика, призёров награждали медалями и всех денежными призами в размере 20-30 талеров, букетами цветов. В организации Игр и судействе соревнований

принимали участие учителя и более подготовленные ученики указанных учебных заведений. В эти же годы в филантропинах Дессау, Шнепфенталя выпускные экзамены по физическому воспитанию проводились в виде школьных Олимпийских игр [4, с. 143]. В конце XVIII в. Дрейбергские игры прекратили своё существование.

Основателем немецкой системы гимнастики по праву считают Иоганна Х.Ф. Гутс-Мутса (1759 - 1839), в содержание которой легли античный пентатлон (бег, прыжки, метание диска и копья, борьба), а также рыцарские искусства, военная подготовка, детские подвижные игры, сельские народные игры, акробатика. Не утратила своей ценности в наши дни книга «Гимнастика для юношества» (1793). «Рекомендую своим современникам, - писал он, - изучать дело глубокой древности, незаслуженно забытое, а теперь возрождаемое... О его ценности свидетельствует опыт многих народов, учителей и главным образом врачевателей, что нет ничего важнее, чем само здоровье человека [6, с. 112-113]. К числу основных методов обучения он относил игровой с использованием подвижных игр не только античности, но и ряда стран Европы и России (особенно зимние). Физические упражнения и соревнования он расценивал как средство укрепления национального единства Германии [6, с. 115].

Вместе с этим он признавал, что образование, гимнастика не доступны детям трудящихся. «Имеются истощённые подёнщики с худыми бёдрами и икрами ног, потому что не упражняют ноги, с худыми руками и тонкими кистями рук, потому что выполняют работу исключительно женскую; с впалой грудью и сутулой спиной, потому что постоянно сидят... Одним словом, вследствие недостатка движений тело у этих людей если и не полностью разрушилось, то уже основательно де формировалось. Другие - в результате сверхчеловеческих усилий негибки, грузны, неловки - инвалиды» [9, с. 107].

Идеи Гутс-Мутса продолжил Герхард У.А.Фит (1765-1836). В первом томе своего труда «Опыт энциклопедии физических упражнений» (1794) Фит представил историю физической культуры от греческой античности до конца XVIII в., во втором - предпринял попытку классификации физических упражнений и теоретического обоснования социальной значимости двигательной активности, под которой понимал «движение и использование силы с целью совершенствования тела» [15, с. 179]. Признанной заслугой Фита является закладка фундамента истории физической культуры как науки. Неслучайно «Энциклопедия» Фита пользовалась большим авторитетом вплоть до XX в., издавалась и в России.

Используя различного рода подвижные игры, филантропы стремились способствовать развитию личности ребенка, его волевых качеств. Они, опираясь на достижения медицинской науки своего времени, сделали заключение, что упражнения следует составлять на основе физиологии в соответствии с индивидуальными особенностями организма. Преподающий физические упражнения должен знать работу человеческого организма не только вообще, но четко

представлять себе, какое воздействие на него оказывают те или иные упражнения. Благодаря усилиям филантропов физическая культура получила социальное содержание, а физическое воспитание вошло в программу школьного обучения. Опыт работы Базедова, Гутс-Мутса, Фита и других немецких авторов оказал большое влияние на формирование и развитие гимнастических систем физического воспитания в странах Западной Европы.

В начале XIX века всё больше государственных деятелей, врачей и педагогов признавало, что физическая культура может проявить свои функции в сферах образования и воспитания, здравоохранения, культуры лишь при наличии организационно оформленной структуры. Обоснование образовательной ценности становится одной из основных задач формировавшейся теории физического воспитания.

Если развитие школьного физического воспитания набирало определённую силу, дополнялось и совершенствовалось в гимнастических системах Дании (Франц Нахтегаль), Германии (Фридрих Ян, Адольф Шписс), Франции (Франциско Аморос), Швеции (Пер и Ялмар Линг) и др., то концепция физической подготовки студентов развивалась медленно.

