Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive17/17-05/ Дата публикации: 1.11.2017 № 5 (29). С. 45-49. УДК 37.02
И.Б.Бичева, Н.Е.Гладкова
Актуальность правового воспитания в дошкольной образовательной организации
В данной работе обоснована актуальность проблемы правового воспитания участников образовательных отношений дошкольной образовательной организации. Проведен научно-теоретический анализ понятия «правовое воспитание», в том числе применительно к области дошкольного образования. Сделан вывод, что вопросы правового воспитания дошкольников представляют особый интерес ученых и практиков, поскольку отражают требования современного общественного развития и учитывают особенности дошкольного периода как наиболее сенситивного в становлении личности ребенка. Определено, что процесс правового воспитания в области дошкольного образования направлен на приобщение детей к правовым ценностям и приобретение ими основ правовой культуры, необходимых знаний о правах и обязанностях человека; освоение нравственно-правовой нормы поведения и взаимодействия как основы для формирования активной жизненной позиции. Единство целей и задач педагогов дошкольной образовательной организации и родителей в правовом воспитании детей, целостность процесса семейного и дошкольного воспитания инициируют построение единого правового пространства в системе «дошкольная образовательная организация - семья - социум» с целью развития правовой компетентности участников правовых отношений (педагогов, родителей, детей, социального окружения) и достижения эффективности в системе работы по защите прав и опыта нравственно-правового воспитания.
Ключевые слова: правовое воспитание, дошкольное образование, правовое воспитание дошкольников, защита прав
Perspectives of Science & Education. 2017. 5 (29)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive17/17-05/ Accepted: 1 August 2017 Published: 1 November 2017 No. 5 (29). pp. 45-49.
I.B.BlCHEVA, N.E.Gladkova
Relevance of legal education in the preschool educational organization
In this work the relevance of a problem of legal education of participants of the educational relations of the preschool educational organization is proved. The scientific-theoretical analysis of the concept "legal education", including in relation to area of preschool education is carried out. The conclusion is drawn that questions of legal education of preschool children are of special interest scientists and practicians as reflect requirements of modern social development and consider features of the preschool period as the most sensitive in formation of the identity of the child. It is defined that process of legal education in the field of preschool education is directed to familiarizing of children with legal values and acquisition by them of bases of legal culture, necessary knowledge of the rights and duties of the person; development of moral precept of law of behavior and interaction as bases for formation of active living position. The unity of the purposes and tasks of teachers of the preschool educational organization and parents in legal education of children, integrity of process of family and preschool education initiate creation of uniform legal space in "the preschool obrakhovatelny organization-family-society" system for the purpose of development of legal competence of participants of legal relations (teachers, parents, children, a social environment) and achievements of efficiency in the system of work on protection of the rights and experience of moral and legal education.
Keywords: right, legal education, preschool education, legal education of preschool children, legal competence
овременный этап развития системы до/ школьного образования обуславливает те-
V__" оретическое осмысление и практическое
освоение правовых аспектов профессиональной деятельности педагогов в соответствии с нормами права и защиты интересов воспитанников.
Научно-методологические, теоретические и психолого-педагогические основы правового воспитания личности находят отражение в исследованиях В.П. Беспалько, П.П. Блонского, О.Г. Ге-нисарецкого, А.И. Долговой, К.Е. Игошевой, Н.К. Зотовой, В.В.Краевского, В.В. Серикова, В.А. Сла-стенина, В.И. Слободчикова, С.Т. Шацкова, Г.П. Щедровицкого, Н.О. Яковлевой и других ученых. Различные аспекты научного, практического и методического осмыслении правового воспитания личности ребенка, в том числе дошкольного возраста, исследовались А.В. Булатовой, А.М. Виноградовой, Н.П. Вербицким, Е.А. Казаевой, С.А. Козловой, И.Ф. Рябко, С.Г. Якобсон, др.
Теоретический анализ публикаций свидетельствует, что правовое воспитание рассматривается с точки зрения воздействия на личность по формированию правовой культуры; приобретения необходимых правовых знаний и представлений; становления правомерного поведения, основанного на соблюдении норм, принципов, обладающих «ценностью для всеобщей и национальной правовой культуры» (К.В. Науменкова К. В.). Как отмечает А.А. Кваша «Правовое воспитание передает, накапливает полученные знания и нормы права, а также формирует определенное отношение к праву и его реализации в практике, умение применять свои права, как гражданина, соблюдать запреты и исполнять обязанности» [8, с. 3].
