► НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОО
WORKING WITH THE TEACHING STAFF AS A MEANS OF IMPROVING THE QUALITY OF THE PRESCHOOL EDUCATIONAL PROCESS
Богуславская Т.Н.
Доцент ИППО МГПУ, кандидат педагогических наук
E-mail: [email protected]
Boguslavskaya T.N.
Associate Professor at the Institute of Pedagogics and Psychology of Education of the Moscow City Pedagogical University, Candidate of science (Education). E-mail: [email protected]
Каченовская Л.А. Магистрант ИППО МГПУ E-mail: [email protected]
Kachenovskaya L.A.
Graduate Student at the Institute of Pedagogics and Psychology of Education of the Moscow City Pedagogical University. E-mail: [email protected]
Аннотация. В статья характеризуются подходы к повышению качества дошкольного образования в условиях введения стандарта дошкольного образования и создания образовательных комплексов
Annotation. The article characterizes different approaches to improving the quality of preschool education in the conditions of the new standards of preschool education and the creation of educational complexes.
Ключевые слова: качество образования, дошкольное образование, педагогический коллектив, образовательные комплексы
Key words: quality of education, preschool education, teaching staff, educational complexes
Проблема повышения качества образования является остро актуальной для российского образования. Термин «качество образования» заимствован из менеджмента и обозначает соответствие результатов образования государственным стандартам и потребностям населения, пользующегося образовательными услугами.
Качество образования в дошкольной организации - это результат деятельности коллектива, который определяется следующими позициями:
• как ребенок в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями;
• как организован педагогический процесс в детском саду;
• какие условия созданы в ДОО и др.
Конечной целью данного направления работы является создание конкурентоспособной организации с гибкой образовательной системой, отзывающейся на современные научные тенденции, на изменение потребностей и запросов государства, на ожидания потребителей.
В современных условиях, когда перемены в жизни общества и деятельности образовательных организаций происходят динамично, особое внимание уделяется управленческому мастерству руководителя.
Менеджмент качества образования в дошкольной организации включает в себя несколько составляющих:
- организация учебно-воспитательного процесса (пространственно-предметная среда, программно-методическое и материально-техническое обеспечение);
- сотрудничество с законными представителями воспитанников;
- управление кадрами;
- прогнозирование развития;
- формирование имиджа дошкольной организации.
Ведущим выступает качество образовательного процесса ДОО.
Нормативно-правовые документы федерального уровня последних лет внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы образования
В соответствии с Распоряжением Правительства Москвы от 13.04.2013 г.
№ 232-РП « Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы,направленные на повышение эффективности образования и науки в городе Москве», Программой Правительства Москвы « Приоритеты развития Москвы « Москва - город удобный для жизни», Государственной программой города Москвы на среднесрочный период (2012-2016гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование») для обеспечения введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО), и с учетом новых требований к качеству образовательного процесса методическим центром города Москвы была разработана модель введения ФГОС ДО [1].
Основными направлениями реализации введения ФГОС стали:
1. Нормативно-правовое.
2. Организационно-методическое.
3. Организационно-педагогическое.
Так, например, организационно-методическая работа включала в себя
• разработку и апробацию образовательных программ дошкольного и дополнительного образования детей;
• создание и апробацию моделей управления ДОО в условиях перехода на ФГОС ДО;
• использование средств распространения позитивного опыта инновационной деятельности ОО, в целях повышения грамотности педагогов (участие в методических мероприятиях, конкурсах, издательская деятельность и пр.);
• подготовку методических рекомендаций по итогам инновационной деятельности.
Организационно-педагогическая работа была направлена на
• осуществление комплекса мер для обеспечения качества реализации ООП дошкольного образования, успешной адаптации ребёнка на школьном старте;
• развитие, поддержку интересов, способностей детей, коррекция возможных проблем;
• оптимизацию взаимодействия с семьёй, адаптацию родителей к условиям нового формата дошкольного образования;
• развитие форм социального партнёрства, активное взаимодействие с микро -и районным социумом;
• поддержку, развитие воспитательного потенциала педагогов и родителей.
В данной связи, при реализации модели введения ФГОС ДОв сети дошкольного образования целесообразно опираться на потенциал инновационных образовательных организаций и созданных многопрофильных образовательных комплексов [1].
Формирование многопрофильных образовательных комплексов (объединение/ присоединение школ и детских садов) является одной из задач Городской целевой Программы развития образования города Москвы на 2012-2018 гг.
Смыслом формирования многопрофильных образовательных комплексов является взаимоусиление конкурентных преимуществ объединяемых образовательных организаций (синергетический эффект) для более полного и качественного удовлетворения потребностей.
