Научная статья на тему 'Педагогическая технология непрерывной индивидуализированной подготовки тхэквондистов'

Педагогическая технология непрерывной индивидуализированной подготовки тхэквондистов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
319
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТХЭКВОНДО / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Симаков Александр Михайлович

Подготовка спортсмена высокой квалификации сложный, многолетний процесс. На пути от новичка до Олимпийского чемпиона, тренеру и спортсмену приходится решать целый ряд сложных, порой не имеющих очевидного решения задач. В статье представлена педагогическая технология реализации этого процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Симаков Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical technology of the continuous individualized preparation of taekwondists

Training of the athletes of high qualification is difficult, long-term process. On the way from the beginner to the Olympic champion, the trainer and the athlete should solve a number of the difficult, sometimes not having the obvious decision tasks. The pedagogical technology of realization of this process is presented in the article.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология непрерывной индивидуализированной подготовки тхэквондистов»

978-5-4458-2201-1.

8. Спортивная медицина: функциональные системы в покое и при физической нагрузке : пособие / Н. Я. Прокопьев [и др.]. - Тюмень, Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2009. - 223 с.

9. Ступина, А.Ю. Анализ факторов, определяющих физическую работоспособность спортсменок специализации фитнес-аэробика / А.Ю. Ступина // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 9. - С. 81-83.

10. Чешихин, В.А. Система подготовки квалифицированных спортсменов-ориентировщиков с нарушениями слуха : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Чешихин В.А. -Москва, 2012. - 22 с.

REFERENCES

1. Boskis, R.M. (2004), Deaf and hearing-impaired children, Soviet sport, Moscow.

2. Laptev, A.I. (2014), Integrated control and correction of aerobic and speed-power capabilities fighters-deaf athletes in managing their physical training, dissertation, Moscow.

3. Prokopiev, N.I. (2014), "Physiological approaches to the assessment of functional load tests in sports", Fundamental research, No. 2, pp. 146-150.

4. Prokopiev, N. I., Kolonin, E.T., Gurtovoy, M.N. and Komarov, A.P. (2014), "Loading tests for assessment of functional condition of athletes and sportsmen", Bulletin of Shadrinsk state pedagogical Institute, No. 4 (24), pp. 63-71.

5. Ed. Grets, G.N. and Brooke, T.M. (2012), The collection of materials of II International scientific-practical conference "Modern means of increase ofphysical performance of athletes" 11-12 October 2012, SSAPCST, Smolensk.

6. Sergienko, L.P. (2013), Sports selection: theory and practice, Soviet sport, Moscow.

7. Nawoichik, A.I., Shpakov, A.I. and Poleshchuk, A.M. (2013), Modern problems and prospects of development of adaptive physical culture, Direct-Media, Mosow.

8. Prokopiev N. J. and others (2009), Sports medicine: functional systems at rest and during exercise: manual, Shadrinskiy Dom Pechati, Tyumen, Moscow.

9. Stupina, A. Yu. (2013), "Analysis of factors that determine physical performance of athletes specialization fitness-aerobics", Successes of modern natural science, No. 9, pp. 81-83.

10. Cheshikhin, V.A. (2012), System of training of qualified orienteers with a hearing impairment, dissertation, Moscow.

Контактная информация: svetlana200168@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.07.2016

УДК 796.856.2

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НЕПРЕРЫВНОЙ

ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ ТХЭКВОНДИСТОВ

Александр Михайлович Симаков, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Подготовка спортсмена высокой квалификации - сложный, многолетний процесс. На пути от новичка до Олимпийского чемпиона, тренеру и спортсмену приходится решать целый ряд сложных, порой не имеющих очевидного решения задач. В статье представлена педагогическая технология реализации этого процесса.

Ключевые слова: тхэквондо, педагогическая технология, индивидуализированная подготовка.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF THE CONTINUOUS INDIVIDUALIZED PREPARATION OF TAEKWONDISTS

Alexander Mikhailovich Simakov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

Training of the athletes of high qualification is difficult, long-term process. On the way from the beginner to the Olympic champion, the trainer and the athlete should solve a number of the difficult, sometimes not having the obvious decision tasks. The pedagogical technology of realization of this process is presented in the article.

