Научная статья на тему 'Научно-педагогические школы университета как фактор модернизации высшего физкультурного образования'

Научно-педагогические школы университета как фактор модернизации высшего физкультурного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
420
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
П.Ф. ЛЕСГАФТ / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ / УНИВЕРСИТЕТ / НАУКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / P.F. LESGAFT / STUDENTS’ MENTORING / LESGAFT NATIONAL STATE UNIVERSITY OF PHYSICAL EDUCATION / SPORTS AND HEALTH / SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL SCHOOLS / UNIVERSITY SCIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евсеев Сергей Петрович, Таймазов Владимир Александрович, Филиппов Сергей Сергеевич

Основа статьи – материалы по становлению и развитию научно педагогических школ в НГУ им. П.Ф. Лесгафта. Представлена роль основоположника вуза П.Ф. Лесгафта в этой деятельности. Показано место научно-педагогических школ в науке, образовании, воспитании обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евсеев Сергей Петрович, Таймазов Владимир Александрович, Филиппов Сергей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific and pedagogical schools as an important factor of modernization of physical culture and sports education

The article is based on the materials concerning the development of the scientific and pedagogical schools at Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health. The role of the University founder P.F. Lesgaft is specially stressed. The importance of scientific and pedagogical schools in education and mentoring of a new generation of students is shown.

Текст научной работы на тему «Научно-педагогические школы университета как фактор модернизации высшего физкультурного образования»

цессов, в том числе создание солидной учебно-тренажерной базы; 5) совершенствование системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава университетского комплекса. Обязательным условием успешного выполнения приоритетных задач является своевременное и грамотное нормативно-методическое обеспечение всех инновационных преобразова-

ний высшей школы со стороны Министерства образования и науки РФ.

Литература

1. Государственная программа Российской

Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. URL: www.mon.gov.ru

2. Об образовании в Российской Федерации:

Федеральный закон. URL: www.mon.gov.ru

С.П. ЕВСЕЕВ, профессор Министерство спорта Российской Федерации

B.А. ТАЙМАЗОВ, профессор, ректор

C.С. ФИЛИППОВ, профессор, проректор

НГУ им. П.Ф. Лесгафта

Основа статьи - материалы по становлению и развитию научно-педагогических школ в НГУ им. П.Ф. Лесгафта. Представлена роль основоположника вуза П.Ф. Лесгафта в этой деятельности. Показано место научно-педагогических школ в науке, образовании, воспитании обучающихся.

Ключевые слова: П.Ф. Лесгафт, научно-педагогические школы, университет, наука, образование, воспитание

Научно - педагогические школы университета как фактор модернизации высшего физкультурного образования

В отечественном профессиональном образовании научно-педагогические школы (НПШ) всегда занимали и продолжают занимать заметное место в совершенствовании подготовки высококвалифицированных специалистов для различных отраслей хозяйственного комплекса страны, в решении крупных научных проблем. Не является исключением подготовка кадров для сферы физической культуры и спорта.

Нормативно-правовые документы последних лет, регулирующие отношения в области образования и науки, заставляют по-новому посмотреть на привычные процессы, которые протекают в вузах физической культуры. В первую очередь речь идет о новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [1], о новой редакции Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [2], о «Стратегии развития

физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» [3] и ряде других документов, которые определяют направление деятельности НПШ.

В постановлении Правительства Российской Федерации дано следующее определение: «Ведущей научной школой Российской Федерации считается сложившийся коллектив исследователей различных возрастных групп и научной квалификации, связанных проведением исследований по общему научному направлению и объединенных совместной научной деятельностью » [4]. Сегодня, как отмечается в работе [5], основной базой с инфраструктурой для научных школ являются университеты, где в рамках кафедр появляются, формируются и развиваются научные направления под руководством ведущих ученых - докторов наук, профессоров. И, наконец, еще одно определение. По мнению О.Ю. Грезневой,

в научном сообществе большинство исследователей употребляют понятие «научной школы » «применительно к относительно небольшому научному коллективу, объединенному не только организационными рамками, не только конкретной тематикой, но и общей системой взглядов, идей, интересов, традиций - сохраняющейся, передающейся и развивающейся при смене научных поколений», и выделяют следующие признаки научной школы:

• общность научных интересов представителей школы и научная значимость рассматриваемых проблем;

• уровень научных результатов школы и ее (школы) признание в стране и за рубежом;

• роль научного лидера;

• стабильность и перспективы школы (преемственность научных поколений, работа с научной молодежью, работа постоянного научного семинара) [6].

