Научная статья на тему 'Использование междисциплинарных связей в подготовке волейболистов-паралимпийцев к спортивной деятельности'

Использование междисциплинарных связей в подготовке волейболистов-паралимпийцев к спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ / ПОДГОТОВКА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ-ПАРАЛИМПИЙЦЕВ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АДАПТИВНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА / КИНЕЗИОЛОГИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ЛОКОМОТОРНО-СТАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / МЫШЕЧНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бандуков Валентин Владимирович, Гурьев Александр Александрович

В статье сделано попытку раскрыть суть использования междисциплинарных связей в подготовке волейболистов-паралимпийцев к спортивной деятельности, обосновать акмеологический подход относительно методологии организации и управления формированием системы спортивных тренировок. Раскрыто основные цели, задачи и результаты подготовки волейболистов-паралимпийцев в педагогическом, психологическом, физкультурно-оздоровительном аспектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бандуков Валентин Владимирович, Гурьев Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of interdisciplinary links for preparation of volleyball players-paralympians to sports activities

In article, there is an attempt to reveal the essence of application of the interdisciplinary connections in the preparation of the volleyball players-Paralympians for the sports activities, to prove the acmeological approach concerning the methodology of the organization and management of the system of sports trainings planning. The effectiveness of use of the methodical tools and methods in preparation of the volleyball players-Paralympians in the field of the interdisciplinary links of the adaptive physical education, kinesiology, information and communication technologies and innovative teaching methods is substantiated. It opened the main objectives, tasks and results of training of the volleyball players-Paralympians in the pedagogical, psychological, physical culture and health aspects.

Текст научной работы на тему «Использование междисциплинарных связей в подготовке волейболистов-паралимпийцев к спортивной деятельности»

ЛИТЕРАТУРА

1. Ашкинази, С.М. О некоторых аспектах использования информационных технологий в парусном спорте / С.М. Ашкинази, В.В. Рябчиков, В.С. Куликов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 1 (155). - С. 21-26.

2. Бородина, Т.А. Совершенствование системы подготовки яхтсменов на учебно-тренировочном этапе посредством комплексного контроля / Т.А. Бородина, В.С. Куликов // Материалы итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, за 2016 г., посвященной 180-летию со дня рождения П.Ф. Лесгафта и 120-летию Университета / Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб., 2017. - С. 25-27.

3. Интервью с Леонидом Алтуховым: от IT-технологий в парусный спорт. И обратно ... [Электронный ресурс] // Интерпроком. - URL: https://interprocom.ru/news/articles/-intervyu-s-leonidom-altukhovym--ot-it-tekhnologiy-v-parusnyy-sport--i-obratno—/. - Дата обращения: 14.12.2017.

REFERENCES

1. Ashkinazi, S.M., Ryabchikov, V.V. and Kulikov, V.S. (2018), "Some aspects of using information technologies in sailing", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 155, No. 1, pp. 2126.

2. Borodina, T.A. and Kulikov, V.S. (2017), "Improvement of the yachtsmen preparation system at the training stage using integrated monitoring", Materials of the final scientific and practical conference of the faculty of the Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg in 2016, dedicated to the 180th anniversary of the birth of P.F. Lesgaft and the 120th anniversary of the University, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg, pp. 25-27.

3. Leonid Altukhov: from IT to sailing and back, available at: https://interprocom.ru/news/arti-cles/-intervyu-s-leonidom-altukhovym--ot-it-tekhnologiy-v-parusnyy-sport--i-obratno—/ (accessed 14 December 2017).

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 16.03.2018

УДК 796.325

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ В ПОДГОТОВКЕ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ-ПАРАЛИМПИЙЦЕВ К СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Валентин Владимирович Бандуков, тренер,

Александр Александрович Гурьев, кандидат педагогических наук, доцент, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка

Аннотация

В статье сделано попытку раскрыть суть использования междисциплинарных связей в подготовке волейболистов-паралимпийцев к спортивной деятельности, обосновать акмеологический подход относительно методологии организации и управления формированием системы спортивных тренировок. Раскрыто основные цели, задачи и результаты подготовки волейболистов-паралимпийцев в педагогическом, психологическом, физкультурно-оздоровительном аспектах.

