Научная статья на тему 'Теоретические основы дополнительно физкультурного образования детей дошкольного возраста'

Теоретические основы дополнительно физкультурного образования детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
559
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ОЗДОРОВЛЕНИЕ / ADDITIONAL SPORTS EDUCATION / PRESCHOOL EDUCATION / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / EDUCATIONAL SERVICES / IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бичева Ирина Борисовна, Ситнова Елена Валерьевна

In this work need of development of additional sports education for the preschool educational organization as conditions of improvement of quality of sports and improving work with children of preschool age for the purpose of the solution of the problems connected with deterioration in the state of health of preschool children and formations of the healthy, physically prepared identity of the child is proved. As problems of health of children cause special concern in parents, the Physical Development area causes close attention and interest in additional sports education of children. It causes, on the one hand, the organization of sports education of children of preschool age according to features of individual health of each pupil, and with another need to develop additional services, considering the social order of parents for preservation and promotion of health of pupils. It is accented that sports education is deeper development of achievements of physical culture, than it is accepted in physical training at which the child of preschool age has to master motive activity on the basis of which his mental and physical qualities develop. The conclusion is drawn that development of additional sports and educational services causes development of innovative programs, use of the modern health saving technologies allowing to solve a complex of problems both in obligatory, and in a variable part of the educational program of the preschool educational organization, the pupils directed to formation of the healthy identity of the child according to interests and inquiries of parents.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical bases of in addition sports education of children of preschool age

In this work need of development of additional sports education for the preschool educational organization as conditions of improvement of quality of sports and improving work with children of preschool age for the purpose of the solution of the problems connected with deterioration in the state of health of preschool children and formations of the healthy, physically prepared identity of the child is proved. As problems of health of children cause special concern in parents, the Physical Development area causes close attention and interest in additional sports education of children. It causes, on the one hand, the organization of sports education of children of preschool age according to features of individual health of each pupil, and with another need to develop additional services, considering the social order of parents for preservation and promotion of health of pupils. It is accented that sports education is deeper development of achievements of physical culture, than it is accepted in physical training at which the child of preschool age has to master motive activity on the basis of which his mental and physical qualities develop. The conclusion is drawn that development of additional sports and educational services causes development of innovative programs, use of the modern health saving technologies allowing to solve a complex of problems both in obligatory, and in a variable part of the educational program of the preschool educational organization, the pupils directed to formation of the healthy identity of the child according to interests and inquiries of parents.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы дополнительно физкультурного образования детей дошкольного возраста»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive17/17-05/ Дата публикации: 1.11.2017 № 5 (29). С. 39-44. УДК 378.2

И.Б.Бичева, Е.В.СитновА

Теоретические основы дополнительно физкультурного образования детей дошкольного возраста

В данной работе обоснована необходимость развития дополнительного физкультурного образования в дошкольной образовательной организации как условия повышения качества физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста в решении проблем, связанных с ухудшением состояния здоровья дошкольников и формированием здоровой, физически подготовленной личности ребенка. Поскольку проблемы здоровья детей вызывают особое беспокойство у родителей, область «Физическое развитие» вызывает пристальное внимание и интерес к дополнительному физкультурному образованию детей. Это обуславливает, с одной стороны, организацию физкультурного образования детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями индивидуального здоровья каждого воспитанника, а с другой - необходимость развивать дополнительные услуги, учитывая социальный заказ родителей на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Акцентировано, что физкультурное образование - это более глубокое освоение достижений физической культуры, чем это принято в физическом воспитании, при котором ребенок дошкольного возраста должен освоить двигательную деятельность, на основе которой развиваются его психические и физические качества. Сделан вывод, что развитие дополнительных физкультурно-образовательных услуг обуславливает разработку инновационных программ, применение современных здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить комплекс задач и в обязательной, и в вариативной части образовательной программы дошкольной образовательной организации, направленных на формирование здоровой личности ребенка в соответствии с интересами воспитанников и запросами родителей.

