Научная статья на тему 'Дополнительные программы по физическому воспитанию дошкольников'

Дополнительные программы по физическому воспитанию дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4517
300
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисова Марина Михайловна

Физическая культура в дошкольных образовательных учреждениях была и остается базовой областью дошкольного образования и выступает как одно из главных составляющих направлений целостного и разностороннего развития детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борисова Марина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дополнительные программы по физическому воспитанию дошкольников»

М. М. Борисова

Дополнительные программы по физическому воспитанию дошкольников

Физическая культура в дошкольных образовательных учреждениях была и остается базовой областью дошкольного образования и выступает как одно из главных составляющих направлений целостного и разностороннего развития детей.

Борисова Марина Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент факультета дошкольной педагогики и психологии Московского городского педагогического университета.

Образование детей дошкольного возраста всегда регламентировалось программами. За годы советской власти был создан ряд программ и программно-методических материалов, обеспечивающих педагогический процесс, направленный на формирование различных сторон личности детей. Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80-х - начала 90-х гг. заложили основы реформирования всей системы образования, в том числе и дошкольного.

До начала процесса реформирования образования, на протяжении ряда лет все дошкольные учреждения России работали по единой комплексной «Программе воспитания и обучения в детском саду» (1985), в которой был выделен раздел «Физическая культура».

В 1989 году Государственный комитет по народному образованию принял «Концепцию дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский). В ней обращено внимание на самоценность дошкольного детства для развития ребенка; необходимость обеспечения индивидуального подхода; недопустимость сведения работы в дошкольном учреждении к формированию знаний, умений и навыков, переноса учебно-дисциплинарной модели обучения на образование детей дошкольного возраста. Принятие новой концепции потребовало разработки программ воспитания и развития детей дошкольного возраста нового поколения.

Образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений подразделяются на комплексные, специализированные (парциальные) и дополнительные.

Дошкольное образовательное учреждение самостоятельно в выборе программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, внесении изменений в них, а также разработке собственных (авторских) программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта (Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, 1995, п. 19).

На основании п.6 с. 14 Закона РФ « Об образовании» образовательное учреждение, в соответствии со своими уставными целями и задачами, может наряду с основными реали-зовывать дополнительные программы, которые включают одно или несколько направлений для оказания дополнительных услуг (как платных, так и бесплатных) за рамками основных образовательных программ в студиях, кружках, секциях и т. д.

Дополнительные программы позволяют более глубоко и дифференцированно строить образовательный процесс с учетом склонностей и предпочтений каждого ребенка, каждой семьи.

В процессе совершенствования двигательных умений и навыков, повышения объема двигательной активности, укрепления здоровья в современном дошкольном учреждении значительное место занимает работа физкультурных кружков и секций, которая позволяет ребенку и его родителям выбрать наиболее привлекательный вид двигательной деятельности. Программы дополнительного образования строятся с учетом программ основных занятий физической культурой в дошкольном учреждении.

Современная комплексная программа дошкольного образования обязательно включает раздел по физическому развитию, сохранению и укреплению здоровья дошкольников. В специализированных (парциальных) и дополнительных программах, которые усиливают, обогащают линию физического развития, достаточно широко и подробно представлены задачи, содержание и методы работы по данному направлению.

Остановимся подробнее на дополнительных образовательных программах, которые используются в работе дошкольных учреждений.

Программа «Старт»

(Авторы Л. В. Яковлева, Р. А. Юдина, Л. К. Михайлова)

Эта программа направлена на всестороннее развитие личности в процессе индивидуального физического воспитания ребенка на основе его психофизических особенностей и природных двигательных задатков.

