Научная статья на тему 'К вопросу о совершенствовании тактических действий и взаимодействий волейболистов в защите: практический аспект'

К вопросу о совершенствовании тактических действий и взаимодействий волейболистов в защите: практический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
400
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / НАПАДАЮЩИЙ УДАР / БЛОКИРОВАНИЕ / ЧАСТОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАПАДАЮЩИХ УДАРОВ / ЗОНА АТАКИ / РАЗНОВИДНОСТЬ ПЕРЕДАЧИ / КВАЛИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудинова Юлия Викторовна, Шиховцов Юрий Владимирович, Николаева Ирина Валерьевна, Карева Юлия Юрьевна, Шиховцова Людмила Геннадьевна

В данной статье представлены материалы педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью волейболистов различной квалификации. Установлена частота использования нападающих ударов волейболистами различной квалификации в разных зонах атаки. Определена эффективность приема нападающих ударов волейболистами различной квалификации в зависимости от зоны атаки разновидности передачи для нападающего и характера блокирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудинова Юлия Викторовна, Шиховцов Юрий Владимирович, Николаева Ирина Валерьевна, Карева Юлия Юрьевна, Шиховцова Людмила Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To question of improvement of tactical actions and interactions of volleyball players in defense: the practical aspect

This article presents the materials of the pedagogical observations of the competition activity of the skilled volleyball players. The frequency of using the attacking strokes by the volleyball players of different qualification in different zones of attack is established. The efficiency of reception of the attackers blows among the volleyball players of different qualification depending on the zone of attack, the kind of delivery for a striker and the character of blocking is defined in the article.

Текст научной работы на тему «К вопросу о совершенствовании тактических действий и взаимодействий волейболистов в защите: практический аспект»

исследуемого явления. Очевидна претензия на вербальную эквилибристику, привнесение терминологии и дефиниций, принятых в философии, психологии, общей педагогике и др. обл. науки; фетишизация методов математической статистики при обработке количественных данных без должного их педагогического осмысления и логической интерпретации.

ЛИТЕРАТУРА

1. За марксистско-ленинскую теорию и практику в физической культуре // Теория и практика физической культуры. - 1931. - № 1. - С. 5-8.

2. Лапыгин, Ю.Н. Диссертационное исследование магистранта, аспиранта, докторанта / Ю.Н. Лапыгин. - М. : Эксмо, 2009. - 510 с.

3. Постановление Правительства РФ от 24 сентября 2013 г. N 842 "О порядке присуждения ученых степеней" [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/70461216/. -Дата обращения 01.01.2017.

REFERENCES

1. "For the Marxist-Leninist theory and practice in physical culture" (1931), Theory and practice of physical culture, No. 1, pp. 5-8.

2. Lapygin, Yu.N. (2009), Dissertation research of the undergraduate, graduate student, doctoral candidate, publishing house Eksmo, Moscow.

3. The resolution of the Government of the Russian Federation of September 24, 2013 N 842 "About an order of award of academic degrees", available at: http://base.garant.ru/70461216/.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 20.03.2017

УДК 796.325

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ В ЗАЩИТЕ: ПРАКТИЧЕСКИЙ

АСПЕКТ

Юлия Викторовна Кудинова, старший преподаватель, Юрий Владимирович Шихов-цов, кандидат педагогических наук доцент, Ирина Валерьевна Николаева, кандидат педагогических наук доцент, Юлия Юрьевна Карева, преподаватель, Людмила Геннадьевна Шиховцова, старший преподаватель, Самарский государственный экономический университет (СГЭУ), Самара

Аннотация

В данной статье представлены материалы педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью волейболистов различной квалификации. Установлена частота использования нападающих ударов волейболистами различной квалификации в разных зонах атаки. Определена эффективность приема нападающих ударов волейболистами различной квалификации в зависимости от зоны атаки разновидности передачи для нападающего и характера блокирования.

Ключевые слова: защитные действия, эффективность, нападающий удар, блокирование, частота использования нападающих ударов, зона атаки, разновидность передачи, квалификация.

