Научная статья на тему 'Стратегия развития регионального образования в оренбуржье'

Стратегия развития регионального образования в оренбуржье Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
364
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ / ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИННОВАЦИИ / ПРОГНОСТИКА / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЧЕСТВО / EDUCATIONAL CONTENT / STRATEGIC DIRECTIONS OF DEVELOPMENT / COMMON EDUCATIONAL SPACE / INNOVATIONS / PROGNOSTICATION / DIFFERENTIATED APPROACH / EDUCATIONAL QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лабузов Вячеслав Александрович

В российском образовании продолжается реализация приоритетных проектов, касающихся создания современной образовательной среды школы, развития онлайн обучения, обеспечения нового качества дополнительного образования, формирования современного кадрового ресурса и повышения конкурентоспособности образовательных организации в условиях рыночной экономики и информационного общества. Существенно расширяется спектр мероприятий по обновлению содержания образования, активно внедряется федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья, направленно развивается гуманитарный ресурс образовательного взаимодействия, расширяется сфера гуманистической поддержки личностного роста обучающихся. В успешной реализации содержательных векторов заявленного целеполагания важнейшая роль отводится региональному образованию территориальной целостности образовательных ценностей и смыслов, идей и идеалов, намерений и желаний, действий и поступков, в интегративном опосредовании социально-экономических, историко-культурных и национально-этнических условий и факторов призванных обеспечить развитие человеческого капитала страны. Как показывает опыт, продуктивное решение стратегических задач развития регионального образования становится возможным благодаря научному опосредованию стратегий и тактик образовательного менеджмента, в гуманитарной опоре на инновационный потенциал и оптимизирующую прогностику форм, методов и средств педагогической инструментовки образовательного процесса.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лабузов Вячеслав Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the Russian education, the implementation of priority projects relating to the creation of a modern educational environment for the school, the development of online learning, the provision of a new quality of supplementary education, the formation of a modern human resource and the competitiveness of educational organizations in a market economy and the information society are continuing. The range of measures to update the content of education is expanding substantially, the federal state educational standard for children with disabilities is actively being introduced, the humanitarian resource of educational interaction is developing, the sphere of humanistic support for personal growth of students is expanding. In the successful implementation of the content vectors of the stated goal-setting, the regional education the territorial integrity of educational values and meanings, ideas and ideals, intentions and desires, actions and deeds, in integrative mediation of socio-economic, historical-cultural and national-ethnic conditions and factors called upon ensure the development of the country’s human capital. Experience shows that a productive solution to the strategic tasks of regional education development is made possible through the scientific mediation of educational management strategies and tactics, in the humanitarian support of the innovative potential and optimizing the prognostication of the forms, methods and means of pedagogical instrumentation of the educational process.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития регионального образования в оренбуржье»

УДК 371.07

Лабузов В.А.

Министерство образования Оренбургской области, г Оренбург, Россия E-mail: minobr@obraz-orenburg.ru

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОРЕНБУРЖЬЕ

В российском образовании продолжается реализация приоритетных проектов, касающихся создания современной образовательной среды школы, развития онлайн обучения, обеспечения нового качества дополнительного образования, формирования современного кадрового ресурса и повышения конкурентоспособности образовательных организации в условиях рыночной экономики и информационного общества. Существенно расширяется спектр мероприятий по обновлению содержания образования, активно внедряется федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья, направленно развивается гуманитарный ресурс образовательного взаимодействия, расширяется сфера гуманистической поддержки личностного роста обучающихся.

В успешной реализации содержательных векторов заявленного целеполагания важнейшая роль отводится региональному образованию - территориальной целостности образовательных ценностей и смыслов, идей и идеалов, намерений и желаний, действий и поступков, в интегратив-ном опосредовании социально-экономических, историко-культурных и национально-этнических условий и факторов призванных обеспечить развитие человеческого капитала страны.

