Научная статья на тему 'Обоснование методики специальной физической подготовки волейболистов высокой квалификации в соревновательном периоде'

Обоснование методики специальной физической подготовки волейболистов высокой квалификации в соревновательном периоде Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1085
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ВОЛЕЙБОЛИСТЫ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ / АМПЛУА / СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ И ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Нечушкин Юрий Васильевич

В статье представлено обоснование содержания и направленности специальной физической подготовки волейболистов высокой квалификации в соревновательном периоде с учетом их амплуа. Разработанная методика специальной физической подготовки волейболистов направлена на поддержание специальной физической и технико-тактической подготовленности игроков в соревновательном периоде. В работе изучена структура соревновательного периода команд по волейболу Высшей лиги «А» в соответствии с календарем соревнований Чемпионата РФ как основного соревнования в годичном цикле подготовки. Определены особенности построения микроциклов как основы тренировочного процесса подготовки волейболистов в соревновательном периоде. С использованием метода пульсометрии определена направленность тренировочных нагрузок в соревновательном периоде. На основе метода экспертных оценок определены наиболее важные специальные двигательные способности волейболистов высокой квалификации разных амплуа в соревновательном периоде. Исследована динамика и взаимосвязь показателей специальной физической и технико-тактической подготовленности волейболистов на этапах соревновательного периода. Приведена оценка эффективности предложенной методики по динамике специальной физической и техническо-тактической подготовленности игроков в ходе соревновательного периода. Методику рекомендуется использовать в практической работе тренеров команд по волейболу высокой квалификации, в учебном процессе вузов физической культуры при преподавании теории и методики волейбола.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Justification of the technique of special physical training of the volleyball players of high qualification in the competitive period

Justification of the content and orientation of the special physical training of volleyball players of high qualification in the competitive period taking into account their role is presented in article. The developed technique for the special physical training of volleyball players is directed at maintenance of the special physical and technical and tactical training of players in the competitive period. The article studied the structure of the competitive period of volleyball teams of the Top league "A" according to the calendar of competitions of the Russian Federation Championship as main competition in a year cycle of preparation. Features of the microcycles planning as bases of training process for the volleyball players in the competitive period have been defined. Using the method of the pulsometriya the orientation of training loadings in the competitive period has been defined. On the basis of method of expert evaluations the most important special motive abilities of the volleyball players of high qualification with the different roles in the competitive period have been defined. Dynamics and interrelation of the indicators of special physical and technical and tactical training of the volleyball players at stages of the competitive period has been investigated. The assessment of efficiency of the offered technique by dynamics of the special physical and technical and tactical training of the players during the competitive period has been given. The technique is recommended to be used in practical work of coaches of the volleyball teams of high qualification, in educational process of the higher education institutions of physical culture when teaching the theory and volleyball technique.

Текст научной работы на тему «Обоснование методики специальной физической подготовки волейболистов высокой квалификации в соревновательном периоде»

2. Koryagina, Yu.V., Sukhachev E.A. and Reutskaya E.A. (2013), “Biomedical support of sports training in biathlon and short track (on materials of a foreign press)”, Modern problems of science and education, No. 3, available at: www.science-education.ru/109-9248.

3. Mikhalev, V.I., Aikin, V.A. and Zagursky, N. S. (2013), Modern aspects of training in biathlon and cross-country skiing (on materials of a foreign press): method. recommendation, Publishing house of SIBGUFK, Omsk.

4. Ainegrena, M., Carlssona P. and Tinnsten M. (2013), “A portable roller ski rolling resistance measurement system”, ProcediaEngineering., Vol. 60, pp. 79-83.

5. Altunsoy, M., Yarim, I. and Cetin, E. (2013), “Effect of eight week roller-ski sprint training on anaerobic power and strength in junior cross country skiers”, 6 International Congress on Science and Skiing 2013, St. Christoph a. Arlberg, Austria, pp. 167.

6. Breitschadel, F., Klein-Paste, A. and Leset S. (2010), “Effects of temperature change on cross-country ski characteristics”, Procedia Engineering, - Vol. 2, pp. 2913-2918.