Keywords: taekwondo, pedagogical technology, individualized preparation.

Научная концепция многолетней подготовки спортсменов предполагает понимание подготовки от новичка до мастера спорта международного класса как единого процесса, подчиняющегося определенным закономерностям, как сложной специфической системы со свойственными ей особенностями и путями. Данная статья представляет собой продолжение многолетних исследований, проводимых в рамках научного направления кафедры теории и методики бокса, сформулированного профессором В. А. Таймазо-вым [1-22].

Подготовка спортсмена высокой квалификации - сложный, многолетний процесс. На пути от новичка до Олимпийского чемпиона, тренеру и спортсмену приходится решать целый ряд сложных, порой не имеющих очевидного решения задач. Определенная периодизация, конечно существует: ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ однако их программы не всегда взаимосвязаны, имеется определенный разрыв, имеющий как субъективные, так и объективные причины. Зачисление в группы начальной подготовки и переход из группы в группу строго регламентирован федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта, в нашем случае по тхэквондо. Тхэквондо имеет два направления: ИТФ и ВТФ, между которыми есть общее, есть и различия, которые необходимо учитывать при организации учебно-тренировочного процесса [7, 16, 22]. В соответствии с этим стандартом определено продолжительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст, для зачисления на этапы спортивной подготовки, минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на различных этапах, влияние физических качеств и телосложения на результативность, так же определены нормативы максимального объёма тренировочной нагрузки на различных этапах спортивной подготовки, нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на различных этапах спортивной специализации по виду спорта тхэквондо. Однако развитие физических качеств проходит гетерохронно и каждый ребёнок развивается индивидуально, исходя из своих генетических данных и не всегда талантливый ребёнок попадает под общие стандарты. В соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки по виду спорта если спортсмен не выполнил норматив по общей физической и специальной физической подготовки или не имеет определённый разряд соответствующий его возрасту, то его не зачислят в следующую группу. Тхэквондо является многоборьем, помимо различных разделов соревновательной деятельности, которые требуют различные качества от спортсменов, ещё существуют разделение на весовые категории. Как можно требовать выполнения одних и тех же нормативов от легковеса и тяжеловеса?

На этапе начальной подготовки согласно федеральным стандартам спортивной подготовки (ФССП) по виду спорта тхэквондо

(http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=146929) ставятся следующие задачи: «формирование устойчивого интереса к занятиям спортом; формирование широкого круга двигательных умений и навыков; освоение основ техники по виду спорта тхэквондо; всестороннее гармоничное развитие физических качеств; укрепление здоровья спортсменов; отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по

виду спорта тхэквондо».

Эффективным средством овладения спортивной техникой и тактикой является участие в соревнованиях. Вместе с тем, недостаточный уровень двигательных умений, навыков, техники по виду спорта тхэквондо, физической и в конечном итоге интегральной подготовленности затрудняет реализацию данного положения.

На этапе начальной подготовки преимущество отдается всесторонней физической подготовке, которая сочетается со специальной базовой подготовкой [9, 10]. Но относительно небольшое количество двигательных навыков выполнения специально-подготовительных упражнений, и, еще меньшее - соревновательных, затрудняет реализацию данного положения. Вместе с тем, эффективность тренировки на этом этапе во многом определяет успех дальнейшего спортивного совершенствования.

