Научная статья на тему 'Приемы фасилитативных технологий в организации взаимодействия педагогов с родителями'

Приемы фасилитативных технологий в организации взаимодействия педагогов с родителями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
623
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАСИЛИТАЦИЯ / FACILITATION / ФАСИЛИТАТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / FACILITIES TECHNOLOGY / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трофимова Татьяна Викторовна

В статье раскрыты основы фасилитативной технологии взаимодействия субъектов образовательного процесса, основные направления взаимодействия педагогов дошкольного образования и законных представителей дошкольников. Описан опыт применения приемов фасилитативной технологии в дошкольной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трофимова Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the basics of facilities technology of interaction of persons of the educational process, basic directions of cooperation of teachers for preschool education and legal representatives for preschoolers. The author describes the experience of applying the techniques of facilities technology in preschool educational organization.

Текст научной работы на тему «Приемы фасилитативных технологий в организации взаимодействия педагогов с родителями»

Трофимова Татьяна Викторовна,

заместитель заведующего по УВР

МБДОУ «Центр развития ребенка-детский сад № 83», (г. Чита, Российская Федерация)

УДК 373.24

ПРИЕМЫ ФАСИЛИТАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ

TECHNIQUES OF FACILITIES TECHNOLOGIES IN INTERACTION OF

TEACHERS WITH PARENTS

В статье раскрыты основы фасилитативной технологии взаимодействия субъектов образовательного процесса, основные направления взаимодействия педагогов дошкольного образования и законных представителей дошкольников. Описан опыт применения приемов фасилитативной технологии в дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: фасилитация, фасилитативная технология, взаимодействие.

The article reveals the basics of facilities technology of interaction of persons of the educational process, basic directions of cooperation of teachers for preschool education and legal representatives for preschoolers. The author describes the experience of applying the techniques of facilities technology in preschool educational organization.

Key words: facilitation, facilities technology, interaction.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) значительно изменились подходы к организации взаимодействия педагогов с родителями. Если раньше педагоги дошкольного образования видели свою миссию в том, чтобы учить, контролировать действия родителей, указывать на их ошибки, недостатки в воспитании детей, то в настоящее время возникла необходимость активного включения законных представителей ребенка в образовательный процесс. В нормативных документах отмечено, что ответственность за воспитание и развитие детей несут родители, а педагоги дошкольных образовательных организаций (ДОО) обязаны всячески содействовать родителям, но не заменять их.

С точки зрения современных педагогов-исследователей в организации взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и родителей можно выделить следующие направления:

- повышение уровня социально-психологической культуры родителей;

- обеспечение понимания родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения для формирования личности в целом;

- вооружение родителей навыками «педагогической рефлексии»;

- информирование родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольной образовательной организации;

- помощь родителям в установлении субъектной позиции в образовании своих детей [2, с. 210-211].

Изучение психолого-педагогической литературы показало, что на современном этапе многие авторы признают, что для реализации данных направлений необходимо искать новые технологии работы с родителями. Технологии фасилитации позволяют по-новому взглянуть на роль педагога в работе с детьми и родителями.

Понятия «фасилитация» и «фасилитатор» (от англ. facilitate -облегчать, помогать, способствовать) пришли в педагогику из гуманистической психологии. Разработку концепции педагогической фасилитации начал в 50-х гг. ХХ века К. Роджерс совместно с другими представителями гуманистической психологии. В отечественной педагогике вопросы фасилитации рассматривают Э.Ф. Зеер, И.В. Жижина, Р.В. Овчарова, С.Я. Ромашина и др. [4]. В области дошкольного образования вопросами внедрения фасилитативных технологий в ДОО занимается А.А. Майер.