7. Carlson, R. (2011), “Talent detection and competitive progress in biathlon - a national example”, Pol. J. Sport Tourism, Vol. 18, pp. 290-295.

8. Hakkarainen, A., Heikkinen T., Kaikkonen V. [et al] (2013), “Measurement systems of wellness and sports technology”, 18th annual ECSS Congress Barcelona/ESP, June 26th-29th 2013, available at: https://www.ecss.de/ ASP/MOBI/EDSS _Abstract_Text.asp? MyAbstractID=3018.

9. Hook, М., Jensen, K., Willis, S. [et al.] (2013), “Changes in maximal double poling performance during and after moderate altitude training in elite cross-country skiers”, 6 International Congress on Science and Skiing 2013, St. Christoph a. Arlberg, Austria, pp. 95.

10. Koptyug, A., Backstrom, M., Tinnsten, M. and Carlsson, P. (2012), “Cross-country ski vibrations and possible mechanisms of their influence on the free gliding”, Procedia Engineering, No. 34, pp. 473-478.

11. Krenn, O. Werner, I., Lawrence, E. [et al.] (2013), “The lower extremity dexterity test quantifies sensorimotor control for cross-country skiing ”, 6 International Congress on Science and Skiing 2013, St. Christoph a. Arlberg, Austria, pp. 82.

12. McGawley, K., Juudas E., Holmberg, H. [et al.] (2013), “Block interval training in highly-trained cross-country skiers”, 6 International Congress on Science and Skiing 2013, St. Christoph a. Arlberg, Austria, pp.83.

13. Smith, G., Alumbaugh, B., Leadbetter, G. [et al.] (2013), “Breathing and poling entrainment in ski skating”, 6 International Congress on Science and Skiing 2013, St. Christoph a. Arlberg, Austria, pp. 40.

14. Vonheim, A. (2012), The effect of skiing intensity on shooting performance in biathlon, Master Thesis Human Movement Science Programme, Spring, Trondheim.

Контактная информация: aikin-va@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 26.03.2014.

УДК 796.325.015.5 (045)

ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ

ПЕРИОДЕ

Юрий Васильевич Нечушкин, доцент, заведующий кафедрой,

Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана (МГТУ),

Москва

Аннотация

В статье представлено обоснование содержания и направленности специальной физической подготовки волейболистов высокой квалификации в соревновательном периоде с учетом их амплуа. Разработанная методика специальной физической подготовки волейболистов направлена на поддержание специальной физической и технико-тактической подготовленности игроков в соревновательном периоде. В работе изучена структура соревновательного периода команд по волейболу Высшей лиги «А» в соответствии с календарем соревнований Чемпионата РФ как основного соревнования в годичном цикле подготовки. Определены особенности построения микроциклов

как основы тренировочного процесса подготовки волейболистов в соревновательном периоде. С использованием метода пульсометрии определена направленность тренировочных нагрузок в соревновательном периоде. На основе метода экспертных оценок определены наиболее важные специальные двигательные способности волейболистов высокой квалификации разных амплуа в соревновательном периоде. Исследована динамика и взаимосвязь показателей специальной физической и технико-тактической подготовленности волейболистов на этапах соревновательного периода. Приведена оценка эффективности предложенной методики по динамике специальной физической и техническо-тактической подготовленности игроков в ходе соревновательного периода. Методику рекомендуется использовать в практической работе тренеров команд по волейболу высокой квалификации, в учебном процессе вузов физической культуры при преподавании теории и методики волейбола.

