Научная статья на тему 'Экспериментальное обоснование использования физических упражнений с целью оздоровления дошкольников в условиях экологически нестабильного региона'

Экспериментальное обоснование использования физических упражнений с целью оздоровления дошкольников в условиях экологически нестабильного региона Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
208
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / СОВРЕМЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / PRESCHOOL INSTITUTION / HEALTH IMPROVING WORK / PHYSICAL EXERCISES / MODERN ECOLOGICAL SITUATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Волосникова Татьяна Вадимовна

В статье рассматривается проблема использования физических упражнений с целью оздоровления детей в дошкольном учреждении. Представлены результаты исследования оздоровительного воздействия физических упражнений на развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем детей, а также элиминации ксенобиотиков из их организма как средства «экологической чистки».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Волосникова Татьяна Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of usage of physical exercises is examined in article with the purpose of health improvement of children in preschool institution. The results of research of improving influence of physical exercises on development of loco motor system, cardiovascular and respiratory systems of children, and also elimination of xenobiotic from their organism, as means of «ecological cleaning», have been presented.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное обоснование использования физических упражнений с целью оздоровления дошкольников в условиях экологически нестабильного региона»

чески активных точках и биологически активных зонах, энергетических каналах. В работе применяются оригинальные методики, направленные на проявление эффекта резонанса в стимулирующих зонах мышц и органов.

Однако перспективным направлением в работе является использование новых технологий. В частности, есть аппаратура, которую, по мнению специалистов, целесообразно использовать в системе медико-биологического сопровождения гимнасток. Это - аппарат для усиленной наружной контрпульсации (УНКП) «VAMED», который специально разработан для применения в спортивной медицине (увеличивает восстановительную способность основных групп мышц, повышает концентрацию внимания и работоспособность, а также оказывает другие положительные физиологические влияния). Целесообразно иметь его в арсенале средств в системе подготовки гимнасток высокого класса.

Хочется затронуть еще один аспект, который периодически возникает относительно рекордов в спорте. Вспомните, в середине 70-х годов ряд ученых-теоретиков спорта высказывали мнение о том, что результаты спортсменов перестанут повышаться в различных видах спорта в связи с тем, что существуют анатомо-физиологические пределы проявления возможностей человека. Считалось, что бежать быстрее, чем 9,8 секунд невозможно. Однако легкоатлет Усейн Болт на чемпионате мира (2009) установил рекорд и пробежал быстрее, чем за 9,7 с. Такая же тенденция наблюдается в гимнастических видах спорта, где происходит постоянное усложнение двигательной задачи для спортсмена. Сегодня эта тема обсуждается вновь и появляются статьи, в которых сказано, что через некоторое время наступит конец рекордам. На самом же деле этот вопрос не изучен досконально. При этом известно, что живая природа способна эволюционировать, реагируя на изменения окружающей среды. Таким образом, мы можем предполагать, что возможности человека будут расширяться, в том числе и за счет прогресса в науке, а, следовательно, и в спорте. В связи с этим дальнейшая унификация методов медицинского сопровождения, в конечном итоге, явятся гарантией достижения высоких спортивных результатов гимнастками.

Контактная информация: chistiakov52@mail.ru

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ С ЦЕЛЬЮ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕСТАБИЛЬНОГО

РЕГИОНА

Татьяна Вадимовна Волосникова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена

(РГПУ им. А.И. Герцена),

Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматривается проблема использования физических упражнений с целью оздоровления детей в дошкольном учреждении. Представлены результаты исследования оздоровительного воздействия физических упражнений на развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем детей, а также элиминации ксенобиотиков из их организма как средства «экологической чистки».

Ключевые слова: дошкольное учреждение, оздоровительная работа, физические упражнения, современная экологическая ситуация.

EXPERIMENTAL JUSTIFICATION OF PHYSICAL EXERCISES USAGE WITH THE PURPOSE OF HEALTH IMPROVEMENT FOR PRESCHOOL CHILDREN IN CONDITIONS OF ECOLOGICALLY UNSTABLE REGION

Tatyana Vadimovna Volosnikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer The Herzen State Pedagogical University of Russia St.-Petersburg

Annotation

The problem of usage of physical exercises is examined in article with the purpose of health improvement of children in preschool institution. The results of research of improving influence of physical exercises on development of loco motor system, cardiovascular and respiratory systems of children, and also elimination of xenobiotic from their organism, as means of «ecological cleaning», have been presented.

Key words: preschool institution, health improving work, physical exercises, modern ecological situation.

ВВЕДЕНИЕ

В дошкольном детстве закладываются основы общей культуры личности, компонентом которой является культура здоровья. Наблюдающиеся негативные тенденции в состоянии здоровья детей свидетельствует о том, что задачи их оздоровления, в первую очередь, средствами физического воспитания продолжают оставаться наиболее приоритетными в деятельности дошкольного учреждения (Е.А. Черепов, 2002).