Как показывает опыт, продуктивное решение стратегических задач развития регионального образования становится возможным благодаря научному опосредованию стратегий и тактик образовательного менеджмента, в гуманитарной опоре на инновационный потенциал и оптимизирующую прогностику форм, методов и средств педагогической инструментовки образовательного процесса.

Ключевые слова: содержание образования, стратегические направления развития, единое образовательное пространство, инновации, прогностика, дифференцированный подход, образовательное качество.

В настоящее время система образования Оренбуржья работает в русле общероссийских тенденций и инициатив [2;3;4] с учетом региональной специфики образовательной деятельности [6]. Содержание образования постоянно совершенствуется на всех уровнях, главная задача - обеспечение качества образования - решается в рамках формирования единого образовательного пространства по трем стратегическим направлениям:

- обновление содержания образования и внедрение современных стандартов обучения;

- создание современной учебно-материальной базы, причем не только для урочной деятельности, но и для внеклассных занятий, для творчества и занятий спортом;

- обеспечение высококвалифицированного состава педагогов, мотивированных к продуктивным изменениям и заинтересованных в получении высоких результатов своей деятельности.

Важнейшей начальной ступенью региональной образовательной системы является дошкольное образование, организация продуктивной работы которого во многом определяет итоговую успешность достижения стратегических ориентиров образовательного качества.

В региональном дошкольном образовании Оренбуржья целенаправленно осуществляется работа по повышению качества дошкольного образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, изыскиваются возможности и средства по безусловному обеспечению в детских садах местами детей до трех лет.

Принимаются неотложные меры к обеспечению конституционных прав на получение дошкольного образования детей в возрасте три года и старше в малочисленных населенных пунктах. Опыт показывает, что там, где нельзя построить детский сад, следует шире использовать вариативные формы дошкольного образования, такие как: семейные группы, группы кратковременного пребывания. При этом образовательная организация, на базе которой они создаются, должна иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности по дошкольному образованию.

В сфере регионального дошкольного образования принимаются дополнительные меры по созданию условий для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Первоочередной задачей в данном направлении является создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с

Лабузов В.А._

обычными детьми возможности получения дошкольного образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, квалифицированную коррекцию нарушений в развитии и социальную адаптацию.

Базовый целевой приоритет - повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, работающих в дошкольном образовании.

Стратегически важной является работа по переходу на стандарты нового поколения в системе общего образования. Переход на обучение по новому государственному образовательному стандарту рассматривается сегодня как системная перестройка всего школьного образования. И это не только работа учителя, школьной команды по новым учебным планам и новым учебникам, но и решение принципиально новой задачи по формированию ключевых компетенций, позволяющих не только самостоятельно проектировать собственные образовательные практики, но и достигать высоких результатов в жизни и профессии.

В этой связи педагогическое сообщество региона продолжает следовать своему главному принципу - «Учитель Оренбуржья учит и учится сам». Особое внимание уделяется сфере ежегодного дифференцированного повышения квалификации школьных учителей на основе результатов диагностики предметных затруднений и прогнозирования образовательных рисков. Разработан и реализован комплекс неотложных мероприятий по повышению квалификации учителей иностранного языка, в том числе, с возможностью использования передового зарубежного опыта подготовки педагогов-тьюторов для руководства муниципальными стажировочными площадками.

Осуществляется направленная работа по повышению квалификации педагогов, прежде всего, показавшими низкие результаты школьников на ЕГЭ. Здесь эффективным пропедевтическим фактором выступают регулярные выездные проверки министерства образования области, результаты различных оценочных процедур и исследований, которые показывают, что в числе существующих проблем системы общего образования остается низкий уровень профессионализма отдельной части педагогов, не позволяющий в полной мере использовать образовательные ресурсы учебных изданий нового поколения, а также методиче-

Стратегияразвитирегионального образования...

