Научная статья на тему 'Modern approach to development in preschool education'

Modern approach to development in preschool education Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
471
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CHILD PSYCHOLOGY / PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS / PRESCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Antonov A. A.

The article contains analyses of basic educational programs used in the educational and upbringing process of the preschool educational establishment both in Russia and in foreign countries. The author accentuates exceptional importance of physical education of children and importance of searching ways of its further perfection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Modern approach to development in preschool education»

ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ

УДК 373.21

Антонов Андрей Александрович

кандидат педагогических наук, доцент Шуйский государственный педагогический университет

[email protected]

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье анализируются основные образовательные программы, использующиеся в учебно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения как в России, так и в зарубежных странах. Автором подчеркивается исключительное значение физического воспитания детей и необходимость поиска путей его дальнейшего совершенствования.

Ключевые слова: дошкольная психология, дошкольные образовательные учреждения, дошкольное образование.

Российская образовательная политика направлена на обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, что нашло свое воплощение в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.». Первоочередным направлением образовательной политики первого этапа модернизации является реализация программ дошкольного образования, принятие мер, направленных на укрепление здоровья подрастающего поколения.

Говоря о современном состоянии дошкольного образования, необходимо отметить, что, несмотря на трудности, которые оно испытывает, дошкольному образованию удалось сохранить лучшие российские традиции. Педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка (физическое, ознакомление с окружающим миром, развитие речи, художественно-эстетическое и др.), предусматривается система мер по охране и укреплению здоровья детей, соблюдается принцип комплексности, используются парциальные программы, сочетающиеся с работой по другим направлениям педагогического процесса. Развиваются также и новые, нетрадиционные направления содержания работы дошкольного образовательного учреждения: хореография и ритмика, обучение иностранному языку, новым технологиям изобразительного творчества, компьютерное обучение, приобщение к национальной культуре, делается больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активно-

сти самих детей. Происходит переход на новый стиль общения и игры с ребенком - с учетом личностно-ориентированного взаимодействия.

В сегодняшнем образовательном пространстве предлагается широкий спектр отечественных программ, предусматривающих разные подходы к организации педагогического процесса в ДОУ Каждая из них выдвигает тот или иной приоритет образования: одна направлена на познавательное развитие, другая - на эстетическое, третья - на экологическое. Важно учитывать, что активизация одних направлений развития ребенка за счет других приводит к обеднению личностного развития и к ухудшению физического и психического состояния дошкольника. Несмотря на это, одной из тенденций образовательного процесса в ДОУ на современном этапе является возрастание объема и интенсивности познавательной деятельности. Вводятся дополнительные направления подготовки ребенка, например, иностранные языки, компьютерное обучение, экология, ОБЖ и др. При этом нет четкого контроля и дозирования учебной нагрузки, во многих дошкольных учреждениях не созданы адекватные педагогические условия и не разработаны организационнометодические подходы, которые позволили бы компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок. Нововведения подобного рода приводят к снижению и без того недостаточного, по оценке специалистов, уровня двигательной активности и оказывают отрицательное воздействие на состояние здоровья детей. Известно, что потребность детей в двигательной активности удовлетворяется во время их пребывания в ДОУ лишь на 45-50% даже при трехра-

© Антонов А.А., 2010

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010

217

зовом проведении физкультурных занятий [1]. При этом сегодня во многих ДОУ их количество снизилось до двух, а иногда и одного раза в неделю.

В современных программах для ДОУ физическое воспитание не является приоритетным разделом. Однако в проведенных ранее многочисленных исследованиях отмечена тесная зависимость между уровнем заболеваемости и уровнем двигательной активности человека на различных этапах онтогенеза [2]. Установлено, что наибольшая результативность процесса дошкольного образования достигается в том случае, если суточный объем организованной двигательной деятельности ребенка составляет от 30 до 40% времени бодрствования. Ориентация содержания программ преимущественно на умственное развитие детей снижает интерес педагогов к физическому воспитанию дошкольников.

С.О. Филиппова [3], проанализировав содержание отечественных программ по физической культуре дошкольников, пришла к выводу, что данные программы ориентированы, главным образом, на формирование у детей основных двигательных навыков и в меньшей степени способствуют целенаправленному развитию двигательных качеств, не оказывают непосредственного воздействия на системы и функции организма детей и их здоровье. Во многих программах не оказывается должного внимания развитию физических качеств детей дошкольного возраста, тогда как значительное количество дошкольников (28-40%) имеет низкий и ниже среднего уровень физической подготовленности, и, как следствие, показатели функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем свидетельствуют о снижении резервных возможностей организма детей [4].

