УДК 371
ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ КАЧЕСТВЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Богуславская Т.Н., Институт управления образованием РАО, Москва. Россия. E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются вариативные формы обеспечения доступности дошкольного образования в России и обосновываются основные способы предоставления качественного дошкольного образования. Представлена типология вариативных форм обеспечения доступности качественного дошкольного образования. Ключевые слова: образовательная система; вариативное образование; дошкольное образование; доступность дошкольного образования; качество дошкольного образования; управление развитием образования.
ALTERNATIVE FORMS AND AVAILABILITY OF QUALITY PRE-SCHOOL
EDUCATION
Boguslavskaya T.N., Institute of Management in education of RAE, Moscow. Russia. E-mail: [email protected]
Annotation. The article considers the alternative forms of provision of access to preschool education in Russia have been considered the main methods of providing high-quality preschool education. Presents a typology of alternative forms of ensuring access to quality preschool education.
Keywords: the educational system; variable education; pre-primary education; access to early childhood education; the quality of preschool education; management of development of education.
Возникновение и последовательное обострение на протяжении последних двух десятилетий проблемы обеспечения доступности качественного дошкольного образования является феноменом постсоветского развития отечественной системы образования. Во многом такое положение обусловлено процессами нарастающей социальной дифференциации российского общества.
В Советском Союзе острота образовательного неравенства в целом была невысока: существовали эффективные механизмы выравнивания доступа граждан к образованию. Разумеется, они не были совершенны: перспективы получения качественного образования были выше для детей из элитных и более благополучных социальных групп, однако в дошкольном образовании равенство доступа к стандартному набору услуг, в целом, обеспечивалось [2, с.11].
В настоящее время дошкольное образование в Российской Федерации получают 5,5 млн. детей в возрасте от трёх до семи лет. По данным Росстата, обеспеченность детей в возрасте от одного до шести лет дошкольными организациями составляет 60%. Однако этот показатель ниже уровня 1991 года, когда дошкольным образованием было охвачено 78 % детей соответствующего возраста [1, с.54].
В решении проблемы доступности качественного дошкольного образования основное внимание государство уделяет сокращению очереди на получение места в детских садах для детей от 3 до 7 лет. Целевой ориентир на 2013 год предусматривал введение не менее 205 тыс. дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях. Также за счет использования вариативных форм дошкольного образования намечалось сокращение очереди еще на 50 тыс. мест. [1, с.48].
К 2016 году руководством государства поставлена задача, обеспечить стопроцентную доступность дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет. Планируется также ликвидировать очередность в детские сады для детей от двух месяцев до трех лет [1, с. 11].
Достижение данной стратегической цели возможно благодаря реализации системы мер по совершенствованию нормативно-правовой базы, кадровому, информационному и материально-техническому обеспечению сферы дошкольного образования. Для обеспечения качественного дошкольного образования, его равной доступности для всех граждан за последние годы была осуществлена институциональная перестройка системы дошкольного образования на основе эффективного взаимодействия образования с рынком труда.
По данным, которые приводит И.М. Реморенко, с целью реализации региональных программ (дорожных карт) ликвидации очередности на федеральном уровне созданы финансовые механизмы ликвидации очередности: бюджетные кредиты, предоставляемые субъектам Российской Федерации с целью строительства и реконструкции зданий дошкольных учреждений; субсидии из федерального бюджета на оснащение дополнительно созданных мест. Средства в объеме 8 млрд. рублей поступили в региональные бюджеты 41 субъекта Российской Федерации [1, с.135]
Для равенства доступа населения к образовательным услугам также были:
• разработаны и внедрены прогрессивные модели дошкольного образования:
• созданы новые образовательные программы и пр.
В современных условиях необходимыми и взаимообусловленными требованиями к системе дошкольного образования являются:
• вариативность - способность соответствовать различным образовательным потребностям родителей и детей;
• единство (системность) - способность обеспечить единый уровень качества образования для всех дошкольников.
Данные требования предполагают осмысление двух ведущих категорий: вариативность дошкольного образования и доступность дошкольного образования, находящихся между собой в сложном и противоречивом диалектическом единстве. Такое положение обусловлено тем, что вариативность - это требование к разнообразию предоставляемых услуг в системе дошкольного образования, а доступность образования -требование к широте сети, ее возможностям охватить максимальное число детей дошкольного возраста.