Практически первые опыты физической подготовки студентов зародилась с момента создания в Европе первых университетов и рыцарских академий. Характерно, что физическое воспитание формально не значилось в программах указанных учебных заведений, однако играло существенную роль в их общественной жизни. Студенческая молодежь всегда была естественным сторонником физической культуры. В университетах физическое воспитание являлось личным делом студентов, которые занимались им вне стен учебного заведения, в то время как в рыцарских академиях оно постепенно становилось частью студенческой жизни и входило в учебные программы. Основными видами физических упражнений служили верховая езда, фехтование, танцы, плавание; эти виды в XVII в. были весьма популярны в Европе. К сожалению, литературой о развитии студенческого физического воспитания прошлых веков мы располагаем явно недостаточно. Интересный материал представил Ю. Войнар по Польше. Физическое воспитание значилось в учебных программах Рыцарской школы (1705 г.), Коллегий Нобили (Colleqium Nobilium, 1740 г.) и Терезианы (Colleqium Theresianum, 1776 г.), в конце учебного года студенты даже сдавали экзамен по физической подготовке. В 1817 г. в связи с принятием нового Устава Ягеллонского университета в учебные программы были внедрены спортивные тренировки, созданы специальные подразделения под названием школ верховой езды, фехтования, танцев и плавания. Чтобы участвовать в занятиях по физической подготовке в школах, нужно было получить согласие ректора. Пропуск трёх занятий в течение месяца приводил к исключению. Студенты были обязаны сдавать публичные экзамены по спортивным дисциплинам. Занятия по спортивным дисциплинам проводили штатные инструкторы, которые оплачивались из бюджета университета. Количество занимающихся в одной группе ограничивалось и обычно не превышало

10 человек. Объяснялось это недостатком помещений для занятий, нехваткой квалифицированных инструкторов-преподавателей а также средств на приобретение спортивного оборудования [17, с. 45-46].

Подводя итог нашему экскурсу, нельзя не согласиться с оценкой гимнастических систем, которую дал П.Ф. Лесгафт: «Вообще при преподавании гимнастики нет ничего другого, кроме подражания и повторения случайно собранных упражнений; всё это происходит от перенесения формы, а не идеи из одной страны в другую» [25, с. 265]. Как видим, существовала такая же тенденция, которая наблюдается в современном мире.

Развитию физического воспитания студентов во многом способствовала английская спортивно-игровая система, сформировавшаяся во второй половине XIX века и господствующая в современном мире. «Известное влияние на этот процесс, - отмечает В.В. Столбов, - оказало географическое положение страны как островного государства, из-за чего буржуазия не стремилась к созданию массовой армии, как это было в континентальных странах Европы. Сбросив феодальные путы, Великобритания начала захватывать другие страны - колонии, увеличивая тем самым свои богатства, при этом она опиралась на свой .могущественный флот и небольшие, но очень подвижные экспедиционные отряды, укомплектованные хорошо подготовленными физически людьми. Такие отряды обычно возглавлялись представителями аристократии, которые обучались в английских колледжах, университетах и военных учебных заведениях» [34, с. 61]. К этому следует добавить: Англия - родина университетского спорта, там с 1829 г. стали проводиться традиционные соревнования по гребле между студентами Кембриджского и Оксфордского университетов, а с 1845 г. - по лёгкой атлетике в Итонском колледже. В числе первых стран, принявших после Англии спортивно-игровую систему и включивших физическое воспитание в учебные планы высших учебных заведений, были Соединённые Штаты Америки.

В конце XIX и в начале XX вв. под влиянием научно-технической революции происходит модернизация систем физического воспитания во многих странах Европы. Южной и Северной Америки, а также в Японии. Физическое воспитание становится обязательным предметом в большинстве вузов. Важную роль в этом процессе сыграли французские системы Ж. Демени и Ж. Эбера.

Гимнастическая система физиолога и педагога Жоржа Демени (1850-1917) была одной из лучших в Европе в начале XX в. по научной обоснованности как с медико-биологических (ему было известно учение русского физиолога И.М. Сеченова об активном отдыхе), так и с педагогических достижений того времени. Главной целью обучения Демени считал научить воспитанника экономить энергию при выполнении работы, что можно достигнуть лишь путём упражнений в ловкости и координации движений. К основным средствам своей системы он

относил семь видов естественных упражнений - ходьба, бег, прыжки, лазанье, поднятие и ношение тяжестей, метание и приёмы «нападения и защиты» [18, с. 54]. В научных трудах Демени освещен механизм движений как пролог современной биомеханики. Система Демени предусматривала дифференцированный подход в физическом воспитании женщин. Она была рассчитана на многолетнюю подготовку, а это не устраивало правительство Франции, которое стремилось к быстрой подготовке молодёжи для военных действий [36, с. 254].