Из приведенных формулировок видно, что они не имеют принципиальных различий, а лишь в некоторой степени дополняют друг друга. Анализ научных публикаций по данному вопросу показывает широту критериев, которым должна отвечать НПШ. Для данной статьи важно зафиксировать, в каких рамках будет идти речь о НПШ НГУ им. П.Ф. Лесгафта.

В 2012 г. университет отметил 175-летие со дня рождения профессора Петра Францевича Лесгафта проведением научно-практической конференции на тему «От научной школы П.Ф. Лесгафта к современным научным школам Университета». Эта конференция послужила прекрасной возможностью оценить, что сделано коллективами педагогов и ученых разных поколений в области физкультурного образования, спортивной науки, научно-методического обеспечения массовой физической культуры и спорта высших достижений. Такой анализ необходим как для того, чтобы воздать должное достижениям в обозначенных сферах, так и для того, чтобы

энергичнее, с учетом опыта, двигаться вперед.

Если кратко вспомнить историю нашего вуза, то с первых дней существования Курсов воспитательниц и руководительниц физического образования П.Ф. Лесгафт приглашал для преподавания ведущих ученых и педагогов из Санкт-Петербурга, других городов России. На курсах преподавали И.П. Павлов (физиологию), А.Ф. Иоффе (физику), Е.В. Тарле (историю), М.М. Ковалевский (социологию), А. А. Ухтомский (физиологию) и другие яркие представители отечественной науки. Именно в эти годы закладывались научные основы физкультурного образования, формировались первые НПШ в нашей отрасли. Как справедливо отмечается в работе [7], Петр Францевич Лесгафт не только создал свою научную школу, но и заложил предпосылки к формированию дочерних школ. В стенах института физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, который стал наследником курсов, работали многие известные ученые нашей страны: профессора Л.А. Орбели, А.Ф. Сулима-Самойло, А.А. Красуская, А.Н. Крестовников, Е.А. Котикова, Л.И. Чулицкая и многие другие, внесшие огромный вклад в создание образовательной и научной среды.

Без преувеличения можно сказать, что за годы существования университета накоплен огромный научный фонд, отражающий успешное решение наиболее важных задач физкультурно-спортивного движения страны. В фонде собрано большое количество монографий, научных статей, кандидатских и докторских диссертаций, учебников и учебных пособий. Научные труды ученых вуза за время его существования получили широкую известность в отечественных и международных научных кругах. Поэтому, на наш взгляд, есть все основания говорить о том, что в университете сложились и функционируют НПШ, у истоков которых стояли корифеи отечественной спортивной науки. Среди них в послевоенный период

следует назвать таких профессоров, как

A.Н. Крестовников (физиология), Н.Н. Яковлев (биохимия), А.Ц. Пуни (психология), А.Г. Дембо (спортивная медицина),

B.В. Белорусов (педагогика), К.Х. Грантынь, И.М. Коряковский (теория физического воспитания), Г.Д. Харабуга, Н.И. Пономарев (история спорта).

Прошедшая конференция дала толчок к проведению некоторой ревизии деятельности НПШ университета. На ученом совете вуза были утверждены новая редакция «Положения о Научно-педагогических школах НГУ им. П.Ф. Лесгафта». Действующие в настоящее время НПШ вуза представлены в табл. 1.

