УДК 373.2 ББК 74.102
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЕГО СТАНДАРТИзАЦИИ
ASSESSMENT OF THE QUALITY OF PRESCHOOL EDUCATION UNDER THE CONDITIONS OF ITS STANDARDIZATION
Богуславская Татьяна Николаевна
Доцент Департамента педагогики Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье на основе анализа теории и практики дошкольного образования раскрыт потенциал основных подходов и направлений оценки качества современного дошкольного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
Boguslavskaya Tatiyana N.
Assistant Professor at the Department of Pedagogy of the Institute for Pedagogic and Psychology of Education, Moscow City University, PhD in Education E-mail: [email protected]
Abstract. The article reveals the potential of the main approaches and areas of assessing the quality of modern preschool education in the context of introducing the Federal State Educational Standards in preschool education on the basis of the analysis of the theory and practice of preschool education.
Ключевые слова: система дошкольного образования, качество дошкольного образования, оценка качества дошкольного образования, подходы к оценке качества дошкольного образования, направления оценки качества дошкольного образования.
Keywords: system of pre-school education, quality of preschool education, assessment of the quality of preschool education, approaches to assessing the quality of preschool education, the areas of assessing the quality of preschool education.
Стратегическим ориентиром развития отечественной системы образования, в том числе и дошкольного, является повышение его качества. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», качество образования — это «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [1, ст. 2, п. 29]. А это значит, что в настоящее время в системе дошкольного образования должна осуществляться комплексная оценка его качества.
Подчеркнем, что содержание понятия «качество» не является универсальным. Для каждого периода развития общества, для конкретной образовательной организации показатели качества в узком смысле всегда специфичны, так как они соответствуют данной социокультурной ситуации, модели управления, образовательной программе, определяющей цели, задачи, содержание воспитательно-образовательного процесса, кадровому потенциалу, научно-методическому обеспечению, направленности на потребности родителей воспитанников [2, с. 16].
Вместе с тем качество дошкольного образования характеризуется аксиологичностью, динамичностью, измеримостью, целостностью и структурностью.
В рамках приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 г. было предусмотрено создание моделей организации контроля качества образования и формирование нормативной базы для общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО).
Основными ориентирами развития системы дошкольного образования на современном этапе являются: переход к личностно-ориентированному взаимодействию; персонифицированный подход; уважение личности ребенка, его прав; создание условий для развития субъектной позиции ребенка в различных видах деятельности.
А значит, подходы к оценке качества дошкольного образования будут вариативными. Соответственно, оценка качества дошкольного образования может осуществляться в различных направлениях, разными субъектами: руководителем и работниками образовательных организаций, родителями воспитанников, учредителем, уполномоченными надзорными органами, профессиональными и независимыми экспертами. В процессе оценивания каждый из субъектов решает свои практические задачи, которые в итоге определяют выбор источников и способов получения информации, методов измерения и оценки показателей.
В теории и практике дошкольного образования существуют различные подходы к оценке качества образования:
• аксиологический,
• компетентностный,
• системный,
• социокультурный,
• многоуровневый,
• оптимизационный,
• синергетический,
• программный.
Все они носят комплексный характер. Так, например, системный подход к управлению качеством образования включает в себя оценку качества условий, процессов и результатов [3, с. 6].
Переход к оценке эффективности деятельности образовательных организаций, их руководителей и педагогов зафиксирован в различных документах, определяющих государственную политику в сфере образования. В этих документах имеются четкие указания на то, что показатели эффективности деятельности образовательных организаций и их руководителей устанавливаются органами управления образованием, а показатели эффективности деятельности педагогов определяются в самих организациях [4, с. 13].
Для обеспечения государственных гарантий качества дошкольного образования приоритетной задачей становится также осуществление непрерывного профессионального развития педагогических и руководящих работников.
В современных условиях самообследование и самоаттестация - важнейшие инструменты развития дошкольных образовательных организаций и одни из управленческих инструментов фиксации качества. В этой связи и руководителю, и педагогу дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) необходимо владеть квалитативными измерительно-оценочными процедурами. Согласно профессиональному стандарту педагога, среди перечня умений, которыми должен владеть педагог дошкольного образования, указаны умения, связанные с использованием методов и средств анализа данных психолого-педагогического мониторинга для оценки результативности образовательного процесса. Эффективность оценочной деятельности во многом определяется сформированностью у участников образовательных отношений квалиметрической компетентности, то есть компетентности в области измерения и оценки качества образования [5, с. 13].
Всю совокупность выделяемых параметров оценки качества дошкольного образования можно свести к пяти кластерам:
• образовательная деятельность (образовательные программы и их методическое обеспечение);
• развивающая среда;
• психологический комфорт ребенка;
• здоровьесберегающая деятельность;
• удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах ДОО.
Таким образом, можно выделить следующие интегральные критерии оценки дошколь-ной образовательной организации, которые определяют качество дошкольного образования:
• обеспечение благополучия ребенка, его комфортного пребывания в детском саду;
• готовность детского сада к сохранению здоровья ребенка, обеспечению необходимой коррекции недостатков развития;
• ориентированность дошкольного образования на успешность ребенка на следующей ступени образования, то есть обеспечение качества освоения образовательной программы;
• удовлетворение потребностей семьи и ребенка в услугах ДОО [6, с. 96].