Реализация концепции сохранения здоровья ребенка представлена в отечественных образовательных программах «Здоровье», «Основы безопасности детей дошкольного возраста». В программах «Радуга» «Детский сад - дом радости», «Дружные ребята», «Наследие» и «Золотой ключик» в большей степени реализуется социальное развитие ребенка. Эстетическое развитие воплощается в программах «Развитие», «Истоки», «Детство». Идеи о необходимости развития творчества содержит в себе программа «ТРИЗ».

Некоторые программы носят узкоспециализированный характер, например: «Юный эколог», «Дошкольник и экономика», «Кроха», «Планета детства», «Синтез», «Гармония», «Малыш»,

«Детская одаренность», программа развития речи в детском саду, «Старт» и др.

Наряду с отечественными программами в нашей стране используются и зарубежные системы воспитания: Монтессори-педагогика, Вальдорфский детский сад, «Пилотная школа», «Шаг за шагом», центр ранней социализации детей «Зеленая дверца».

Несомненно, что в зарубежных системах воспитания, в том числе физического, накоплен положительный опыт работы, однако его внедрение у нас в стране требует предварительного, глубокого изучения и проведения сравнительной оценки эффективности программ. Как показывает практика, включение программ зарубежных авторов в образовательно-воспитательный процесс ДОУ не всегда обоснованно. Материал в таких программах представлен специфично: в некоторых из них имеется достаточно выраженная структура, другие - в большей степени представляют собой некую философию, третьи - педагогическую технологию [5]. Программа «Шаг за шагом» (Джоржтаунский университет, Вашингтон, США) вообще отрицает занятия как особую форму обучения детей дошкольного возраста, а все образование рекомендует строить через игру и самостоятельную деятельность детей. Занятия физической культурой по этой программе не предусмотрены. Организованная двигательная деятельность детей исключена из режима дня в пользу самостоятельной. Поэтому процесс развития ребенка в определенной мере носит спонтанно-беспорядочный и хаотичный характер [6].

Следует отметить, что, несмотря на своеобразие путей развития педагогической науки и практики, системы дошкольного образования различных стран мира стремятся к разрешению общих проблем. Речь идет об определении содержания, форм, средств и методов, наиболее подходящих для гармоничного психофизического и социального развития детей.

Как показал анализ литературы, зарубежные программы дошкольного образования в большинстве своем ориентированы на интегрированный характер учебного курса. Дошкольные программы Великобритании, признавая самоценность детства, рассматривают его как часть жизни, а не как подготовку к обучению на следующей ступени жизни, ребенок воспринимается как целостное существо, все стороны развития которого взаимосвязаны [7]. Поэтому обучение не разделяется на отдельные предметы.

218

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010

Требования американской Национальной ассоциации образования маленьких детей США также ориентируют дошкольные учреждения на развитие и образование «ребенка в целом»: «Практика должна соответствовать уровню развития детей» (т.е. учебный курс не должен расчленяться на отдельные дисциплины).

Продолжая разговор о проблемах образовательных программ для ДОУ, нельзя не отметить, что все они предназначены, главным образом, для здоровых детей, количество которых, согласно данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья РАМН, составляет лишь около 10%. При планировании педагогического процесса в ДОУ практически не учитывается и состояние психического здоровья, а также адаптационные ресурсы и возможности детей. Тенденция ухудшения здоровья детей дошкольного возраста обусловливает необходимость физкультурно-оздоровительной работы непосредственно в условиях ДОУ, где ребенок находится практически ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.

В современной системе общественного дошкольного образования произошли качественные изменения, связанные с появлением многообразных типов и видов ДОУ, отнесенных к разным категориям. В связи с этим детям, воспитывающимся в ДОУ различных категорий, предоставляются неодинаковые образовательные условия. К третьей (низшей) категории отнесен детский сад, реализующий государственный образовательный стандарт (ГОС); ко второй - детский сад с превышением ГОС по одному или нескольким направлениям развития (интеллектуальному, физическому, эстетическому и др.); к первой (высшей) категории - детский сад, с превышением ГОС по всем направлениям (Центр развития ребенка). Дети, посещающие различные по категорийнос-ти ДОУ, имеют различные возможности образования, в том числе и в сфере физического [8]. Несомненно, что эффективность реализации задач и содержания физического воспитания во многом зависит от количества и качества физкультурно-спортивного оборудования и инвентаря, от адекватной предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающей разностороннее физическое развитие. Сегодня целый ряд ДОУ (главным образом, третьей категории) имеют ограниченные возможности для улучшения мате-

риально-технического оснащения физического воспитания, обновления физкультурно-игрового оборудования и инвентаря, приобретения методического обеспечения, расширения штатного расписания. ДОУ первой категории имеют большие возможности. Они гораздо лучше оснащены физкультурно-спортивными залами и площадками, бассейнами, оборудованием и инвентарем. Занятия проводят специалисты по физическому воспитанию.

