Научная статья на тему 'Эмпирическое исследование по проблеме профессионально-личностной готовности практических работников к реализации фгос до и его результаты'

Эмпирическое исследование по проблеме профессионально-личностной готовности практических работников к реализации фгос до и его результаты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRESCHOOL EDUCATION / PROFESSIONAL AND PERSONAL READINESS / PROFESSIONAL COMPETENCES / APPROACHES TO PROFESSIONAL READINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косыгина Елена Александровна, Отт Наталья Гарриевна

Раскрывается актуальность исследования совершенствования и модернизации системы подготовки педагогических кадров к реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования; поиска новых образовательных практико-ориентированных психолого-педагогических технологий формирования у современных педагогов профессиональных компетенций в сфере организации дошкольного образования с детьми разного уровня развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косыгина Елена Александровна, Отт Наталья Гарриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the relevance of the study ofthe improvement and modernization of the system of teacher training for the implementation of the federal state educational standard of preschool education. The authors highlight the importance for modern teachers to search for new educational practice-oriented psychological and pedagogical technologies and acquire professional competences in the field of pre-school education with children of different levels of development.

Текст научной работы на тему «Эмпирическое исследование по проблеме профессионально-личностной готовности практических работников к реализации фгос до и его результаты»

ЕЛ. КОСЫГИНА, Н.Г. ОТТ (Липецк)

эмпирическое исследование по проблеме профессионально-личностной готовности практических работников к реализации фгос до и его результаты

Раскрывается актуальность исследования совершенствования и модернизации системы подготовки педагогических кадров к реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования; поиска новых образовательных практико-ориентированных психолого-педагогических технологий формирования у современных педагогов профессиональных компетенций в сфере организации дошкольного образования с детьми разного уровня развития.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), профессионально-личностная готовность, профессиональные компетенции, подходы к профессиональной готовности.

Актуальностъ исследования обусловлена необходимостью совершенствования и модернизации системы подготовки педагогических кадров к реализации ФГОС ДО; поиска новых образовательных практико-ориентированных психолого-педагогических технологий формирования у современных педагогов профессиональных компетенций в сфере организации дошкольного образования. Недостаточная готовность образовательных дошкольных организаций к системным изменениям обусловлена рядом существующих проблем, к которым относится уровень профессионального саморазвития педагогических кадров, не позволяющий использовать в работе с детьми инновационные образовательные методы и технологии.

В отечественных психолого-педагогических исследованиях существуют различные подходы к определению сущности, содержания, структуры, обусловленности и возможности формирования профессиональной (психолого-педагогической) готовности практических работников дошкольных образовательных организаций: общая теория развития и деятельности (Н.Г. Алексеев [1]); идеи систем-

КИЕ науки -

ного подхода (В.П. Беспалько [3]); психологическая теория профессионального развития личности (Е.А. Климов [4]); методология педагогических исследований (Ю.К. Бабанский [2]); идеи гуманизации и гуманитаризации образования (Л.И. Коханович [5]).

Исследование профессиональной готовности к реализации стандарта дошкольного образования, в котором приняли участие практические работники, позволяет интерпретировать его результаты. Прежде всего, подверглась оценке степень управленческой и профессиональной готовности руководителей учреждений дошкольного образования, т. к. именно от них во многом зависит реализация стандарта -претворение его в жизнь. Кроме того, профессиональная готовность к реализации стандарта дошкольного образования руководителей косвенно определяет готовность воспитателей, психологов и логопедов дошкольного образовательного учреждения.

Нами были разработаны анкеты вариативного характера с учетом особенностей респондентов, включающие в себя два блока: первый нацелен на выявление когнитивного компонента готовности к реализации ФГОС ДО (знания структуры и содержания ФГОС ДО), второй позволил выявить сформированность дея-тельностного и мотивационного компонентов.

Оценивая состояние мотивационного компонента готовности к реализации стандарта дошкольного образования, можно отметить, что большинство руководителей воздержались от оценки его влияния на эффективность образовательного процесса в дошкольном учреждении (66%), сомневаются в его эффективности и не уверены в его эффективности. Только 17% опрошенных проявили положительную мотивацию в отношении реализации стандарта. Это связано, на наш взгляд, с рядом объективных и субъективных причин, среди которых:

• недостаточное количество времени после выхода стандарта для того, чтобы оценить результаты внедрения стандарта;

• недостаточно глубокое и адекватное понимание требований стандарта, в силу чего в практике возникает много искажений;

• слабое развитие педагогической рефлексии, позволяющей вовремя замечать ошибки, искажения в реализации стандарта и грамотно корректировать их;

• отсутствие адекватных требованиям стандарта материально-технических условий;

О Косыгина Е.А., Отт Н.Г., 2019

ИЗВЕСТИЯ вгпу

• не вполне адекватный подбор кадров -педагогов и специалистов, готовых и способных к реализации стандарта.