С введением Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования была разработана Единая рамочная Концепция качества дошкольного образования (2011) [7]. Однако действующее законодательство в сфере образования, нормативное правовое обеспечение системы дошкольного образования не позволили в полной мере реализовать предложенные в Единой рамочной Концепции качества дошкольного образования подходы к оценке качества дошкольного образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) формулирует требования к результатам освоения основной образо -вательной программы дошкольного образования не в виде четких показателей возрастного развития, но в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые «не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей» [8, п. 4.3].
В данной связи ФГОС ДО стал основанием для выработки критериев и показателей оценки деятельности ДОО. Ныне действующие критерии оценки работы ДОО связаны с оценкой условий пребывания в дошкольной образовательной организации; с расширением образовательных направлений, по которым работает дошкольная образовательная организация; и с ее социокультурными инициативами.
Вопрос выявления соответствия реально созданных в дошкольной образовательной организации условий требованиям стандарта, строго регламентирующего сегодня работу ДОО, наиболее острый и неоднозначный. Он непосредственно связан с задачей повышения качества дошкольного образования, ускоряемой нынешними управленческими структурами.
С внедрением ФГОС ДО проблема качества образовательного процесса становится наиболее актуальной и требует определенной подготовленности коллектива. Требования к условиям реализации ООП дошкольного образования достаточно подробно прописаны в стандарте, где значительное внимание уделяется профессиональному развитию педагогических и руководящих кадров, которые должны обладать основными компетенциями, необходимыми для организации качественного образовательного процесса.
Оценка качества может быть внешней и внутренней.
Внешняя оценка качества образования отражает качество результата и осуществляется через:
• процедуры государственной регламентации образовательной деятельности (государственный контроль (надзор, лицензирование));
• проведение независимой оценки качества образования;
• осуществление мониторинга системы образования.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в каждой дошкольной образовательной организации должна функционировать внутренняя система оценки качества образования. Цель внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации - систематически отслеживать
и анализировать состояние системы образования в ДОО для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательной деятельности и образовательного результата.
Внутренняя система оценки качества образования в ДОО призвана установить уровень соответствия образовательной деятельности образовательной организации требованиям ФГОС ДО. Основанием для выработки критериев и показателей оценки деятельности ДОО также является стандарт.
Внутренняя оценка качества образования анализирует качество процессов, происходящих в образовательной системе и осуществляется через:
• создание системы внутреннего контроля деятельности образовательной организации;
• осуществление внутреннего мониторинга качества образования по всем направлениям деятельности образовательной организации;
• проведение социологических опросов участников образовательных отношений с целью установления степени удовлетворенности деятельностью образовательной организации (проводится в основном по предлагаемым экспертами диагностическими материалам, изучающим уровень удовлетворенности качеством образовательных услуг в образовательных организациях).
Основные формы организации внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации:
• мониторинг (целенаправленное систематическое наблюдение, собеседование, анализ документации, анкетирование, сравнение и анализ и др.);
• контроль (оперативный, тематический, фронтальный, итоговый, взаимоконтроль).
В статье, посвященной внутренней системе оценки качества образования в образовательной организации, Т. А. Никитина приводит варианты измерения показателей внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации. Так, например, согласно ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной [9, п. 3.3.4]. А значит, критерий может быть сформулирован следующим образом: «соответствие развивающей предметно-пространственной среды дошкольных групп всем принципам организации среды по стандарту. Показатели для оценки критерия должны быть более конкретными, можно использовать балльную оценку» [10, с. 6].
Авторы программы «Истоки» совместно со специалистами Московского центра качества образования разработали и апробировали научно обоснованные показатели оценки качества работы ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Эти показатели предложены для оценки качества образовательной работы и оценки индивидуального развития детей. Оценка качества образовательной работы осуществляется на основе оценки качества пяти групп условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования (психолого-педагогических, кадровых, материально-технических, финансовых и развивающей предметно-пространственной среды), требования к которым обозначены в стандарте [9].
Построение образовательной деятельности должно быть ориентировано на интересы и возможности каждого ребенка с учетом социальной ситуации его развития и обеспечение индивидуального психолого-педагогического сопровождения каждого воспитанника.
В данной связи при реализации образовательной программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. «Такая оценка, согласно стандарту, производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования)» [8, п. 3.2.3]. При этом результаты педагогической диагностики (мониторинга) не выступают основой оценки качества профессиональной деятельности педагога и качества образовательной деятельности ДОО. Они не выполняют внешней контролирующей функции и предназначены исключительно для внутреннего использования в ДОО с целью «индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития) и оптимизации работы с группой детей».
Мониторинг может проводиться не только в форме педагогической диагностики, но и в форме педагогического наблюдения.
Изменились и подходы к оценке качества профессиональной деятельности педагогов. При разработке системы оценки качества профессиональной деятельности педагогов необходимо опираться на развивающее оценивание качества дошкольного образования. При этом важнее не оценка, а самооценка.