Для исследования проблемы управления оздоровлением детей принципиальным является понимание оздоровительной работы дошкольного учреждения как открытой системы. Понятие системы в контексте оздоровления детей в дошкольном учреждении было представлено в работе С.О. Филипповой, А.Е. Митина (2009).

В основу нашей концепции управления оздоровлением дошкольников в условиях современной экологической ситуации была положена идея приоритетного использования для решения этой задачи средств физической культуры. Результаты исследования показали, что в оздоровительном процессе целесообразно выделить два компонента: основного и сопутствующего оздоровительного воздействия (рис. 1).

Компонент основного оздоровительного воздействия, в соответствии с основной идеей концепции, строится на оздоровительном эффекте занятий физическими упражнениями. Исследования показали, что, в первую очередь, оздоровительное воздействие обеспечивается нормальным развитием опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем детей. Немаловажную роль играют физические упражнения в условиях экологически нестабильной ситуации как средства «экологической чистки», т.е. элеменации ксенобиотиков из организма детей.

Составляющие компонента сопутствующего оздоровительного воздействия призваны усиливать оздоровительный эффект занятий физическими упражнениями. Такими составляющими являются: организация рационального питания, обеспечение экологически безопасной окружающей среды (вода, воздух, почва), экологическое образование педагогов, детей и их родителей, а также взаимодействие дошкольного учреждения с родителями по вопросам оздоровления детей.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения № 139 Выборгского района Санкт-Петербурга с 2005 по 2008 гг. Контингент воспитанников - часто и длительно болеющие. Во всех исследованиях участвовало 252 человека.

Развитие опорно-двигательного аппарата. В исследовании, посвященном определению возможности коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата, приняли участие 89 детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет. В качестве основного средства коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата дошкольников использо-

вался комплекс бодрящей гимнастики. Кроме этого, в питание дошкольников включались кальциевая дотация в виде препарата «Кальцинова» и вода с повышенным содержанием кальция «Северянка плюс».

Развитие опорно- Развитие

двигательного дыхательной

аппарата системы

ФИЗИЧЕСКИЕ

УПРАЖНЕНИЯ

Развитие сердечнососудистой системы

Элеминация

ксенобиотиков

Компонент основного оздоровительного воздействия

Рациональное питание Экологически безопасная окружающая среда Экологическое образование Взаимодействие с родителями

Компонент сопутствующего оздоровительного воздействия

Содержательно-технологический блок

Рис. 1. Модель содержания оздоровительного процесса дошкольников в современных экологических условиях, основанного на использовании средств физической культуры

В результате была зафиксирована выраженная положительная динамика по следующим показателям: асимметричное положение головы и надплечий, нарушения осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях, рахитическая деформация грудной клетки. Количество детей, имеющих дефицит кальция, снизилось с 95% до 65%.

Таким образом, проведенное исследование показало, что целенаправленное использование двигательной активности с учетом имеющихся деформаций со стороны опорно-двигательного аппарата у детей в условиях дошкольного учреждения является эффективным средством коррекции, позволяющим в целом повышать уровень здоровья дошкольников.

Развитие дыхательной функции. Задачей исследования было определение эффективности различных методик развития дыхания, используемых в дошкольных учреждениях. В исследовании приняли участие дети в возрасте 5-6 лет (106 человек). Наблюдения проводили в течение 8 месяцев, были определены пять групп. В первой группе для постановки диафрагмально-релаксационного типа дыхания использовался тренажёр «БОС - Дыхание». Во второй группе проводились занятия дыхательной гимнастики по методике Стрельниковой. В третьей группе были организованы занятия лечебной физкультурой, направленные на развитие и нормализацию дыхательной функции. В четвертой группе на прогулке организовывались занятия играми и упражнениями, способствующими усилению у детей функции дыхания. В пятой группе были организованы занятия плаванием с включением упражнений на развитие дыхательной функции.

Во всех группах для оценки эффекта использования различных методик до и

после эксперимента снимались показатели дыхательной аритмии сердца - ДАС, определяемые при помощи тренажера «БОС - Дыхание».

Анализ изменения этого показателя свидетельствует о том, что традиционные формы организации занятий физическими упражнениями на улице приносят не меньший, а даже больший эффект развития дыхательной функции детей, чем занятия на тренажере «БОС-дыхание». Еще больших результатов можно добиться, если специально организовать занятия дыхательной гимнастики Стрельниковой.

Элиминация ксенобиотиков. Существуют научные данные о том, что целенаправленный подбор средств и методов физической культуры может стать инструментом «экологической чистки» организма человека. В нашей работе была поставлена задача изучения возможности ксенобиотической разгрузки организма детей средствами физической культуры в условиях дошкольного учреждения. В исследовании приняли участие дети в возрасте 5-6 лет - 40 человек.

На основе анализа элементного состава волос была определена группа детей (6 человек), у которых было, по методике А.В. Скального (2004), зафиксировано превышение нормы тяжелых металлов: хрома (5,33) и, особенно, свинца (6,00). В то же время у них наблюдалось самое низкое из всех групп содержание кальция (2,00) при норме 5,0 баллов.