Ключевые слова: специальная физическая подготовка; волейболисты высокой квалификации; амплуа; специальная физическая и технико-тактическая подготовленность.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.03.109.p124-129

JUSTIFICATION OF THE TECHNIQUE OF SPECIAL PHYSICAL TRAINING OF THE VOLLEYBALL PLAYERS OF HIGH QUALIFICATION IN THE COMPETITIVE PERIOD

Yury Vasilyevich Nechushkin, senior lecturer, department chairman,

Bauman Moscow State Technical University, Moscow

Annotation

Justification of the content and orientation of the special physical training of volleyball players of high qualification in the competitive period taking into account their role is presented in article. The developed technique for the special physical training of volleyball players is directed at maintenance of the special physical and technical and tactical training of players in the competitive period. The article studied the structure of the competitive period of volleyball teams of the Top league "A" according to the calendar of competitions of the Russian Federation Championship as main competition in a year cycle of preparation. Features of the microcycles planning as bases of training process for the volleyball players in the competitive period have been defined. Using the method of the pulsometriya the orientation of training loadings in the competitive period has been defined. On the basis of method of expert evaluations the most important special motive abilities of the volleyball players of high qualification with the different roles in the competitive period have been defined. Dynamics and interrelation of the indicators of special physical and technical and tactical training of the volleyball players at stages of the competitive period has been investigated. The assessment of efficiency of the offered technique by dynamics of the special physical and technical and tactical training of the players during the competitive period has been given. The technique is recommended to be used in practical work of coaches of the volleyball teams of high qualification, in educational process of the higher education institutions of physical culture when teaching the theory and volleyball technique.

Keywords: special physical training, volleyball players of high qualification, role, technical and tactical training.

ВВЕДЕНИЕ

Спортивная деятельность волейболистов связана с высокой интенсивностью нагрузок. Эффективное выполнение игровых действий, технических приемов и тактических комбинаций на протяжении всей игры основано на высоком уровне развития двигательных способностей волейболистов [1, 3]. На соревнованиях команд высокой квалификации резко обострилась спортивная конкуренция, встречи волейбольных команд становятся все более напряженными [5]. Специфика игры, которая протекает с переменной интенсивностью в динамическом режиме мышечных сокращений при длительном и быстром реагировании спортсменов на изменяющуюся обстановку, предъявляет высокие требования к их морфофункциональным показателям и уровню специальной физической подготовленности, особенно в соревновательном периоде. Тренеры по-разному подходят

к технологии построения соревновательного периода подготовки волейбольных команд высокой квалификации [2]. В литературе слабо изучены закономерности формирования и поддержания уровня специальной физической подготовленности высококвалифицированных волейболистов в соревновательном периоде. Исследования данной проблемы сегодня актуально, имеет существенное теоретическое и практическое значение [4]. В связи с этим разработка эффективной методики специальной физической подготовки волейболистов высокой квалификации для поддержания спортивной формы игроков в соревновательном периоде остро стоит на повестке дня.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для научного обоснования методики специальной физической подготовки (СФП) волейболистов высокой квалификации в соревновательном периоде с учетом их амплуа использованы педагогические, соматометрические, физиологические методы исследования, методы математики и математической статистики. Из педагогических методов исследования применяли обобщение передового педагогического опыта, видеозапись игр команд высококвалифицированных волейболистов и их анализ с использованием компьютерных программ DATA VOLLEY Professional и DATA Videosystem, педагогические наблюдения с хронометрированием тренировочных занятий команд по волейболу Высшей лиги «А», анкетирование и опрос специалистов, тестирование уровня физической и технико-тактической подготовленности волейболистов, педагогический эксперимент. В исследовании приняли участие волейболисты команды МГТУ им. Н.Э. Баумана - участника Чемпионата РФ по волейболу команд Высшей лиги «А» в количестве 16 человек, имеющих спортивную квалификацию мастер спорта или кандидат в мастера спорта.

Анкетирование и опрос специалистов о значении поддержания уровня и содержании СФП высококвалифицированных волейболистов в соревновательном периоде в связи с реализацией технико-тактического мастерства игроков проводили в 2010 г. (в исследовании приняли участие 14 тренеров команд высокой квалификации и 23 высококвалифицированных игрока команд Высшей лиги «А» и суперлиги). Исследование структуры соревновательного периода Чемпионата РФ по волейболу команд Высшей лиги «А» и направленности тренировочных нагрузок, а также определение уровня специальной физической и технико-тактической подготовленности волейболистов проводили в сезонах 2010/2011 и 2011/2012 г.г.

