Научная статья на тему 'Использования разнообразных игр в проекте «ГТО-НИКА» для физического воспитания и социализации школьников'

Использования разнообразных игр в проекте «ГТО-НИКА» для физического воспитания и социализации школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
593
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / КОМПЛЕКС ГТО / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ СПОРТИВНО-МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фирсин Сергей Анатольевич, Маскаева Татьяна Юрьевна

В статье представленный проект «ГТО-НИКА», который предлагает для физического воспитания школьников подбор разнообразных игр с учетом возрастных особенностей школьников начального, основного и среднего (полного) образования. В статье указывается, что в проекте «ГТО-НИКА» необходимо учитывать в досуговой деятельности разнообразные интересы и потребности детей и молодежи, при использовании разнообразных новых нетрадиционных физкультурно-оздоровительных спортивно-массовых мероприятий для физического воспитания и социализации школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фирсин Сергей Анатольевич, Маскаева Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using a variety games in the project "GTO-NIKA" for natural education and socialization of schoolchildren

The article presented the project "GTO-NIKA", which offers to combine the physical education of the students with variety of the games taking into consideration the age-peculiarities of the students of the primary, basic and secondary (complete) education. The article states that the project "GTO-NIKA" should considered in the leisure activities the various interests and needs of the children and young people, with the use of the variety of new and innovative sports and recreational sports events for the physical education and socialization of the students.

Текст научной работы на тему «Использования разнообразных игр в проекте «ГТО-НИКА» для физического воспитания и социализации школьников»

науки». 2014. Вып. 5. - URL : http://apriori-journal.ru/seria1/5-2014/Filigina.pdf. - Дата обращения 01.02.2016.

2. Фильгина, Е.В. Экспериментальная апробация построения годичного цикла тренировки тяжелоатлеток на основе новых форм организации тренировочного процесса [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «APRIORI. Серия: Гуманитарные науки». 2014. Вып. 5. - URL: http://apriori-journal.ru/seria1/5-2014/Filigina2.pdf. - Дата обращение 01.02.2016.

REFERENCES

1. Filgina, Е.У. (2014a), "Gender-based formation of physical training for female weightlifters", Digital scientific journal "APRIORI. Series: Humanities", Vol. 5, available at: http://apriori-journal.ru/seria1/5-2014/Filigina.pdf.

2. Filgina, Е^. (2014b), "Experimental probation of forming a one-year training cycle for female weightlifters based on the novel forms of training process organization", Digital scientific journal "APRIORI. Series: Humanities", Vol. 5, available at: http://apriori-journal.ru/seria1/5-2014/Filigina2.pdf.

Контактная информация: filginaelena@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 28.03.2016

УДК 796.011.1

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗНООБРАЗНЫХ ИГР В ПРОЕКТЕ «ГТО-НИКА» ДЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Сергей Анатольевич Фирсин, кандидат педагогических наук, доцент, Академия социального управления (АСОУ), Москва; Татьяна Юрьевна Маскаева, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Институт экономики и финансов Московского государственного университета путей сообщения, Москва

Аннотация

В статье представленный проект «ГТО-НИКА», который предлагает для физического воспитания школьников подбор разнообразных игр с учетом возрастных особенностей школьников начального, основного и среднего (полного) образования. В статье указывается, что в проекте «ГТО-НИКА» необходимо учитывать в досуговой деятельности разнообразные интересы и потребности детей и молодежи, при использовании разнообразных новых нетрадиционных физкультурно-оздоровительных спортивно-массовых мероприятий для физического воспитания и социализации школьников.

Ключевые слова: игра, комплекс ГТО, физическое воспитание, физкультурно-оздоровительные спортивно-массовые мероприятия.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p288-293

USING A VARIETY GAMES IN THE PROJECT "GTO-NIKA" FOR NATURAL EDUCATION AND SOCIALIZATION OF SCHOOLCHILDREN

Sergey Anatolyevich Firsin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Academy of social management (ASOU), Moscow; Tatiana Yurievna Maskaeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department chairman, Institute of Economy and Finance of Moscow State University of Means of Communication, Moscow

Annotation

The article presented the project "GTO-NIKA", which offers to combine the physical education of the students with variety of the games taking into consideration the age-peculiarities of the students of the primary, basic and secondary (complete) education. The article states that the project "GTO-NIKA" should considered in the leisure activities the various interests and needs of the children and young people, with the use of the variety of new and innovative sports and recreational sports events for the physical education and socialization of the students.

