ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011
УДК 378.016
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
© О. В. УГАРОВА, И. Л. БЕККЕР Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского,
кафедра педагогики e-mail: ibek@bk.ru
Угарова О. В., Беккер И. Л. - Программно-методическое обеспечение физического воспитания детей дошкольного возраста в отечественной педагогике // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 831-837. -
Статья посвящена обзору и анализу образовательных программ по физическому воспитанию детей дошкольного возраста в отечественной педагогике ХХ века. Особое внимание уделено авторским программам, созданным на основе гуманистической педагогической парадигмы.
Ключевые слова: физическое воспитание, образовательная программа, дошкольный возраст.
Ugarova O. V., Bekker I. L. - Methodical background of physical educational for pre-school children in Russian pedagogics // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 831-837. - The article is a thorough survey of educational programs for physical education of preschool children existed in Russian pedagogic during the XX-th century. Special attention has been paid to the authentic programs compiled within the humanistic pedagogical paradigm.
Keywords: physical education, educational programs, preschool children.
Одним из условий всестороннего и гармоничного развития личности является физическое воспитание. Особую роль оно играет в первые годы жизни ребенка. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, двигательной подготовленности. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в дошкольном возрасте.
Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами на том или ином этапе развития общества. Это означает, что оно изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания. Чтобы понять, как менялось содержание, формы и методы физического воспитания детей дошкольного возраста, необходимо рассмотреть и проанализировать соответствующие учебные программы и методические рекомендации, существовавшие ранее и существующие в настоящее время в отечественной педагогике.
Систематическая разработка проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста началась в педагогике советского периода. Основные указания по организации, содержанию и методам работы дошкольных учреждений были даны дошкольным отделом Народного комиссариата просвещения РСФСР в 1919 г. в специальной «Инструкции по ведению оча-
га и детского сада». Позднее проекты программ и другие документы, посвященные воспитанию дошкольников, в том числе и физическому, были объединены в инструктивно-методический сборник [14], изданный Наркомпросом в 1932г.
Как отмечает Г. В. Шиянова [24], этот документ состоял из разделов, соответствующих видам детской деятельности: общественно-политическое воспитание, трудовое воспитание, музыкально-двигательное воспитание, изобразительная деятельность, математика, грамота. В нем была сделана попытка определить задачи и объем работы с детьми в детском саду. Появление «Программы» способствовало упорядочению работы дошкольных учреждений и обогащению содержания профессиональной деятельности педагогов-воспитателей. Раздел «Физическое воспитание» был направлен на формирование гигиенических навыков у детей. Физические упражнения были включены в раздел «МУЗО» (раздел по музыкальному воспитанию).
Е.А. Сочеванова [21], отмечает, что объем умений и навыков по каждому разделу деятельности был невелик. Программы по определенным разделам работы (в том числе и по физическому воспитанию) были построены по следующей схеме: вид работы; какие ориентиры и знания должен получить ребенок, какие должны быть воспитаны навыки; основное содержание работы. Каждая из программ должна была
отвечать следующим требованиям: включать материал, имеющий прямое непосредственное отношение к данному разделу (дисциплине); быть построенной по возрастному принципу и опираться на имеющиеся педологические данные о нормах развития ребенка. Также было рекомендовано, чтобы материал внутри программы был изложен в порядке постепенного нарастания сложности, а для каждой возрастной группы использован принцип концентрически расположенного материала с последовательным его усложнением и расширением. Кроме того, говорилось о необходимости принятия мер к достижению наибольшей связи в программе детского сада и школы.
В 1934 г. издается усовершенствованная «Программа воспитания». Исследователи отмечают, что в ней больше внимания было уделено вопросам организации и содержания многогранной жизни детей в детском саду. «Программа» включала следующие разделы: общественное воспитание, физическое воспитание, рисование, лепка, трудовые занятия, развитие речи, занятия с книгой, картиной, начатки знаний о природе, развитие первоначальных математических представлений, занятия грамотой. Вместе с тем она имела существенные недостатки: был включен сложный познавательный материал, не учитывались возрастные особенности детей, недооценивалась руководящая роль воспитателя в организации педагогического процесса [25].
