интенсивностью 90^98%; прыжковые упражнения до l0 отталкиваний. Предполагается, что максимальный результат спортсмены данной группы смогут показать на коротких спринтерских дистанциях - это, прежде всего, l00 м, возможен высокий результат на 200 метровой дистанции.
- второй, для спринтеров-паралимпийцев, имеющих генетическую предрасположенность к развитию скоростной и специальной выносливости. Отличительной особенностью является использование большего объёма следующих групп средств: на базовом этапе - кросс, форт-лек (равномерный, темповой, переменный методы); прыжковые упражнения более l0 отталкиваний (ПМ); бег на отрезки l00-300 м с интенсивностью до 85% (интервальный метод (ИМ), ПМ); бег на отрезки З00-б00 м с интенсивностью до 85% (ПМ). На этапе НІ III - бег на отрезки l00-300 м с интенсивностью 90^95% (ИМ, ПМ); бег на отрезки З00-б00 м с интенсивностью более 90% (ПМ). От спортсменов данной группы максимальный результат ожидаем на дистанции 400 м, возможен высокий результат на 200 метровой дистанции.
Объёмы других групп средств, используемых спортсменами обеих экспериментальных групп статистически однородны. Оба варианта отличаются подбором средств с учётом особенностей инвалидности атлета и возможностью безопасного использования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахметов, И. И. Молекулярная генетика спорта I И. И. Ахметов. - М. : Советский спорт, 2009. - 2б8 с.
2. Ворошин, И.Н. Управление подготовкой бегунов на 400 метров с учётом их генетических особенностей I И.Н. Ворошин, В.Н. Медведев II Теория и практика физической культуры. - 200б. - № 9. - С. 30-32.
3. Сологуб, Е.Б. Спортивная генетика I Е.Б. Сологуб, В.А. Таймазов. - М. : Тер-ра-спорт, 2000. - Пб с.
REFERENCES
1. Ahmetov, I.I (2009), Molecular genetics of sport, publishing house “Soviet Sport”, Moscow, Russian Federation.
2. Voroshin, I.N. and Medvedev, V.N. (200б), "Management of preparation of runners on 400 meters according to their genetic predisposition", Theory and Practice of Physical Culture, No. 9, pp. 30-32.
3. Sologub E.B. and Taymazov V.A. (2000), Sport genetic, publishing house “Terra-Sport”, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.06.2013.
УДК 313.2
ПОДВИЖНЫЕ И СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ РАСТУЩЕГО ЧЕЛОВЕКА
Александр Александрович Горелов, доктор педагогических наук, профессор,
Ольга Геннадьевна Румба, доктор педагогических наук, доцент,
Федеральное государственное научное учреждение «Институт социализации и образования» Российской академии образования, Москва
Аннотация
23 декабря 20ll г. в Российской академии образования было создано новое Федеральное государственное научное образование «Институт социализации и образования». Это было обусловлено широкими общественными дискуссиями, борьбой ряда научных направлений и школ и
4l
связанным с этим диссонансом по проблеме такого феномена современной социологии как социализация. Структура и направленность деятельности нового института предполагает инновационные формы организации научно-исследовательской работы, использование в её процессе современных методов исследования и интерпретации экспериментальных результатов. Путём концентрации имеющихся ресурсов и накопленного научного потенциала в различных ведомствах, опоры на академическую и отраслевую науку институт начал решать приоритетные задачи повышения качества образования растущего человека через его социализацию и достижение стабильности его развития. Одной из таких задач стало научное обоснование подходов к социализации растущего человека в процессе подвижной игровой деятельности. В статье представлены аналитические материалы, проливающие свет на реализацию данной проблемы.
Ключевые слова: деятельность, социализация, подвижные и спортивные игры, двигательная активность, растущий человек.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.06.100.p41-47 MOBILE AND SPORTS GAMES AS A KIND OF ACTIVITY AND MEANS OF SOCIALIZATION OF THE GROWING PERSON
Alexander Aleksandrovich Gorelov, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Olga Gennadievna Rumba, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer,
Federal State Scientific Establishment “Institute of Socialization and Education” of Russian
Academy of Education, Moscow
Annotation
On December 23, 2011, under the Russian Academy of Education, the new Federal state scientific enterprise "Socialization and education institute" was created. It was caused by extensive public discussions, fight of a number of the scientific directions and schools and connected with this dissonance on the problem of such phenomenon of modern sociology as socialization. The structure and orientation of activity of new institute assumes innovative forms of the organization of research work, use in its process of modern methods of research and interpretation of experimental results. By concentration of available resources and saved-up scientific potential in various departments, support on the academic and branch science the institute started solving priority problems of improvement of quality of education of the growing person through his socialization and achievement of stability of his development. Scientific justification of approaches to socialization of the growing person in the course of mobile game activity became one of such tasks. The analytical materials shedding light on realization of this problem have been presented in the article.
