Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток - положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.
Пальчиковая гимнастика также относится к средствам второй группы здоровьесберегающих технологий. Последние научные исследования выявили прямую зависимость между развитием мелкой моторики и развитием функциональных возможностей головного мозга. Пальчиковые игры могут помочь:
• подготовить руку к письму;
• предотвратить появление писчего спазма;
• развить внимание, терпение;
• стимулировать фантазию;
• научиться управлять своим телом;
• активизировать работу мозга.
Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет перемена и в 1 классе динамическая пауза. Игры - хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.
«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь» (Гиппократ).
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе начальной школы позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве [3, 52].
Список литературы
1. Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии. М., 2004.
2. Научно-практический журнал «Завуч начальной школы». № 3, 2009.
3. Научно-практический журнал «Завуч начальной школы». № 5, 2010.
ПРОБЛЕМА ПОИСКА НОВЫХ ФОРМ И ВИДОВ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННЫХ НА УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Козлова И.П.
Козлова Инна Петровна - воспитатель высшей квалификационной категории, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 6 «Колокольчик», г. Луховицы, Московская область
Аннотация: в статье раскрываются особенности проведения оздоровительных фитнес-занятий с детьми дошкольного возраста. Даны рекомендации по организации кружковой деятельности в ДОУ, подробно описываются методы и формы работы в данном направлении. Ключевые слова: здоровье, спорт, дети, развитие.
Актуальность
Главной ценностью для человека является его здоровье. Забота взрослого человека о здоровье ребёнка стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также
необходимые навыки и привычки. Поэтому так важно, именно в этом возрасте начать формировать у детей основы здорового образа жизни.
В связи с этим актуальной становится проблема поиска новых форм и видов оздоровительной деятельности, направленных на укрепление здоровья ребенка, приобщение к здоровому образу жизни. «Детский фитнес» и является одной из таких форм [3].
Детский фитнес - хорошо продуманная детская физкультура, общеукрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения. Это занятия под специально подобранную музыку с использованием разнообразного спортивного инвентаря, которые укрепляют мышцы ребенка, повышают способность ориентироваться в пространстве, развивают координацию и ловкость движений, чувство ритма, гибкость и пластичность, внимание и быстроту реакции.
Создание кружка - сложное, но осуществимое дело, необходимо только выполнить определённые этапы [5]:
На 1 этапе выявляем потребность в дополнительных образовательных услугах. Выясняем мнение администрации, надеясь на поддержку. Администрация поддержала мою инициативу.
Затем провела анкетирование родителей старших дошкольников. По результатам данного анкетирования собрала родительское собрание, где выступила с сообщением о пользе детского фитнеса для растущего организма ребенка. Опрос родителей дал положительный результат.
В беседах с детьми я рассказала им о том, что их ждут увлекательнейшие занятия, потрясающие праздники и победы на первых настоящих соревнованиях. Им представилась возможность проявить себя, воплотить свои желания, приобрести новых друзей.
Следующий этап был посвящён изучению нормативно-правовой базы. Были проанализированы такие документы, как:
1) ФГОС ДО,
2) СанПин,
3) Устав ДОУ,
4) Положение о кружках ДОУ,
5) Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» с учетом ФГОС.
1. Анализ ФГОС ДО позволил мне определить основные направления в области физкультурно-оздоровительного развития дошкольников; целевые ориентиры.
2. Сан Пин 2.4.1.3049-13. В разделе «Требования к организации физического воспитания» прописано, что
Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей детского организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств.
3. Устав ДОУ - это нормативный документ, регулирующий деятельность дошкольной общеобразовательной организации, в котором представлены все права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. Устав является обязательным документом, а его содержание соответствует законодательству РФ.
Одним из приоритетных направлений деятельности нашего дошкольного учреждения является физическое развитие детей.
С целью реализации установленного приоритета деятельности в ДОУ проводится углубленная работа по физическому развитию и оздоровлению дошкольников.
4. Положение о кружках определяет образовательную деятельность (кружковую работу) по программам дополнительного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, организационно-методическую основу работы педагогов (специалистов).
5. Анализ основной общеобразовательной программы дошкольного образования позволил мне познакомиться с основными задачами образовательной области «физическое развитие», определить цель кружка, а именно: укрепление здоровья и повышение
двигательной активности старших дошкольников через занятия детским фитнесом. И сформулировать задачи:
- диагностировать уровень физического развития дошкольников.