В связи с Постановлением ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» от 4 июля 1936 г. [15] возникла необходимость в создании нового программного документа по дошкольному воспитанию.
В 1937 году В. В. Гориневский [2] обратил внимание на то, что в области физического воспитания дошкольников работа шла, главным образом, по санитарно-гигиенической линии и очень мало внимания уделялось вопросам правильного развития моторики ребенка. Автор позже писал о необходимости выделения особого раздела физического воспитания, специально посвященного плановому развитию моторики ребенка, в новых предполагаемых программах по дошкольному воспитанию.
В 1938 г. было издано «Руководство для воспитателя детского сада». В своем исследовании Г. В. Шиянова [24], указывает на то, что в нем правильно освещались задачи воспитания детей дошкольного возраста. Более четко говорилось о всестороннем развитии личности, учете возрастных особенностей детей. Но все же «Руководство» имело много недостатков, на которые в свое время указала Н. К. Крупская. По ее мнению, данная программа очень далека от жизни, очень искусственна, обходит ряд трудных вопросов, и потому благие пожелания ее составителей об общественном воспитании, о коммунистическом воспитании повисают в воздухе [9].
«Руководство» по-прежнему определяло содержание работы с детьми не по возрастным группам, а по отдельным разделам воспитания. Это затрудняло воспитателя в отборе программного материала для рабо-
ты с детьми того или иного возраста. Многие вопросы физического, умственного, нравственного воспитания не нашли в «Руководстве» должного отражения. Не было в нем и научно обоснованного освещения вопросов обучения детей дошкольного возраста, и недостаточно освещалась работа с родителями.
Программные материалы и концептуальные подходы к физическому воспитанию детей дошкольного возраста совершенствовались со временем. Как писала
О.А. Соломенникова [20] даже в 1945 году, несмотря на тяжелое военное время, было выпущено «Руководство для воспитателей». По мнению С.С. Бычковой [19], по форме расположения материала и структуре оно стало более удобным, чем предыдущие издания. В разделе физическое воспитание» были выделены подразделы: личная гигиена и воспитание культурногигиенических навыков; физические упражнения; подвижные игры с правилами; утренняя гимнастика; занятия физическими упражнениями; закаливание.
В 1953 году «Руководство» было переработано. В обновленном варианте был более четко очерчено содержание физического воспитания и даны основные методические указания его организации в соответствии с новыми установками. Обучение детей дошкольного возраста опирается на общепринятые положения советской дидактики и вместе с тем имеет своеобразные черты, связанные с особенностями дошкольного возраста, которые заключаются в необходимости расширения еще малого двигательного опыта ребенка. В «Руководстве» было подчеркнута важность того, чтобы с раннего детства ребенок научился правильно ходить, бегать, прыгать, лазать. Составители программы предлагали для развития движений систематически проводить подвижные игры и гимнастику (так они называли занятия физическими упражнениями) [11].
В начале 60 годов в СССР были в целом разработаны теоретические организационно-методические основы воспитательно-образовательной работы с детьми от раннего возраста до поступления в школу. Они нашли отражение в «Программе воспитания в детском саду» [17]. Данная программа имела ряд существенных отличий от предыдущих. Программные требования были отделены от методических указаний. Впервые старшая группа была названа подготовительной к школе. В этом документе впервые сделана попытка показать весь процесс воспитания, единство психического и физического развития ребенка с первых месяцев его жизни до семи лет, определить формы организации детской деятельности в игре и на занятиях, в быту и труде и, таким образом, помочь выявлению разнообразных способностей детей различных возрастов.
Новые исследования в области образования и возрастной физиологии выявили потребность обновления программных материалов. В 1984 году вышла «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду», разработанная НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. В дополнение к ней, по решению Министерства просвещения СССР, Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР
в 1984 году была издана «Физическая культура в детском саду: Типовая программа» [23], которая охватила возрастной период от первого до седьмого года жизни.
