Научная статья на тему 'Инклюзивное образование детей дошкольного возраста: организационный аспект'

Инклюзивное образование детей дошкольного возраста: организационный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2600
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПОЛИСУБЪЕКТНАЯ СРЕДА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / SOCIALIZATION / POLYSUBJECT ENVIRONMENT / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGIC SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебеденко Инна Юрьевна, Родионова Оксана Николаевна

Изложен взгляд на возможное решение проблемы организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации. Ценность исследования состоит в формулировке индикаторов эффективности психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебеденко Инна Юрьевна, Родионова Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is given the view on the solution of the problem of organization of disabled children in the conditions of a preschool educational institution. The significance of the research is in formulation of the indicators of the effectiveness of psychological and pedagogic support of preschool children in the conditions of inclusive education.

Текст научной работы на тему «Инклюзивное образование детей дошкольного возраста: организационный аспект»

И.Ю. ЛЕБЕДЕНКО, О.Н. РОДИОНОВА,

А.М. КЛИМЕНКО

(Армавир)

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТ

Изложен взгляд на возможное решение проблемы организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации. Ценность исследования состоит в формулировке индикаторов эффективности психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования.

Ключевые слова: инклюзивное образование, социализация, полисубъектная среда, психолого-педагогическое сопровождение.

Современный мир, развиваясь в условиях глобализации, переживает системные энергетические, финансовые, социокультурные кризисы. Все это, усиливая противоречия в общественном развитии, приводит к поиску новых смыслов в организации социальных моделей государств, повышает внимание к человеческому ресурсу. К концу двадцатого столетия в России и во всём мире сформировалось устойчивое положительное мнение общества о необходимости создания условий для активного включения людей с особыми потребностями в общественную жизнь. Необходимость социальной, культурной и образовательной инклюзии лиц с ограниченными возможностями здоровья подчеркивается в работах многих современных авторов (М.А. Алексеева, С.В. Алёхина, Л.В. Годовникова, Е.Н. Кутепова, Н.Н. Ма-лофеев, Н.М. Назарова, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго и др.).

Именно поэтому одной из приоритетных задач современной образовательной политики нашего государства является развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, которые могут обеспечить устойчивую доступность образовательных услуг в разнообразных образовательных организациях дошкольного, общего и дополнительного образования. В последние годы на законодательном уровне активно создаётся теоретическая база для реализации новых тенденций развития общества и системы образования в

частности. Так, в соответствующих государственных документах уже определена сущность инклюзивного образования, разработаны требования к его реализации, компетенции специалистов, его осуществляющих, и др. [5].

Отечественные исследователи (Н.Л. Бе-лопольская, Е.Е. Дмитриева, М.В. Жигорева, И.А. Коробейников, Т.Н. Князева, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, Н.Н. Малофеев, Е.А. Медведева, К. Рейсвепкван, Е.А. Стребе-лева, В.В. Ткачева, У.В. Ульенкова, Н.Д. Шмат-ко, Л.М. Шипицына, Н.В. Шутова, Л.Э. Семенова и др.) в своё время приняли активное участие в разработке научно-методических подходов к обеспечению эффективной образовательной инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Очевидно, что в России инклюзивное образование предполагается осуществлять в логике развития отечественных научных психолого-педагогических исследований о сензи-тивных периодах становления высших психических функций, о предупреждении возникновения «социальных вывихов» и связанных с ними вторичных отклонений в развитии детей-инвалидов, о важности раннего вмешательства в ход психического развития ребёнка (Л.С. Выготский и др.) [3].

В рамках реализации принципа раннего вмешательства как отечественными, так и зарубежными учёными давно разработаны и экспериментально апробированы комплексные программы ранней (при необходимости - с первых месяцев жизни) психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии. При этом дополнительно установлено, что в рамках реализации принципа раннего вмешательства возможно обеспечить и условия для интеграции ребенка с нарушениями в развитии в социальную и общеобразовательную среду (Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, Т.С. Овчинникова, О.Г. Приходько, Т.В. Пелымская, Л.И. Солнцева, Е.А. Стребелева, С.Л. Хорош, Н.Д. Шматко и др.). Отрадно, что многие отечественные исследователи отмечают возможность реализации принципов инклюзивного образования на уровне дошкольных образовательных организаций.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (2013 г.) определяет специальные условия для успешного воспитания и обучения детей, имеющих особые образовательные потребно-

О Лебеденко И.Ю., Родионова О.Н., Клименко А.М., 2015

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

сти. В соответствии с этим документом кор-рекционная работа (или инклюзивное образование детей с нарушениями психофизического развития) должна обеспечивать разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, а весь образовательный процесс должен быть ориентирован на полноценную социальную адаптацию [6].