Итак, анкетирование руководителей дошкольных учреждений показало, что у большинства из них лучше всего сформирован когнитивный компонент, включающий знание и понимание структуры и содержания стандарта.

Уровень сформированности деятельност-ного компонента значительно ниже сформиро-ванности когнитивного компонента, поскольку многие требования стандарта в силу объективных и субъективных причин не могут быть реализованы. Состояние мотивационного компонента выражено в преобладающем у руководителей неопределенном отношении к эффективности стандарта (66%).

Оценка готовности к реализации образовательной деятельности в условиях реализации стандарта дошкольного образования руководителей дошкольных учреждений свидетельствует о том, что они испытывают трудности в проектировании и планировании образовательного процесса в условиях введения стандарта и в осуществлении различных моделей образования дошкольников в соответствии со стандартом, что согласуется с другими данными анкеты и свидетельствует об адекватной самостоятельной оценке затруднений в профессиональной деятельности. Большинство опрошенных руководителей (67%) отметили хорошее знание нормативных документов, регулирующих введение стандарта дошкольного образования (что вполне закономерно для руководителей), однако анализ когнитивного компонента профессиональной готовности к реализации стандарта показал, что далеко не все руководители полно и глубоко изучили этот документ: 33% не уверены в своем знании структуры и содержания стандарта, 67% дали неверные ответы.

Анкетирование показало, что руководители испытывают серьезные трудности в организации предметно-пространственной среды. При этом 100% респондентов неверно определили назначение предметно-пространственной среды. Почти у всех руководителей особые трудности вызывает организация инклюзивного образования, т. к. для дошкольных образовательных организаций это явление новое.

Среди образовательных областей, успешнее других реализуемых во вверенных им дошкольных образовательных учреждениях, руководители назвали «Физическое развитие», одинаково успешно реализуются следующие образовательных области: «Социально-

коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», чуть менее успешно - «Речевое развитие». Приоритет такой образовательной области, как «Физическое развитие», объясняется, прежде всего, традиционным вниманием дошкольных образовательных учреждений к состоянию здоровья ребенка, его физическому развитию как наиважнейшей задаче. Речевое развитие - одно из самых сложных направлений, вызывающих значительные трудности у педагогов, предъявляющее достаточно высокие требования к речевой (и в целом коммуникативной) культуре самих педагогов. Руководители дошкольных учреждений подчеркивают этот аспект, исходя из тенденции к снижению уровня речевой (и коммуникативной) культуры в обществе, которая проявляется, к сожалению, и в профессиональной культуре современного воспитателя.

В области проектировочной деятельности образовательного процесса наибольшие трудностей руководители дошкольных учреждений испытывают в разработке основной образовательной программы, проектировании индивидуальной образовательной траектории ребенка, разработке образовательной деятельности разных видов и культурных практик (на основе парциальных программ). Для руководителей и их заместителей остается проблемой организация этой работы в дошкольном образовании как целостной системы (работа ведется чаще всего фрагментарно), а также стимулирование воспитателей к самообразованию и саморазвитию, имеющие особую педагогическую ценность для составления основной образовательной программы.

обобщая результаты анкетирования руководителей дошкольных образовательных учреждений, следует констатировать неравномерность сформированности их профессиональной готовности к реализации вводимого федерального образовательного стандарта.

• Когнитивный компонент как теоретическая психолого-педагогическая часть профессиональной готовности сформирован у руководителей дошкольных образовательных учреждений на 98%. Респонденты-руководители уверены в своем понимании теоретических основ стандарта и демонстрируют осведомленность о путях его реализации, тем самым показывая, что когнитивный компонент готовности у них формирован полностью.

• Мотивационный компонент готовности как профессионально-педагогическая позиция

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

сформирован у меньшей части руководителей (17%), 83% не уверены в положительном влиянии введения стандарта дошкольного образования на развитие и воспитание детей и в том, что он способствует совершенствованию образовательного процесса. Видимо, поэтому у респондентов отмечается поверхностное отношение к профессионально-педагогическому самообразованию и самовоспитанию.