В объяснительной записке было обращено внимание, что решению задач физического воспитания в детском саду способствует целесообразный режим. Основу его должны составить ежедневные занятия физическими упражнениями и играми в различных формах: под руководством воспитателя и в процессе самостоятельной деятельности. В программе было определено примерное количество часов, отводимых на организованную двигательную активность детей. Содержание физического воспитания составили упражнения, разнообразные виды двигательных действий и подвижные игры, которыми дети должны овладеть. Следует отметить, что перечень упражнений в основных движениях по сравнению с перечнем «Программы»1962 г. значительно расширился. Также был повышены требования к уровню физического развития и результатам, которые дети должны были достичь в процессе занятий физической культурой. В приложении к программе был дан перечень физкультурного оборудования по возрастным группам. В 1995 «Физическая культура в детском саду: Типовая программа» была переиздана году без изменений.
В 1985 году на основе «Типовой программы» была создана «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой [1]. В 1987 г. вышло второе, доработанное издание. В данной программе предусмотрено развитие дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизическими особенностями по разным направлениям. Задачи физического воспитания - это охрана и укрепление здоровья (особенно нервной системы), совершенствование функций организма ребенка, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным, доступным ребенку видам деятельности, формирование положительных нравственно-волевых черт личности. В программе охвачены четыре возрастные ступени физического и психического развития детей: ранний возраст - от рождения до 2 лет, младший дошкольный возраст - от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы), средний возраст - до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы). Содержание раздела «Физическая культура» почти полностью соответствует содержанию Типовой программы «Физическая культура в детском саду» (исключены лазанье по веревочной лестнице, канату).
Многие годы «Программа воспитания и обучения в детском саду» (1985) была обязательным документом для всех дошкольных учреждений. Программа была удобна в использовании, так как имела четкую структуру и подробное содержание. Однако с позиций современного понимания физической культуры дошкольников она имеет ряд недостатков. В частности, что в представленной программе занятия физическими упражнениями подчинены жесткой методике проведения, показатели физической подготовленности не
учитывают уровня физического развития и состояния здоровья детей.
В 1989 г. Государственным комитетом по народному образованию была принята «Концепция дошкольного воспитания» [7]. В ней обращено внимание на самоценность дошкольного детства для развития ребенка; необходимость обеспечения индивидуального подхода; недопустимость сведения работы в дошкольном учреждении к формированию знаний, умений и навыков, переноса учебно-дисциплинарной модели обучения на образование детей дошкольного возраста. Принятие новой концепции потребовало разработки программ воспитания и развития детей дошкольного возраста нового поколения.
Формирование жизненной философии, внутренней убежденности человека о целесообразном, о потребностно-деятельностном его отношении к потенциалу физического воспитания, явилось основой Концепции формирования физической культуры человека Л.И. Лубышевой. [12].
Вводя понятие «физкультурное воспитание» дошкольников и определяя его трехмерную сущность как социально-психологическую, интеллектуальную и телесно-двигательную направленность, автор акцентирует внимание на интеллектуальной основе физкультурного воспитания человека, предполагающей интеграцию естественнонаучных и гуманитарных знаний.
Безусловная революционность в развитии этих процессов заключена в концепции физического воспитания и спортивной тренировки, созданной в 1998 году проблемным научным советом РАО [10]. Цель физического воспитания определяется как формирование основ физической и духовной культуры личности, повышение ресурсов здоровья как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом стиле жизни. Революционность цели как таковой заключена, прежде всего, в ярко выраженной личностной ориентации ценностей физической культуры, состоящей в построении основ как физической (что было ранее), так и духовной культуры личности, что в прошлые десятилетия игнорировалось, и что неизмеримо ценно для современного демократического общества.
Один из элементов этой концепции - формирование интеллектуального компонента физической культуры занимающихся как непременного условия содействия осознанию ими жизненной важности занятий физическими упражнениями. Сущность этого элемента заключается в самопознании занимающимися себя как биологического вида, и овладения способами познания в области физической культуры, и познания физических упражнений как важнейшего средства физического воспитания, и овладение основами построения собственных технологий телесно-двигательного совершенствования. Формирование интеллектуального компонента физической культуры особенно важно, поскольку провозглашаемый в качестве главного фактора физического воспитания специально организованный процесс адаптации к физическим нагрузкам, основанный на закономерностях тренировки, в опре-
деленной степени нивелирует фактор образованности индивидуума в области физической культуры, чем как бы принижается его личная, интеллектуальная роль в процессе телесно-двигательного совершенствования.