Ключевые слова: междисциплинарные связи, подготовка волейболистов-паралимпийцев, спортивная деятельность, адаптивная физкультура, кинезиология, физические способности, локомоторно-статическая система, мышечное тестирование, акмеологический подход.

APPLICATION OF INTERDISCIPLINARY LINKS FOR PREPARATION OF

VOLLEYBALL PLAYERS-PARALYMPIANS TO SPORTS ACTIVITIES

Valentin Vladimirovich Bandukov, the coach, Alexander Aleksandrovich Guryev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka

Annotation

In article, there is an attempt to reveal the essence of application of the interdisciplinary connections in the preparation of the volleyball players-Paralympians for the sports activities, to prove the acmeological approach concerning the methodology of the organization and management of the system of sports trainings planning. The effectiveness of use of the methodical tools and methods in preparation of the volleyball players-Paralympians in the field of the interdisciplinary links of the adaptive physical education, kinesiol-ogy, information and communication technologies and innovative teaching methods is substantiated. It opened the main objectives, tasks and results of training of the volleyball players-Paralympians in the pedagogical, psychological, physical culture and health aspects.

Keywords: interdisciplinary links, training of volleyball players-Paralympians, sports activities, adaptive physical education, kinesiology, physical abilities, locomotor-static system, muscular testing, ac-meological approach.

Как показывают эмпирические исследования, конкретным отображением интеграционных процессов, которые реализуются в современном спорте, являются междисциплинарные связи, играющие важную роль в повышении практической и теоретической подготовке волейболистов-паралимпийцев. Основополагающим показателем и существенной особенностью интегрирования взаимосвязанных научно-практических дисциплин в процесс тренировок спортсменов является овладение ими обобщенным характером познавательной деятельности, что дает возможность эффективно реализовать полученные знания и приобретенные умения в конкретных ситуациях во время тренингов, соревнований, при решении индивидуальных, социальных проблем, как в учебной, так и в практической деятельности. Максимально эффективная реализация личностного потенциала личностью рассматривается в свете акмеологического подхода к развитию индивида (А. Деркач, В. Ильин, Н. Кузьмина и др.).

Возможность использования междисциплинарных связей в процессе подготовки во-лейболистов-паралимпийцев обеспечивает решение разносторонних задач обучения, развития и формирования личности на качественно новом уровне. Создание условий для становления комплексного видения, подхода и решения сложных проблем в реальной действительности, основанных на включении в учебно-тренировочный процесс таких дисциплин, как физическая культура, волейбол, адаптивная физкультура, кинезиология и др., является базисом акмеологического подхода к общефизическому воспитанию волейболи-стов-паралимпийцев.

Анализ последних научных трудов с проблемы исследования показал, что вопросам изучения подготовки волейболистов к спортивной деятельности посвящены работы отечественных и зарубежных ученых: А. Беляев, Р. Вут, А. Гурьев, С. Евсеев, Ю. Железняк, А. Ивойлов, К. Марков, Л. Шапкова, А. Шарафеева и др.

На базе общей теории физического воспитания и теории специальной физической подготовки общефизическое развитие волейболистов-паралимпийцев рассматривается в русле проблематики педагогики, медицины, социологии, психологии и других смежных наук. Однако, важным для теоретического и прагматического аспектов подготовки волей-болистов-паралимпийцев является непосредственная, научно обоснованная, целесообразно отобранная междисциплинарная связь обучения и воспитания спортсменов, отраженная в таких интегративных научных дисциплинах, как адаптивная физкультура, спортивная кинезиология, информационные технологии и др. Это связано с тем, что изучение взаимодействия многих факторов, обуславливающих акмеологический подход в подготовке волейболистов-паралимпийцев к тренировкам, делает выяснения сокровенного -

физически-преобразовательный механизм, как способ функционирования и эффективного развития индивида в сфере спортивной деятельности.