В данной связи, при реализации модели введения ФГОС ДО в сети дошкольного образования целесообразно опираться на потенциал инновационных образовательных организаций и созданных многопрофильных образовательных комплексов.
При этом актуальной задачей является формирование нового имиджа многопрофильных образовательных комплексов - как образа, сознательно сформированного, обладающего целенаправленно заданными характеристиками и призванного оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума [2].
Интересен нестандартный подход к решению этой проблемы, который разработал коллектив образовательного холдинга Школа 2077 г. Москвы. Дошкольное отделение образовательного холдинга Школа 2077 представляет собой сеть, состоящую из 11 структурных подразделений, расположенных на значительном расстоянии друг от друга. В связи с этим возникает проблема ежедневного регулирования, контроля и методического сопровождения образовательного процесса в каждом из 11 зданий.
Актуальной задачей стала выработка унифицированных правил регулирования деятельности такой крупной многофункциональной образовательной организации, которые охватывают всех участников образовательного пространства:управленцев, педагогов, родителей и детей, как основных субъектов образовательного процесса
Для этого были выработаны стратегические линии развития многопрофильной образовательной организации:
• внутренний анализ состояния образовательного процесса и условий его обеспечения;
• определение проблем, требующих первостепенного решения;
• определение стратегии развития;
• опора на человеческий потенциал как основу организации.
Далее были сформированы позиции эффективной управленческой команды ДОО [3]:
• общее видение ценностного поля образовательного комплекса, стратегии его развития и ее результатов, стратегии управления по реализации поставленных задач;
• работа по формированию организационной культуры;
• разработка Программы развития комплекса;
• выработка «групповой идентификации»;
• достижение открытости внутренней информации.
Каждая из поставленных задач характеризуется определенным уровнем новизны и объективными трудностями. Успешность решения поставленных задач, в первую очередь, зависит от готовности педагогического коллектива к осуществлению профессионально-педагогической деятельности в инновационном режиме.
Педагогический состав дошкольного отделения представлен следующими категориями:
- кураторы по физической культуре (обеспечивают методическую поддержку воспитателей в рамках образовательной области физическое развитие). Каждый куратор регулирует деятельность 10-12 групп;
- специалисты, к которым относятся логопеды, психологи и музыкальные руководители, инструкторы по плаванию, социальные педагоги. Каждый логопед и психолог сопровождает от 10 до 12 групп. Музыкальный руководитель отвечает за музыкальное и эстетическое развитие детей. За каждым музыкальным руководителем закреплено 6 групп полного дня, и 1 группа кратковременного пребывания;
- педагоги дополнительного образования. В дошкольном отделении предоставляются платные и бесплатные услуги дополнительного образования;
- воспитатели групп полного дня и групп кратковременного пребывания - это самая многочисленная категория, на которую возлагается наибольшая часть ответственности.
Помимо педагогического состава, к участникам воспитательно-образовательного процесса относятся дети, их родители и младший обслуживающий персонал.
Коллективом дошкольного отделения разработан управленческий комплекс мероприятий по введению ФГОС дошкольного образования по направлению «Нормативное обеспечение введения ФГОС ДО», основной целью которого было [4]:
• сформировать банк нормативно- правовых документов федерального, регионального, районного уровней, регламентирующих введение и реализацию ФГОС ДО;
• привести локальные акты ДОО в соответствие с требованиями ФГОС ДО (устав, приказы, должностные инструкции работников ДОО, положения, договоры и др.) и довести их до сведения всех заинтересованных лиц;
• разработать на основе ФГОС ДО основную образовательную программу дошкольного образования, разместить ее на сайте ДОО;
• внести изменения в программу развития ДОО.
Основными задачами по разработке и внедрению управленческой модели по нор -мативно-правовомунаправлению введения ФГОС стали [3]:
• разработка локальных актов ОО к организации работы в рамках ФГОС ДО (положения, договора, приказы, регламенты);
• создание организационно-педагогической документации (вариативные режимы, учебные планы, расписание НОД, графики работы специалистов);
• систематизация пакета документов к организации работы с педагогами, детьми и родителями в новых условиях ДО.
Для полноценного сотрудничества и достижения взаимопонимания, всем субъектам образовательной деятельности необходимо наладить конструктивный диалог. Однако как показывает практика, участники педагогического процесса не всегда способны на конструктивное решение возникающих ситуаций, что нередко выливается в конфликты и взаимные претензии. С целью урегулирования и предотвращения подобных ситуаций, администрация дошкольного отделения разработала свод правил поведения для сотрудников детей и родителей. За основу для написания правил нами были взяты следующие документы:
1. Профессиональные стандарты.
