Научная статья на тему 'Интеграции профессиональной деятельности специалистов коррекционного дошкольного образовательного учреждения при проведении различных форм двигательной деятельности'

Интеграции профессиональной деятельности специалистов коррекционного дошкольного образовательного учреждения при проведении различных форм двигательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА / ИГРОВОЙ МЕТОД / ИНТЕГРАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION / CORRECTIONAL PEDAGOGICS / GAME METHOD / INTEGRATION OF PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хода Людмила Дмитриевна, Файнфельд Игорь Ананьевич, Иванова Виктория Алексеевна

Эффективность профессионального взаимодействия инструктора дошкольного образовательного учреждения и психолога на дополнительных игровых занятиях заключается в возможности проведения ситуативной (срочной) коррекционно-развивающей работы по развитию эмоционально-волевой сферы и коммуникативных способностей в конкретно возникшей сложной ситуации у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Интеграция профессиональной деятельности инструктора по физической культуре и психолога предполагает не только активное развитие двигательной сферы, но и компонентов эмоционально-волевой сферы и коммуникативных умений ребенка. Это, в свою очередь, позволяет в практической деятельности усвоить инструктором приемы и методы управления ребенком или группой детей в сложных психолого-педагогических ситуациях. Игровая деятельность дает возможность педагогу-психологу отследить результат психологического воздействия на ребенка непосредственно в данный момент, а ребенку использовать на практике полученную рекомендацию в процессе взаимодействия с окружающими, то есть получить социальный опыт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хода Людмила Дмитриевна, Файнфельд Игорь Ананьевич, Иванова Виктория Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of professional activity of specialists of correctional preschool educational institution at carrying out various forms of locomotors activity

Efficiency of professional interaction of the instructor of preschool educational institution and the psychologist on additional game classes consists in possibility of carrying out situational (urgent) correctional developing work on development of the emotional and strong-willed sphere and communicative abilities in specifically arisen difficult situation among the children with violations of locomotors apparatus. Integration of professional activity of the instructor on physical culture and the psychologist assumes not only active development of the locomotors sphere, but also components of the emotional and strong-willed sphere and communicative abilities of the child. It, in turn, allows acquiring in practical activities by the instructor the means and methods of control over the child or group of children in difficult psychological-pedagogical situations. Game activity gives the chance to the teacher-psychologist to trace the result of psychological impact on the child directly at present, and to the child to use in practice the received recommendation in the course of interaction with people around, that is to receive social experience.

Текст научной работы на тему «Интеграции профессиональной деятельности специалистов коррекционного дошкольного образовательного учреждения при проведении различных форм двигательной деятельности»

групповых интересов и существенные для организации события в других странах.

В заключение следует отметить, что использование системного подхода дало возможность рассмотреть коммерческую физкультурно-спортивную организацию как систему во всем многообразии ее внутренних и внешних взаимосвязей. Данный подход способствовал анализу внутренней структуре организации, включающей систему менеджмента; персонал, предоставляющий физкультурно-спортивные услуги; содержание физкультурно-оздоровительного процесса, позволил выявить структуру внешней среды, которая оказывает определенное влияние на функционирование коммерческой физкультурно-спортивной организации. Для каждой конкретной организации необходимо определить учреждения, различные органы управления и организации, составляющие для нее содержание окружающей среды.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пономарев, Н.И. О системном подходе в исследовании проблем физической культуры и спорта / Н.И. Пономарев // Теория и практика физической культуры. - 1976. -№ 7. - С. 5-8.

2. Виханский, О.С. Стратегическое управление / О.С. Виханский. - 2-е изд., пе-рераб. и доп. - М. : Гардарики, 2000. - 296 с.

3. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. -М. : Дело, 1992. - 702 с.

REFERENCES

4. Ponomarev, N.I. (1976), Пономарев, Н.И. "The systems approach in the study of the problems of physical culture and sports", Theory and practice ofphysical education, No. 7, pp. 5-8.