Таблица I

Научно-педагогические школы НГУ им. П.Ф. Лесгафта

№ п/п Кафедра Наименование направлений НИШ Руководитель Н] 1Ш

Медицинские ППШ

1 Каг]|едра анатомии «Функциональная анатомия спортивной деятельности» М.Г. Ткачук, доктор биологических наук, профессор

2 Кафедра бмпхимии «Биохимические методы оценки и коррекции работоспособности спортсменов» С.С. Михайлов, зав. кафедрой, доктор медицинских паук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

3 Кафедра фитологии им. профессора А.Н. Крестовиикова «Физиологические механизмы и закономерное™ адаптации в спорте высших достижений» A.C. Солодкой, доктор медицинских наук, профессор кафедры физиологии, заслуженный деятель науки РФ

Гуманитарные НИШ

1 Кафедра теории и методики атлетизма «Современные спортивные, рекреационные и оздоровительные технологии атлетилма» Г.П. Вин (и радов. зав. кафедрой, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ

2 Кафедра теории и методики адаптивной физической культуры «Теория и методика адаптинной физической культуры» С.П. Евсеев, доктор педагогических наук, профессор, директор департамента науки, образования и инноваций Минспорта РФ. заслуженный работник высшей школы РФ

3 Кафедра теории физической культуры «Современные тенденции развития теории филической культуры» Ю.Ф. Курам шин, зав. кафедрой, доктор педагогических наук, профессор заслуженный работник высшей школы РФ

4 Кафедра гидрорсабил итации «Гидропедагогика человека» Д.Ф. Мосупов, лав. кафедрой, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ

5 Кафедра психологии им. профессора А.Ц. Пуни «Психологическое сопровождение успешности спортивной деятельности» Ю.К. Риды [и ни, лав. кафедрой, доктор медицинских наук, ДОЦСнт

6 Кафедра биомеханики «Биомеханика силовых способностей» АЛ. С а тсопова, зав. кафедрой, доктор педагогических наук, профессор

7 Кафедра теории и методики бокса «Теория и методика индивидуальной подготовки ВЫСОко1ша- лифицированных боксеров» В. А. Тайма лов, доктор педагогических наук, профессор, ректор НГУ им. П.Ф. Лесгафта, заслуженный работник высшей шкоды РФ, заслуженный тренер РФ

8 Кафедра теории и методики борьбы «Научно-методическое обоснование и совершенствование системы подготовки спортсменов в различных видах спортивной борьбы» Б,И. Тяракавов, зав. кафедрой, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, заслуженный тренер РФ

9 Кафедра теории и методики спортивных игр «Дидактическое преобразование содержание деятельности спортсмена и педагога-тренера н игровых видах спорта» Е.Р, Яхонтов, доктор педагогических на ук, профессор, заслуженный тренер РФ

Следует отметить, что в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закреплены «Формы интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании» (ст. 72) и определены цели такой интеграции. Во-первых, это кадровое обеспечение научныхисследований. Во-вторых, повышение качества подготовки обучающихся по образовательным программам высшего образования. В-третьих, привлечение обучающихся к проведению научных исследований под руководством научных работников. В-четвертых, использование новых знаний и достижений науки и техники в образовательной деятельности. Если посмотреть на деятельность НПШ университета через призму этих законодательных норм, то можно отметить следующее.

Как известно, источником аналитической информации для процедуры государственной аккредитации является ежегодный модуль сбора данных, направляемый вузом в Росаккредагентство [8]. В этом документе в разделе, посвященном основным научным направлениям (научным школам) образовательного учреждения, содержатся данные о ведущих ученых, количестве защищенных диссертаций основного научно-педагогического персонала образовательного учреждения, количестве изданных монографий, количестве изданных статей в изданиях, рекомендованных ВАК для публикации научных работ, количестве изданных статей в зарубежных изданиях, количестве патентов, полученных за разработки, количестве свидетельств о регистрации объекта интеллектуальной собственности, количестве международных и(или) всероссийских научных и(или) научно-практических конференций, проведенных на базе вуза, в том числе с изданием сборника трудов, количестве мастер-классов, объёме финансирования по фундаментальным, прикладным научным исследованиям и разработкам.

За последние пять лет учеными универ-

ситета подготовлено и защищено 18 докторских и 73 кандидатских диссертаций, опубликовано 127 монографий и 965 статей в журналах, рекомендованных ВАК [9].