В программе «Старт» особое внимание уделяется организации развивающей среды для улучшения физкультурно-оздоровительной работы; тому, как с обыкновенными палками, битами, городками придумать и развивающие игры, организовать спортивный досуг в интересной и развлекательной форме и создать на участке развивающую среду для игровой деятельности детей. В программе приводится перечень спортивных снарядов и инвентаря: гимнастическая стенка, турник, кольца, батут, горизонтальная и наклонная лесенки, мешочки, велосипеды, лыжи, санки, а также дается примерный перечень оборудования для спортивного зала, физкультурного уголка в группе,

предложены типы физкультурных занятий для всех возрастных групп. В методических рекомендациях даны примерные комплексы оздоровительно-профилактической гимнастики, дыхательной гимнастики; общеразвивающих упражнений для детей 3-5 лет и 5-7 лет; акробатические упражнения. Раскрываются методические рекомендации и техника выполнения на каждом этапе подготовки акробатических упражнений, акробатических прыжков с наклонной высоты, прыжков на батуте, а также акробатических кувырков, упражнений в равновесии и на кольцах. Уделяется внимание разнообразным упражнениям на гимнастической стенке, лазанию по веревочной лестнице, детей знакомят с лазанием по канату (шесту), упражнениями на турнике и техникой передвижения на рукоходе.

Оздоровительно-развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике для дошкольных учреждений

(«СА-ФИ-ДАНСЕ»)

(Авторы программы Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина)

Оздоровительно-развивающая программа «СА-ФИ-ДАНСЕ» направлена на всестороннее, гармоничное развитие ребенка дошкольного возраста средствами танцевально-игровой гимнастики и рассчитана на четыре года обучения от 3 до 7 лет.

В раздел «Танцевально-ритмическая гимнастика» входят подразделы: игро-ритмика, игро-гимнастика, игро-танец.

Игро-ритмика является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей, позволяющих свободно, красиво и правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой (хлопки в такт музыки, акцентированная ходьба, выполнение простейших движений руками в различном темпе, ходьба на каждый счет и через счет, хлопки и удары на сильные и слабые доли такта и др.), музыкальные задания и игры.

Игро-гимнастика в программе служит основой для овладения ребенком различными

упражнениями, обеспечивающими эффективное формирование умений и навыков, необходимых для дальнейшей работы по программе «СА-ФИ-ДАНСЕ». В раздел входят строевые, общеразвивающие (без предмета, с предметом), акробатические, а также упражнения на расслабление, дыхание и на осанку.

Игро-танцы являются основой формирования у воспитанников танцевальных движений. Танцы имеют большое воспитательное значение и доставляют детям эстетическую радость. В этот раздел вошли: танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений и танцевальные формы, такие как историко-бытовой, народный, бальный, современный и ритмические танцы.

Раздел «Нетрадиционные виды упражнений» представлен: танцевально-ритмической гимнастикой, игро-пластикой, пальчиковой гимнастикой, игровым массажем, музыкально-подвижными играми и играми-путешествиями.

В подразделе «Танцевально-ритмическая гимнастика» представлены образно-танцевальные композиции, выполняемые под специально подобранную музыку. Каждая компози-

ция имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Все композиции объединяются в определенные комплексы упражнений по танцевально-ритмической гимнастике для детей различных возрастных групп.

В подраздел «Игро-пластика» включены специальные упражнения для развития мышечной силы, гибкости в образных, игровых и двигательных действиях и заданиях.

Подраздел «Пальчиковая гимнастика» в программе служит основой для развития мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения обогащают внутренний мир ребенка, оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию и превращают учебный процесс в увлекательную игру.

Игровой самомассаж служит основой закаливания и оздоровления детского организма. Предлагаемые упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного умения быть здоровым.

Подраздел программы «Музыкально-подвижные игры». Упражнения данного раздела применяются практически на всех заняти-

ях и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования - все, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятия по танцевально-игровой гимнастики.

Игры-путешествия или сюжетные занятия включают все виды деятельности, используя средства всех разделов программы. Данный материал служит основой для закрепления ранее приобретенных умений и навыков.

Раздел «Креативная гимнастика» включает: музыкально-творческие игры и специальные задания и предусматривает целенаправленную работу педагога по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, самовыражения и раскрепощенности.