В наше время исследования, которые сопряжены с подготовкой волейболистов-па-ралимпийцев к спортивной деятельности, связаны с изучением развития личности как составляющей философии спорта (А. Баранов, У. Морган, А. Передельский, В. Столяров и др.), сферы адаптивной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности (Г. Барчукова, Ю. Брискин, А. Гурьев, С. Евсеев, Т. Насибулина, А. Передерий, Ю. Ретивых, Н. Сладкова, А. Царик и др.), педагогики (Э. Алексеева, В. Медведев, О. Румба, Ж. Холодов и др.), психологии (О. Васильева, Ю. Зинченко, Н. Лави, И. Мещерякова, Т. Огородова и др.), медицины (В. Дрогомерецкий, А. Конюхов, А. Крестовников, М. Щетинин и др.). В то же время следует отметить, что в современной науке данная проблема недостаточно разработана на уровне подготовки волейболиста-паралимпийца, как профессионала. В большей степени изучены отдельные компоненты, а не данный феномен в целом. Ряд исследователей отмечают, что комплексное развитые физических способностей, умения понимать и адекватно реагировать на игровые моменты в волейболе сидя, высокая чувствительность моторики, умение осознавать и управлять ситуациями во время соревнований, психологическая стрессоустойчивость - единичный сформированный комплекс способностей среди волейболистов-паралимпийцев.

Цель статьи заключается в раскрытии педагогических условий подготовки волейбо-листов-паралимпийцев к спортивной деятельности на основе междисциплинарных связей.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Стремительное развитие информационно-технологического прогресса в различных областях жизнедеятельности общества, значительная интенсификация отношений в сфере мирового спортивного общения вызвали своеобразный «взрыв» в области паралимпий-ского спорта. Социальный заказ, ориентированный на высокий уровень подготовки волей-болистов-паралимпийцев, требует междисциплинарного подхода к качеству организации тренировочных комплексов и является неотъемлемой частью формирования общей культуры воспитанников [8]. В связи с этим междисциплинарный подход становится основанием обновления содержания современной подготовки волейболистов-паралимпийцев к спортивной деятельности на основе акмеологического подхода.

Анализируя влияние адаптивной физкультуры на современное состояние физического воспитания личности с ограничениями в здоровье, С. Евсеев указывает на то, что основными задачами адаптивных физических упражнений является коррекционно-разви-вающая работа педагога. Одним из эффективных средств коррекционно-развивающей деятельности автор называет физические упражнения, которые классифицирует: по целевой направленности, по преимущественному воздействию на развитие физических качеств, по преимущественному воздействию на определенные мышечные группы, по координационной направленности, по биомеханической структуре движений, по интенсивности выполнения, по видам спорта, по лечебному воздействию, по исходному положению, по степени самостоятельности выполнения, по интеграции междисциплинарных связей [7]. С. Евсеев указывает на необходимость обеспечения создания условий оптимизации полноценного функционирования телесно-двигательных механизмов человека, которые даны природой и остались после травмирующих обстоятельств, и его духовных сил. Таким образом, максимальная гармонизация духовных и физических сил в процессе занятий адаптивной физкультурой должна быть направлена на акмеологические достижения и самореализацию волейболиста-паралимпийца, как социально значимого субъекта общества.

Основные задачи, которые стоят перед тренером - это морально-духовное, физическое и нравственно-интеллектуальное развитие инвалидов. К задачам духовного развития относятся такие, как мобилизация внутренних духовных сил и формирование адекватного отношения к реальности и собственным физическим возможностям, что обеспечивает

эффективность самореализации и самосовершенствования личности. Следовательно, на уровне спортивной деятельности реализация задач духовного плана адаптивной физкультуры способствуют развитию мотивации и формированию самосознательности у волейбо-листов-паралимпийцев на достижение высоких показателей в спорте.

С целью развития мотивационной сферы волейболистов-паралимпийцев и формирования их самосознательности в тренировочные комплексы включаются программы на усиление мотивации и интереса к выполнению тех или иных действий, их осознания, как процесса обучения, адекватное оценивание своих физических и психических возможностей, формирование навыков самоусовершенствования и пр. Нравственно-интеллектуальное развитие волейболиста-паралимпийца в процессе занятий с использованием методов адаптивной физкультуры направлено на получение знаний, умений и навыков, жизненно необходимых для успешной социализации. К показателям нравственно-интеллектуального развития мы относим такие, как сохранение и поддержка функциональных сил организма в активном тонусе, преодоление физических и психических перегрузок, формирование умений и навыков к аналитическому осмыслению физических возможностей своего организма в реализации спортивных задач. Например, предварительная установка на собственные возможности в виде визуализации когнитивного образа: представление себя на площадке и постановка задачи из серии 5-6 бросков/приемов мяча по определенной траектории: оценка траектории и окружающей территории, установка на уверенность в своих силах; уверенное принятие мяча в руки или мысленная подготовка к приему; ощущение поверхности мяча, линии броска/приема и спокойное выполнение задания одно за другим.

