УДК 378.013 УДК 373.2 (470)
О. Г. Жукова, И. Н. Хмелева
Системно-деятельностный подход в управлении дошкольной организацией в контексте стратегически значимых тенденций развития отечественного образования
В данной статье рассматривается управление дошкольной образовательной организацией на основе системно-деятельностного подхода в контексте стратегически важных тенденций развития отечественного образования, проводится обзорный анализ стратегических документов Российского образования, что позволит нам выделить отдельные важные составляющие структуры современной образовательной политики.
This article discusses the management of preschool educational organization on the basis of system-activity approach in the context of strategically important trends in the development of domestic education, a review of the strategic documents of Russian education, which will allow us to identify some important components of the structure of modern educational policy.
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, стратегически важные тенденции, дошкольная образовательная организация, управление, интеграция, инновация, образовательный процесс, ФГОС, вариативность, коммуникация, преемственность.
Key words: system-activity approach, strategically important trends, preschool educational organization, management, integration, innovation, educational process, GEF, variability, communication, continuity.
Сегодня в Российской Федерации происходят глубокие изменения во всех сферах общества - трансформируется общественное сознание, пересматривается система ценностей. В этих условиях проблемы образования и степень их влияния на образовательный процесс определяют настоящее и будущее нашего общества. Главная тенденция политики образования России - идея развития в основу, которой, легли цели создания необходимых условий для многомерного развития личности в образовании, развитие и саморазвитие самой системы образования как действенного фактора развития общества, выражающегося в непрерывности и вариативности образования, обеспечивающего преемственность различных ступеней образования. В настоящее время, когда в стране улучшается демографическая ситуация, о проблемах дошкольного образования заговорили на самых высоких уровнях.
Тенденции российского образования противоречивы. С одной стороны - реформирование и развитие, с другой - отставание по таким
© Жукова О. Г., Хмелева И. Н., 2019
важнейшим направлениям, как: материально-техническое - реальное недофинансирование составляет до 50-60%, финансово-экономическое и кадровое обеспечение (до 60% выпускников профобразования остаются невостребованными на рынках труда). Образование - фактор развития общества, его экономического роста и благосостояния, фактор конкурентоспособности страны и ее национальной безопасности.
Как управлять дошкольной организацией в современном открытом демократическом обществе? Прежде всего, воздействовать на коллектив людей с целью их организации для достижения результата.
Управление дошкольной образовательной организацией тесно связано с деловой активностью сотрудников детского сада, объединившихся для достижения определенной цели, и путем мобилизации усилий для реализации намеченной цели. Такие воздействия планируются, проектируются и мотивируются управленцем. Управленческая рефлексия и ее эффективность зависят от путей решения поставленных и встающих перед ней задач. Сегодня явно прослеживается тщетный результат работы руководителей образовательных организаций от их деятельности, не приносящей ни результата и ни вреда, если они идут вразрез и противостоят тенденциям саморазвития и требованиям образовательных социальных систем.
«Недетские» проблемы детских образовательных организаций волнуют органы законодательной и исполнительной власти, научную и родительскую общественность.
Позитивный поворот к дошкольному детству связан с осознанием значительности заложенных в нем ресурсов. Само дошкольное образование можно считать фундаментом модернизации всей образовательной системы Российской Федерации. В России, по признанию мирового педагогического сообщества, в XX в. сложилась уникальная система дошкольного образования, однако она как никогда нуждается в поддержке со стороны государства и требует самого пристального внимания. Си-стемно-деятельностный подход в управлении дошкольной образовательной организацией в контексте значимых инновационных тенденций отечественного образования позволит сохранить и укрепить единство образовательного пространства в отечественном образовании. При этом, учитывая национально-региональные экономические интересы ее малых народов и регионов, сохраняя национальную идентичность, подразумевая исследование или построение объекта как целостную образовательную организацию, которая обеспечивается связями между ее элементами, свойствами этих элементов, которые необходимы для ее функционирования, организованности, слаженности, взаимосогласованности всех происходящих в ней процессов.