TO QUESTION OF IMPROVEMENT OF TACTICAL ACTIONS AND INTERACTIONS OF VOLLEYBALL PLAYERS IN DEFENSE: THE PRACTICAL

ASPECT

Yuliya Viktorovna Kudinova, the senior teacher, Yury Vladimirovich Shikhovtsov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Valeryevna Nikolaeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Yuliya Yurievna Kareva, the teacher, Lyudmila Gen-nadievna Shikhovtsova, the senior teacher, Samara state University of Economics, Samara

Annotation

This article presents the materials of the pedagogical observations of the competition activity of the skilled volleyball players. The frequency of using the attacking strokes by the volleyball players of dif-

ferent qualification in different zones of attack is established. The efficiency of reception of the attackers blows among the volleyball players of different qualification depending on the zone of attack, the kind of delivery for a striker and the character of blocking is defined in the article.

Keywords: defense actions, efficiency, attacking stroke, block, frequency of use of attacking strokes, attack zone, kind of pass, qualification.

ВВЕДЕНИЕ

Значительная доля зрелищности и привлекательности волейбольных матчей состоит в эффективных тактико-технических действиях и взаимодействиях волейболистов в защите. Качественный прием сильных нападающих ударов «спасение» безнадежных мячей, отличная «доводка» мяча до связующего игрока при реализации доигровок во многом определяет успех не только в отдельном игровом эпизоде, но и в матче в целом. Успешные действия игроков в защите позволяют обороняющейся команде эффективно переключиться к наступательным действиям. Рассматривая весь комплекс тактико-технических действий, используемых волейболистами в условиях соревновательной деятельности, нетрудно заметить значительное отставание эффективности защитных действий от результативности атакующих. Игроки защищающейся команды не в состоянии оказать должное противодействие игрокам атакующей команды. О преобладании нападения над защитой в разные годы указывали: Ю.В. Шиховцов (1995); А.В. Ивойлов (2007); Г.Я. Шипулин (2001); И.В. Колеманова (2003); Ю.Д. Железняк (2005) [1-10]. Причем данный дисбаланс характерен как для команд новичков, так и для команд мастеров. По мнению вышеуказанных специалистов, эффективность защитных действий в соревновательных условиях колеблется в пределах 30^37%. Результаты наших исследований подтверждают тенденцию роста мастерства нападающих по сравнению с мастерством защитников - эффективность приема нападающих ударов соперника в условиях соревновательной деятельности мужских команд не превышает 37,4%.

Главной задачей волейболистов обороняющейся команды является защита «собственной» площадки от попадания в нее мячом, направленным атакующим игроком команды соперника. Неопределенность игровой ситуации для защитника объясняется скоротечностью развития атакующих действий, причем защищающийся игрок не знает, какой из вариантов завершения атаки предпримет соперник. Кроме того, положение защитника осложняется необходимостью действовать в условиях пространственного и временного дефицита. Зависимость действий защитника от действий нападающего предполагает целесообразность рассмотрения защитных действий в комплексе с нападающими.

Для организации эффективных защитных действий и взаимодействий волейболистов при отражении атак соперника в поле игрокам-защитникам необходимо знать особенности выполнения соперником нападающих ударов (НУ) в типовых игровых ситуациях. Кроме того, игрок защиты должен учитывать разновидность передачи для НУ и качество обороны над сеткой (блокирование). Только обладая такой информацией, защитник может определить какой «ход» (способ завершения атаки) выберет нападающий игрок и результативно отразить атаку соперника.

Цель исследования - совершенствование тактико-технических действий и взаимодействий волейболистов при приеме НУ соперника.

Задачи исследования: 1) изучить теоретическое состояние вопроса исследования; 2) выявить эффективность приема нападающих ударов из разных зон атаки в условиях соревновательной деятельности; 3) определить эффективность защитных действий в зависимости от разновидности передачи и характера блокирования.

МЕТОДИКА

Решение поставленных задач осуществлялось с помощью следующих методов:

1) теоретический анализ и обобщение данных специальной литературы и интернет-ресурсов. В целях изучения современного состояния исследуемого вопроса и обоб-

щения имеющихся данных, был предпринят теоретический анализ специальных литературных источников, посвященных проблеме организации защитных действий в поле. Всего было изучено 67 литературных источников.