Ключевые слова: дополнительное физкультурное образование, дошкольное образование, дошкольная образовательная организация, образовательные услуги, оздоровление

Perspectives of Science & Education. 2017. 5 (29)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive17/17-05/ Accepted: 1 August 2017 Published: 1 November 2017 No. 5 (29). pp. 39-44.

Theoretical bases of in addition sports education of children of preschool age

In this work need of development of additional sports education for the preschool educational organization as conditions of improvement of quality of sports and improving work with children of preschool age for the purpose of the solution of the problems connected with deterioration in the state of health of preschool children and formations of the healthy, physically prepared identity of the child is proved. As problems of health of children cause special concern in parents, the Physical Development area causes close attention and interest in additional sports education of children. It causes, on the one hand, the organization of sports education of children of preschool age according to features of individual health of each pupil, and with another - need to develop additional services, considering the social order of parents for preservation and promotion of health of pupils. It is accented that sports education is deeper development of achievements of physical culture, than it is accepted in physical training at which the child of preschool age has to master motive activity on the basis of which his mental and physical qualities develop. The conclusion is drawn that development of additional sports and educational services causes development of innovative programs, use of the modern health saving technologies allowing to solve a complex of problems both in obligatory, and in a variable part of the educational program of the preschool educational organization, the pupils directed to formation of the healthy identity of the child according to interests and inquiries of parents.

Keywords: additional sports education, preschool education, preschool educational organization, educational services, improvement

I.B.BlCHEVA, E.V.Sitnova

ошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Именно в этот период происходит интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Однако на фоне экологического и социального неблагополучия отмечается тенденция к ухудшению здоровья и физического развития детей. Исследования Н.А. Воробьевой, Л.А. Драговоз, Е.В. Демидовой, Т.А. Ерахтиной, О.В. Казак и других ученых показывают, что достаточно высокий процент дошкольников к концу дошкольного периода имеют различные проблемы, связанные с физическим развитием, двигательной подготовленностью, уровнем состояния здоровья и владением навыками здорового образа жизни, отставая от нормативных показателей. Поэтому изучение проблем детского здоровья приобретает особую актуальность в современных условиях жизнедеятельности ребенка, а физкультурно-оздоровительная работа в дошкольной образовательной организации становится приоритетным направлением физического воспитания и физического образования детей дошкольного возраста. (В.Г. Алямовская, Е.А. Бабенков, Ю.Ф. Змановский, Л.М. Куликов, З.И. Тюмасева, др.).

В настоящее время утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, определяющий основные требования к содержанию Программы дошкольной образовательной организации в развитии личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности: социально-коммуникативной; познавательной; речевой; художественно-эстетической; физической.

В рамках нашего исследования необходимо рассмотреть такое направление образовательной работы с детьми как «Физическое развитие», цели и задачи которого связаны с актуальностью решения проблем по охране и укреплению физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия в взаимодействии всех субъектов дошкольной образовательной организации

Рассматриваемая проблематика предполагает научно-теоретический анализ понятия «физкультурное образование» как актуального направления физического воспитания дошкольников.

Термин «физкультурное образование» появился к концу ХХ - началу XXI вв. Первоначально применялся термин «физическое образование», которое ввел П.Ф. Лесгафт в конце XIX века как новое направление физического воспитания, призванное усилить понимание развития личности в единой системе общего, физического и умственного образования. Ученым подчеркивалось, что физическое образование подразуме-

вает не только «сознательное усвоение определенных знаний, двигательных умений и навыков, но и формирование у человека мировоззрения, мышления, воли, нравственных, эстетических и других чувств, характера, форм тела, мышечной силы, а также оздоровление организма и обеспечение на этой основе соответствующего развития личности». «Задача общего физического образования, - указывал П.Ф. Лесгафт, - может состоять только в том, чтобы научить молодого человека сознательно действовать и проверять умственную свою деятельность» [5, с. 42; 6, 7].

Идеи П.Ф. Лесгафта о том, что методы анализа, синтеза и сравнения, необходимые при умственном образовании, могут быть успешно применены и в физическом воспитании, дают основания признать их началом основополагающих представлений современной методологии современного физкультурного образования.