В исследовании Е. А. Сочевановой [21], отмечается, что принятый в 1999 году Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» послужил правовой основой для создания ряда программно-нормативных, концептуальных документов государственного масштаба. Важнейшим из них является «Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года» [8]. Наряду с задачами традиционного характера Концепция настойчиво направляет государственную деятельность в области физической культуры на улучшение качества процесса физического воспитания и образования детей, молодежи, населения в целом, на повышение уровня образованности граждан России в области физической культуры. На наш взгляд, стратегически важным элементом государственной политики, отраженной в концепции, является непрерывность физического воспитания и образования различных возрастных групп населения.
В условиях вариативности образования в последние годы появилось значительное количество программ, содержащих новое представление о развитии и воспитании ребенка, в том числе физическом. Однако, как отмечает С.С. Бычкова, хотя количество программ по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с каждым годом увеличивается, немногие из них по своему содержанию и структуре соответствуют должному уровню [19]. Но тот факт, что существующие программы по физической культуре не в полной мере учитывают условия и особенности работы в дошкольных образовательных учреждениях, обратили внимания Ю.А. Кириллова, М.Е. Лебедева, Н.Ю. Жидкова [5]. Кроме того, по мнению Г.Г. Лукиной [13], программы по физической культуре дошкольников, используются без учета современных тенденций к ухудшению состояния опорно-двигательного аппарата детей. На основании сказанного целесообразно рассмотреть существующие современные программы физического воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Новые программы, реализуя принципы педагогики сотрудничества, предусматривают внедрение в дошкольные учреждения личностно-ориентированного стиля взаимодействия педагогов с детьми. Современные программы дошкольных учреждений имеют отличительные особенности в подходах к организации и проведению физкультурно-оздоровительной работы, которые целесообразно учитывать при их выборе.
До середины 90-х годов ХХ века в дошкольных образовательных учреждениях работа по физическому воспитанию строилась согласно «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой [16]. В ее разделе «Физическое воспитание» предусматривались охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, полноценное физическое развитие, воспита-
ние интереса к различным доступным ребенку видам двигательной деятельности, формирование положительных нравственно-волевых черт личности. Предполагалось, что за время пребывания в детском саду у детей должна быть воспитана потребность в систематическом выполнении утренней гимнастики, закаливающих процедур, а так же сформированы прочные культурно-гигиенические навыки, потребность в ежедневной двигательной деятельности (правильной ходьбе, беге).
Программа нацеливала на последовательное обучение детей двигательным умениям и навыкам, воспитание физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости), развитие координации движений, пространственной ориентировки, равновесия, формирование способности оценивать качество выполнения движений, правил подвижной игры. При этом большое место отводилось игре как средству физического воспитания. В программу старшей и подготовительной групп включались обучение детей спортивным упражнениям и элементам спортивных игр (баскетбола, футбола, хоккея, бадминтона, настольного тенниса, игры в городки). Кроме того, дети должны были научиться правильно, прыгать с места и с разбега, освоить различные виды метаний, лазанья, движений с мячами, четко и точно, ритмично, в заданном темпе выполнять физические упражнения не только по показу, но и по словесной инструкции, под музыку, перестраиваться как во время движения, так и стоя на месте.
Думается, что при таком широком наборе стоящих перед воспитанниками ДОУ задач и используемых средств физического воспитания существующие формы ее организации в ДОУ сами по себе делали программу нереальной для реализации. Кроме того, программа не имела, на наш взгляд, адекватного учебнометодического обеспечения в помощь и специалистам физической культуры, и воспитателям ДОУ.
В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений помимо Типовой программы нашли широкое распространение рекомендованные Министерством образования Российской Федерации альтернативные комплексные программы физического воспитания «Радуга», «Детство», «Старт», «Здоровый дошкольник» и др.
Программа «Радуга» [18]. Разработана Институтом общего образования Российской Федерации (авторы-разработчики - Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева). Она акцентирует внимание педагогов на взаимодействии взрослого и ребенка, в основу которого положена забота о физическом, психическом и эмоциональном благополучии ребенка.