2) Педагогические наблюдения за соревновательной деятельностью проводились на играх Чемпионата России среди мужских команд Высшей и Суперлиги, а также на соревнованиях квалифицированных команд Самарской области 2014-2016 гг. Всего проанализировано 68 игр волейболистов различной квалификации. Широко использовался метод видеозаписи игр вышеуказанных команд.

3) Математическая статистика. Математическая обработка результатов исследования осуществлялась с помощью методов математической статистики. Статистический анализ полученного материала осуществлялся по системе, общепринятой в практике спортивных исследований. Определялись следующие показатели: среднее арифметическое x, среднее квадратическое отклонение с, взвешенная средняя арифметическая величина M, средняя ошибка среднего арифметического m.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась комплексным подходом к изучению тактической деятельности волейболистов в защите, использованием объективных педагогических и математических методов, достаточным объемом экспериментальной выборки.

Процесс математической обработки материала, полученного в ходе исследования, осуществлялся с помощью Excel 97 с использованием пакета прикладных программ («Statistika»).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Педагогические наблюдения тактико-технической деятельности волейболистов команд мастеров в условиях соревнований показали, что в процессе волейбольной встречи атакующая команда выполняет около ста ударов (из них 89% скоростных НУ и 11% медленных НУ). Однако, непосредственную угрозу для защитников в поле представляют только 61,4% НУ, поскольку 33,6% НУ закрываются блоком, 1,4% направляются атакующим игроком в сетку, 3,6% - в аут. Эффективность приема НУ соперника в условиях соревновательной деятельности мужских команд не превышает 37,4%.

Анализ частоты использования НУ по зонам атаки волейболистами различной квалификации показал, что большая часть скоростных ударов выполняется из зоны 3 -96,2%, а медленных из зоны 4 - 12,5% (таблица 1). У спортсменов I разряда подавляющее число скоростных ударов выполняется также из зоны 3 - 94,0%, а медленных из зоны 4 -13,5%. Спортсмены I разряда выполняют больше «скидок» во всех зонах атаки в связи с тем, что в командах перворазрядников передачи для НУ менее качественны, чем у мастеров. Кроме того, игроки предпочитают не рисковать в сложных игровых ситуациях (плохая передача для удара, качественное блокирование и др.).

Спортсмены разной квалификации больше выполняют НУ с низкой передачи из 3 зоны потому, что игроки обороняющейся команды не всегда успевают поставить качественный блок, что затрудняют организацию защитных действий в поле.

Таблица 1 - Частота использования нападающих ударов волейболистами различной квалификаций_

Зона атаки Нападающие удары

Скоростные Медленные

2 87,6 89Д 12,4 109

3 94,0 96,2 6,0

4 86,5 875 13,5 125

Примечание: Цифровое значение в числителе указывает частоту использования НУ спортсменами I разряда, в знаменателе - мастерами спорта.

Изучение результатов исследования эффективности приема нападающих ударов волейболистами различной квалификации с касанием и без касания блока, показало, что средняя эффективность защитных действий волейболистов-мастеров равна 37,1% причем эффективность приема НУ с касанием блока выше - 43,8%, без касания блока спортсмены принимают 32,7% НУ (таблица 2). Удары чаще производятся из зоны 4. Однако, эффективность приема НУ из этой зоны выше, чем эффективность приема НУ из зон 2 и 3: 48,7% - с касанием блока и 34,5 - без касания блока. Из зоны 2 с касанием блока принимаются - 38,8% мячей, без касания - 31,8%. Из третьей зоны с касанием блока принимаются - 37,1%, без касания блока принимаются - 31,7% мячей. У спортсменов I разряда чаще всего атака завершается также в зоне 4, эффективность приема нападающих ударов с касанием блока выше, чем без касания (47,7% и 33,1%). Средняя эффективность приема НУ у игроков I разряда составляет 31,7%, мастеров спорта 37,1% - это говорит о высоком уровне тактико-технической подготовленности волейболистов-мастеров и большему игровому опыту, по сравнению с перворазрядниками.