В исследованиях В.В. Приходько (1991) физкультурное образование рассматривается с точки зрения более высокого уровня освоения физической культуры. И.И. Сулеймановым И.М. физкультурное образование раскрывается как педагогическая составляющая теории физической культуры и определяются его базовые компоненты: «физкультурное воспитание; физкультурное обучение; теория физкультурного образования; цель физкультурного образования; принцип физкультурного образования; содержание физкультурного образования, средства физкультурного образования; метод физкультурного образования; форма организации физкультурного образования; технология физкультурного образования; методика физкультурного образования; результат физкультурного образования и др.» [5, с. 42].

Подобной точки зрения придерживаются также Б.М. Горицкий, А.В. Козин, Е.Ф. Минин, И.И. Тычин И.И., отмечая, что физкультурное образование - это более глубокое освоение достижений физической культуры, чем это принято в физическом воспитании.

Таким образом, физкультурное образование - это освоение достижений физической культуры, призванное сформировывать у детей устойчивость мотивов здорового образа жизни и потребность бережного отношения к своему здоровью, своим физическим и психическим качествам, способности творчески использовать разнообразные средства физической культуры.

Содержание физкультурного образования направлено на формирование у воспитанников представлений о том, что теоретические знания, двигательные умения и методические навыки, приобретенные в процессе физкультурного образования, не только реализуют потребность в самосовершенствовании биологического способа жизнедеятельности организма через физическое развитие, но и способствуют удовлетворению социально значимых потребностей

личности в общении, познании и самоутверждения, формируя нравственные и эстетические черты личности воспитанников.

Поэтому физкультурное образование предполагает занятия в области физической подготовленности и теоретической подготовки.

Вышеизложенное позволяет сделать важный вывод: ребенок дошкольного возраста должен освоить двигательную деятельность, на основе которой развиваются его психофизические качества, и воспитывается физическая культура: приобрести необходимые знания об основах физической культуры, понимание значения физических упражнений, осознанного отношения к своему здоровью, физическому развитию на основе сформированных знаний и умений. Во многом этому способствуют средства, методы и формы физической культуры, обеспечивающие оптимальный для каждого ребенка уровень физической подготовленности, физического, интеллектуального и духовного развития; а также формирующие популярность занятий физической культурой и спортом.

Научно-педагогические публикации в сфере дошкольной педагогики свидетельствуют о том, что физкультурное образование детей дошкольного возраста выделяется в особую область исследований, поскольку является специализированным и целевым обучающим и воспитывающим процессом в использовании физических упражнений, развивающим двигательные умения и навыки, физические качества ребенка, элементарные здоровьесберегающие компетенции и навыки здорового образа жизни (В.Г. Макаренко, И.Н. Моргун, др.)

В данном контексте физкультурное образование дошкольников решает комплекс задач, направленных, прежде всего, на формирование:

- ценностно-ориентированных мотивов к занятиям физической культуры и осознанной потребности к активной двигательной деятельности как основы здорового образа жизни;

- системы личностных характеристик и физических способностей, которые отражают уровень сформированности основополагающих свойств и качеств личностной культуры и обеспечивающих необходимые двигательные умения и навыки безопасной жизнедеятельности;

- системных знаний и представлений в области физической культуры и культуры здоровья, обеспечивающих позитивное отношение детей к занятиям физическими упражнениями;

- устойчивости детского организма к различным неблагоприятным факторам окружающей среды с целью повышения функциональных и адаптационных возможностей организма.

Анализ проблемы физкультурного образования дошкольников убеждает в том, что в современных условиях физкультурное образование детей дошкольного возраста необходимо рассматривать как необходимое условие развития

личности ребенка с позиции культуры здоровья и формирования основ здоровьесбережения, здоровьесохранения, др.