Эффективность внедрения разработанной методики выявляли путем сопоставления результатов деятельности экспериментальной группы, использующей в тренировочном процессе соревновательного периода сезона 2011/2012 г.г. разработанную нами методику специальной физической подготовки волейболистов, и эмпирических показателей уровня специальной физической и технико-тактической подготовленности игроков той же команды, полученных в результате исследований в соревновательном периоде сезона 2010/2011 г.г. при использовании в тренировочном процессе традиционных средств и методов подготовки. Основанием для проведения сравнительного анализа эффективности методики и формулировки соответствующих выводов послужило наличие одного и того же состава игроков в деятельности соревновательных периодов обоих сезонов и отсутствие достоверных различий (р>0,05) в показателях волейболистов группы перед началом соревновательных периодов сезонов 2010/2011 г.г. и 2011/2012 г.г.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Соревновательный период команд по волейболу Высшей лиги «А» в соответствии с календарем соревнований Чемпионата РФ сезона 2010/2011 г.г. как основного соревнования в годичном цикле подготовки состоит из 22 модулей, каждый из которых включает от 4-х до 19 дней предсоревновательной подготовки с днями отдыха и восстановительных мероприятий и 2-х дней подряд соревнований. Модули объединены в 6 этапов,

(окончание каждого месяца), каждый этап включал в себя от 3 до 6 модулей. Неравномерность распределения времени на подготовку игроков к отдельным соревнованиям (турам) способствует снижению показателей специальной физической подготовленности волейболистов в ходе соревновательного периода.

По результатам экспертной оценки важнейшей задачей подготовки волейболистов высокой квалификации является поддержание на протяжении всего соревновательного периода высокого уровня специальной физической и технико-тактической подготовленности (6,5 баллов по 7-ми балльной шкале). Высокое значение для деятельности игроков в соревновательном периоде имеют специальные двигательные способности: скоростносиловые (6,5±0,7 балла), быстрота (6,2±0,7 балла), выносливость (5,9±0,8 баллов), силовые способности (5,8±0,9 балла). При определении согласованности оценок специалистов получены высокие коэффициенты конкордации (0,76^0,81).

Для игроков разных амплуа наиболее значимыми специальными двигательными способностями в игровой деятельности являются: для связующих - быстрота перемещений (94,6% опрошенных специалистов), скоростная выносливость (83,8%), прыгучесть (59,5%); для нападающих - прыгучесть (91,9%), прыжковая выносливость (86,5%), быстрота движения рук в ударном движении (81,1%); для либеро - быстрота перемещений (97,3% опрошенных), скоростная выносливость (91,9%), координационные способности (75,7%). Градация двигательных способностей позволяет расставить методические акценты в процессе специальной физической подготовки волейболистов высокой квалификации с учетом их амплуа в соревновательном периоде.

От начала к концу соревновательного периода сезона 2010/2011 г. г. по всем исследуемым показателям специальной физической подготовленности волейболистов отмечено их снижение. У нападающих и связующих игроков в среднем по силовым способностям - на 18,9%, по быстроте - на 21,0%; по скоростно-силовым способностям - на 22,2%, по выносливости - на 22,0%, в целом обобщенный показатель снижения специальной физической подготовленности составил 21,0%. У игроков амплуа «либеро» - по показателю тройного прыжка с места - на 18,1%, в целом по показателям быстроты - на 23,1%, по показателю прыжка вверх с места - на 24,1%, по показателю специальной скоростной выносливости - на 19,4%, в целом по исследуемым показателям специальной физической подготовленности игроков «либеро» их снижение от начала к концу соревновательного периода составило 21,2%.

Распределение тренировочных дней, включая дни отдыха с восстановительными мероприятиями, в модулях и этапах соревновательного периода оказывает влияние и тесно связано с уровнем специальной физической (г=0,81) и технико-тактической (г=0,79) подготовленности волейболистов; в соревновательном периоде уровень специальной физической подготовленности определяет уровень технико-тактической подготовленности волейболистов (г=0,89).