Таблица 2 - Эффективность приема нападающих ударов волейболистами различной квалификации в зависимости от зоны атаки, %_

Зона атаки Нападающие удары Средняя эффективность

С касанием блока Без касания блока

2 35,4 29,4 32,4

38,8 31,8 35,3

3 23,7 20,9 22,3

37,1 31,7 34,4

4 47,7 33,1 40,4

48,7 34,5 41,6

Средняя эффективность 35,6 43,8 27,8 32/7 31,7 37Д

Примечание: Цифровое значение знаменателе - мастерами спорта. в числителе указывает эффективность приема НУ спортсменами I разряда, в

Результаты исследования, показанные в таблицах 3 и 4 взаимосвязаны. Таблица 3 Эффективность приема нападающих ударов волейболистами различной квалификации в зависимости от разновидности передачи для нападающего удара, %_

Разновидность передачи Высокая Средняя Низкая

Разновидность нападающего удара Ск. Мед. Ск. Мед. Ск. Мед.

Эффективность защитных действий 39,6 486 82,7 975 27,5 33,9 78,4 94,3 16,4 184 73,9 88Д

Средняя эффективность защитных действий Ск. 27,8 336

Мед. 78,3 933

Примечание: 1) в таблице представлены показатели эффективности приема НУ без касания блока; 2) цифровое значение в числителе указывает эффективность приема НУ спортсменами I разряда, в знаменателе - мастерами спорта. Условные сокращения: Ск. - скоростной, Мед. - медленный.

Таблица 4 - Эффективность приема нападающих ударов волейболистами различной квалификации в зависимости от характера блокирования нападающего удара, %_

Разновидность блокирования Тройное Двойное Одиночное

Разновидность нападающего удара Ск. Мед. Ск. Мед. Ск. Мед.

Эффективность защитных действий 40,2 536 83,0 955 29,0 299 79,8 95,3 14,3 174 72,2 891

Средняя эффективность защитных действий Ск. 27,8 33,6

Мед. 78,3 93,3

Примечание: см. примечание в таблице 3.

В них рассматриваются эффективность приема НУ волейболистами различной квалификации в зависимости от разновидности передачи для НУ и от характера блокиро-

вания НУ. Как правило, при атаке соперника с высокой передачи защищающаяся команда успевает противоборствовать нападению при помощи тройного блока. Естественно, при защите с тройным блоком эффективность приема нападающих ударов выше. Она составляет у мастеров спорта 53,6%, у спортсменов I разряда - 40,2%. Эффективность приема медленных НУ также более высокая у мастеров спорта: при тройном блоке - 95,5%, у игроков I разряда - 83,0%. При тройном блоке чаще, чем при двойном и одиночном блоке выполняются «скидки». С высокой передачи эффективность защитных действий при приеме скоростных НУ у мастеров спорта составляет 48,6%, медленных ударов -97,5%, а у спортсменов I разряда 39,6%, и 82, 7% соответственно.

Атаки со средней передачи часто завершаются при двойном блокировании соперника. Здесь уже эффективность защитных действий намного меньше, чем при тройном блокировании. У мастеров спорта эффективность защитных действий при двойном блоке составляет 29,9%, у игроков I разряда - 29,0%. Со средней передачи часто выполняются скоростные удары. Эффективность защитных действий в данном случае составляет: у мастеров спорта 33,9%, у спортсменов I разряда 27,5%. «Скидок» выполняется меньше, чем при тройном блоке (эффективность их приема равна 94,3% и 78,4%).

При атаках с низких передач («взлет», «прострел», «дужка», «пайп».) блокирующие игроки в лучшем случае успевают противопоставить атаке одиночный блок. Причем в таких ситуациях нападающие игроки выполняют, главным образом, скоростные удары (81,6%). Медленные НУ крайне редки (11,9%). Эффективность защитных действий при одиночном блоке у мастеров спорта составляет 17,4%, у игроков I разряда - 14,3%. Эффективность приема медленных ударов у мастеров спорта - 89,1%, у спортсменов I разряда - 72,2%. Высокие показатели эффективности приема медленных НУ объясняются значительным снижением скорости полета мяча при выполнении «скидок» и, следовательно, увеличением длительности фазы полета мяча, что позволяет защитникам своевременно переместиться к месту предполагаемого приземления мяча и качественно его принять. При атаках с низкой передачи эффективность приема НУ у мастеров спорта -18,4%, у спортсменов I разряда - 16,4%.

Эффективность приема медленных ударов при низкой передаче у мастеров спорта - 88,1%, у игроков I разряда - 73,9%.