Как показало осуществленное сравнительно - сопоставительное исследование в городской местности обеспечение доступности качественного дошкольного образования определяют три основные характеристики:
1) достаточность сети (хватает ли мест в ДОО для всех желающих и есть ли возможность получения дошкольного образования детьми с особыми потребностями по здоровью);
2) эффективность (однородность) размещения ДОО (насколько равномерно распределяются ДОО различных видов и типов в пределах одного города/района, и все ли дети имеют возможность посещать тот детский сад, который им нужен);
3) уровень качества различных ДОО (насколько отличается качество предоставляемых услуг в ДОО одного города, и имеют ли возможность родители выбрать тот детский сад, уровень которого кажется им приемлемым).
Основными причинами снижения охвата детей дошкольным образованием на селе являются материальное неблагополучие семей и сокращение числа дошкольных организаций, то есть разрушение сети.
Недостаточность сети порождает прямое неравенство доступа к дошкольному образованию, а низкий уровень эффективности сети и качества деятельности отдельных ДОО - относительное неравенство доступа.
Реализация принципа доступности при построении вариативной сети учреждений, реализующих различные дошкольные образовательные программы, означает необходимость создавать сеть таким образом, чтобы оптимально учесть разнообразные образовательные потребности детей и их родителей, но, вместе с тем, достигать пространственной близости ДОО к месту проживания детей.
В данной связи необходимость вариативности дошкольного образования обусловлена следующими факторами:
• многообразием детских образовательных потребностей, связанным с разным уровнем развития детей, специфичными потребностями в компенсации нарушений их здоровья, различными познавательными возможностями детей;
• развитием современного образовательного пространства в РФ, появлением инновационных проектов, различающихся как направленностью деятельности, так и формами работы с детьми.
Этим принципиальным и взаимосвязанным требованиям должна отвечать вариативная сетевая структура системы дошкольного образования, включающая образовательные организации разного типа. В целом создание вариативной сети образовательных институтов, реализующих различные программы дошкольного образования, направлено на достижение следующей цели: обеспечить доступ к качественному дошкольному образованию максимальному количеству детей дошкольного образования, учитывая их разнообразные образовательные потребности, способности, состояние здоровья и материальную обеспеченность семей.
Вариативность образовательных услуг в сети образовательных организаций реализующих программы дошкольного образования, воспринимается как необходимый фактор, обеспечивающий качество образования. В условиях создания и функционирования такой сети вариативность содержания программ и форм работы с детьми создает благоприятные условия для обеспечения максимального количества дошкольников образовательными услугами, соответствующими их запросам. При этом необходимо учитывать, что образовательные услуги предоставляют не только традиционные детские сады, но и другие образовательные организации, реализующие дошкольные образовательные программы. Так, например, разработан проект Федерального Закона «О культуре в РФ», по которому предполагается, что в России будут созданы многофункциональные культурные и образовательные комплексы. Подобные территориальные (многоуровневые) образовательные комплексы, могут включать в себя и вариативные модели дошкольного образования [8, с. 2].
Создание гибкой системы образовательных услуг позволило охватить дошкольным образованием значительное число детей. В данной связи проблема общедоступности дошкольного образования для всех категорий граждан должна решаться также за счет использования внутренних резервов системы образования, в том числе более гибких режимов пребывания детей в дошкольных образовательных организациях.
С 1999 года в практике работы дошкольных образовательных организаций используются группы кратковременного пребывания детей, различные центры дошкольного образования: физкультурно-оздоровительные, ранней коррекции развития ребенка и др.
Следует отметить, что сеть групп кратковременного пребывания развивается не вопреки, и не вместо традиционных дошкольных организаций полного дня, а вместе с ними. Наряду с традиционными режимами функционирования дошкольных образовательных организаций (12-часовым и круглосуточным режимами пребывания детей), начиная с 2000 года используются также 10-часовой и 14-часовой режимы. Во многих случаях 14-часовой режим наиболее предпочтителен для родителей и менее затратный, чем круглосуточный. Это позволяет повысить доступность дошкольного образования для различных категорий граждан.
Кроме того, в настоящее время параллельно с развитием традиционных форм дошкольного образования апробируются новые модели: дошкольные группы на базе общеобразовательных организаций, дошкольные группы на базе организаций дополнительного образования.
Создание гибкой системы образовательных услуг (группы неполного дня при дошкольных организациях или школах) в перспективе позволит охватить дошкольным образованием значительное число детей, в ином случае лишенных необходимой подготовки к школьному обучению. Создание сети учреждений, реализующих программы дошкольного образования, также позволит обеспечить достаточный уровень предлагаемых образовательных услуг большему количеству дошкольников.
