УДК 796: 372.4 ББК 75.4: 74.100.54
Макаренко Виктор Григорьевич
кандидат педагогических наук, профессор кафедра спортивных дисциплин Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Makarenko Viktor Grigorievich Candidate of Pedagogics,
Professor Chair of Sports Disciplines Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk
Социально-исторические предпосылки формирования концепции педагогического управления физкультурным образованием дошкольников
Socio-Historical Prerequisites for Forming the Concept of Pedagogical Management of Preschoolers’ Physical Training Education
В статье с позиций социально-исторического анализа рассматриваются эволюционные преобразования в системе физического воспитания детей, происходящие на фоне динамично изменяющейся в XX в. социальной среды. На основе проведенного анализа определены предпосылки формирования концепции педагогического управления физкультурным образованием детей дошкольного возраста.
The article considers, from the viewpoint of socio-historical analysis, evolutionary transformations in the system of children’s physical education happening against a background of a social environment dynamically changing in the XX century. On the basis of the analysis, prerequisites for forming the concept of pedagogical management of preschool-age children’s physical culture education are determined.
Ключевые слова: физическое воспитание, социально-исторические условия, дошкольное образование, физкультурное образование, социальноисторические предпосылки, педагогическое управление.
Key words: physical education, socio-historical conditions, preschool education, physical training education, socio-historical prerequisites, pedagogical management.
В предыдущем номере «Вестника ЧГПУ» ([4]) была представлена наша публикация, посвященная социально-историческому анализу становления и развития физического воспитания. В опубликованной статье проанализированы материалы в достаточно продолжительном временном диапазоне: от первобытнообщинного строя до второй половины XIX в. Этот исторический период развития физического воспитания определен нами как донаучный.
В настоящей работе представлены результаты анализа развития физического воспитания в контексте исследования и определения социальноисторических предпосылок становления и развития проблемы физкультурного образования дошкольников.
Исторический период, в рамках которого проводилось исследование, охватывает временной отрезок с конца XIX в. по настоящее время и определен нами как период становления научной разработки обсуждаемой проблемы.
В середине XIX века в Западной философии воспитания на смену универсальным мировоззренческим схемам в основе которых стояла немецкая классическая философия (И. Кант, Ф. Шлейермахер, И.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегель и др.), пришли философские концепции, ориентированные на факты, отражающие результаты исследований «позитивных» наук.
Философия «позитивизма» предполагала, что по мере развития общества социальный фактор воспитания приобретает все более значимый вес (О. Конт 1798-1857 гг.). [2, с.230]
Эпоха Нового времени знаменуется творчеством педагогов, которые стали классиками науки о воспитании и образовании (И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, Ф.В.А. Фребель, Ф.А.В. Дистервег и др.).
В качестве цели воспитания они выдвигали идеи о разностороннем и гармоническом развитии природных сил и способностей человека. Под влиянием этих идей за рубежом создавались новые системы образования, в которых физические воспитание было непременным составляющим элементом.
Кроме того, появились новые идеи и в системах физического воспитания (Ж. Демени, К. Гаульгофер, П.Ф. Лесгафт и др.). К ним можно отнести «естественную гимнастику» Ж. Демени, «естественный метод» Ж.Эбера, «основную гимнастику» Н.Бука и др.
На фоне изменений в социальной структуре общества, упрочения позиций буржуазии, увеличения городского населения появляются новые формы физического воспитания, дальнейшее развитие получает спорт.
Конец XIX - начало XX вв. - период слияния двух направлений в физической культуре - гимнастического и спортивно-игрового и образование относительно самостоятельных средств физической культуры - гимнастики, спорта, игр. [1, с.61]
Вторая половина XIX - начало XX вв. отмечены существенными изменениями системы образования и в России.
Развитие светского образования в России в конце XIX - начала XX в. оказало влияние и на процессы становления системы детского общественного воспитания. Наряду с идеями Н.А. Корфа, Е.А. Покровского, Е.Н. Водовозовой и других, система дошкольного воспитания этого периода развивалась под влиянием идей ряда западноевропейских ученых-педагогов: Ф. Фребеля, Р. Штайнера, М. Монтессори и др.