В современной науке мы встречаемся с неоднозначностью соотношений системно-деятельностного и компетентностного подходов в управлении. Управленческий результат становится результативным,
если в нем слиты воедино административное и общественное управление, создана реальная предпосылка для возникновения и развития самоуправления. Анализ подходов к определению функций управления в отечественной и зарубежной науке позволяет нам выделить с учетом современных условий следующие основания результативного функционирования управленческими процессами организации:
- системное - как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих в ней элементов, ориентируемых на достижение конкретных целей, в условиях изменяющейся среды;
- процессное - как непрерывная система взаимосвязанных управленческих функций;
- информационное - как обеспечивающее руководителей и коллектив информацией;
- коммуникационное - как система связей и взаимодействия для обмена информацией;
- координационное - как система взаимодействия элементов различных уровней соподчиненности в соответствии с их полномочиями;
- мотивационное - как стимуляция к деятельности для достижения личных целей и в сообразности с целями организации.
Обзорный анализ стратегически важных документов российского образования позволит нам выделить отдельные важные составляющие структуры современной образовательной политики.
Обратимся к вопросу о развитии системного подхода в управлении российского образования. Популяризация системного подхода, как новой формы подхода к исследованию роли системно-деятельностного подхода в управленческой деятельности, особенно актуальна сегодня. Вооружить руководителя образовательной организации методами системно-деятельностного подхода дает возможность работать в ускоренном темпе, с более рациональным результативным исходом. Это позволит сдвинуть проблему системного подхода в управлении в сторону позитивных конструктивных методов исследования, обеспечить деятельностный подход - разрешить проблему диссонанса между административно-управленческим персоналом и участниками образовательных отношений, выстроить модель образовательной организации, отвечающей современным требованиям при реализации ФГОС ДО. Однако излишняя теоретическая загруженность замедляет работу в этом направлении конкретных общественных систем. Образовательная организация нуждается и интересуется исследованиями, обогащенными приемами и подходами к конкретному научному исследованию, в том случае, когда «те концепции, гипотезы и теории, которые показали совершенно очевидный конструктивный эффект в конкретном научном исследовании» [1, с. 1].
В целом, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года дошкольное образование характеризуется новыми подходами в законодательстве. Оно регулирует не только управленческие финансово-экономические отношения в сфере образования, но и содержание образования - устанавливает требования к стандартам образования, более подробно регламентирует права и ответственность участников образовательного процесса. Дошкольное образование - это уровень общего образования, осуществляющего образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, но не являющегося обязательным.
Приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 года №1014 «Обутверждении организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» [2, с. 4] образовательные программы направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств воспитанников. Формирование у дошкольников предпосылок к учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья - главные приоритетные задачи программ и финансируются они по аналогии со школьным образованием - органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» одним из немногих исключений можно считать регулирование вопроса родительской платы. Нет гарантии ограничения размера родительской платы. Так что теоретически (если учредитель примет такое решение) можно привести к ее повышению. Интеграция системы дошкольного образования в другие образовательные системы определена в п. 5, ч. 1, ст. 3 [12, с. 13]. Это дает возможность дошкольным организациям расширить социальные связи, в том числе с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе, и обогатить свою учебно-методическую деятельность. В соответствии со ст. 87 «Закона об образовании в Российской Федерации» позволяет изучить особенности основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации и получить теологическое и религиозное образование [12, с. 13]. При этом п. 11, ч. 1, ст. 3 [12, с. 13] устанавливает недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования и регламентируется сочетанием государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования в соответствии п. 12, ч. 1, ст. 3 [12, с. 13]. Понятие «система дошкольного образования» представляет собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных организаций, развивающихся в условиях социального партнерства и предоставляющих спектр образовательных, оздоровительных и медицинских
услуг с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников. Взаимодействие с семьей позволяет выстроить комфортные психолого-педагогические условия пребывания детей в детском саду и решать задачи охраны и укрепления здоровья воспитанников. Дошкольное образование органично встраивается в систему непрерывного образования, несмотря на то, что не является обязательным. Основные элементы тенденций развития системы дошкольного образования можно охарактеризовать следующим образом: государственные дошкольные образовательные учреждения, образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, другие образовательные организации, реализующие программу дошкольного уровня, негосударственные дошкольные образовательные организации, семейные (домашние условия). Обновление содержания образования позволяет осуществить переход к системе выбора образования. Сегодня часть детских садов является негосударственными, и обеспечивает альтернативное образование. Это соответствует мировым тенденциям функционирования частных детских садов. Типично сельские регионы с разветвленной сетью малокомплектных групп в ДОО нуждаются в целенаправленной подготовке педагогов к работе в специальных условиях разновозрастных групп. Особенно важны интегративные подходы к построению образовательного процесса, отбору содержания и форм работы с детьми разного возраста, посещающими одну группу. Национальные детские сады выступают как важный элемент сохранения и развития этнической общности духовного.