В связи с этим профессиональная деятельность педагога должна оцениваться, исходя из:
• динамики развития интегративных качеств детей;
• эмоционального благополучия детей в образовательной среде;
• рациональной организации развивающей предметно-пространственной среды, создания социальной ситуации развития;
• вариативных форм взаимодействия с детьми;
• реструктуризации содержания образовательной деятельности;
• степени вовлеченности родителей в образовательный процесс детского сада.
ФГОС ДО ставит задачу психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, акцентирует внимание на важности эффективной педагогической помощи родителям в воспитании детей. Качество дошкольного образования рассматривается в контексте сотрудничества детского сада и семьи в решении общих задач, оценивается через удовлетворенность потребителя образовательными услугами. В данной связи продуктивный диалог между воспитанниками и их родителями с одной стороны и педагогическим сообществом - с другой будет способствовать деятельности образовательной организации в решении ее стратегической цели - повышение качества образовательного процесса.
Таким образом, проведенный анализ подходов и направлений оценки качества дошкольного образования позволяет рассматривать процедуру оценки как индикатор перспектив и развития всей отечественной системы дошкольного образования.
Список литературы
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 3 июля 2016 г.) // Консультант Плюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 15.06.2017).
2. Богуславская Т. Н. Основные подходы и направления оценки качества современного дошкольного образования // Детский сад: теория и практика. - 2016.
- № 10. - С. 16-27.
3. Богуславская Т. Н. Формирование подходов к оценке качества дошкольного образования // Проблемы современного образования. - 2012. - № 4. - C. 52-64. - URL: http://pmedu.ru/res/2012_4_4.pdf (дата обращения: 15.06.2017).
4. Пуденко Т. И., Богуславская Т. Н. К вопросу о критериях оценки эффективности деятельности дошкольных образовательных организаций // Управление образованием: теория и практика. - 2015. - № 2. - С. 13-29.
5. Сафонова О. А. Независимая оценка качества образования в дошкольной образовательной организации: метод. пособие. - Н. Новгород, 2016.
6. Богуславская Т. Н. Типология подходов к оценке и определению качества дошкольного образования // Вестн. Владимирского гос. ун-та им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. Сер.: Педагогические и психологические науки. - 2011. - № 29.
- С. 93-96.
7. Федина Н. В. Единая рамочная Концепция качества дошкольного образования. -URL: http://www.twirpx.com/file/1146411/ (дата обращения: 15.06.2017).
8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва // Российская газета. -2013. - 25 ноября.
9. Трифонова Е. В. Система оценки качества образовательной работы и индивидуального развития детей в программе «Истоки» // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2015. - № 8. - С. 16-24.
10. Никитина Т. А. Что должен знать старший воспитатель о ВСОКО // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2016. - № 12. - С. 4-7.
References
1. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: Federalnyy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 29 dekabrya 2012 No. 273-FZ (red. ot 3 Jul. 2016). In: Konsultant Plus. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed: 15.06.2017).
2. Boguslavskaya T. N. Osnovnye podkhody i napravleniya otsenki kachestva sovre-mennogo doshkolnogo obrazovaniya. Detskiy sad: teoriya i praktika. 2016, No. 10, pp. 16-27.
3. Boguslavskaya T. N. Formirovanie podkhodov k otsenke kachestva doshkolnogo ob-razovaniya. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2012, No. 4, pp. 52-64. Available at: http://pmedu.ru/res/2012_4_4.pdf (accessed: 15.06.2017).
4. Pudenko T. I., Boguslavskaya T. N. K voprosu o kriteriyakh otsenki effektivnosti dey-atelnosti doshkolnykh obrazovatelnykh organizatsiy. Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. 2015, No. 2, pp. 13-29.
5. Safonova O. A. Nezavisimaya otsenka kachestva obrazovaniya v doshkolnoy obrazovatelnoy organizatsii: metod. posobie. N. Novgorod, 2016.
6. Boguslavskaya T. N. Tipologiya podkhodov k otsenke i opredeleniyu kachestva dosh-kolnogo obrazovaniya. Vestn. Vladimirskogo gos. un-ta im. A. G. i N. G. Stoletovykh. Ser.: Pedagogicheskie i psikhologicheskie nauki. 2011, No. 29, pp. 93-96.
7. Fedina N. V. Edinaya ramochnaya Kontseptsiya kachestva doshkolnogo obrazovaniya. Available at: http://www.twirpx.com/file/1146411/ (accessed: 15.06.2017).
8. Ob utverzhdenii federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta doshkolnogo obrazovaniya: Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 17 Oct. 2013 No. 1155, Moscow. Rossiyskaya gazeta. 2013. 25 Nov.
9. Trifonova E. V. Sistema otsenki kachestva obrazovatelnoy raboty i individualnogo razvitiya detey v programme "Istoki". Upravlenie doshkolnym obrazovatelnym uchrezhde-niem. 2015, No. 8, pp. 16-24.
10. Nikitina T. A. Chto dolzhen znat starshiy vospitatel o VSOKO. Spravochnik starshego vospitatelya doshkolnogo uchrezhdeniya. 2016, No. 12, pp. 4-7.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2017, № 4