• Деятельностный компонент готовности к реализации стандарта дошкольного образования как профессионально-педагогическая результативность также сформирован лишь у половины руководителей (50%) дошкольных

учреждений. Остальная часть руководителей испытывает затруднения в разработке основной образовательной программы, в проектировании индивидуальной траектории ребенка, в просвещении родителей, в реализации инклюзивного образования (рис. 1).

Анкетирование выявило объективные и субъективные трудности при реализации стандарта руководителями.

К объективным трудностям мы отнесли следующие:

• обеспечение научно-методической и организационно-педагогической поддержки дошкольного образовательного учреждения;

Рис. 1. Компоненты профессиональной готовности к внедрению образовательного стандарта дошкольного образования руководителей образовательных учреждений

Рис. 2. Компоненты профессиональной готовности к внедрению образовательного стандарта дошкольного образования воспитателей образовательных учреждений

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ

• недостаток материалов и оборудования, нехватка помещений для организации деятельности (погрешности планировки и т. д.);

• недостаточность финансирования для реализации стандарта.

Структура субъективных трудностей воспитателей в реализации стандарта дошкольного образования связана с когнитивным, моти-вационным и деятельностным компонентами готовности.

• когнитивный компонент как теоретическая психолого-педагогическая часть профессиональной готовности сформирован у

98% воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

• Мотивационный компонент готовности как профессионально-педагогическая позиция сформирован у большинства воспитателей (79%), 21% не уверен в положительном влиянии введения стандарта дошкольного образования на развитие и воспитание детей и в том, что он способствует совершенствованию образовательного процесса.

• Деятельностный компонент готовности к реализации стандарта дошкольного образования как профессионально-педагогическая

Рис. 3. Компоненты профессиональной готовности к внедрению образовательного стандарта дошкольного образования психологов и логопедов образовательных учреждений

Рис. 4. Сформированность компонентов профессиональной готовности респондентов к внедрению образовательного стандарта дошкольного образования

результативность также сформирован немногим более чем у половины воспитателей (66%) дошкольных учреждений. остальная часть воспитателей, как и руководители, испытывают затруднения в разработке основной образовательной программы, в проектировании индивидуальной траектории ребенка, в просвещении родителей, в реализации инклюзивного образования (рис. 2).

оценивая собственную готовность к образовательной деятельности в условиях реализации стандарта дошкольного образования, психологи и логопеды отмечают полную готовность к реализации когнитивного и деятель-ностного компонентов готовности, в то же время мотивационный компонент готовности реализуется у них лишь наполовину (50%).

выявлены объективные и субъективные трудности при реализации стандарта дошкольного образования психологами и логопедами. К объективным трудностям относятся следующие:

• обеспечение научно-методической и организационно-педагогической поддержки дошкольного образования;

• недостаток материалов и оборудования, нехватка помещений для организации деятельности (погрешности планировки и т. д.);

• недостаточность финансирования для реализации стандарта дошкольного образования.

Структура субъективных трудностей в реализации стандарта дошкольного образования определяется когнитивным, мотивационным и деятельностным компонентами готовности.

• Когнитивный компонент как теоретическая психолого-педагогическая часть профессиональной готовности реализуется у психологов и логопедов также лишь наполовину (50%). Несмотря на то, что 50% респондентов уверены в своем понимании теоретических основ стандарта дошкольного образования, они демонстрируют поверхностные знания о направлениях и средствах реализации федерального стандарта дошкольного образования, недостаточно осознанных и основанных на традиционных подходах.

• Мотивационный компонент как профессионально-педагогическая позиция сформирован лишь у половины (50%) опрашиваемых психологов и логопедов, остальные не уверены в положительном влиянии введения стандарта дошкольного образования на развитие и воспитание детей и в том, что этот стандарт способствует совершенствованию образова-

КИЕ НАУКИ -

тельного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Тем самым у респондентов формируется поверхностное отношение к профессионально-педагогическому самообразованию и самовоспитанию.

• деятельностный компонент готовности к реализации стандарта дошкольного образования как профессионально-педагогическая результативность также сформирован лишь у половины психологов и логопедов дошкольных образовательных учреждений. остальная часть респондентов испытывают затруднения в разработке основной образовательной программы, проектировании индивидуальной траектории ребенка, просвещении родителей, в реализации инклюзивного образования (рис. 3).

Подводя итоги анкетирования кадрового состава дошкольных учреждений, следует подчеркнуть, что в целом во всех группах респондентов преобладают интуитивный (средний) уровень профессиональной готовности к реализации стандарта дошкольного образования в педагогическом процессе (рис. 4).