Задачи развития системы дошкольного образования на современном этапе - обеспечение качества дошкольного образования, развитие кадрового потенциала, предоставление финансовой возможности для повышения квалификации педагогам, внедрение механизмов стимулирования педагогического труда. Развитие домашних и семейных форм взаимодействия с социальным окружением, внедрение новых педагогических и здоровьесберегающих форм в воспитательно-образовательный процесс, интеграция и кооперация ДОО с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта обеспечит равенство возможностей в получения образования каждым воспитанником. Включение механизмов софинансирования капитальных расходов за счет уровней бюджетной сферы, поиск адекватных форм частно-государственного партнерства в дошкольном образовании при внедрении государственно-общественного управления позволит расширить возможности дошкольных образовательных организаций при исполнении ст. 20 «Закона об образовании в Российской Федерации», посвященной вопросам инновационной и экспериментальной деятельности в сфере образования [12].
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года (распоряжение Правительства от 17.11.2008 №16-62-р) определила приоритетные направления системы образования [3]:
- внедрение инновационных технологий в образование, широкое применение проектных методов;
- конкурсное выявление и поддержка лидеров, реализующих новые подходы в образовании;
- обновление организационно-экономических механизмов системы образования;
- повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг дошкольного образования;
- осуществление предшкольной подготовки детей, поступающих в первый класс;
- расширение форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях;
- более полное использование потенциала семьи в воспитании детей.
Основные идеи концепций системно-деятельностного подхода
управленческой деятельности дошкольной образовательной организации положены базовые принципы ФГОС:
- приоритеты ребенка и детства как его субкультуры;
- вариативность дошкольного образования, программ технологий, позволяющих создать условия для индивидуальной образовательной траектории воспитанника;
- конкурентоспособность ДОО на рынке образовательных услуг;
- развитие корпоративной культуры на основе общих целей, ценностей и т. д.
Цель управленческой деятельности образовательной организации - управлять знаниями: научить познавать, приобретать знания; не только уметь формулировать знания, но и прикладывать труд к самостоятельному их приобретению; образование должно соответствовать мировому стандарту уровня культуры «работать на опережение, готовить людей к производственным и общественным инновациям» [3, с. 2].
Основные задачи для достижения цели:
- управленческое обследование маркетинговой среды ДОО как обеспечение конкурентоспособности образовательной организации;
- модернизация управленческой деятельности, связанной с проектированием модели образовательной среды, проектированием тактики и стратегии ДОО, интеграцией новых управленческих ценностей (преемственность, компетентность, самообразование, корпоративная культура);
- стимулирование, мотивация коллектива (материальное и моральное) на инновационные процессы в ДОО через создание творческих авторских
программ, внедрение инновационных технологий за счет интеграции с социальными партнерами, участие в грантовой и конкурсной деятельности;
- привлечение родителей к сотрудничеству по поддержке индивидуальных образовательных траекторий воспитанников.
В Указе Президента РФ от 07.05.2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024» четко обозначены цели национального образования. Они представлены в виде «... обеспечения конкурентоспособности российского образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности» [10, с. 10]. Способы решения поставленных задач обозначены в создании условий, «обеспечивающих усвоение обучающимися базовых знаний и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс» [10, с. 10]. Дошкольное образование не исключение в выборе целей и направлений развития к системно-деятель-ностном подходу в управлении дошкольной организацией в свете требований Указа. ФГОС дошкольного образования определяют задачи стратегии управления дошкольной организацией и ориентируют на создание условий для успешной социализации и адаптации детей дошкольного возраста. Сохранение физического и психического здоровья воспитанников - приоритетная задача дошкольного воспитания. Сохранение «самоценности детства» [10, с. 13], уважительное отношение к личности ребенка раскрывают основные принципы дошкольного образования при построении модели системно-деятельностного подхода в управлении дошкольной организации комбинированного вида. Преемственность в управлении дошкольным и начальным школьным образованием на основе системно-деятельностного подхода на этапе вхождения ребенка в школьный мир позволит решить проблему мотивации к обучению, обеспечит эмоциональный комфорт и благополучие.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р) нацеливает на то, что «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [9, с. 9]. Дошкольное образование не является исключением. Цель стандарта дошкольного образования в вопросах воспитания «сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования» [9, с. 9]. Одной из приоритетных задач дошкольного образования является «объединение обучения и воспитания в целостный
образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей» [9, с. 9]. Принципы дошкольного образования в сфере воспитания учитывают «полноценное проживание ребенком всех этапов детства», «социокультурные нормы», «этнокультурную ситуацию развития детей» [9, с. 13]. В соответствии с этими требованиями управление процессами воспитания в дошкольной организации ставит перед собой задачу систематизировать подходы к управлению этой деятельностью. Интеграция деятельности психолого-педагогических и медицинских структур ДОО формирует общую культуру личности воспитанников, прививая ценности здорового образа жизни, воспитывает нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, помогает сформировать предпосылки к учебной деятельности. Управление этими структурами в системе и в свете требований стратегии воспитания помогают добиваться проявления таких качеств личности, как самостоятельность и ответственность ребенка, и на этапах взросления адаптироваться к непростым социальным условиям, предъявляемым обществом.