Авторы программы считают, что рекомендациям по организации здорового образа жизни детей необходимо следовать неукоснительно. Двигаться ребенок должен на протяжении всего дня (2/3 длительности периода бодрствования). Обязательны ежедневные целенаправленные специально организованные занятия (классические физкультурные или музыкальные ритмические). В прогулки включаются занятия по физическому воспитанию как их составные части.
Для успешного физического воспитания авторы программы предлагают составить на каждого ребенка своеобразную карту-прогноз с разнообразной характеристикой состояния ребенка, его физического развития и двигательной активности. Составление такой карты требует совместного труда медицинских работников и педагогов групп, а также родителей.
Данная программа носит методический характер. Она основывается на материале Типовой программы и предполагает индивидуально-дифференцированный подход к ребенку. Достоинством ее является то, что большое внимание в ней, в отличие от Типовой программы, уделяется особенностям организации оздоровительных мероприятий в режиме дня, даются практические рекомендации по работе с подвижными и малоподвижными детьми. К достоинствам программы следует отнести предлагаемую ею диагностику состояния здоровья ребенка. Однако, к сожалению, в самой диагностике нет такого важного показателя, как оценка уровня физической подготовленности.
Во введении ко 2-му изданию программы «Радуга» (2004) Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева обращают внимание, что программа реализуется как массовая, то есть, предполагается для использования во всех регионах России и сельских дошкольных учреждениях. Также авторы отмечают, что педагогический коллектив образовательного учреждения, работая по программе «Радуга», реализует общие задачи развития, обозначенные в программе; региональный компонент воспитания и образования детей; цели конкретного образовательного учреждения; индивидуальные особенности и интересы каждого ребенка. В то же время в программе нет конкретных рекомендаций, как это осуществить на практике. Следует обратить внимание на совет авторов, не «скрещивать» ее с другими программами. С нашей точки зрения, которое совпадает с мнением И.Б. Вершиной, С.С. Бычковой [19], это может вызвать затруднения в работе педагога в связи с ее недостатками, к которым можно отнести следующее: 1) в ней не выдержана четкая структура разделов физического воспитания дошкольников для каждой возрастной группы; 2) не уделяется достаточного внимания задачам физического развития и воспитания; 3) не указаны показатели физической подготовленности.
Программа «Детство». Разработана авторским коллективом кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена (авторы В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.) [3]. В данной программе усилена образовательная направленность занятий физическими упражнениями, для чего особый акцент делается на индивидуально-дифференцированном подходе к организации и содержанию физического воспитания. Продолжительность и конкретное содержание физкультурных занятий программой строго не регламентируются. Педагог сам определяет их необходимость, содержание, способ организации и место в режиме дня, исходя из общедидактических требований к занятиям с дошкольниками и уровня их развития. При этом урочная форма занятий не является ведущей, что позволяет разработчикам не регламентировать обя-
зательное количество учебных занятий в неделю, их продолжительность и место в режиме дня. Реализуется программа «Детство» в основном путем интеграции в повседневную жизнь ребенка естественных для него видов деятельности, главным из которых является игра. Вместе с тем в программе отмечается, что не следует заставлять ребенка заниматься: принуждение вызывает естественный протест, рождает отрицательные эмоции. Заботясь о физической нагрузке, взрослый не должен забывать о любознательности и пытливости, формирующемся познавательном интересе в этом возрасте.
В программу включены сложные упражнения. В частности, дошкольники осваивают лазанье по веревочной лестнице, канату, а также группировку, перекаты в положении группировки, пытаются делать кувырок с поддержкой (при наличии условий, обеспечивающих безопасность выполнения упражнений и достаточной квалификации воспитателя).
Программа имеет три уровня сложности освоения материала, а также показатели двигательной подготовленности для каждой возрастной группы, которые несколько выше Типовой программы. К сожалению, как и в предыдущем случае, в предлагаемом программой наборе диагностических мероприятий отсутствуют тесты, определяющие уровень физических качеств. На наш взгляд, к недочетам программы следует отнести и недостаточную освещенность вопросов организации оздоровительных мероприятий в режиме дня.
Программа «Истоки». Разработана Центром «Дошкольное детство» А.В. Запорожца и определена авторами как базисная программа развития ребенка-дошкольника [6].
