практ. конф. / Сибирский гос. ун-т физ. культуры. - Омск, 2007. - С. 62-66.
4. Широкова, А.А. Физическая культура в семье / А.А. Широкова // Современные проблемы физической культуры и спорта : материалы XVI науч. конф. / Дальневосточ. гос. акад. физ. культуры. - Хабаровск, 2011. - С. 351-355.
REFERENCES
1. Strategy of development of physical culture and sports up to 2020, available at: http://www.minsport.gov.rU/activities/federal-programs/2/26363/.
2. Vinnik, V.A., Doronin, D.V. and Ponomarchuk, V.A. (2011), "The family institute in the system of formation of physical culture of teenagers ", Scientific Research Institute of Physical Culture and Sports. Scientific works of Scientific Research Institute of Physical Culture and Sports of Republic of Belarus: collection of scientific work, Scientific Research Institute of Physical Culture and Sports, Minsk, Issue 10, pp. 31-38.
3. Kim, T.K. (2007), "The role of the family in physical education of junior schoolchildren", The problem of health preservation in Siberia and in the Far East: mater. of All-Russian scientific-practical conf., Siberia State University of Physical Culture, Omsk, pp. 62-66.
4. Shirokova, A.A. (2011), "Physical culture in the family", Modern Problems of Physical Culture and Sports: Mater. of the XVI Scientific conf., Far East State Academy of Physical Culture, Khabarovsk, pp. 351-355.
Контактная информация: nata_575@ mail.ru
Статья поступила в редакцию 03.11.2016
УДК 796.856.2
ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ В ТХЭКВОНДО НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ В ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ 13-15
ЛЕТ
Александр Михайлович Симаков, кандидат педагогических наук, доцент,
заведующий кафедрой, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассмотрены особенности интегральной системы подготовки в тхэквондо на этапе спортивной специализации в возрастной группе 13-15 лет. Данный факт предполагает рациональное построение эффективной системы подготовки спортсменов, для достижения высоких спортивных результатов с учётом их особенностей биологического развития (сенситивность развития). По существу система подготовки спортсменов на этапе спортивной специализации, является основой следующего этапа, этапа спортивного совершенствования.
Ключевые слова: интегральная подготовка, сенситивный период, тхэквондо, учебно-тренировочный процесс, физические качества, этап спортивной специализации.
FEATURES OF INTEGRATED SYSTEM OF PREPARATION IN TAEKWONDO AT THE STAGE OF SPORTS SPECIALIZATION IN AGE GROUP OF 13-15 YEARS
Alexander Mikhailovich Simakov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Department chairman,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article considers the features of integrated system of preparation in taekwondo at the stage of sports specialization for the age group of 13-15 years. This fact assumes the rational planning of the effective system of the athletes training for achievement of high sports results taking into account their features of biological development (sensitivity of development). In its essence the system of training of the athletes at the stage of sports specialization is the basis for the further stage, namely the stage of sports perfection.
Keywords: integrated preparation, sensitive period, taekwondo, educational and training process, physical qualities, stage of sports specialization.
Интегральная подготовка в тхэквондо складывается из рационального объединения всех составляющих подготовки в их взаимовлиянии и взаимодополнении, реализуемая на всех этапах спортивной подготовки она позволяет обеспечить непрерывность учебно-тренировочного процесса и учесть возрастные особенности занимающихся. Реализация такой «мета-тренировки» (по аналогии с мета-курсом в педагогике, реализующим межпредметные связи и личностно-ориентированный подход в обучении) возможна только в рамках индивидуализированной системы подготовки - научного направления, развиваемого на кафедре теории и методики бокса [4, 5, 6, 7, 8, 10, 14, 16, 19, 22, 23, 24]. Реализация индивидуализированной системы подготовки осуществляется на основе объективной обратной связи между тренером и спортсменов, т.е. непрерывным мониторингом на протяжении всего учебно-тренировочного процесса [9, 11, 17, 18, 25].