Следует особо подчеркнуть, что в университете сложились благоприятные условия не только для трансляции научных результатов, полученных преподавателями в ходе исследований, но и для отражения деятельности НПШ. В вузе осуществляется выпуск периодических и продолжающихся научных изданий, среди них: «Ученые записки НГУ им. П.Ф. Лесгафта » (издание выходит с 1944 г., входит в перечень ВАК РФ), «Адаптивная физическая культура» (с 2000 г., входит в перечень ВАК РФ), «Вестник института экономики и социальных технологий» (с 2011 г.), «Труды кафедры биомеханики» (с 2007 г.), «Научно-методический вестник. Баскетбол»(с 2007 г.), «Гимнастический мир Санкт-Петербурга» (с 1999 г.). Кроме того, на сайте университета выставлена информация о деятельности НПШ (http://www.lesgaft. spb.ru).

В специальном сборнике научных трудов «Ежегодник научно-педагогических школ НГУ им. П.Ф. Лесгафта » публикуются статьи ведущих ученых вуза, молодых специалистов, в которых отражаются наиболее значимые результаты, полученные в течение года. В 2013 г. вышел первый такой выпуск «Ежегодник-2012».

Важным каналом научной коммуникации, распространяющим научные достижения университетских преподавателей, служат научные конференции, посвященные юбилейным датам ведущих ученых вуза. Это хороший повод отдать должное нашим предшественникам. Так, за последние годы в стенах университета прошли всероссийские научные конференции, посвященные 100-летним юбилеям профессоров В.В. Васильевой, А.Б. Гандельсмана, В.В. Белору-совой, 90-летию профессора Н.И. Пономарева. Мы уверены, что эту традицию следует продолжать.

Особое место в деятельности НПШ за- лены издания, подготовленные преподава-нимает подготовка учебников для вузов телями университета.

физической культуры. В табл. 2 перечис- Одной из важнейших задач НПШ яв-

Таблица 2

Учебник», подготовленные преподавателями ППШ университета

»I Руководитель 1ПТШ На ИМ СНОВ ПЛИС учебника

] Ткачук М.Г. Анатомия: учебник для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность »о направлению 032100 (62) - "Физическая культура" / М. Ткачук, И.А. Сте-паник. - М,: Советский спорт, 2010. 392 с,: ил. - Гриф УМО вузов РФ по образованию в области фич культуры. — ISBN 978-5-971N-0333-1

2 Михайлов С,С. Михайлов. С.С. Спортивная биохимии: учебник для образовательных учреждений высшею профессиональною образования, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 032100 - "Физическая культура". - М.: Советский спорт, 2012. 346, [ 1] с_: ил. — Гриф УМО высш учеб. заведений РФ по образованию в обл. фич. культуры. - ISBN 978-5-97180504-5

Солодкой A.C. Солодков A.C. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник для оуюи, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 0.32100 - "Физическая культура" / A.C. Солодков, F,b. Сологуб. -4-е изд., испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2012. 619 с.: ил. - Гриф УМО высш. учеб. заведений РФ по образованию в обл. фш. культуры - ISBN 978-5-9718-0568-7

4 Виноградов Г.П. Виноградов Г. П. Атлетизм: теория и методика тренировки: учебник для вузов / Г.П. Виноградов. М.: Советский спорт, 2009. 327 е.: ил. - Гриф.: Доп. Фсдср. агентством по физ. культуре и спорту. - Библногр.: с. 323-327. □ ISBN 978-5-9718-0296-9

5 Евсеев С.П. Теория и организации адаптивной физической культуры: учебник для высших учебных заведений: В 2 т. Т. 1: Введение в специальность. История и общ.ч характеристика адаптивной физ и чес Ff ой культуры / Под ред. С.П Евсеева. — М.: Советский спорт, 2010. 291 С, — Гриф: Доп. Фсдср. агентством по физ. культуре и спорту. - ISBN 978-5-9718-0450-5 Теория н организации аляпгипгшй физической куль1туры: учебник для высших учебных .заведений: В1 т, Т. 2: Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов / Под ред. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2009. 447 е.: ил. - Гриф Федер. агентства по физ. культуре и спорту. - ISBK 978-5-9718-0402-4

fi Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической кулыурм: учебник для студентов высших учебных заведений, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 521900 «Физическая культура» и специальности 022300 -«Физическая кулыура и спорт» / Под ред. Ю.Ф. Курам шин а. - |4-е изд., стер.j. - М.: Советский спорт, 2t) 10. — 464 е.: ил. - Гриф: Доп. Гос. ком. РФ по физ. культуре и спорту. - ISBN 978-5-9718-0431-4