Необходимо отметить, что ДОУ с превышением стандарта по физическому воспитанию, тоже не всегда может дать положительные результаты. Согласно теории амплификации, обоснованной А.В. Запорожцем, отдельные функции ребенка развиваются не самостоятельно и автономно, а во взаимосвязи, как свойства целостной личности. Работа, построенная с опорой на те или иные линии развития (интеллектуальную, физическую), может вызвать серьезные перекосы в личностном развитии дошкольника. Выходом может служить разумная интеграция двигательной и познавательной деятельности ребенка на всех этапах его развития.

В настоящее время в системе дошкольного образования существует проблема больших умственных перегрузок, которые испытывают дети, и ухудшающегося состояния здоровья. Это связано с большим количеством разнообразных программных направлений и дополнительным внепрограммным образованием, снижением двигательной активности. В программах ДОУ по различным учебным дисциплинам не уделяется должного внимания применению здоровьесберегающих технологий, интеграции двигательной и познавательной деятельности детей [9]. Несмотря на предлагаемое сегодня для ДОУ большое количество образовательных программ, отсутствуют программы, отвечающие высокой потребности детей в двигательной деятельности, организованной в соответствии с особенностями детского организма.

Многочисленные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, свидетельствуют о незаменимом вкладе целенаправленного физического воспитания в процесс психомоторного, умственного и эмоционального развития детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст является решающим периодом жизни человека в формировании отношения к физической активности как существенному элементу здорового

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010

219

стиля жизни. Вышеизложенное подчеркивает исключительное значение физического воспитания детей и необходимость поиска путей его дальнейшего совершенствования с учетом основных тенденций развития дошкольного образования в России. Совершенствование системы физического воспитания детей дошкольного возраста представляет собой сложную комплексную проблему, успешное решение которой зависит от ее ресурсного обеспечения: организационного, научнометодического, кадрового, финансового и материально-технического.

Библиографический список

1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева. - М.: Просвещение, 1985. - 174 с.

2. Комков А.Г., Кириллова Е.Г. Организационно-педагогическая технология формирования физической активности школьников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002. - №>1. - С. 2-4.

3. Филиппова С.О. К вопросу о программах физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ // Дошкольное воспитание. - 1999. - .№12. - С. 36-38.

4. Солодков А.С., Есина Е.М. Физическое и функциональное развитие детей дошкольного возраста Санкт-Петербурга // Физическая куль-

тура: воспитание, образование, тренировка. -1999. - №1-2. - С. 12-15.

5. Ерофеева Т. И. Изучение подходов к организации вариативного обучения детей дошкольного возраста (на материале обучения математике) // Проблемы дошкольного образования: Материалы научной конференции. - М., 1994. -С. 34-37.

6. Головина О.В., Айзмана Р.И. Влияние нормированной физической нагрузки на психофизическое развитие дошкольника // Валеология. -1999. - №1. - С. 47-52.

7. Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность: Учебное пособие. -М.: Академия, 2001. - 240 с.

8. Филиппова С.О. Региональный компонент государственного стандарта образования дошкольников в области физической культуры // Современные образовательные направления в физической культуре: Сб. науч. трудов междунар. науч.-практ. конф. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - С. 217.

9. Козлов И.М., Правдов М.А., Никифоров Ю.Б. Физическая культура и здоровье дошкольников // Матер. Междунар. конгресса «Физическая культура, спорт и здоровье нации». -СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. ЛесгафГа, 1996. - С. 257.

УДК 37

Гавриш Екатерина Михайловна

Московский гуманитарный педагогический институт

[email protected]

ПРАВОВАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ШКОЛЬНИКА: КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АСПЕКТ

Инновационные подходы к проблеме содержания образования детерминируют обращение к феноменам «функциональная грамотность», «правовая функциональная грамотность» и «правовая культура». Автор статьи предлагает теоретико-методическую модель правовой культуры учащегося общеобразовательной школы, содержащую пять логически взаимообусловленных компонентов, отражающих структуру и содержание рассматриваемого концепта.

Ключевые слова: содержание образования, функциональная грамотность, правовая функциональная грамотность, правовая культура, правовое воспитание школьников.

Развитие отечественного образования требует обоснования новых подходов к формированию его содержательной базы. С разработкой соответствующего содержания образования связана и проблема формирования функциональной грамотности учащихся.

Человек, прошедший через определенный этап образования, приобретает необходимую функциональную грамотность, которая может

рассматриваться как мера развития человека, готовящегося войти в мир образованности.

Сам термин «функциональная грамотность» был предложен на Всемирном конгрессе по ликвидации неграмотности, проходившем в Тегеране в сентябре 1965 года [7, с. 15].

Многоплановость феномена «функциональная грамотность» обусловливает наличие большого числа объясняющих его дефиниций. В кон-

220

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010

© Гавриш Е.М., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.