1. Особенности развития.
1.1.Биологические предпосылки формирования спортсмена.
Биологические предпосылки формирования спортсмена приходятся на период полового созревания в среднем на возраст 13-15 лет.
Для развития каждого качества имеются определенные сенситивные периоды онтогенеза, когда может быть получен наибольший его прирост. Они имеют специфические особенности проявления и индивидуальную программу развития, определяемую генетически.
1.2.Периоды развития природных задатков.
В возрасте 13-15 лет у мальчиков и 12-14 лет у девочек формируется тот профиль энергетических возможностей и сократительных свойств скелетных мышц, с которым человеку суждено прожить всю оставшуюся жизнь. Поэтому в эти годы у мальчиков эффективно развивать скоростные, силовые и скоростно-силовые качества. Заметим, что более ранняя специализация во всех этих видах спорта нередко оборачивается нарушениями в развитии. Юношеский возраст, как никакой другой, сенситивен для формирования устойчивой и аргументированной позитивной Я-концепции (http://nsportal.ru/blog/shkola/tekhnologiya/all/2013/02/08/motivatsiya-uchebnoy-deyatelnosti-uchashchikhsya)
2.Особенности системы интегральной подготовки в возрастной группе 13-15 лет.
Возраст 13-15 лет согласно федеральным стандартам спортивной подготовки по виду спорта тхэквондо относится к тренировочному этапу (этапу спортивной специализации), а конкретнее учебно-тренировочным группам третьего и четвёртого годов обучения.
На тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) реализуются следующие задачи:
- повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки;
- приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта тхэквондо;
- формирование спортивной мотивации;
- укрепление здоровья спортсменов (minsport.gov.ru>sport/podgotovka/82/27833/).
Как показывает анализ соревновательной деятельности, спортсмены не полностью
реализуют свой потенциал. Не всегда - тренеры и сами спортсмены рассматривают систему подготовки комплексно.
2.1.Физическая подготовка.
Важнейшей задачей в процессе подготовки тхэквондиста на этапе спортивной специализации является максимальное развитие физических качеств, необходимых ему в дальнейшей профессиональной деятельности. Тренировочные воздействия, оказываемые
на организм в сенситивные периоды наиболее эффективны. Наибольшее развитие в этот период происходит таких физических качеств как: быстрота, выносливость, сила и др., максимально происходят реакции адаптации к физическим нагрузкам, функциональные резервы организма развиваются в наибольшей степени. Все эти физические качества проявляются в движениях, и характер их проявления зависит от структуры движений.
Значительно больший интерес представляет специальная физическая подготовка тхэквондистов на этапе спортивной специализации. Наиболее значимая задача специальной физической подготовки это обеспечение высокого уровня функциональной подготовленности организма тхэквондиста для совершенствования технико-тактического мастерства и максимального уровня подготовленности к соревнованиям. Специальная физическая подготовка тхэквондистов на этапе спортивной специализации отвечает специфике избранного вида спорта. В федеральных стандартах спортивной подготовки по виду спорта тхэквондо определены влияния физических качеств и телосложения на результативность по виду спорта тхэквондо (таблица 1).
Таблица 1 - Физические качества и телосложение
Физические качества и телосложение Уровень влияния
Скоростные способности 3
Мышечная сила 2
Вестибулярная устойчивость 3
Выносливость 2
Гибкость 3
Координационные способности 3
Телосложение 1
Условные обозначения: 3 - значительное влияние; 2 - среднее влияние; 1 - незначительное влияние (шш-sport.gov.ru>sport/podgotovka/82/27833/)
Как следует из таблицы, наиболее значимые физические качества, оказывающие значительное влияние на результативность по виду спорта тхэквондо это: скоростные способности, вестибулярная устойчивость, координационные способности, (гибкость максимально развивается в более раннем возрасте), среднее влияние оказывают мышечная сила и выносливость. Всё это накладывает огромную ответственность на этап спортивной специализации по существу являющейся основой следующего этапа, этапа спортивного совершенствования. Таким образом, для увеличения технического арсенала тхэквондиста, вариативности атакующих и контратакующих действий, для достижения максимального результата, необходимо развивать специальные физические качества в определенном возрасте, в нашем случае в 13-15 лет, создавая необходимую базу для дальнейшего развития тхэквондиста.