Анализ результатов исследования, представленный в таблицах 3 и 4, показал, что разновидность передачи для НУ и блокирования НУ являются важными критериями, определяющими систему игры в защите и варианты расстановок защитников.

ВЫВОДЫ

1) Для современного этапа развития волейбола характерен рост тактического мастерства игроков, выполняющих нападающий удар по сравнению с совершенствованием тактики приема нападающего удара. Низкие показатели эффективности приема нападающего удара в условиях соревнований (не более 37,4%) обусловлены нерациональными тактико-техническими действиями игроков при выборе места на площадке для приема нападающего удара соперника.

2) В результате педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью выявлены факторы, несущие наиболее полную информацию о действиях атакующего соперника и партнеров по команде. К ним относятся: зона атаки, разновидность передачи и характер блокирования в защите. Адекватная оценка данных факторов и нахождение оптимальной связи между ними оказывает решающее влияние на эффективность игры на приеме нападающих ударов, способствует эффективной реализации действий в защите, так как их успешность во многом определяется качеством приема нападающих ударов.

3) Наибольшие показатели эффективности защитных действий в поле отмечены при приеме нападающих ударов соперника из зоны 4 (40,4% - спортсмены I разряда, 41,6% - мастера спорта).

4) Эффективность приема нападающих ударов, выполненных с низких передач ниже, чем со средних и высоких передач. Независимо от высоты передачи для нападающего удара скоростные нападающие удары принимаются с меньшей эффективностью, чем медленные нападающие удары (скоростные: спортсмены I разряда - 27,8%, мастера спорта - 33,6%; медленные: спортсмены I разряда - 78,3%, мастера - 93,3%) .

5) Прием нападающих ударов в поле при противодействии атакам соперника при помощи тройного блокирования более результативный, чем при двойном и одиночном блокировании (при тройном блокировании: спортсмены I разряда - 40,2%, мастера спорта - 53,6%), при двойном блокировании 29,0% и 29,9% соответственно, при одиночном блокировании 14,3% и 17,4% соответственно.

6) Учет результатов педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью в тренировочной практике деятельности позволяет специалистам волейбола обучать волейболистов рациональным тактико-техническим действиям при приёме НУ на основе прогнозирования ими действий игроков нападения, разрабатывать оптимальные тактические построения игроков при игре в защите, что конечном итоге, позволяет повышать коэффициент полезного действия игроков на приёме НУ как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях, возникающих в процессе соревнований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волейбол : проблема повышения результативности защитных действий в поле и пути ее решения / Ю.Ю. Карева, Ю.В. Кудинова, Л.К. Федорова, Л.Г. Шиховцова // OlymPlus. Гуманитарная версия. - 2016. - № 2 (3). - С. 43-45.

2. Волейбол : проблема совершенствования тактики защиты и пути ее решения /

A.А. Паняшин, Ю.В. Шиховцов, И.В. Николаева, Ю.В. Кудинова // OlymPlus. Гуманитарная версия. - 2016. - № 1 (2). - С. 40-41.

3. Губа, В.П. Методы математической обработки результатов специально-педагогических исследований : учеб.-метод. пособие / В.П. Губа, В.В. Пресняков. - Москва : Человек, 2015. - 288 с.

4. Железняк, Ю.Д. Волейбол : методическое пособие по обучению игре / Ю.Д. Железняк,

B.А. Кунянский, А.В. Чачин. - М. : Терра-Спорт : Олимпия Пресс, 2005. - 112 с.

5. Ивойлов, А.В. Волейбол : учебник для студентов институтов физической культуры / А.В. Ивойлов. - Минск : Вышэйшая школа, 2007. - 260 с.

6. Колеманова, И.В. Технология формирования навыков приема подач мяча у квалифицированных волейболисток на основе выбора рациональных тактических действий : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Колеманова И.В. - Смоленск, 2003. - 22 с.

7. Николаева, И.В. Современный подход к методике формирования навыков приема подачи у квалифицированных волейболистов : монография / И.В. Николаева, Ю.В. Шиховцов, Л.А. Иванова. - Самара : Изд-во Самар. гос. эконом. ун-та, 2015. - 116 с.