5. Vikhansky, O.S. (2000), Strategic management, Gsrdariki, Moscow, Russian Federation.

6. Mescon, M.H., Albert, F. and Khedouri, M. (1992), Basics of management,Delo, Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: prorektor_zao@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.04.2012.

УДК 376.02

ИНТЕГРАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ КОРРЕКЦИОННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Людмила Дмитриевна Хода, доктор педагогических наук, доцент, Технический институт (филиал), Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Нерюнгри,

Игорь Ананьевич Файнфельд, доктор биологических наук, доцент, Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема (ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема»), г. Биробиджан,

Виктория Алексеевна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, Технический институт (филиал), Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Нерюнгри

Аннотация

Эффективность профессионального взаимодействия инструктора дошкольного образовательного учреждения и психолога на дополнительных игровых занятиях заключается в возможности проведения ситуативной (срочной) коррекционно-развивающей работы по развитию эмоцио-

нально-волевой сферы и коммуникативных способностей в конкретно возникшей сложной ситуации у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Интеграция профессиональной деятельности инструктора по физической культуре и психолога предполагает не только активное развитие двигательной сферы, но и компонентов эмоционально-волевой сферы и коммуникативных умений ребенка. Это, в свою очередь, позволяет в практической деятельности усвоить инструктором приемы и методы управления ребенком или группой детей в сложных психологопедагогических ситуациях. Игровая деятельность дает возможность педагогу-психологу отследить результат психологического воздействия на ребенка непосредственно в данный момент, а ребенку использовать на практике полученную рекомендацию в процессе взаимодействия с окружающими, то есть получить социальный опыт.

Ключевые слова: дошкольное образовательное учреждение, коррекционная педагогика, игровой метод, интеграция профессиональной деятельности.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.05.87.p148-153

INTEGRATION OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF SPECIALISTS OF CORRECTIONAL PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION AT CARRYING OUT VARIOUS FORMS OF LOCOMOTORS ACTIVITY

Lyudmila Dmitriyevna Hoda, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Technical Institute (branch) of Northeast Federal University of M.K.Ammosov, Neryungri, Igor Ananyevich Faynfeld, the doctor of biological sciences, senior lecturer, Priamursky State University named after Shalom Aleichem, Birobidzhan,

Victoria Alekseevna Ivanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Technical Institute (branch) of Northeast Federal University of M.K.Ammosov, Neryungri

Annotation

Efficiency of professional interaction of the instructor of preschool educational institution and the psychologist on additional game classes consists in possibility of carrying out situational (urgent) correctional developing work on development of the emotional and strong-willed sphere and communicative abilities in specifically arisen difficult situation among the children with violations of locomotors apparatus. Integration of professional activity of the instructor on physical culture and the psychologist assumes not only active development of the locomotors sphere, but also components of the emotional and strong-willed sphere and communicative abilities of the child. It, in turn, allows acquiring in practical activities by the instructor the means and methods of control over the child or group of children in difficult psychological-pedagogical situations. Game activity gives the chance to the teacher-psychologist to trace the result of psychological impact on the child directly at present, and to the child to use in practice the received recommendation in the course of interaction with people around, that is to receive social experience.

Keywords: preschool educational institution, correctional pedagogics, game method, integration of professional activity.

Двигательная деятельность является тем редким видом деятельности, где ребенок с нарушением в развитии может реализовать свой личностный потенциал, почувствовать свою значимость в спортивном коллективе, проявить лидерские способности [1-4]. Однако, в практике работы коррекционных учреждений на первом месте чаще всего стоит учебная деятельность, которая вызывает трудности в обучении, и как следствие, формирование отрицательного «образа-Я». В связи с этим, большое значение для психофизического развитии ребенка с нарушениями в развитии имеет выбор двигательной деятельности. Игровая деятельность является ведущей, приносящая радость и удовольствие ребенку, неуспешному в других видах. Она становится компенсирующим средством в развитии и обучении ребенка.