Федеральная целевая программа «Развитие образования в Российской Федерации на 2016-2020 годы одной из приоритетных задач ставит перед собой задачу «создания образовательных ресурсов для одаренных детей на основе интеграции общего и дополнительного образования» [11]. Федеральный стандарт дошкольного образования отвечает целям этой программы, реализует принципы дошкольного образования, выстраивая образовательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, обеспечивая вариативность и содержательность образования. В контексте этой целевой программы управленческая деятельность дошкольной образовательной организации комбинированного вида на основе системно-деятельностного подхода выстраивает целевую стратегию повышения статуса дошкольного образования при соблюдении равенства возможностей детей в получении качественного дошкольного образования. Принципы построения ин-тегративного образовательного пространства в детском саду являются целостной педагогической системой, функционирующей в условиях дошкольной образовательной интеграции, как элемент дошкольной образовательной системы и связей с другими объектами внутри системы и отношений с ее социоприродной средой. Предполагается обеспечить достижение 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет. Должна быть сформирована система непрерывного образования, позволяющая выстраивать гибкие (модульные) траектории освоения новых компетенций, как по запросам населения, так и по заказу компаний. «Поддержка организаций дополнитель-
ного образования детей и молодежи, реализующих инновационные образовательные программы», «предполагается финансирование организаций дополнительного образования детей в целях развития инфраструктуры домов школьников (с упором на реализацию программ дополнительного образования строительной и архитектурной направленности)» [11, с. 11]. Указанные меры будут способствовать раннему развитию детей, более успешному их обучению в общеобразовательной школе, ликвидации очереди в детские сады. Определяющее влияние на развитие дошкольного, школьного и дополнительного образования окажут четыре внешние тенденции.
Во-первых, при относительной стабильности численности дошкольников будет расти численность детей школьного возраста.
Во-вторых, продолжится изменение структуры расселения: будут уменьшаться малонаселенные пункты и увеличиваться население городов. При этом будет увеличиваться доля детей трудовых мигрантов.
В-третьих, недостаток предложений на рынке труда будет приводить к большей конкуренции за человеческие ресурсы. Однако в этом есть и отрицательная сторона, в том числе будут отвлекаться педагогические кадры в другие сферы деятельности.
В-четвертых, будет радикально меняться среда социализации, создавая новые социальные, культурные, технологические возможности и риски как для детей и их семей, так и для образовательных организаций.
Распоряжение Правительства РФ от 08 декабря 2011 года № 2227 «Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 года и до 2030 года» ставит целевыми индикаторами охват образованием населения. Человеческий капитал - главный фактор формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний как следующего высшего этапа развития. «Главные причины низкой отраслевой научно-технической и инновационной активности в России - недостаток качества человеческого капитала в функциональном и территориальном аспектах по всем уровням квалификации» [6, с. 6]. Введение требований профессионального стандарта педагога поможет внедрить конкурентоспособный отбор кадров для педагогической деятельности. Выявить случайных людей в профессии, не обладающих компетенциями человека, готового к педагогической профессии и не готового к самообучению и самосовершенствованию в познаниях педагогики и психологии, взаимоотношений педагога и обучающегося, педагога и законных представителей ребенка, педагога и педагогического коллектива - главная задача требований профессионального стандарта педагога. Комплексная проблема текущего и перспективного обеспечения потребностей отрасли в кадрах усугубляется необходимостью практически одновременного формирования системой отраслевого образования принципиально новой модели в рамках федеральных реформ [6, с. 6].
