кафедры физического воспитания ФГБОУ ГОУ ВПО УГАТУ и направить в адрес Администрации Президента Республики Башкортостан, Законодательного Собрания -Курултай Республики Башкортостан, соответствующих Министерств и ведомств, директорам и ректорам высших и средних специальных учебных заведений Республики Башкортостан, а также руководителям учреждений общего среднего образования, начальникам отделов и управлений образования МРиГО РБ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма : материалы XII Международной научно-практической конференции / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. - Уфа : РИК УГАТУ, 2018. - 597 с.
REFERENCES
1. (2018), Current problems of physical culture, sport and tourism, Ufa State Aviation Technical University., materials XII of the International scientific and practical conference, Ufa.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.04.2018
УДК 796.325
КРОССФИТ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ ВЫСОКОЙ
КВАЛИФИКАЦИИ
Олег Германович Морозов, главный тренер, исполнительный директор региональной общественной организации «Спортивная федерация по волейболу Ленинградской области», Центр олимпийской подготовки по волейболу, г. Санкт-Петербург; Татьяна
Игоревна Мельникова, старший преподаватель, Лада Владимировна Морозова, доцент, Людмила Александровна Кирьянова, кандидат педагогических наук, доцент, Северо-Западный институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Санкт-Петербург
Аннотация
В статье обоснована необходимость внедрения новых средств и методов совершенствования специальной физической подготовки волейболистов высокой квалификации. Авторами статьи разработана и апробирована методика специальной физической подготовки с использованием упражнений кроссфита. Эксперимент подтвердил эффективность предложенной методики. В результате достоверно улучшились показатели прыжка в высоту с места, челночного бега «ёлочкой» и сгибания-разгибания рук в упоре лёжа. Методика рекомендована для использования в тренировочном процессе на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
Ключевые слова: кроссфит, круговая тренировка, специальная физическая подготовка, волейболисты высокой квалификации, специальные физические качества, фитбол, медбол, прыгучесть, прыжковая ловкость.
CROSSFIT AS A MEANS OF IMPROVING SPECIAL PHYSICAL PREPAREDNESS OF HIGH QUALIFICATION VOLLEYBALLERS
Oleg Germanovich Morozov, the head coach, Executive Director of the regional public organization "Sports volleyball Federation of Leningrad region», The Center for Olympic training in volleyball, St. Petersburg; Tatiana Igorevna Melnikova, the senior teacher, Lada Vladimi-rovna Morozova, the senior lecturer, Lyudmila Aleksandrovna Kiryanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, North-West Institute of Management, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation,
St. Petersburg
Annotation
The article substantiates the necessity in introducing the new means and methods for improving the special physical training of high-qualified volleyball players. The authors of the article developed and tested the method of the special physical training using CrossFit exercises. The experiment confirmed the effectiveness of the proposed technique. As a result, the parameters of the jump in height from the place, the shuttle run by the "herringbone" and the flexing-extension of the arms in the support of the lying, were significantly improved. The technique is recommended for use in the training process at the stages of sports improvement and higher sportsmanship.
Keywords: CrossFit, circular training, special physical training, high-qualified volleyball players, special physical qualities, fitball, medball, jumping, jumping agility.
ВВЕДЕНИЕ
Физическая подготовка необходима спортсмену любого возраста и квалификации. Она является базой для освоения технических элементов игры. Высокий уровень физической подготовленности - одно из важнейших условий повышения тренировочных и соревновательных нагрузок [6].
Современный волейбол характеризуется высокой двигательной активностью игроков, обострением спортивной конкуренции, повышением напряжённости каждой игровой встречи, увеличением количества соревнований в течение игрового сезона Эффективное выполнение прыжковых игровых действий, технических и тактических приёмов на протяжении одной игры или нескольких игровых дней основано на высоком уровне развития общих и специальных физических качеств [1].
В связи с повышением требований к физической подготовленности волейболистов высокой квалификации тренеры находятся в постоянном поиске новых средств и методов совершенствования специальных физических качеств волейболистов. В настоящее время одной из наиболее эффективных методик повышения уровня физической подготовленности является кроссфит.
Кроссфит — это высокоинтенсивная тренировка различных мышечных групп, которая сконцентрирована не только на развитии мускулатуры, но и на тренировке сердечной мышцы, дыхательной системы и общей выносливости организма [4]. Идея кроссфита состоит в объединении силовой и кардио-тренировки, позволяющая выполнять высокоинтенсивную работу с большим числом повторений за короткий промежуток времени [3]. Поэтому цель кроссфита заключается в усовершенствовании физических качеств спортсмена, повышении уровня физической работоспособности и развитии быстрой адаптации к смене нагрузок.
