Научная статья на тему 'Истоки, становление и традиции научно-исследовательской работы в НГУ имени П. Ф. Лесгафта'

Истоки, становление и традиции научно-исследовательской работы в НГУ имени П. Ф. Лесгафта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.Ф. ЛЕСГАФТА / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ / ИНТЕГРАЦИЯ / КЛАСТЕР "ТРАНСЛЯЦИОННАЯ МЕДИЦИНА" / P.F. LESGAFT UNIVERSITY / RESEARCH / SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL SCHOOLS / INTEGRATION / CLUSTER "TRANSLATIONAL MEDICINE"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ашкинази Сергей Максимович

В статье раскрыты этапы становления, традиции и результаты деятельности научно-педагогических школ университета им. П.Ф. Лесгафта. Подчёркнуто, что принцип единства учебной и научной работы, заложенный основателем вуза, продолжает оставаться базовым для современной научно-исследовательской и педагогической деятельности в вузе. Раскрыты перспективы научных исследований в рамках кластера «Трансляционная медицина».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ашкинази Сергей Максимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORIGINS, ESTABLISHMENT AND TRADITION OF THE RESEARCH WORK IN LESGAFT NATIONAL STATE UNIVERSITY OF PHYSICAL EDUCATION, SPORT AND HEALTH

The article highlights the stages of formation, traditions and achievements of the research and pedagogical schools at Lesgaft University. The principle of teaching and research unity laid by the University founder Petr Lesgaft remains the base for modern scientific research and pedagogical activity at the University. The paper dwells on the perspectives of research within the cluster «Translational Medicine ».

Текст научной работы на тему «Истоки, становление и традиции научно-исследовательской работы в НГУ имени П. Ф. Лесгафта»

ИСТОКИ, СТАНОВЛЕНИЕ И ТРАДИЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В НГУ ИМЕНИ П.Ф. ЛЕСГАФТА

АШКИНАЗИ Сергей Максимович - д-р пед. наук, проф., проректор по научно-исследовательской работе, НГУ им. П.Ф. Лесгафта. E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье раскрыты этапы становления, традиции и результаты деятельности научно-педагогических школ университета им. П.Ф. Лесгафта. Подчёркнуто, что принцип единства учебной и научной работы, заложенный основателем вуза, продолжает оставаться базовым для современной научно-исследовательской и педагогической деятельности в вузе. Раскрыты перспективы научных исследований в рамках кластера «Трансляционная медицина ».

Ключевые слова: Университет имени П.Ф. Лесгафта, научно-исследовательская работа, научно-педагогические школы, интеграция, кластер «Трансляционная медицина »

Для цитирования: Ашкинази С.М. Истоки, становление и традиции научно-исследовательской работы в НГУ имени П.Ф. Лесгафта // Высшее образование в России. 2016. № 11 (206). С. 125-134.

Создание в России 120 лет назад Курсов по подготовке руководительниц физических упражнений и игр, организованных профессором П.Ф. Лесгафтом, явилось отправной точкой нового направления в образовании - физического (физкультурного) образования.

Нужно подчеркнуть, что учебная деятельность на курсах была изначально связана с напряженной и плодотворной научно-исследовательской деятельностью. Именно принцип единства учебной и научной работы, заложенный основателем российской системы физкультурного образования, является фундаментом, на котором базировалась и базируется сейчас научно-исследовательская деятельность в университете. Гордость и достояние нашего вуза - его научно-педагогические школы, включенные в реестр ведущих научных и научно-педагогических школ Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга [1-3]. Они сложились в результате плодотворной деятельности нескольких поколений талантливых ученых и педагогов - учеников, единомышленников и последователей Петра

Францевича. В настоящее время их насчитывается 12:

1) Функциональнаяанатомия спортивной деятельности (кафедра анатомии, научный руководитель - д. биол. н., проф. М.Г. Ткачук);

2) Физиологические механизмы и закономерности адаптации в спорте высших

достижений (кафедра физиологии им. А.Н. Крестовникова,научный руководитель -д. мед н., проф. И.В. Левшин);

3) Теория и методика индивидуальной подготовки высококвалифицированных боксеров (кафедра теории и методики бокса, научный руководитель - д. пед. н., проф. В.А. Таймазов);

4) Современные тенденции развития теории физической культуры (кафедра теории и методики физической культуры, научный руководитель - д. пед. н., проф. Ю.Ф. Курамшин);