Федеральный стандарт дошкольного образования в «основных принципах дошкольного образования» [6, с. 13] предполагает охват инновационной деятельностью, прежде всего, в форме исследовательской деятельности и игры, в познавательной и инновационной деятельности, дополнительно обеспечивающей художественно-эстетическое развитие.
Задача стратегического управления инновационной деятельностью в дошкольной организации на основе системно-деятельностного подхода предполагает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их особенностями, склонностями и творческим потенциалом. Вариативность программ дошкольного образования и организационных мероприятий позволят вывести инновационную деятельность дошкольной организации на новый творческий уровень с учетом потребностей образовательной организации.
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 год 2020-2030 годы (Указ Президента Российской Федерации от 09 мая 2017 года № 203) в своих общих положениях определяет цели, задачи и меры по реализации «внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленных на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов» [9, с. 7]. В приоритете традиционные российские духовно-нравственные ценности и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий.
Программа ФГОС дошкольного образования определяет пять областей образования детей. Область социально-коммуникативного развития направлена на «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности...» [9, с. 13].
Электронные средства массовой информации, информационные системы, социальные сети, доступ к которым осуществляется с использованием сети «Интернет», стали частью повседневного воспитательно-педагогического процесса педагогов в их социальной коммуникации. Интернет ресурсом пользуются не только дошкольные работники, широкая родительская общественность, но и сами дошколята. Информационно-коммуникационные технологии совершенствуют способы и средства детской деятельности, обеспечивают всестороннее развитие ребенка-дошкольника и подготавливают его к полноценной жизни в информационном обществе. Модернизация управления дошкольным образованием с помощью ИКТ представляет собой информационное обеспечение управленческой деятельности на основе вычислительной техники и средств связи с целью оптимизации системы и расширения возможности реализации социального заказа. Информатизация управ-
ления способствует формированию единой информационно-образовательной среды и обеспечивает вхождение в современное информационное общество. Сайт дошкольной организации находится в широком доступе. Это позволяет дистанционно информировать родителей и общественность о внутренней деятельности дошкольной организации, оценивать ее рейтинг на уровне района, города и даже субъекта Российской Федерации. Мониторинг деятельности образовательной организации осуществляется по нескольким аспектам (контингент воспитанников, кадры, материальные, технические, информационные, методические ресурсы, а также интегрированные системы, функционирующие на базе единой информационной среды). Дистанционные интернет-конкурсы позволяют презентовать деятельность организации на всероссийском уровне. Информационные технологии совершенствуют механизмы воздействия на возможности развития ребенка как средства общения и культуры дистанционно, электронными цифровыми подачами информации и регулируются Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных программ» [7].
В детском саду активно используется интерактивное оборудование в области познавательного развития детей: интерактивные доски, интерактивные столы, интерактивный пол, сенсорные комнаты и др. для расширения первичных представлений об окружающем мире, людях, малой Родине и Отечестве, а также об объектах окружающего мира.
Информационные технологии совершенствуют механизмы воздействия на возможности развития ребенка в области речевого развития как средства общения и культуры дистанционно и в электронном виде.
Электронная цифровая система подачи информации позволяет продвинуться дошкольникам в области художественно-эстетического развития. Расширяет возможность черпать знания из интерактивных музеев, музыкальных видеопрезентаций, значительно расширяет социокультурное пространство ребенка-дошкольника. А также поддерживает традиционные формы подачи информации - радио, телевещание, печатные средства массовой информации, электронные библиотеки. В области физического развития углубляет знания детей о различных видах спорта, поможет в становлении ценностей здорового образа жизни, целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Информационные и коммуникационные технологии стали частью современных управленческих систем во всех отраслях экономики, сферах государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка. Дошкольные образовательные организации самостоятельно определяют соотношение объема знаний,
умений и навыков, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с воспитанником, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Задачи, реализующиеся на различных уровнях управления дошкольной организацией с применением ИКТ, можно отнести как получение нормативной, правовой, административной, научной и другой информации; организация электронного документооборота; автоматизация бухгалтерского учета; информационное взаимодействие и коллегами и экспертами; формирование баз данных «воспитанники», «родители», «сотрудники», «питание», «материально-техническое обеспечение» и др. Мониторинг качества образовательных услуг (основных и дополнительных), анализ маркетинговых исследований способствуют интенсификации информационного обеспечения управления дошкольной организацией.
