Научная статья на тему 'Направленность диссертационных исследований в контексте эволюции содержания профессионального образования в сфере физической культуры'

Направленность диссертационных исследований в контексте эволюции содержания профессионального образования в сфере физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИССЕРТАЦИОННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / УЧЕНЫЕ СТЕПЕНИ / НАУЧНАЯ ЗАДАЧА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костюченко Валерий Филиппович

В статье сделан ретроспективный анализ исследований, защищенных в диссертационном совете НГУ им. П.Ф. Лесгафта (начиная с ГОЛИФК им. П.Ф. Лесгафта) на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук, так как тематика исследований детерминирована потребностями теории и практики отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костюченко Валерий Филиппович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Focus of dissertation researches in the context of evolution of content of professional education in the sphere of physical culture

In this article we have made the retrospective analysis of the studies, protected in the dissertation Council of NSU named after P.F. Lesgaft (since GOLIFK named after P.F. Lesgaft) on application for the scientific degrees of the candidate and doctor of sciences, as the research subject is determined by the demands of the theory and practice in the industry.

Текст научной работы на тему «Направленность диссертационных исследований в контексте эволюции содержания профессионального образования в сфере физической культуры»

Ганоусек Эмил. - М., 1984. - 288 с.

3. Радионов, В.Е. Формирование социально активной позиции старших школьников в жизнедеятельности классного коллектива : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Радионов В.Е. -СПб., 1984. - 185 с.

4. Репета, Л.М. Педагогические условия формирования информационно-исследовательской компетенции [Электронный ресурс] / Л.М. Репета // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 2. - URL : https://science-education.ru/ru/article/view?id=8583 (дата обращения: 02.04.2016).

5. Сластенин, В.А. Диагностика профессиональной пригодности модели к педагогической деятельности / В.А. Сластенин, Н.Е. Мажар. - М. : Прометей, 1991. - 141 с.

6. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии : учебное пособие / Г.К. Селевко. - М. : Народное образование, 1989. - 256 с.

7. Чельцов, М.В. Формирование гражданской позиции студенческой молодежи высшего учебного заведения : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Чельцов М.В. - Новосибирск, 2006. - 157 с.

REFERENCES

1. Blinova, Yu.L. (2010), Subject position of teacher theory and psycho-acmeological support, monograph, Kazan, Russian Federation.

2. Ganousek, Emil (1984), Social and psychological aspect offormation of active living position of the young in labor collective, dissertation, Moscow.

3. Radionov, V.E. (1984), Formation of socially active position of senior pupils in the class collective of life, dissertation, Saint Petersburg, Russian Federation.

4. Repeta, L.M. (2013), "Pedagogical conditions of formation of information - research competence", Modern problems of science and education, No. 2, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8583.

5. Slastenin, V.A. and Mazhar, N.E. (1991), Diagnosis professional fitness model for pedagogical activity, Prometey, Moscow.

6. Selevko, G.K. (1989), Modern educational technology : training manual, education, Popular education, Moscow.

7. Tcheltsov, M.V. (2006), Formation of Higher Education student citizenship of young people, dissertation, Novosibirsk, Russian Federation.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 10.03.2017

УДК 796.01

НАПРАВЛЕННОСТЬ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В КОНТЕКСТЕ ЭВОЛЮЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Валерий Филиппович Костюченко, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье сделан ретроспективный анализ исследований, защищенных в диссертационном совете НГУ им. П.Ф. Лесгафта (начиная с ГОЛИФК им. П.Ф. Лесгафта) на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук, так как тематика исследований детерминирована потребностями теории и практики отрасли.

Ключевые слова: диссертационное исследование, ученые степени, научная задача, профессиональное образование.

FOCUS OF DISSERTATION RESEARCHES IN THE CONTEXT OF EVOLUTION OF CONTENT OF PROFESSIONAL EDUCATION IN THE SPHERE OF PHYSICAL

CULTURE

Valery Filippovich Kostjuchenko, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

In this article we have made the retrospective analysis of the studies, protected in the dissertation Council of NSU named after P.F. Lesgaft (since GOLIFK named after P.F. Lesgaft) on application for the scientific degrees of the candidate and doctor of sciences, as the research subject is determined by the demands of the theory and practice in the industry.