Фасилитативная педагогика меняет взгляд на установление взаимодействия между родителями и педагогами дошкольного образования. В процессе активного сотворчества и соразвития родители из «ведомых» постепенно превращаются в «сведущих», а затем и в «ведущих». Роль воспитателя, как фасилитатора, человека, поддерживающего и стимулирующего, заключается в создании необходимых условий для свободного жизнепроявления. Конечной целью работы педагога-фасилитатора должна стать самостоятельность и активность родителей в решении всех необходимых вопросов, связанных с образованием детей [3].

Осознавая необходимость изменить традиционный подход к взаимодействию педагогов с родителями, коллектив МБДОУ «ЦРР - детский сад № 83», начиная с 2014 года, начал использовать приемы фасилитативных технологий. Была разработана программа взаимодействия с родителями «Родители и воспитатели - два берега одной реки». В соответствии с образовательными областями, обозначенными в ФГОС ДО, определены направления работы: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие и речевое развитие.

В области художественно-эстетического развития детей совместно с родителями организовывались театрализованные постановки, как с долгосрочной подготовкой, так и театр-экспромт. Задачей педагогов детского сада было не только привлечение родителей к созданию костюмов, декораций, помощи детям в репетициях, но и побуждение к участию в написании сценария к постановкам, исполнению ролей в спектаклях. Для театрализованных постановок выбирались народные и авторские сказки с

большим количеством действующих лиц, такие как «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Теремок» и другие.

Особый интерес у родителей вызвало участие в занятиях студии изобразительного искусства, на которых была предоставлена возможность ознакомиться с нетрадиционными техниками рисования, использованием нестандартных материалов в продуктивной деятельности. Многие родители, имея навыки творческой деятельности, смогли организовать мастер-классы для дошкольников, демонстрируя свою субъектную позицию и заинтересованность в образовании детей.

Для привлечения родителей к участию в познавательном развитии дошкольников, были организованы детско-родительские игровые, где законные представители, самостоятельно изготовив развивающую математическую игру, учили детей в нее играть. Организация квест-игр, экспериментальных лабораторий позволила обратить внимание родителей на специфику знакомства детей с научными знаниями. Результатом информирования родителей в области современных тенденций в дошкольном образовании стало создание домашних мини-музеев, лэпбуков и последующая их презентация в группе.

В области физическое развитие, наряду с традиционными семейными соревнованиями, еженедельно проводились совместные с родителями утренние физические зарядки различной направленности, например логопедическая, математическая зарядки и другие.

Осуществляя взаимодействие с родителями в социально-коммуникативном развитии детей, педагоги детского сада в течение года планировали и проводили совместные экскурсии в магазины, библиотеки, школы, на рабочие места родителей. По материалам экскурсий и других ярких событий в каждой группе выпускалась «Газета для любознательных родителей», ежеквартально фотоматериалы обобщались и оформлялись в статьи при активном участии родителей.

Взаимодействие с родителями в области речевого развития обеспечивалось логопедом детского сада. Для старших дошкольников и их родителей один раз в месяц проводились развивающие логопедические сюжетно-ролевые игры. Родители вместе с детьми учились делать дыхательную, артикуляционную, пальчиковую гимнастику, учились слушать и различать разные звуки, правильно произносить чистоговорки и скороговорки. В детском саду стали традиционными устные презентации детско-родительских работ по итогам выставок «Дары осени», «Новогодняя сказка» и других. Такая работа позволяет детям научиться держаться перед публикой, отвечать и задавать вопросы, а взрослым почувствовать сопричастность к образовательному процессу.

Приемы фасилитативной технологии успешно использовались в организации родительских собраний. Планируя собрания в течении года, мы придерживались рекомендаций А.А. Маера, предложившего реализовывать 4 блока родительских собраний [1]:

1-й блок - «Мы их......». Такого рода собрания предполагают ведущую

роль педагога и рассчитаны на вооружение родителей необходимыми психолого-педагогическими знаниями. Родительские собрания проводились в форме заседания дискуссионного родительского клуба, обсуждались темы: «Воспитываем вместе», «На пороге школы», «Что такое ФГОС ДО» и другие. Необходимо отметить, что воспитатель на таких собраниях не просто доносил информацию, а выступая в роли тьютора, организовывал совместное обсуждение, обобщение имеющейся информации с использованием интерактивных форм организации взаимодействия.