Основная задача управления подготовкой юных спортсменов на этапе начальной подготовки - обеспечение всесторонней подготовленности занимающихся, овладение рациональной техникой упражнений, способствующих прогрессу в избранном виде спорта. В занятиях с детьми основы спортивной техники изучаются в облегченных условиях. Широко используются комплексы специально-подготовительных и игровых упражнений. В связи с вышесказанным особое место, на этапе начальной подготовки отводится игровой деятельности ребенка. Целевое назначение игры рассматривают, прежде всего, в качестве эмоционального компонента во время выполнения физических упражнений. Применение игрового метода в тренировке юных спортсменов обеспечивает высокую эмоциональность занятий, быстрое развитие физических способностей и дает возможность проявить детям инициативу, смелость, самостоятельность и оперативное мышление. Подготовка детей характеризуется разнообразием средств, методов и организационных форм, широким использованием элементов различных видов спорта, подвижных и спортивных игр [6, 8]. На начальном этапе особое значение имеет формирование у учеников устойчивой мотивации к занятиям тхэквондо [1, 20].

На тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) ставятся следующие задачи: повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки; приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта тхэквондо; формирование спортивной мотивации; укрепление здоровья спортсменов.

Этот этап подготовки совпадает с развитием наиболее значимых физических качеств в тхэквондо. Именно на протяжении сенситивных периодов применяемые средства и методы в физическом воспитании достигают наилучшего тренирующего эффекта. В последующие периоды те же средства и объемы тренировочных нагрузок подобного прироста физических качеств не обеспечивают. Этот возраст совпадает с этапами углубленной тренировки в избранном виде спорта и спортивного совершенствования. Подготовка как метод развития отдельных качеств, вне связи с другими спортивно-важными качествами, себя изжила. Необходим переход на новый качественный уровень - это учебно-тренировочный процесс, напрямую связанный с биологическим развитием человека. На языке спорта это означает, что развитие физических, функциональных, психологических качеств и интеллекта в рамках конкретного вида спорта нужно проводить в соответствие с индивидуальным биологическим развитием конкретного спортсмена [1-3, 46]. Спортивная подготовка, данным видом спорта, должна включать все компоненты, характеризующие спортивную успешность, т.е. включать в себя физическую, техническую, тактическую, психологическую и интеллектуальную составляющие. В этом контексте педагогическую систему рассматривают как сложную динамическую систему, находящуюся в постоянном развитии.

Специальная физическая подготовка должна предшествовать углубленной работе над техникой и повышением скорости соревновательного упражнения. Техническая подготовка в спортивной тренировке рассматривается как совокупность средств деятельно-

сти спортсмена, создаваемых для оптимального осуществления поставленных перед ним задач, определяет техническую подготовленность как степень освоения спортсменом системы движений, соответствующей особенностям данного вида спорта и направленной на достижение высоких спортивных результатов (Платонов В.Н., 2004).

В этом возрасте становится возможным начать углубленную специализацию в широком спектре различных видов спорта, а в нашем случае в тхэквондо. Эффективным средством овладения спортивной техникой и тактикой является участие в соревнованиях. Тхэквондистам, переходящим в возрастную категорию юниоры, предъявляются высокие требования к функциональному состоянию и развитию физических качеств. Это связано с интенсивным участием в соревновательной деятельности, отбором в сборные команды городов, регионов и сборную команду страны. Высокий уровень конкурентоспособных соперников предъявляет повышенные требования к подготовке спортсменов.

Техника в данном случае является способом реализации поставленных задач перед спортсменом, но чтобы максимально эффективно применять технические и технико-тактические действия надо, чтобы организм был подготовлен к этому. Значительная часть технических действий в тхэквондо требует не только максимально возможного развития скорости движений, но и происходит в условиях дефицита времени. Достижение успеха в подобных упражнениях возможно лишь при хорошем развитии физического качества быстроты. [7]

На этапе совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства ставятся следующие задачи: повышение функциональных возможностей организма спортсменов, совершенствование общих и специальных физических качеств, технической, тактической и психологической подготовки, стабильность демонстрации высоких спортивных результатов на региональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях, поддержание высокого уровня спортивной мотивации, сохранение здоровья спортсменов, достижение результатов уровня спортивных сборных команд Российской Федерации, повышение стабильности демонстрации высоких спортивных результатов во всероссийских и международных официальных спортивных соревнованиях.