В данной программе подход авторов направлен на обогащение - амплификацию, а не на искусственное ускорение - акселерацию развития.
В программе определены базисные характеристики личности. К ним относятся: компетентность, вбирающая в себя результаты развития всех остальных базисных характеристик личности; креативность и неразрывно связанная с ней способность к инициативности; произвольность и самостоятельность, неотделимая от ответственности, безопасности и свободы поведения; самосознание личности и способность к самооценке.
В программе «Истоки» выделены главные направления деятельности по организации физического воспитания детей. В разделе «Физическое развитие» раскрываются основы физической культуры ребенка, воспитания у детей потребности в физическом самосовершенствовании, в движении, в движении на базе «мышечной радости».
В программе впервые подробно обозначены ведущие линии не только разностороннего развития жизненно-важных двигательных действий, навыков и умений, но и сопряженного с ним развития двигательных способностей. Они соотнесены с определенными возрастными этапами, сенситивными периодами, а также ведущими видами деятельности.
Программа «Здоровый дошкольник», автор -доктор медицинских наук, профессор Ю.Ф. Зманов-
ский [4]. Она нацелена на достижение динамичного и вместе с тем устойчивого к патологическим (болезнетворным) и экстремальным воздействиям здоровья детей, что обеспечивается формированием комплекса функциональных систем, создающих оптимальный приспособительный эффект.
Программа носит комплексный характер и рассчитана, преимущественно, на индивидуально-дифференцированный подход. С этой целью для каждого ребенка определяются исходные параметры его физического развития, двигательной подготовленности, объективные и субъективные «критерии» здоровья, характеристики биоритмологического профиля и со-матотипа (конституции).
Программа преимущественно направлена на развитие выносливости с помощью циклических упражнений, главным образом оздоровительного бега. В ней наряду с традиционными средствами и методами закаливания в качестве ведущих предлагаются применение контрастных воздействий и подержание в помещение температуры не выше +20°С, что повышает устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям. В программе описывается организация оздоровительных мероприятий с часто болеющими детьми, предлагается подробная диагностическая программа определения состояния здоровья, биоритмологического профиля и соматотипа дошкольника. Но, несмотря на комплексный подход к системе оздоровления, программа не включает в себя образовательный компонент, т. е. отсутствует раздел, целью которого являлось формирование знаний ребенка о здоровом образе жизни.
Программа «Старт» разработана Л.В. Яковлевой, Р.А. Юдиной и Л.К. Михайловой существенно отличается от предыдущих [26]. По мнению разработчиков, задатки, существующие у ребенка от природы, следует развивать как ключевое звено в цепи других необходимых дошкольнику физических качеств. Это принципиальный подход к физическому воспитанию дошкольников, предлагаемый авторами программы. Для реализации данного подхода необходимо выявить способности каждого ребенка к каким-либо видам двигательной активности или определенному виду спорта, чтобы на их основе создавать и укреплять чувство удовлетворения от движения, а значит, воспитывать потребность в занятии физической культурой, что, в конечном счете, и будет способствовать оздоровлению и закаливанию организма.
Однако, при этом программа, построенная преимущественно на гимнастических упражнениях, включает некоторые, на наш взгляд, довольно трудные для широкого контингента дошкольников задания (например, стойку на голове, кувырки с разбега), а выполнение некоторых из них может привести к травмам.
В процессе физического совершенствования детей в современном дошкольном учреждении значительное место занимает физическая рекреация. Работа физкультурных кружков и секций позволяет ребенку и его родителям выбрать наиболее привлекательный вид двигательной деятельности. Программы допол-
нительного образования строятся с учетом программ основных занятий физической культурой в дошкольном учреждении.
«Са-Фи-Данс». Это оздоровительно-развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике для дошкольных учреждений. Программа «Са-Фи-Дэнс» разработана Ж.Е. Фирилевой и Е.Г. Сайкиной на кафедре гимнастики Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена и названа по именам разработчиков [22].
