Научная статья на тему 'П. Ф. Лесгафт в истории отечественной педагогической науки'

П. Ф. Лесгафт в истории отечественной педагогической науки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1743
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНОГО / ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ДЕТЕЙ / DAILY LIFE OF A SCIENTIST / PHYSICAL EDUCATION / FAMILY UPBRINGING / PSYCHOLOGICAL TYPES OF CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копейкина Татьяна Евгеньевна

В статье автор раскрывает жизненный путь выдающегося ученого П.Ф. Лесгафта, становление его личностных и профессиональных качеств. В статье отражены основные направления творческого поиска инновационных идей в педагогической и научной деятельности отечественного ученого П.Ф. Лесгафта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Копейкина Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

P.F. LESGAFT IN THE HISTORY OF DOMESTIC PEDADOGICAL SCIENCE

The article dwells on the life of the outstanding scientist P.F. Lesgaft as well as on formation of his personal and professional qualities. It describes key areas of creative search for innovative ideas in teaching and research activities of the Russian scientist P.F. Lesgaft.

Текст научной работы на тему «П. Ф. Лесгафт в истории отечественной педагогической науки»

УДК 796.011:378

КОПЕЙКИНА Татьяна Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физической культуры института физической культуры, спорта и здоровья Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 26 научных публикаций, в т. ч. 5 учебно-методических пособий

П.Ф. ЛЕСГАФТ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

В статье автор раскрывает жизненный путь выдающегося ученого П.Ф. Лесгафта, становление его личностных и профессиональных качеств. В статье отражены основные направления творческого поиска инновационных идей в педагогической и научной деятельности отечественного ученого П.Ф. Лесгафта.

Ключевые слова: жизнедеятельность ученого, физическое образование, семейное воспитание, психологические типы детей.

В истории отечественной педагогической науки имя П.Ф. Лесгафта связано с медицинской, педагогической, общественной деятельностью. Он известен как новатор прогрессивных идей и творческих разработок в области физического образования, антропологии, медицины, семейного воспитания. Его научнопедагогическая деятельность оказала существенное влияние на развитие, становление отечественного образования в целом.

П.Ф. Лесгафт родился 20 сентября 1837 года в семье добропорядочного петербургского купца - ювелира, художника-гравера, по национальности немца - Иоганна Петера Отто Лесгафта и его жены Генриетты Луизы. Строгие отцовские правила, установленные в семье, приучали детей помогать матери по хозяйству,

© Копейкина Т.Е., 2013

поддерживать порядок, дисциплину, экономию во всем. Петра с детства учили любить труд, выполнять посильные домашние дела, быть честным, аккуратным. Благодаря пытливой натуре, положительным качествам (дисциплинированности, ответственности, принципиальности) свое первоначальное образование он получил дома [20, с. 6]. По примеру старших братьев, Пётр продолжил образование в Главном немецком училище Святого Петра в Санкт-Петербурге (Петришуле) в 1848-1850 годах [12-14]. Учился он успешно, однако очень исхудал, что огорчило отца, и поэтому он решил пристроить сына учеником к знакомому аптекарю, надеясь, что его здоровье улучшится. Однако однообразная работа не удовлетворяла мальчика, и он сбежал домой. С помощью

старшего брата Александра Пётр подготовился к обучению в Училище Святой Анны при лютеранской церкви (Анненшуле), в которой успешно учился в 1852-1853 годах [15]. К удивлению родителей Пётр избрал для дальнейшей учебы Императорскую Санкт-Петербургскую Медико-хирургическую академию. В 1856-1861 годах П.Ф. Лесгафт являлся одним из лучших студентов академии. Он научился объективно оценивать факты, определять взаимосвязь причины и следствия, «дисциплинировать» свой ум, образно излагать материал. С конца ТТТ курса П.Ф. Лесгафт увлекся анатомией, которая стала делом его жизни. Неслучайно в медицинских кругах П.Ф. Лесгафта впоследствии называли «поэтом анатомии», а его учителя -профессора В.Л. Грубера - «Пименом русской анатомической школы». От своего учителя П.Ф. Лесгафт воспринял многие профессиональные качества: беззаветную любовь к избранной специальности, педантичность, настойчивость и неутомимость в работе, неукротимое желание найти истину, убедиться в правильности своих наблюдений и выводов, отстаивать их. Уже в академии он научился добиваться качественных успехов серьезной и кропотливой работой. В 1860 году на V курсе Пётр впервые выполнял работу по бальзамированию тела императрицы Александры Фёдоровны, за которую получил вознаграждение в размере 300 р. С этого момента он стал самостоятельным, сняв комнату недалеко от зданий клиники.