Keywords: game, GTO complex, physical education, sports and recreational sports events.

Одной из приоритетных задач физического воспитания школьников является широкое вовлечение их в систематические занятия физической культурой и спортом с уче-

том состояния здоровья, функциональной, физической и двигательной готовности [1].

Игра с давних пор была неотъемлемой частью жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения, которая удовлетворяет потребность людей в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил.

Еще в XVII в. монах Епифаний Славинецкий, считал что игры, одновременно развивают ум и тело ребенка. Он ценил игры за то, что в них ребенок приобретает необходимые навыки (сноровку, ловкость, силу, сообразительность), а также некоторые личностные качества (чувства товарищества, взаимовыручки и уважения друг к другу)».

П.Ф. Лесгафт, как и его предшественники, в частности Е.А. Покровский, большое внимание в физическом воспитании уделял подвижным играм. В занятиях подвижными играми он видел также возможность приобретения ребенком самостоятельности в действиях, основанной на личной инициативе, благодаря которой у человека вырабатывается твердый характер и большая сила воли.

На сегодняшний день актуальным является поиск наиболее интересных, популярных и эффективных игр для использования их в процессе физического воспитания школьников, направленных на развитие у них конкретных физических качеств.

На основе введения комплекса ГТО ставится лишь одна задача - содействовать формированию физических качеств и двигательных способностей школьников, т.е. повысить уровень их физической подготовленности [2]. С этой целью автором статьи разработан проект «ГТО-НИКА» по внедрению комплекса ГТО в физическое воспитание и социализацию школьников, в котором физическое воспитание рассматривается как полный комплекс физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий. Комплекс позволит обеспечить высокий уровень физкультурно-спортивной активности, формированию у школьников потребности в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании, интереса к физкультурной деятельности [3, 4].

В рамках данного проекта были проанализированы игровые программы и игры, разработанные отечественными специалистами в области физической культуры и спорта: Л. В. Былеева, Д. Д. Вишневского, Е.М. Геллера, М.Н. Жукова, Л. А. Калинкина, А. В. Ки-немана, И. М. Короткова, Р.В. Климковой, Е. В. Кузьмичевой, Б.Н. Куприянова, В.И. Ляха, М.И. Рожкова, В.И. Столярова, В. А. Синельникова, И.И. Фришмана, С. А. Шмакова. Игры были систематизированы и на их основе разработаны критерии на предмет возможного их использования в процессе подготовки и выполнения школьниками норм комплекса ГТО. По результатам этих работ, для развития основных физических качеств школьников авторами статьи были разработаны, рекомендуемые игры для 1-5 ступеней Всероссийского спортивного комплекса ГТО [6].

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Основная цель исследования - изучение в проекте «ГТО-НИКА» игровых форм и методов для развития основных физических качеств школьников.

Основные задачи исследования:

- поиск, экспериментальная апробация и широкое внедрение игр направленных на развития основных физических качеств;

- изучение механизмов использования игровых форм и методов в физическом воспитании школьников, способных кардинально поднять интерес занимающихся детей и молодежи к занятиям спортом в досуговой деятельности;

- организация увлекательного, творческого, активного досуга.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

При апробации в период с 2015-2016 г. в средних общеобразовательных школах Московской области, а также в общеобразовательных учреждениях г. Саратова проекта

«ГТО-НИКА», были отобраны игры с учетом возрастных особенностей школьников начального, основного и среднего (полного) образования по следующим ступеням ГТО [5]:

1. Для I ступени (учащиеся 6-8 лет), при отборе игр для учащихся в этом возрасте необходимо осуществлять с учетом тех особенностей детей этого возраста, на которые обращают внимание специалисты, что в этом возрасте происходит интенсивное биологическое развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов).