В современных исследованиях понятие «правовое воспитание» личности раскрывается с точки зрения двух основных позиций. В широком смысле его содержание охватывает весь процесс формирования правовой культуры и правосознания личности под влиянием самых разнообразных факторов. В узком смысле характеризуется как целенаправленность, управляемость и преднамеренность педагогического процесса по воздействию на сознание личности с целью развития высокого уровня правосознания и правовой культуры. Поэтому перед правовым воспитанием стоят достаточно сложные и многообразные задачи:
- систематическое и непрерывное повышение правовой информированности, культуры и просвещенности;
- формирование знаний, связанных с системой основных правовых предписаний и обеспечение правильного понимания и уяснения их содержания и значения;
- развитие уважения к праву, законам, законности и правопорядку как внутренней потребности и личностной значимости;
- формирование прочного, духовного правового иммунитета (невосприимчивости) к совер-
шению любых нарушений правовых норм;
- формирование правовых компетенций: умений проявлять самостоятельность и практически применять правовые знания; демонстрировать устойчивость и привычку правового поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями; др.
В области дошкольного образования правовое воспитание личности ребенка исследуется как необходимое условие его социально-нравственного становления и развития. Формирование у ребенка привычки действовать в соответствии с правилами поведения во многом зависит от степени усвоения системы элементарных представлений о социальной, в том числе, правовой действительности. Овладевая основами знаний о правах и обязанностях человека, приобщаясь к правовой культуре, ребенок формируется как правомерная личность, способная к целесообразному использованию прав человека в процессе своего поведения и взаимодействия с окружающим миром в соответствии с нормами права и морали.
Особое значение имеют положения, характеризующие правовое воспитание ребенка как процесс создания условий для ознакомления детей с национальными и духовными ценностями, на основе которых происходит освоение доступных правовых норм и формирование навыков активной жизненной позиции (Н.Ю. Майданки-на, М.А. Ковардакова, др.); как воспитательный процесс получения знаний о своих правах и свободах, формирующий уважительное отношение к правам и свободам других людей, а также ответственность к выполнению собственных обязанностей (Н.Ф. Дубровский, А.Ю. Червинская). Осознанное освоение детьми дошкольного возраста правил и норм в процессе взаимодействия и реализации различных видов детской деятельности рассматривается в качестве условия воспитания правовой культуры (С.А. Козлова).
В исследованиях подчеркивается, что психофизиологические особенности детей дошкольного возраста обуславливают восприятие достаточно общей информации о правах (как своих, так и другого человека). Поэтому в теории правового воспитания в области дошкольного образования определены следующие группы прав, которые должен усвоить ребенок:
- права на достойное существование, выживание (право на жизнь и здоровье, жилище, пищу, имя, семью, заботу родителей, гражданство);
- права на развитие, образование, отдых и досуг;
- права на защиту от унижения, насилия и эксплуатации, а также особые права детей-инвалидов и сирот.
- права на свободу слова, мысли и деятельности.
С.В. Федотовой [13] ознакомление дошкольников с правами человека и формирование у них
элементарной системы правовых представлений раскрываются как актуальная, самостоятельная исследовательская проблема. Ученым акцентировано применение методических приемов, оказывающих особое влияние на процесс правового воспитания дошкольников (постановка ребенка в позицию другого ребенка; использование игрового персонажа) и определены педагогические условия, необходимые для осуществления правового воспитания дошкольников: четкость планирования воспитательно-образовательного процесса; систематичность предусмотренных мероприятий; хорошая теоретическая подготовка педагога.
В исследованиях Е.В. Субботского выделены два типа поведения детей дошкольного возраста, имеющие непосредственное отношение к правовому воспитанию: нравственно-прагматическое, основанное на внешнем контроле со стороны взрослого и бескорыстно-нравственное, характеризующееся сознательным выполнением общественных норм. Автором отмечается такая особенность дошкольников, как стремление действовать самостоятельно, являющаяся общим признаком предлагаемых им типов поведения [12, С. 45].
Важными направлениями исследований следует считать определение компонентного состава правового воспитания дошкольников, к которым относят:
- информационно-познавательный компонент, отражающий формирование у детей знаний и представлений о своих правах и обязанностях;
- эмоционально-оценочный компонент, предполагающий развитие у детей умений оценивать как собственную деятельность и поступки, так и деятельность и поступки других людей с позиции правовых норм и правомерности их осуществления;
- поведенческо-деятельностный компонент, обеспечивающий овладение детьми умениями и навыками, связанными с реализацией прав ребенка в поведении и деятельности; соблюдением запретов и использованием обязанностей.
Основываясь на исследованиях правовых аспектов воспитания детей дошкольного возраста, представляется возможным определить некоторые, наиболее важные, критерии, позволяющие оценить степень сформированности правового воспитания у детей дошкольного возраста: когнитивные, оценочные, поведенческие.