Пройдя все испытания, П.Ф. Лесгафт 18 июня 1861 года получил диплом на латинском языке об окончании им Императорской Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии с серебряной медалью [20, с. 11-12]. Свою научную работу П.Ф. Лесгафт продолжил во Втором военно-сухопутномгоспитале в клинике А.А. Кит-нера, работая ординатором. Одновременно он преподавал анатомию слушателям военно-фельдшерской школы, читал лекции в Медико-хирургической академии, публиковал статьи.

В 1865 году он защитил диссертацию на степень доктора медицины по теме «Коло-томия в левой поясничной области с анато-

мической точки зрения» [19]. В 1868 году П.Ф. Лесгафт был приглашен Советом Казанского университета на должность заведующего кафедрой физиологической анатомии. Около трех лет экстраординарный профессор П.Ф. Лесгафт работал в Казанском университете, проявив себя великолепным педагогом и анатомом [1; 2; 5]. Кроме своих основных обязанностей, он с усердием занимался хозяйственными вопросами. Его общественная деятельность была направлена на поддержку инициативы женщин в изучении естественнонаучных дисциплин, он сам взялся за чтение анатомических лекций для приходящих учениц повивального класса [20, с. 19]. П.Ф. Лесгафт со своими студентами организовал работу по созданию и деятельности антропологического музея, Общества естествоиспытателей при Казанском университете.

Ученый активно следил за переменами в обществе и имел стойкие позиции по вопросам демократизации университетской жизни, автономии факультетов [20, с. 20]. В профессиональной деятельности П.Ф. Лесгафт был очень принципиален, на этой почве у него возник серьезный конфликт с профессором патологической анатомии А.В. Петровым. В отсутствие П.Ф. Лесгафта профессор А.В. Петров принял экзамены у будущих хирургов с нарушением требований. Однако П.Ф. Лесгафт был возмущен и решительным образом посчитал экзамены недействительными и даже написал статью в центральную газету «Санкт-Петербургские ведомости» от 21 января 1871 года [20, с. 22]. На статью пришло много откликов, и данный инцидент взволновал попечителя университета, который обратился к министру народного просвещения Д. Толстому и вскоре добился у царя увольнения П.Ф. Лесгафта с запрещением занимать какую-либо должность по учебной части [1; 2; 5].

П.Ф. Лесгафт возвратился в Санкт-Петербург, и над ним был установлен полицейский надзор [17]. Ему пришлось поступить на службу обычным врачом в Медицинский департамент [20, с. 23]. Летом 1872 года П.Ф. Лесгафта направили в Киевскую, Могилевскую губернии

для борьбы с холерой, где было более 1500 заболевших. П.Ф. Лесгафт был одновременно врачом-статистом, эпидемиологом, агитато-ром-просветителем. После спада эпидемии он получил разрешение вернуться в Санкт-Петербург. Продолжая активно работать, П.Ф. Лес-гафт участвовал в заседаниях Общества русских врачей, Петербургского общества естествоиспытателей. Свои педагогические и научные знания П.Ф. Лесгафт бесплатно передавал ученицам, открыв у себя на квартире знаменитые «курсы Лесгафта» для женщин с неофициального разрешения петербургского градоначальника П.А. Грессера [20, с. 23-26].

Огромное влияние на дальнейшую научнопедагогическую деятельность П.Ф. Лесгафта оказала новая отрасль медицины - лечебная гимнастика. В 1872 году он поступил вра-чом-консультантом в частное врачебно-гимнастическое заведение доктора А.Г. Берглин-да. Врачебная гимнастика преследовала цели лечебного характера: исправление дефектов осанки, устранение ряда болезненных симптомов, ликвидацию некоторых патологических состояний. П.Ф. Лесгафта привлекало стремление и возможность поставить преподавание гимнастики на научную основу, фундаментом которой должны являться анатомия и физиология. Наблюдая за проведением занятий у А.Г. Берглинда, П.Ф. Лесгафт вносил свои коррективы, давал советы, устанавливал последовательность и интенсивность отдельных упражнений, вел антропометрические исследования. Здесь он впервые заинтересовался вопросами разработки теории и практики физического образования, взаимосвязью физического и нравственного совершенствования, комплексным исследованием индивидуальных особенностей человека, опубликовав статью «Основы естественной гимнастики» (1874). П.Ф. Лесгафт разработал азбуку движений, направленных на физическое совершенствование организма [19]. С декабря 1874 года ученый использовал свой опыт с воспитанниками 2-й Петербургской военной гимназии по немецкой и шведской системам, а также по