Система дошкольного воспитания Ф. Фребеля основывалась на идеях свободного развития ребенка, отражающих идеи идеалистической философии.
Благодаря сторонникам Ф. Фребеля, в 1871 г. в Петербурге открывается филиал фребелевского «общества содействия первоначальному воспитанию детей». Общество получило право открывать детские сады и курсы подготовки воспитательниц для работы в них. В 1894 г. в Петербурге открывается первый бесплатный детский сад. [6, с.19]
Наряду с системой воспитания Фребеля большое распространение в России этого периода получила система Рудольфа Штайнера - немецкого философа, который разработал оригинальный вид занятий с детьми, названный им эвритмией. В основе его системы лежала идея развития у детей нагляднообразного мышления, интереса, творчества и свободы, умения воплотить образы и чувства в соответствующие телодвижения.
Разработанные Штайнером принципы обучения и воспитания детей не утратили актуальности и в наше время.
К началу двадцатого века отечественная педагогика пришла с научными достижениями выдающихся деятелей отечественного просвещения, среди которых мы видим имена В.М.Бехтерева, П.Ф Лесгафта, П.Ф. Каптерева,
К.Н. Вентцеля, создателя концепции свободного воспитания и космической педагогики.
К.Н. Вентцель полагал, что ведущими принципами в воспитании детей должны стать такие понятия, как свобода, воспитывающее общение, вера в творческие силы ребенка.
В сентябре 1917 года К.Н. Вентцель выпускает "Декларацию прав ребенка", идеи которой во многом созвучны с принятой ООН в 1959 г. международной «Конвенцией о правах ребенка», что свидетельствует о масштабах педагогической прозорливости К.Н. Вентцеля.
В начале XX века у педагогической общественности большое признание получили идеи, выдвинутые С. Т. Шацким, основные интересы которого были связаны с воспитанием личности и раскрытием индивидуальности каждого ребенка, которая, по его глубокому убеждению, могла раскрываться только в творческой деятельности. Ему были близки идеи свободного воспитания, предлагаемые К.Н. Вентцелем. [6]
Для целей дошкольного воспитания важны мысли С.Т. Шацкого о важности систематического наблюдения воспитателей за жизнью детей и тщательного изучения «естественно» возникающих норм и ценностей, регулирующих поведение детского сообщества.
Большой вклад в развитие российской системы физического воспитания внес П.Ф. Лесгафт - первый ученый в России, начавший изучать процесс физического воспитания с помощью методов научного исследования.
Позитивное развитие и возросший интерес к физическому воспитанию и дошкольному образованию явились следствием социально-исторических изменений, происходящих в нашем государстве, как и во всем мире: развитие капитализма, изменение военных доктрин, развитие научной мысли в области медицины, биологии, физиологии и педагогики.
Анализ этого исторического этапа позволил констатировать следующее:
- новые общественные отношения, складывающиеся в мире во второй половине XIX - начале XX вв. оказали большое влияние на все стороны развития физической культуры;
- педагогические взгляды на физическое воспитание в конце XIX начале XX вв. во многом определялись новыми знаниями в области биологических наук, физиологии, анатомии, медицины. Это позволило значительно улучшить национальные системы физического воспитания, обогатить их новыми средствами и формами;
- в системе Российского образования появляются учреждения дошкольного типа;
- в конце XIX - начале XX века в России, на основе развития новых научных знаний, впервые разрабатываются научно-обоснованные теоретикометодические основы физического воспитания, ориентированного на детский возраст. Особое педагогическое направление в этой области было создано российским педагогом-ученым П.Ф. Лесгафтом;
- в период с 1905 по 1914 гг. в развитии дошкольного образования утвердился социально-экономический фактор;
- в качестве новой оформилась тенденция развития содержания дошкольного образования, основанная на идеях «теории свободного воспитания»;
- физическое воспитание, несмотря на возрастание его социальной значимости, по-прежнему выполняло функции прикладного характера и оздоровления, а управление этим процессом ограничивалось включением занятий физическими упражнениями в учебные программы образовательных учреждении различного типа.