Keywords: activity, socialization, mobile and sports games, physical activity, growing person.
Игра, обусловленная самой природой человека, является постоянным его спутником в течение всей жизни. Моделируя все виды двигательных действий, она содержит черты, сближающие её с профессиональной, бытовой, общественной деятельностью, а также обеспечивает потребности людей в движении, отдыхе, развлечении, познании, общении с людьми разных возрастов и поколений. Иначе говоря, игра - вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [10]. В свою очередь, игра как вид деятельности, особенно игра подвижная коллективная, успех в которой зависит от слаженности и взаимодействия всех членов команды, обеспечивает, выражаясь словами У. Бронфенбреннера [1], вхождение индивида в социальную среду, усвоения им социальных влияний, приобщения его к системе социальных связей. Процесс игры можно представить не только как системное функционирование технических, тактических, физических и др. элементов, но и как совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в коллективе, представлять себя членом общества.
Игра представляет собой вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе. Она играет важнейшую роль в воспи-
тании, обучении и развитии детей, выступая в качестве не только средства их подготовки к будущим жизненным ситуациям, но также в качестве средства социального развития. Личностные психические свойства ребенка, его способности, черты характера и др. не только проявляются, но и формируются в ходе собственной деятельности ребенка. При этом первое своё образование, по словам П.Ф. Лесгафта, ребёнок получает «...при посредстве имитационных игр, в которых он повторяет всё то из окружающей его жизни, что оставляет в нём наиболее глубокий след и что более соответствует его умению» [11, С. 436]. При этом, ещё в позапрошлом веке в 1884 году в статье «Об играх в семье», опубликованной в издании Общества содействия физическому развитию «На помощь матерям», этот великий просветитель, учёный, педагог акцентировал внимание на развитии ребенка в процессе игры, причём игры, как правило, подвижной. Он чётко подметил, что ребёнок, зорко наблюдая за взрослыми, реально повторяет в виде игры всё им увиденное и воспринятое: догоняет, ловит, тащит своего сотоварища по игре. При этом уже в те времена он видел в игре сферу социализации ребенка. «Ребёнок всегда является зеркалом среды; он играми усваивает все привычки и обычаи своей среды, воспринимая всё, что чаще видит и узнаёт от окружающих его лиц» [11, С. 436]. «Этим естественным путём он знакомится с окружающим миром, им же приучается к деятельности, а при посредстве рассуждения сходит с почвы имитации и начинает самостоятельно проявляться, смотря по индивидуальным своим качествам и способностям. Сравнением он подмечает общие качества и вырабатывает общие положения, которые в виде понятия о правде являются главным руководителем нравственной его жизни» [там же].
Известный в то время немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания Ф.В. Фребель [14], наоборот, считал, что подвижные игры служат, главным образом, только для развития физических сил ребёнка. К ним он относил: маршировку, ходьбу, бег, прыгание, игру с движением по кругу, игры с мячом. Его система, которую в конце XIX века считали вполне соответствующей природе ребёнка, основывалась на введение в педагогический обиход геометрических фигур для игр (так называемых кубиков Фребе-ля). Эти фигуры, по его мнению, способствовали формированию у ребёнка трехмерного восприятия пространства и развивали творчество и самостоятельность. Он разработал целую систему детских игр и акцентировал обособленное место игры в системе дошкольного воспитания. П.Ф. Лесгафт подвергал резкой критике эту систему, указывая, что она излишне педантична. По его мнению, Ф. Фребель нередко до мелочей регламентирует каждое занятие ребёнка, вплоть до указания, при какой игре или занятии, какую песенку обязательно надо петь. По словам П.Ф. Лесгафта [11], Ф. Фребель говорит о творчестве ребёнка, но в его занятиях много формализма, абстракции и сухости. В них мало детского, они скучны и утомительны.