2.2.Техническая подготовка.
Особые требования на этапе спортивной специализации в тхэквондо предъявляются к технической подготовке, а эффективность и экономичность действий, являются основными показателями технического мастерства тхэквондиста. Главным критерием технического мастерства, является эффективность и экономичность действий тхэквондиста, высокий уровень результативности и высокая их стабильность. Рациональность учебно-тренировочного процесса на этапе спортивной специализации в тхэквондо, обеспечивается высоким уровнем технического мастерства, которое заключается в достижении максимальной эффективности экономичности действий тхэквондиста при минимальных затратах энергии. Целесообразно заметить, что чем выше уровень технической подготовленности тхэквондиста, тем он более подготовлен к постоянно меняющимся ситуациям в процессе поединка. Продолжительность занятий избранным видом спорта, в нашем случае тхэквондо, напрямую влияют на его опыт и надёжность действий.
2.3.Тактическая подготовка.
Совершенствование тактического мастерства на этапе спортивной специализации в тхэквондо необходимо рассматривать с учетом индивидуального уровня технической,
физической, интеллектуальной и психологической подготовленности конкретного спортсмена (Дахновский В. С., Лещенко С. С., 1989; Туманян Г. С., 1997; Матвеев Л. П., 1999; Платонов В.Н., 2004; Мунтян В. С., 2006). Совершенствованию тактического мастерства, на этапе спортивной специализации в тхэквондо, в предсоревновательном и соревновательном периоде уделяется огромное внимание с целью улучшения тренировочного процесса, повышения уровня подготовленности спортсменов к соревнованиям. Тактическое мастерство и творческое мышление в боевой обстановке непосредственно влияют на эффективность применяемых технических действий в соревновательной деятельности тхэквондиста.
2.4 Психологическая подготовка.
Психологическая подготовка объединяет все другие стороны подготовки на этапе спортивной специализации в тхэквондо и имеет избирательную направленность на технико-тактическое совершенствование тхэквондистов. Проявление технических, тактических и физических качеств тхэквондиста зависит от уровня психологической устойчивости во время соревнований. Активная соревновательная деятельность, на этапе спортивной специализации в тхэквондо, предъявляет особые требования к психологической подготовке, которая должна научить спортсмена приобретать оптимальное боевое состояние к соревнованиям, максимально мобилизоваться к достижению наивысшего результата, который достигается путем формирования правильной мотивации и приобретения оптимальной боевой готовности к соревнованиям. Необходимо, чтобы спортсмен умел входить в это состояние при помощи специальных психологических упражнений, а так же знал и мог регулировать свой индивидуально-оптимальный уровень эмоционального возбуждения. Психологический настрой должен быть адекватный данной ситуации и соответствовать соревновательной обстановке.
2.5 Интеллектуальная подготовка.
По мере роста спортивных достижений, на этапе спортивной специализации в тхэквондо, повышаются и требования к интеллектуальным способностям тхэквондиста, которые развиваются и совершенствуются лишь в том случае, если спортсмен проявляет интеллектуальную активность. В этой связи возникает необходимость специальной организации и целенаправленного развития интеллектуальной деятельности тхэквондиста. С ростом мастерства возникает необходимость повышения теоретических знаний в области технико-тактической подготовки, изучения правил проведения соревнований в избранном виде спорта, в нашем случае тхэквондо, а также родственных видов. Разделы спортивной подготовки связаны между собой, и за счет проявления какого-нибудь одного качества невозможно достижение максимальных результатов. Огромную роль играет теоретическая подготовка, которая даёт специальные знания в сфере физической культуры и спорта, их осмысление, систематизирование, расширение и углубление. Получение специальных теоретических знаний по избранному виду спорта в сочетание с практическими умениями и навыками составляют базовую подготовку в образовании и физическом воспитании спортсменов.