При этом, вопрос о физкультурном образовании, разработке научно обоснованных теорий управления в области физической культуры детей разного возраста в России еще фактически не поднимался.
Первая половина XX века ознаменована серьезными изменениями в образовательных системах большинства, зарубежных стран. В зарубежной педагогике этого периода просматриваются две основные парадигмы. Педагогический традиционализм, опирающийся на существующие педагогические теории и новое воспитание, или реформаторская педагогика, представляющая альтернативные идеи традиционной педагогике.
Идеи реформаторской педагогики отличались негативным отношением к прежней теории и практике воспитания, углубленным интересом к личности ребенка, новыми решениями проблем воспитания (О. Декроли - Бельгия; Э. Кей - Швеция; А. Лай, Э. Мейман - Германия, А. Бине - Франция; Э. Торндайк, У. Килпатрик - США и др.). [2, с.308]
Развитие педагогической школы в России в первой половине XX века происходило в социальных условиях советского периода отечественной истории. Это наложило и своеобразный оттенок на содержание, формы и политикоидеологические доктрины образования в системе коммунистического воспитания.
В области физического воспитания населения с первых дней советской власти был принят курс государственного управления и контроля за его организацией.
9 ноября 1917 г. декретом Совнаркома за подписью В.И. Ленина и
А.В. Луначарского учреждалась Государственная комиссия по народному просвещению во главе с народным комиссаром.
С учреждением Народного комиссариата просвещения в его состав вошел школьно-гигиенический отдел, одной из функций которого было наблюдение за физическим развитием и физическое образование детей и подростков. [3]
В программе РКП(б), принятой VIII съездом в марте 1919 года, задачи общественного дошкольного воспитания были обозначены так: «Создание сети дошкольных учреждений: садов, очагов и т.п. в целях улучшения общественного воспитания и раскрепощения женщин». [6, с. 35]
В соответствии с положением о Трудовой школе тогда-же был разработан план организации дошкольного воспитания. Дошкольные учреждения должны были строиться на основах единения школы, семьи и окружающей среды. [6, с. 35-36]
В соответствии с первыми декретами Советской власти по народному образованию детские сады были включены в систему народного образования в качестве начального звена и были взяты на государственное обеспечение.
Важным звеном в формировании и развитии физического воспитания и спорта в довоенный период в СССР явилась организация в начале 30-х годов сети научно-исследовательских институтов и научно-методических центров физической культуры. В 1930-1932 гг. они были созданы в Москве (Центральный, ныне Всероссийский), в Ленинграде, на Украине (в Харькове с филиалом в Одессе) и в Грузии (Тбилиси). [3]
В НИИ дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР и других институтах проводились плодотворные исследования по теории и практике дошкольного воспитания.
Большой вклад в развитие теории и методики физического воспитания дошкольников внес ученик П.Ф. Лесгафта - врач-педиатр и гигиенист, профессор
В.В. Гориневский. В своей врачебно-педагогической деятельности и печатных трудах он развил и углубил учение П.Ф. Лесгафта о физическом воспитании.
Результаты научных изысканий В.В. Гориневского в области физического воспитания детей изложены в его книге «Физическая культура дошкольного возраста».
Изучение процессов данного исторического этапа, охватывающего период новейшего времени между Ьй и П-ой мировыми войнами, позволяет заключить:
- физическое воспитание и в России, и в зарубежных странах становится массовым явлением, что обусловлено новыми знаниями в области биологических наук, медицины, биомеханики, педагогики и других наук, подтвердивших результативность использования физических упражнений в решении различных социальных функций государства (военная, производственная, экономическая, досуговая, идеологическая и т.д.);
- средства физического воспитания и спорта обретают четкие черты по принадлежности их к гимнастике, играм, спорту, туризму;
- во многих странах (Германия, Италия, Япония, Советский союз и др.) управление физической культурой и спортом осуществляется под контролем государства;
- в Советском союзе опережающими темпами создаются научные основы физической культуры и спорта, формируются центры исследовательской работы в области физической культуры и спорта (научно-исследовательские институты физической культуры, специализированные кафедры при высших учебных заведениях и т.д.);
- в системе дошкольного образования существенным образом пересматривается содержание и идеология воспитания, которое приобретает ярко выраженный классовый характер.