ские материалы и контрольно-измерительную базу, осуществлять качественную предметную подготовку обучающихся. Отмечается недостаточность методической поддержки и сопровождения педагогов со стороны муниципальных служб, что негативно сказывается на итоговых результатах. В целях преодоления сложившейся ситуации по итогам ЕГЭ нами выделяется группа школ с низкими образовательными результатами. С педагогами каждой проблемной школы организуется предметная работа, проводится консультационное посещено уроков. Для каждой из выделенных школ назначаются тьюторы-кураторы, к работе привлекаются команды школ-лидеров, которые осуществляют методическое сопровождение деятельности педагогов и руководителей подшефных школ.

Практическим результатом проведенной работы явилось повышение качества обучения в большей части проблемных школ, что подтверждается показателями ЕГЭ прошедшего года: почти 90% данных школ превысили средние показатели по региону.

В этом году Минобрнауки России утверждена «дорожная карта» по формированию и введению национальной системы учительского роста, которая определит уровни владения профессиональными компетенциями педагогических работников. С началом учебного года в 13 пилотных субъектах РФ начнется апробация новой модели аттестации учителей на основе единых федеральных оценочных материалов.

К данным перспективным нововведениям оренбургские педагоги должны быть готовы. В целях оказания всесторонней методической поддержки педагогам на базе Оренбургского государственного университета создан и действует сетевой методический электронный образовательный центр, содержащий в открытом доступе банк лучших уроков и педагогических практик. Совершенствуется региональная образовательная инфраструктура, вводятся в строй новые школы, проводятся мероприятия по созданию безбарьерной среды обучения, расширяется сфера электронных образовательных ресурсов, совершенствуются формы и методы индивидуализации образовательного процесса, активно формируется региональная система психологического и психолого-педагогического сопровождения воспитанников.

Предпринимаемые усилия обусловили реальные качественные изменения в системе регионального общего образования. Главный результат - улучшение показателей образовательной деятельности: средние баллы на ЕГЭ практически по всем предметам выше и так достаточно высоких результатов предыдущего учебного года. Показатели доли выпускников, не преодолевших минимальный порог баллов, в основной период значительно меньше, чем в среднем по России. В области нет ни одного выпускника, который не преодолел минимальный порог по двум обязательным предметам и не получил аттестат. Оренбуржье достойно выглядит на фоне общероссийских результатов и по итогам Всероссийских проверочных работ: Уровень выполнения проверочных работ нашими обучающимися превышает средний показатель по Российской Федерации по всем классам и всем предметам.

Достижению отмеченных результатов во многом способствовали настроенность на успех самого школьника, тьюторское сопровождение обучающихся преподавателями вузов области, организация профильных смен для талантливых детей и ряд других инновационных форм работы с одаренной молодежью.

На межведомственной основе реализуется областной план по профориентации обучающихся. Совершенствуются механизмы и формы профессиональной направленности на профессии, необходимые региону. В области созданы и действуют экспериментальные площадки сезонныгх школ для проведения профессиональных проб и социальных практик с мотивированными выпускниками школ. Школьники активно участвуют в работе региональных выставок: «Ярмарка вакансий», «Образование и карьера», «Ярмарка мастеров». Презентации, мастер-классы, экскурсии стали нормой в рамках проведения регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (ШэгЫ8кШ8Яи881а). Более 2700 учащихся получали трудовое воспитание в 44 ученических производственных бригадах.

Одним из ведущих направлений региональной образовательной политики является развитие системы среднего профессионального образования, которая обеспечивает подготовку кадров для Оренбуржья по 58 профессиям и 113 специальностям. Сегодня среднее профессиональное образование переживает очередной подъем, связанный

с реализацией приоритетного проекта «Рабочие кадры для передовых технологий» [7], в рамках которого осуществляется комплекс мер, направленных на совершенствование сферы СПО. В рамках реализации внедряются федеральные государственные стандарты СПО из перечня ТОП-50 наиболее востребованных, новых и перспективных профессий и специальностей. Для этого создана соответствующая учебно-материальная база, подготовлены кадры преподавателей и мастеров, активизирована работа по внедрению практико-ориентированной (дуальной) модели обучения, на основе которой в прошедшем учебном году обучалось более половины студентов, и нового инструмента оценки качества подготовки кадров - демонстрационного экзамена.