Ребенок без помощи взрослого никогда не научится управлять своим поведением, смотреть на себя со стороны. Осознать свою деятельность и себя в ней он может только в общении и совместной деятельности с взрослым. Развитие воли происходит во всех ви-

дах деятельности, где ребенок должен сдерживать свои побуждения и достигать поставленной цели, например освоение движений. Большую помощь дошкольникам в умении управлять собой оказывают подвижные игры. Правила становятся точкой опоры, которая помогает ребенку осознавать, контролировать и оценивать свои действия.

Игровая деятельность, в которой используются мячи, позволяет в короткий срок развить такие физические качества как скорость, ловкость, быстрота реакции, точность, улучшить физиологические функции организма. В игре ребенку необходимо поддерживать коммуникативные связи, взаимодействовать с партнерами или командой, сдерживать негативные эмоции и проявления.

В настоящее время, в дошкольных учреждениях удаленных регионов, отсутствуют и будут отсутствовать еще длительное время специалисты по адаптивной физической культуре. В дошкольных учреждениях работают специалисты по физическому воспитанию, имеющие среднее профессиональное образование, что определяет уровень их организационной и методической подготовки. Отсутствие специальных знаний о психофизических особенностях развития детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы и их проявлениях эмоционально-волевой и коммуникативной сферы, создают определенные трудности в работе специалиста по физической культуре. В связи с чем, инструктор по физическому воспитанию коррекционного дошкольного учреждения нуждается в определенных знаниях и навыках взаимодействия с детьми данной нозологической группы, с учетом их психологических и физиологических особенностей. Поскольку игровая деятельность сопряжена с ярким проявлением эмоциональных и поведенческих реакций, как положительных, так и отрицательных, зачастую инструктор по физической культуре находится в сложной психологопедагогической ситуации.

В связи с чем, интеграция профессиональной деятельности инструктора по физической культуре и психолога предполагает не только активное развитие двигательной сферы, но и компонентов эмоционально-волевой сферы и коммуникативных умений ребенка. Это, в свою очередь, позволяет в практической деятельности усвоить инструктором приемы и методы управления ребенком или группой детей в сложных психологопедагогических ситуациях.

Выявленная проблема, возникающая в процессе профессиональной деятельности инструктора по физической культуре, определила поиск форм профессионального взаимодействия инструктора по физической культуре и психолога.

Эффективность профессионального взаимодействия инструктора и психолога заключается в возможности проведения ситуативной (срочной) коррекционноразвивающей работы по развитию эмоционально-волевой сферы и коммуникативных способностей в конкретно возникшей сложной ситуации у детей на игровом занятии. Это позволяет, отработать ситуацию «здесь и сейчас», а также обучить инструктора в практической деятельности использованию эффективных методов и приемов по взаимодействию с детьми данной нозологической группы. Игровая деятельность дает возможность педагогу-психологу отследить результат психологического воздействия на ребенка непосредственно в данный момент, а ребенку использовать на практике полученную рекомендацию в процессе взаимодействия с окружающими, то есть получить социальный опыт.

Интеграция профессионального взаимодействия была реализована в организации интегрированных занятий инструктора по физической культуре и психолога на дополнительных физкультурных игровых занятиях, физкультурно-оздоровительных мероприятиях, спортивных праздниках с соревновательной направленностью.

Предварительная работа по взаимодействию специалистов строилось в двух направлениях:

- расширение теоретической базы инструктора по ФК знаниями специальной

педагогики и психологии, невропатологии и расширение теоретической базы психолога знаниями об особенностях развития двигательной сферы детей;

- расширение практической базы инструктора по ФК путем овладения эффективными методами и приемами взаимодействия с детьми, осуществление психологического сопровождения детей на занятиях дополнительных занятиях.

Для расширения теоретической базы инструктора был составлен перечень рекомендуемой литературы по специальной педагогике и психологии, невропатологии с целью ознакомления специалиста с особенностями развития детей с нарушениями ОДА и ЦНС. Совместно с психологом были выделены характерные особенности детей с ДЦП. синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, астено-невротическим и невротическим синдромами, неврозами навязчивых состояний. Особое внимание было уделено характеристике тревожных детей и детей с агрессивным поведением.