При разборе системы Ф. Фребеля П.Ф. Лесгафт отмечал, что «... применением её можно разве только приучить ребёнка к различным техническим приёмам и имитационным действиям, способствовать же его образованию и дать ему для этого материал при посредстве этой системы нельзя. Предлагаемые этой системой имитационные действия навязываются ребёнку, он не сам их подмечает путём наблюдения, а получает их готовыми и для всех детей одинаковыми. Ребёнок не производит их по памяти после того, что сам подметил, механически повторяет их по действиям руководителя. По этой системе ребёнок не рассуждает над воспринятым и вообще над своими действиями, а потому нет условий, при которых только он и в состоянии освободиться от имитации и проявлять свои индивидуальные способности» [11, С.439]. В следующей фразе П.Ф. Лесгафта чувствуются его мысли о том, что Фребелевская система не несёт в себе направленности в социализации ребёнка, потому как «. имитационные игры всегда настолько разнообразны, насколько разнообразна среда (в том числе и социальная - наше прим.), в которой ребёнок находится и в которой он проводит первые годы своей жизни; то, что чуждо ребёнку и даётся ему готовым, он может и не усвоить, не понять» [там же]. Эта мысль
П.Ф. Лесгафта актуальна и в сегодняшние дни. Современные воспитатели не должны навязывать ребёнку ничего готового, не должны требовать слепого копирования действий, опасаясь шаблона. А этого можно достичь только путём повсеместного использования именно подвижных игр, которые не только способствуют развитию сознательности, инициативы, творчества, самостоятельности, волевых и физических качеств, но и являются эффективным средством социализации и ребёнка, и подростка, и взрослого человека.
Игра является видом детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания ребёнка, обучения его различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. По мере взросления детей меняется и организация их практического опыта, который направлен на активное познание реальных взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности. В связи с этим обновляется содержание обучающих игр и условия предметно-игровой среды [2, 3].
Ян Амос Коменский [8] одним из первых отметил педагогическое значение игры, определил основные характеристики игровой деятельности и создал модель «играющей школы». Он отстаивал необходимость сочетания образовательной деятельности с отдыхом, отводя главную роль играм, видя в них мощное средство воспитания характера и физического развития ребенка. И.М. Портных [12], развивая идеи Я.А. Коменского, постулирует, что полноценное отношение ребёнка к трудовой и образовательной деятельности можно сформировать на основе игровой деятельности, так как она направлена, в частности, на овладение такими абстракциями и обобщениями, которые предполагают наличие у ребенка воображения и символической функции, которые формируются в игре.
«Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений», - пишет известный отечественный психолог, исследователь игры Д.Б. Эльконин [15, С. 376]. Детские игры не стихийно, а закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. К тому же умение играть возникает и путем автоматического переноса в игру усвоенного социального опыта повседневной жизни. При этом подвижная игра имеет столь широкий диапазон воздействия на организм, что создает неограниченные возможности влияния на все сферы жизнедеятельности детей и подростков как здоровых, так и имеющих нарушения в развитии. Глубочайший смысл подвижных игр заключается в том, что они, функционально нагружая организм, все его ткани, органы и системы, структурно их формируют и совершенствуют.
Спортивные игры, в отличие от подвижных, имеют более строгие правила. Они требуют специальной физической, технической, тактической, психологической подготовки [9, 12], чётких коллективных взаимодействий. В спортивных играх результат, в первую очередь, зависит не от мастерства отдельного игрока, от того, как игроки взаимодействуют и взаимосодействуют в игровом пространстве. Причём это взаимодействие и взаимосодействие длительно формируется именно средствами и методами социальной психологии. Говоря о большом значении спортивной игры в плане её большого значения для социализации человека, можно с уверенностью констатировать возможность использования этого не только в спортивной деятельности растущего человека, но и в процессе его активного отдыха и социальной деятельности. Это подтверждается исследованиями В.М. Гумовской [6], которая показала возможность широкой вариабельности размеров игровых площадок, количества играющих, широкого спектра судейства и самосудейства, отсутствия жёстких требований к экипировке игроков и т.д. Это, по нашему мнению, даёт возможность не только существенно восполнять дефицит двигательной активности всех слоёв населения, но сближать между собой людей разных возрастов и разных соци-
альных групп, т.е., иными словами, решать задачи социализации.
В этом плане интересна позиция П.Ф. Лесгафта [11], который делил все игры по их целевой направленности, с точки зрения конечного результата. В одну группу он относил игры, в которых игрок преследует только свои цели, без учёта интереса окружающих людей. В другую группу он относил коллективные игры, в которых каждый член команды своими интересами стремится поддержать интересы всей команды. Это свидетельствует о том, что уже в те далёкие времена мысли великого учёного занимали вопросы социализации растущего человека. Идеи П.Ф. Лесгафта нашли широкое отражение во второй трети прошлого века в исследованиях профессора Ю.И. Портных [12], который предложил также делить игры на самостоятельные (характеризующиеся свободой выбора содержания и характера игровой деятельности) и дидактические, (характеризующиеся регламентированным поведением и выполнением действий, и имеющих воспитательную, образовательную и социальную направленность).
