Научная статья на тему 'Актуализация правового образования будущих педагогов дошкольного образования'

Актуализация правового образования будущих педагогов дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / LEGAL FORMATION / LEGAL CULTURE / LEGAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моисеева Людмила Владимировна, Моисеева Ирина Игоревна

В статье рассматриваются вопросы необходимости совершенствования правового образования в подготовке педагогов в высшем учебном заведении, а также развития правовой культуры и правовой компетентности будущих педагогов и руководителей для системы дошкольного образования на основе разработанной методической системы правового образования.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article questions of necessity of perfection of legal formation in preparation of teachers in a higher educational institution, and also developments of legal culture and legal competence of the future teachers and heads for system of a preschool education on the basis of the developed methodical system of legal formation are considered.

Текст научной работы на тему «Актуализация правового образования будущих педагогов дошкольного образования»

УДК 79.089 ББК 35.13

Моисеева Людмила Владимировна доктор педагогических наук, профессор г. Екатеринбург Моисеева Ирина Игоревна аспирант г. Екатеринбург Moiseeva Lyudmila Vladimirovna Doctor of Pedagogics,

Professor Ekaterinburg Moiseeva Irina Igorevna Applicant for a Degree Ekaterinburg

Актуализация правового образования будущих педагогов дошкольного образования Actualization of Future Preschool Formation Teachers’

Legal Education

В статье рассматриваются вопросы необходимости совершенствования правового образования в подготовке педагогов в высшем учебном заведении, а также развития правовой культуры и правовой компетентности будущих педагогов и руководителей для системы дошкольного образования на основе разработанной методической системы правового образования.

The article considers the questions of necessity of legal education perfection while training teachers at a higher educational institution as well as development of legal culture and legal competence of future teachers and heads for the system of preschool education on the basis of developed methodical system of legal education.

Ключевые слова: правовое образование, правовая культура, правовая компетентность.

Key words: legal education, legal culture, legal competence.

В условиях построения в России правового государства стремительно возрастает роль права — главного регулятора общественных и гражданских отношений, в том числе и в важнейшей социальной правовой системе «педагог — обучающийся».

Актуальность темы исследования определяется также тем, что на современном этапе развития правового общества проблемными остаются также вопросы совершенствования правовых основ регулирования отношений в системе дошкольного образования, вопросы обеспечения безопасности детей от посягательств на их жизнь, свободу и неприкосновенность.

Правовая культура личности включает в себя юридически значимое поведение, т. е. умение человека воспользоваться предоставленными ему законом правами без нарушения прав и свобод другого человека. Правовую культуру членов общества необходимо формировать, начиная с дошкольного возраста.

В современных условиях дошкольное образовательное учреждение становится все более сложной динамичной системой. Перестройка дошкольного образования открыла новые возможности для образования детей. В Законе Российской Федерации «Об образовании», «Конвенции о правах ребенка», «Концепции дошкольного воспитания», новом «Типовом положении о ДОУ» учреждениям предоставлено право выбора программ и технологий, дана возможность реагировать на потребности социума. Руководителям ДОУ приходится работать в постоянно меняющихся условиях, что в свою очередь, предъявляет возрастающие требования к уровню их квалификации. Все это необходимо учитывать в процессе профессиональной подготовки педагогов к работе в ДОУ.

Учеными в области теории правового образования Т.В. Болотиной, В.А. Вакуленко, А.Б. Гутникова, К.Г. Каюмовой, С.А. Морозовой, О.В. Мушинско-го, А.Ф. Никитина, Е.А. Певцовой, В.Н. Пронькина, А.С. Прутченкова, И.Е. Уколовой, М.И. Шилобода и др., выявлено, что нигилистическое отношение к праву в России рождено внутренними исторически обусловленными причинами, несоответствием между существующими правовыми регуляторами и способами организации общественной жизни, установленными правилами жизнедеятельности и исторически сложившимися ценностно-правовыми ожиданиями членов общества.

Причиной недостаточной результативности современного правового образования выступают противоречия, существующие между институализированным и неформальным правовым образованием. Указанные противоречия порождали стремление к поиску собственной государственной модели управления, выбору из существующих западных образцов, подчас не подходящих России. Последующее свертывание реформ не могло восприниматься обществом позитивно. Закономерный провал любых зачинаемых государством реформ стал ос-

новой обреченного неверия общества в любые преобразования, т.е. платформой государственного и правового нигилизма.

В России в силу исторических особенностей ее развития произошло слияние традиционной и нигилистической нравственной культуры, сохранявшееся и в советский период, что не могло не влиять на содержание, формы и методы обучения в советской общеобразовательной школе. Советская школа воспитывала, прежде всего, идейно преданного коммунистической партии и Родине гражданина и патриота. В этой идейности правовая культура занимала скромное место.

В настоящее время существуют два типа правового образования: институализированное (обязательное и дополнительное образование и организованное просвещение) и неформальное.