Структурная основа данной программы представлена различными разделами, где основными являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Так, в танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы: игро-ритмика, игро-гимнастика и игро-танец. Нетрадиционные виды упражнений предствалены: игро-пластикой, пальчиковой гимнастикой, игровым самомассажем, музыкально-подвижными играми и играми-путешествиями. В раздел креативной гимнастики включены музыкально-творческие игры и специальные задания. Основной целевой установкой программы «Са-Фи-Данс» является содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики. К сожалению, в предлагаемой программе отсутствуют тесты и диагностика, позволяющие определить уровень развития физических качеств ребенка.
Таким образом, в современных программах физического воспитания дошкольников используются как традиционные, так и современные средства и формы организации физического воспитания. Анализ показывает, что в последнее десятилетие разработчики программ стали все больше смещать акценты с урочных на внеурочные формы занятий, что заметно усиливает воспитательный аспект физкультурнооздоровительной деятельности. Однако при этом мало внимания обращается на принципиальную роль физического воспитания в общей системе образовательновоспитательного пространства дошкольного учреждения, ориентированного на формирование и обеспечение здоровья воспитанников. Именно поэтому каждая из рассмотренных программ имеет в основном частный характер, отсутствуют комплексные методики и программы физического воспитания, которые бы формировали отношение к физическому воспитанию как важнейшему и даже системообразующему фактору воспитания культуры здоровья.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду М.: Просвещение, 1985.
2. Гориневский В.В. Пройденный путь по научной физкультуре и виды на будущее // Теория и практика физ. культуры. 1937. № 1. С. 14-18.
3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. СПб: Детство-Пресс, 2002.
4. Змановский Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях. Концептуальные положения. // Дошкольное воспитание. 1993. № 9. С. 5-8.
5. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет / Под ред. Ю. А. Кириллова, М. Е. Лебедева, Н. Ю. Жидкова. СПб: Детство-Пресс, 2005.
6. Истоки: Базисная программа развития ребенка - дошкольника / Под ред. Л.А. Парамонова и др. М.: Карапуз, 2001.
7. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 1989. № 5. С. 48-69.
8. Концепция развития физической культуры и спорта в Российской федерации на период до 2005 года // Теория и практика физической культуры. 2001. № 4. С. 2-8.
9. Крупская Н. К. Педагогические сочинения. Т. 10.: М., 1959.
10. Кузин В.В. Научные приоритеты в физическом воспитании и спортивной подготовке детей и юношества (первые итоги проблемного Научного совета по физической культуре РАО) // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. № 2. С. 2-5.
11. Леви-Гориневская Е.Г. Развитие основных движений у детей дошкольного возраста. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955.
12. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М.: РГАФК, 1992.
13. Лукина Г.Г. Профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата дошкольников в процессе физического воспитания. Дис. ... канд. пед. наук. СПб, 2003.
14. Материалы по проекту программ дошкольных учреждений (НАРКОМПРОС) Московский городской отдел народного образования. М., 1932. 20 с.
15. О педологических извращениях в системе наркомпрос-сов: Постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. //
Сборник приказов и распоряжений по Наркомпросу РСФСР. М., 1936.
16. Программы воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой. М.: Просвещение, 1985. 240 с.
17. Программа воспитания в детском саду. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.
18. Доронова Т.Н., Якобсон С., Соловьева Е., Гризик Т., Гербова В. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада. М.: Просвещение, 2003.
19. Бычкова С.С. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. М.: АРКТИ, 2002. 64 с.
20. Соломенникова О.А. Разработка программных документов для ДОУ на разных этапах развития дошкольного образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. Мозаика-синтез. 2009. № 6. С. 21-23.
21. Сочеванова Е. А. Вариативность содержания региональной программы по физической культуре дошкольников: на примере Санкт-Петербурга. Дис. ... канд. пед. наук. СПб, 2006.
22. Филирева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са-фи-дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. 352 с.
23. Физическая культура в детском саду. Типовая программа. М.: Физкультура и спорт, 1984.
24. Шиянова Г.В. Теоретические предпосылки образования детей дошкольного возраста в области физической культуры. Дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2006.
25. Ядэшко В.И., Сохин Ф.А., Ильина Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Просвещение, 1986.
26. Яковлева Л.В. Юдина Р.А., Михайлова Л.К. Старт: программа физического воспитания в ДОУ. М.: ВЛАДОС, 2003.