5 ) Биомеханика силовых способностей (кафедра биомеханики, научный руководитель - д. пед. н., проф. А.В. Самсонова);

6) Биохимические методы оценки и коррекции работоспособности спортсменов (кафедра биохимии, научный руководитель - д. мед. н., проф. С.С. Михайлов);

7) Педагогическая гидрореабилитация (кафедра гидрореабилитации, научный руководитель - д. пед. н., проф. Д.Ф. Мо-сунов);

8) Дидактическое преобразование содержания деятельности спортсмена и педагога-тренера в игровых видах спорта (кафедра теории и методики спортивных игр, научный руководитель - д. пед. н., проф. Е.Р. Яхонтов);

9) Научно-методическое обоснование и совершенствование системы подготовки спортсменов в различных видах борьбы (кафедра теории и методики борьбы, научный руководитель - д. пед. н., проф. Б.И. Тараканов);

10) Психологическое сопровождение успешности спортивной деятельности (кафедра психологии им. А.Ц. Пуни, научный руководитель - д. мед. н., доцент Ю.К. Родыгина);

11) Современные спортивные, рекреационные и оздоровительные технологии атлетизма (кафедра теории и методики атлетизма, научный руководитель - д. пед. н., проф. Г.П. Виноградов);

12) Теория и методика адаптивной физической культуры (кафедра теории и методики адаптивной физической культуры, научный руководитель - д. пед. н., проф. С.П. Евсеев).

Необходимо отметить, что у истоков нескольких современных научных школ университета, в частности научных школ кафедр медико-биологического цикла, непосредственно стоял основатель Курсов руководительниц и воспитательниц физического воспитания Петр Францевич Лес-гафт - выдающийся анатом, биолог и антрополог. Так, на кафедре анатомии под руководством д. мед. н., проф. Ф.В. Судзи-ловского успешно развивалось функциональное направление в анатомии. Полученные в дальнейшем новые данные о морфологических изменениях в органах иммунной системы (д. биол. н. Т.И. Вихрук, проф. М.Г. Ткачук), в костной системе (З.П. Рязанова, М.А. Корнев, Н.В. Земша, Е.Н. Комиссарова и др.), в сердце (В.М. Пинчук, Т.В. Грицюк) позволили обосновать ряд способов управления адаптацией систем организма к физическим нагрузкам, а также методы контроля за состоянием спортсменов.

На кафедре профилактической медицины и основ здоровья в результате плодотворных научных изысканий профессоров П.Ф. Лесгафта, А.П. Доброславина, А.Ф. Сулима-Самойло, В.П. Волжинского, К.К. Боголюбова, Л.И. Чулицкой, А.А. Минха, Н.Н. Алфимова, В.В. Белоусова и др. были заложены основы гигиены физической культуры и спорта, которые успешно развиваются в настоящее время под руководством проф. Р.Б. Цаллаговой.

На кафедре физиологии, основанной в 1919 г. академиком Л.А. Орбели, был проведён большой комплекс фундаментальных исследований, посвященных выявлению физиологических закономерностей в организме человека под воздействием физических упражнений. Результаты этих исследований внесли огромный вклад в совре-

менную спортивную физиологию. В частности, под руководством чл.-корр. АМН СССР, проф. А.Н. Крестовникова были изучены физиологические сдвиги в организме человека в результате физических нагрузок. Профессором Н.В. Зимкиным и его учениками были разработаны идеи вариативности и взаимодействия двигательных и вегетативных функций, стереотипии и экстраполяции во внешней и внутренней структуре двигательных актов в разнообразных видах деятельности. Профессорами Е.К. Жуковым и Е.Б. Сологуб изучались проблемы электрофизиологии, структура и интенсивность корковых потенциалов в процессе выполнения спортивных упражнений. Большой вклад в понимание проблем энергообеспечения и роли функции дыхания в различных видах спорта внесли работы проф. А.Б. Гандель-смана, функций сердечно-сосудистой системы - проф. В.В. Васильевой, физиологических аспектов развития стресса и эмоциональных процессов - проф. С.А. Ра-зумова, структуры и компонентов физиологических резервов организма спортсмена - д. мед. н., проф. А.С. Мозжухина и д. биол. н., проф. Д.Н. Давиденко. Проблема адаптации организма спортсмена к специализированным нагрузкам получила системное обобщение и развитие в трудах д. мед. н., проф. А.С. Солодкова. Большой объём исследований, посвященных оптимизации функциональных состояний и повышению работоспособности спортсменов, в настоящее время выполняется на кафедре под руководством д. мед. н., проф. И.В. Лев-шина совместно с д. биол. н, доцентом Ю.А. Поварещенковой, д. мед. н., доцентом А.Н. Поликарпочкиным и в государственном НИИ социально-экономических проблем и спортивно-оздоровительных технологий университета под руководством зам. директора по научной работе, д. мед. н., проф. В.А. Бухарина. Большой вклад в медико-биологическое сопровождение сборной команды России по керлингу и других команд

в спорте высших достижений вносит канд. биол. н., доцент Д.С. Мельников.