Такие исследователи, как Н.Н. Малофе-ев, М.М. Маркович, Н.Д. Шматко и др., отмечают, что в рамках педагогической интеграции обязательно происходит взаимопроникновение общей и специальной образовательных систем, что способствует более успешной социализации детей с нарушениями здоровья. Нормально развивающиеся сверстники, попадая в полисубъектную среду, начинают воспринимать окружающий их социальный мир как единое сообщество, включающее в себя и сверстников с проблемами в развитии. Всё вышеизложенное актуализирует необходимость своевременного решения проблем психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями в условиях дошкольной образовательной организации [1].

Для детей и подростков с проблемами в развитии и здоровья в Краснодарском крае создано единое образовательное пространство, охватывающее все ступени образования: начиная с дошкольного и заканчивая профессиональным. Обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования и достижение нового современного качества дошкольного образования являются одним из важнейших направлений модернизации краевого дошкольного образования на современном этапе.

Дошкольное образование постоянно находится в центре внимания администрации края, и его основные проблемы обсуждаются на ежегодных форумах педагогов дошкольного образования. Главными из них являются вопросы сохранения и развития имеющейся сети дошкольных организаций, обеспечения реальной доступности образовательных услуг для всех слоев населения. В последние годы вариативные формы активно развиваются, и все больше детей получают услуги дошкольного образования, в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья. Особое внимание уделяется тем категориям детей, для которых не существует или мало специальных образовательных учреждений - детям с син-

дромом Дауна, с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения, с ДЦП и др.

Мы ранее указывали, что в практике дошкольного образования Кубани имеется опыт интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общество обычных сверстников, воспитывающихся в детских садах. Данное направление позволяет разрабатывать и внедрять в практику работы различных образовательных организаций края самые разные технологии включения в образовательный процесс детей с особыми образовательными потребностями, обеспечивая им соответствующее психолого-педагогическое сопровождение [4].

на наш взгляд, психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования -это система профессиональной деятельности специалистов, ориентированная на создание максимально благоприятных психолого-педагогических условий для интеграции дошкольников с ОВЗ в социум нормально развивающихся сверстников.

Однако анализ научной и методической литературы и опыт педагогической деятельности позволили нам выделить ряд проблем, затрудняющих реализацию принципов инклюзивного образования детей дошкольного возраста и требующих незамедлительного решения:

1) недостаточная профессиональная компетентность большинства педагогов в области современных технологий психолого-педагогического сопровождения дошкольников в условиях инклюзивной практики;

2) малая осведомленность некоторых педагогов о содержании и современных формах взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования дошкольников в ДОО;

3) отсутствие четких формулировок целей и задач управления инклюзивным образованием в ДОО и их недоступность пониманию родителей;

4) низкая мотивированность родителей на целенаправленное деятельное сотрудничество с образовательной организацией по данному направлению.

Для решения обозначенных проблем в условиях конкретной образовательной организации нами были определены как обязательные такие условия:

- создание гибкой системы профессиональной деятельности педагогических работников, ориентированной на создание ком-

фортных, максимально благоприятных условий полноценного проживания детства как реализации права каждого ребенка на дошкольное образование с высоким уровнем качества образовательных услуг и позитивной социализации;

- равный доступ к образованию для всех воспитанников с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей в разнообразных организационных формах интеграции и инклюзивной практики; поддержка и фасилитация личностно ориентированной траектории развития детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях эффективного полисубъектного взаимодействия с детьми и взрослыми.