На этих этапах на первый план выходит психологическая подготовка. Одной из основных причин срыва выступления, даже высококвалифицированным спортсменом, является предстартовое волнение, по возможности, тщательно скрываемое. Перед тренером, практически всегда, перед началом соревнования возникает вопрос: кого из двух практически одинаково готовых спортсменов выставить на поединок. Важнейшую роль при прочих равных условиях играет психологическая готовность спортсмена. Любые самооценочные психологические тесты вряд ли могут служить объективным критерием, т.к. каждый спортсмен стремиться попасть в основной состав, который будет участвовать на ответственных соревнованиях, соответственно он постарается «приукрасить» своё психологическое состояние или скрыть психологические проблемы, которые возникают в предсоревновательный период подготовки.

Поэтому мы уверены, что спортивный отбор перед стартом должен осуществляться на основе объективных критериев. В нашем исследовании мы применили аппаратный метод Б.А Фролова, свободный от этих недостатков [14].

В соответствии с этим мы предлагаем систему непрерывной индивидуализированной подготовки спортсменов высокой квалификации (рисунок 1).

Анализ существующей литературы показал, что существует огромный разрыв между многочисленными работами, посвященными подготовке спортсменов на начальном этапе и немногочисленными исследованиями, связанными с подготовкой спортсменов высокой квалификации. Вопрос непрерывной спортивной подготовки от новичка до чемпиона в подавляющем большинстве видов спорта, по-прежнему, остается открытым. Современная система подготовки спортсменов высокой квалификации, базирующаяся на общих закономерностях адаптации организма к нагрузкам, исчерпывает свои возможно-

сти. Об этом наглядно свидетельствует факт стабилизации объёмов тренировочных нагрузок в большинстве видов спорта и постановка вопроса поиска адекватных возможностям организма спортсменов индивидуальных нагрузок, дающих наибольший тренировочный эффект.

Этапы подготовки согласно ФССП Задачи согласно ФССП Содержание Методы Система контроля

Начальной подготовки формирование устойчивого интереса к занятиям спортом; формирование широкого круга двигательных умений и навыков; освоение основ техники по виду спорта тхэквондо; всестороннее гармоничное развитие физических качеств; укрепление здоровья спортсменов, отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорта тхэквондо групповые занятия, эстафеты, спортивные и подвижные игры использованием элементов различных игровых видов спорта, подвижных и спортивных игр; модифицированные подвижные игры; моделирующие соревновательную деятельность в тхэквондо; методы формирования мотивации к занятиям Рубежный: выполнение переводных нормативов

Тренировочный (этап спортивной специализации) повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подго-говки; приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта тхэквондо; формирование спортивной мотивации; укрепление здоровья спортсменов групповые тренировочные и теоретические занятия, инструкторская и судейская практика развитие наиболее значимых физических качеств в сенситивный период; учебно-тренировочные сборы; участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях; медико-восстановительные мероприятия; тестирование и контроль Рубежный: выполнение переводных нормативов

Совершенствования спортивного мастерства повышение функциональных возможностей организма спортсменов, совершенствование общих и специальных физических качеств, технической, тактической и психологической подготовки; стабильность демонстрации высоких спортивных результатов на региональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях; поддержание высокого уровня спортивной мотивации; сохранение здоровья спортсменов индивидуальный план спортивной подготовки, оценивание психологического состояния индивидуальные тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам, система объективного контроля предстартового состояния в тхэквондо Рубежный: выполнение переводных нормативов

Высшего спортивного мастерства достижение результатов уровня спортивных сборных команд Российской Федерации; повышение стабильности демонстрации высоких спортивных результатов во всероссийских и международных официальных спортивных соревнованиях индивидуальный план спортивной подготовки, оценивание психологического состояния индивидуальные тренировочные и теоретические занятия; работа по индивидуальным планам; система объективного контроля предстартового состояния в тхэквондо Предстартовый контроль пси-хологиче-ской готовности

Рисунок 1. Педагогическая технология непрерывной индивидуализированной подготовки тхэквондистов

Становится очевидным, что резервы дальнейшего роста спортивных результатов кроются в переводе традиционной общепедагогической доктрины тренировки в русло индивидуальной подготовки конкретного спортсмена.