В программе представлены примерное распределение времени на разделы программы «СА-ФИ-ДАНСЕ» (сетка часов при двухразовых занятиях в неделю) и требования, предъявляемые к занимающимся по этой программе.

Программа по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика»

(Автор программы А. И. Буренина)

Программа является своеобразным «музыкально-ритмическим психотренингом» для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов детей, направленным также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом.

Содержание программы по ритмической пластике составляют музыкально-ритмические композиции, включающие разнообразные движения (имитационные, танцевальные, общеразвивающие), которые педагоги могут использовать в любых формах работы с детьми (от утренней гимнастики и занятий по физической культуре до праздничных утренников).

В процессе занятий ребенок приобретает опыт пластической интерпретации музыки, ов-

ладевает не только двигательными навыками и умениями, но также и опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения, что в дальнейшем поможет ему успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности. В программе «Ритмическая мозаика» рекомендуемый репертуар дан по возрастным группам (3-4 года, 4-5 лет, 5-7 лет и 7-9 лет).

Программа олимпийского образования дошкольников «Путешествие в Олимпию»

(Автор программы С. О. Филиппова)

Цель программы «Путешествие в Олимпию» - ознакомление старших дошкольников с первоначальными сведениями об истории олимпийского движения как достижения общечеловеческой культуры. Программа ставит следующие задачи: создать у детей представления об Олимпийских играх как о мирном соревновании в целях физического совершенствования, в котором участвуют народы всего мира; ознакомить дошкольников с доступными сведениями из истории олимпийского движения; способствовать формированию у детей интереса к физическому совершенствованию через нравственный и эстетический опыт олимпизма.

Основные теоретические сведения воспитатель излагает на занятии в группе (один раз в месяц). Повторение материала, рассмотренного на занятиях, и закрепление знаний в сюжетной двигательной деятельности организует руководитель физического воспитания на физкультурных занятиях (один раз в месяц). Занятия в музее, изостудии, фильмотеке дополняют сведения об олимпийском движении. Тематические физкультурные досуги способствуют созданию у дошкольников представлений о программе олимпийских состязаний через сюжетную двигательную деятельность.

Закрепление знаний, сформированных у детей в течение года, планируется при проведении «Олимпийской недели», когда все педагоги, работающие с детьми (воспитатели, руководитель изостудии, музыкальный руководитель) проводят занятия на олимпийскую тематику. Заканчивается олимпийская неделя театрализованным праздником «Малые Олимпийские игры».

Программа обучения настольному теннису детей старшего дошкольного возраста «Невская ракетка»

(Автор программы А. А. Морозова)

Программа подготовлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста и реализуется в течение одного года обучения. Она направлена на формирование у детей желания заниматься физическими упражнениями.

Программа состоит из пояснительной записки, основных условий ее реализации, перечня оборудования и инвентаря, последовательности обучения, характеристики структуры занятия, перспективного планирования дополнительных физкультурных занятий, диагностики развития физических качеств, планов-конспектов.

В программе раскрывается структура кружкового занятия по настольному теннису (курс кружковых занятий рассчитан на 8 месяцев, с октября по май; занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 мин.), которая сходна со структурой физкультурного занятия в дошкольном учреждении и состоит из вводной, основной и заключительной частей. При обучении игре в настольный теннис предлагается учитывать последовательность овладения техникой: держание ракетки, изучение исходных положений, перемещений, изучение ударов и подач.

Педагогу рекомендуется осуществлять диагностическое исследование с целью выявления уровня развития физических качеств у детей дошкольного возраста в начале и конце учебной программы. В приложении программы представлены примерный перечень и описание подвижных игр с элементами настольного тенниса, перечень специальных упражнений с мячом на развитие координации.

Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет «Играйте на здоровье»

(Автор программы Л. Н. Волошина)

Программа направлена на оптимизацию деятельности педагогов по обучению детей элементам спортивных игр и упражнений, достижения «запаса прочности» здоровья у воспитанников, развития двигательных

способностей, улучшения физической подготовленности.

В основу разработки содержания программы положены требования к всестороннему развитию двигательных функций, взаимосвязи физического, интеллектуального и психического развития ребенка.

Программа предполагает использование спортивных игр и упражнений в комплексе с другими физкультурно-оздоровительными мероприятиями, ориентирована на формирование у детей самостоятельности, самоконтроля, умения действовать в группе сверстников, заботиться о своем здоровье.

В программе отражена система обучения элементам спортивных игр, в основу которой заложено использование занимательных игровых упражнений, игр, эстафет. Определен объем информации для детей о спортивных играх и упражнениях. Программа состоит из 11 разделов: катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах, хоккей, баскетбол, футбол, городки, бадминтон, настольный теннис, катание на велосипеде, летающий мяч.

В каждом разделе представлены задачи обучения, диагностика (оценка уровня физической подготовленности к усвоению конкретного спортивного упражнения или игры), программа обучения элементам спортивной игры, методические рекомендации и материал для бесед с детьми с целью усвоения знаний о спортивных играх.

В каждый из 11 разделов программы и в методические рекомендации включен блок «Теоретическая подготовка», где определены темы и содержание бесед с детьми, дается информация на доступном для дошкольников уровне об истории возникновения игр, национальном отношении к играм с элементами спорта, достижениях и успехах России, местных спортсменов в определенной области спорта.

В завершении каждого раздела представлены конспекты физкультурных занятий по обучению детей спортивным играм.

Педагогам рекомендуется осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к обучению старших дошкольников элементам спортивных игр. Для компенсации эмоционального неблагополучия детей в ситуациях «неуспеха» целесообразно использовать: психогимнастические упражнения по развитию внимания, памяти («Четыре

стихии», «Костер» и др.); чередование напряженных и расслабленных, резких и плавных движений; этюды на расслабление мышц; самостоятельные свободные игры; психогимнастические упражнения (в середине или в конце занятия), позволяющие детям почувствовать ситуацию успеха.

Для трех подгрупп детей (с высоким, средним и низким уровнем физической подготовленности) определены условия индивидуально-дифференцированного подхода, который является ключевым, системообразующим средством их оздоровления. Активизировать двигательную деятельность детей предлагается за счет регулирования продолжительности и темпа игр, изменения размера поля и расстояния между игроками, посредством использования инвентаря разного веса, размера, замены игр с передачей на игры-эстафеты командного характера (действия выполняются коллективно - взявшись за руки), выполнения заданий фронтально («Чья бита улетит дальше?»).

Посредством подвижных игр необходимо развивать двигательные способности детей. Развитие скоростно-силовых способностей происходит за счет игр с прыжками, метанием, толканием, бросанием мячей, бит, быстрой передачи ракеток, мячей. Развитие координа-

ционных способностей за счет введения «фактора необычности» при выполнении знакомых действий, например, ведение мяча с реакцией на звуковые или зрительные сигналы, с сопротивлением или дополнительными заданиями. Развитие гибкости - посредством передвижений с преодолением веса тела, действий с элементами борьбы, переноски груза.

Анализ содержания современных дополнительных программ по физическому воспитанию для дошкольных учреждений позволяет сделать вывод, что проблема сохранения и укрепления здоровья и физического развития детей является приоритетной и ей уделяется первостепенное значение. Успешное решение этих проблем возможно лишь при условии комплексного использования разных видов программ, это связано с тем, что в условиях изменения ранее сложившейся системы образования, когда взят курс на создание вариативной, открытой системы образовательных услуг, проблема стандартизации образования дошкольников становится чрезвычайно актуальной. Введение государственного образовательного стандарта дошкольного образования откроет широкие возможности для творческого использования различных образовательных моделей и технологий в области физической культуры дошкольников. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.