Keywords: dissertation research, academic degree, academic challenge, vocational education.

Цель диссертации - выявление новых фактов и закономерностей или же уточнение известных ранее, но плохо изученных. Систематизация новых фактов позволяет получить новую информацию. В диссертации аспиранта и докторанта содержится научный результат, то есть неизвестное ранее знание, а в магистерской работе - решение, полученное на основе установленных ранее знаний или закономерностей, в этом их принципиальное отличие. Соискатель степени выстраивает по своему усмотрению полученные им научные факты и доказывает научную и практическую значимость выдвинутых им научных положений, приводит аргументы в их пользу, анализируя различные подходы и точки зрения, противоречащие выдвинутым им положениям [2].

Диссертация на соискание ученой степени доктора наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как научное достижение, либо решена научная проблема, имеющая важное политическое, социально-экономическое, культурное или хозяйственное значение, либо изложены новые научно обоснованные технические, технологические или иные решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие страны.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей значение для развития соответствующей отрасли знаний, либо изложены новые научно обоснованные технические, технологические или иные решения и разработки, имеющие существенное значение для развития страны.

Предложенные автором диссертации решения должны быть аргументированы и оценены по сравнению с другими известными решениями [3].

Составляющими частями теории и методики физической культуры являются, с одной стороны, достижения общей педагогики, а с другой - достижения естественных наук, изучающих закономерности функционирования и развития человеческого организма и возможности целенаправленного его изменения - управления его развитием. Обоснование тенденций развития как подготовки специалистов в отрасли, так и физкультурного движения в целом требует анализа его эволюции. Институту им. П.Ф. Лесгафта было дано право на организацию защит диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, начиная с 1937 г. С позиции настоящего времени, логично предположить, что первые диссертационные работы в ГОЛИФК им. П.Ф. Лесгафта были защищены на соискание ученых степеней в области педагогических наук. Однако, фактология такова, что первая диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук была защищена только в 1940 г. Зайцевой Е.К. на тему: «Чередование основных снарядов в третьей части урока гимнастики (кольца, перекладина, конь, брусья)». - 72 с. А первые две работы в диссертационном совете ГОЛИФК им. П.Ф. Лесгафта были защищены на соискание ученой степени кандидата медицинских наук: в 1938 г. С.Э. Ермолаевым на тему: «Физиологическая характеристика гиревого спорта» - 217 с. и в 1939 г.

В. Д. Остроуховой на тему: «К вопросу о влиянии тренировки в гребле на организм женщин (врачебно-контрольные исследования)» - 147 с. Кроме этого нам удалось обнаружить артефакт, не имеющий объяснения с позиций сегодняшнего дня, когда процедуры, как создания диссертационного совета, так и аттестации научного работника жестко регламентированы. Речь идет о диссертационной работе, защищенной Полетика Михаилом Ивановичем (1854-1905) в 1984 г. в анатомическом кабинете профессора П.Ф. Лесгафта на тему: «Материалы к вопросу об эластичности артериальных стенок» - 34 с. на соискание ученой степени доктора медицины. Дело в том, что ещё в 1803 году указом императора в России введены три ученые степени: кандидата, магистра и доктора наук. Для получения каждой из этих ученых степеней устанавливались устные и письменные экзамены, после чего на заседании факультета публично защищалась диссертация, с обязательным выступлением вначале одного, а год спустя - уже трех официальных оппонентов. По научному уровню ученые степени располагаются следующим образом: магистр -кандидат - доктор наук. В 1884 г. была отменена ученая степень кандидата наук. Диссертации на соискание ученой степени магистра и доктора наук стали представляться только в печатном виде, автореферат диссертации не публиковался, однако требовалось приложение к диссертации в виде тезисов объемом не более четырех страниц. Защита диссертации проходила на заседании факультета, в заседании принимали участие все члены совета факультета и все желающие. По диссертации назначались два официальных оппонента (как правило, из числа профессоров данного факультета, оппоненты из других университетов не приглашались). Официальными оппонентами могли быть даже преподаватели, не имеющие аналогичной ученой степени. При условии единогласного голосования за магистерскую диссертацию могла быть присуждена ученая степень доктора наук. Решение факультета утверждалось ученым советом университета, соискателю выдавался диплом магистра или доктора наук.