7 Родыгина Ю.К. Серова ~ Профессионал Mio важные кдчесша дичпосги спортсменов: учебное пособие / Серова Л.К., Мартынов A.C. — СПб., 2010. 137 е. — Гриф УМО по образованию в области физ. культуры.

К Самсонова A.B. Попов Г.И. Биомеханика двигательной деятельности: учебник / Г.И. Попов, A.B. Самсонова. - М.: Академия, 2011. 314, [1] е.: ил. - (Высшее профессиональное образование Бакалавриат). - Гриф УМО по образован»™ в Обл. физ. культуры. Ьиблиогр.: С. .311. ISBN 978-5-7095-7995-0

9 Таймазов В А. Бокс. Теория н методика: учебник / С.М. Ахмсгов [и др.]; под. общ. ред. Ю А. Шулики, A.A. Лаврова. М.: Советский спорт, 2009. 766 е.: ил. Гриф,: Доп, УМО вузов РФ по образованию в обл. физ. культуры. — Ьиблиогр. : с. 751-758. ISBN 978-5-9718-0414-7. - ISBN 978-5-903876-12-9

10 Яхонтов Е.Р. Яхонтов Е.Р. Физичсскан подготовка блоке гйолисюб: учебное пособие ! Е.Р.Яхонтов. - СПб., 2008. - 134 с.

ляется, как уже отмечалось, обеспечение преемственности поколений, работа с научной молодежью. Каждая школа университета придает этому направлению первостепенное значение. Сегодня можно констатировать, что в вузе сложилась система работы по привлечению студентов к научной деятельности. Она начинается прежде всего со знакомства с трудами и личностью П.Ф. Лесгафта. Ученый оставил богатое научно-педагогическое наследие, по прошествии многих лет не утратившее своего значения. По инициативе ректората после получения в 2005 г. нашим вузом статуса университета ежегодно в сентябре проводятся Университетские недели, посвященные памяти П.Ф. Лесгафта (он родился 20 сентября 1837 г.). В рамках этого форума первокурсники в музее университета знакомятся с экспозицией, раскрывающей основные вехи жизни и педагогического творчества классика. В библиотеке представлена выставка его научных трудов, а на студенческой конференции читаются доклады об организации и направлениях студенческой науки в вузе. Завершается университетская неделя посещением могилы П.Ф. Лесгаф-та. Таким образом, уже с первого курса студенты приобщаются к традициям вуза, который они выбрали для своей учебы.

В целях стимулирования высоких результатов в учебе, для активизации общественной деятельности студентов, сохранения учебных, научных, патриотических и спортивных традиций в вузе установлены именные стипендии профессоров П.Ф. Лес-гафта, Д.П. Ионова, А.Ц. Пуни, А.Н. Кре-стовникова, Н.И. Пономарева, В.В. Бело-русовой. Стипендии студентам назначаются по представлению деканатов факультетов и утверждаются решением Ученого совета. Размер именной стипендии превышает обычную в два раза.

За рамками статьи остались такие значимые направления деятельности НПШ, как непосредственно выполнение НИР, научно-методическое сопровождение сбор-

ных команд страны и города, становление и развитие спортивно-педагогических школ. Это отдельные, самостоятельные темы.

В большинстве вузов физической культуры функционируют собственные научно-педагогические школы, заложены образовательные, научные и спортивные традиции, достигнуты определенные результаты. На наш взгляд, назрела необходимость в рамках конференции либо другой формы общения обсудить насущные проблемы, обменяться накопленным опытом.

Литература

1. Об образовании в Российской Федерации:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 / Президент Российской Федерации // Администратор образования. 2013. № 3. С. 296; № 4. С. 11-45.