Милитаристские круги Франции и других стран безоговорочно приняли систему гимнастики французского морского офицера Жоржа Эбера (1875-1957) -«Натуральную гимнастику» или «Естественный метод». Своими методами, по оценке венгерского историка физической культуры Ласло Куна, Жорж Эбер хотел из молодых людей, подрастающих в нездоровой атмосфере французских городов, воспитать поколение стойких и сильных офицеров, обладавших комплексной выносливостью [10, с. 190]. Хотя «естественный метод» Ж. Эбера, компилируя системы гимнастики Ф. Амороса и П. Линга, не вносил ничего нового, однако давал возможность судить об уровне подготовленности занимающихся посредством выполнения определённых нормативов по 19 видам упражнений, выраженных в единицах измерения и оцененных в сумме из 15 баллов [10, с. 68-72]. Эбера можно считать одним из основоположников нормативной системы физического воспитания. Использовались восемь групп естественных упражнений с применением различных игр и закаливания. Система не нуждалась в специальных спортсооружениям и снарядах. Занятия проводились на местности в преодолении канав, заборов, скал, водоёмов и т. п., снарядами служил подручный материал - лопаты, колья, верёвки, камни и др. Срок подготовки не превышал и года. Неслучайно поэтому его система приобрела всемирную популярность. Вследствие профессионализации спорта, которая наносила физический и нравственный ущерб молодому поколению, Эбер выступал против спорта как такового Широкое распространение получили многочисленные системы индивидуальной гимнастики: «Моя система» И. Мюллера, «Система выразительных движений» Ф. Дельсарта, «Ритмическая гимнастика» Ж. Далькроза, «Танцевальная гимнастика» А. Дункан и др. Они имели главной целью физическую подготовку молодежи, ее физическое развитие и воспитание. Значение всех гимнастических систем заключалась в том, что в них был обобщен предыдущий опыт физического воспитания, собраны, систематизированы и классифицированы многочисленные физические упражнения.

Рассмотренные системы физического воспитания принадлежали буржуазии и защищали, за редким исключением, её интересы. Вместе с тем история оставила имена тех людей, кто размышлял о физическом воспитании трудящихся. Среди них ранние социалисты-утописты Томас Мор (1478-1535) и Томмазо Кампанелла (1568-1639), которые считали, что с уничтожением частной собственности и социального неравенства, воспитание будет носить всеобщий и разносторонний характер. В своих сочинениях «Утопия» и «Город солнца» они

мечтали о таком обществе, где физические и военные упражнения станут делом государственной заботы и будут служить здоровью человека и подготовке его к труду, воспитанию мужества, силы и красоты. Французский социалист-утопист XVIII в. Морелли (даты жизни неизвестны) в своём труде «Кодекс природы» одним из первых ставил вопрос о профессиональной подготовке молодёжи в условиях «идеального», бесклассового общества, об отборе более способных к занятиям наукой. Он считал: «Истинная политическая свобода человека состоит в беспрепятственном и безбоязненном пользовании всем, что может удовлетворять его естественные и, следовательно, законные желания», его «телесное и моральное развитие», обеспечивающее подготовку к труду [30, с. 87-91]. Английский социалист-утопист Роберт Оуэн (1771-1858) предпринял попытку на практике осуществить систему воспитания трудящихся. На своей бумагопрядильной фабрике он открыл школу для детей рабочих, где наряду с общим и трудовым образованием дети получали физическое воспитание. Он первым в мире организовал для детей рабочих ясли и детский сад [20, с. 421]. Однако в условиях капиталистических отношений конкуренты задушили опыт Оуэна по улучшению материально-бытовой жизни рабочих.

Непреходящую значимость и в наши дни сохраняют мысли Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1829-1895) об образовании и воспитании трудящихся. В «Инструкции делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам» на Женевский конгресс I Интернационала (1866), - К.Маркс писал: - «Под воспитанием мы понимает три вещи:

Во-первых, умственное воспитание.

Во-вторых, физическое воспитание, такое, какое даётся в гимнастических школах и военными упражнениями.

В-третьих, техническое обучение...» [28, с. 198].

Реализация этой гуманистической триады стала возможной в условиях Советского Союза и стран социалистического содружества, она успешно развивается сейчас в странах, сохранивших социалистический уклад жизни, - КНР, КНДР, СРВ и на Кубе.