2. Для II ступени (учащиеся 9-10 лет), организм детей в этом возрасте характеризуется большей стабильностью, чем у школьников 6-8 лет. В процессе физического воспитания школьников 9-10 лет проводятся многие игры, которые для них использовались ранее, но в них включаются более разнообразные движения, усложненные препятствия, и по времени игры становятся более продолжительными по сравнению с играми в начальных классах.

3. Для III ступени (учащиеся 11-12 лет), характеризуется бурным развитием физических качеств и является чрезвычайно благоприятным для целенаправленного занятия различными видами спорта.

4. Для IV ступени (учащиеся 13-15 лет), преобладает предметно-образное мышление и, в силу этого, они склонны к драматизации, воспроизведению в движениях того, что слышат, видят, наблюдают, ведь в этом возрасте активно усваиваются правила поведения в обществе.

5. Для V ступени (учащиеся 16-17 лет), определяют как период ранней юности и к его концу, к 18 годам, школьники достигают физической зрелости. У них уже сравнительно высокий уровень физического развития и двигательной подготовленности, при этом у юношей отмечается более активный рост мышечной массы по сравнению с девушками, что обусловлено завершением к этому времени полового созревания.

При отборе таких игр учитывались следующие показатели:

- степень их соответствия соответствующим возрастным ступеням комплекса

ГТО;

- уровень содействия игр развитию тех физических качеств, которые имеют большое значение для выполнения конкретных и всех норм комплекса ГТО по каждой возрастной ступени;

- потенциал игр для личностного развития школьников.

- степень привлекательности игр для самих школьников.

Игры, отобранные на основе таких критериев и рекомендуемые для их применения в процессе подготовки и сдачи школьниками норм комплекса ГТО, можно разделить на две основные группы:

1) игры, ориентированные на формирование физических качеств, двигательных умений и навыков;

2) игры, оказывающие интегративное позитивное воздействие на личность и тем самым призванные содействовать ее полноценной социализации.

Рекомендуемые игры для развития основных физических качеств школьников и

подготовке к сдаче норм ГТО

Ступени Игры для развития быстроты

I. Подвижные игры: «Вызов номеров», «Эстафета с предметами», «Мороз», «Салки», «Гонка с выбыванием», «Бегуны», «День и ночь», «Белые медведи».

II. Подвижные игры: «Погоня», «Бег за флажками», «Перебежка с выручкой», «Наступление», «Вызов».

III. Подвижные игры, представляющие собою различные эстафеты с мячом и без мяча, с обеганием стоек, с эстафетными палочками, круговые, встречные и т.п. «Веселый поезд», «Колесо».

IV. Подвижные игры: «Быстро по местам», « Игра в лягушек», «Самый быстрый». Спортивные игры (футбол, баскетбол, гандбол, и. др.)

V. Подвижные игры: «Бегуны», «Встречная эстафета с набивными мечами», «День и ночь», «Встречная

эстафета», «Эстафета по кругу», «Эстафета в гору». Не соревновательные и кооперативные игры: «Стой!» или игра «Рывок за мячом». Спортивные игры (футбол, баскетбол, гандбол, регби и. др.)

Игры для развития силы

I. Подвижные игры «Кто дальше», «Кто быстрее передаст», «Скамейка над головой», «Перетягивание», « Кто сильнее », «Бег на руках», «Мостик и кошка», «Перетягивание в парах», «Втяни в круг», «Перетяни за линию», «Борьба за территорию» и др. «Удочка», «Веревочка под ногами», «Зайцы в огороде», «Прыжки по полоскам», «Эстафета с прыжками в длину».

II. Петушиный бой», «Эстафета с лазаньем и перелезанием», «Тяни в круг», «Пятнадцать передач». «Волк во рву», «Зайцы в огороде», «Лиса и куры», «Прыжки по полоскам», Эстафеты с прыжками в длину и высоту, «Парашютисты», «Не оступись», "Кенгуру".