Формулируя задачи деятельности педагогического коллектива дошкольной образовательной организации, детерминированные данными условиями, мы наметили в качестве основных такие:

1) обеспечить равный доступ к образованию для всех детей с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

2) повысить качество предоставляемых образовательных услуг по психолого-педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста в условиях инклюзии;

3) создать в ДОО систему оценки качества образования на основе принципов научности, открытости, объективности, прозрачности и общественно-профессионального участия;

4) модернизировать образовательные программы, направленные на достижение современного качества результатов социализации;

5) повысить уровень квалификации педагогических кадров, в том числе и по психолого-педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста в условиях инклюзии.

В соответствии с вышеизложенным практическая значимость данной работы для развития дошкольной образовательной организации может быть представлена следующим:

1. Осуществление инклюзивной практики обеспечивает достижение педагогическим коллективом современного качества предоставляемых образовательных услуг, результатов социализации детей, в том числе детей с ОВЗ.

2. Разработка, апробация и внедрение системы психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования способствуют повышению эффективности процесса диагности-

ки, прогнозирования, коррекции и интеграции детей с ОВЗ в среду сверстников.

3. Освоение педагогами современных технологий сопровождения создает основу для формирования необходимых профессиональных компетенций, профессионального роста, повышает конкурентоспособность.

4. Создание психолого-педагогических условий для эффективного взаимодействия дошкольников, имеющих ОВЗ, со взрослыми и сверстниками позволит выявить и оценить соответствующий спектр изменений процесса социализации ребенка, может служить ориентиром оптимизации работы педагогического коллектива в целом.

5. Разнообразие деловых и творческих связей дошкольной организации с различными организациями и учреждениями города, разработка форм, средств и методов интерактивного взаимодействия педагогов с родителями воспитанников такой интегрированной группы повысят мотивированность родителей на целенаправленное сотрудничество с образовательной организацией по данному направлению [4].

В ходе реализации поставленных целей и задач нами была разработана модель психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования, которая включает целефунк-циональные, структурно-логические, содержательные, инструментально-технологические характеристики. Она позволяет представить уровневый характер организации образовательного процесса в дошкольной организации (вертикальный и горизонтальный), раскрывающий механизмы формирования готовности детей с ОВЗ к интеграции, а также возможности системного психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования.

Мы выделили следующие взаимообусловленные блоки данной модели: первый блок -формирование готовности дошкольников с ОВЗ к интеграции в логике индивидуального сопровождения, второй блок - системное психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования.

Специалисты, работающие в системе сопровождения, должны владеть специфическими методическими приемами, позволяющими обогатить содержательную сторону процесса инклюзивного образования.

Первый блок психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста

в условиях инклюзивного образования - формирование готовности дошкольников с ОВЗ к интеграции - включает в себя следующие направления индивидуального психолого-педагогического сопровождения: диагностическое, коррекционно-развивающее.

Диагностическое направление включает комплексное и системное изучение ребенка с ОВЗ для постоянного отслеживания его психолого-педагогического статуса и индивидуальные образовательные пути с последующей фиксацией результатов в карте сопровождения.

Коррекционно-развивающее направление связано с разработкой траектории индивидуальных образовательных маршрутов детей-инвалидов. В ходе такого индивидуального психолого-педагогического сопровождения происходит формирование их готовности к интеграции в социум сверстников. Нами были выделены следующие компоненты такой готовности: эмоциональный, когнитивный и де-ятельностный.

Эмоциональный компонент готовности детей к интеграции в социум связан с положительным отношением к другому ребенку (взрослому); поддержанием эмоциональных контактов; пониманием переживаний, состояний и интересов друг друга и др.

Когнитивный компонент готовности детей к интеграции характеризуется наличием элементарных представлений об окружающем мире; осведомленностью в области взаимоотношений людей в социуме; осознанием собственной индивидуальности; знанием социальных норм поведения, правил в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Деятельностный компонент готовности детей к интеграции в социум предполагает наличие оптимального уровня включенности в совместную деятельность; проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности; умение подчиняться разным правилам и социальным нормам во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Особенности проявления указанных компонентов обусловлены спецификой нарушения детей с ОВЗ. Активное внедрение в последнее время инклюзивной практики в дошкольное образование приводит к тому, что в качестве субъектов включения выступают все более сложные категории детей с ОВЗ, в частности дети с расстройствами аутистического спектра (РАС), а также дети, традиционно интегрированные в общее образование - дети с

КИЕ НАУКИ -

нарушениями речи, слуха и лёгкими нарушениями интеллекта. По нашему мнению, наиболее сложным будет процесс формирования готовности к интеграции в социум детей с РАС. Очевидно, что организация коррекционно-развивающего взаимодействия с детьми-аутистами потребует от специалистов детального определения соотношения форм специального образования и интеграции в общеобразовательную среду.