Аналогично, для расширения теоретической базы психолога, был разработан список рекомендуемой литературы по теории и методики физической культуры и психологии спорта, изучение которого способствовало бы систематизации знаний психолога в этой области.

Взаимодействие специалистов в практической деятельности строилось на основе профессиональной деятельности, где основной задачей инструктора по ФК являлась организация оздоровительных занятий для детей 6-7 лет с нарушениями ОДА. Основная задача психолога заключалась в организации психологического сопровождения детей в различных формах двигательной деятельности.

Закрепление профессиональных навыков взаимодействия инструктора по ФК с детьми, проводилось поэтапно в процессе психологического сопровождения детей.

На первом этапе, в ходе проведения игровых занятиях, инструктор наблюдал, как и когда психолог использовал определенные приемы организации гиперактивных детей, снижения психоэмоционального напряжения в конфликтных ситуация, приемы эмоциональной поддержки тревожных детей.

На втором этапе, инструктор, под контролем психолога, использовал эти приемы в процессе организации двигательной деятельности детей экспериментальной группы.

Была выстроена структура взаимодействия специалистов на дополнительных игровых занятиях. В ходе занятия использовались психологические приемы восстановления эмоционального фона, активизации внимания, расслабления детей. После разминки психолог проводил дыхательные упражнения для активизации психических процессов и создавал психологический настрой детей на основную часть занятия. Поскольку двигательная деятельность оказывает возбуждающее действие на работу ЦНС, и дети в этот период не способны осуществлять самоконтроль эмоционального состояния, в основной части, при необходимости психолог проводил дыхательные упражнения, с целью снижения эмоционального возбуждения, переключения или активизации внимания детей. В заключительной части психолог проводил подвижные коммуникативные игры, упражнения и приемы, способствующие сплочению детского коллектива. В заключительной части инструктор подводил итоги занятия, акцентируя внимание на индивидуальных достижениях детей в двигательной сфере, тем самым, оказывал стимулирующее действие на развитие эмоционально-волевой сферы детей. Завершал занятие психолог, комментируя эмоциональные проявления и коммуникативные умения детей.

Для изучения эффективности интеграции профессиональной деятельности инструктора по физической культуре и психолога использовалась ориентационная анкета Б.Бассадля диагностики направленности личности инструктора. Проводилось анкетирование инструктора по ФК экспериментальной группы, с которым осуществлялась интеграция профессиональной деятельности с психологом и инструктора по ФК контрольной группы, который не взаимодействовал с психологом. В начале эксперимента анализ анкеты выявил, что доминирующей в структуре личности инструктора экспериментальной

группы являлась направленность на общение (11 баллов), и направленность на дело (10 баллов), наименьшее количество баллов было отмечено по шкале направленности на себя (6 баллов) (табл. 1).

Таблица 1

Динамика показателя направленности личности инструкторов по ФК

экспериментальной и контрольной групп

Направленность личности Инструктор по ФК (ЭГ) Инструктор по ФК (КГ)

исходные данные, баллы конечные данные, баллы исходные данные, баллы конечные данные, баллы

Направленность на себя 6 3 9 8

Направленность на общение 11 6 7 10

Направленность на дело 10 18 11 9

Из таблицы следует, что в начале эксперимента количество баллов по шкале направленности личности на дело инструкторов экспериментальной и контрольной группы имели практически равное количество. Повторное анкетирование через 3 месяца экспериментальной деятельности показало, что количество баллов по шкале направленности на дело увеличилось у инструктора экспериментальной группы на 8 баллов и составило 18 баллов, у инструктора контрольной группы снизилось на 2 балла и составило 9 баллов. Показатель направленности на общение снизился у инструктора экспериментальной группы на 5 баллов, составил 6 баллов и увеличился у инструктора контрольной группы на 3 балла, составил 10 баллов. Отмечено снижение показателя направленности личности на себя на 3 балла у инструктора экспериментальной группы, на 1 балл у инструктора контрольной группы.