Современный научный метод системного структурного анализа образовательной организации в контексте стратегически важных тенденций российского образования позволяет рассмотреть управленческую деятельность дошкольного учреждения комбинированного вида как некую систему, множество элементов которых находятся в отношениях и связях между собою и образующих определенную целостность, единство. Объективные и субъективные потребности дошкольных образовательных коллективов в продвинутом управленце со способностью дальновидно и прагматически мыслить в контексте требований развития тенденций российской образовательной политики дадут возможность выстроить образовательную структуру образовательной организации, направленной на результат, элементы которой, взаимодействуя, дают хороший показатель в виде повышения качества образовательной и оздоровительной системы дошкольного образования в организациях комбинированного вида.
Стратегические программные документы «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» [9], приоритетный национальный проект «Образование», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [5], призваны обеспечить реализацию планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы. Одно из важных направлений в рамках инициативы «Наша новая школа» сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство детей с ОВЗ. В его рамках система дошкольного образования должна работать в части создания инклюзивных подходов к образованию детей с ОВЗ, что и определяет актуальность данного направления.
Условия функционирования ДОО определяются существующими пространствами - медицинской, социальной, психологической средами, временными рамками. Национальный проект «Здоровье» получил
174
название «приоритетного проекта» и был разработан для реализации предложений президента В. В. Путина по улучшению ситуации в здравоохранении и созданию условий для последующей модернизации трех основных направлений - повышению приоритетности первичной медико-санитарной помощи; усилению профилактической помощи в области здравоохранения; распространению доступности высокотехнологической медицинской помощи. Этот проект напрямую связан с проблемами образования и непосредственно с дошкольной образовательной организацией, выполняющей социальный заказ по профилактике заболеваемости дошкольников.
Успешность будет зависеть от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие свойства и качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Смена технологий формирует принципиально новую систему непрерывного образования, которая предполагает обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения, готовность к переобучению. Стратегия развития информационного общества ставит стратегические цели:
- обеспечение консолидации нации;
- обеспечение конкурентно способности нации (личности, общества и государства);
В основу тенденций системно-деятельностного подхода в управлении положены базовые принципы:
- управлять знаниями - научить познавать, приобретать знания; не только уметь формулировать знания, но и прикладывать труд к самостоятельному их приобретению;
- овладевать не только профессиональной подготовкой, но и гуманитарными знаниями;
- научиться делать, работать, приобретать;
- образование должно соответствовать мировому стандарту уровня культуры «работать на опережение, готовить людей к производственным и общественным инновациям.
Системно-деятельностный подход в контексте значимых инновационных тенденций отечественного образования позволит сохранить и укрепить единство образовательного пространства в отечественном образовании. При этом необходимо учитывать национально-региональные экономические интересы ее народов и регионов, подразумевая исследование или построение объекта как целостную образовательную организацию, которая обеспечивается связями между ее элементами, свойствами этих элементов, которые необходимы для ее функционирования, организованности, слаженности, взаимосогласованности всех происходящих в ней процессов.
Список литературы
1. Анохин П.К. Принципы системной организации функций. Состав функциональной системы и иерархия систем. - М.: Наука, 1973. - С. 5-61.
2. Асмолов А. К. Системно-деятельностный подход к стандартам нового поколения. - М.: Педагогика, 2009. - №4. - С. 18-22.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года (распоряжение Правительства от 17.11.2008 №16-62-р).
4. Минобрнауки России от 30 августа 2013 года №1014 «Об утверждении организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утв. Президентом РФ от 04.02.2010 № Пр-271.
6. Распоряжение Правительства РФ от 08 декабря 2011 года № 2227 «Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 года и до 2030 года». П. 5.3.1. С. 42.
7. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 год 2020-2030 годы (Указ Президента Российской Федерации от 09 мая 2017 года № 2003).
8. Стратегические программные документы «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», Указ Президента РФ от 09 октября 2007 года №1351.
9. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р).
10. Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024».
11. Федеральная целевая программа «Развитие образования в Российской Федерации на 2016-2020 годы. П. 5.3.3. С. 48.
12. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года. П. 5. Ч. 1. Ст. 3, П. 11. Ч. 1. Ст. 3, П. 12. Ч. 1. Ст. 3.
13. ФГОС дошкольного образования от 01.01.2014. Ст. 1.4.
Статья поступила: 06.05.2019. Принята к печати: 20.05.2019