ВЫВОД

В настоящий момент отсутствует научно обоснованная педагогическая технология непрерывной индивидуализированной подготовки тхэквондистов. Всё это в значитель-

ной степени снижает эффективность подготовки от новичка до мастера спорта международного класса как единого процесса. Для решения этих задач нами была разработана педагогическая технология непрерывной индивидуализированной подготовки тхэквондистов составленная в соответствии с федеральным стандартом спортивной подготовки (ФССП) по виду спорта тхэквондо.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анализ мотивационной составляющей в группах начальной подготовки по тхэквондо / С.Е. Бакулев, А.М. Симаков, А.В. Павленко, В.А. Чистяков, Р.В. Плотников // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). - С. 29-32.

2. Бакулев, С.Е. Индивидуализированная система подготовки в ударных единоборствах: спортивно-важные качества / С.Е. Бакулев, О.А. Двейрина, В.А. Чистяков // Спорт, человек, здоровье : VII Международный научный конгресс. - СПб., 2015. - С. 83-84.

3. Бакулев, С.Е. Прогнозирование индивидуальной успешности спортсменов-единоборцев с учетом генетических факторов тренируемости : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Бакулев С.Е. -СПб., 2012. - 49 с.

4. Бакулев, С.Е. Современное тхэквондо как комплексное единоборство / С.Е. Бакулев,

A.В. Павленко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 6. -С. 15-20.

5. Индивидуальная тренируемость в ударных единоборствах / Бакулев С.Е., Двейрина О.А., Афанасьева И.А., Чистяков В.А. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2013. - № 8 (102). - С. 16-24.

6. Интегральная подготовка юных тхэквондистов : учеб. пособие / С.Е. Бакулев,

B.А. Таймазов, В.А. Чистяков, А.М. Симаков. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2010. - 122 с.

7. К вопросу о применении электронных систем судейства в тхэквондо (ВТФ) / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев, А.В. Павленко, А.М. Симаков, В.А. Чистяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 4 (98). - С. 155-160.

8. Моделирование соревновательной деятельности средствами подвижных игр в юношеском тхэквондо / Бакулев С.Е., Симаков А.М., Чистяков В.А. // Материалы итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2011. - С. 48-49.

9. Основы развития физического качества сила у тхэквондистов в сенситивном периоде 14-17 лет / А.М. Симаков, Е.А. Симакова, С.Е. Бакулев, В.А. Чистяков, С.А. А.Г. Ахмед // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 10 (128). - С. 180-186.

10. Развитие физического качества быстрота у тхэквондистов в сенситивной период 14-15 лет / Симаков А.М., Симакова Е.А., Сонбал Ассим Абдель-Гани Ахмед // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 4 (122). - С. 172-175.

11. Симаков, А.М. Актуальные вопросы подготовки в тхэквондо на начальном этапе учебно-тренировочного процесса / А.М. Симаков, С.Е. Бакулев, В.А. Чистяков // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 148-155.

12. Симаков, А.М. Структура и содержание педагогической концепции непрерывной индивидуализированной системы подготовки в тхэквондо / Симаков А.М., Чистяков В.А. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 6 (136). - С. 147-152.

13. Содержание педагогической деятельности тренера по тхэквондо в общеобразовательной школе / А.В. Павленко, О.Е. Пискун, А.М. Симаков, С.Е. Бакулев, В.А. Чистяков // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 6. - С. 100-102.

14. Система объективного контроля предстартового состояния в тхэквондо / С.Е. Бакулев,

A.М. Симаков, А.В. Павленко, О.Е. Пискун // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2016. - № 2 (132). - С. 46-49.