2. Требования к соответствию должности (исходят от государственной аттестационной комиссии).
3. Устав образовательной организации.
4. Должностные инструкции.
5. Родительский договор.
Также при создании правил, мы руководствовались аналитическими данными комиссии по урегулированию конфликтов.
Данные правила направлены на соблюдение следующих принципов кодекса профессиональной этики педагога: гуманность, законность, демократичность, справедливость, профессионализм, взаимное уважение.
Правила для сотрудников разработаны с учетом деятельности каждой категории персонала, но включают и общие положения, касающиеся организации деятельности сотрудников, внутреннего распорядка, внешнего вида и норм поведения.
Правила для воспитателей обеспечивают безопасное пребывание дошкольников в детском саду, как с физиологической, так и с психической стороны, а также предусматривают правильную организацию воспитательно-образовательного процесса.
Правила для помощников воспитателей регулируют отношения помощника воспитателя с другими категориями сотрудников образовательной организации, с детьми и их родителями. Помощник воспитателя, согласно правилам, становится полноправным
участником образовательного процесса, помогает воспитателю при проведении НОД, способствует формированию КГН у дошкольников.
Согласно правилам для специалистов и педагогов дополнительного образования, данные категории несут ответственность за качество образования и воспитания детей по одному или нескольким направлениям деятельности, согласно ФГОС, за жизнь и здоровье детей (физическое и психическое).
Все правила записаны в журнале «Правила организации рабочего времени сотрудников учреждения», находящейся у охранника и сотрудники ежедневно ставят свою роспись об ознакомлении с ними.
Правила для детей регулируют взаимоотношения детей со сверстниками и взрослыми. Также правила для детей направлены на соблюдение норм безопасного поведения в различных помещениях детского сада и на прогулочных участках, на формирование культуры поведения.
С правилами поведения дошкольников знакомит воспитатель. В дошкольном возрасте преобладающий тип мышления - наглядно-образный, поэтому содержание правил поведения для детей представлено в форме картинок. Чтобы родители могли ориентироваться в требованиях, предъявляемых к их ребенку в детском саду, и осуществлять воспитание ребенка в едином русле с образовательной организацией, правила поведения для дошкольников вывешиваются в виде текста на информационные стенды.
Правила поведения для родителей регулируют их отношения с родителями других воспитанников и педагогами образовательной организации.Ведущее направление -соблюдение единого режима пребывания детей в группе, санитарно-эпидемологических требований и проявления взаимного уважения всеми участниками образовательного процесса.
Помимо этого, родителей знакомят с основными компетенциями педагогов, чтобы родители могли видеть, какими качествами обладают люди, которым они доверяют своих детей. Поэтому на информационном стенде располагаются компетенции педагога дошкольной организации.
При разработке данных правил из опыта работы мы учли максимальное количество тех конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть в дошкольной образовательной организации. Мы полагаем, что соблюдение данных правил способно предотвратить непонимание, возникновение споров, проявление неуважительного отношения и нарушение прав всех участников, а, следовательно, сократить количество конфликтов.
Поэтому простого соблюдения правил поведения и осознания воспитателями содержания ФГОС для обеспечения качества образования недостаточно. В процессе внедрения ФГОС вДО в первую очередь необходимо повышение профессиональной компетентности педагогов. Педагог ДОО должен быть компетентным в вопросах организации и содержания воспитательно-образовательной, учебно - методической и социально - педагогической деятельностей.
Решение данной проблемы предполагает не только вариативное использование активных форм методической работы, но и внедрение нового подхода к моделированию
предметно-пространственной среды (трансформируемость, полифункциональность, вариативность, безопасность, доступность).
При переходе на ФГОС ДО, необходимо было убедиться в том, что педагогами хорошо усвоены основные положения стандарта, что воспитатели имеют четкое представление об этом документе и ясно понимают способы его реализации. В дошкольном отделении старшие воспитатели проводили круглые столы, семинары и консультирование воспитателей по данному направлению. После проведения информационного этапа, было проведено тестирование воспитателей с целью выявления проблемных областей в понимании педагогами содержательной составляющей ФГОС.
Для выявления направлений необходимой работы с педагогами, нами были проанализированы следующие вопросы:
1. Знание педагогами программных задач и методики проведения образовательной деятельности для детей своей возрастной группы.
2. Знание и учет индивидуальных особенностей детей своей группы.
3. Использование педагогами разных форм организации непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности детей.
4. Наличие партнерских взаимоотношений с детьми.
5. Разнообразие форм работы с родителями.
6. Взаимодействие воспитателей со специалистами.
7. Участие педагогов в активных формах методической работы (форма участия, уровень подготовки).