Развитие физического воспитания и спорта в современном мире представляет собой настолько пёструю гамму методологий, методик и форм, что требует специальных исследований. С точки зрения методологии исследований Я.Мергаутова [29, с. 46-47] выделяет три группы концепций:

1) экзистенциалистские, построенные на принципах иррационализма и индивидуализма, согласно которым спорт представляется как способ «самоутверждения человеческой личности», спорт это игра, основой которой являются раскованность, воображение и порядок, способствующие реабилитации и реализации личности, приносит удовольствие и удовлетворённость, уменьшает ощущение потерянности и ничтожества [24, с. 125-134];

2) компенсационные, связанные с теорией компенсации, упрощённо рассматривающие физическую культуру и спорт как средства «физического воспроизводства» человека, как средства «исправления издержек технической цивилизации», как «противовес нашей слишком интеллектуальной цивилизации» [11, с. 205-211];

3) технократические или манипуляционные (от понятия «манипулировать»), по определению Д.Е. Арнольда и Дж. Рацера, означают такой способ управления индивидуумами со стороны определённых сил общества, при котором поведение индивидуумов регулируется опосредованно, незаметно для них самих, в результате чего достигаются заданные «сверху» цели, не являющиеся истинными целями самих индивидуумов[1, с. 34]., исходя из которых, немецкий социолог С. Гюльденпфеннинг считает физическое воспитание и спорт не как целостное общественное явление, а лишь как «специфическая сфера политики», способная гармонизировать классовые отношения [5, с. 219], точнее говоря, замаскировать классовые антагонизмы в обществе. Известный западный социолог Г. Люшен утверждает, что спорт представляет собой «замкнутую систему, существующую по своим внутренним законам», но вместе с тем констатирует, что в современном обществе он проникает во многие социальные институты, на его развитие «влияют структуры образования, экономики, политики и средств массовой коммуникации» [27, с. 25-27; с. 141]. До сих пор в странах Запада и США, по мнению многих американских специалистов, отсутствует общий взгляд на конкретное физическое воспитание в учебных заведениях, но всё более усиливается «тенденция шире связывать физическое воспитание с целями: социальной адаптации к «американскому образу жизни», включения подрастающих поколений в господствующую в США систему социальных отношений, закрепления нравов и норм поведения, отвечающих интересам капиталистического устройства общества... Касаясь философских основ разнообразных теоретических концепций физического воспитания в США, сами американские специалисты признают крайнюю неоднородность и аморфность мировоззренческо-методологических позиций» [29, с. 55].

Указанные выше концепции и их многочисленные варианты по своей сущности мало изменились и в наши дни. Без критического анализа их используют многие специалисты образования и физического воспитания в постсоветской России и, к сожалению, почти не замечают всего того позитивного, что, несомненно, имеется в теории и практике физического воспитания в зарубежных странах, в том числе в США. Между тем, учёный-педагог из США Гарольд Стивенсон в 2001 г. заявлял, что американских родителей в качестве школьных достижений их отпрысков в первую очередь интересуют спортивные успехи, независимость, социабельность, самосостоятельность в принятии решений. Автор исследования отдаёт предпочтение опыту советской школы и «её копии» в Китае с большими классами, групповой

системе обучения, поскольку «в группе ученик быстрее адаптируется к условиям жизни в обществе». Большой интерес представляют выводы Стивенсона:

1) нужно увеличить число детей в классах и создавать постоянные сплочённые группы, ибо только «индивидуальный подход к обучению учеников - фикция, которая идёт во вред учебному процессу»;

2) необходимо освободить учителя от несвойственных ему функций, он должен давать знания, а не быть няней или инструктором по безопасности;

3) важно ввести общий образовательный стандарт для всех школ, ни в одной из них нельзя вводить дополнительные предметы в ущерб академическим дисциплинам, нужна капитальная ревизия учебников и учебных пособий и приведения их к едином) стандарту;

4) необходимо также отменить деление ребят в классе на хорошо-, средне- и слабоуспевающих. т.к. такая практика внешне выглядит демократичной, а на деле дискриминирует всех детей;

5) «академическая успеваемость должна стать одной из базовых ценностей в американской семье». Короче говоря, американский учёный призывает создать в США... советскую школу, ту самую, которую российские либералы разрушили. «Нам хотят навязать американскую систему образования, - говорит вице-президент Российской академии естественных наук, вице-президент Международной лиги защиты культуры, академик Г.Н. Фурсей. - Я считаю, что в США плохая система школьного образования и очень средняя вузовская. Российское образование вопреки безобразным условиям, в которых оно содержится государством, до сих пор остаётся одним из лучших в мире. Те же американские вузы готовы брать у нас целые потоки студентов. В США спохватились и стали увеличивать финансирование своего образования. А мы - уменьшать, и сейчас истощили нашу школу почти до предела. Я - за реформу образования. Но за реформу, которая не разрушает, а улучшает» [29, с. 69-74].