Большое разнообразие и широкая направленность игровых упражнений позволяет использовать их для всех возрастных групп с различным уровнем физической подготовленности, функциональной тренированности и здоровья [7]. Однако огромный потенциал возможностей социализации растущего человека с помощью подвижных и спортивных игр пока ещё не находит широкого отклика в исследовательских коллективах. В то время как именно коллективное взаимодействие и взаимосодействие игроков, повсеместно проявляющееся в современной игре, должно активизировать внимание не только специалистов в области физической культуре и спорта, но и исследователей в области социальной психологии.
Подвижные игры сопровождают растущего человека на всех этапах его возрастного развития. В дошкольном возрасте занятия подвижными играми являются главным средством формирования и развития двигательного запаса [13]. Игры для данного возраста характеризуются простотой заданий, доступностью и немногочисленностью правил, частым чередованием подвижных моментов со спокойными [2, 3]. На рубеже дошкольного и младшего школьного возрастов (6-7 лет), названных Д.Б. Элькониным «эпохой детства» [15], у детей не только появляются новые психологические образования и изменяется социальная ситуация развития, но и происходит смена ведущих видов деятельности: игровая деятельность уступает место учебной. Школьной программой рекомендуются игры, направленные на решение образовательных, воспитательных, оздоровительных задач. Дети 7-9 лет еще недостаточно совершенно владеют всеми видами естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метания), поэтому подвижные игры, требующие их проявлений, крайне важны. На данном этапе происходят значительные изменения в характере игры: возрастает значение игр с достижением результата, игра начинает подчиняться учебной деятельности и т.д. [4, 5, 15]. Учащиеся средних классов начинают увлекаться играми более сложными. Детей увлекает сам процесс игры, им нравится проявлять быстроту, координацию, силу, сообразительность. Появляются увлечения спортом. Возраст 13-15 лет характеризуется ускорением темпов роста организма. Полезны игры, в которых нужно проявлять согласованность движений. Преобладание коры головного мозга над эмоциями благоприятствует тому, что во время игровой деятельности у подростков воспитывается сдержанность, дисциплинированность.
Таким образом, включение растущего человека в спортивно-игровую деятельность является особым фактором, способствующим развитию двигательных и эмоциональных качеств, повышению творческого потенциала и самостоятельности, что в целом способствует решению проблем детской социализации. Особенно важно это в периоды перехода от дошкольного возраста в школьный и от школьного в студенческий, поскольку индивидууму предстоит принятие на себя новых социальных ролей - школьника и студента. При этом ему необходимо строить межличностные взаимоотношения с учетом новых социально-образовательных условий. Условия и факторы кооперирования растущего че-
ловека в коллективной игровой деятельности обусловливают необходимость более детального изучения способов и механизмов межличностного и разновозрастного взаимодействия в процессе подвижной игры, которая и обеспечивает ему формирование социального опыта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бронфенбреннер, У. Два мира детства. Дети США и СССР : пер. с англ. / У. Бронфенбреннер. - М. : Прогресс, 1976. - 128 с.
2. Волошина, Л.Н. Игры с элементами спорта в системе физического воспитания дошкольников : монография / Л.Н. Волошина - Екатеринбург : Изд-во Уральского гос. пед. ун-та, 2004. - 160 c.
3. Обучение детей игровой деятельности в разновозрастной группе / авт.-сост. Л.Н. Волошина, Ю.М. Исаенко, Т.В. Курилова. - Волгоград : Учитель, 2012. - 91 с.
4. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк : книга для учителя / Л. С. Выготский. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 1991. -93 с.
5. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 62-68.
6. Гумовская, В.М. Дифференцированное использование подвижных игр на занятиях по баскетболу со студентами физкультурного вуза : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Гумовская Валентина Михайловна. - Хабаровск, 2004.- 207 с.
7. Ковалева, М.В. Применение подвижных и элементов спортивных игр на занятиях со студентами с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы : монография / М.В. Ковалева, О.Г. Румба. - Белгород : Изд-во «ПОЛИТЕРРА», 2012. -170 с.
8. Педагогическое наследие / Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песта-лоцци. - М. : Педагогика, 1989. - 416 с.
9. Кондаков, В.Л. Управление формированием направленности личности школьника (на материале физической культуры) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Кондаков В.Л. - Белгород, 2000. - 18 с.