2-й блок - «Мы с ними...... В этом блоке собрания организовывались

воспитателем совместно с родителями и проводились в форме Брейн-рингов, круглых столов, творческих гостиных, педагогических лабораторий. Родители под руководством воспитателя подбирали материал, готовили выступления, задания, игры, позволяющие в непринужденной обстановке решать текущие вопросы образования детей.

3-й блок - «Они с нами.». Специфика этого блока заключается в том, что родители самостоятельно определяют тему родительского собрания, обсуждают с педагогом вопросы, которые необходимо осветить, возможные формы проведения, необходимость присутствия специалистов детского сада. Собрание проводят члены родительского комитета, либо заинтересованные и компетентные в обсуждаемой теме родители.

4-й блок - «Они без нас..». Этот блок собраний родители проводят самостоятельно без участия педагогов, подводят итоги, анализируют произошедшее за год, что было положительным, что - отрицательным, каких результатов достигли к концу года, какие трудности встретили на своем пути и т.д.

Перед каждым собранием воспитателями проводилось анкетирование, целью которого было выявление наиболее актуальных для родителей вопросов, обеспечение мотивации к обсуждению выявленных проблем. Обозначить важные для обсуждения темы позволяла родительская почта и личные блоги воспитателей, где родители могли задавать интересующие их вопросы. Немаловажным было использование рефлексивных листов, позволяющих обеспечить обратную связь и вооружить родителей элементами педагогической рефлексии.

Таким образом, приемы фасилитативных технологий, используемые в организации взаимодействия педагогов дошкольного образования и родителей, позволяют создать основу для проявления субъектной позиции родителей в образовании детей, обеспечить для законных представителей детей ситуацию доверия, открытости и успеха, а значит способствовать эффективному образованию дошкольников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Давыдова О.И. Как эффективно использовать технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОО / О.И. Давыдова, А.А. Майер. - Москва : Центр педагогического образования, 2014. - 144 с.

2. Кощиенко И. В. Взаимодействие педагогов и родителей как социальная и психолого-педагогическая проблема // Проблемы педагогики и психологии. - 2011. - №1. - С. 209212.

3. Ромашина С.Я. Фасилитативная педагогика в высшем образовании / С.Я. Ромашина, А.А. Майер // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2012. - № 2. -С.45-49.

4. Филь Т.А. Фасилитация в педагогической деятельности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2013. - № 32. - С. 71- 75.

Фёдорова Александра Александровна

кандидат педагогических наук ВУЗ «Республиканский институт последипломного образования

инженерно-педагогических работников»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 377+37.01

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОЙ ПРОЕКТНОЙ КОМАНДЫ

PROJECT ACTIVITIES: ASPECT ОF SUCCESSFUL PROJECT

TEAMBUILDING

В статье раскрывается важность осуществления проектной деятельности в образовательных учреждениях профессионального образования; представлен краткий обзор диагностических методик, применяемых для формирования успешной проектной команды.

Ключевые слова: проект, проектная команда, диагностическая методика, склонность, способность, командная роль, образовательное учреждение профессионального образования.

This article is devoted to the importance of carrying out of project activities in education establishments of professional education. A short review of successful project teambuilding diagnostic methodology is presented.

Key words: project, project team, diagnostic methodology, propensity, ability, team role, education establishment of professional education.

Стремительные перемены в социальной, политической, экономической и культурной жизни современного общества требуют кардинальных изменений в сфере образования на всех ее уровнях, что ведет к смене образовательной парадигмы, приобретающей личностно-ориентированный характер, делающей упор на развитие активной и инициативной личности,

149

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.