Высокое качество дошкольного образования при увеличении охвата детей дошкольного возраста может быть достигнуто путем установления горизонтальных связей между образовательными институтами различного уровня и типа. Развитие сети дошкольного образования предполагает появление малых детских садов, надомных групп, родительских групп и т.д.
Таким образом, построение вариативной сети дошкольных образовательных организаций предусматривает институциализацию, наряду с традиционными детскими садами, таких форм дошкольного образования, как:
• группы совместного кратковременного пребывания ребенка и родителя («ребенок-родитель», «ясли с мамой», «центр игровой поддержки», «адаптационная группа»), организованные на базе детских садов, при центрах детского творчества, в специальных центрах работы с детьми раннего возраста или при психолого-педагогических центрах;
• группы надомного образования («ребенок и няня», «гувернерские группы», «семейные группы», «мини-садик»), созданные родителями на дому или в специально арендованных с этой целью жилых квартирах;
• группы кратковременного пребывания ребенка в детском саду или в другой образовательной организации, в которых реализуется программа дошкольного образования;
• адаптационные группы для детей беженцев и вынужденных переселенцев и др.
Наряду с этим сложились следующие вариативные формы дошкольного
образования:
• дошкольные группы в общеобразовательных школах (их количество увеличилось за 4 года почти вдвое),
• семейные детские сады,
• встроенные детские сады,
• надомные или гувернерские группы,
• семейные клубы,
• начальные школы-детские сады и прогимназии (сохранились лишь в ряде регионов),
• группы присмотра и ухода,
• социальные игровые комнаты - как структурные подразделения муниципальных или государственных дошкольных образовательных организаций, которые обеспечивают указанные формы кадрами, осуществляют психолого-педагогическое сопровождение и контроль.
Очевидно, что в этой ситуации возрастает роль структур, обеспечивающих методическое, психологическое сопровождение работы с дошкольниками и их родителями. На муниципальном уровне создаются такие ресурсные центры дошкольного образования, оказывающие методическую поддержку дошкольным образовательным организациям соответствующей территории.
При создании вариативной сети дошкольных образовательных организаций деятельность территориальных органов управления дошкольным образованием должна быть направлена на:
• повышение профессионального уровня педагогических кадров ДОО;
• внедрение прогрессивных механизмов формирования заработной платы педагогов ДОО, обеспечивающих ее существенной рост при одновременном учете результатов педагогической деятельности;
• формирование нового типа руководителя ДОО - менеджера образования;
• осуществление возрастной ротации кадров ДОО, привлечение новых кадров и их закрепление в системе дошкольного образования,
• улучшение морально-психологического климата в педагогических коллективах ДОО и др.
К сожалению, появление новых организационных форм в сети дошкольного образования, организация дошкольных групп при школах приводят к вовлечению в сферу дошкольного образования людей, не имеющих специального образования.
В данной связи принцип многообразия и ориентации на социальный заказ дошкольному образованию, стремление вовлечь в дошкольное образование как можно большее количество детей предполагает наличие в вариативной сети различных образовательных программ, направленных на подготовку и переподготовку руководителей дошкольных образовательных организаций, региональных и муниципальных органов управления образованием. Переподготовка педагогов ДОО должна быть направлена на изучение ими основных принципов дошкольного образования, возрастных особенностей детей дошкольного возраста, возможностей амплификации детского развития.
Как же с этим обстоит дело на практике? В качестве эмпирического материала проанализируем основные результаты рейтинга муниципальных детских садов России, проведенного в 2013 г. В рейтинг вошли 3536 ДОО из 14 регионов России: г. Москва, Красноярский край, республики Коми, Мордовия и Удмуртия, Волгоградская, Калужская, Курская, Новосибирская, Рязанская, Самарская, Тамбовская области и Ульяновская области, Еврейская автономная область.
По данным рейтинга, в категории «Педагоги, работающие с детьми» произошло снижение показателей. По результатам исследования 2012 г. 9 детских садов соответствовали оценке «хорошо», по результатам данного исследования - только 1 детский сад. На период 2012г. оценку «неудовлетворительно» получили 7,5% дошкольных организаций, на 2013г. - 25,6 %. Основная масса детских садов в обоих исследованиях расположена в интервале значений, соответствующих оценке «удовлетворительно».