После окончания второй мировой войны, во второй половине XX века, в ведущих зарубежных странах прокатилась волна реформ, в результате которых системы образования претерпели серьезные изменения.
Эти изменения были обусловлены ростом темпов научно-технического прогресса, обогащением общественных представлений о жизненных стандартах, демократизацией общественных отношений, изменениями в социальной структуре общества и т.д.
Вторая половина XX века и для Российского образовательного пространства стала периодом реформ, преобразований, поиска рациональных путей подготовки интеллектуальных и производственных человеческих ресурсов, которые могли обеспечить эффективное развитие страны в новых социальноэкономических условиях, сложившихся в мире в послевоенные годы.
Уже в первые послевоенные годы физическое воспитание становится обязательным предметом во всех типах образовательных учреждений: от дошкольных до высших. Характерной особенностью второй половины XX в. в области теории и методики физического воспитания в нашей стране являлся активный поиск эффективного программно-методического обеспечения процесса физического воспитания на всех этапах жизнедеятельности населения страны и, в первую очередь, в период детства.
В 90-е годы, на волне перестройки, в общественное сознание людей стали входить такие понятия, как педагогика сотрудничества, личностноориентированный подход в обучении и воспитании, педагогика творчества. Эти
обновления касаются пересмотра традиционных для каждой страны методов воспитания в сторону их гуманизации, расширения за счет внедрения в учебновоспитательный процесс новых технологий обучения и воспитания.
В качестве ориентиров обновления дошкольного образования в нашей стране были определены: гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми; раскрепощение условий жизни детей и работы педагогов в дошкольном учреждении; охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического); обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребенка.
Эти ориентиры формировались под влиянием и в соответствии с требованиями международных стандартов и тех рекомендаций, которые были установлены в нескольких основополагающих документах ООН и ЮНЕСКО.
В соответствии с «Временным положением о дошкольном учреждении», утвержденным в 1991 г., в перечень основных функций дошкольного учреждения были внесены новые личностно-ориентированные функции:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка;
- забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;
- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. [6]
В июле 1995 года постановлением Правительства Российской Федерации утверждено «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении». В нем было закреплено право дошкольного образовательного учреждения самостоятельно выбирать программы из комплекса тех вариативных программ, которые рекомендованы органами управления образованием, вносить в них изменения, а также разрабатывать собственные (авторские) программы в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.
Принципиально новым является введение Законом РФ «Об образовании» государственных образовательных стандартов на территории России, которые должны регулировать уровень дошкольного образовании и стимулировать его
развитие в условиях разнообразия, способствовать сохранению единого образовательного пространства.
В качестве теоретического основания стандарта дошкольного образования положены идеи признания неповторимости и своеобразия развития дошкольников, понимания дошкольного возраста как периода начальной социализация ребенка, отношение к дошкольному возрасту как важному этапу становления готовности ребенка к школьному обучению.
Конкретизация стандартов в области физической культуры дошкольников предполагает гарантию полноценного физического развития и физической подготовленности ребенка в любом виде дошкольного образовательного учреждения; защиту его от некомпетентности взрослых в вопросах формирования и укрепления здоровья; повышение качества дошкольного образования в области физической культуры; создание механизма развития вариативности физического совершенствования дошкольников при сохранении его базовости; обеспечение возможности родителям контролировать качество физической подготовки детей. [5]
Исторический опыт показывает, что решение таких крупномасштабных задач во многом определяется наличием эффективной системы управления ресурсами и процессами, являющимися объектами управления.
