ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ
УДК 373.21
Антонов Андрей Александрович
кандидат педагогических наук, доцент Шуйский государственный педагогический университет
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье анализируются основные образовательные программы, использующиеся в учебно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения как в России, так и в зарубежных странах. Автором подчеркивается исключительное значение физического воспитания детей и необходимость поиска путей его дальнейшего совершенствования.
Ключевые слова: дошкольная психология, дошкольные образовательные учреждения, дошкольное образование.
Российская образовательная политика направлена на обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, что нашло свое воплощение в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.». Первоочередным направлением образовательной политики первого этапа модернизации является реализация программ дошкольного образования, принятие мер, направленных на укрепление здоровья подрастающего поколения.
Говоря о современном состоянии дошкольного образования, необходимо отметить, что, несмотря на трудности, которые оно испытывает, дошкольному образованию удалось сохранить лучшие российские традиции. Педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка (физическое, ознакомление с окружающим миром, развитие речи, художественно-эстетическое и др.), предусматривается система мер по охране и укреплению здоровья детей, соблюдается принцип комплексности, используются парциальные программы, сочетающиеся с работой по другим направлениям педагогического процесса. Развиваются также и новые, нетрадиционные направления содержания работы дошкольного образовательного учреждения: хореография и ритмика, обучение иностранному языку, новым технологиям изобразительного творчества, компьютерное обучение, приобщение к национальной культуре, делается больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активно-
сти самих детей. Происходит переход на новый стиль общения и игры с ребенком - с учетом личностно-ориентированного взаимодействия.
В сегодняшнем образовательном пространстве предлагается широкий спектр отечественных программ, предусматривающих разные подходы к организации педагогического процесса в ДОУ Каждая из них выдвигает тот или иной приоритет образования: одна направлена на познавательное развитие, другая - на эстетическое, третья - на экологическое. Важно учитывать, что активизация одних направлений развития ребенка за счет других приводит к обеднению личностного развития и к ухудшению физического и психического состояния дошкольника. Несмотря на это, одной из тенденций образовательного процесса в ДОУ на современном этапе является возрастание объема и интенсивности познавательной деятельности. Вводятся дополнительные направления подготовки ребенка, например, иностранные языки, компьютерное обучение, экология, ОБЖ и др. При этом нет четкого контроля и дозирования учебной нагрузки, во многих дошкольных учреждениях не созданы адекватные педагогические условия и не разработаны организационнометодические подходы, которые позволили бы компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок. Нововведения подобного рода приводят к снижению и без того недостаточного, по оценке специалистов, уровня двигательной активности и оказывают отрицательное воздействие на состояние здоровья детей. Известно, что потребность детей в двигательной активности удовлетворяется во время их пребывания в ДОУ лишь на 45-50% даже при трехра-
© Антонов А.А., 2010
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010
217
зовом проведении физкультурных занятий [1]. При этом сегодня во многих ДОУ их количество снизилось до двух, а иногда и одного раза в неделю.
В современных программах для ДОУ физическое воспитание не является приоритетным разделом. Однако в проведенных ранее многочисленных исследованиях отмечена тесная зависимость между уровнем заболеваемости и уровнем двигательной активности человека на различных этапах онтогенеза [2]. Установлено, что наибольшая результативность процесса дошкольного образования достигается в том случае, если суточный объем организованной двигательной деятельности ребенка составляет от 30 до 40% времени бодрствования. Ориентация содержания программ преимущественно на умственное развитие детей снижает интерес педагогов к физическому воспитанию дошкольников.
С.О. Филиппова [3], проанализировав содержание отечественных программ по физической культуре дошкольников, пришла к выводу, что данные программы ориентированы, главным образом, на формирование у детей основных двигательных навыков и в меньшей степени способствуют целенаправленному развитию двигательных качеств, не оказывают непосредственного воздействия на системы и функции организма детей и их здоровье. Во многих программах не оказывается должного внимания развитию физических качеств детей дошкольного возраста, тогда как значительное количество дошкольников (28-40%) имеет низкий и ниже среднего уровень физической подготовленности, и, как следствие, показатели функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем свидетельствуют о снижении резервных возможностей организма детей [4].
Реализация концепции сохранения здоровья ребенка представлена в отечественных образовательных программах «Здоровье», «Основы безопасности детей дошкольного возраста». В программах «Радуга» «Детский сад - дом радости», «Дружные ребята», «Наследие» и «Золотой ключик» в большей степени реализуется социальное развитие ребенка. Эстетическое развитие воплощается в программах «Развитие», «Истоки», «Детство». Идеи о необходимости развития творчества содержит в себе программа «ТРИЗ».