В 1917 г. Декретом Совнаркома РСФСР были ликвидированы все ученые степени и только в 1934 г. - восстановлены ученые степени кандидата и доктора наук. Ученые степени по результатам защиты диссертаций присуждались квалификационными комиссиями при наркоматах, АН СССР, республиканских и отраслевых академиях. В 1937 г. был определен перечень отраслей наук, по которым проводится защита диссертаций, и право утверждения докторских диссертаций передано Высшей аттестационной комиссии (ВАК).

Важно отметить, что в англо-саксонской и французской системах аттестации научно-педагогических работников требования, предъявляемые к докторским диссертациям, как правило, эквивалентны требованиям, предъявляемым в России к кандидатским диссертациям.

Тематика первых диссертационных работ, защищенных в ГОЛИФК им. П.Ф. Лесгафта свидетельствует о том, что как в конце XIX, так и в начале ХХ столетия в образовательном процессе студентов доминировали медико-биологические и естественнонаучные дисциплины. Подготовка физкультурных кадров велась на широкой научной основе, но с явным преобладанием теоретических дисциплин. На "Высших курсах Лесгафта", под названием "Курсы для приготовления руководительниц и воспитательниц физических упражнений", П.Ф. Лесгафт ввел в учебную программу преподавание анатомии, химии, механики, физиологии, теории движений, истории физического воспитания, гигиены, математики, физики, практических занятий играми и физическими упражнениями, психологии, педагогики, ручного труда, рисования, черчения, пения. Позднее были включены всеобщая история и история литературы. Для преподавания на курсы П. Ф. Лесгафт приглашал наиболее передовых и прогрессивных профессоров и преподавателей, о чем говорят, например, такие имена как И.П. Павлов, А. А. Ухтомский, Л. А. Орбе-ли (физиология), Е.В. Тарле (всеобщая история), А.Ф. Иоффе (физика) и многие другие. Наблюдается чрезмерная биологизация учебного процесса при явной недооценке спор-

тивно-педагогического раздела образования. При ведущей роли теории наблюдалось значительное отставание теоретических и методических разработок по курсам спортивно-технических дисциплин. Часто методические рекомендации являлись результатом лишь лабораторных исследований без учета реальных запросов и условий практики физического воспитания и спортивной тренировки. Теории физического воспитания вообще и теории и методики отдельных видов спорта как самостоятельных учебных дисциплин не существовало. Учебные планы институтов физической культуры двадцатых годов наполнялись сформировавшимися ранее общенаучными дисциплинами путем" пересадки" последних из медицинских и педагогических вузов [1]. Логическим продолжением данной парадигмы в образовании стало то, что в процессе развития "Высших курсах Лесгафта" к 1921 г. определились три основных факультета - два из которых были естественнонаучный и исторический.

Однако широкое внедрение физической культуры в быт народа и признание физического воспитания в ранге одной из основных частей народного образования привело к глубокому осмыслению физического образования как социального явления. В последующие годы продолжался поиск путей в определении направления (профилизации) в подготовке кадров. Широкое использование общеобразовательных знаний медико-биологического цикла в практической физической культуре с последующей творческой их переработкой привело в дальнейшем к созданию научно-обоснованной теории и методики спортивно-педагогических дисциплин. Необходимость решения актуальных проблем, возникающих в практической работе с населением и в процессе профессионального образования физкультурных кадров, стимулировало поиск новых организационных и методических решений, а, следовательно, - активность и направленность научных разработок. Так уже в период 1940-1941 гг. только на кафедре легкой атлетики были защищены три кандидатские диссертации Г.В. Васильевым, М.С. Лукиным и Д.А. Семеновым, тематика которых отражала вопросы техники и методики тренировки в метаниях, в спринте и в беге на выносливость.