8. Резервы повышения эффективности тактических действий волейболисток в защите / Ю.В. Шиховцов, И.В. Николаева, П.П. Николаев, Л.А. Мокеева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11 (117). - С. 166-171.

9. Шипулин, Г.Я. Эффективность технико-тактических действий в соревновательной деятельности высококвалифицированных волейболистов / Г.Я. Шипулин, О.Э. Сердюков // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 5. - С. 34-36.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Шиховцов, Ю.В. Оптимизация тактических действий волейболисток в защите на основе математического моделирования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Шиховцов Ю.В. -СПб.,1995. - 22 с.

REFERENCES

1. Kareva Yu.Yu., Kudinova Yu.V., Fedorova, L.K. and Shikhovtsova, L.G. (2016), "Volleyball: the problem of increasing the effectiveness of protective actions in the field and ways to solve it", OlymPlus. Humanitarian version, No. 2 (3), pp.43-45.

2. Panachin, A.A., Shikhovtsov, Yu.V., Nikolaeva, I.V. and Kudinova, Yu.V. (2016), "Volleyball: the problem of improving the tactics of defense and its solutions", OlymPlus. Humanitarian version, No. 1 (2), pp. 40-41.

3. Guba, V.P. and Presnyakov, V.V. (2015), Methods of mathematical processing of results of special-pedagogical studies: Textbook.-method. allowance, Person, Moscow.

4. Zheleznyak, Yu.D. Kunyansky, V.A. and Chachin, A.V. (2005), Volleyball: textbook for the training game, Terra-Sport, Olympia Press, Moscow.

5. Ivoilov, V.A. (2007), Volleyball: Textbook for students of institutes of physical culture, Vysheishaya shkola, Minsk.

6. Kolemanova, I.V. (2003), Technology of formation of skills of reception of innings among qualified players on the basis of rational choice of tactical actions, dissertation, Smolensk.

7. Nikolaeva, I.V., Shikhovtsov, Yu.V. and Ivanova, L.A. (2015), Modern approaches to the technique offormation of skills of acceptance of the filing of the qualified volleyball players: monograph, publishing house of Samara State Economic University, Samara.

8. Shikhovtsov, Yu.V., Nikolaeva, I.V., Nikolaev, P.P. and Mokeeva, L.A. (2014), "Reserves of rising of the volleyball players defense actions efficiency", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 117, No. 11, pp. 166-171.

9. Shipulin, G.Ya. and Serdyukov, O.E. (2001), "Efficiency of technical-tactical actions in the competitive activities of highly skilled volleyball players", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 34-36.

10. Shikhovtsov, Yu.V. (1995), Optimization of tactical actions of players in defense on the basis of mathematical modeling, dissertation, Smolensk.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 24.03.2017

УДК 378

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТАМИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Елена Владимировна Курганова, старший преподаватель,

Мария Викторовна Апарина, старший преподаватель, Наталья Владимировна Рузанова, старший преподаватель, Светлана Александровна Тюкалова, старший преподаватель, Кемеровский государственный университет, г. Кемерово

Аннотация

В статье рассматриваются этапы формирования общекультурных компетенций в сфере физической культуры у студентов высшего учебного заведения. Выявлены задачи, способствующие наиболее эффективному овладению обучающимися компетенциями, а также оценочные средства, позволяющие повысить объективность измерения качества сформированности общекультурных компетенций.

Ключевые слова: этапы формирования, общекультурные компетенции, оценочные средства, физическая культура, студент, программа, учебный материал.

STAGES OF FORMATION OF GENERAL CULTURAL COMPETENCIES FOR PHYSICAL CULTURE AND SPORTS PROFILE AMONG THE STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Elena Vladimirovna Kurganova, the senior teacher,

Maria Viktorovna Aparina, the senior teacher, Natalya Vladimirovna Ruzanova, the senior teacher, Svetlana Alexandrovna Tukalova, the senior teacher, Kemerovo State University, Kemerovo

Annotation

This article discusses the stages of formation of the cross-cultural competences in the sphere of physical culture among the students in higher educational establishments. It identified the objectives to facilitate the most effective mastering of the competencies by the students, as well as evaluation tools to increase the objectivity of measuring the quality of cross-cultural competences.

Keywords: stages of formation, occupational competence, evaluation tools, physical culture, student, program, training material.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.