Инициировано создание многофункциональных центров прикладных квалификаций, осуществлен комплекс мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно федеральному мониторингу СПО и в соответствии с контрольными показателями приоритетного проекта «Рабочие кадры для передовых технологий» по четырем направлениям деятельности, в т.ч. по перечню различных профессий и специальностей из ТОП-50, по которым получена лицензия, Оренбургская область находится на первом месте в Приволжском федеральном округе. Активизировалось участие организаций СПО области и в чемпионатном движении ТСЬг^кШз.

Развитие научно-технического творчества, туристско-краеведческого направления, интеллектуальных видов спорта выступает актуальной тенденцией в сфере регионального дополнительного образования. В двенадцати территориях области планируется открытие творческих объединений робототехники. Реализуются новые региональные проекты, позволяющие детям раскрывать свои способности и таланты, формировать у молодого поколения потребность к здоровому образу жизни.

Введение курса «Мое Оренбуржье» предполагает экскурсионные выезды по культурно-познавательным маршрутам, что позволяет обучающимся лучше узнать родную историю, познакомиться с природой и достопримечательностями края. Продолжается инновационное совершенствование форм методического сопро-

Лабузов В.А._

вождения деятельности педагогов дополнительного образования, активизировано их участие в мероприятиях по повышению профессиональной компетентности.

В этой связи особое внимание уделяется повышению качества дополнительного образования: получают развитие новые, пользующиеся популярностью среди подростков и старших школьников направления творческой проектно-исследовательской активности - робототехника, роботостроение, компьютерная графика, лего-конструирование, изобретательская деятельность. Растет число номинантов звания ««Образцовый детский коллектив» дополнительного образования (на сегодняшний день таких коллективов у нас более 100), для педагогов-внешкольников на регулярной основе проводятся областные методические мероприятия, в том числе , с использованием возможностей дистанционного образовательного ресурса.

Развитие системы поддержки одаренных детей и талантливой молодежи является приоритетом как мировой [11;12;13] , так и общероссийской [1] и региональной [6;8;9;10] образовательной политики.

В последние годы в области активно используются инновационные формы работы с талантливыми детьми, такие как Дни науки, защита научно-исследовательских и творческих проектов, конференции, телевизионные интеллект-шоу, мастер-классы, деловые игры, сезонные школы. Наряду с областными олимпиадами по 21 предмету, важным звеном в подготовке одаренной и талантливой молодежи стало тьюторское сопровождение обучающихся ведущими преподавателями высшей школы. На протяжении последних пяти лет школьники области занимают призовые места на всероссийских конкурсах и олимпиадах по литературе, русскому языку, истории, физике, физической культуре. Вместе с тем, анализ выступления школьников на интеллектуальных состязаниях показывает, что в муниципалитетах крайне низкое число учителей, имеющих опыт и квалификацию для работы с одаренными детьми.

Органы управления образованием недостаточное внимание уделяют работе по воспитанию кадрового потенциала, способного обеспечить качественную олимпиадную подготовку. Сегодня на региональном уровне в обновленном виде определены перспективные направления деятель-

Стратегияразвитирегионального образования...

ности и основные принципы отбора и подготовки интеллектуально одаренных школьников, таких как создание специализированных Центров подготовки на базе юридической академии.

Предметом особого внимания и неотъемлемой частью совместной деятельности всех региональных образовательных институтов выступают вопросы воспитания подрастающего поколения «в духе уважения к нравственным ценностям и патриотическим идеалам» [5]. Весомый вклад в успешную реализацию этих задач вносят военно-патриотические объединения области с общим охватом около 10 тысяч воспитанников, а также более 200 кадетских (казачьих) классов. Эффективным механизмом военно-патриотического воспитания становится региональное движение «Юнармия» в котором, наряду со школьниками, участвуют воспитанники организаций среднего профессионального образования.