Задачи физического развития средствами адаптивной физкультуры предусматривают оптимизацию функционального состояния организма в целом и повышение общего здоровья, профилактические мероприятия по устранению затруднений, формирования позитивных компенсаторных сил и устранение негативных, развитие эффективного функционирования локомоторно-статической системы организма, гармоническое физическое развитие. Основными результативными показателями физического развития волейболистов-паралимпийцев в процессе занятий мы определяем для каждого спортсмена индивидуально в зависимости от анамнеза: максимально развитая костно-мышечная система, способность самостоятельно использовать компенсаторные методы устранения негативного влияния физических нагрузок, сформированность двигательной активности.

Результатом включенности в занятия технологий адаптивной физкультуры волей-болистов-паралимпийцев является «достигнутый уровень физического совершенства, владение двигательными умениями и навыками, повышенная трудоспособность и конкурентоспособность» [2, С. 4], что подразумевает акмеологический подход к организации тренировочных занятий волейболом сидя.

Возможности выявления скрытых возможностей локомоторно-статической системы волейболистов-паралимпийцев в условиях осуществления индивидуальной нагрузки, необходимой для достижения физического совершенства, определяются методами прикладной кинезиологии. Как направление спортивной реабилитации, прикладная кинезиология отображается в трудах Н. Бернштейна, Л. Васильевой, Д. Лива, Р. Хартера, В. Юдина и др. Так, С. Молотков акцентирует внимание на возможностях применения прикладной кинезиологии для выявления потенциальных возможностей волейболистов: быстрота реагирования на игровую ситуацию, точность выполнения определенных задач, степень выносливости [6]. Основными задачами применения методов кинезиологии для волейболистов-паралимпийцев определены такие, как максимальное раскрытие способностей спортсмена и обеспечение их реализации, что включает быстроту реакции и готовность к длительным физическим нагрузкам; поддержание отличной спортивной формы и обеспечение быстрого восстановления организма волейболистов после нагрузок; обеспечение безопасности тренировок и спортивных соревнований. Одним из эффективных ки-незиологических методов корректировки мышечных нарушений у волейболистов является

формирование во время тренировок специальных паттернов - искусственно созданных слепков движений. В связи с тем, что на работоспособность мышц влияют такие факторы, как чрезмерная и длительная нагрузка, неправильное выполнение движений или длительный дисбаланс положения всего тела, отдельных его частей, разбалансированность тренировок, в процесс подготовки волейболистов-паралимпийцев необходимо включать функциональное диагностирование, направленное на предотвращение нарушений работы мышц [9]. Такое тестирование можно проводить до тренировки, во время тренировки и после тренировки, что даст возможность более точно определить работу мышечной системы на разных этапах спортивной деятельности. В программу мышечного тестирования для волейболистов-паралимпийцев включаются исследования на определение функционирования мускулатуры по 6 степеням (таблица), которые заносятся в специальную сравнительную таблицу-характеристику каждого спортсмена.

Таблица -Степени исследования функционирования мускулатуры

Степень (в баллах) Критерии оценивания

5 Сокращение мышц нормальное, отсутствие асимметрии по отношению к здоровой группе

4 Практически нормальное сокращение мышц, присутствует незначительная асимметрия к здоровой группе

3 Сокращение тестируемой группы мышц составляет половину объема от движений на здоровой группе