собственной системе [19]. Директор гимназии предложил П.Ф. Лесгафту официально перейти из Медицинского департамента на постоянную службу в Главное управление военноучебных заведений в качестве чиновника для особых поручений. В течение 1875-1876 годов с конца марта до конца октября он ежегодно работал за границей, изучал историю и специфику учреждений для подготовки учителей этого искусства. В течение двух лет П.Ф. Лес-гафт объездил 13 европейских стран, побывал в 26 городах, посетил все учреждения данного профиля. Результаты поездки публиковались в серии статей на темы: «Об отношении анатомии к физическому воспитанию», «Материалы для изучения школьного возраста», «Физическое развитие в школах», «Приготовление учителей гимнастики в Западной Европе» и др. Интерес ученого к идее совершенствования личности не угасал, поэтому следующим этапом его научных разработок было комплексное исследование индивидуальных особенностей развития человека. Совместно с «Обществом русских врачей» П.Ф. Лесгафт провел ряд медицинских исследований и биологических экспериментов в учебных заведениях, на базе биологической лаборатории в г. Санкт-Петербурге (1877-1881), осуществив сравнительный анализ измерений развития юношей, проведенных в зарубежных странах. Исследовав возможности человеческого организма, ученый соединил физическое, умственное и нравственное образование в педагогической деятельности. П.Ф. Лесгафт обосновал регулятивные принципы: культуросообразности, природосообраз-ности, научности, индивидуализации, универсальности и их применение в отечественной образовательной системе.

В 1881 году П.Ф. Лесгафт стал членом Попечительского совета частной гимназии М.Н. Стоюниной [9-11]. Научные позиции ученого об интеграции физического, умственного и нравственного образования и воспитания были одобрены и перенесены в практику работы гимназии. Уроки физкультуры вошли в число школьных обязательных предметов

гимназии. Дальнейшая часть научной деятельности ученого была посвящена вопросам материнства и детства, естественного развития ребенка и др. П.Ф. Лесгафт считал, что серьезное общее образование женщины должно быть идеалом действительно интеллигентного общества. Он обосновал взаимосвязь образования и воспитания в книге «Семейное воспитание ребенка и его значение». Ученый выявил множество сложнейших педагогических и психологических проблем. Наблюдая за учениками школы и их родителями, он описал 7 типов детей (лицемерный, честолюбивый, добродушный, мягко-забитый, злостный, угнетенный, нормальный). П.Ф. Лесгафт выяснил влияние условий жизни ребенка на формирование его типа, характера, становление личности, выбор профессии. Замысел ученого был реализован в создании условий для гармонического развития личности и совершенствования личности, создании воспитательно-образовательного идеала в системе образования России.

В научной деятельности П.Ф. Лесгафт был последователем Н.И. Пирогова в применении экспериментального метода в морфологии, а именно роли функциональной анатомии при исследовании аппарата движения. Под его руководством в 1880-1885 годах защищены 18 диссертаций на степень доктора медицины. П.Ф. Лесгафт был объективным в оценках трудов, его отзывы отличались скрупулезным анализом сильных и слабых сторон диссертации [20, с. 36].

П.Ф. Лесгафт занимался просветительской деятельностью в Санкт-Петербургском университете и на Рождественских фельдшерских курсах. В 1890 году он возглавил специальную комиссию по вопросам преподавания естественных наук в технических учебных заведениях. Одновременно организовал цикл лекций для учителей городских училищ по методике применения различных детских игр и гимнастических упражнений. В 1893 году с единомышленниками создал «Общество содействия физическому развитию», в котором был ученым секретарем и следил за организацией игр

в закрытых залах и на воздухе, уделял внимание открытию катков, оздоровительным загородным прогулкам. В 1894 году П.Ф. Лесгафт создал научный центр - Санкт-Петербургскую биологическую лабораторию, а позднее Сравнительно-анатомический музей. Впервые у студентов появилась возможность проводить самостоятельные экспериментальные и исследовательские работы, связанные с естественными науками [8].

С января 1896 года были одобрены временные курсы для приготовления руководительниц физических упражнений и игр, которые впоследствии были переименованы в «Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования» [6; 7]. П.Ф. Лесгафт активно участвовал в общественной жизни и являлся членом таких организаций, как: «Помощь в чтении больным и бедным», «Общество народных университетов» [3-4], «Общество содействия физическому развитию» и др. Его выступления пользовались огромным успехом и были посвящены следующим вопросам: «О пользе общества содействия физическому развитию», «Различные проявления ребенка, связанные с периодом возмужалости», «Физическое совершенство человека», «Об организации физических упражнений», «Телесное развитие», «Охота и спорт», «Значение авторитета», «Олимпийские игры 1896» и др. Последний год своей жизни ученый тяжело болел и провел за границей. Скончался П.Ф. Лесгафт 28 ноября 1909 года в Каире [18].

Заслуги П.Ф. Лесгафта велики как в медицинской, так и в педагогической деятельности. Об этом свидетельствует запись из журнала думы Петроградской городской управы 1913 года об увековечивании памяти ученого [16]. Его научно-исследовательская деятельность сыграла важную роль в совершенствовании системы образования России и развитии идеи о всестороннем гармоническом развитии личности, общества в целом. Современники высоко оценили труд П.Ф. Лесгафта, его научные медицинские и педагогические поиски. Созданное им учебное заведение имеет богатую

историю и продолжает традиции своего основателя. Педагогическое наследие ученого является творческим источником инновационных

идей. Одна из них - идея совершенствования личности - нашла отражение в теории и практики отечественного образования.