III. «Тяни в круг», «Бой петухов», «Выталкивание из круга», «Перетягивание в парах», «Перетягивание каната», «Эстафета с набивными мячами». «Гонки на руках», «Носильщики», «Эстафета на санках».

IV. «Тяни в круг», «Бой петухов», «Выталкивание из круга», «Перетягивание в парах», «Перетягивание каната», «Эстафета с набивными мячами», силовые игры типа «перетягивание каната», подтягивания, стойки и т. п. «Вытянись и наклонись», «Силачи», «Альпинисты».

V. «Парашютисты», «Бег по кочкам», «Пингвины с мячом»», «Прыжок за прыжком», «Прыгуны и пятнашки», «Загони шайбу». «Перетягивание каната», «Кто сильнее», «Кто сильнее», «Лесенка» и т.п. «Тачка», «Вытолкни из круга», «Переправа», «Борьба в цепи», «Борьба всадников», «Эстафета силачей», «Зайцы и моржи».

Игры для развития гибкости

I. Различными передачами мяча, предметов в колоннах (с поворотами, передачами), эстафеты «Гонка мячей» (над головой, между ног, в сторону), «Бег тараканов», «Прокати мяч под мостиком», «Бег пингвинов», «Вышибалы».

II. Различными передачами мяча, предметов в колоннах (с поворотами, передачами), эстафеты «Гонка мячей» (над головой, между ног, в сторону), «Бег тараканов», «Прокати мяч под мостиком».

III. «Передал, - садись», «Борьба за мяч», «Сиамские близнецы», «Пирамида», «Коньки-горбунки», «Охотники» и др. В качестве инновационной игры предлагается игра "Бег на четвереньках",

IV. Подвижные игры: «Палку за спину», «Гонка мячей», «Туннель из обручей».

V. Подвижные игры: «Гонка мячей», «Скамейка над головой», «Скороходы», «Ящерицы», «Палку за спину».

Игры для развития координационных способностей (ловкость)

I. Подвижные игры: «Пятнашки», «К своим флажкам», «Октябрята», «Гуси-лебеди», «Два Мороза», «Команда быстроногих", «Конники-спортсмены». «Кошки и мышки», «Пустое место», «Вызов номеров», «Космонавты» и др. Эстафеты с бегом: «Слалом», «Челночный бег» (встречная эстафета), «Переправа в обручах». Эстафеты с прыжками: «Кузнечики», «Кенгуру», «Эстафета с прыжками в длину», «Эстафета со скакалкой». Эстафета с большими мячами: «Школа мяча», «Мяч в корзину», «Быстро и точно», «Попади в обруч». Эстафета с малыми мячами: «Метко в цель», «Снайперы», «Порази крайнюю цель».

II. Подвижные игры: «Пятнашки в парах», «Перебежка с выручкой», «Бег командами», «Сороконожка», «Эстафета с лазаньем и перелезанием». Подвижные игры на лыжах: «Лыжники на месте», «Гонки на лыжах в парах», «Сороконожка на лыжах». Игры с мячом и развлечения в воде: «Мяч по кругу», «Волейбол в воде», «Борьба за мяч», «Гонки мячей», «Мяч тренеру», «Соревнования с доской», «Чехарда», «Водолазы» и др.

III. Подвижные игры и эстафеты: «Паровозик», «Эстафета по кругу радиусом 10-20 м», «Эстафета с бегом спиной вперед», «Эстафета по беговой дорожке на один круг», «Воробьи и вороны». Подвижные игры в воде с погружением под воду, нырянием, прыжками в воду, всплыванием, выдохом и открыванием глаз в воде: «Кто быстрее спрячется под воду», «Морской бой», «Водолазы», «Охотники и утки», «Поплавок», «Лягушата». «Медуза», «Хоровод», «Прыжки в круг».

IV. Подвижные игры: «Пятнашки», «Борьба за мяч», «Не дай получить мяч», «Перехвати мяч», «Мяч капитану», «Пройди защиту», «Пасовка волейболистов» («Летучий мяч»). Эстафета с разнообразными предметами.