На кафедре спортивной медицины проводились интенсивные исследования по медицинскому обоснованию объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок высококвалифицированных спортсменов, разрабатывались и научно обосновывались восстановительные мероприятия. В разные годы эти исследования успешно проводили чл.-корр. АМН СССР, проф. С.А. Ягунов, профессора В.К. Добровольский, С.Н. Попов, В.П. Правосудов,

A.М. Тюрин, В.Ф. Лутков, О.С. Насонкин. В настоящее время ихпродолжают д. мед. н., доцент О.Б. Крысюк, канд. мед. н., проф.

B.Ф. Лутков. Становление отечественной школы спортивной кардиологии непосредственно обеспечили исследования профессоров этой кафедры - А.Г. Дембо, Ю.М. Шапкайца и Э.В. Земцовского.

В середине ХХ в. в результате научных изысканий д. биол. н., проф. Н.Н. Яковлева сформировалась биохимия как учебная дисциплина и как отрасль спортивной науки. Именно он в 1959 г. создал кафедру биохимии и руководил ею в течение десяти лет. Коллектив кафедры совместно с НИИ физической культуры под руководством профессоров Н.Н. Яковлева и В.А. Рогозкина активно изучали биохимические закономерности мышечной деятельности, в частности основы рационального спортивного питания, биохимического контроля, а также феномен суперкомпенсации, легший в основу периодизации спортивной тренировки. В последние десять лет основным направлением научно-исследовательской деятельности кафедры являлось изучение влияния физической нагрузки на интенсивность перекисных процессов в организме спортсменов, были разработаны методические подходы к использованию слюны и мочи в качестве не-инвазивного объекта биохимического анализа в спорте (д. мед. н., проф. С.С. Михайлов, д. биол. н., проф. Э.А. Фактор,

д. мед. н., проф. Е.В. Розенгард и др.). В настоящее время на кафедре под руководством ее заведующего - д. мед. н., проф. В.В. Дорофейкова развёрнуто новое перспективное направление - разработка комплексной оценки работоспособности и повреждения жизненно важных органов у спортсменов высокого класса на основе инновационных лабораторно-биохимичес-ких автоматизированных методов.

Кафедра биомеханики ведет свою историю с учебного курса «Теория телесных движений », который разработал и читал сам П.Ф. Лесгафт. В дальнейшем, благодаря учебной и научной деятельности его последователей: А.А. Красуской, Е.А. Котиковой, Е.Г. Котельниковой, И.М. Коряков-ского - была создана учебная дисциплина «Биомеханика физических упражнений ». Первым профессором в этой области знаний стал один из учеников Е.А. Котиковой - Д.А. Семёнов. Значительный вкладв развитие научных знаний по различным разделам биомеханики внесли: первый зав. кафедрой, канд. тех. н., проф. В.А. Петров, д. мед. н., проф. Е.К. Жуков, д. биол. н., проф. Г.П. Иванова, д. пед. н., проф. И.М. Козлов, д. пед. н., проф. Ю.А. Гагин, канд. биол. н., доцент Н.Б. Кичайкина, канд. пед. н., доцент Н.А. Дьяченко, канд. пед. н., доцент А.Г. Биленко, нынешний зав. кафедрой - д. пед. н., проф. А.В. Самсонова.

Становление русской школы истории физической культуры неразрывно связано с именами П.Ф. Лесгафта, Е.Ю. Зелик-сона, А.В. Грачева, Г.Д. Харабуги и других. Накопление знаний в этой области и научная разработка проблем управления физической культурой и спортом обеспечены исследованиями канд. пед. н., доцента И.И. Никифорова, канд. пед. н., проф. Т.М. Ка-невец, д. пед. н., проф. В.У. Агеевца.

Высокую актуальность и значимость имеет разработка информационных проблем по различным направлениям управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта, разрабатываемых

д. пед. н., проф. С.С. Филипповым и его учениками.