Мы предполагаем, что использование специально подобранных комплексов кросс-фита в предсезонных сборах и в течение всего соревновательного сезона позволит улучшить физическую подготовленность волейболистов, тем самым повысит эффективность технико-тактических действий во время соревнований.
Цель исследования - апробировать методику кроссфита и оценить эффективность её воздействия на прирост основных показателей физической подготовленности волейболистов.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс мужской волейбольной команды « Динамо--ЛО».
Предмет исследования - средства и методы системы кроссфит в специальной физической подготовке волейболистов.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Методика физической подготовки волейболистов с использованием средств кросс-фита была разработана на основе собственного опыта и изученной литературы [1; 2; 3; и т. д]. Предложенная методика была апробирована на игроках мужской команды «Динамо-ЛО», участвующей в Молодёжной Лиге Чемпионата России по волейболу 2016-2017. В исследование принимало участие 11 человек. На момент начала эксперимента средний возраст участников составлял 17,5 лет (от 16 до 21 года).
Эксперимент заключался в организации летних учебно-тренировочных сборов по разработанной методике и включении одной тренировки в неделю по системе кроссфит в течение всего года.
В августе 2016 года на базе «Центра олимпийской подготовки волейболистов» в городе Сосновый Бор проходили тренировочные сборы. Юноши тренировались в режиме «4-1», т.е. четыре тренировочных дня и один выходной.
Тренировочный день начинался с зарядки, которая включала кроссовую подготовку, ускорения, различные беговые и прыжковые упражнения на песчаной горке. Первая тренировка основывалась на системе кроссфит, а на второй тренировке проводились различные спортивные игры по упрощённым правилам (баскетбол, стритбол, футбол, флор-бол) и после силовые упражнения на тренажёрах. Со второй недели сборов на второй тренировке стала преобладать техническая подготовка волейболистов.
Кроссфит-тренировка проводилась по круговому методу и включала 10-12 станций. На каждой станции упражнение выполнялось по 4 серии в режиме: 40 секунд - «работа», 20 секунд - «отдых». После этого осуществлялся переход на другую станцию. Общее количество кругов - 3-4, между ними отдых 3 минуты.
На тренировках по системе кроссфит активно использовались различные виды специального инвентаря и оборудования:
- плиобоксы (тумбы для прыжков),
- степ-платформы,
- фитболы и полусферы (ВоБи-платформа),
- верёвочные лестницы,
- канаты,
- петли ТИХ,
- различные амортизаторы (резина, «восьмёрка» и т.п.),
- ролики для пресса,
- SandBag - мешок с песком,
- медболы, гири, гантели и грифы и т.п.
В ходе тренировочных сборов использовались различные комплексы упражнений в разной последовательности.
Примерный комплекс упражнений кроссфит-тренировки волейболистов:
1. И.П.: стойка на коленях на мате. Прыгнуть в присед, а из приседа запрыгнуть на плиобокс. Упражнение, направленное на совершенствование «взрывной» силы мышц ног.
2. И.П.: упор лёжа на предплечьях на полусфере, в правой руке канат, другой конец которого прикреплён к стене. Выполнять волнообразные движения правой рукой. Следующий подход выполняется левой рукой. Упражнение для укрепления мышц плечевого пояса, для нападающего удара.
3. И.П.: упор стоя на коленях, руки на ролике для пресса. Перекат на ролике вперёд, и медленно вернуться в И.П. Упражнение для укрепления мышц плечевого пояса,
туловища и ног.
4. И.П.: лёжа на животе на фитболе лицом к стене, в руках медбол 5 кг. При подъёме верхней части туловища бросить медбол двумя руками из-за головы в стену и поймать его после отскока от стены. Упражнение для укрепления мышц спины, ягодиц, задней поверхности ног и плечевого пояса.
5. И.П.: стоя на перевёрнутой полусфере в руках SandBag. Выполнять приседания до угла 900, при этом удерживая равновесие. Упражнения для укрепления мышц ног и ягодиц, мышц-стабилизаторов.
6. И.П.: упор лёжа, голени на фитболе. Сгибая ноги, подтягивать фитбол к груди. Упражнения для укрепления связочного аппарата плечевого сустава, для мышц туловища и ног.
7. Динамическое упражнение с перемещением спортивного мата, на котором вес от 30 до 50 кг, через волейбольную площадку (18 м) туда и обратно. В одну сторону: стоя лицом к мату и тянуть его на себя за канат, передвигаясь спиной вперёд. В другую сторону: стоя лицом к мату, толкать его вперёд. Упражнение для совершенствования общей силовой выносливости, при этом задействованы все мышечные группы.
8. «Бёрпи» с медболом 5 кг. И.П.: стоя с медболом в руках перед стеной. Упор присев (руки на медболе), прыжком упор лёжа, «отжаться», упор присев, выпрыгнуть вверх с одновременным броском медбола двумя руками из-за головы в стену. Упражнение для улучшения общей силовой выносливости, также задействованы все мышечные группы.