V. Эстафеты и подвижные игры: «Парная чехарда», «Сороконожка», «С кочки на кочку». Баскетбол. Упражнения для разучивания и совершенствования тактических действий в нападении и защите 3x3 («тройка», «малая восьмерка», «скрестный выход»). Ручной мяч. Упражнения восьмерка трех игроков против двух защитников. Волейбол. Упражнения по овладению групповыми и командными тактическими действиями в нападении и защите при системе игры «углом вперед» Футбол. Упражнения по овладению и совершенствованию индивидуальных групповых и командных действий в нападении и защите. Игры в бадминтон, настольный теннис, хоккей и др.

Игры для развития выносливости

I. Подвижные игры: «Перехват мяча», «Тигробол», «Вышибалы», «Регби», «Футбол на спине», «Сумей догнать», «Гонка с выбыванием», «Драконы», «Круговые эстафеты», «Пингвины», «Казаки разбой-

ники», «Сумей догнать», «Драконы», «Собачки», «Салки-прятки». В зимнее время «Гонка на выбывание», «Парные гонки», «Веселые лыжники», «Кто быстрее», «Сумей догнать», «Быстрый лыжник».

II. Подвижные игры: «Смена лидеров», «Следуй за мной», "Круговорот», «Бег командами», «Гонка с выбыванием». Игры, связанные с передвижением на лыжах «Завладей палкой», «Кто дальше», «Лыжники на места», «На горку и с горки», «Эстафета без палок» и т.п.

III. Подвижные игры: «Смена лидеров», «Следуй за мной», «Круговорот», «Кто точнее?», «Смена лидеров», «Следуй за мной», «Круговорот», «Бесконечный эстафетный бег», «Охота».

IV. Эстафеты с прыжками через скакалку, эстафета на четвереньках, скачки на мячах. «Гонка за лидером», «Лучший гонщик», «Эстафета с препятствиями».

V. Эстафеты с прыжками через скакалку, эстафета на четвереньках, скачки на мячах. «Колесо». «Гонка с выбыванием», «Круг за кругом», «Сумей догнать», «Бесконечный эстафетный бег», «Смена лидеров», «Эстафета-преследование». «Трудная дорога»», «Все по местам», «На одной лыже», «Идите за мной», «Воротца» и т.п.[6].

Программа таких соревнований может включать различные игры, способствующие подготовке к сдаче норм комплекса ГТО и спортивно ориентированные творческие конкурсы, также связанные с ГТО, но в то же время соответствующие разнообразным интересам школьников, удовлетворяющие их разнообразные потребности (в физическом, интеллектуальном, нравственном, эстетическом совершенствовании, росте спортивного мастерства, отдыхе и развлечении, общении и т.д.).

Программа «ГТО-НИКА» ориентирована на здоровье учащихся, на нравственное воспитание и позволяет в полной мере реализовать огромный гуманистический культурный потенциал игровой деятельности. Тем самым это будет способствовать повышению привлекательности и комплекса ГТО, и спортивных соревнований, занятий физкультурой и спортом [1].

ВЫВОДЫ

1. Применение разнообразных игр в проекте «ГТО-НИКА» направленных на развитие у детей и молодежи не только основных физических качеств и подготовке к сдаче норм ГТО, но также воспитанию активной, целостно развитой личности, для которой характерно полноценное и гармоничное развитие физических, психических и духовных качеств [4].

2. Использования в проекте «ГТО-НИКА» игровой и соревновательной деятельности позволит не только удовлетворить многосторонние социокультурные запросы и требования, интересы и потребности детей и молодежи в отношении физического воспитания и нового комплекса ГТО, а главное будет мотивировать к подготовке выполнения норм комплекса, к систематическим занятиям физкультурой и спортом и социализации школьников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Фирсин, С.А. Программа «СПАРТ-ГТО», как игровая рационализация комплекса ГТО в физическом воспитании и социализации школьников / С.А. Фирсин // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 11 (часть 3). - С. 359-361.