Ведущей кафедрой университета, интегрирующей его образовательный процесс, по праву считается кафедра теории и методики физической культуры. Ее становление и первые научные изыскания связаны с именами профессоров И.М. Коряковского, С.В. Янаниса, К.Х. Грантыня. Огромную роль в понимании и обосновании роли и значимости физической культуры как важной части общей культуры общества сыграла докторская диссертация проф. В.М. Выдрина. Фундаментальные исследования по проблемам теории физической культуры, социальных функций физической культуры и спорта выполнены д. пед. н., проф. Н.И. Пономаревым и его учениками. Эти работы в свое время неоднократно отмечались золотыми медалями Спортивного комитета СССР. Теоретико-методологические основы физической культуры и спорта в современных условиях нашли свое дальнейшее развитие в докторской диссертации и последующих исследованиях профессора кафедры Ю.М. Николаева. Акмеологическое осмысление современного спорта высших достижений, разработка рекордологии как нового направления исследований и области знаний проведено в работах заведующего кафедрой ТиМФК, д. пед. н., проф. Ю.Ф. Курамшина.

В работах д. биол. н., проф. В.Г. Стрельца и исследованиях его учеников (более 60 диссертаций по 32 видам спорта, а также в области подготовки летчиков, космонавтов, моряков и др.) разработана важная область профессионально-прикладной физической культуры - теория развития вестибулярной устойчивости, теория и практика управления сенсомоторикой в спорте и профессиональной деятельности специалистов различного профиля. Эти исследования продолжаются и в настоящее время его учениками - д. пед. н., проф. А.А. Гореловым и профессорами кафедры теории и методики борьбы - д. пед. н., проф., заслу-

женным тренером России А.Г. Левицким и д. пед. н., проф. С.Н. Никитиным.

Научная школа психологии спорта как самостоятельной отрасли знаний создавалась под непосредственным руководством д. психол. н., проф. А.Ц. Пуни. Его последователями - профессорами кафедры психологии, докторами психологических наук Т.Т. Джамгаровым, И.П. Волковым, Е.Н. Сурковым, Г.Д. Горбуновым, Л.К. Серовой, А.Н. Николаевым разработаны теория и методика психологической подготовки и психологического сопровождения спортивной тренировки. Эти исследования успешно продолжаются действующим профессорско-преподавательским составом кафедры: д. мед. н., доцентом Ю.К. Родыги-ной (заведующая кафедрой), к. психол. н., доцентом И.Г. Станиславской, к. психол. н., доцентом Е.Е. Хвацкой, доцентом В.В. Андреевым, к. психол. н., доцентом Вл.В. Андреевым и др. На базе этой кафедры создана и ныне действует Международная Балтийская педагогическая академия (президент - д. психол. н., проф. И.П. Волков).

Важнейшие и актуальнейшие проблемы нравственного и эстетического воспитания юных спортсменов и учащихся школ, а также профессионально-этической подготовки будущих специалистов физической культуры и спорта в процессе обучения в вузе нашли свое решение в фундаментальных трудах д. пед. н., проф. В.В. Бело-русовой и многочисленных ее учеников на кафедре педагогики. Под руководством д. пед. н., проф. М.В. Прохоровой был проведен широкий спектр исследований процесса подготовки физкультурных кадров, вопросов профессионально-педагогической направленности личности специалистов физкультурного профиля и формирования их профессионально-педагогической компетентности. Гуманистическая направленность физического воспитания получила своё развитие в трудах д. пед. н., проф. А.А. Сидорова, профессоров А.В. Романовой и Б.А. Карпушина. Нынешний коллек-

тив кафедры под руководством заслуженного учителя России, д. пед. н., проф. В.И. Криличевского продолжает эти традиции в своих исследованиях.

Развитие кафедр спортивно-педагогического цикла сопровождалось разработкой собственных исследовательских направлений и научных школ. Так, еще в 40-х годах прошлого века усилиями доцентов И.А. Коряковского и Л.П. Орлова проходило становление научной школы кафедры теории и методики гимнастики. Первые в СССР учебники по акробатике и художественной гимнастике были написаны сотрудниками этой кафедры А.М. Игнашен-ко (1953) и Ю.Н. Шикаревой, А.Н. Ларионовой и Т.Т. Варакиной (1954). В дальнейшем исследования были сосредоточены на изучении и обосновании техники упражнений на отдельных снарядах спортивной гимнастики и на других её дисциплинах. Особо хочется отметить новаторские разработки, связанные с прогнозом техники выполнения сверхсложных упражнений (различных перелетов на гимнастических снарядах, тройных сальто), выполненных профессорами С.А. Алекперовым,