Объемный эмпирический материал, накопленный в процессе подготовки резерва для Красной Армии и реабилитации раненых воинов, в последствии был обобщен и представлен в виде научного обоснования методики обучения технике владения штыком и винтовкой (Фельдман, С.Е. Анализ основного укола винтовкой со штыком в рукопашном бою : дис. ... канд. пед. наук, 1946. - 117 с.) и методики стимулирования лечения с помощью физических упражнений (Финкельштейн, А.Н. Лечебная гимнастика при повреждениях плевры и легких : дис. ... канд. мед. наук, 1946. - 200 с.).

Необходимость методического обеспечения учебного процесса актуализировала издательскую и научно-исследовательскую деятельность педагогического состава института им. П.Ф. Лесгафта. На кафедрах проводятся исследования в соответствии с содержанием учебных дисциплин. Это можно проиллюстрировать на основе анализа диссертационных работ тогда начинающих, а впоследствии ведущих и авторитетнейших профессоров нашего Университета. Так, в 1946 г. Т.М. Каневец была защищена кандидатская диссертация в соответствии с профилем кафедры на тему «История лыжного спорта в СССР» - 218 с., а в 1948 г. - В.В. Белорусовой на тему «Великие русские революционеры-демократы Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов о физическом воспитании» -401с.

Продолжаются исследования по реализации потенциала физической культуры в вопросах оздоровления и социализации населения. Так по результатам собственных исследований С.А. Бортфельд в 1948 г. защищает диссертацию на тему: «Обучение ходьбе в системе физического воспитания детей, страдающих болезнью Литтла» - 204 с.

В связи с выходом советских спортсменов на международную арену после окончания войны, в конце 40-х годов ХХ столетия резко активизировались исследования, направленные на совершенствование процессов обучения, тренировки и их медико-

биологического сопровождения в спорте. Результатом данного положения явилось лавинообразное увеличение научно обоснованных обобщений, методических рекомендаций и, как следствие, защищенных в 50-е годы диссертационных работ по этим направлениям, что отражено в таблице.

Таблица - Тематика диссертационных работ, защищенных в диссертационном совете ГОЛИФК - НГУ им П.Ф. Лесгафта_

Тематика Период, *

1930-39 1940-49 1950-59 1960-69 1970-79 1980-89 1990-99 2000-09 2010-16

Спортивная тренировка - - 23 15 45 83 95/13 89/11 47/7

Физическое воспитание - 2 9 9 32 39 71/13 84/4 36/3

История физической куль- - 2 1 3 18 10 7/3 6/2 -

туры

Обучение и совершенств - 4 29 18 43 72 34/1 27 11

техники физических

упражнении

Медико-биологическое и 3 2 13 5 5 1 16/1 7 4

психологическое сопро-

вождение физического

воспитания и спорта

Профобразование - - - - 2 27 61/7 37/5 15/1

Биомеханическое обеспе- - 1 2 2 13 3 2/2 - -

чение спорта

Организация и управление - - 7 4 12 15 26/6 11/2 7/4

физической культурой

Нравственное воспитание - 1 3 2 11 20 10 10 4/1

ЛФК - 2 - 1 2 - 1 10/2 3

АФК - 1 - - - - 4 20/1 9/2

Всего: 3 15 87 59 183 270 327/46 301/27 118/18

* - в числителе канд. наук, в знаменателе д-р наук

Из общего количества защищенных диссертаций в том десятилетии тематика 74,6% работ была связана со спортом, в том числе с совершенствованием тренировочного процесса - 26,4%, с методикой обучения и совершенствования техники соревновательных упражнений - 33,3%, с медико-биологическим и психологическим обеспечением спортсменов - 14,9%.

Аналогичная картина наблюдается в 70-80-е годы, что очевидно обусловлено анализом экспериментальных данных, полученных в процессе подготовки к ОИ XXII Олимпиады, проходившим в СССР. В 90-е годы сохраняется тенденция к росту числа работ, посвященных совершенствованию процесса тренировки, при резком увеличении количества работ по вопросам физического воспитания и профессионального образования. Уменьшается количество исследований с использованием инструментальных методик, что отразилось на количестве защищенных диссертаций, посвященных совершенствованию техники видов спорта.

