Model of development of foreign language self-educational competence of students of non-linguistic universities
The distinctive feature of the modern system of education, including foreign language sphere, is the need to improve the quality of vocational training of future specialists implemented by means of continuous self-education. Nowadaysthere is a need for active and competent professionals ready for permanent self-development and self-education. One of the promising directions of improving the quality of language education in higher school is the formation of foreign language self-educational competence of students.
Key words: independent work, foreign language self-educational competence, educational monitoring, information technology.
(Статья поступила в редакцию 18.11.2017)
м.В. корепанова
(Волгоград)
организация сетевого взаимодействия дошкольных образовательных организаций и организаций дополнительного образования
Рассматриваются подходы к решению вопроса об организации форм сетевого взаимодействия учреждений дошкольного и дополнительного образования. Выделяются этапы по развитию дошкольной образовательной организации за счет использования потенциала дополнительного образования. Обосновывается значение сетевого партнерства для обеспечения единства подходов в образовательной практике развития индивидуальных особенностей ребенка, обновления содержания и методов дошкольного и дополнительного образования.
Ключевые слова: дошкольное образование, дополнительное образование, сетевое взаимодействие, интеграция.
Современные тенденции социально-экономического развития государства ставят перед системой образования новые задачи, которые заключаются в поиске оптимальных путей
кие науки -
разумного использования потенциала образовательных организаций и повышения их эффективности в обеспечении населения доступным качественным образованием. Важным ресурсом рассматривается сетевое взаимодействие организаций, которое позволяет не только рационально использовать материально-технические возможности участвующих сторон, но и в значительной степени обеспечивать рост профессионального мастерства педагогов, модернизировать содержание реализуемого в рамках основной программы дополнительного образования детей.
сетевое взаимодействие дошкольных образовательных организаций (ДОО) и организаций дополнительного образования является одной из форм партнерства в реализации образовательных программ. Здесь обеспечивается возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность [4]. Так, в п. 3 главы 5 Концепции развития дополнительного образования детей подчеркивается участие в процессе сетевого взаимодействия организаций различного типа, в том числе и организаций дополнительного образования [3].
Государственная политика в области образования не только закрепляет на законодательном уровне форму сетевого взаимодействия (партнерства), но и делает ее организацию доступной и возможной на любом уровне образования при соблюдении условий функционирования сети. к числу таких обязательных условий относятся:
- договор между участниками сетевого взаимодействия;
- совместная разработка образовательных программ, реализуемых внутри сетевого взаимодействия;
- наличие двух и более организаций-участников, в рамках взаимодействия которых происходит объединение ресурсов, необходимых для реализации образовательной программы.
Формированию связей между образовательными и иными организациями, объединению их в единый образовательный «организм» способствует возможность работать в рамках сетевого взаимодействия на любом уровне образования. Это позволяет улучшить качество образования за счет создания ресурсного ком-
О Корепанова М.В., 2018
плекса, сделать интересным для обучающихся получение познавательной информации в расширенном объеме и новой, нетрадиционной форме.
кроме того, создание системы сетевого взаимодействия позволяет расширить возможности обучения, сделать его как доступным, так и «воспринимаемым» при любых возрастных, психологических и физиологических особенностях субъектов образовательного процесса. Это особенно важно, учитывая современные тенденции развития инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дополнительное образование на современном этапе является механизмом поддержки индивидуализации и самореализации человека, удовлетворения изменяющихся потребностей детей и семей. в частности, дополнительное образование позволяет гибко и эффективно реагировать на современные вызовы к способностям и возможностям человека. оно существенно расширяет спектр предоставляемых возможностей и обеспечиваемых результатов.
одной из важнейших задач дошкольного образования является развитие культуры личности ребенка, социализация его в обществе. в качестве приоритетных условий выступает объединение ресурсных возможностей Доо и организаций дополнительного образования.
в исследованиях Л.в. кокуевой, М.Н. те-рещук подчеркивается значимость интеграционных процессов в системе дошкольного и дополнительного образования как необходимого и обязательного условия достижения эффективности в решении вопросов образования ребенка [2]. современная образовательная ситуация создает новый контекст требований, в рамках которого существует объективная необходимость объединения усилий различных социальных институтов по выработке новых форм организации педагогического сотрудничества, способного продуктивно использовать собственный потенциал для удовлетворения и развития потребностей и интересов ребенка и их родителей.