2. О физической культуре и спорте в Россий-

ской Федерации: Федеральный закон: принят Гос. Думой 16 ноября 2007 г. // Сборник официальных документов и материалов. 2007. № 12. С. 3-35.

3. Стратегия развития физической культуры

и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р // Вестник Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации. 2009. №3 (27). С. 3-32.

4. О мерах по государственной поддержке

молодых российских ученых - кандидатов наук и докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации: постановление от 27 апреля 2005 г. № 260 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.05.2009 № 443, от 08.09.2010, от 06.06.2012 № 561) / Правительство Российской Федерации // Справочно-право-вая система «Консультант+».

5. Закревская Н.Г. К вопросу о развитии на-

учных школ // Материалы Университетской научно-практической конференции, посвященной 175-летию со дня рождения профессора П.Ф. Лесгафта: от научной

школы П.Ф. Лесгафта к современным школам университета. СПб., 2013. С. 16-20.

6. Грезнева О.Ю. Научные школы (педагоги-

ческий аспект). М.: Изд-во РАО, 2003. 69 с.

7. Пронин С.А. Монизм научной школы НГУ

имени П. Ф. Лесгафта // Материалы Университетской научно-практической конференции, посвященной 175-летию со дня рождения профессора П.Ф. Лесгафта: от научной школы П.Ф. Лесгафта к современным школам университета. СПб., 2013. С. 69-72.

8. Об утверждении критериев и показателей,

необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения высшего

профессионального и среднего профессионального образования: приказ от 25 октября 2011 г. № 2267 / Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки // Справочно-правовая система «Консультант+ ».

9. Орехов Е.Ф, Щенникова М.Ю. Развитие научных школ университета в аспекте процедуры государственной аккредитации // Материалы Университетской научно-практической конференции, посвященной 175-летию со дня рождения профессора П.Ф. Лесгафта: от научной школы П.Ф. Лесгафта к современным школам университета. СПб., 2013. С. 7-13.

Новое издание Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов

Вышло в свет трехтомное издание «Лекции и доклады членов Российской академии наук в СПбГУП (1993-2013)», выпущенное издательством Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.

Это уникальное издание. В нем представлен ярчайший срез достижений академической научной мысли за последние 20 лет. Российскую академию наук и Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов связывает плодотворное научно-педагогическое сотрудничество. Начало этому сотрудничеству положил академик Д.С.Лихачев, 19 мая 1993 года прочитавший в СПбГУП лекцию «Петербург в истории русской культуры». Выдающиеся отечественные ученые — члены академии выступают в студенческих аудиториях Университета, на различных научных и общественных форумах, проводимых в СПбГУП. Это убедительный пример эффективного взаимодействия академической и вузовской науки, продуктивного участия научной элиты страны в университетском учебном процессе, в становлении молодых российских интеллектуалов.

В трехтомник вошли около 400 докладов и лекций 104 членов Российской академии наук (55 академиков, 45 членов-корреспондентов, 4 иностранных членов РАН). Среди авторов — президент Российской академии наук (1991-2013) Ю. С. Осипов, вице-президенты РАН Ж. И. Алферов, Е. П. Велихов, А. Д. Некипелов, Н. А. Платэ, академики Л. И. Абалкин, А. Г. Аганбегян, Н. П. Бехтерева, О. Т. Богомолов, С. Ю. Глазьев, М. К. Горшков, А. А. Гусейнов, В. И. Жуков, М. П. Кирпичников, А. А. Кокошин, В. А. Лекторский, Д. С. Лихачев, Д. С. Львов, В. Л. Макаров, Ю. В. Наточин, Г. В. Осипов, А. М. Панченко, Е. М. Примаков, Б. В. Раушенбах, Н. А. Симония, В. С. Степин, М. Л. Титаренко, В. А. Тишков, Е. П. Челышев, В. А. Черешнев, А. О. Чубарьян, Н. П. Шмелев, В. Л. Янин и др. Опубликованные тексты посвящены исследованиям в философии, экономике, юриспруденции, социологии, психологии, истории, политологии, культурологии, археологии, филологии и других науках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.