А. С. Бугровым установлено, что особенностью современного российского общего правового образования является содержательная интеграция правового и гражданского образования как результат наследия идеологизированной советской школы. Однако можно установить соотношение гражданского, патриотического и правового образования. По его мнению, гражданское образование и содержательно, и функционально шире патриотического и правового образования. Однако содержание и принципы организации правового обучения являются в некотором смысле эталонными для патриотического воспитания и гражданского образования в целом. Правовое образование призвано оказывать регламентирующее влияние на содержательную и методическую стороны этих видов образования с целью не допустить превращения патриотического и гражданского образования в инструменты государственного манипулирования обществом и личностью [3].

Согласно мнения Н.И. Элиасберг, правовое образование представляет собой «гражданско-правовую вертикаль в виде системы связанных между собой учебных курсов, содержание которых и методы преподавания нацелены на формирование у обучающихся высоких нравственных качеств, правовой культуры и гражданского самосознания» [5].

Миссией правового образования должно стать искоренение правового нигилизма и повышение уровня правовой культуры личности за счет снижения влияния локалистской нравственной культуры, играющей роль ведущего социального регулятора, противостоящего праву. Эта ситуация обусловлена консервацией архаичных социокультурных образований в менталитете этноса (характерных для традиционного общества). В то же время, реализации миссии правового образования в современной России затруднена значительной социокультурной инерцией, сформированной исторически.

В целях преодоления правового нигилизма студенческой молодежи важно формировать правовую компетентность будущих педагогов, воспитателей и руководителей системы дошкольного образования.

В связи с этим актуализируется роль образовательных учреждений высшего профессионального образования в подготовке специалистов, и, соответственно, предъявляются повышенные требования к содержанию подготовки педагогов для дошкольного образования, одной из важнейших задач которого является нравственное воспитание и обеспечение социальной адаптации у дошкольника.

Теоретическую основу исследования составили работы следующих авторов: в области философии и теории права С.С. Алексеева, Р.С. Байниязова, И.А. Ильина, Б.А. Кистяковского, О.Н. Мигущенко, В.С. Нерсесянца, А.Н. Окара и др.; в области теории гражданского образования Т. А. Бажана, И.В. Переверзе-вой, Т.П. Прокопенко, П.П. Симоненко и др.,

Основываясь на имеющейся литературе о теоретическом синтезе (Л.Л.Артемьева, В.И.Загвязинский, В.Г.Иванов, М.И.Махмутов, И.П.Яковлев и др.) мы определили, что подготовка кадров для системы дошкольного образования требует организации целостного процесса обучения, включающего весь комплекс образовательных областей. Методологическую интеграцию вышеуказанных идей обеспечили основополагающие принципы: прогностической направленности, диалогичности, реализующиеся в процессе проведенного исследования [1].

В современных условиях дошкольное образовательное учреждение становится все более сложной динамичной системой. Руководителям ДОУ приходится работать в постоянно меняющихся условиях, что в свою очередь, предъявляет возрастающие требования к уровню их квалификации. Все это необходимо сказывается и на профессиональной подготовке педагогов для ДОУ.

Правовая компетентность - это способность личности к удовлетворению собственных культурных потребностей путем саморазвития и самообразования; умение самостоятельно осознавать и осваивать особенности норм поведения, нравов и традиций различных народов; осознание важности и значения сохранения лучшего в традициях и культуре своего народа, обладание практическими навыками поддержания национальной культуры; понимание соотношения нравственности и морали в различных культурах демократического общества; ценности нрава как способа согласования интересов людей и поддержания стабильности общества; правопорядка и законности; понимание необходимости правомерного поведения, неприятие асоциального поведения, как фактора разрушения общества; формирование с учетом этого собственных установок и ценностных ориентации.

ЮНЕСКО особо подчеркивает круг компетенций - как желаемый результат образования и формулирует глобальные компетентности, такие как научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить. Однако, следует обратить особое внимание на правовую компетентность. Компетентность включает в себя такие элементы, как личностные ценности, социально-политические ограничения, базовую подготовку (знания, способы действий, опыт творчества), и компетенции (из них родовые: коммуникация, сотрудничество, лидерство, новаторство), комплексы разнородных личностных качеств (когнитивных, аффективных, волевых)

Правовая компетентность студента дошкольного факультета как будущего специалиста системы дошкольного образования предполагает осознание и принятие основных правовых принципов, действующих в демократичном обществе, ценности права как способа согласования интересов людей и поддержания ста-

бильности общества; правопорядка и законности; особой социальной значимости и ответственности юридической профессии, правовой компетентности, формирование с учетом этого собственных установок и ценностных ориентации, осуществление профессионального самоопределения. Регулятивно-

поведенческий компонент данной компетентности это развитие позитивных правовых установок, готовности следовать общепринятым нормам поведения, принимать самостоятельные решения, прогнозировать их последствия; нести ответственность за свои действия; разрешать конфликты правовыми способами.

Правовая подготовка будущих руководителей дошкольных образовательных учреждений становится обязательной и принципиально значимой составной частью общей профессионально-педагогической подготовки. Без знания правовых норм, регулирующих профессиональную педагогическую деятельность, работники любого образовательного учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность, не смогут на должном уровне выполнять свои профессиональные обязанности в качестве воспитателя, методиста или руководителя дошкольного образовательного учреждения.