8. Участие воспитателей в конкурсах профессионального мастерства.
9. Способность воспитателей моделировать предметно-пространственную среду с учетом трансформируемости, поли функциональности, вариативности, безопасности, доступности.
С этой целью мы провели наблюдения и осуществили анализ совместной деятельности воспитателей и детей в разных видах деятельности и пришли к выводу, что большинство педагогов переориентировано на партнерские субъект-субъектные отношения с воспитанниками, умение поддержать инициативу ребенка, способность учета индивидуальных особенностей детей. Это благополучно сказывается на психо-эмоциональном состоянии детей и их развитии.
Однако при переходе на ФГОС ДО, старшие воспитатели организации отметили, что воспитатели затрудняются в работе по следующим направлениям:
• сбор и обработка информации. Педагогам сложно самостоятельно делать выводы о применении требований стандарта на практике;
• определение содержания вариативной части программы. Воспитатели не могут отойти от готовых конспектов занятий, они боятся самостоятельности. При анкетировании педагогов по содержанию программы, большинство из них указало на необходимость методического обеспечения программы именно готовыми конспектами занятий по образовательным областям;
• сотрудничество с семьями воспитанников. Воспитателям сложно перевести родителей в субъектную позицию, т.к. длительное время воспитатель представал перед родителем в качестве единственного консультанта, знающего лучше мамы,
как нужно воспитывать ее ребенка. Все консультации носили назидательный характер и мнение родителей и особенности ребенка не всегда выступали основой для педагогических воздействий;
• организация образовательной среды. Наблюдения и опрос воспитателей показывает, что педагоги не до конца осознали значение трансформируемости, полифункциональности и вариативности образовательной среды и возможности применения этих требований на практике.
Таким образом, выявив затруднения воспитателей, мы продолжили организацию повышения квалификации педагогического коллектива, используя классические формы работ и инновационные подходы в следующих направлениях:сотрудничество с семьями воспитанников, организация образовательной среды, внедрение эффективных технологий образования дошкольников, информационное сопровождение.
Многие воспитатели нашей организации в начале учебного года были направлены для прохождения обучения на курсах повышения квалификации по теме «Организация образовательного процесса в соответствии с ФГОС». На курсах были освещены следующие вопросы:
• что такое ФГОС и какие требования он включает;
• чем ФГОС отличается от ФГТ;
• особенности календарного планирования в соответствии с ФГОС;
• структура основной образовательной программы в соответствии с ФГОС.
Работа стажировочной площадки «Ребенок в многонациональном мегаполисе», организованная в дошкольном отделении нашей школы, помогла решить проблему индивидуализации педагогического процесса, повернула воспитателей лицом к проблемам детей и родителей разных национальностей.
На базе дошкольного отделения в этом году проходили научно-практические конференции, к участию в которых привлекались воспитатели. Был организован совместный с Эрмитажным детским садом проект «Две столицы, единый народ, общая культура» в ходе которого воспитатели и дети двух городов обменивались опытом. К работе проекта подключились и другие регионы нашей страны: Рязанская область, республика Тыва, Саратовская область, Республика Саха (город Якутск), Челябинск, Новосибирск, Свердловская область. Мы надеемся, что проект получит достойную поддержку и широкое распространение, а возможно, и приобретет всероссийский характер
Также в целях повышения качества образования, мы ежегодно проводим анкетирование, направленное на выявление удовлетворенности родителей качеством образования. По результатам анкетирования разрабатывается дальнейшая стратегия взаимодействия сторон, и принимаются кадровые решения.
Список литературы:
1. Богуславская, Т. Н. Проектирование образовательного пространства современной дошкольной образовательной организации на основе ФГОС ДО / Т. Н. Богуславская // Международная научно-теоретическая конференция, 20 окт. 2014 г. [Текст] : материалы. - М. ; СПб. : Нестор-История, 2014. - С.172-185.
2. Богуславская, Т. Н. Вариативные формы обеспечение доступности качественного дошкольного образования / Т. Н. Богуславская // Проблемы современного образования [Электронный ресурс] : науч.-информ. журнал. - 2013. - № 6. - С. 22-30. -Режим доступа к журн. : http://www.pmedu.ru, свободный. (статья)
3. Пуденко, Т. И. Методологические и теоретические основания управления устойчивым развитием территориальных систем образования / Т. И. Пуденко // Теоретико-методологические основы проектирования современной системы управления образованием : сборник научных трудов / ФГНУ «Институт управления образованием» РАО. - М. ; СПб. : Нестор-История, 2013. - С. 115-131.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] : письма и приказы Минобрнауки. - М. : ТЦ «Сфера», 2015. - 96 с.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2015, № 3