B.Ю. Гольдштейном, Ю.И. Наклоновым,

C.П. Евсеевым, А.Ф. Гринштейном, Ф.А. Алахвердиевым и др., а также тренажёрные комплексы, созданные под руководством проф. С.П. Евсеева. На кафедре гимнастики проведены и защищены докторские исследования профессорами С.П. Евсеевым, Р.Н. Терехиной, В.А. Солодяннико-вым, С.А. Сомкиным и главным тренером России по художественной гимнастике, заслуженным тренером России, Героем труда России И.А. Винер.

Большой вклад в становление и развитие российской научной школы теории и практики спортивной борьбы внесли профессора кафедры теории и методики борьбы: канд. пед. н., проф. Ю.П. Замятин, заслуженный тренер РФ, д. пед. н., проф. В.В. Нелюбин, канд. пед. н., проф. Л.Н. Радчен-ко, нынешний зав. кафедрой и действую-

щий руководитель научной школы - заслуженный тренер РФ, д. пед. н., проф. Б.И. Тараканов, трехкратный олимпийский чемпион, Герой России, д. пед. н., проф. А.А. Карелин, заслуженный тренер РФ, д. пед. н., проф. А.Г. Левицкий, д. пед. н., проф. С.Н. Никитин, канд. пед. н., проф. Р.Н. Апойко, канд. пед. н., проф. С.И. Петров, д. пед. н., доцент Н.Ю. Неробеев и др. Докторские исследования, проведенные на этой кафедре (В.В. Нелюбин, Д.Ф. Минди-ашвили, В.Д. Дашинорбоев, Б.И. Тараканов, А.А. Карелин, А.Г. Левицкий, С.Н. Никитин, В.А. Воробьев, Н.Ю. Неробеев, Р.Н. Апойко), позволили решить крупные проблемы и повысить эффективность подготовки российских борцов экстра-класса. Большой комплекс исследований по теории и методике прикладных единоборств на этой кафедре проводится под руководством д. пед. н., проф. С.М. Ашкинази.

Помимо традиционных направлений исследований, характерных для спортивных единоборств, кафедра теории и методики бокса первой в вузе стала разрабатывать проблемы индивидуализации спортивной подготовки, иммунологии и генетики в спорте высших достижений, в частности идентификации генетических маркеров спортивных задатков, под руководством основателя и первого заведующего кафедрой бокса, д. пед. н., проф. В.А. Таймазова и ректора университета - д. пед. н., проф. С.Е. Бакулева. Активную работу по интеграции научных исследований с практикой спорта высших достижений проводят действующий заведующий кафедрой - канд. пед. н. А.М. Симаков и канд. пед. н. А.В. Павленко

Плодотворная работа как в области теории спортивной тренировки, так и проблем высшего профессионального физкультурного образования велась и ведется на кафедре теории и методики легкой атлетики. Система спортивной подготовки легкоатлетов обогатилась разработками профессоров кафедры - заслуженных тренеров

страны: Д.П. Ионова, Е.М. Лутковского, А.И. Кузнецова, В.В. Ухова, В.В. Кузнецова, О.В. Колодия, Е.А. Лосина и других. Научное обоснование техники и методики преподавания отдельных дисциплин легкой атлетики обеспечили исследования профессоров Д.А. Семенова, Д.П. Ионова, Е.М. Лут-ковского, О.В. Колодия, В.Ф. Костюченко и др. А исследовательская работа пяти сотрудников кафедры: А.И. Кузнецова, В.В. Кузнецова, Е.М. Лутковского, Л.П. Федорова, В.Ф. Костюченко - завершилась успешной защитой докторскихдиссертаций.

На кафедре теории и методики спортивных игр активно проводились научные исследования по тактической подготовке спортсменов-игровиков под руководством д. пед. н., проф. Ю.И. Портных, по актуальным проблемам высшего профессионального и послевузовского образования (д. пед. н., проф. Е.Р. Яхонтов и д. пед. н., проф. Б.Е. Лосин - действующий зав. кафедрой), по теории игровой деятельности (д. пед. н., проф. Ю.М. Макаров).

