Научная статья на тему 'Формирование согласованности двигательных действий в подвижных играх у детей старшего дошкольного возраста'

Формирование согласованности двигательных действий в подвижных играх у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
525
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / СОГЛАСОВАННОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Вершинин Михаил Александрович, Финогенова Наталья Валентиновна

В тексте статьи представлены особенности сформированности парных взаимодействий у детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности. Предлагаются условия формирования согласованности двигательных действий у дошкольниках на занятиях по физическому воспитанию и самостоятельной двигательной деятельности на основе включения в их содержание подвижных игр. Авторы представляют и обосновывают особенности формирования в подвижных играх партнерских взаимоотношений в диаде ребенок-ребенок, как равный партнер и ребенок-ребенок, как партнер, имеющий более высокий игровой статус. При этом значительное место отводится организации условий для обучения дошкольников основам рационального партнерства в условиях игрового взаимодействия, как основы разностороннего развития дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Вершинин Михаил Александрович, Финогенова Наталья Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of motor actions consistency in outdoor games for senior preschool age children

The text of the article presents features of formation of binary interactions among the senior preschool age children in joint activities. The conditions of forming the consistency of motor actions in preschoolers at physical education lessons and self-motor activity on the basis of their inclusion in the content of mobile games are offered. The authors present and justify the features of formation in outdoor games of partnerships in the dyad the child-the child as an equal partner and child-child, as a partner with a higher game status. A considerable place is given to organization of the learning environment for the preschool children to the basics of the rational partnership in the conditions of game interaction as a basis for comprehensive development of preschoolers.

Текст научной работы на тему «Формирование согласованности двигательных действий в подвижных играх у детей старшего дошкольного возраста»

У пациентов III группы сроки восстановления функции голеностопного сустава составили 78±9,2 сут, по сравнению с контролем 99±10,7 сут (р<0,05).

ВЫВОДЫ

1. Восстановление пациентов после внутрисуставных переломов длинных трубчатых костей остается на сегодняшний день нерешенной проблемой.

2. Достоверно быстрее восстановилась функция нижней конечности у пациентов, которым выполнялась в процессе лечения ударно-волновая терапия, кинезотерапия аппаратом «Артромот» в копплексе с лечебной физкультурой и теплолечением по сравнению с контрольной группой пациентов, в восстановлении которых использовалась магнитоте-рапия, ЛФК и теплолечение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Социально-значимые заболевания населения России в 2002 году : статистические материалы / Министерство здравоохранения Рос. Федерации. - М. : [б.и.], 2003. - 223 с.

2. Социально-значимые заболевания населения России в 2003 году : статистические материалы / Министерство здравоохранения Рос. Федерации. - М. : [б.и.], 2004. - 65 с.

3. Лытаев, С.А. Адаптивные механизмы системы движения / С.А. Лытаев, Ю.Н. Шанин, С.Б. Шевченко. - СПб. : ЭЛБИ, 2001. - 270 с.

REFERENCES

4. Socially significant diseases of the population of Russia in 2002. Statistical materials (2003), publishing house Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow.

5. Socially significant diseases of the population of Russia in 2003. Statistical materials (2004), publishing house Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow.

6. Lytayev, S. A., Shanin Yu.N. and Shevchenko S. B. (2001), Adaptive mechanisms of system of movement, ELBI, St. Petersburg.

Контактная информация: sloukhai@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.03.2014.

УДК 372.212.1

ФОРМИРОВАНИЕ СОГЛАСОВАННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Михаил Александрович Вершинин, доктор педагогических наук, профессор, Наталья Валентиновна Финогенова, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры (ФГБОУВПО «ВГАФК»)

Аннотация

В тексте статьи представлены особенности сформированности парных взаимодействий у детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности. Предлагаются условия формирования согласованности двигательных действий у дошкольниках на занятиях по физическому воспитанию и самостоятельной двигательной деятельности на основе включения в их содержание подвижных игр. Авторы представляют и обосновывают особенности формирования в подвижных играх партнерских взаимоотношений в диаде - ребенок-ребенок, как равный партнер и ребенок-ребенок, как партнер, имеющий более высокий игровой статус. При этом значительное место отводится организации условий для обучения дошкольников основам рационального партнерства в условиях игрового взаимодействия, как основы разностороннего развития дошкольников.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, подвижные игры, согласованность двигательных действий.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.03.109.p45-49