9. И.П.: лёжа на спине, фитбол зажат между ногами вперёд. Опускание прямых ног вправо-влево. Упражнение для укрепления мышц туловища.
10. Прыжковые упражнения на верёвочной лестнице. Выполняются прыжки ноги врозь - ноги вместе с продвижением вперёд до конца лестницы с максимальной частотой движений, обратно возвращаются бегом. Упражнение для улучшения координации движений ног при перемещениях.
Все упражнения, взятые из системы кроссфит, были адаптированы для волейбола и направлены на развитие специальных физических качеств, таких как: «взрывная» сила, быстрота перемещений, прыгучесть, скоростная и прыжковая выносливость, акробатическая и прыжковая ловкость.
В начале эксперимента (2.08.2016) было проведено тестирование для оценки физической подготовленности волейболистов.
Для оценки общей физической подготовленности применяли прыжок в длину с места и сгибание-разгибание рук в упоре лёжа.
Тесты для определения уровня специальной физической подготовленности подбирались на основе Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «Волейбол» [5].
1. Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами. Выполняется прыжок вверх толчком двух ног с места с касанием стенда пальцами, намазанными мелом. Из этой высоты вычитают длину тела вместе в вытянутой вверх рукой. Учитывается лучший результат из трёх попыток.
2. Метание утяжелённого мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками с места.
3. Бег 92 м в пределах границ волейбольной площадки («ёлочка»). На волейбольной площадке расположено 7 фишек. Фишки № 1-6 находятся на боковых линиях на расстоянии 3, 6, 9 метров от лицевой линии, фишка № 7, на середине лицевой линии. Спортсмен располагается за лицевой линией, рядом с фишкой № 7. По сигналу он начинает бег, касаясь фишек поочерёдно (№ 1, 2, 3, 4, 5, 6), каждый раз возвращаясь и касаясь фишки № 7 на лицевой линии. Время фиксируется секундомером.
Повторное тестирование было проведено в конце соревновательного сезона (27.04.2017).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В таблице представлены результаты тестирования физической подготовленности волейболистов до и после эксперимента.
Таблица - Результаты тестирования физической подготовленности волейболистов до и после эксперимента_
№ п/п Ф.И. Год рожд. Общая физ. подготовленность Специальная физ. подготовленность
Прыжок' вверх с места (см) Отжимания (кол-во раз) Прыжок вверх с места (см) Метание мяча 1 кг (м) Челночный бег 92 м (сек)
до после до после до после до после до после
1 Б. И. 2000 253 243 25 38 50 64 18,4 19,2 26,5 25,6
2 Г.А. 1995 264 270 50 69 78 83 19,0 19,7 24,5 24,4
3 З.Ю. 1998 243 250 24 52 51 63 23 23,4 27,1 25,7
4 К.А. 1999 212 227 35 41 39 53 16 17,5 28,1 26,3
5 М.А. 1999 258 261 26 32 58 67 19,4 19,9 26,9 26,4
6 М.Р. 2000 235 238 22 40 47 63 19,8 20,4 27,6 25,9
7 О.И. 2000 263 268 16 28 59 69 17,2 18,7 26,7 24,5
8 П.В. 1997 267 270 47 58 75 80 19,9 20,3 24,1 23,7
9 Р.М. 1998 283 290 48 54 68 86 23 23,8 23,8 23,3
10 Т.Н. 1998 271 273 43 50 58 74 22 22,4 25,3 23,4
11 Ф.О. 2000 230 220 50 56 41 53 17,7 16,0 25,9 25,4
£ (среднее) 252,63 255,45 35,09 47,09 56,72 68,63 19,58 20,11 26,04 24,96
т (ст. отклонение) 20,73 21,6 12,87 12,33 12,86 11,14 2,3 2,37 1,44 1,09
Т-критерий Стью-дента 1,3 5,6 9,2 2,1 4,9
Критические значения: 1>2,2 при р <0,05; 1>3,1 при р<0,01
По итогам тестирования видно, что волейболисты улучшили свои результаты по всем показателям, кроме двух человек, у которых ухудшился результат прыжка в длину, а у одного из них и результат метания набивного мяча. Стандартное отклонение результатов всех тестов достаточно большое, это связано с разной исходной физической подготовленностью. Наиболее значимые и достоверные результаты были достигнуты в прыжке вверх с места с 56,72±12,86 см до 68,63±11,14 см (1=9,2 при р <0,01). Неплохие результаты были показаны в сгибании-разгибании рук в упоре лёжа с 35,09±12,87 раз до 47,09±12,33 (1=5,6 при р <0,01) и челночном беге с 26,04±1,44 сек до 24,96±1,09 сек (1=4,9 при р <0,01).