Второй блок психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования - технологический арсенал системного психолого-педагогического сопровождения дошкольников для их взаимоадаптации в образовательной инклюзивной среде дошкольной организации. Данный блок нацелен на создание оптимальных условий для раскрытия индивидуально-личностных особенностей детей на основе личностного ресурса каждого ребенка.

В рамках этого блока основными направлениями психолого-педагогического сопровождения становятся:

1. Организация и руководство деятельностью детей, позволяющие им проявлять инициативу и любознательность.

2. Разработка и апробация программ социального развития, корригирующих особенности отношений, взаимодействий и позиций взрослых (родителей и педагогов) как субъектов образовательного процесса в условиях инклюзии.

В соответствии с показателями, характеризующими общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность [6], нами определены 5 групп индикаторов эффективности психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования с учетом приоритетных направлений развития образования [7].

Для обеспечения доступности дошкольного образования первой группой индикаторов эффективности психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования в части реализации гарантии права на дошкольное образование становятся:

- количество групп инклюзивной направленности в дошкольной образовательной организации (ДОО) по сравнению с общим числом групп;

- численность детей-инвалидов, обучающихся в комбинированной группе, по сравне-

нию с общей численностью детей-инвалидов, посещающих ДОО.

Повышение качества образовательных услуг в ДОО требует создания в ДОО системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия и др. Это позволяет определить характеристику второй группы индикаторов эффективности психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования - представление общественности публичного отчета, отражающего открытость и прозрачность образовательной и хозяйственной деятельности по психолого-педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования.

Реализация гибко организованных вариативных форм дошкольного образования и социализации детей обусловливает содержательные характеристики третьей группы индикаторов эффективности психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования:

- количество вариативных форм инклюзивной практики в ДОО по сравнению с общим числом вариативных форм дошкольного образования;

- количество воспитанников-выпускников, охваченных психолого-педагогическим сопровождением в условиях непрерывного дошкольного и начального образования;

- количество мероприятий с педагогами дошкольного и начального образования по проблеме инклюзии, психолого-педагогического сопровождения детей по сравнению с общим числом мероприятий с данными педагогами.

Создание условий в ДОО, соответствующих требованиям ФГОС ДО (2013 г.), предусматривает модернизацию образовательных программ, обеспечивающих достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации детей с нарушениями в развитии. Это позволяет включить в четвертую группу следующие индикаторы эффективности психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования:

- реализация адаптированных программ для получения качественного дошкольного образования детьми, детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;

- наличие необходимых условий для индивидуальной работы с детьми;

- наличие адаптированных образовательных программ, вариативных программ формирования социальной компетентности у дошкольников комбинированной группы;

- мероприятия по оказанию психолого-педагогической помощи воспитанникам комбинированной группы.

Повышение уровня удовлетворенности населения качеством предоставляемых образовательных услуг обусловливает содержательные линии пятой группы индикаторов эффективности психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования:

- открытость и доступность информации об образовательной организации;

- доступность взаимодействия с получателями образовательных услуг;

- доля получателей образовательных услуг, удовлетворенных материально-техническим обеспечением инклюзивного образования, от общего числа опрошенных получателей образовательных услуг;

- доля получателей образовательных услуг, удовлетворенных качеством инклюзивного образования, от общего числа опрошенных получателей образовательных услуг;

- доля получателей образовательных услуг, готовых рекомендовать ДОО родственникам и знакомым, от общего числа опрошенных получателей образовательных услуг [7].

Таким образом, обозначенные нами индикаторы эффективности психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования позволяют осуществлять количественный и качественный анализ инклюзивной практики, реализуемой в дошкольной образовательной организации.