15. Социально-педагогические аспекты учебно-тренировочного процесса российских тхэквондистов / С.Е. Бакулев, А.В. Павленко, В.А. Чистяков, М.С. Бакулев, Д.К. Ким // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 5 (75). - С. 18-22.

16. Сравнительный анализ технических действий тхэквондо версий (ИТФ) и (ВТФ) /

B.А. Таймазов, С.Е. Бакулев, А.М. Симаков, А.В. Павленко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11 (117). - С. 148-154.

17. Таймазов, В.А. Значение функциональной асимметрии как генетического маркера спортивных способностей боксера / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 22. - С. 72-76.

18. Таймазов, В.А. Прогнозирование успешности соревновательной деятельности спортсменов с учетом генетических основ тренируемости / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2005. - Вып. 18. - С. 81-91.

19. Таймазов, В.А. Развитие системного подхода к изучению деятельности человека /

B.А. Таймазов, С.Е. Бакулев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 1 (23). - С. 68-76.

20. Татаруч, Р. Уровень мотивации в обучении юных спортсменов / Р. Татаруч, В.Ф. Ко-стюченко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 6 (76). -

C. 159-164.

21. Тренажер для бокса и других видов единоборств : Патент № 100729 Рос. Федерация / Мокеев Г.И., Бакулев С.Е., Чистяков В.А., Бакулев М.С., Иванов М.П., Таймазов В.А., Харрасов В.Н. ; опубл. 27.12.2010, Бюлл. № 36. - 3 с.

22. Тхэквондо версий ИТФ и ВТФ - точки соприкосновения / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев, А.М. Симаков, А.В. Павленко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2014. - № 10 (116). - С. 122-127.

REFERENCES

1. Bakulev A.S., Simakov A.M., Pavlenko A.M., Chistyakov V.A., Plotnikov R.V. (2016), "Analysis of the motivational component in groups of initial preparation in taekwondo", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No. 4, pp. 29-34.

2. Bakulev, S.E., Dveyrina O.A. and Chistyakov, V.A. (2015), "Individualized system of preparation in shock single combats: sports and important qualities", In the book: Sport, person, health VII International scientific congress, pp. 83-84.

3. Bakulev S.E. (1012), Forecasting of individual success of athletes martial artists taking into account genetic factors of treniruyemost, dissertation, St. Petersburg.

4. Bakulev, S.E., Pavlenko, A.V. and Chistyakov, V.A. (2007), "Modern taekwondo as complex single combat", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 28, No. 6, pp. 15-20.

5. Bakulev, S.E., Dveyrina, O.A., Afanasyeva, I.A. and Chistyakov, V.A. (2013), "Individual training striking single combats", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F Lesgafta, Vol. 102, No. 8, pp. 16-24.

6. Bakulev B.E., Taymazov V.A., Chistyakov V.A., Simakov A.M. (2010), Integrated preparation of young taekwondist, Publishing house Polytechnical university, St. Petersburg.

7. Taymazov, V.A., Bakulev, S.E., Pavlenko, A.V., Simakov, A.M. and Chistyakov, V.A. (2013),"To a question of electronic refereeing systems application in taekwondo (VTF)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 98, No. 4, pp. 155-160.

8. Bakulev S.E., Simakov A.M., Chistyakov V.A. (2011), "Modeling of competitive activity by means of outdoor games in youthful taekwondo", Materials of total scientific and practical conference of the faculty of National state university ofphysical culture, sport and health of P.F. Lesgaft, pp. 48-49.

9. Simakov A.M., Simakova E.A., Bakulev S.E., Chistyakov V.A., Sonbol Assim Abdel-Gani Ahmed. (2015), "Bases of development of physical quality "force" among the Taekwondo fighters in the sensitive period of 14-17 years", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 128, No. 10, pp. 180-186.

10. Simakov A.M., Simakova E.A., Sonbol Assim Abdel-Gani Ahmed. (2015), "Development of physical quality speed among the taekwondo fighters within the sensitive age period of 14-15 years", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 122, No. 4, pp. 172-175.