Особенностями интегральной системы подготовки в тхэквондо на этапе спортивной специализации в возрастной группе 13-15 лет являются:
В физической подготовке, сенситивность развития чисто физических (кондиционных) и управленческих (сенсомоторных) качеств, для достижения максимального результата необходимо развивать специальные физические качества, оказывающие значительное влияние на результативность по виду спорта тхэквондо это: скоростные способности, вестибулярная устойчивость, координационные способности, (гибкость максимально развивается в более раннем возрасте), среднее влияние оказывают мышечная сила и выносливость [1, 2, 3, 14].
В технической подготовке, в связи с активным участием в соревнованиях происходит дальнейшее совершенствовании технических действий, которые заключаются в
эффективных и экономичных действиях при минимальных затратах энергии тхэквондиста, в высоком уровне результативности и стабильности [12, 13, 21, 26].
В тактической подготовке, отработка способа ведения боя, в котором представлены в единстве техническая, физическая, психологическая, интеллектуальная подготовленность и все эти факторы проявляются непосредственно в боевых действиях. Умение использовать приобретённые технические, физические, психологические и интеллектуальные навыки, учитывая особенности боевой подготовленности соперника. Техника должна подчиняться тактике, т.е. технику атакующих и защитных действий необходимо совершенствовать исходя из тактических задач. Это значит, что тхэквондист должен не просто владеть техникой атакующих и контратакующих действий, но и уметь применять технические навыки в широком тактическом диапазоне [27].
В психологической подготовке, активная соревновательная деятельность предъявляет особые требования к психологической подготовке, которая должна научить спортсмена приобретать оптимальное боевое состояние к соревнованиям, максимально мобилизоваться к достижению наилучшего результата, который достигается путем формирования правильной мотивации и приобретения боевой готовности к соревнованиям. Высокий уровень психологической подготовленности проявляется в способности преодолевать высокие нагрузки в тренировочном процессе, в особенности в экстремальных условиях соревновательной деятельности, когда нужно здраво оценить свои возможности и активно мобилизовать себя для работы на более высоком уровне [15, 20, 27].
В интеллектуальной подготовке, По мере роста спортивных достижений, повышаются и требования к интеллектуальным способностям тхэквондиста, которые развиваются и совершенствуются лишь в том случае, если спортсмен проявляет интеллектуальную активность. Это достигается в процессе планомерной работы во время тренировок, на соревнованиях, системой воспитательной работы, повышением общеобразовательного уровня тхэквондиста [8, 16].
ЛИТЕРАТУРА
1. Бакулев, С.Е. Генеалогические основы прогнозирования успешности соревновательной деятельности единоборцев / С.Е. Бакулев, В.А. Таймазов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 19. - С. 7-15.
2. Бакулев, С.Е. Дифференцированный подход к определению спортивно важных координационных способностей боксера / С.Е. Бакулев, О.А. Двейрина, А.С. Саввина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 20. - С. 3-9.
3. Бакулев, С.Е. Взаимосвязь группы крови, величины и скорости тренировочных эффектов как фактор отбора в боксе / С.Е. Бакулев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 5 (27). - С. 11-14.
4. Бакулев, С.Е. Аспекты становления интегральной подготовленности юных тхэквондистов (ИТФ): техническая подготовленность / С.Е. Бакулев, А.М. Симаков, Д.А. Момот // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1 (35). - С. 13-17.
5. Бакулев, С.Е. Современное тхэквондо как комплексное единоборство / С.Е. Бакулев,
A.В. Павленко, В.А. Чистяков // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 6 (28). - С. 15-20.