Результаты нашего эмпирического исследования свидетельствуют о том, что деятель-ностный компонент профессиональной готовности всех респондентов к реализации стандарта дошкольного образования как профессионально-педагогическая результативность выражен достаточно слабо. Следовательно, в условиях процесса стандартизации образования профессиональная готовность (компетентность) кадрового состава образовательных учреждений к профессиональной деятельности по реализации стандартов нового поколения на разных его уровнях должна осуществляться с позиции деятельностного подхода, согласно которому качества личности обучающегося - результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю -психическую.

деятельностный подход позволяет выделить основные результаты образования, выраженные в терминах ключевых задач развития личности обучающихся и формирования у них универсальных способов учебных и познавательных действий, которые, в свою очередь, должны быть положены в основу отбора и структурирования содержания образования. деятельностный подход предъявляет требования к профессиональной готовности по выбору и организации деятельности, активизации и формирования позиции субъекта познания, труда и общения.

известия вгпу

Список литературы

1. Алексеев Н.Г. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень -M., 2001.

2. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. M., 1982.

3. Бесналько В. П. Качество образовательного процесса // Школьные технологии. 2007. № 3. C. 164-177.

4. Климов Е.А. Психология профессионала // Его же. Избранные психологические труды. M. -Воронеж, 1996.

5. Коханович Л.И., Шахова Р.Ф., Суфты-рев Ю.И. Гуманитаризация высшего образования: опыт, поиски, проблемы. M., 2004.

6. Mаркова А.К. Психология профессионализма. M., 1996.

7. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 дек. 2012 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 дек. 2012 г. // Рос. газ. 2012. 31 дек.

S. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ M-ва образования и науки Рос. Федерации от 17 окт. 2013 г. № 1155 // Рос. газ. 2013. 25 нояб.

* * *

1. Alekseev N.G. Lichnostno-orientirovannoe obuchenie: voprosy teorii i praktiki. Tjumen' - M., 2001.

2. Babanskij Ju.K. Problemy povyshenija jef-fektivnosti pedagogicheskih issledovanij. M., 1982.

3. Bespal'ko V. P. Kachestvo obrazovatel'nogo processa // Shkol'nye tehnologii. 2007. № 3. C. 164177.

4. Klimov E.A. Psihologija professionala // Ego zhe. Izbrannye psihologicheskie trudy. M. - Voronezh, 1996.

5. Kohanovich L.I., Shahova R.F., Suftyrev Ju.I. Gumanitarizacija vysshego obrazovanija: opyt, poiski, problemy. M., 2004.

6. Markova A.K. Psihologija professionalizma. M., 1996.

7. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: feder. zakon ot 29 dek. 2012 g. № 273-FZ: prinjat Gos. Dumoj Feder. Sobr. Ros. Federacii 21 dek. 2012 g.: odobr. Sovetom Federacii Feder. Sobr. Ros. Federacii 26 dek. 2012 g. // Ros. gaz. 2012. 31 dek.

S. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvenno-go obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovanija: prikaz M-va obrazovanija i nauki Ros. Federacii ot 17 okt. 2013 g. № 1155 // Ros. gaz. 2013. 25 nojab.

An empirical study on the problem of professional and personal readiness of teacher-practitioners for the implementation of the federal state educational standards of preschool education and its results

The article reveals the relevance of the study of the improvement and modernization of the system of teacher training for the implementation of the federal state educational standard of preschool education. The authors highlight the importance for modern teachers to search for new educational practice-oriented psychological and pedagogical technologies and acquire professional competences in the field of pre-school education with children of different levels of development.

Key words: federal state educational standard of preschool education, professional and personal readiness, professional competences, approaches to professional readiness.

(Статья поступила в редакцию 26.10.2018)

М.с. калинина, н.н. остринская,

М.А. эсТЕРМАн

(Волгоград)

содержание обучения иностранным языкам в контексте реализации фгос

Представлен интерпретативный анализ категории «содержание обучения иностранным языкам» в работах отечественных методистов. Проведено описание его компонентного состава, в том числе с учетом реализации стандартов нового поколения.

Ключевые слова: содержание обучения иностранным языкам, федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС), универсальные учебные действия (УУД), предметный и процессуаль-но-деятельностный аспекты содержания обучения иностранным языкам.

Начиная рассуждать в данном направлении, рассмотрим анализируемую методическую категорию в интерпретации современных отечественных исследователей, которые,

О Калинина M.Q, Остринская H.H., Эстерман MA., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.