Динамика показателей специальной физической подготовленности волейболистов на этапах соревновательного периода носит характер близкий к линейному: показатели вероятностей, отражающие их эмпирические значения, и теоретические расчеты линейных функций в суммарных показателях по разделам и обобщенному показателю специальной физической подготовки близки друг к другу (разница составляет ±4,0%), что является недостоверным (Р>0,05), вследствие чего траектория перехода подготовленности из начального в конечное состояние может описываться линейными уравнениями. На этой основе разработаны рекомендации по управлению тренировочным процессом специальной физической подготовки волейболистов в соревновательном периоде, включающие схему и последовательность действий по управлению, формирование конечной и этапных моделей по каждому из показателей специальной физической подготовленности игроков. Разработанная методика специальной физической подготовки волейболистов высокой квалификации реализована в соревновательном периоде сезона 2011/2012 г. г. в

объеме 113 часов (20,8% тренировочного времени) с использованием в тренировочном процессе комплексов специальных упражнений скоростно-силовой направленности (55,5 часов), специальной выносливости (24 часа), быстроты (15 часов), силовых способностей (13 часов), координационных способностей (5,5 часа) с учетом амплуа спортсменов. В экспериментальной методике по сравнению с показателями сезона 2010/2011 г.г. повышена интенсивность тренировочного процесса за счет увеличения на 13,8% доли нагрузки анаэробного воздействия, уменьшения на 11,3% доли аэробной нагрузки, снижения на 2,5% доли смешанной (аэробно-анаэробной) нагрузки. Соотношение аэробной/аэробноанаэробной/анаэробной нагрузки в разработанной методике составило 16,1/48,8/35,1%. Повышена моторная плотность занятий до 65^80% по сравнению с 60^70% в сезоне 2010/2011 гг. Стандартизированы типы микроциклов путем приведения к «средней» по их величине (4:1, 5:1) до 83,9% в соревновательном периоде экспериментального сезона в сравнении с 73,4% сезона 2010/2011 г.г.

Эффективность разработанной методики специальной физической подготовки подтверждена более низкими темпами снижения показателей специальной физической и технико-тактической подготовленности волейболистов в ходе соревновательного периода экспериментального сезона: в экспериментальной группе получены положительные значимые (р<0,05) и достоверные сдвиги - на 9,8% по показателям специальной физической подготовленности нападающих и связующих и 8,9% либеро; на 7,2% - по показателям технико-тактической подготовленности нападающих и связующих и 11,6% либеро). Все показатели специальной физической подготовленности волейболистов в экспериментальном сезоне имели отклонения в передах ±1,5% от этапных и конечных моделей, что свидетельствует о правомерности и эффективности их использования. Изменения уровня специальной физической и технико-тактической подготовленности, полученные в ходе эксперимента, не случайны, а явились результатом применения разработанной методики (Х2=3,85 - значение выше критического).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, исследована структура соревновательного периода команд по волейболу Высшей лиги «А» в соответствии с календарем соревнований Чемпионата РФ как основного соревнования в годичном цикле подготовки; исследованы особенности построения микроциклов как основы тренировочного процесса подготовки волейболистов и направленность тренировочных нагрузок в соревновательном периоде; определены наиболее важные специальные двигательные способности волейболистов высокой квалификации в соревновательном периоде, в том числе с учетом их амплуа; определена динамика и исследована взаимосвязь показателей специальной физической и техникотактической подготовленности волейболистов высокой квалификации в ходе соревновательного периода. Разработана методика специальной физической подготовки волейболистов высокой квалификации с учетом их амплуа, направленная на поддержание специальной физической и технико-тактической подготовленности игроков в ходе соревновательного периода. Разработанная методика прошла проверку эффективности в ходе педагогического эксперимента. Методика может быть использована в практической работы тренеров команд по волейболу высокой квалификации, а также в учебном процессе вузов физической культуры при преподавании теории и методики волейбола.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волейбол : учебник для высших учебных заведений / под ред. А. В. Беляева, М. В. Савина. - М. : Физкультура, образование, наука, 2006. - 360 с.