Следовательно, согласно представлениям Н.И. Элиасберг и И.В. Суколе-нова о гражданском образовании как интегративном и практикоориентированном полидисциплинарном явлении необходимо обеспечть соответстующую подготовку будущих педагогов в стенах вуза.

Государственные образовательные стандарты профессионального образования устанавливают определенные требования к обучающимся в области права. Так, студенты должны: знать права и свободы человека и гражданина, способы и механизмы их реализации; иметь представление об основах государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права РФ; знать правовые, нравственные и этические нормы в сфере профессиональной деятельности;- уметь в своей профессиональной деятельности использовать нормативные правовые акты, регламентирующие профессиональную деятельность как специалиста. Опираясь на исследования в области организации образования, его методики и педагогических технологий А. С Белкина,

В.П. Беспалько, М.Я. Виленского, И.П. Волкова, М.Н. Дудиной, В.И. Загвязинско-го, М.В. Кларина, М.И. Махмутова, В.М. Монахова, А.Я. Найна, Г.К. Селевко, Н.Н. Тулькибаевой, А.В. Хуторского, Н.В. Чекалёвой и др.[2], нами разработана методическая система подготовки педагогов для системы дошкольного образования в области права.

Общеизвестно, что эффективная организация правовой подготовки будущих специалистов любой отрасли в значительной мере зависит от обеспеченности образовательного процесса современными и практичными учебниками и учебно-методическими пособиями, создаваемыми на основе действующего законодательства, т.е. законных и подзаконных нормативных правовых актов.

Руководители дошкольных образовательных учреждений сталкиваются с вопросами, которые требуют особой юридической и психолого-педагогической подготовки. В связи с этим они остро нуждаются в специальной литературе и пособиях для работы с детьми и их родителями. В связи с этим нами апробируется авторское пособие «Правовое обеспечение педагогического взаимодействия в системе дошкольного образования»[3].

Формирование правовой компетентности у студентов педагогического факультета Уральского государственного педагогического университета в процессе обучения в вузе осуществляется с 2006 г на основе разработанной интегративной модели, которая построена на принципах компетентностного подхода. Таким образом, правовое образование это целостное воспитание человека, его потребностей, нравственности, интеллекта, воли.

Преодоление правового нигилизма, согласно трактовке А. С. Бондарева и А.А. Пронина, как специфической формы правосознания весьма сложный и длительный процесс [4]. Основные пути преодоления правового нигилизма в обществе и студенческой среде: это повышение уровня общей и правовой культуры; их правосознания; предупреждение правонарушений, в первую очередь преступности; совершенствование законодательства; массовое правовое просвещение; правовое воспитание; укрепление законности, правопорядка, государственной дисциплины; уважительное отношение к личности человека, обес-

печение его прав и свобод; подготовка высококвалифицированных кадров юристов, менеджеров, руководителей образовательных учреждений; правовая реформа и др. Предложенное в исследовании решение проблемы совершенствования правового образования студентов факультета дошкольного образования апробируется в Уральском государственном педагогическом университете и имеет положительные результаты.

Библиографический список

1. Белкин А.С., Ткаченко Е.В. Идеология, методология, научный аппарат историкопедагогического исследования // Образование и наука: Известия Уральского отделения РАО.

- 2006. - № 1. - С. 21-29.

2. Бугров А.С.О преодолении правового нигилизма средствами современного общего образования // Образование и наука. - 2008. - №. 2 (44). - С.88-98.

3. Моисеева Л.В., Моисеева И.И. Правовые основы регулирования отношений в системе дошкольного образования // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования: Материалы междунар. конф. - Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2008. - С. 71 - 78.

4. Прокопенко Т.П. Гражданско-правовое образование. - [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://kripk.onego.ru/divisions/vestnik/i06/10.doc.

5. _Элиасберг Н. Система этико-правового образования и гражданского воспитания: первые итоги // Народное образование.- № 4. - 2001. - С. 117.

Bibliography

1. Belkin, A.S., Tkachenko, E.V. Ideology, Methodology, Scholarly Apparatus of Historical-Pedagogical Research//Science and Education: News of the Ural Branch of the Russian Open Society. 2006. - № 1. -P. 21-29.

2. Bugrov, А.С. Overcoming Legal Nihilism by Means of Modern General Educa-tion//Science and Education. - 2008. - №. 2 (44). - P.88-98.

3. Moiseeva, L.V., Moiseev, I.I. Legal Bases of Relationship Regulation at Preschool Education System//Culture, Person, Society in Modern World: Methodology, Experience of Empirical Research: Materials of International Conference. - Ekaterinburg: Publishing House of UrGu, 2008.

- P. 71 - 78.

4. Prokopenko, T.P Civil-Law Education. - [Electronic Resource]: Access Mode: http://kripk.onego.ru/divisions/vestnik/i06/10.doc.

5. Eliasberg, N. System of Ethical-Legal Education and Civil Upbringing: The First Results // National Education. - № 4.- 2001. - P. 117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.