Таким образом, сравнительный анализ данных показал положительные качественные изменения направленности личности инструктора по физической культуре экспериментальной группы в ходе экспериментальной деятельности, что подтверждает эффективность профессиональной интеграции специалистов и значительные изменения в социализации детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Полевщиков, М.М. Оценка степени готовности будущих педагогов по физической культуре к работе с детьми с задержкой психического развития / М.М. Полевщиков, А.В. Казаков, О.Н. Устыменко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2008. - № 12 (46). - С. 56-59.

2. Таишева, М.М. Оценка физического развития детей дошкольного возраста по средним значениям коэффициента выносливости / М.М. Таишева, А.И. Яковлева, М.Д Мосунова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 1 (59). - С. 114-117.

3. Таишева, М.М. Развитие двигательных действий дошкольников на основе многоуровнего подхода / М.М. Таишева, А.И. Яковлева, Т.В. Горбунова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 12 (70). - С. 105-108.

4. Хода, Л.Д. Основные составляющие методологии социальной интеграции неслышащих людей в адаптивной физической культуре / Л.Д. Хода // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 3 (37). - С. 98-101.

REFERENCES

1. Polevshchikov, M.M., Kozakov, A.V. and Ustymenko, O.N. (2008), "Estimation of degree of readiness of the future teachers on physical training to work with children with the delay of mental development", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 46, No. 12, pp. 56-59.

2. Taisheva, M.M., Jakovleva, A.I. and Mosunova, M.D. (2010), "The assessment of

physical development of children in preschool age by average values of endurance factor", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 59, No. 1, pp. 114-117.

3. Taisheva, M.M., Yakovleva, A.I. and Gorbunova, T.V. (2010), "Development of the physical capacity of preschool children on the basis of multilevel approach", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 70, No. 12, pp. 105-108.

4. Hoda, L.D. (2008), "Fundamental components of social integration methodology of deaf people in adaptable physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 37, No. 3, pp. 98-101.

Контактная информация: btb-irina@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 17.05.2012.

УДК 378.147

ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ В СТРУКТУРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПРИМЕНЕНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ)

Анатолий Иосифович Черных, доктор педагогических наук, кандидат технических наук, профессор, проректор по учебной работе,

Кристина Вячеславовна Хорошун, аспирант,

Марина Леонидовна Романова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

Аннотация

В настоящее время методологической основой профессионального образования признан компентностный подход, согласно которому, результат образовательного процесса - социальнопрофессиональная компетентность выпускника вуза или ссуза - интегративное личностнопрофессиональное качество, представляющее собой единство теоретической и практической готовности к профессиональной деятельности и, вследствие этого, не сводящееся к знаниям и умениям. Статья посвящена вопросам диагностики социально-профессиональной компетентности будущих инженеров как интегративного личностно-профессионального качества. В работе показано технологическое единство процессов формирования и диагностики социально-профессиональной компетентности будущих инженеров в условиях информатизации образовательного процесса. Обосновано, что информатизация подготовки инженерных кадров, основанная на использовании виртуальных предприятий, обеспечивает непрерывность и преемственность формирования их социально-профессиональной компетентности.

Ключевые слова: социально-профессиональная компетентность, диагностика, виртуальные предприятия, модели, взаимосвязь.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.05.87.p153-159

DIAGNOSTICS OF SOCIALLY-PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE ENGINEERS INVOLVED INTO EDUCATIONAL INFORMATIONAL TECHNOLOGIES (ON THE EXAMPLE OF VIRTUAL ENTERPRISES)

Anatoly Iosifovich Chernyikh, the doctor ofpedagogical sciences, candidate of technical sciences, professor, vice-rector,

Cristina Vyacheslavovna Horoshun, post-graduate student,

Marina Leonidovna Romanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar

Annotation

Now the competence approach, according to which, result of educational process - social and professional competence of the graduate of higher education institution or average education institution - the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.