Когнитивный критерий отражает уровень правового познания и выражается в объеме и содержании нравственно-правовых представлений о правах и свободах человека, системность которых определяет реальный уровень овладения правовой культурой в целом.
Оценочный критерий определяет степень усвоения нравственно-правовых ценностей, правил, норм и характеризует нравственно-пра-
вовые суждения об окружающей действительности, отношение к событиям социального мира.
Поведенческий критерий проявляется в способности демонстрировать вполне адекватное поведение и восприятие различного рода ситуаций и отражает уровень овладения элементарными моделями нравственно-правового поведения как совокупности определенных навыков и умений.
Таким образом, научно-теоретический анализ исследуемой проблемы позволяет заключить, что вопросы правового воспитания в сфере дошкольного образования представляют особый интерес ученых и практиков, поскольку отражают требования современного общественного развития и учитывают особенности дошкольного периода как наиболее сенситивного в становлении личности ребенка,
В то же время, научные исследования и анализ педагогической практики свидетельствуют о проблемах, влияющих на качество правового воспитания детей дошкольного возраста, что приводит к правонарушениям и снижению правового статуса участников образовательных отношений. Наиболее значимыми проблемами являются: нестабильность общественных отношений; недостаточный уровень развития правовой компетентности педагогов и родителей; неготовность педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей к совместному правовому воспитанию дошкольников; отсутствие теоретически обоснованной системы правового воспитания в дошкольной образовательной организации; игнорирование законов, преобладание интуитивного опыта в реализации правовых норм; др.
Исходя из вышеизложенного, следует, что правовое воспитание детей дошкольного возраста является целенаправленным процессом, результатом которого становятся сформированные у детей правовые ценности и основы правовой культуры; необходимые знания о правах и обязанностях человека; освоенные нравственно-правовые нормы поведения и взаимодействия.
Единство целей и задач педагогов дошкольной образовательной организации и родителей в правовом воспитании детей, а также целостность процесса семейного и дошкольного воспитания инициируют, во-первых, построение единого правового пространства в системе «дошкольная образовательная организация - семья - социум» с целью развития правовой компетентности участников правовых отношений (педагогов, родителей, детей, социального окружения) и достижения эффективности в системе работы по защите прав и опыта нравственно-правового воспитания. Во-вторых, разработку программ дополнительного образования дошкольников и повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций по правовому воспитанию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белинова Н.В., Бичева И.Б., Красильникова Л.В., Ханова Т.Г. Научно-исследовательская работа магистрантов, учебно-методическое пособие / Мининский университет. Нижний Новгород, 2017.
2. Бичева И.Б., Варивода В.С. Структура и содержание профессиональной этики будущего педагога: теоретико-образовательный контекст // Вестник Мининского университета. 2016. № 3 (16). С. 6.
3. Бичева И.Б., Десятова С.В., Царева И.А. Развитие педагогического творчества будущего педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 1 (25). С. 73-77.
4. Бичева И.Б., Ханова Т.Г. Потанина П.Ю. Гладкова Н.Е. Особенности формирования правовой компетентности будущего педагога дошкольного образования // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 5. С 32-35.
5. Бичева И.Б., Шальнова О.А. Развитие профессионально-правовой культуры в структуре профессиональной компетентности педагогов образовательных организаций. В сборнике: Результаты научных исследований. Международная научно-практическая конференция. Научно-издательский центр «Аэтерна. 2015. С. 220-223.
6. Дронжек Н.В. Сущность правового воспитания детей дошкольного возраста // Непрерывное образование. 2016. № 1(15). С. 49-51.
7. Камалдинова Э.Ш. Конвенция ООН о правах ребенка и проблемы ее реализации в сфере образования и воспитания (к концепции подхода) / Конвенция о правах ребенка: теоретико-прикладные проблемы реализации. М., Педагогика, 2013. 124 с.
8. Кваша А. А. Правовые установки граждан: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2002. 18 с.
9. Козлова С.А. Мы имеем право: учебно-методическое пособие. М.: Обруч, 2010. 209 с.
10. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. 2004. № 5. С. 8-28.
11. Найбауэр А.В. Повышение квалификации педагогов дошкольного образования в условиях современных требований / В книге: Повышение профессиональной квалификации руководящих и педагогических работников в условиях модернизации образования. Сборник тезисов по материалам 2-й городской научно-практической конференции. Под редакцией В.В. Рябова, Ю.В. Фролова. 2011. С. 59-63.
12. Субботский Е.В. Формирование морального действия у ребенка // Вопросы психологии. 1979. № 3. с. 41-46.
13. Федотова С.В. Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о правах человека: автореф. дис. ... д-ра пед наук. М., 2000. 41 с.