2. Горчанюк, Ю.А. Технология построения и методика проведения предсоревновательного этапа подготовки мужских волейбольных команд высокой квалификации / Ю. А. Горчанюк // Физическое воспитание студентов. - 2011. - № 1. - С. 44-50.

3. Железняк, Ю. Д. Волейбол : методическое пособие по обучению игре / Ю. Д. Железняк,

В. А. Кунянский, А. А. Чачин. - М. : Терра-спорт, 2005. - 112 с.

4. Программа дифференцированной физической подготовки волейболистов 15-17 лет с учетом игрового амплуа / В В. Гамалий, И. В. Синиговец, Н.Г. Бишевец, К.Н. Сергиенко // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. -2007. - № 8. - С. 22-26.

5. Шипулин, Г.Я. Анализ соревнований высококвалифицированных волейболистов как основа построения соревновательно-тренировочной деятельности в классическом волейболе : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Шипулин Г.Я. - М., 2002. - 24 с.

REFERENCES

1. Belyaev, A. V. and Savin, M. V. (2006), Volleyball: the textbook for higher educational institutions, publishing house “Physical culture, education, science”, Moscow.

2. Gorchanyuk, Yu. A. (2011), "Technology of constructions and technique of carrying out a precompetitive stage of training of men's volleyball teams of high qualification", Physical education of students, No 1, pp. 44-50.

3. Zheleznyak, Yu. D., Kunyansky, V.A. and Chachin, A.A. (2005), Volleyball: methodical grant by training game, publishing house “Terra-Sport”,Moscow.

4. Gamaly, V.V., Sinigovets, I.V., Bishevets, N.G., and Sergiyenko, K. N. (2007), "The program of the differentiated physical training of volleyball players of 15-17 years taking into account game role", Pedagogics, psychology and medicobiologicalproblems of physical training and sports, No 8, pp. 22-26.

5. Shipulin, G. Ya. (2002), Yhe analysis of competitions of highly qualified volleyball players as a basis of creation of competitive and training activity in classical volleyball, dissertation, Moscow.

Контактная информация: nuvbmstu@bk.ru

Статья поступила в редакцию 30.03.2014.

УДК 159.9.072.433

ПСИХОДИАГНОСТИКА БЕГЛОСТИ МЫШЛЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ШАХМАТНЫХ ЗАДАЧ

Екатерина Александровна Никанова, аспирантка,

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и

туризма (ГЦОЛИФК), г. Москва

Аннотация

В современной подготовке шахматистов все больше внимания уделяется компьютерным технологиям, тем самым уменьшая роль самостоятельного творчества спортсмена. На наш взгляд, важным направлением при подготовке шахматистов должно стать целенаправленное развитие творческого мышления, а также создание психодиагностической методики для оценки творческих способностей в особом виде деятельности - шахматах. На основании проведенного констатирующего эксперимента нами были определены системообразующие факторы творческого мышления шахматистов 11-13 лет, которыми стали: беглость, рефлексия и воображение. В данной статье описывается методика по оценке беглости мышления с использованием шахматных задач. Данная методика может использоваться как при комплексной оценке уровня творческих способностей спортсмена, так и в качестве психодиагностических срезов, для оценки эффективности применяемой программы. Методика прошла апробацию и внедрена в систему дополнительного образования в общеобразовательной школе г. Москвы №1100.

Ключевые слова: шахматы, творчество, беглость мышления, психодиагностика.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.03.109.p129-132

PSYCHODIAGNOSTICS OF THINKING FLUENCY BY USING THE CHESS TASKS

Ekaterina Aleksandrovna Nikanova, the post-graduate student,

Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism, Moscow

Annotation

In modern training of the chess players, more attention is given to the computer technologies, by that reducing the role of the sportsman independent creativity. In our opinion, an important direction in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.