6. Бакулев, С.Е. Повышение эффективности прогнозирования успешности спортсменов единоборцев с учетом генетических основ родовой, межвидовой и внутриродовой ориентации / С.Е. Бакулев, В.А. Таймазов, В.А. Чистяков // Вестник спортивной науки. - 2011. - № 2. - С. 35-39.
7. Бакулев, С.Е. Прогнозирование индивидуальной успешности спортсменов-единоборцев с учетом генетических факторов тренируемости : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Бакулев С.Е. -СПб., 2012. - 49 с.
8. Интегральная подготовка юных тхэквондистов : учеб. пособие / С.Е. Бакулев,
B.А. Таймазов, В.А. Чистяков, А.М. Симаков. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2010. - 122 с.
9. Информационно-измерительная система контроля параметров тренировочного процесса боксеров / Г.И. Мокеев, М.П. Иванов, В.Н. Харрасов, В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев, М.С. Бакулев, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 4 (62). -
С. 63-66.
10. Индивидуальная тренируемость в ударных единоборствах / С.Е. Бакулев, О.А. Двейрина, И.А. Афанасьева, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.
- 2013. - № 8 (102). - С. 16-24.
11. К вопросу о применении электронных систем судейства в тхэквондо (ВТФ) / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев, А.В. Павленко, А.М. Симаков, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 4 (98). - С. 155-160.
12. Павленко, А.В. Методика формирования базового технического арсенала на этапе начальной подготовки в тхэквондо : учебное пособие / А.В. Павленко. - СПб. : Изд-во Политехи. ун-та, 2013. - 130 с.
13. Павленко, А. В. Кинематические характеристики двигательных действий тхэквондо в безопорном положении / А.В. Павленко, М.А. Рогожников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9 (115). - С. 110-114.
14. Симаков, А.М. Содержание физической подготовленности юных тхэквондистов на этапе начальной подготовки / А.М. Симаков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.
- 2010. - № 4 (62). - С. 93-97.
15. Симаков, А. М. Актуальные вопросы подготовки в тхэквондо на начальном этапе учебно-тренировочного процесса / А.М. Симаков, С.Е. Бакулев, В.А. Чистяков // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 148-155.
16. Симаков, А.М. Интегральная подготовка тхэквондистов на начальном этапе учебно-тренировочного процесса : учебное пособие / А.М. Симаков - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2014.
- 172 с.
17. Симаков, А.М. Мониторинг функционального состояния тхэквондистов в годичном макроцикле тренировок / А.М. Симаков, И.Д. Павлов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5 (111). - С. 165-170.
18. Симаков, А.М. Мониторинг функционального состояния тхэквондистов в годичном макроцикле тренировок (часть II) / А.М. Симаков, И.Д. Павлов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 6 (112). - С. 177-182.
19. Симаков, А.М. Игровой метод как средство интегральной подготовки в тхэквондо на начальном этапе учебно-тренировочного процесса / А. М. Симаков // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 7 (113). - С. 155-159.
20. Социально-педагогические аспекты учебно-тренировочного процесса российских тхэквондистов / С.Е. Бакулев, В.А. Чистяков, А.В. Павленко, М.С. Бакулев, Ким Джон Кил // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 5 (75). - С. 18-22.
21. Сравнительный анализ технических действий тхэквондо версий (ИТФ) и (ВТФ) / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев, А.М. Симаков, А.В. Павленко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11 (117). - С. 148-154.
22. Таймазов, В.А. Значение функциональной асимметрии как генетического маркера спортивных способностей боксера / В. А. Таймазов, С. Е. Бакулев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 22. - С. 72-76.
23. Таймазов, В.А. Прогнозирование успешности соревновательной деятельности спортсменов с учетом генетических основ тренируемости / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2005. - Вып. 18. - С. 81-91.
24. Таймазов, В.А. Развитие системного подхода к изучению деятельности человека / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 1 (23). - С. 68-76.