Увеличилось количество детских садов, не укомплектованных педагогами с высшим педагогическим образованием. На период 2012 года их было 7,4 %, на 2013 г. - уже 11,2%. Выросло количество детских садов, не имеющих педагогов первой категории (9,9% на 2012 год и 13% на 2013 год) и педагогов высшей категории (40,1% на 2012 год и 45,3% - в 2013 году). Приведенные данные также свидетельствуют о недостаточном
притоке молодых специалистов в детские сады, которые могли бы компенсировать естественный уход воспитателей ДОО по возрасту.
Противоречивые данные получены по параметру «Повышение квалификации». К 2013 году повышение квалификации прошли больше сотрудников ДОО, чем к 2012 году. Лишь 10,1% дошкольных учреждений не были затронуты этим процессом, тогда как в 2012г. их доля составляла 12,2%. Вместе с тем общая доля педагогов, осуществивших повышение профессиональной квалификации, остается недостаточной. Она колеблется между 19-20%. [2].
В данной связи при организации системы повышения квалификации в сети дошкольного образования целесообразно опираться на потенциал инновационных образовательных учреждений и создаваемых ресурсных центров.
В заключение выделим основные зоны рисков в осуществлении вариативного дошкольного образования.
1. В настоящее время детские сады вошли в территориальные образовательные комплексы, холдинги, что обусловливает возможные риски редукции деятельности ДОО лишь к присмотру за детьми и подготовке к школьному обучению.
2. Новая группа рисков возникает с вступлением в законную силу с 1 января 2014 г. Федерального государственного стандарта дошкольного образования. По справедливому замечанию Т.И. Пуденко, «сейчас вектор изменения сети дошкольного образования - это увеличение вариативности, многообразия форм организации, в том числе с точки зрения времени пребывания ребенка. Эта вариативность плохо сочетается с требованиями стандарта дошкольного образования, который, как и ФГТ, очевидным образом нацелен на работу с детьми в дошкольных группах с 10-12 часовым режимом.
ФГОС дошкольного образования содержит небольшой текст относительно групп кратковременного пребывания, но он не проясняет основную проблему - как, в условиях работы с детьми в течение 3-5 часов, обеспечить достижение целевых ориентиров, указанных в стандарте, а если это невозможно, то каковы должны быть приоритеты при разработке ДОО своей образовательной программы в части групп кратковременного пребывания?». [3, с.36].
Проблемы введения стандарта дошкольного образования касаются не только психолого-педагогического и программно-методического обеспечения сотрудничества детского сада и начальной школы, но и организационно-управленческого, нормативно-правового и финансово - экономического обеспечения их взаимодействия в рамках территориальных образовательных комплексов.
В данной связи есть основания предвидеть управленческие риски и проблемы, связанные с диспропорциями в доступности различных форм качественного дошкольного образования в условиях его стандартизации. С целью их минимизации необходимо:
• ежегодно проводить мониторинг потребности населения в услугах дошкольного образования;
• создавать новые организационные модели дошкольного образования, особенно направленные на развивающие занятия для детей в возрасте от 1.5 до 3 лет;
• обеспечить доступность дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;
• ликвидировать разрыв между ДОО, обеспечивающими высокое качество дошкольного образования и имеющими низкий рейтинг у населения.
Список литературы
1. Образование в России [информационно-аналитическое издание]. Федеральный справочник. Т. 9. - М.: НП «Центр стратегического партнерства», 2013. - 464 с.
2. Доступ к образованию: оценка ситуации в России // Народное образование. 2013. № 7. С.11-17.
3. Пуденко, Т.И. Доступность качественного дошкольного образования: риски современного этапа [Электронный ресурс]/ Т.И. Пуденко // Управление образованием: теория и практика (электронный журнал). - 2013, № 2. - Режим доступа: www.iuorao.ru.
4. Давыдова, Е.А. Проблемы доступности общего образования в современной России // Народное образование. - 2007. № 10. - С. 28-26.
5. Новоселова, С.Ю. Качество образования как важнейший приоритет в развитии управления общеобразовательными учреждениями и организациями //Информатика и образование. - 2011. - № 11.- С.87-90.
6. Пуденко, Т.И., Потемкина, Т.В. Проектирование системы оценки профессиональной деятельности учителя в условиях развития образовательной системы // Современные исследования социальных проблем (Электронный научный журнал). -2012. - № 3 (11).
7. Смит, У., Лустхаус, Ч. Связь между равенством и качеством в образовании / Пер. с англ. Е Фруминой / У. Смит, Ч. Лустхаус // Вопросы образования. - 2006. - № 2. - С. 7489.
8. В России будут созданы многофункциональные культурные и образовательные комплексы // Современный детский сад. - 2013 .- № 4 .- С.2