насколько добросовестно спортсмен соблюдает установленные правила игровой или соревновательной деятельности, свидетельствует о степени его ответственности к выполняемому им делу [1].
Конечно же, чувство ответственности воспитывается методом контроля. Каждый спортсмен должен знать, что все компоненты тренировочного процесса будут подвергаться обязательной проверке со стороны тренера, и без этого невозможна полноценная подготовка к соревнованиям.
ВЫВОДЫ
Воспитанию ответственности способствуют следующие средства и методы:
1. Ведение дневника учебно-тренировочного процесса
2. Соблюдение этико-гигиенических норм занятий в ДЮСШ
3. Балльная система оценок дисциплины на занятиях
4. Установление дежурных по группе с выполнением определенных обязанностей
5. Освоение правил честной игры (Fair Play)
6. Использование методов поощрения, наказания и контроля.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лубышева, Л.И. Ценности олимпийской культуры и воспитание юношества / Л.И. Лубышева // Междунар. форум «Молодежь - Наука - Олимпизм», 14-18 июля 1998 г., г. Москва: Материалы. М: Сов. Спорт, 1998. - С. 144-146.
2. Максачук, Е.П. Спортивный стиль жизни юных спортсменов в ДЮСШ г. Москвы / Е.П. Максачук // Материалы 7 международной научно-практической конференции «Найновите постижения на европейската наука», 2011.- София. - 2011, Том 33 Биология. Физическая культура и спорт. - С. 63-65.
REFERENCES
3. Lubysheva, L.I. (1998), “The values of the Olympic culture and education of youth”, The international forum "Youth - Science - Olympism", рр. 144-146
4. Maksachuk, E.P. (2011), “Sports life style of young athletes in the sports school in Moscow”, 7 Materials of international scientific-practical conference "The latest in European science of understanding", Vol. 33, pp. 63-65.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.07.2012.
УДК 372.212
ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОДВИГАТЕЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Светлана Юрьевна Максимова, кандидат педагогических наук, доцент,
Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК), Светлана Сергеевна Животова, заведующий МОУ детский сад компенсирующего вида
№ 278, г. Волгоград
Аннотация
В статье затрагиваются вопросы адаптивного физического воспитания детей 5-6 лет с задержкой психического развития. Авторы предлагают при помощи средств музыкальнодвигательного воспитания обеспечивать более высокий коррекционный эффект физкультурных занятий. В качестве предмета коррекционного воздействия выбрана игровая деятельность детей. В
возрастной психологии данное качество рассматривается как ведущий вид деятельности дошкольного возраста. Основным средством его формирования в экспериментальной методике являются музыкально-игровые физкультурные занятия. Они поострены на основе различного двигательного материала, музыки и представлены в виде игр-драматизаций и игр-тренингов. На основе результатов исследования сделаны выводы о возможностях формирования игровой деятельности у детей З-б лет с задержкой психического развития средствами музыкально-двигательного воспитания.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, задержка психического развития, игровая деятельность.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.07.89.p89-93
FORMATION OF GAME ACTIVITY AMONG THE CHILDREN AGED 5-6 YEARS OLD WITH MENTAL RETARDATION BY MEANS OF THE MUSIC-MOTOR
TRAINING
Svetlana Jurevna Maximova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd State Academy of Physical Culture,
Svetlana Sergeevna Zhivotova, head of the Municipal educational institution of compensated
Kindergarten No. 278 of Volgograd
Annotation
This article addresses the issues of adaptive physical education of children aged З-б years old with mental retardation. The authors suggest using the tools of music and movement education to provide greater corrective effect of physical education classes. As a subject of the corrective effects, the children's play activity has been selected. In the developmental psychology, this quality is regarded as the leading activity at preschool age. The main means of its formation in the experimental methodology are musical and gymnastic training games. They are based on the various motor material, music, and presented in the form of games-dramatizations, and games-trainings. The conclusions on possibilities of formation of game activity among the children aged З-б years old with mental retardation by means of music and movement education have been made based on the results of the study.
Keywords: preschool children, mental retardation, game activity.