2 На больной стороне мышца имеет приблизительно 'Л нормального объема движений

1 Мышцы оставляют ощущение движения только при мануальном контакте

0 Движение не фиксируется, не выполняется, отсутствие любого напряжения мышц

Как следует из таблицы, проведение исследований функционирования мышечной системы волейболистов-паралимпийцев дает возможность оценить общее состояние физического тонуса мускулатуры и определить те участки, которые необходимо максимально развивать или реабилитировать для полноценной гармоничной деятельности спортсменов. Кроме того, важным аспектом в подготовке волейболистов-паралимпийцев к спортивной деятельности является анатомо-кинезиологические и биомеханические анализы игровых приемов: приема, подачи и передачи мяча, перемещение, удары. Наиболее эффективным методом анализа игровых приемов в волейболе является наглядно-визуальный способ подачи информации, в котором схематически показаны направление движения тела и угол наклона к определенному статическому предмету: пол, сетка, боковые стены и т.д. Наглядно-визуальное обучение предпочтительно проводить с помощью информационно-коммуникационных технологий. Это дает возможность не только изучать и запоминать методику выполнения определенных приемов игры, но и самостоятельно решать ситуационные задачи, составлять схемы тактических приемов и пр.

Разрабатывая тренировочные занятия по подготовке волейболистов-паралимпийцев к спортивной деятельности, следует учитывать следующие принципы:

- занятия должны носить систематизированный, репродуктивно-творческий характер;

- способствовать повышению уровня физической, психической и интеллектуально-коммуникативной компетенции спортсменов;

- включать методы и приемы смежных дисциплин.

Целесообразно в программу тренировок включать методы активного обучения -мозговой штурм (brainstorming), изучение ситуаций (case study), драйв-тесты (drive tests), блицкриг (blitzkrieg) и др., что составляет в спортивном совершенствовании основу серьезного обсуждения, поиска и получения решений. Главный акцент деятельности в процессе тренировок направлен на развитие целого спектра личностных способностей (спортивных, социальных и личностных) и приобретение навыков успешной спортивной деятельности. Они включают: скорость физической и психической реакции, гибкость мышления и мотивацию, способность оперативного анализа и принятия решений, умение

работать индивидуально и в команде, общекультурный кругозор и тому подобное.

ВЫВОДЫ

Таким образом, междисциплинарная связь подготовки волейболистов-паралимпий-цев с другими науками закладывает основу спортивной эрудиции личности спортсмена, которая, представляя собой систему знаний, умений и навыков, предполагает вместе с тем интеграцию всех источников информированности личности. Обладая определенным уровнем физического развития и информированности, волейболист-паралимпиец вступает в конкурентную спортивную деятельность, имея определенный уровень самоуважения и самосознания, становится персонифицированным субъектом спорт-контакта.

Это означает не только искусство адаптации к ситуации и свободу действий, но и умение организовать личностное спортивно-развивающее пространство и возможность выбрать индивидуальную систему подготовки. Персонификация спорт-контакта проявляется также и на акциональном уровне - и как овладение кодом ситуативных связей, и как ощущение допустимого в импровизациях, уместности конкретных средств решения поставленных задач, что приводит к глубинным изменениям в спортивной и индивидуальной деятельности волейболистов-паралимпийцев.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беляев, А. В. Волейбол: теория и методика тренировки / А. В. Беляев, Л. В. Булыкина. -М. : Физкультура и спорт, 2007. - 178 с.

2. Брискин, Ю. А. Адаптивный спорт / Ю. А. Брискин, С. П. Евсеев, А. В. Передерий. - М. : Советский спорт, 2010. - 316 с.

3. Васильева, Л. Ф. Прикладная кинезиология в спорте высших достижений: метод. рекомендации / Л. Ф. Васильева. - М. : ООО «Скайпринт», 2013. - 104 с.

4. Гурьев, А. А. Методика специальной физической подготовки для повышения координационных способностей и вестибулярной устойчивости волейболистов с учетом их морфофункцио-нальных особенностей : дис ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Гурьев Александр Александрович. - Малаховка, 2010. - 146 с.

5. Марков, К. К. Анатомо-кинезиологический анализ приема подачи в волейболе [Электронный ресурс] / К. К. Марков // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-2. - С. 307311. - Режим доступа : http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=36224 (дата обращения: 01.03.2018).

6. Молотков, С. В. Эффективность методов прикладной кинезиологии в коррекции внутри-костной деформации у волейболисток / С. В. Молотков // Прикладная кинезиология в спорте высших достижений : итоговый сборник Всерос. научно-практ. конф. с межд. участием. - Москва : [б.и.], 2013. - С. 69-75.

7. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник в 2 т. Т. 2: Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов / Под общ. ред. С. П. Евсеева. - М. : Советский спорт, 2005. - 448 с.

8. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М. : Изд. центр «Академия», 2000. - 480 с.

9. Янда, В. Функциональная диагностика мышц / Владимир Янда ; пер. с англ. Еремушкин М. А. - М. : ЭКСМО, 2010. - 352 с.

REFERENCES

1. Belyaev, А. V. аМ Bulykina, L. V. (2007), Volleyball: theory and technique of training, Physical Education and Sport, Moscow.

2. Briskin, Yu. А., Evseev, S. P. аМ Perederij, А. V. (2010), Adaptive sport, Soviet Sport, Moscow.

3. Vasilieva, L. F. (2013), Applied kinesiology in the sport ofhigher achievements, Skyprint, Moscow.

4. Guryev, А. А. (2010), The method of special physical training for increasing the coordination abilities and vestibular stability of volleyball players, taking into account their morphofunctional features: dissertation, Malakhovka.

5. Markov, K. K. (2016), "Anatomical-kinesiological analysis of the reception of the submission in volleyball", Modern high technologies, No. 9-2, pp. 307-311, available at: http://www.top-

technologies.ru/ru/article/view?id=36224

6. Molotkov, S. V. (2013), "Effectiveness of applied kinesiology methods in correction of in-traosseous deformation in volleyball players", Applied kinesiology in the sport of higher achievements: the final collection of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, Moscow, pp. 69-75.

7. Evseeva, S. P. (2005), Contents and methods of adaptive physical culture and characteristics of its main types: V. 2, Theory and organization of adaptive physical culture: textbook in 2 volumes, Soviet Sport, Moscow.

8. KHolodov, ZH. K. and Kuznetsov, V. S. (2000), Theory and methods of physical education and sports: schoolbook, Academy, Moscow.

9. Yanda, Vladimir (2010), Functional diagnosis of muscles, Translated from English by Eremu-shkin, M. A., EKSMO, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 20.03.2018

УДК 796.07

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ПРИЦЕЛЬНОГО ВЫСТРЕЛА С ВОДЫ НА ПЛАВУ И В ДВИЖЕНИИ

Дмитрий Николаевич Бердников, соискатель,

Общевойсковая академия Вооруженных сил Российской Федерации, Москва, Денис Игоревич Кочетков, соискатель, Курганский пограничный институт ФСБ России, Курган

Аннотация

Авторами статьи обоснованы организационно-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности обучения технике прицельного выстрела с воды на плаву и в движении. К ним относятся: разработка технологии агрегированного формирования двигательных навыков прикладного плавания и стрельбы с воды; совмещение в определенной последовательности отдельных педагогических операций педагогического проекта по обучению навыкам ведения огня с воды; разработка оптимального сетевого графика реализации педагогического проекта на основе использования коэффициентов совмещения педагогических приемов по их началу и окончанию; обоснование методики повышения эффективности обучения технике прицельного выстрела с воды с использованием агрегации разнородных двигательных навыков; формирование агрегированных действий в плавании и стрельбе с воды. Менее значимыми условиями являются: планирование и учет полученной физической нагрузки в плавании, а также ее влияние на технику и результаты стрельбы с воды; воспроизведение освоенных навыков прицельного выстрела на плаву в движении под воздействием плавательной нагрузки. Сюда же относится самоконтроль сотрудниками собственных технических ошибок и самостоятельное внесение ими в программу индивидуальных действий корректив, направленных на достижение лучшего результата.

Ключевые слова: организационно-педагогические условия; агрегируемые навыки плавания и стрельбы с воды; боевые задачи; средства физической подготовки.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR INCREASE IN TECHNIQUE LEARNING EFFICIENCY FOR AIM SHOT FROM WATER AFLOAT AND IN MOVEMENT

Dmitry Nikolaevich Berdnikov, the competitor, General academy of the Armed Forces of the Russian Federation, Moscow, Denis Igorevich Kochetkov, the competitor, Kurgan Boundary Institute FSB of Russia, Kurgan

Annotation

Authors of the article justified the organizational and pedagogical conditions necessary for increase in technique learning efficiency for the aim shot from water afloat and in movement. They are the following:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.