Основные положения физкультурного образования, сформулированные учеными (Н.А. Карпушко, И.В. Лубышева, В.В. Приходько, др.), позволяют определить ведущие принципы современного физкультурного образования для детей дошкольного возраста:

- принцип системности и последовательности: рассмотрение процесса физкультурного образования дошкольников как целостной системы, включающей не только содержательно -организационный компонент, но также условия, ресурсы и системную оценку его качества;

- принцип природосообразности: построение физкультурно-образовательного процесса с опорой на естественно-научные основы становления и развития личности ребенка;

- принцип эргономичности: создание физ-культурно-образовательной и безопасной предметной среды, обеспечивающей оптимальные условия осуществления физкультурного образования с целью повышения его качества;

- принцип учета сенситивных периодов развития ребенка на разных этапах дошкольного возраста: обеспечивает наиболее благоприятные условия для осуществления физкультурного образования ребенка, поскольку процесс физического развития детей происходит неравномерно и индивидуально; обуславливает ведущую роль игровой деятельности в обеспечении полноценного физического развития детей дошкольного возраста;

- принцип взаимодействия ребенка и взрослого: организация совместного познания достижений физической культуры и приобретения двигательного опыта, др.

Значимость физкультурного образования в повышении качества подготовки здорового ребенка вызывает особую заинтересованность не только педагогов, но и родителей воспитанников. Это побуждает дошкольные образовательные организации развивать более эффективные механизмы (организационные, образовательные, финансово-экономические, др.), обеспечивающие потребности современных родителей в получении эффективных образовательных услуг, в том числе, дополнительных, связанных с воспитанием и образованием здоровой личности ребенка. Данный аспект полностью соответствует требованиям ФГОС ДО, поскольку регулирует отношения в сфере образования между их участниками (родитель, ребенок, педагог). Семья - соучастник образовательного процесса, поэтому образовательная работа по «Физическому развитию» строится с учетом потребностей детей и заказов родителей, удовлетворяя постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности ребенка.

Дополнительные образовательные услуги и дополнительные образовательные программы реализуются на договорной основе между дошкольной образовательной организацией и родителями (их законными представителями) и осуществляются по их желанию.

Дополнительные услуги, оказываемые дошкольной образовательной организацией отражают требования ФГОС ДО в части формирования вариативной составляющей основной образовательной программы, образуя единое, развивающееся и социально востребованное образовательное пространство [2, 11].

В данном контексте дополнительное образование направлено на создание особых условий развития ребенка посредством внедрения новых гибких (вариативных) форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса и удовлетворения социального запроса общества и семьи.

В исследованиях Л.Н. Буйловой дополнительное образование раскрывается как «процесс добровольно избранного человеком освоения вида деятельности или области знаний, выходящих за рамки стандарта обязательного (общего, начального профессионального, профессионального) образования, направленный на удовлетворение его интересов, склонностей и способностей, содействующий саморазвитию, самообразованию, самореализации и самоопределению человека» [4].

Следовательно, особенностью дополнительного образования, в том числе в рамках предоставления дополнительных образовательных услуг, является особый способ взаимодействия ребенка и педагога, основанный не на оценке результатов, а на возможности обеспечить ребенку успешную индивидуальную траекторию развития, приобретая новый опыт.

Рассмотренные положения позволяют сделать важные выводы, связанные с организацией дополнительных образовательных услуг.

Во-первых, они в полной мере соответствует личностно-ориентированной модели дошкольного образования.

Во-вторых, открывают более широкие возможности для педагогов в выборе вариативных программ, инновационных методов и форм работы, поскольку именно инновационность, как подчеркивается в исследованиях, является сущностной характеристикой дополнительного образования [8, 10].

Важно подчеркнуть, что реализация дополнительных образовательных услуг связана с актуальными задачами дошкольного образования по осуществлению государственных гарантий воспитания и образования детей дошкольного возраста, что инициирует такие процессы, как:

- необходимость обновления нормативно-правового, управленческого, экономического, организационного, содержательного сопровождения субъектов взаимодействия в сфере ока-

зания дополнительных образовательных услуг, обуславливающие развитие правовой компетентности педагогов [3];

- разработку информационно-рекламной и программно-методической системы дошкольной образовательной организации, основанной на принципах актуальности, открытости, полноты, доступности, достоверности образовательной услуги;

- подготовку педагогических кадров, непрерывное повышение их профессиональной квалификации и компетентности в вопросах анализа, изучения степени востребованности образовательных услуг, их мониторинга и качества, др.;

- развитие и совершенствование методов, повышающих мотивацию педагогов на достижение высоких результатов в области оказания дополнительных образовательных услуг (материальных, моральных).