Литература

1. Arnold D.E. and Razer J.E. Physical Education and Community Education: Extending The Scope of Physical Education. -Physical Educator. March 1977, vol. 34. n 1.

2. Bycher С. Foundations of Physical Education. St. Louis: The C.V.Mosby Co., 1979.

3. Crase D. Has Physical Education Achieved a Scholarly Dimension. - Journal of Physical Education and Recreation, October 1978. - P. 21-24; Shelton J.W. Phisycal Education In Perspective. - Phisycal Educator, May 1971. - Vol. 28, N 2; Zeigler E.F. Without Philosophy, Coaches and Phisycal Educators Are Unguided Missiles. - Phisycal Educator, October 1980. - Vol. 37, N 3.

4. Ebert J. Olympia fon den Anfangen bis zu Coubertin. - Leipzig: Koeler & Amelag, 1980. - 188 S.

5. Guldenpfenning S. Gewerksschaftliche Sportpolitik. - Koln: Pahl-Rungenstein. 1979. - 202 S.

6. GutsMuts J.Ch.F. Gymnastik fur die Jugend. - Berlin: Sportverlag, 1957. - 448 S.

7. GutsMuts J.Ch.F. Gymnastik fur die Jugend. - Berlin: Sportverlag, 1957. - 448 S.

8. GutsMuts J.Ch.F. Gymnastik fur die Jugend. - Berlin: Sportverlag, 1957. - 448 S.

9. GutsMuts J.Ch.F. Spiele zur Ubung und Erholung des Korpers und Geistes, fur die Jugend, Ihrer Erzieher und alle Freunde Unschuldiger. Jugendfreuden. - Schnepfentahl, 1796. - 112 S.

10. Hebert G. Gymnastique naturel. - Paris, 1922. - 122 S.

11. Cowell C.C. and Schwehn D. Modern Principles and Methods. In Secondary School Physical Education. - Boston, 1964; Jable J.T. The AAHPER: Professionals Proudly Promoting Physical Education. - Physical Educator, December 1981. vol. 38. N 4. pp. 205-211.

12. Luschen G. Sociology of Sport: development, present state and prospects. - Annual Review of Sociology, 1980, N 6. P. 315-347.

13. Rice E.A. Brief History of Physical Education. -New York: Barnes and Company, 1926. - 205 S.

14. Wendt F.R. Die Idee der Leibeserziehung in der italienschen Renaissance. Ein kritischer Beitrag zum Verstandnis des Werkes "Die Arte Gimnastica" vom Hieronymus Mercurialis (1530-1606). - Wurzburg, 1940. - 164 S.

15. Vieth G.L. A. Versuch einer Encyclopadie der Leibesubungen ein 2 Bücher. - Berlin, 1794. - 486 S.

16. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. - М.: Наука, 1969. - 294 с.

17. Войнар Ю. Физическое воспитание в польских высших школах // Теория и практика физической культуры, 2000, № 12, с. 45-46.

18. Демени Ж. Курс гимнастики. Переработка Г.А. Дюперрона. - Л.: Физкультура и туризм, 1932. - 160 с. * Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту в трёх томах. Т. I. - М.: ФиС, 1961. - 368 с. Кун Ласло. Всеобщая история физической культуры и спорта. Перевод с венгерского. - М.: Радуга, 1982. - 400 с.

19. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учеб. пособ. для пед. учеб. заведений /Под ред. А.И. Пискунова. - 2-е изд., испр. и допол. - М.: ТЦ "Сфера", 2001.-512 с.

20. История политических учений. Под ред. С.Ф. Кечекьяна и Г.И. Федькина. - М: Юридическая литература, 1960.894 с.

21. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учеб. пособ. для пед. учеб. заведений /Под ред. А.И. Пискунова. - 2-е изд., испр. и допол. - М.: ТЦ "Сфера", 2001.-512 с.

22. Коменский Я. А. Великая дидактика - с. 11-106 // В кн. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж, Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М.: Педагогика, 1989. - 416 с.

23. Коменский Я.А. Пампедия. - М.: 1978 г.