в процессе взаимодействия данных организаций происходит усиление образовательных возможностей детского сада, его воспитательного и развивающего потенциала, что содействует формированию и обогащению единого образовательного пространства, обеспечивающего комплексное решение образовательных и развивающих задач. значитель-
но возрастает статус детского сада как структуры, усиливающей свои позиции на рынке образовательных услуг, расширение которых привлекает родителей своей доступностью и вариативностью.
сетевое взаимодействие как горизонтальное взаимодействие образовательных учреждений по распространению функционала и ресурсов позволяет каждому участнику приобрести импульс для развития. развитие Доо за счет использования потенциала дополнительного образования состоит из ряда этапов.
Изначально необходимо понять, каким образом дополнительное образование может стать элементом системы дошкольной образовательной организации, какие преимущества получит организация от данной интеграции. На этом этапе, как правило, выбор направлений дополнительного образования происходит, в первую очередь, на основе возможностей детского сада. управление дополнительным образованием осуществляется на уровне организации кружков, студий, создания материально-технической базы. однако параллельно изучаются потребности родителей (и не только тех, чьи дети посещают детский сад, но тех, которые проживают в ближайшем окружении). Это необходимо с точки зрения востребованности создаваемых услуг на базе Доо. требуется предварительная работа по изучению запросов родителей, их ожиданий, возможностей.
создание кружков и секций не должно быть самоцелью для получения детским садом дополнительных рейтинговых показателей в отчетах. цель определяется желанием и готовностью педагогического коллектива в оказании содействия детям в разностороннем развитии их способностей и интересов, предоставлении условий для решения этих задач. Принятие и решение поставленных задач свидетельствуют о поступательном продвижении педагогического коллектива на новый, более высокий, в сравнении с другими дошкольными учреждениями, уровень развития образования.
однако ограничиваться лишь созданием кружков в детском саду недостаточно. Необходимо четкое понимание, какие виды деятельности будут предложены детям, каким образом это поможет удовлетворению их индивидуальных образовательных запросов. сопровождающая эти процессы аналитическая деятельность будет способствовать переходу Доо
на следующий этап - развитие интеграционных процессов внутри учреждения.
основным направлением деятельности на данном этапе является разработка индивидуальных программ сопровождения для каждого ребенка в развитии способностей. Для этого необходима совместная работа педагогов детского сада и специалистов дополнительного образования.
в нашей практике успешно зарекомендовали себя такие формы объединений педагогов, как творческие лаборатории, совет специалистов, которые являются первичным элементом сетевого объединения. сетевое событие (семинар, обмен информацией и т.д.) выступает прецедентом профессионального взаимодействия, результатом которого может стать новый проект дополнительной образовательной траектории для конкретного ребенка или группы детей. объединяющая цель основана на заинтересованности членов сети в использовании совместных статусных, материальных, маркетинговых и информационных ресурсов сети. опыт участников сети оказывается востребованным в качестве не только примера для подражания, но и индикатора, который позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы [1].
Анализ результативности интеграционных процессов в Доо способствует расширению образовательного пространства с выходом в микросоциум. Этот этап характеризуется развитием внешней интеграции и основывается на расширении связей педагогов образовательных учреждений с социальными институтами воспитания; созданием новых форм совместной деятельности детей, педагогов (дошкольного и дополнительного образования), родителей, за счет которых осуществляется приобщение ребенка к отечественным культурным традициям; формированием договорного пространства в дошкольном образовательном учреждении, обеспечением системы договорных отношений с разнообразными учреждениями, реализующими дополнительные образовательные программы. круг участников взаимодействия увеличивается, а следовательно, результаты работы становятся более продуктивными и качественными, за счет сетевого взаимодействия у каждого участника есть уникальная возможность развития и совершенствования своих профессиональных ключевых компетенций.
кие науки -
Для регулирования договорных отношений Доо с учреждениями дополнительного образования предполагается особая форма организации коммуникации, при которой взаимодействующие стороны договариваются об общих целях, задачах развития ребенка, но каждый имеет право на свои подходы и технологии. заключение договоров Доо с организациями дополнительного образования способствует выходу на партнерские отношения, взаимную ответственность за развитие личности и способностей ребенка, развитие новых форм взаимодействия педагогов, детей, родителей.