Социальный заказ определяет целый комплекс задач, которые могут быть реализованы через Программу дополнительных образовательных услуг. Основанием для разработки дополнительной программы является запрос со стороны родителей воспитанников ДОУ на предоставление дополнительных образовательных услуг, на углубление работы по оздоровлению детей, на развитие индивидуальных особенностей и склонностей детей, на полноценное проживание ребенком периода дошкольного детства и как результат - успешную подготовку детей к началу обучения в школе.

Достижение современного качества дополнительного образования детей дошкольного возраста предопределяет создание условий, необходимых для максимально комфортного развития личности ребенка и непрерывного обновления его содержания:

- комплексный подход к разработке программ дополнительного образования, учитывающий многообразие его направлений и видов деятельности в личностном развитии ребенка и обеспечивающий единство образовательной среды дошкольной образовательной организации;

- обязательность экспертной оценки программ дополнительного образования, реализуемых дошкольной образовательной организацией на соответствие современным требованиям дошкольного образования и нормативно-правовым нормативам; др.

Физкультурно-оздоровительная деятельность дошкольной образовательной организации, ориентированная на эффективное физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, усиление образовательного потенциала физической культуры через использование альтернативных методов и приёмов, дополняющих и обогащающих традиционные формы детской деятельности, инициируют развитие дополнительного физкультурного образования и форм его организации.

Следовательно, физкультурное дополнительное образование можно рассматривать как важный заказ родителей на предоставление дополнительных услуг в области физического развития и формирования физической культуры детей с целью повышения качества физкультурно-оздоровительной работы, сохранения и укрепления здоровья воспитанников [1].

Предоставление дополнительной образовательной услуги по физкультурному образованию

детей дошкольного возраста позволит повысить эффективность и качество физкультурно-об-разовательной деятельности и достигнуть стабильных результатов в состоянии здоровья воспитанников, если этот процесс осуществляется в системе воспитательно-образовательной и физкультурно-оздоровительной работы дошкольной образовательной организации, в том числе в области предоставления дополнительных услуг в форме кружковой работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бичева И.Б., Терехина А.Е., Удовика А.В. Эмоциональное благополучие дошкольника как условие развития ценностного отношения к своему здоровью // Детский сад от А до Я. 2017. № 1 (85). С. 6-10.

2. Бичева И.Б., Филатова О.М. «Безопасность образовательной среды» как категория современного профессионально-педагогического знания // Вестник Мининского университета. 2017. № 1 (18). С. 8.

3. Бичева И.Б., Ханова Т.Г.. Потанина П.Ю., Гладкова Н.Е. Особенности формирования правовой компетентности будущего педагога дошкольного образования // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 5. С 32-35.

4. Буйлова Л.Н. Дополнительное образование в современной школе. М., 2009

5. Горелов А.А., Горелов С.А., Сокорев В.В. Проблемы и перспективы современного физкультурного образования // Ученые записки университета Лесгафта. 2008. № 5(39). С. 40-44

6. Копейкина Т.Е. Реализация идеи совершенствования личности в системе физического образования П.Ф. Лесгафта // Ученые записки университета Лесгафта. 2013. №10 (104). С.95-98.

7. Лесгафт П.Ф. Главные труды: с комментариями профессоров В.А. Тайма-зова, Ю.Ф. Курамшина и А.Т. Марья-новича / П. Ф. Лесгафт. - СПб.: Печатный двор, 2006. 719 с.: ил.

8. Литвак Р.А., Казымов В.Б. Инноватика в управлении системой дополнительного образования детей // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. С. 318-318.