24. Ленк X. Отчуждение и манипуляция личностью спортсмена / В сб. «Спорт и образ жизни». - М.: ФиС, 1979. - С. 112-125; Нива Т. Функции спорта в современном обществе / В сб. «Спорт и образ жизни». - М.: ФиС, 1979. - С. 125-134.

25. Лесгафт П.Ф. Приготовление учителей гимнастики в государствах Западной Европы / В кн. П.Ф. Лесгафт. Избранные труды. Сост. И.Н.Решетень. - М.: ФиС, 1987. - 359 с.

26. Локк Дж. Мысли о воспитании - с. 145-179 / В кн. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж, Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М.: Педагогика, 1989. - 416 с.

27. Люшен Г. К структурному анализу в спорте - с. 25-28 В кн. Спорт в современном обществе. Сборник научных материалов Всемирного намного конгресса «Спорт в современном обществе». - М.: Спорткомитет СССР, 1974. -340 с.

28. Маркс К. Инструкция делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам. - К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 16.

29. Мергаутова Я. Критический обзор некоторых немарксистских концепций в теории физической культуры и спорта - с. 45-50 / В кн. «Очерки по теории физической культуры: Труды учёных соц. стран. Сост. и общ. ред. Матвеев Л.П. / Я. Мергаутова, Ф. Йоахимсталер, В .Чехак (ЧССР). - М.: ФиС, 1984. - 248 с.

30. Морелли. Кодекс природы, ч.И. - М.-Л.:, Наука, 1947. -282 с.

31. Песталоцци И.Г. Лебединая песня - с. 356-391 / Педагогическое наследие. Указ. соч.

32. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права. - М., 1938. - 192 с.

33. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании - с. 199-296 / В кн. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж, Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М.: Педагогика, 1989. - 416 с.

34. Столбов В.В.. Финогенова Л.А., Мельникова Н.Ю. История физической культуры и спорта Под ред. В.В. Столбова. - 3-е изд., перераб и доп. - М.: ФиС, 2000. - 423 с.

35. Эбер Ж. Спорт против физического воспитания. - М.- Л.: ФиС, 1930. - 104 с.

36. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту в III томах. Т.1. - М.: ФиС, 1961. - 368 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Glossary:

1. Arnold D.E. and Razer J.E. Physical Education and Community Education: Extending The Scope of Physical Education. -Physical Educator. March 1977, vol. 34. n 1.

2. Bycher С. Foundations of Physical Education. St. Louis: The C.V.Mosby Co., 1979.

3. Crase D. Has Physical Education Achieved a Scholarly Dimension. - Journal of Physical Education and Recreation, October 1978. - P. 21-24; Shelton J.W. Phisycal Education In Perspective. - Phisycal Educator, May 1971. - Vol. 28, N 2; Zeigler E.F. Without Philosophy, Coaches and Phisycal Educators Are Unguided Missiles. - Phisycal Educator, October 1980. - Vol. 37, N 3.

4. Ebert J. Olympia fon den Anfangen bis zu Coubertin. - Leipzig: Koeler & Amelag, 1980. - 188 S.

5. Guldenpfenning S. Gewerkschaftliche Sportpolitik. - Koln: Pahl-Rungenstein. 1979. - 202 S.

6. GutsMuts J.Ch.F. Gymnastik fur die Jugend. - Berlin: Sportverlag, 1957. - 448 S.

7. GutsMuts J.Ch.F. Gymnastik fur die Jugend. - Berlin: Sportverlag, 1957. - 448 S.

8. GutsMuts J.Ch.F. Gymnastik fur die Jugend. - Berlin: Sportverlag, 1957. - 448 S.

9. GutsMuts J.Ch.F. Spiele zur Ubung und Erholung des Korpers und Geistes, fur die Jugend, Ihrer Erzieher und alle Freunde Unschuldiger. Jugendfreuden. - Schnepfentahl, 1796. - 112 S.

10. Hebert G. Gymnastique naturel. - Paris, 1922. - 122 S.

11. Cowell C.C. and Schwehn D. Modern Principles and Methods. In Secondary School Physical Education. - Boston, 1964; Jable J.T. The AAHPER: Professionals Proudly Promoting Physical Education. - Physical Educator, December 1981. vol. 38. N 4. pp. 205-211.

12. Luschen G. Sociology of Sport: development, present state and prospects. - Annual Review of Sociology, 1980, N 6. P. 315-347.