ВВЕДЕНИЕ
Специфика организации процесса адаптивного физического воспитания заключается в том, что его методологический аппарат строится с учетом принципов специальной педагогики. Одним из них является деятельностный принцип коррекции. Указанный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка. Базовыми «модельными» видами деятельности для коррекционной работы в детском возрасте выступает игровая деятельность и, прежде всего, сюжетно-ролевая игра.
Однако, именно игровая деятельность у детей с ЗПР в дошкольном детстве, как считают многие специалисты [2], не выполняет полностью функции ведущей. Отклонения в развитии психических процессов, несовершенство предметной деятельности, общения с взрослым, патологии в речевой и моторной сфере не создают предпосылок к ее естественному возникновению и развертыванию. Полноценное становление сюжетноролевой игры является образовательной потребностью детей с отклонениями в развитии. В условиях их обучения и воспитания обязательно должны присутствовать технологии, способствующие не только коррекции нарушенных психических функций, но и обучению основным структурным компонентам игры, ходу её развития и совершенствования. С целью изучения функциональности физического воспитания в данном направлении, мы и провели специальное исследование.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Для решения исследовательских задач, нами была разработана экспериментальная
методика. Её строение составил общепринятый в теории и методике физического воспитания комплекс взаимосвязанных структурных элементов, таких как цель, задачи, средства, методы и принципы педагогического воздействия (рисунок 1).
Рис. 1. Структура методики адаптивного физического воспитания детей 5-6 лет с ЗПР, направленной на формирования игровой деятельности
Целью экспериментальной методики адаптивного физического воспитания явилось: путем целенаправленного формирования игровой деятельности способствовать развитию физической и психической сфер детей 5-6 лет с ЗПР.
Поставленная цель конкретизировалась в следующем ряде задач:
1. Формирование игровой деятельности у детей 5-6 лет с ЗПР.
2. Укрепление здоровья детей, повышение функциональных возможностей их организма.
3. Развитие основных физических качеств, двигательной базы детей.
4. Коррекция имеющихся у детей с ЗПР отклонений двигательного и психического характера.
Основные средства педагогического воздействия составили как общепринятые в музыкально-двигательном воспитании движения, музыка и сюжеты, так и специфические: упражнения психогимнастики, музыкальная фонограмма с ярко выраженным эмо-
циональным содержанием, сюжеты социальной, познавательной направленности.
В качестве основного использовался метод подчинения организации двигательного материала занятия структуре игр-драматизаций и игр-тренингов. Немаловажное место отводилось специфическим методам физического воспитания, методам игротерапии, вербального и наглядного воздействия. В ходе экспериментального года с детьми с ЗПР организовывались и проводились музыкально-игровые физкультурные занятия, часть которых была организована в виде игр-драматизаций, другая - в виде игр-тренингов. Содержательные и методические аспекты этих занятий уже рассматривались нами на страницах данного журнала [1].
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В ходе экспериментального исследования в числе первоочередных анализировались параметры сформированное™ игровой деятельности детей, поскольку этот показатель был выделен в качестве основного и рассматривался в исследовании как один из значимых для психического и физического развития ребенка (таблица 1).