- создать условия для положительного психоэмоционального состояния детей;
- развить мотивационную потребность и положительное отношение к физическим упражнениям;
- оптимизировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия);
- обучить дошкольников технике базовой аэробики, упражнениям с предметами (мячи-хопы, фитболы, степ-платформы, диск «Здоровье», ленты, мячи);
- совершенствовать физические способности (развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скорость, координацию);
- сформировать стойкий интерес к занятиям детским фитнесом.
Определив цель кружка, я приступила к подбору программы кружка [1].
Сейчас очень много готового материала, а так как у меня уже имелся небольшой опыт работы в данном направлении, я решила на основе готового материала разработать свою программу кружка.
Данная Программа составлена согласно Требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (Письмо Минобразования РФ от 18 июня 2003 г. № 28-02-484/16).
Программа может быть использована как дополнение к государственным программам, использована молодыми специалистами при работе с детьми, так как весь материал изложен в доступной форме, в приложении даются упражнения тренирующего характера, комплексы ОРУ, конспекты занятий, а также подвижные игры и игры малой подвижности. Педагоги ДОУ могут использовать их при проведении физкультурных занятий, праздников, досугов, на прогулке.
Были составлены перспективный и учебно-тематический планы на весь период обучения. В перспективном плане отражены сроки, темы занятий и основные задачи. В календарном: наименование разделов и тем, план на каждое занятие, средства и методы обучения.
Для успешной реализации плана программы необходимо было:
Подготовить материально-техническую (пространственную) базу, а именно:
- физкультурный зал;
- музыкальный зал;
- спортивное оборудование и инвентарь (мячи малого размера, ленты, скакалки, обручи, султанчики, гимнастические палки, гантели, мячи-хопы, степ-платформы, фитболы, диск «Здоровье», гимнастические коврики, образные игрушки, спортивные модули разного размера);
- обширная фонотека (классическая, детская, мультипликационная, современная музыка);
- видеоматериалы по детскому фитнесу;
- ИКТ: экран, проектор, компьютер;
- световой диско шар, генератор мыльных пузырей;
- детская спортивная форма для занятий фитнесом и костюмы для выступлений.
Провести первичную диагностику, подобрать методическую литературу.
Помимо общедидактических методов, чтобы избежать ошибок в обучении, необходимо проводить учебно-тренировочный процесс по определенной методике (методику можно подобрать самостоятельно).
Детский фитнес имеет достаточно большое количество различных направлений. Все занятия проходят в игровой форме. Детям очень нравится заниматься логоаэробикой, выполнением упражнений с использованием стихов и считалочек. Они также в восторге от звероаэробики, на занятиях которой им предлагается имитировать поведение животных. Для детей постарше разрабатывается комплекс общеукрепляющих гимнастических и силовых упражнений. На занятиях могут использоваться также элементы йоги, степ -аэробика, упражнения с фитболом или мячи-хопы. Еще танцевально-ритмическая
гимнастика, подвижные игры и мн. др. И что немаловажно: для детского фитнеса практически не существует абсолютных противопоказаний.
Для эффективности работы кружка два раза в год необходимо проводить мониторинг детского развития. Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами, психологом дошкольного учреждения и медицинским работником. Включает в себя оценку физического развития ребенка, состояние его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных. Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов. Диагностические тесты подбираются с учётом:
развития основных физических качеств - гибкости, быстроты, координационных способностей; способности детей к использованию уже известного объёма двигательных умений и навыков в повседневной жизни и самостоятельной деятельности.
Результативность деятельности кружка: открытые занятия, мастер-классы, семинары-практикумы, показательные выступления, отчетные праздники и досуги, участие и победы воспитанников в конкурсах, фестивалях и на соревнованиях различного уровня.
Список литературы
1. Борисова М. «Организация занятий фитнесом в системе дошкольного образования». М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2014. 256 с.
2. Детские фитнес-программы, изложенные в учебном пособии компании «Планета фитнеса», 2014-2015 гг.
3. Детский фитнес. Авторская программа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pomochnikvsem.ru/load/publikacii_pedagogov/dopolnitelnoe_obrazovanie/48/ (дата обращения: 06.02.2.18).
4. Рыбкина О.Н., Морозова Л.Д. «Фитнес в детском саду. Программа и конспекты занятий с детьми 5-7 лет», М.: АРКТИ, 2014. 104 с.
5. Сулим Е.В. «Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 5-7 лет». М.: СФЕРА, 2015. 220 с.
6. Фирелева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Программа Фитнес-данс». М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. 200 с.