Список литературы

1. Государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ГИА СПб). Ф. 14. Оп. 1. Д. 7040.

2. ГИА СПб. Ф. 44. Оп. 1. Д. 11. Л. 6, 6об.

3. ГИА СПб. Ф. 73. Оп. 1. Д. 1. Л. 87.

4. ГИА СПб. Ф. 73. Д. 2. Л. 1.

5. ГИА СПб. Ф. 139. Оп. 1. Д. 6579.

6. raA СПб. Ф. 139. Оп. 1

7. raA СПб. Ф. 139. Оп. 1

8. raA СПб. Ф. 139. Оп. 1

9. raA СПб. Ф. 148. Оп. 1

10. raA СПб. Ф. 148. Оп. 1

11. raA СПб. Ф. 148. Оп. 1

12. raA СПб. Ф. 272. Оп. 1

13. raA СПб. Ф. 272. Оп. 1

14. raA СПб. Ф. 272. Оп. 1

Д. 840б. Л. 57-2б9.

Д. 840б-а. Л. 3-189.

Д. 8498. Л. 1-4.

Д. 3. Л. і.

. Д. 5б. Л. 7.

. Д. б7. Л. 1-11.

. Д. 48. Л. б5-ббоб, б8об. . Д. 181. Л. 24об.

. Д. 182. Л. 31об.

. Д. 33, 9б, 304.

15. raA СПб. Ф. 30б. Оп. і.

16. raA СПб. Ф. 513. Оп. 15б, 117. Д. 3б3. Л. 21.

17. raA СПб. Ф. 5б9. Оп. 12. Д. 4б.

18. raA СПб. Ф. 5б9. Оп. іб. Д. 8. Л. 91-92, 105-10б.

19. raA СПб. Ф. 21б5. Оп. і. Д. і-146.

20. Шабунин А.В. П.Ф. Лесгафт. М.: Медицина, 1982. 80 с.

References

1. Saint Petersburg State Historical Archive (GIA SPb). Fund 14, inv.1, file 7040.

2. GIA SPb. Fund 44, inv. 1, file 11, sh. 6, 6 reverse.

3. GIA SPb. Fund 73, inv. 1, file 1, sh. 87.

4. GIA SPb. Fund 73, file 2, sh. 1.

5. GIA SPb. Fund 139, inv. 1, file 6579.

6. GIA SPb. Fund 139, inv. 1, file 8406, sh. 57-269.

7. GIA SPb. Fund 139, inv. 1, file 8406-a, sh. 3-189.

8. GIA SPb. Fund 139, inv. 1, file 8498, sh. 1-4.

9. GIA SPb. Fund 148, inv. 1, file 3, sh. 1.

10. GIA SPb. Fund 148, inv. 1, file 56, sh. 7.

11. GIA SPb. Fund 148, inv. 1, file 67, sh. 1-11.

12. GIA SPb. Fund 272, inv. 1, file 48, sh. 65-66 reverse, 68 reverse.

13. GIA SPb. Fund 272, inv. 1, file 181, sh. 24 reverse.

14. GIA SPb. Fund 272, inv. 1, file 182, sh. 31 reverse.

15. GIA SPb. Fund 306, inv. 1, files 33, 96, 304.

16. GIA SPb. Fund 513, inv. 156, 117, file 363, sh. 21.

17. GIA SPb. Fund 569, inv. 12, file 46.

18. GIA SPb. Fund 569, inv. 16, file 8, sh. 91-92, 105-106.

19. GIA SPb. Fund 2165, inv. 1, files 1-146.

20. Shabunin A.V. P.F. Lesgaft. Moscow, Meditsina Publ., 1982. 80 p.

Kopeykina Tatyana Evgenyevna

Institute of Physical Education, Sport and Health, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov (Arkhangelsk, Russia)

P.F. LESGAFT IN THE HISTORY OF DOMESTIC PEDADOGICAL SCIENCE

The article dwells on the life of the outstanding scientist P.F. Lesgaft as well as on formation of his personal and professional qualities. It describes key areas of creative search for innovative ideas in teaching and research activities of the Russian scientist P.F. Lesgaft.

Keywords: daily life of a scientist, physical education, family upbringing, psychological types of children.

Контактная информация: адрес: 163002, г. Архангельск, ул. Смольный буян, д. 3;

e-mail: tanyakop@atnet.ru

Рецензент - Сковородкина И.З., доктор педагогических наук, профессор, директор института педагогики и психологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.