FORMATION OF MOTOR ACTIONS CONSISTENCY IN OUTDOOR GAMES FOR SENIOR PRESCHOOL AGE CHILDREN

Mikhail Alexandrovich Vershinin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Natalia Valentinovna Finogenova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd State Academy of Physical Culture

Annotation

The text of the article presents features of formation of binary interactions among the senior preschool age children in joint activities. The conditions of forming the consistency of motor actions in preschoolers at physical education lessons and self-motor activity on the basis of their inclusion in the content of mobile games are offered. The authors present and justify the features of formation in outdoor games of partnerships in the dyad - the child-the child as an equal partner and child-child, as a partner with a higher game status. A considerable place is given to organization of the learning environment for the preschool children to the basics of the rational partnership in the conditions of game interaction as a basis for comprehensive development of preschoolers.

Keywords: preschool age children, outdoor games, consistency of motor actions.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками является актуальной, уже потому, что умение общаться, строить и поддерживать отношения в коллективе сверстников является одним из условий полноценно развивающейся личности [2]. Вместе с тем в каждой группе детского сада можно наблюдать такие отношений между детьми, в основе которых лежат различные конфликтные ситуации. Проблеме взаимодействия детей в коллективе сверстников посвящено значительное количество научных исследований, авторы, которых считают, что взаимодействие между детьми является важным условием социализации дошкольников [4, 6].

Дети дошкольного возраста любят играть. Игра для них - это не только развлечение и времяпровождение, но и деятельность, которая вызывает положительные эмоции, что очень важно для развития здорового, жизнерадостного малыша. Игра развивает умение видеть и понимать мир, окружающий детей, учиться общаться, мыслить и творить [1].

В подвижных играх двигательные действия выполняются игроками индивидуально, парами, тройками или в командах, что приводит к необходимости соотносить свои действия с партнерами по играм. К основным организационным формам игрового взаимодействия в процессе подвижных игр в старшем дошкольном относят: фронтальную, парную формы игрового взаимодействия и малую группу (3-5 человек). Организация совместной работы детей способствует приобретению ребенком опыта деятельности в коллективе, развитию представлений о себе как члене коллектива, о важности соблюдения соответствующих норм и правил поведения. При этом общая атмосфера радости от выполнения совместной деятельности объединяет детей, а отсутствие жестко заданного результата, способствует еще и развитию фантазии, воображения и творчества.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Для определения потенциальных возможностей детей к реализации согласования в совместной деятельности применяли методику «Сложи узор» [3]. В эксперименте приняли участие дети 5-6 лет, воспитанники МОУ детский сад № 37 г. Волгограда. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты выполнения теста «Сложи узор» детьми 5-6 лет__________________

Группа Количество пар детей, выполнивших задание Количество пар детей, частично выполнивших задание Количество пар детей, не выполнивших задание

5 лет (п=20) 2 10 8

6 лет(п=20) 6 8 6

Из таблицы 1 следует, что среди детей 5 лет только две пары выполнили задание полностью, а шести лет 6 пар. Частично выполнили задания 10 пар пятилетних детей и 8 пар шестилетних. Эти дети, получив в ходе тестирования алгоритм выполнения задания в виде наблюдения образца парного взаимодействия, лишь повторили показанную дорожку узора и отказались от дальнейшего выполнения задания. Не справились с поставленной задачей даже после демонстрации образца взаимодействия 8 пар детей пяти лет и 6 пар шестилеток. Наблюдение за испытуемыми во время проведения тестирования позволяет заключить, что у детей присутствует стремление к взаимодействию со сверстниками, но в тоже время, можно наблюдать недостаток способов и средств сотрудничества, что приводит к разрушению их совместных действий. При этом, как у пятилетних, так и шестилетних детей, демонстрация образца нормативных способов взаимодействия способствует использованию данного алгоритма действия на очень непродолжительное время.