Для элиминации ксенобиотиков использовались дыхательные упражнения, связанные с пролонгированным выдохом и усилением эвакуаторной функции трахеобронхиального дерева, которые способствовали выведению ксенобиотиков с выдыхаемым воздухом; а диафрагмальное дыхание улучшало функцию желудочнокишечного тракта. Усиленное потоотделение во время физических упражнений также рассматривалось нами как вариант повышения элиминации ксенобиотиков. Дополнительный эффект был получен в термокамере. Кроме того, в питание дошкольников включались специальные пищевые добавки: препарат «Кальцинова» и вода с повышенным содержанием кальция «Северянка плюс».

В результате применения экспериментальной методики показатели хрома снизились до 4,5 баллов, показатели свинца снизились до 5,0 баллов, а показатели кальция повысились до 3,3 баллов, что свидетельствует об эффективности проведенных оздоровительных мероприятий.

Оценка реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. В нашем исследовании анализировалась зависимость между реакцией организма ребёнка на физическую нагрузку и его элементным портретом. В исследовании участвовали 17 детей 5-6-летнего возраста, 8 из которых имели незначительные отклонения от нормы в макроэлементном составе организма, а у 9 других был выражен дефицит кальция, марганца, натрия, калия и йода.

Корреляционный анализ выявил, что имеется выраженная зависимость между дефицитом кальция (г = 0,77) и марганца (г = 0,79) и ухудшением реакции сердечнососудистой системы детей на физическую нагрузку. Что же касается подобной связи с содержанием натрия, калия и йода, то таковая не прослеживалась (г<0,3). Таким образом, исследования показали целесообразность учета микроэлементного статуса ребенка при планировании физической нагрузки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование показало, что в дошкольном учреждении ведущую роль в оздоровлении детей должны играть занятия физическими упражнениями. В то же время, эффект целенаправленного использования физических упражнений может быть усилен проведением мероприятий сопутствующего оздоровительного воздействия: организацией рационального питания, обеспечением экологически безопасной окружающей среды (вода, воздух, почва), экологическим образованием педагогов, детей и их родителей, а также осуществлением взаимодействия дошкольного учреждения с родителями по вопросам оздоровления детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Матвеева, Л.М. Социальные проблемы повышения влияния физкультурнооздоровительной деятельности на здоровье населения : дис. ... канд. социол. наук / Матвеева Л.М. - Уфа, 2004. - 165 с.

2. Скальный, А.В. Химические элементы в физиологии и экологии человека : учебное пособие / А.В. Скальный. - М. : Оникс 21 век, 2004. - 215 с.

3. Строева, Е.В. Интегративный подход к методике формирования здоровья детей 6-7 лет в коррекционных детских домах средствами физической культуры : дис. ... канд. пед. наук / Строева Е.В. - Смоленск, 2006. - 163 с.

4. Филиппова, С. О. Понятие системы в контексте оздоровления детей в дошкольном учреждении / С.О. Филиппова, А.Е. Митин // Физическая культура и спорт в образовательном пространстве (междисциплинарный аспект) : материалы науч.-практ. конф. - СПб., 2009. - С. 43-51.

5. Черепов, Е.А. Обоснование эффективности применения круговой тренировки в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста : дис. ... канд. пед. наук / Черепов Е.А. - Челябинск, 2002. - 173 с.

Контактная информация: vtv139@mqil.ru ОТБОР И ФОРМИРОВАНИЕ ГРУПП В БАРЬЕРНОМ БЕГЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ С УЧЕТОМ ИХ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЕЙ

Алексей Владимирович Воробьев, аспирант,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Проведено генетическое исследование по группе генов юных легкоатлетов, систематически занимающихся барьерным бегом, на наличие предрасположенности к скоростно-силовым качествам. Показано, что обучение технике барьерного бега при учете этих качеств проходит более эффективно и позволяет корректировать тренировочный процесс в соответствии с индивидуальными возможностями спортсмена.

Ключевые слова: бег с барьерами, генетические маркеры, спортивный отбор.

SELECTION AND FORMATION OF GROUPS IN HURDLE RUNNING AT THE INITIAL STAGE OF SPECIAL TRAINING OF YOUNG ATHLETES TAKING INTO ACCOUNT THEIR GENETIC PREDISPOSITIONS

Aleksey Vladimirovich Vorob'yev, the post-graduate student,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

St.-Petersburg

Annotation

The genetic research has been carried out according to the group of genes of young athletes systematically going in for hurdle running for the presence of predisposition for speed and strength qualities. It has been shown that training of hurdle run techniques with taking into account these qualities is more effective and allows to correct the training process in accordance with individual abilities of an athlete.

Keywords: hurdle running, genetic markers, sports selection.

Благодаря современным генетическим исследованиям возможно выявление предрасположенности разного рода направленностей физических качеств [1, 5, 7]. Идентификация генетических маркеров, позволяющих прогнозировать развитие физических качеств человека, имеет большое значение для наиболее эффективного профессионального отбора в спорт, связанный с экстремальными физическими нагрузками [2,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.