Некоторые программы носят узкоспециализированный характер, например: «Юный эколог», «Дошкольник и экономика», «Кроха», «Планета детства», «Синтез», «Гармония», «Малыш»,
«Детская одаренность», программа развития речи в детском саду, «Старт» и др.
Наряду с отечественными программами в нашей стране используются и зарубежные системы воспитания: Монтессори-педагогика, Вальдорфский детский сад, «Пилотная школа», «Шаг за шагом», центр ранней социализации детей «Зеленая дверца».
Несомненно, что в зарубежных системах воспитания, в том числе физического, накоплен положительный опыт работы, однако его внедрение у нас в стране требует предварительного, глубокого изучения и проведения сравнительной оценки эффективности программ. Как показывает практика, включение программ зарубежных авторов в образовательно-воспитательный процесс ДОУ не всегда обоснованно. Материал в таких программах представлен специфично: в некоторых из них имеется достаточно выраженная структура, другие - в большей степени представляют собой некую философию, третьи - педагогическую технологию [5]. Программа «Шаг за шагом» (Джоржтаунский университет, Вашингтон, США) вообще отрицает занятия как особую форму обучения детей дошкольного возраста, а все образование рекомендует строить через игру и самостоятельную деятельность детей. Занятия физической культурой по этой программе не предусмотрены. Организованная двигательная деятельность детей исключена из режима дня в пользу самостоятельной. Поэтому процесс развития ребенка в определенной мере носит спонтанно-беспорядочный и хаотичный характер [6].
Следует отметить, что, несмотря на своеобразие путей развития педагогической науки и практики, системы дошкольного образования различных стран мира стремятся к разрешению общих проблем. Речь идет об определении содержания, форм, средств и методов, наиболее подходящих для гармоничного психофизического и социального развития детей.
Как показал анализ литературы, зарубежные программы дошкольного образования в большинстве своем ориентированы на интегрированный характер учебного курса. Дошкольные программы Великобритании, признавая самоценность детства, рассматривают его как часть жизни, а не как подготовку к обучению на следующей ступени жизни, ребенок воспринимается как целостное существо, все стороны развития которого взаимосвязаны [7]. Поэтому обучение не разделяется на отдельные предметы.
218
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010
Требования американской Национальной ассоциации образования маленьких детей США также ориентируют дошкольные учреждения на развитие и образование «ребенка в целом»: «Практика должна соответствовать уровню развития детей» (т.е. учебный курс не должен расчленяться на отдельные дисциплины).
Продолжая разговор о проблемах образовательных программ для ДОУ, нельзя не отметить, что все они предназначены, главным образом, для здоровых детей, количество которых, согласно данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья РАМН, составляет лишь около 10%. При планировании педагогического процесса в ДОУ практически не учитывается и состояние психического здоровья, а также адаптационные ресурсы и возможности детей. Тенденция ухудшения здоровья детей дошкольного возраста обусловливает необходимость физкультурно-оздоровительной работы непосредственно в условиях ДОУ, где ребенок находится практически ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.
В современной системе общественного дошкольного образования произошли качественные изменения, связанные с появлением многообразных типов и видов ДОУ, отнесенных к разным категориям. В связи с этим детям, воспитывающимся в ДОУ различных категорий, предоставляются неодинаковые образовательные условия. К третьей (низшей) категории отнесен детский сад, реализующий государственный образовательный стандарт (ГОС); ко второй - детский сад с превышением ГОС по одному или нескольким направлениям развития (интеллектуальному, физическому, эстетическому и др.); к первой (высшей) категории - детский сад, с превышением ГОС по всем направлениям (Центр развития ребенка). Дети, посещающие различные по категорийнос-ти ДОУ, имеют различные возможности образования, в том числе и в сфере физического [8]. Несомненно, что эффективность реализации задач и содержания физического воспитания во многом зависит от количества и качества физкультурно-спортивного оборудования и инвентаря, от адекватной предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающей разностороннее физическое развитие. Сегодня целый ряд ДОУ (главным образом, третьей категории) имеют ограниченные возможности для улучшения мате-
риально-технического оснащения физического воспитания, обновления физкультурно-игрового оборудования и инвентаря, приобретения методического обеспечения, расширения штатного расписания. ДОУ первой категории имеют большие возможности. Они гораздо лучше оснащены физкультурно-спортивными залами и площадками, бассейнами, оборудованием и инвентарем. Занятия проводят специалисты по физическому воспитанию.