На кафедре теории и методики атлетизма под руководством ее заведующего и руководителя научной школы - д. пед. н., проф. Г.П. Виноградова проведен большой комплекс исследований по проблемам рекреационной физической культуры и научному обоснованию новых форм атлетизма. Широкий спектр научных проблем спортивного и оздоровительного плавания разрабатывается на кафедре плавания (зав. кафедрой - канд. пед. н., доцент А.А. Литвинов, профессор кафедры - олимпийский чемпион, д. пед. н., проф. А.И. Крылов).

Важные аспекты философии, культурологии и социологии физической культуры и спорта - предмет научного интереса преподавателей кафедры социально-гуманитарных дисциплин (д. полит. н., проф. В.В. Пыж, д. социол. н., проф. Н.А. Кармаев, д. пед. н., доцент Е.В. Утишева, д. пед. н., доцент Н.Г. Закревская). Актуальными вопросами современной системы спортивной подготовки в различных видах спорта за-

нимаются коллективы кафедр теории и методики хоккея (д. пед. н., проф. Л.В. Мих-но), футбола (канд. пед. н. Г.С. Орлов, канд. пед. н. М.А. Рубин), керлинга (главный тренер сборных команд России по керлингу, канд. пед. н., доцент Ю.В. Шулико), биатлона (олимпийский чемпион Ю.Ф. Кашка-ров, канд. пед. н., доцент Г.А. Сергеев), фехтования (канд. пед. н., доцент Г.Б. Шусти-ков, д. пед. н., проф. В.Г. Федоров), велоспорта (канд. пед. н., проф. А.А. Кузнецов), фигурного катания и конькобежного спорта (канд. пед. н., проф. А.Н. Мишин, канд. пед. н., проф. В.А. Апарин), народных и национальных видов спорта (канд. пед. н., проф. А.А. Никитин, д. пед. н., проф. А.А. Горелов), массовой физкультурно-оздоровительной работы и туризма (канд. пед. н., доцент А.Б. Петров, канд. пед. н., проф. Ю.Н. Федотов), лыжного спорта (канд. пед. н., проф. Е.М. Слугачев, шестикратная олимпийская чемпионка, Герой России, канд. пед. н., проф. Л.И. Егорова).

Сравнительно небольшую историю имеет первый в нашей стране институт адаптивной физической культуры. Однако плодотворная и творческая работа его сотрудников (в первую очередь - основателя института, первого заведующего кафедрой теории и методики адаптивной физической культуры и руководителя научной школы - д. пед. н., проф. С.П. Евсеева, нынешнего директора института АФК, канд. пед. н., проф. О.Э. Евсеевой, д. пед. н., проф. Д.Ф. Мосунова, д. мед. н., проф. А.А. Потапчук, д. мед. н., проф. С.Ю. Калишевич, д. биол. н., проф. А.В. Шевцова, канд. пед. н., доцента Е.Б. Лодыгиной, канд. пед. н., доцента А.И. Черной, канд. пед. н., доцента Е.Ю. Пелих, канд. пед. н. А.В. Аксенова) позволяет уверенно говорить о лидирующих позициях этого коллектива в развитии теории и методики адаптивной физической культуры в России.

В недавно созданном (в 2010 г.) Институте экономики и социальных технологий (директор - д. экон. н., проф. А.И. Волков) развернут широкий спектр научных исследований на факультете экономии, управления и права (д. экон. н., проф. Д.Н. Вер-зилин, д. экон. н., проф. А.И. Волков, д. пед. н., проф. С.С. Филиппов, д. психол. н., доцент В.Б. Мяконьков, канд. экон. н. Н.А. Бурибаева, канд. пед. н., проф. Т.Э. Круглова, д. пед. н., проф. Т.Г. Саста-мойнен, канд. истор. н., доцент Т.Ю. Бой-кова, д. экон. н., доцент Г.З. Аронов, канд. экон. н. Е.В. Таймазова и др.) и на социально-гуманитарном факультете (д. социол. н., проф. С.И. Росенко, канд. пед. н. В.В. Ермилова, канд. пед. н. Г.Х. Муртазина, д. филос. н., проф. С.Н. Ильченко, д. истор. н., проф. С.Ю. Чимарев, д. экон. н., проф. В.Ф. Егоров, канд. истор. н., проф. Э.Г. Путятова и др.).