13. Rice E.A. Brief History of Physical Education. -New York: Barnes and Company, 1926. - 205 S.

14. Wendt F.R. Die Idee der Leibeserziehung in der italienschen Renaissance. Ein kritischer Beitrag zum Verstandnis des Werkes "Die Arte Gimnastica" vom Hieronymus Mercurialis (1530-1606). - Wurzburg, 1940. - 164 S.

15. Vieth G.L. A. Versuch einer Encyclopadie der Leibesubungen ein 2 Bücher. - Berlin, 1794. - 486 S.

16. Baller E.A. Portability in different cultures.-M.: Science, 1969.-294p.

17. Voinar U. Physical Education in Polish High Schools// Theory and practice of PC.-2000, №12, p. 45-46.

18. Demeni J. Gymnastics course. Remake G.A. Duperron.-L.: PC and tourism, 1932.-160p.*PC and Sport Dictionary in 3 books. T.I.-M.: PC&Sport, 1961.-368p. Kun Laslo. The history of PC and Sport. Translation from Hungarian.-M.: Raduga, 1982.-400p.

19. The history of pedagogic and education. The birth of education in primitive society till the end of XX century. Study course book for pedagogical schools/ Under addition A.I.Piskun.-2nd publication, changed.-M.: TC "Sphere", 2001.-512p.

20. The history of politic study. Under the addition S.F. Kechekjan and G.I. Fedkin.-M.: Law literature, 1960.-894p.

21. The history of pedagogic and education. The birth of education in primitive society till the end of XX century. Study course book for pedagogical schools/ Under addition A.I.Piskun.-2nd publication, changed.-M.: TC "Sphere", 2001.-512p

22. Kaminski J.A. Great Didactics -p. 11-106// in books Kaminski J.A., Lokk J., Russo J.-J, Pestalotsy I.G. Pedagogical inheritance/ Made V.M. Klarin, A.N. Jyrinsky.-M.: Pedagogic, 1989.-416p.

23. Kaminski J.A. Pampedia.-M.: 1978.

24. Lenk H. Alienation and manipulation of sportsman's personality/ Collector "Sport and the style of life".-M.: PC and Sport, 1979.-P. 112-125; Niva T. Functions of sport in modern society/ Collector "Sport and the style of life".-M.: PC and Sport, 1979.-P. 125-134.

25. Lesgaft P.F. Training of gymnastics teachers in Western Europe states/ Book P.F. Lesgaft. Selected Works. Made I.N. Resheten.-M.: PC and Sport,1987.-359p.

26. Lokk J. The thoughts about the education-p. 145-179/ Book Komensky J.A., lokk J., Russo J.-J, Pestalosty I.G. Pedagogical inheritance/ Made V.M. klarin, A.N. Jurinsky.-M.: Pedagogic, 1989.-416p.

27. Lushen G. Structure analysis in sport- p. 25-28 Book sport in modern society. Collection Sc. Works International congress "Sport in modern society".-M.: Sport committee USSR, 1974.-340p.

28. Marx K. The instruction to delegates permanent central union in special questions.- K. Marks and F. Engels. Compositions, book 16.

29. Mergautova J. Critical revision of some non-Marxists concepts in the teory of PC and Sport-p.45-50/ Book "articles about PC and sport": works of the social scientists under addition Matveev L.P./ J. Mergautova, F. Joahimstaler, V. Chehak ( ChSSR).-M.: PC and Sport, 1984.-248p.

30. Morelly. Code of nature, I.-M.-L.:, Science, 1947.-282p.

31. Pestalotsy I.G. swan song.-p. 356-391/ Pedagogic inheritance. Comp.

32. Russo J.-J. Agreement or principle of laws.-M.: 1938.-192p.

33. Russo J.-J. Emil, or about education-p. 199-296/ Book Komensky J.A., lokk J., Russo J.-J, Pestalotsy I. G. Pedagogic inheritance./ Made V.M. Klarin, A.N. Jurinsky.-M.: Pedagogic, 1989.-416p.

34. Stolbov V.V. Finogenova L/A., Melnikov N.U. the history of PC and Sport. Under the addition V.V. Stolbov.- the 3rd publication., changed.-M.: PC and Sport,2000.-423p.

35. Eber J. Sport against PC.-M.-L.: PC and Sport, 1930.-104p.

36. Encyclopedic dictionary in PC and Sport in 3 books. B.I.-M.: PC and Sport, 1961.-368p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.