2. Фирсин, С.А. Спортивный фестиваль «ГТО-НИКА» / С.А. Фирсин // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Казань, 6 - 8 ноября 2015 г. - Казань, 2015. - С. 539-540.

3. Фирсин, С.А. Современные технологии игровой рационализации комплекса ГТО в физическом воспитании детей и учащейся молодежи / С.А. Фирсин // Современные здоровьесберегающие технологии : материалы международной научно-практической конференции. - Орехово-Зуево, 2015. - С. 255-260.

4. Фирсин, А.С. Проект «ГТО-НИКА» в физическом воспитании детей и молодежи / С.А. Фирсин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). - С. 194197.

5. Фомина, А.В. Программа спортивного фестиваля «ГТО-НИКА», как гармоничное развитие физических, психических и духовных качеств школьников / А.В. Фомина, Г.А. Минаева, В.А. Лопатов // Научный альманах. - 2016. - № 2-2 (16). - С. 270-275.

6. Примерная образовательная программа внеурочной деятельности «Игровое ГТО» для младших школьников (1-4 классы) [Электронный ресурс] // URL : http://programma.x-pdf.ru/16ekonomika/310900-1-primernaya-obrazovatelnaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti-igrovoe-gto-dlya-mladshih-shkolnikov-1-4-klassi-vvedenie.php. - Дата обращения 01.02.2016.

REFERENCES

1. Firsin, S.A. (2015), "The "Sparta- GTO" as the rationalization of complex GTO's in physical education and socialization of students", International Journal of Experimental Education, No. 11 (Part 3), pp. 359-361.

2. Firsin, S.A. (2015), "Sports festival "GTO-NIKA"", Physical education and student sport eyes of students, Materials of All-Russian scientific-practical conference with international participation. Kazan, 6-8 November 2015, Kazan pp. 539-540.

3. Firsin, S.A. (2015), "Modern technologies of rationalization of the game set by the GTO in the physical education of children and young health saving", Modern technologies: materials of the international scientific-practical conference, Orekhovo- Zuevo, pp. 255-260.

4. Firsin S.A. (2016), "The "GTO-NIKA" in physical training of children and young people", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 132, No. 2, pp. 194-197.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Fomina, A.V., Minaeva, G.A. and Lopatov, V.A. (2016), "The "GTO-NIKA" sports festival as the harmonious development of the physical, mental and spiritual qualities of schoolboys", Science Almanac, No. 2-2 (16), pp. 270- 275.

6. An exemplary educational program of extracurricular activities "Game GTO" for younger students (grades 1-4), available at: http://programma.x-pdf.ru/16ekonomika/310900-1-primernaya-obrazovatelnaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti-igrovoe-gto-dlya-mladshih-shkolnikov-1-4-klassi-vvedenie.php.

Контактная информация: firsinsa@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 23.04.2016

УДК 796.425

МОДЕЛЬ КОНВЕРТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ В СМЕЖНЫХ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИНАХ ДЛЯ СПОРТСМЕНОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ НА МАРАФОНСКОЙ ДИСТАНЦИИ

Владимир Васильевич Чёмов, доктор педагогических наук, доцент, Игорь Александрович Фатьянов, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК), Волгоград

Аннотация

В статье представлены расчетные значения коэффициентов конвертации, полученные в результате анализа фактических данных о соревновательной результативности современных марафонцев в смежных беговых видах. Представленные значения можно использовать в процедуре прогнозирования и оценки перспектив повышения квалификационного уровня спортсменов в момент принятия решения об узкой специализации в марафонском беге. Сравнительный анализ коэффициентов конвертации сильнейших бегунов мира и отечественных марафонцев свидетельствует об относительно эффективном использовании потенциала отечественных спортсменов. Авторы утверждают, что одним из резервов повышения уровня конкурентоспособности отечественных марафонцев должно стать привлечение контингента с более высокими потенциальными возможностями из смежных беговых дисциплин на более ранних этапах многолетней подготовки.

Ключевые слова: бег на выносливость, марафон, смежные дистанции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.