Необходимо отметить, что ДОУ с превышением стандарта по физическому воспитанию, тоже не всегда может дать положительные результаты. Согласно теории амплификации, обоснованной А.В. Запорожцем, отдельные функции ребенка развиваются не самостоятельно и автономно, а во взаимосвязи, как свойства целостной личности. Работа, построенная с опорой на те или иные линии развития (интеллектуальную, физическую), может вызвать серьезные перекосы в личностном развитии дошкольника. Выходом может служить разумная интеграция двигательной и познавательной деятельности ребенка на всех этапах его развития.
В настоящее время в системе дошкольного образования существует проблема больших умственных перегрузок, которые испытывают дети, и ухудшающегося состояния здоровья. Это связано с большим количеством разнообразных программных направлений и дополнительным внепрограммным образованием, снижением двигательной активности. В программах ДОУ по различным учебным дисциплинам не уделяется должного внимания применению здоровьесберегающих технологий, интеграции двигательной и познавательной деятельности детей [9]. Несмотря на предлагаемое сегодня для ДОУ большое количество образовательных программ, отсутствуют программы, отвечающие высокой потребности детей в двигательной деятельности, организованной в соответствии с особенностями детского организма.
Многочисленные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, свидетельствуют о незаменимом вкладе целенаправленного физического воспитания в процесс психомоторного, умственного и эмоционального развития детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст является решающим периодом жизни человека в формировании отношения к физической активности как существенному элементу здорового
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010
219
стиля жизни. Вышеизложенное подчеркивает исключительное значение физического воспитания детей и необходимость поиска путей его дальнейшего совершенствования с учетом основных тенденций развития дошкольного образования в России. Совершенствование системы физического воспитания детей дошкольного возраста представляет собой сложную комплексную проблему, успешное решение которой зависит от ее ресурсного обеспечения: организационного, научнометодического, кадрового, финансового и материально-технического.
Библиографический список
1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева. - М.: Просвещение, 1985. - 174 с.
2. Комков А.Г., Кириллова Е.Г. Организационно-педагогическая технология формирования физической активности школьников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002. - №>1. - С. 2-4.
3. Филиппова С.О. К вопросу о программах физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ // Дошкольное воспитание. - 1999. - .№12. - С. 36-38.
4. Солодков А.С., Есина Е.М. Физическое и функциональное развитие детей дошкольного возраста Санкт-Петербурга // Физическая куль-
тура: воспитание, образование, тренировка. -1999. - №1-2. - С. 12-15.
5. Ерофеева Т. И. Изучение подходов к организации вариативного обучения детей дошкольного возраста (на материале обучения математике) // Проблемы дошкольного образования: Материалы научной конференции. - М., 1994. -С. 34-37.
6. Головина О.В., Айзмана Р.И. Влияние нормированной физической нагрузки на психофизическое развитие дошкольника // Валеология. -1999. - №1. - С. 47-52.
7. Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность: Учебное пособие. -М.: Академия, 2001. - 240 с.
8. Филиппова С.О. Региональный компонент государственного стандарта образования дошкольников в области физической культуры // Современные образовательные направления в физической культуре: Сб. науч. трудов междунар. науч.-практ. конф. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - С. 217.
9. Козлов И.М., Правдов М.А., Никифоров Ю.Б. Физическая культура и здоровье дошкольников // Матер. Междунар. конгресса «Физическая культура, спорт и здоровье нации». -СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. ЛесгафГа, 1996. - С. 257.
УДК 37
Гавриш Екатерина Михайловна
Московский гуманитарный педагогический институт
ПРАВОВАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ШКОЛЬНИКА: КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АСПЕКТ
Инновационные подходы к проблеме содержания образования детерминируют обращение к феноменам «функциональная грамотность», «правовая функциональная грамотность» и «правовая культура». Автор статьи предлагает теоретико-методическую модель правовой культуры учащегося общеобразовательной школы, содержащую пять логически взаимообусловленных компонентов, отражающих структуру и содержание рассматриваемого концепта.
Ключевые слова: содержание образования, функциональная грамотность, правовая функциональная грамотность, правовая культура, правовое воспитание школьников.
Развитие отечественного образования требует обоснования новых подходов к формированию его содержательной базы. С разработкой соответствующего содержания образования связана и проблема формирования функциональной грамотности учащихся.
Человек, прошедший через определенный этап образования, приобретает необходимую функциональную грамотность, которая может
рассматриваться как мера развития человека, готовящегося войти в мир образованности.
Сам термин «функциональная грамотность» был предложен на Всемирном конгрессе по ликвидации неграмотности, проходившем в Тегеране в сентябре 1965 года [7, с. 15].
Многоплановость феномена «функциональная грамотность» обусловливает наличие большого числа объясняющих его дефиниций. В кон-
220
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010
© Гавриш Е.М., 2010