С начала 90-х годов ХХ столетия диссертационный совет НГУ им. П. Ф. Лесгафта получил право на проведение защит докторских диссертаций. Первая диссертация на соискание ученой степени д-ра наук была защищена в виде научного доклада Виноградовым П.А. на тему: «Теория и методология использования средств массовой информации в развитии физической культуры» в 1991 г. по специальности 13.00.04.

В дальнейшем увеличение защищенных диссертаций следует связывать не с интенсификацией научной деятельности и выявлением новых фактов, а скорее с социальными преобразованиями в стране. Более детальный анализ работ этого периода будет представлен в следующих публикациях.

Заключение: направленность научных исследований, как и содержание профессионального образования детерминированы социальными вызовами. Для диссертационных работ последних лет характерна ярко выраженная тенденция, связанная с уменьшением инструментальных исследований, позволяющих получать объективные характеристики,

исследуемого явления. Очевидна претензия на вербальную эквилибристику, привнесение терминологии и дефиниций, принятых в философии, психологии, общей педагогике и др. обл. науки; фетишизация методов математической статистики при обработке количественных данных без должного их педагогического осмысления и логической интерпретации.

ЛИТЕРАТУРА

1. За марксистско-ленинскую теорию и практику в физической культуре // Теория и практика физической культуры. - 1931. - № 1. - С. 5-8.

2. Лапыгин, Ю.Н. Диссертационное исследование магистранта, аспиранта, докторанта / Ю.Н. Лапыгин. - М. : Эксмо, 2009. - 510 с.

3. Постановление Правительства РФ от 24 сентября 2013 г. N 842 "О порядке присуждения ученых степеней" [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/70461216/. -Дата обращения 01.01.2017.

REFERENCES

1. "For the Marxist-Leninist theory and practice in physical culture" (1931), Theory and practice of physical culture, No. 1, pp. 5-8.

2. Lapygin, Yu.N. (2009), Dissertation research of the undergraduate, graduate student, doctoral candidate, publishing house Eksmo, Moscow.

3. The resolution of the Government of the Russian Federation of September 24, 2013 N 842 "About an order of award of academic degrees", available at: http://base.garant.ru/70461216/.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 20.03.2017

УДК 796.325

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ В ЗАЩИТЕ: ПРАКТИЧЕСКИЙ

АСПЕКТ

Юлия Викторовна Кудинова, старший преподаватель, Юрий Владимирович Шихов-цов, кандидат педагогических наук доцент, Ирина Валерьевна Николаева, кандидат педагогических наук доцент, Юлия Юрьевна Карева, преподаватель, Людмила Геннадьевна Шиховцова, старший преподаватель, Самарский государственный экономический университет (СГЭУ), Самара

Аннотация

В данной статье представлены материалы педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью волейболистов различной квалификации. Установлена частота использования нападающих ударов волейболистами различной квалификации в разных зонах атаки. Определена эффективность приема нападающих ударов волейболистами различной квалификации в зависимости от зоны атаки разновидности передачи для нападающего и характера блокирования.

Ключевые слова: защитные действия, эффективность, нападающий удар, блокирование, частота использования нападающих ударов, зона атаки, разновидность передачи, квалификация.

TO QUESTION OF IMPROVEMENT OF TACTICAL ACTIONS AND INTERACTIONS OF VOLLEYBALL PLAYERS IN DEFENSE: THE PRACTICAL

ASPECT

Yuliya Viktorovna Kudinova, the senior teacher, Yury Vladimirovich Shikhovtsov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Valeryevna Nikolaeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Yuliya Yurievna Kareva, the teacher, Lyudmila Gen-nadievna Shikhovtsova, the senior teacher, Samara state University of Economics, Samara

Annotation

This article presents the materials of the pedagogical observations of the competition activity of the skilled volleyball players. The frequency of using the attacking strokes by the volleyball players of dif-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.