объединение ресурсных возможностей дошкольного и дополнительного образования создает ситуацию открытости, прозрачности деятельности Доо; способствует повышению профессионализма педагогов, а также активизирует вовлечение родителей в образовательный процесс, обеспечивает единство подходов в образовательной практике развития ребенка, способствует обновлению содержания, средств и методов дошкольного и дополнительного образования в Доо и повышению его статуса в социуме. создается ситуация развития «от открытого образования к открытому обществу».
организации дошкольного и дополнительного образования детей являются уникальными по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности. каждая организация помогает родителям и педагогам определить творческий потенциал ребенка, внести свой вклад в развитие его личности.
Позитивным показателем такого взаимодействия является возможность реализации услуг дополнительного образования непосредственно в пространстве дошкольной образовательной организации. Это позволяет педагогам решать задачи дифференцированного и индивидуального подхода, учитывать уровень развития индивидуальных способностей детей. Педагоги дополнительного образования и воспитатели вместе на территории дошкольной организации проводят занятия, организуют досуговую деятельность и работу с родителями.
Для того чтобы система дополнительного образования эффективно развивалась, была востребована родителями, необходим постоянный мониторинг ее качества и удовлетворенности со стороны детей и родителей. контроль качества и доступности позволяет расширять спектр образовательных услуг, усили-
вая позиции дошкольной организации на рынке основных и дополнительных образовательных услуг.
Партнерство организаций дошкольного и дополнительного образования с наибольшим успехом может стать тем самым центром, который необходим в реализации программ работы с детьми разного уровня развития, обеспечивать потребности и запросы семей на услуги по развитию дошкольников.
Список литературы
1. Глубокова Е.Н., Кондракова И.Э. Сетевое взаимодействие в сфере образования как развивающийся процесс в теории и практике [Электронный ресурс] // Педагогика в современном мире: интернет-форум. URL: http://kafedra-forum.narod.ru/ index/0-39 (дата обращения: 28.03.2014).
2. Кокуева Л.В., Терещук М.Н. Развитие дошкольного образовательного учреждения за счет использования потенциала дополнительного образования // Педагогика. 2008. № 3(56). С. 80-83.
3. Концепции развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс] // Кон-сультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/law/ hotdocs/36940.html/ (дата обращения: 19.10.2017).
4. Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/do-cument/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 20.10.2017).
Organization of network interaction of preschool educational institutions and additional education institutions
The article deals with the approaches to the issue of organization of network interaction formsof preschooland additional educational institutions. The stages in development of preschool educational organizationare describedbased on the potential of additional education. The article proves the value of network partnership to ensure the unity of approaches in the educational practice in the development of a child's individual characteristics, updating the content and methods of preschool and secondary education.
Key words: preschool education, additional education, network interaction, integration.
(Статья поступила в редакцию 30.11.2017)
и.и. габеркорн
(Армянск)
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ГРУППОВОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
* * *
1. Glubokova E.N., Kondrakova I.Je. Setevoe vzaimodejstvie v sfere obrazovanija kak razviva-jushhijsja process v teorii i praktike [Jelektronnyj resurs] // Pedagogika v sovremennom mire: internetforum. URL: http://kafedra-forum.narod.ru/index/0-39 (data obrashhenija: 28.03.2014).
2. Kokueva L.V., Tereshhuk M.N. Razvitie do-shkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija za schet ispol'zovanija potenciala dopolnitel'nogo obrazova-nija // Pedagogika. 2008. № 3(56). S. 80-83.
3. Koncepcii razvitija dopolnitel'nogo obrazova-nija detej [Jelektronnyj resurs] // Konsul'tant Pljus. URL: http://www. consultant.ru/law/hotdocs/36940.html/ (data obrashhenija: 19.10.2017).
4. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii Rossijskoj Federacii» [Jelektronnyj resurs] // Konsul'tant Pljus. URL: http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (data obrashhenija: 20.10.2017).
Освещается актуальная проблема формирования коммуникативных умений учащихся в процессе обучения. Раскрывается эффективность организации групповой учебной деятельности как средства формирования коммуникативных умений младших школьников. Особое внимание направлено на раскрытие алгоритма групповой работы на разных этапах урока в начальной школе.
Ключевые слова: коммуникативные умения, групповая учебная деятельность, учебное сотрудничество, малая группа, младшие школьники.
В основе ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход, который предполагает «разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих <...> обога-
О Габеркорн И.И., 2018