9. Макаренко В.Г. Педагогическое управление физкультурным образованием детей дошкольного возраста. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора педагогических наук Челябинск. 2012.

10. Николаева М.Ю., Романова О.А., Ханова Т.Г. Современные технологии воспитания навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста. В сборнике: Перспективы развития науки в области педагогики и психологии. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2015. С. 19-21.

11. Ханова Т.Г. Проектирование образовательной программы дошкольного образования // Детский сад от А до Я. 2015. № 5 (77). С. 82-90.

REFERENCES

1. Bicheva I.B., Terehina A.E., Udovika A.V. Jemocional'noe blagopoluchie doshkol'nika kak uslovie razvitija cennostnogo otnoshenija k svoemu zdorov'ju // Detskij sad ot A do Ja. 2017. № 1 (85). S. 6-10.

2. Bicheva I.B., Filatova O.M. «Bezopasnost' obrazovatel'noj sredy» kak kategorija sovremennogo professional'no-pedagogicheskogo znanija // Vestnik Mininskogo universiteta. 2017. № 1 (18). S. 8.

3. Bicheva I.B., Hanova T.G.. Potanina P.Ju., Gladkova N.E. Osobennosti formirovanija pravovoj kompetentnosti budushhego pedagoga doshkol'nogo obrazovanija // Mezhdunarodnyj zhurnal jeksperimental'nogo obrazovanija. 2017. № 5. S 32-35.

4. Bujlova L.N. Dopolnitel'noe obrazovanie v sovremennoj shkole. M., 2009

5. Gorelov A.A., Gorelov S.A., Sokorev V.V. Problemy i perspektivy sovremennogo fizkul'turnogo obrazovanija // Uchenye zapiski universiteta Lesgafta. 2008. № 5(39). S. 40-44

6. Kopejkina T.E. Realizacija idei sovershenstvovanija lichnosti v sisteme fizicheskogo obrazovanija P.F. Lesgafta // Uchenye zapiski universiteta Lesgafta. 2013. №10 (104). S.95-98.

7. Lesgaft P.F. Glavnye trudy: s kommentarijami professorov V.A. Tajma-zova, Ju.F. Kuramshina i A.T. Mar'janovicha / P. F. Lesgaft. - SPb.: Pechatnyj dvor, 2006. 719 s.: il.

8. Litvak R.A., Kazymov V.B. Innovatika v upravlenii sistemoj dopolnitel'nogo obrazovanija detej // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2012. № 6. S. 318-318.

9. Makarenko V.G. Pedagogicheskoe upravlenie fizkul'turnym obrazovaniem detej doshkol'nogo vozrasta. Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchjonoj stepeni doktora pedagogicheskih nauk Cheljabinsk. 2012.

10. Nikolaeva M.Ju., Romanova O.A., Hanova T.G. Sovremennye tehnologii vospitanija navykov bezopasnogo povedenija u detej doshkol'nogo vozrasta. V sbornike: Perspektivy razvitija nauki v oblasti pedagogiki i psihologii. Sbornik nauchnyh trudov po itogam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015. S. 19-21.

11. Hanova T.G. Proektirovanie obrazovatel'noj programmy doshkol'nogo obrazovanija // Detskij sad ot A do Ja. 2015. № 5 (77). S. 82-90.

Информация об авторах Бичева Ирина Борисовна

(Россия, Нижний Новгород) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и

начального образования Нижегородский государственный педагогический университет им.К.Минина E-mail: irinabicheva@bk.ru

Information about the authors

Bicheva Irina Borisovna

(Russia, Nizhny Novgorod) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, associate professor of the Department of Psychology and Pedagogy of preschool and primary education. Nizhniy Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: irinabicheva@bk.ru

Ситнова Елена Валерьевна

(Россия, Нижний Новгород) Магистрант. Нижегородский государственный педагогический университет им.К.Минина E-mail: el.sitnova@yandex.ru

Sitnova Elena Valer'evna

(Russia, Nizhny Novgorod) Magistrant. Nizhniy Novgorod State Pedagogical University (Minin University). E-mail: el.sitnova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.