Таблица 1
Изменение характеристик игровой деятельности детей 5-6 лет _____________в ходе педагогического эксперимента__________________________
Оцениваемые параметры игро- Статистические показатели (X + m )
вой деятельности К Э Н
(баллы) (п=20) (п=20) (п=20)
Принятие воображаемой до 1,97±0,43 2,02±0,31 3,87±0,35
ситуации после 2,03±0,41 3,34±0,45 3,97±0,42
Т 0,1 2,4* 0,18
Самостоятельная поста- до 2,12±0,76 1,88±0,26 3,82±0,21
новка цели игры после 2,45±0,45 3,67±0,31 4,12±0,35
Т 0,3 4 5 *** 0,75
Отражение в игре спо- до 2,04±0,52 1,89±0,57 4,01±0,31
собов действия с пред- после 2,24±0,41 3,48±0,44 4,23±0,12
метом Т 0,3 2,2* 0,6
Принятие роли (называ- до 1,99±0,42 2,22±0,39 3,63±0,43
ет себя игровым именем) после 2,51±0,31 3,98±0,32 4,56±0,13
Т 1 3 5 *** 2,1*
Характеристика игровых до 2,11±0,34 2,05±0,29 3,87±0,64
действий после 2,33±0,32 3,68±0,42 3,89±0,53
Т 0,4 3,1 ** 0,02
Характеристики игровых до 2,23±0,46 2,34±0,22 3,61 ±0,62
предметов после 2,42±0,28 3,46±0,31 4,02±0,42
Т 0,35 3 ** 0,5
Взаимодействие ребенка до 2,15±0,64 1,93±0,95 3,24±0,86
со взрослыми после 2,41±0,27 3,41±0,35 3,99±0,37
Т 0,37 1,4 0,8
Взаимодействие со до 2,08±0,25 2,19±0,17 3,33±0,45
сверстниками после 2,23±0,29 3,67±0,34 4,19±0,31
Т 0,ца 139 4 1 *** 1,9
Проявление творчества в до 1,78±0,32 1,33±0,24 3,12±0,57
игре после 2,05±0,41 3,13±0,33 4,22±0,21
Т 0,5 4 6 *** 1,8
Примечание: К - контрольная группа детей с ЗПР, Э - экспериментальная группа детей с ЗПР, Н -контрольная группа детей с нормальным развитием; * - достоверность различий при Р<0,05; ** -достоверность различий при Р<0,01; *** - достоверность различий при Р<0,001.
Ее оценка проводилась по общепринятым в дошкольной педагогике методикам [3]. Анализ таблицы 1 показывает, что наибольшие статистически достоверные внутриг-
рупповые различия зафиксированы в экспериментальной группе детей с ЗПР, где велась целенаправленная работа по формированию игровой деятельности. Отмечен достоверный рост большинства изучаемых параметров. Причем наиболее существенные сдвиги выявлены в характеристиках, касающихся разработки сюжета игры, проявления творчества в ней, поло-ролевой идентификации, взаимодействий со сверстниками. Лишь в одном из девяти изучаемых параметров прирост результата экспериментальной группы статистически не подтверждается (взаимодействие ребенка со взрослым, Т=1,4 при Р>0,05). В то же время в контрольных группах почти не зарегистрировано статистически значимого прироста изучаемых параметров игровой деятельности. Хотя в контрольной группе Н (норма) результаты изначально были выше, чем у воспитанников коррекционных групп, что соответствует их психофизическому статусу.
В контрольной группе норма в течение экспериментального года характеристики сформированности их ведущего вида деятельности изменились незначительно, лишь в одном из изучаемых параметров (принятие ребенком роли, Т=2,1 при Р<0,05). Слабые проявления игровой деятельности зарегистрированы и в контрольной коррекционной группе К. Их результаты в течение экспериментального года почти не изменились.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование на занятиях по физической культуре с детьми 5-6 лет музыкальноигровых физкультурных занятий создало благоприятные условия для формирования их игровой деятельности, что отразилось в характеристиках её оценки. Наибольший достоверный прирост по всем исследуемым параметрам наблюдался в экспериментальнокоррекционной группе детей с ЗПР по сравнению с контрольно-коррекционной и контрольной группой норма (P<0,01 - P<0,001). В этой группе показателей, отставание детей экспериментальной группы от уровня полноценно развивающихся детей устранено, чего нельзя сказать о контрольной коррекционной группе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Максимова, С.Ю. Эффективность игровых физкультурных занятий в практике адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / С.Ю. Максимова, С.С. Животова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 1 (83). - С.86-90.
2. Ульенкова, У.В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе / У.В.Ульенкова // Вопросы психологии. - 1983. - № 4. - С.62-69.
3. Урунтаева, Г. А. Психология дошкольного возраста : учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / Г. А. Урунтаева. - М. : Издательский центр «Академия», 2011. - 272 с.
REFERENCES
1. Maksimov^ S.Y. and Zhivotova, S.S. (2012), “The effectiveness of physical education classes play in the practice of adaptive physical education of preschool children with mental retardation”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 83, No. 1, pp. 86-90.
2. Ulenkova, U.V. (1983), “Study of psychological preparedness olds for school”, Questions of psychology, No. 4, pp. 62-69.
3. Uruntaeva, G.A. (2011), Psychology of pre-school children: a textbook for students of institutions of education, publishing center "Academy", Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.07.2012.