В прыжке в длину с места и в метании набивного мяча в целом результаты улучшились, но различия не достоверны (1=1,3 и 1=2,1).
ВЫВОДЫ
1. По окончанию эксперимента достоверно улучшились результаты прыжка вверх с места (1=9,2), челночного бега (1=4,9) и сгибание-разгибание рук в упоре лёжа (1=5,6) при р <0,01.
2. Результаты тестов подтверждают эффективность использования средств и методов кроссфита в физической подготовке волейболистов высокой квалификации. Волейболисты не только улучшили свои начальные показатели в тестах, но и смогли удержать в течение всего сезона свою спортивную форму на хорошем уровне.
Спортивная индустрия не стоит на месте, и фитнес технологии успешно внедряются в тренировочный процесс волейбольных команд самого высокого уровня.
Предложенная методика подготовки по системе кроссфит может быть использована при улучшении и оптимизации процесса физической подготовки по волейболу на протяжении всего игрового сезона, и на этапе совершенствования спортивного мастерства (ССМ), и на этапе высшего спортивного мастерства (ВСМ).
ЛИТЕРАТУРА
1. Волейбол : учебник для вузов / под общ. ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - 4-е изд. - М. : ТВТ Дивизион, 2009. - 360 с. : ил.
2. Грублене, Н.А. Эффективность применения тренировочных программ кроссфит для повышения уровня физической подготовленности студентов физкультурного вуза / Н.А. Грублене, И.В. Епишкин, Л. Л. Блонская // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 50-55.
3. Емельянова, Ю.Н. Кроссфит как система развития физических качеств в спортивных играх / Ю.Н. Емельянова // Материалы V межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании» (18-19 апреля, 2016 г.) / Форум «Физическая культура и спорт: наука, образование, практика». — М., 2016. — С. 82-88.
4. Морозова, Л.В. Кроссфит - эффективный функциональный тренинг / Л.В. Морозова, О.Г. Морозов, Т.И. Мельникова // Научные труды Северо-Западного института управления - филиала РАНХиГС. - 2015. - Том 6. - Выпуск 5 (22). - С. 150-153.
5. Примерная программа спортивной подготовки по виду спорта «Волейбол» (спортивные дисциплины «Волейбол» и «Пляжный волейбол») / под общей редакцией Ю.Д. Железняка, В.В. Костюкова, А.В. Чачина. - М. : Федеральный центр подготовки спортивного резерва, 2016. - 224 с.
6. Теория и методика физической культуры : учебник / под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. -М. : Советский спорт, 2004. - 364 с.
REFERENCES
1. Ed. Belyaev, A.V. and Savina, M. V. (2009), Volleyball: the textbook for universities, TVT Divizion, Moscow.
2. Grabline, N.A. and Epishkin, L. L. (2017), "The efficacy of training programs CrossFit to improve the level of physical preparedness of students of sports high school", Uchenye zapiski universiteta imeniP. F. Lesgafta, Vol. 144, № 2, pp. 50-55.
3. Yemelyanova, Y.N. (2016), "CrossFit as a system of development of physical qualities in sports", Proceedings of the V interregional scientific and practical conference with international participation "Innovative technologies in sports and physical education " (April 18-19, 2016), forum "Physical culture and sports: science, education, practice", TSSP and M, Moscow, pp. 82-88.
4. Morozova, L. V., Morozov, O. G. and Melnikova T.I. (2015), "CrossFit is an effective functional training", Scientific works Northwest institute of management of a RANEPA, Vol.6, Issue 5 (22), pp. 150-153.
5. Zheleznyak, Y.D., Kostyukova, V. V. and Chachina, A.V. (2016), Approximate program of sports training in the sport " Volleyball "(sports disciplines" Volleyball "and" Beach volleyball, Moscow.
6. Kuramshin, Yu.F. (2004), Theory and methodology of physical culture: the textbook, Soviet Sport, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.05.2018
УДК 37.013
АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ФАКТОР НЕПРЕРЫВНОГО САМОРАЗВИТИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Валерия Валерьевна Немцова, кандидат биологических наук, доцент, Елена Петровна Якимович, кандидат педагогических наук, доцент,
Денис Александрович Ключников, кандидат биологических наук, доцент, Школа педагогики Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), г. Уссурийск
Аннотация
В условиях стремительно развивающегося общества претерпели изменения требования к подготовке педагогических кадров для общеобразовательных школ. Современный учитель должен не только хорошо знать свой предмет, методику его преподавания, уметь находить контакт с учащимися и их родителями, но и обладать навыками саморазвития, необходимыми для физического, личностного и профессионального самосовершенствования. В данной статье мы рассматриваем особенности акмеологической образовательной среды вуза, позволяющей создать условия, способствующие достижению будущими педагогами вершин профессионального и