На основании проведенного анализа в качестве социально-исторических предпосылок, которые могут составить основу современной концепции педагогического управления физкультурным образованием дошкольников, представляется возможным выделить следующие:
- социокультурные, базирующиеся на демократизации деятельности государственных и общественных институтов, смене образовательной парадигмы, предполагающей гуманизацию и гуманитаризацию всей системы образования и ее программно-нормативных ориентиров; деятельностном и личностноориентированном характере образования, доминирующем в современной образовательной среде; многоукладности и вариативности учебно-воспитательного процесса на всех уровнях образования - от дошкольного до высшего и послеву-
зовского; востребованности духовно-нравственных ценностей в качестве неотъемлемого фактора формирования личности;
- ценностно-педагогические, отражающие процессы формирования и осмысления опыта использования ценностного потенциала физической культуры как средства сохранения и развития уникальности человеческой личности и ее успешной адаптации и социализации в изменяющейся социальной среде;
- административно-политические, выражающиеся в признании феномена физической культуры и спорта на государственном уровне в качестве средства сохранения и укрепления здоровья нации, формирования здорового образа жизни подрастающего поколения и взрослого населения страны, объединяющей национальной идеи, фактора повышения международного престижа России; в укреплении вертикали государственной системы управления физической культурой и спортом на основе создания в Правительстве Российской Федерации Министерства по физической культуре, спорту и туризму и аналогичных министерств в регионах страны;
- программно-нормативные, связанные с разработкой и внедрением современных государственных образовательных стандартов и программ по физической культуре для всех уровней образования, включая дошкольное; созданием на их основе новых педагогических и оздоровительных технологий; активной разработкой и производством современного спортивного инвентаря нового поколения; воссозданием деятельности спортивных клубов при высших учебных заведениях и введением в штат дошкольных учреждений должности руководителя физического воспитания, что позволяет на профессиональном уровне спланировать и организовать в дошкольном учреждении качественную систему физкультурно-оздоровительной работы с детьми;
- научно-практические, отражающие результаты многочисленных прикладных исследований в области теории управления образовательными процессами; теории и методики физического воспитания разновозрастных категорий занимающихся; теории и методики профессионального образования; теории и методики обучения и воспитания.
Библиографический список
1. Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Б.Р. Голощапов. - М.: Издат. центр «Академия», 2001, -312 с.
2. Джуринский, А.Н. История педагогики: учеб. пособие для студентов педвузов. /
A.Н. Джуринский. - М.: Гуманитарно-изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 432 с.
3. История физической культуры и спорта: учебник для ин-тов физ. культ. / под ред.
B.В. Столбова. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 359 с.
4. Макаренко В.Г. История развития проблемы физического воспитания: донаучный период / Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2010. -№3. С 157 -130.
5. Овечкина, Т.А. Управление образованием дошкольников в области физической культуры : Дис... канд. пед. наук / Т. А. Овечкина. - СПб., 2003. - 184 с.
6. Сидоренко В.Н. Организационно-педагогическое обеспечение процесса развития отечественной системы дошкольного образования. / Дисс. канд. пед. наук. - М.: 2006. -168 с.
Bibliography
1. Goloshchapov, B.R. History of Physical Culture and Sports: Training Manual for Students of Higher Pedagogical Educational Establishments / B.R. Goloshchapov. - M.: Akademia Publishing Center, 2001. - 312 p. [in Russian]
2. Dzhurinsky, A.N. History of Pedagogics: Training Manual for Students of Higher Pedagogical Educational Establishments. / A.N. Dzhurinsky. - M.: VLADOS Humanitarian Publishing Center, 1999. - 432 p. [in Russian]
3. History of Physical Culture and Sports: Textbook for Institutes of Physical Culture / Edited by V.V. Stolbov. - М.: Fizkultura i Sport, 1983. - 359 p. [in Russian]
4. Makarenko, V.G. Development History of the Problem of Physical Education: Pre-Scientific Period / Chelyabinsk State Pedagogical University Herald. - 2010. - No.3. - P. 157 -130.[in Russian]
5. Ovechkina, T.A. Pre-Schooler Education Management in the Sphere of Physical Culture: Thesis ... Candidate of Ped. / T.A. Ovechkina. - S.-Petersburg, 2003. - 184 p. [in Russian]
6. Sidorenko, V.N. Organizational-Pedagogical Support of the Process of Domestic Preschool Educational System Development: Thesis ... Candidate of Ped / V.N. Sidorenko. - M.: 2006. - 168 p. [in Russian]