25. Тренажер для бокса и других видов единоборств : Патент № 100729 Рос. Федерация / Мокеев Г.И., Бакулев С.Е., Чистяков В.А., Бакулев М.С., Иванов М.П., Таймазов В.А., Харрасов В.Н. ; опубл. 27.12.2010, Бюлл. № 36. - 3 с.
26. Тхэквондо версий ИТФ и ВТФ - точки соприкосновения / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев, А.М. Симаков, А.В. Павленко, В.А. Чистяков // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 10 (116). - С. 122-127.
27. Чой, Хонг Хи. Тхэквондо (корейское национальное искусство самообороны) : энциклопедия : в 15 т. [Электронный ресурс] / Хонг Хи Чой ; Интернациональная Федерация Тхэквондо (ИТФ). 5-е изд. Волгоград, 2000 // URL : http://tkdtat.ru/enciklopediya.html. - Дата обращения 30.09.2016.
REFERENCES
1. Bakulev, S.E. and Taymazov, V.A. (2006), "Genealogical bases of forecasting of success of competitive activity of martial artists", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 19, pp. 715.
2. Bakulev, S.E., Dveirina, O.A. and Savvina, A.S. (2006), "The differentiated approach to definition it is sports important coordination abilities of the boxer", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 20, pp. 3-9.
3. Bakulev, S.E. (2007), "Interrelation of a blood type, size and speed of training effects as a selection factor in boxing", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 27, No. 5, pp. 11-14.
4. Bakulev, S.E., Pavlenko, A.V. and Chistyakov, V.A. (2007), "Modern taekwondo as complex single combat", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 28, No. 6, pp. 15-20.
5. Bakulev, S.E. Simakov, A.M. and Momot, D. A. (2008), "Aspects of formation of integrated readiness of young taekwondist (ITF): technical readiness", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 35, No. 1, pp. 13-17.
6. Bakulev, S.E. Taymazov, V.A. and Chistyakov, V.A. (2011), "Increase of forecasting effectiveness of success of athletes of martial artists taking into account genetic bases of patrimonial, interspecific and intra patrimonial orientation", Messenger of sports science, No. 2, pp. 35-39.
7. Bakulev, S.E. (2012), Forecasting of individual success of athletes martial artists taking into account genetic factors of training, dissertation, St. Petersburg.
8. Bakulev, S.E., Dveyrina, O.A., Afanasyeva, I.A., Chistyakov, V.A. (2013), "Individual training in striking single combats", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 102, No. 8, pp. 1624.
9. Bakulev, S.E., Taymazov, V.A., Chistyakov, V.A. and Simakov, A.M. (2010), Integrated preparation of young taekwondist: studies. grant, publishing house Polytechnical University, St. Petersburg.
10. Mokeev, G.I., Ivanov, L.S., Harrasov, V.N., Taymazov, V.A., Bakulev, S.E., Bakulev, M.S. and Chistyakov, V.A. (2010), "Information and measuring monitoring system of parameters of training process of boxers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 62, No. 4, pp. 63-66.
11. Taymazov, V.A., Bakulev, S.E., Pavlenko, A.V., Simakov, A.M. and Chistyakov, V.A. (2013),"To a question of electronic refereeing systems application in taekwondo (VTF)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 98, No. 4, pp. 155-160.
12. Pavlenko, A.V. (2013), Technique of formation of a basic technical arsenal at a stage of initial preparation in taekwondo; manual, publishing house Polytechnical University, St. Petersburg.
13. Pavlenko, A.V. and Rogozhnikov, M.A. (2014), "Kinematic characteristics of the motor actions in taekwondo in support-free position", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 115, No. 9, pp. 110-114.
14. Simakov, A.M. (2010) "Maintenance of physical readiness of young taekwondist at a stage of initial preparation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 62, No. 4, pp. 93-97.
15. Simakov, A.M. (2014), Integrated preparation of taekwondist at the initial stage of educational and training process: manual, publishing house Polytechnical University, St. Petersburg.