Ключевая задача региональной системы образования - не только научить ребенка школьным наукам, но и занять его интересным делом, воспитать толерантность, сориентировать на общечеловеческие ценности, помочь определить правильную линию поведения и жизнедеятельности, сформировать позитивные социальные установки. Главной задачей для педагогических коллективов всех образовательных организаций является продолжение работы по развитию воспитательной компоненты в гуманитарно центрированном образовательном взаимодействии.

Крайне важно проведение профилактической работы по недопущению асоциальных проявлений, экстремизма в детской и молодежной среде. В настоящее время остро стоит вопрос защиты детей от информации, причиняющей вред духовному, нравственному и физическому здоровью несовершеннолетних. В данных условиях региональная система образования призвана работать на опережение. Важным моментом здесь являются создание активной среды для самореализации детей и подростков, организация максимальной внеурочной занятости учащихся, сохранение и расширение спектра услуг в системе дополнительного образования. Особое внимание должно быть обращено на дальнейшее развитие воспитательной деятельности в формате привлечения детей к участию в работе детских общественных объединений, в социально значимых, познавательных, творческих, спортивных и бла-

готворительных проектах, в волонтерском движении, мероприятиях гражданско-патриотической направленности.

Особое место в региональной образовательной деятельности занимают дети, нуждающиеся в особой заботе и поддержке государства - дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей: во всех интернатных учреждениях проводится объемная работа по созданию комфортных и безопасных условий для их воспитания, проживания и развития. Успешно реализуется проект по созданию на базе детских домов и школ-интернатов социальных гостиных, где проводятся встречи и консультации выпускников со специалистами различных ведомств, дающих разъяснения по вопросам защиты прав и интересов детей данной категории. Наши воспитанники не только успешно осваивают учебную программу, но и гармонично

развиваются. Продолжалось развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Сегодня образование - мощный фундамент для инноваций и преобразований в различных сферах нашей жизни. Успешное решение стратегической задачи выведения системы образования Оренбуржья на новый качественный уровень, отличающийся от существующего улучшением условий, процессов и результатов образовательной деятельности становится возможным, как показывает опыт, благодаря научному опосредованию стратегий и тактик образовательного менеджмента, в гуманитарной опоре на инновационный потенциал и оптимизирующую прогностику форм, методов и средств педагогической инструментовки регионального образовательного процесса.

22.08.2017

Список литературы:

1. Официальные сетевые ресурсы Президента России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/53379/

2. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. №163-р - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070647/

3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013 - 2020 годы»: распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 2148-р. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// base.garant.ru/70265348/.

4. О национальной доктрине образования в Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г., № 751, г. Москва [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html. -Дата обращения: 11.04.2017.

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»[Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html

6. Постановление Правительства Оренбургской области от 09.06.2017 № 409-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 28 июня 2013 года № 553-пп Об утверждении государственной программы «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014-2020 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www. minobr.orb.ru/programm/2017-409-pp.pdf

7. Приоритетный проект «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий») [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://rkadr.miccedu.ru/

8. Грязева, В.Г. Одаренные дети: экология творчества / В.Г. Грязева, В. А. Петровский. - Москва-Челябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993. - 40с.

9. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды / Н.С. Лейтес. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 464с.

10. Савенков, А.И. У колыбели гения / А.И. Савенков. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 224с.

11. Renzulli, J. The Schoolwide Enrichment Model: A How-to Guide for Educational Excellence / J. Renzulli, S. Reis. - Creative Learning Press, Inc., 1997. - 424 p.

12. Purcell, J. Total Talent Portfolio. A Systematic Plan to Identify and Nurture Gifts and Talents / J.Purcell, J.Renzulli. - Creative Learning Press, Inc., 1998.-113 p.

13. Baum, S. To Be Gifted and Learning Disabled / S. Baum, S. Owen, J. Dixon. - Creative Learning Press, Inc., 1991. - 149 p.

Сведения об авторе:

Лабузов Вячеслав Александрович, министр образования Оренбургской области, доктор исторических наук,

профессор E-mail: minobr@obraz-orenburg.ru 460000, Оренбург, ул. Постникова, 27, тел. (3532) 774441

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.