Мы полагаем, что научная работа по определению условий психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста имеет большую значимость для развития системы образования. Это обусловлено возможностью расширения границ инклюзивного образования на уровне дошкольной ступени и обеспечения детям с ОВЗ доступной и полезной для их развития формы интеграции, а также созданием условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников по организации психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Список литературы

1. Артюшенко Н.П. Организация процесса включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. 2011. №1. С. 57-77.

2. Борытко Н.М. Профессионально-педагогическая компетентность педагога // Эйдос: интернет-журнал. 2007. 30 сент. URL: http://www.eidos.ru/ journal/.

3. Лебеденко И.Ю. Инклюзия в образовании: история и современность (материалы курса по выбору). Армавир: РИО АГПА, 2014.

4. Лебеденко И.Ю., Родионова О.Н. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования // Инновационные технологии в науке и образовании: Междунар. электрон. симпозиум. Махачкала, 2015. С. 98-103.

5. Малофеев Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. 2009. № 6. С. 3-9.

6.URL:http://минобрнауки.рф/4071/Prikaz_1547_ ot_05.12.2014.pdf.

7. URL: ^йр://минобрнауки.рф/документы/3409/ файл/2228/13.05.15-Госпрограмма-Развитие_образо-вания_2013-2020.р.

1. Artjushenko N.P. Organizacija processa vklju-chenija detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja v obrazovatel'nye uchrezhdenija // Prak-ticheskij psiholog i logoped v shkole i DOU. 2011. №1. S. 57-77.

2. Borytko N.M. Professional'no-pedagogicheskaja kompetentnost' pedagoga // Jejdos: internet-zhurnal. 2007. 30 sent. URL: http://www.eidos.ru/journal/.

3. Lebedenko I.Ju. Inkljuzija v obrazovanii: istorija i sovremennost' (materialy kursa po vyboru). Armavir: RIO AGPA, 2014.

4. Lebedenko I.Ju., Rodionova O.N. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie detej doshkol'nogo vozrasta v uslovijah inkljuzivnogo obrazovanija // Innovacionnye tehnologii v nauke i obrazovanii: Mezhdunar. jelektron. simpozium. Mahachkala, 2015. S. 98-103.

5. Malofeev N.N. Inkljuzivnoe obrazovanie v kontekste sovremennoj social'noj politiki //Vospitanie i obuchenie detej s narushenijami v razvitii. 2009. № 6. S. 3-9.

6. URL: http://minobrnauki.rf /4071/Prikaz_1547_ ot_05.12.2014.pdf.

7. URL: http://minobrnauki.rf/dokumenty/3409/ fajl/2228/13.05.15-Gosprogramma-Razvitie_ obrazovanija_2013-2020.p.

Inclusive education of preschool children: organization aspect

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

There is given the view on the solution of the problem of organization of disabled children in the conditions of a preschool educational institution. The significance of the research is in formulation of the indicators of the effectiveness of psychological and pedagogic support of preschool children in the conditions of inclusive education.

Key words: inclusive education, socialization, polysubject environment, psychological and pedagogic support.

(Статья поступила в редакцию 29.10.2015)

м.и. кряхтунов

(Москва)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРИЗВАНИЯ

Анализируются содержание, структура, источники и условия становления педагогического призвания.

Ключевые слова: психология призвания, педагогическое призвание, психология учителя.

Цель статьи - изложить психологическую сущность и факторы, определяющие призвание педагога. Начнем с анализа значения слова «призвание». Он может быть сделан в двух направлениях: одно - призыв, приглашение, запрос, заказ, зов, вызов; другое - отклик, отзыв, принятие вызова, внутренний зов, стремление. Если рассмотреть эти два направления как части, то можно предположить наличие в призвании (как явлении) двух составляющих -внешней (вызов, призыв) и внутренней (отклик, отзыв).

Следуя этой логике, говорить о своем призвании человек может в той мере, в которой обе эти стороны имеют место и связаны между собой в жизни и деятельности. Иными словами, если человек воспринимает во внешнем мире (в данном случае, в той или иной профессиональной сфере) необходимость, «вызов» и у него есть на это соответствующий внутрен-

О Кряхтунов М.И., 2015

* *

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.