10. Подвижные игры : учеб. пособие для студентов вузов и ссузов физической культуры / И.М. Коротков, Л.В. Былеева [и др.]. - М. : СпортАкадемПресс, 2002. - 229 с.
11. Лесгафт, П.Ф. Главные труды с комментариями профессоров В.А. Таймазова, Ю.Ф. Курамшина, А.Т. Марьяновича / П.Ф. Лесгафт. - СПб. : Печатный двор, 2006. - 720 с.
12. Спортивные игры и методика преподавания : учебник для пед. фак. ин-тов физ. культуры / под ред. Портных Ю.И. - 2-е изд. - М. : Физкультура и спорт, 1986. - 320 с.
13. Родин, Ю.И. Психическое развитие детей дошкольного возраста в процессе обучения движениям : автореф. дис. . д-ра псих. наук / Родин Ю.И. - Тула, 2009. - 21 с.
14. Фребель, Ф.В.А. Точное письменное изложение занятий в детском саду / Ф.В.А. Фребель // Педагогика детского сада. - Берлин, 1874. - С. 570.
15. Эльконин, ДБ. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М. : ВЛАДОС, 1999. - 360
с.
REFERENCES
1. Bronfenbrenner, U. (1976), Two worlds of the childhood. Children of the USA and USSR, Transfer with English, Progress, Moscow.
2. Voloshina, L.N. (2004), Games with sports elements in system of physical training ofpreschool children, Monograph, publishing house Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg, Russian Federation.
3. Voloshina, L.N., Isayenko, Yu.M. and Kurilova, T.V. (2012), Training of children of game activity in uneven-age group, Teacher, Volgograd, Russian Federation.
4. Vygotsky, L.S. (1991), Imagination and creativity at children’s age: psychological sketch. The book for the teacher, Education, Moscow.
5. Vygotsky, L.S. (1966), “Game and its role in mental development of the child”, Psychology Questions, No. 6, pp. 62-68.
6. Gumovsky, V.M. (2004), Differentiated use of outdoor games on classes in basketball with students of sports higher education institution, dissertation, Khabarovsk, Russian Federation.
7. Kovalyova, M.B. and Rumba, O.G. (2012), Application mobile and elements of sports on occupations with students with limited opportunities of cardiovascular system, Monograph, publishing house "POLITERRA", Belgorod, Russian Federation.
8. Komensky, Ya.A. (1989), Pedagogical heritage, Ya.A. Komensky, D. Lock, Zh.-Zh. Russo, I.G.Pestalozzi, publishing house Pedagogics, Moscow.
9. Kondakov, V.L. (2000), Management of formation of an orientation of the identity of the school student (on a material of physical culture), dissertation, Belgorod, Russian Federation.
10. Korotkov, I.M. (2002), Outdoor games: Studies. grant for students of higher education institutions physical culture, publishing house SportAcademPress, Moscow.
11. Lesgaft, P.F. (2006), The main works with comments of professors V.A. Taymazov, Yu.F. Kuramshin, A.T. Maryanovicha, JSC Pechatny dvor of A.M. Gorky, St.-Petersburg.
12. Portnykh, Yu.I. (1986), Sports and teaching technique: textbook, publishing house “F&S”, Moscow.
13. Rodin, Yu.I. (2009), Mental development of children ofpreschool age in the course of training in movements: dissertation, Tula, Russian Federation.
14. Frobel, F.V.A. (1874), "An exact written statement of occupations in kindergarten" in Kindergarten Pedagogics, Berlin, pp. 570.
15. Elkonin, D.B. (1999), Game Psychology, publishing house VLADOS, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.06.2013.
УДК 378.147:378.018.43
SNW-АНАЛИЗ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В СТРУКТУРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
Анатолий Михайлович Доронин, доктор педагогических наук, профессор,
заведующий кафедрой,
Адыгейский государственный университет, г. Майкоп,
Марина Леонидовна Романова, кандидат педагогических наук, доцент,
Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар
Аннотация
Цель исследования - разработка методики SNW-анализа дидактического процесса. Известно, что компонентами педагогического мониторинга являются контроль, диагностика, планирование, прогнозирование и принятие решений. Диагностика является связующим звеном между получением фактической информации о педагогической системе и модельной. Результаты контроля - основа для диагностики: идентификация состояния педагогической системы невозможна без обработки первичной информации. С другой стороны, результаты диагностики - основа для прогнозирования и принятия решений: будущие состояния педагогических систем зависят от текущего. Это обусловливает