16. Simakov, A.M., Bakulev, S.E. and Chistyakov, V.A. (2014), "Topical issues of preparation in taekwondo at the initial stage of educational and training process", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 148-155.
17. Simakov, A.M. and Pavlov, I.D. (2014), "Monitoring of the functional condition of taekwondo-fighters in a year macrocycle of trainings", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 111, No. 5, pp. 165-170.
18. Simakov A.M. and Pavlov, I.D. (2014), "Monitoring of the functional condition of the taekwondo-fighters within a year macrocycle of training (Part Second)" (2014), Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 112, No. 6, pp. 177-182.
19. Simakov A.M. (2014), "Game method as means of the integrated preparation in taekwondo at the initial stage of the educational and training process", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 113, No. 7, pp. 155-159.
20. Bakulev, S.E., Chistyakov, V.A., Pavlenko, A.V., Bakulev, M.S., Kim John Kil (2011), "Social and pedagogical aspects of educational and training process of the Russian taekwondo", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 75, No. 5, pp. 18-22.
21. Taymazov, V.A., Bakulev, S.E., Simakov, A.M., Pavlenko A.V. and Chistyakov V.A. (2014), "Taekwondo of versions of ITF and VTF - a common ground", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 117, No. 11, pp. 148-154.
22. Taymazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2005), "Forecasting of success of competitive activity of athletes taking into account genetic bases of a training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 18, pp. 81-91.
23. Taymazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2006), "Value of functional asymmetry as genetic marker of sports abilities of the boxer", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 22, pp. 72-76.
24. Taymazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2007), "Development of system approach to studying of activity of the person", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 23, No. 1, pp. 68-76.
25. Mokeev, G.I., Bakulev, S.E., Chistyakov, V.A., Bakulev M.S., Ivanov, M.P., Taymazov, V.A. and Harrasov, V.N. (2010), The exercise machine for boxing and other types of single combats, Patent No. 100729 Russian Federation.
26. Taymazov, V.A., Bakulev, S.E., Simakov, A.M., Pavlenko, A.V. and Chistyakov, V.A. (2014), "Taekwondo of versions of ITF and VTF - a common ground", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 116, No. 10, pp. 122-127.
27. Choi, Hong Hee (2000), Taekwondo, (Korean national art of self-defense): Encyclopedia: in 15 Vol., available at: http://tkdtat.ru/enciklopediya.html.
Контактная информация: simakov-tkd@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 08.11.2016
УДК 796.922
ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ К ФИЗИЧЕСКИМ ПЕРЕГРУЗКАМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ СПОРТИВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Евгений Михайлович Слугачев, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-
Петербург)
Аннотация
Повышение спортивного результата в лыжных гонках остаётся в настоящее время актуальным вопросом. Идут постоянные поиски новых подходов повышения эффективности тренировочного процесса, совершенствования методик подготовки. Для достижения высокой работоспособности, в лыжных гонках, по нашему мнению, важную роль играет долговременная адаптация. В этой связи мы провели исследования на спортсменах лыжниках разной квалификации, и выявили, что ведущую роль в механизмах формирования различных типов долговременной адаптации играет мощность тормозно-релаксационной функциональной системы срочной адаптации и защиты (ТРФСЗ) организма от экстремальных воздействий.
Ключевые слова: мощность тормозно-релаксационной функциональной системы срочной адаптации и защиты (ТРФСЗ) организма от экстремальных воздействий, центральная нервная система (ЦНС), релаксация, энерготраты, психоэмоциональная напряжённость, гипертонус скелетных мышц, координация движений.
PROBLEM OF RESISTANCE OF RACING SKIERS TO PHYSICAL LOADS IN EXTREME CONDITIONS OF SPORT ACTIVITY
Eugene Mikhailovich Slugachev, the candidate of pedagogical sciences, professor, Department chairman, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,
St. Petersburg
Annotation
The improvement of sport result in the cross-country skiing remains the relevant issue. There is constant search for the new approaches to increasing the efficiency of the training process, improvement