Таким образом, дети старшего дошкольного возраста в специально созданной игровой ситуации, хоть и на непродолжительное время, но могут осваивать групповые способы игровых взаимодействий, поэтому мы предположили, что используя определенное сочетания игр и игровых заданий, а также условия для осуществления рационального игрового партнерства, согласованность игровых действий у детей дошкольного возраста будет протекать более эффективно.

Первый этап эксперимента был посвящен обучению детей в подвижных играх партнерскому взаимодействию в диаде ребенок - ребенок, как равный партнер. Для этого в содержание занятий по физической культуре включались подвижные игры, в которых дети выполняли равноценные по значимости для обоих участников диады задания. Например, это такие игры как «Перебежки парами», «Ловишки - замкни кольцо», «Перемена мест в парах» и др., в которых игроки выполняли одинаковое задание, но если согласованность в парах была достигнута, то результативность увеличивалась.

После того, как дети могли в ограниченное игрой время договориться о способах выполнения задания, в содержание занятий включались такие подвижные игры, в которых парное взаимодействие осуществлялось на основе диады ребенок - ребенок, как партнер, выполняющий функции старшего в игре («Наездники», «Коршун и цыпленок» и др.). В таких играх один из участников диады является ведущим, то есть имеет более высокий игровой статус. При этом демонстрация парного взаимодействия происходила в форме инсценировок с участием кукольных персонажей. Дети наблюдали за действиями героев и в подвижных играх воспроизводили их действия. То есть, взрослый, разыгрывая в сценках способы взаимодействия, подводил детей к осознанию необходимости предварительной договоренности с партнером о порядке действий. Такая работа способствовала уменьшению негативных проявлений у детей, возникающих в процессе игры. При этом не с помощью наставлений, бесед, упреков, а через развитие у детей умения самостоятельно анализировать наглядно представленную ситуацию. После того, как дети в парах, выбранных педагогом, точно выполнили игровое задание, им предлагалось, или поменяться ролями в своих парах, или парами. Это способствовало развитию самостоятельности детей в выборе партнера по игре.

На третьем этапе эксперимента напоминание содержания и правил игры осуществлялось педагогом только вербально, без опоры на кукольные персонажи, что, с

точки зрения подготовки детей к школе, им так необходимо [5].

Таким образом, при обучении детей согласованности двигательных действий в подвижных играх важно акцентировать внимание на таких компонентах, как:

- наличие двух (трех) партнеров, имеющих как одинаковый, так и различный игровой статус;

- у каждого партнера определяется роль, выполнение которой невозможно без согласования всех участников игровой диады (триады);

- коммуникация партнёров регламентируется заданным педагогом алгоритмом работы;

- наличие других участников игры (один или более), с которыми можно меняться в парах (тройках).

Таблица 2

Результаты выполнения теста «Сложи узор» детьми 5-6 лет в ходе эксперимента

Группа Количество пар детей, выполнивших задание Количество пар детей, частично выполнивших задание Количество пар детей, не выполнивших задание

До эксп. После эксп. До эксп. После эксп. До эксп. После эксп.

ЭГ (п=12) 1 4 6 6 5 2

КГ (п=12) 1 2 5 7 4 3

Результаты тестирования детей, проводимые после экспериментальной работы, показали (таблица 2), что в тестовом задании «Узор» количество детей как контрольной, так и экспериментальной группы выполнивших полностью задание увеличилось, а не выполнивших задание - уменьшилось. При этом действия детей экспериментальной группы носили более продуктивный характер.

Концентрация внимания в дошкольном возрасте является показателем интенсивности сосредоточенности ребенка на объекте, а также его способности сопротивляться отвлекающим моментам. Чаще всего концентрация у дошкольников незначительна, и очень важно ее развивать. Результаты исследования представлены в таблице 3.

Таблица 3

Изменение показателей концентрации внимания детей 5-6 лет в ходе эксперимента

(баллы)

Регистрация Статистические показатели x + m

показателей В начале эксперимента После эксперимента

ЭГ (п =24) 3,03±0,18 4,21±0,31

1 3,37

КГ (п =24) 3,01±0,29 3,50±0,32

1 1,14

Примечание: достоверность различий при Р <0,01 (1;кр >2,7); достоверность различий при Р<0,001 Оф>3,4).