14. Царева О. С., Кулешова С. С., Бичева И. Б. Управление развитием профессиональной компетентности педагогов образовательной организации. В сборнике: Инновационные технологии управления сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2015. С. 162-164.
REFERENCES
1. Belinova N.V., Bicheva I.B., Krasil'nikova L.V., Hanova T.G. Nauchno-issledovatel'skaja rabota magistrantov, uchebno-metodicheskoe posobie / Mininskij universitet. Nizhnij Novgorod, 2017.
2. Bicheva I.B., Varivoda V.S. Struktura i soderzhanie professional'noj jetiki budushhego pedagoga: teoretiko-obrazovatel'nyj kontekst // Vestnik Mininskogo universiteta. 2016. № 3 (16). S. 6.
3. Bicheva I.B., Desjatova S.V., Careva I.A. Razvitie pedagogicheskogo tvorchestva budushhego pedagoga // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2017. № 1 (25). S. 73-77.
4. Bicheva I.B., Hanova T.G. Potanina P.Ju. Gladkova N.E. Osobennosti formirovanija pravovoj kompetentnosti budushhego pedagoga doshkol'nogo obrazovanija // Mezhdunarodnyj zhurnal jeksperimental'nogo obrazovanija. 2017. № 5. S 32-35.
5. Bicheva I.B., Shal'nova O.A. Razvitie professional'no-pravovoj kul'tury v strukture professional'noj kompetentnosti pedagogov obrazovatel'nyh organizacij. V sbornike: Rezul'taty nauchnyh issledovanij. Mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja konferencija. Nauchno-izdatel'skij centr «Ajeterna. 2015. S. 220-223.
6. Dronzhek N.V. Sushhnost' pravovogo vospitanija detej doshkol'nogo vozrasta // Nepreryvnoe obrazovanie. 2016. № 1(15). S. 49-51.
7. Kamaldinova Je.Sh. Konvencija OON o pravah rebenka i problemy ee realizacii v sfere obrazovanija i vospitanija (k koncepcii podhoda) / Konvencija o pravah rebenka: teoretiko-prikladnye problemy realizacii. M., Pedagogika, 2013. 124 s.
8. Kvasha A. A. Pravovye ustanovki grazhdan: avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. Volgograd, 2002. 18 s.
9. Kozlova S.A. My imeem pravo: uchebno-metodicheskoe posobie. M.: Obruch, 2010. 209 s.
10. Kolomijchenko L.V. Koncepcija i programma social'nogo razvitija detej doshkol'nogo vozrasta // Detskij sad ot A do Ja. 2004. № 5. S. 8-28.
11. Najbaujer A.V. Povyshenie kvalifikacii pedagogov doshkol'nogo obrazovanija v uslovijah sovremennyh trebovanij / V knige: Povyshenie professional'noj kvalifikacii rukovodjashhih i pedagogicheskih rabotnikov v uslovijah modernizacii obrazovanija. Sbornik tezisov po materialam 2-j gorodskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod redakciej V.V. Rjabova, Ju.V. Frolova. 2011. S. 59-63.
12. Subbotskij E.V. Formirovanie moral'nogo dejstvija u rebenka // Voprosy psihologii. 1979. № 3. s. 41-46.
13. Fedotova S.V. Pedagogicheskie uslovija formirovanija u detej starshego doshkol'nogo vozrasta predstavlenij o pravah cheloveka: avtoref. dis. ... d-ra ped nauk. M., 2000. 41 s.
14. Careva O. S., Kuleshova S. S., Bicheva I. B. Upravlenie razvitiem professional'noj kompetentnosti pedagogov obrazovatel'noj organizacii. V sbornike: Innovacionnye tehnologii upravlenija sbornik statej po materialam II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nizhegorodskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. K.Minina. 2015. S. 162-164.
Информация об авторах Бичева Ирина Борисовна
(Россия, Нижний Новгород) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и
начального образования Нижегородский государственный педагогический университет им.К.Минина E-mail: irinabicheva@bk.ru
Гладкова Наталья Евгеньевна
(Россия, Нижний Новгород) Воспитатель. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 450» E-mail: n.e.g.82@mail.ru
Information about the authors
Bicheva Irina Borisovna
(Russia, Nizhny Novgorod) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, associate professor of the Department of Psychology and Pedagogy of preschool and primary education. Nizhniy Novgorod State Pedagogical University (Minin University). E-mail: irinabicheva@bk.ru
Gladkova Natalya Evgenyevna
(Russia, Nizhny Novgorod) Tutor
Municipal autonomous preschool educational institution «Kindergarten No. 450». E-mail: n.e.g.82@mail.ru