Большой объём научных исследований, связанных с изучением основных психолого-педагогических, физиологических, биохимических, генетических и иммунологических закономерностей физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, организационно-управленческих и экономических проблем физической культуры и спорта, осуществляется в Государственном институте социально-экономических проблем и спортивно-оздоровительных технологий, который был создан в марте 2002 г. на базе проблемной лаборатории (первый директор - д. мед. н., проф. Ю.В. Высочин). Государственные заказы и контракты Министерства спорта, контракты другихведомств сотрудники института выполняли с привлечением специалистов различных кафедр, а также аспирантов и соискателей, сторонних организаций. Проводились исследования, направленные на оценку функционального состояния и работоспособности спортсменов, выявление эффективных способов их коррекции, совершенствование тренировочного процесса. При этом в исследованиях использовался комплекс тестов, отражающих уровень мастерства спортсменов высшей квалификации, а также психологические, психофизиологические, клинико-физиологические, биомеханические, иммунологические, биохимические, гормональные показатели. В качестве способов коррекции функционального состояния и работоспособности спортсменов применялись физические, химические, фармакологические средства как отдельно, так и в различных комбинациях (д. мед. н., проф. В.А. Бухарин, канд. мед. н., доцент Г.С. Торшин, канд. техн. н., доцент В.С. Куликов и др.). По всем темам НИР были подготовлены методические рекомендации, внедрение которых позволило улучшить показатели тренировочного процесса и результативность соревновательной деятельности.

Особо следует отметить ведущую роль ученых нашего университета в научно-ме-

тодическом сопровождении сборных ко-мандРоссии по художественной гимнастике, керлингу, тхэквондо.

В год 120-летнего юбилея университета 90 лет исполняется факультету подготовки научно-педагогических работников (ПНПР), который начал свою историю в 1926 г., когда при Институте физической культуры им. П.Ф. Лесгафта постановлением Наркома здравоохранения Н.А. Семашко была учреждена аспирантура. В первые годы ее деятельности на учёбу в аспирантуру ежегодно принимались по четы-ре-пять наиболее талантливых молодых преподавателей института, а обучение осуществлялось по трем научным отраслям: педагогике, медицине и биологии. В 1935 г. приём увеличился до семи-девяти человек в год, на учёбу стали приниматься преподаватели других вузов страны. Исторический шаг по развитию системы подготовки научно-педагогических кадров был сделан в 1937 г., когда при институте открылся специализированный ученый совет по защите кандидатских диссертаций по педагогике, медицине и биологии. Уже к 1940 г. выпускниками аспирантуры были защищены 23 диссертации.

После Великой Отечественной войны в СССР значительно увеличилось число институтов физической культуры и возникла большая потребность в подготовке научно-педагогических и научных кадров для них. В эти годы в аспирантуру института им. П.Ф. Лесгафта принимали уже до 20 человек, а обучение осуществлялось как с отрывом от производства, так и заочно. В настоящее время подготовка аспирантов осуществляется по четырём научным специальностям: педагогическим наукам (13.00.04), медицинским наукам (ЛФК и спортивная медицина - 14.00.12, анатомия человека - 14.00.02), биологическим наукам (физиология человека и животных -03.00.13). Начиная с 1965 г., аспирантура института стала оказывать значительную помощь в подготовке научно-педагогиче-

ских кадров по физической культуре, психологии и физиологии для государств Европы, Азии и Африки.

В 1993 г. в вузе была открыта докторантура, а с 1998 г. в деятельности аспирантуры и докторантуры открыта новая страница - они преобразованы в факультет подготовки научно-педагогических работников. Первым деканом факультета был назначен д. пед. н., проф. В.А. Черепов. С 2002 по 2015 гг. факультет возглавлял д. пед. н., проф. С.М. Ашкинази, с 2015 г. по настоящее время - канд. пед. н., проф. Е.Н. Медведева. Сейчас факультет подготовки научно-педагогических работников НГУ им. П.Ф. Лесгафта - это учебно-научное подразделение, которое является составной частью единой системы непрерывного образования и основной формой подготовки квалифицированных научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации. За 90 лет на факультете подготовлено более 1200 кандидатов и докторов наук по различным научным отраслям и научным специальностям для работы в вузах физической культуры, научных организациях и на кафедрах физического воспитания образовательных учреждений страны. Кроме того, в аспирантуре и докторантуре обучались граждане из более чем 26 стран.

В настоящее время подготовка аспирантов, докторантов и соискателей осуществляется на 30 кафедрах университета. Аспирантура ведет обучение по восьми направлениям подготовки кадров высшей квалификации. Сегодня на факультете ПНПР обучается 158 человек: 113 аспирантов, семь докторантов и 66 соискателей.

За последние пять лет в процессе выполнения научно-исследовательских работ в университете были созданы технические решения, которые были зарегистрированы в качестве девяти патентов и в восьми базах данных.