11. Simakov, A.M., Bakulev, S.E. and Chistyakov, V.A. (2014), "Topical issues of preparation in taekwondo at the initial stage of educational and training process",Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 148-155.

12. Simakov A.M., Chistyakov V.A. (2016), "Structure and content of the pedagogical concept of the continuous personalized system of physical training in taekwondo", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 136, No. 6, pp. 147-152.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Pavlenko, A.V., Piskun, O.E., Simakov, A.M., Bakulev, S.E. and Chistyakov, V.A. (2016), "Content of pedagogical activity of the trainer on taekwondo at comprehensive school", Theory and practice of physical culture, No. 6, pp.100-102.

14. Bakulev S.E., Simakov A.M., Pavlenko A.V., Chistyakov V.A., Piskun O.E. (2016), "System of objective control of the prestarting state in taekwondo", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 132, No. 2, pp. 46-49.

15. Bakulev, S.E., Chistyakov, V.A., Pavlenko, A.V., Bakulev, M.S., Kim John Kil (2011), "Social and pedagogical aspects of educational and training process of the Russian taekwondo", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 75, No. 5, pp. 18-22.

16. Taymazov V.A., Bakulev S.E., Simakov A.M., Pavlenko A.V., Chistyakov V.A. (2014), "Comparative analysis of technical actions of taekwondo of versions (ITF) and (VTF)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 117, No. 11, pp. 148-154.

17. Tajmazov V.A. and Bakulev S.E. (2006), "Value of functional asymmetry as genetic marker of sports abilities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 22, pp. 74-82.

18. Taymazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2005), "Forecasting of success of competitive activity of athletes taking into account genetic bases of training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 18, pp. 81-89.

19. Taymazov V.A. and Bakulev S.E. (2007), "The development of a systematic approach to the study of human activities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 23, No. 1, pp. 68-75.

20. Tataruch, Rafal, Kostjuchenko, V.F. and Chistyakov, V.A. (2011), "The motivation level in training of young athletes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 76, No. 6, pp. 159-164.

21. Mokeev, G.I., Bakulev, S.E., Chistyakov, V.A., Bakulev M.S., Ivanov, M.P., Taymazov, V.A., Harrasov, V.N. (2010), The exercise machine for boxing and other types of single combats, Patent No. 100729 Russian Federation.

22. Taymazov V.A., Bakulev S.E., Simakov A.M., Pavlenko A.V. and Chistyakov, V.A. (2014), "Taekwondo of versions of ITF and VTF - a common ground", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 116, No. 10, pp. 122-127.

Контактная информация: simakov-tkd@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 20.07.2016

УДК 796/799:612.13

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ СУБМАКСИМАЛЬНОЙ МОЩНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНЫЙ КРОВОТОК У ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ ЦИКЛИЧЕСКИХ ВИДОВ СПОРТА

Дарья Александровна Слепова, врач, Андрей Вячеславович Калинин, доктор медицинских наук, заведующий отделением

функциональной диагностики, Городской врачебно-физкультурный диспансер, Комитет здравоохранения администрации Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург

Аннотация

Настоящая работа направлена на изучение влияния физической нагрузки на периферическое кровообращение у спортсменов циклических видов спорта. Под наблюдением было 80 высококвалифицированных спортсменов мужского пола. Оценка проводилась с помощью методов реовазографии и ультразвуковой допплерографии. По данным реовазографии после нагрузки у 60% обследуемых наблюдалась асимметрия кровообращения и снижение амплитуды реограммы. В 64% случаев регистрировалось достоверное повышение тонуса крупных и средних артерий. После нагрузки у 35% спортсменов наблюдалось затруднение венозного оттока. На ультразвуковых до-пплерограммах у 70% спортсменов выявлялся спазм сосудов микроциркуляторного русла на фоне увеличения линейных и объемных скоростей кровотока. Увеличение индексов Гослинга и Пурсело происходило на 10%.

Ключевые слова: циклические виды спорта, микроциркуляция, реовазография, ультразвуковая допплерография.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.