Представленные результаты указывают на наличие незначительных индивидуальных колебаний концентрации внимания в исследуемой группе детей и значительное повышение концентрации внимания в экспериментальной группе (Р<0,01). Дети стали способны организовать свое внимание на деятельности и запоминать инструкции педагога.

Подвижные игры - это всегда эмоционально окрашенная деятельность детей. Эмоции в дошкольном возрасте являются мощным регулятором психики и жизнедеятельности ребенка, выполняют многочисленные и разнообразные функции, которые дети продуктивно используют в дальнейшей жизни. Результаты изменения эмоционального состояния в ходе эксперимента представлены в таблице 4.

Регулирующая функция эмоций в дошкольном возрасте в значительной мере обуславливается особенностями взаимодействия детей между собой, соответственно в экспериментальной группе детьми были показаны более высокие результаты, при исследо-

вании эмоционального развития дошкольников.

Таблица 4

Изменение эмоционального состояния детей 5-6 лет в ходе эксперимента (баллы)

Регистрация Статистические показатели x ± m

показателей В начале эксперимента После эксперимента

ЭГ (n =24) 17,6±0,53 20,1±0,39

t 3,84

КГ (n =24) 18,3±0,84 19,7±0,73

t 1,27

Примечание: достоверность различий при Р <0,01 (1кр >2,7); достоверность различий при Р<0,001 (1кр..>3,4).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экспериментальное апробирование подобранных подвижных игр и игровых заданий, в содержание занятий по физической культуре для детей 5-6 лет показало их высокую эффективность. Результаты проведенного педагогического эксперимента позволили констатировать достоверный прирост результатов у детей экспериментальной группы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вершинин, М.А. Методика комплексного использования подвижных игр в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста / М.А. Вершинин, Д.В. Решетов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 9 (55). - С. 16-20.

2. Денисова, О.А. Комплексное многоуровневое психолого-педагогическое пространство для социально-культурной интеграции лиц с сенсорными нарушениями : учебное пособие / О.А. Денисова. - Череповец : Изд-во Череповец. гос. ун-та, 2007. - 149 с.

3. Маврина, И.В. Организация взаимодействия детей 3 - 5 лет на развивающих занятиях : дис. ... канд. психол. наук / Маврина И.В. ; Институт дошкольного образования и семейного воспитания РАО. - М., 2000. - 163 с.

4. Урунтаева, Г.А. Детская психология : учебник для студ. сред. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.

5. Финогенова, Н.В. Целесообразный порядок использования подвижных игр в период подготовки детей к обучению в школе / Н.В. Финогенова, М.А. Вершинин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010. - № 4. - С. 28-30.

6. Финогенова, Н.В. Особенности проведения занятий по физической культуре в период подготовки к обучению в школе / Н. В. Финогенова, В. П. Черкашин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 5 (51). - С. 103-107.

REFERENCES

1. Vershinin, M.A. and Rechetov, D.V. (2009), “Methodology for integrated use of mobile games in physical education of preschool children”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 55, No. № 9. рр. 16-20.

2. Denisova, O.A. (2007), Integrated multi-level psycho-pedagogical space for socio-cultural integration of persons with sensory impairments: tutorial, publishing house “VPO CSGU”, Cherepovets.

3. Mavrina I.V. (2000), Organization of interaction of children 3-5 years in emerging occupations, dissertation, Institute of pre-school education and family education RAE, Moscow..

4. Uruntaeva, G.A. (2006), Child psychology: a textbook for the students matter textbook institutions, Publishing Center "Academy", Moscow.

5. Finogenova, N.V. and Vershinin, M.A. (2010), “Suitable procedure for the use of outdoor games during the preparation of children for school”, Physical culture: education, education and training, No. 4, pp. 28-30.

6. Finogenova, N.V. and Cherkashin, V.P. (2009), “Features of the physical training in preparation for school”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 51, No. 5, pp. 103-107.

Контактная информация: finogenovna@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.03.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.