С 2015 г. научные исследования в университете выполняются по темам НИР в рамках государственного задания на вы-

полнение государственных услуг, а также по темам НИР, выполняемых по заказу Министерства спорта РФ, Федерального медико-биологического агентства, феде-ральныхорганов исполнительной власти и более чем по 20 инициативным темам университетских кафедр в русле реализации «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года».

Нужно отметить, что тогда же начался новый этап научных исследований, связанный с тем, что университет вошёл в медицинский научно-образовательный кластер «Трансляционная медицина », созданный по решению Научного совета Министерства здравоохранения Российской Федерации. Он основан на базе Северо-Западного федерального медицинского исследовательского центра им. В.А. Алмазова совместно с Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого, Санкт-Петербургским национальным исследовательским университетом информационных технологий, механики и оптики, Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина), Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академией, Балтийским государственным техническим университетом «ВО-ЕНМЕХ » им. Д.Ф. Устинова. Этот кластер был образован в целях формирования базы для инновационного развития медицинской науки и здравоохранения, обеспечения опережающего научно-технологического развития, подготовки кадров и ускоренного внедрения в практику здравоохранения научных разработок, проведения полного трансляционного цикла научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ включая создание препаратов и промыш-ленныхобразцов техники по приоритетным направлениям развития науки и техники.

В настоящее время университет им. П.Ф. Лесгафта располагает высококвалифицированными научными кадрами для проведе-

ния научных исследований, подготовки аспирантов, докторантов и соискателей. Этот потенциал позволяет не только активно развивать традиции лесгафтовской научной школы, но и оставаться системообразующим вузом в сфере физической культуры, спорта и здоровья.

Литература

1. Евсеев С.П., Таймазов В.А., Закревская Н.Г, Филиппов С.С. Научно-педагогическая школа как вид интеграции образовательной и научной деятельности в выс-

шем физкультурном образовании // Теория и практика физической культуры. 2013. № 4. С. 11-16.

2. Горелов А.А, Ашкинази С.М. Научная ра-

бота в СПбГУФКе им. П.Ф. Лесгафта: становление, состояние и перспективы // Теория и практика физической культуры. 2006. № 10. С. 22-26.

3. Курамшин Ю.Ф. Возникновение и разви-

тие теории физической культуры // Научно-педагогические школы университета // Научные труды. Ежегодник. 2013. СПб., 2013. С. 77- 91.

Статья поступила в редакцию 19.07.16.

ORIGINS, ESTABLISHMENT AND TRADITION OF THE RESEARCH WORK IN LESGAFT NATIONAL STATE UNIVERSITY OF PHYSICAL EDUCATION,

SPORT AND HEALTH

ASHKINAZI Sergey M. - Dr. Sci. (Pedagogy), Prof., Vice-Rector on research, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg, Russia. E-mail: [email protected]

Abstract. The article highlights the stages of formation, traditions and achievements of the research and pedagogical schools at Lesgaft University. The principle of teaching and research unity laid by the University founder Petr Lesgaft remains the base for modern scientific research and pedagogical activity at the University. The paper dwells on the perspectives of research within the cluster «Translational Medicine ».

Keywords: P.F. Lesgaft University, research, scientific and pedagogical schools, integration, cluster «Translational Medicine»

Cite as: Ashkinazi, S.M. (2016). [Origins, Establishment and Tradition of the Research Work in Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 11 (206), pp. 125-134. (In Russ., abstract in Eng.)

References

1. Evseev, S.P., Taimazov, V.A., Zakrevskaya, N.G., Filippov. S.S. (2013). [Scientific and Pedagogical

School as a Form of Integration of Educational and Research Activities in Higher Physical Education], Teoriya i praktika fizicheskoi kultury [Theory and Practice of Physical Culture]. No. 4, pp.11-16.

2. Gorelov, A.A., Ashkinazi, S.M. (2006). [Research Work in P.F. Lesgaft University: Formation,

Condition and Prospects]. Teoriya i praktika fizicheskoi kultury [Theory and Practice of Physical Culture]. No. 10, pp. 22-26.

3. Kuramshin, Y.F. (2013). [Formation and Development of Theory of Physical Culture]. Nauchno-

pedagogicheskie shkoly universiteta / Nauchnye trudy, Ezhegodnik [University Pedagogical Scholar Schools / Publications. Yearbook]. St. Petersburg, pp. 77-91.

The paper was submitted 19.07.16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.