Научная статья на тему 'Повышение квалификации специалистов, обеспечивающих учебно-тренировочный процесс среди инвалидов и других маломобильных групп населения'

Повышение квалификации специалистов, обеспечивающих учебно-тренировочный процесс среди инвалидов и других маломобильных групп населения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
397
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ИНВАЛИД / ДОСТУПНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евсеева Ольга Эдуардовна, Томилова Марина Владимировна, Вишнякова Юлия Юрьевна

В данной статье отражены результаты работы Института адаптивной физической культуры ФГБОУ ВО «Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» по обучению специалистов, обеспечивающих учебно-тренировочный процесс среди инвалидов и других маломобильных групп населения по программе дополнительного профессионального образования "Инновационные технологии адаптивной физической культуры, физической культуры и спорта в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения" за 5 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евсеева Ольга Эдуардовна, Томилова Марина Владимировна, Вишнякова Юлия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Advanced training of specialists providing training process among people with disabilities and other people with limited mobility

This article reflects the results of the work of the Federal state budgetary educational institution of higher professional education "National state University of physical culture, sport and health named after P. F. Lesgaft, St. Petersburg" for the provision of services on training of specialists ensuring the training process among people with disabilities and other disabled groups conducted under the program of additional professional education "Innovative technologies of adaptive physical culture, physical culture and sports in the practical work with people with disabilities and other low mobile groups of population" for 5 years.

Текст научной работы на тему «Повышение квалификации специалистов, обеспечивающих учебно-тренировочный процесс среди инвалидов и других маломобильных групп населения»

2. Государственная программа Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" [Электронный ресурс] // Портал государственных программ Российской Федерации. - URL : http://www.gosprogrammy.gov.ru. - Дата обращения 18.11.2015.

3. Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры : учебник / С.П. Евсеев. - М. : Спорт, 2016. - 616 с.

4. Методические рекомендации по установлению государственных требований к уровню физической подготовленности инвалидов при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) / [авт.-сост. О. Э. Евсеева] ; Министерство спорта Российской Федерации ; Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - Санкт-Петербург : [б.и.], 2016. - 84 с.

5. Формирование мотивации у инвалидов при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) / О.Э. Евсеева, Н.Г. Закревская, Е.Б. Ладыгина, Ф.В. Терентьев // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы теории и методики адаптивной физической культуры» (29 марта 2016 года) / Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. — СПб. : [б.и.], 2016. - С. 28-29.

REFERENCES

1. Strategy of development ofphysical culture and sports in the Russian Federation for the period till 2020б the Consortium code, Electronic Fund of legal and normative-technical documentation, available at: http://docs.cntd.ru/document/902169994.

2. State program of the Russian Federation "Development ofphysical culture and sports", Portal of state programs of the Russian Federation, available at: http://www.gosprogrammy.gov.ru.

3. Evseev, S.P. (2016), Theory and organization of adaptive physical culture: textbook, Sport, Moscow.

4. Evseeva, O. E. (2016), Methodical recommendations about establishment of the state requirements to the level of physical fitness of disabled people in case of accomplishment of standard rates of the GTO All-Russian sports complex "It Is Ready to Work and Defense": methodical recommendation, the author-originator, the project head of the research work performed according to the public contract No. 606 of August 26, 2015 the Ministry of Sports of Russia of O. E. Evseeva, NSU of a name of P.F. Lesgaft, St. Petersburg.

5. Evseeva, O.E., Zakrevskaya, N.G., Ladygina, E.B. and Terent'ev, V.F. (2016), "Formation of motivation among persons with disabilities in the implementation of the regulations the all-Russian sports complex "Ready for labor and defense" (TRP)", Materials of all-Russian scientific-practical conference "Modern problems of theory and methodology of adaptive physical culture" (29 March 2016), Lesgaft national state University of physical culture, sport and health, St. Petersburg, pp. 28-29.

Контактная информация: yuyuvish@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.01.2017

УДК 796.077

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС СРЕДИ ИНВАЛИДОВ И ДРУГИХ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

Ольга Эдуардовна Евсеева, кандидат педагогических наук, профессор, директор Института АФК НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, Марина Владимировна То-милова, кандидат педагогических наук, заместитель министра спорта Российской Федерации, Юлия Юрьевна Вишнякова, кандидат педагогических наук, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лес-гафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В данной статье отражены результаты работы Института адаптивной физической культуры ФГБОУ ВО «Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоро-

вья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» по обучению специалистов, обеспечивающих учебно-тренировочный процесс среди инвалидов и других маломобильных групп населения по программе дополнительного профессионального образования "Инновационные технологии адаптивной физической культуры, физической культуры и спорта в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения" за 5 лет.

Ключевые слова: образование, адаптивная физическая культура, повышение квалификации, инвалид, доступная среда.

ADVANCED TRAINING OF SPECIALISTS PROVIDING TRAINING PROCESS AMONG PEOPLE WITH DISABILITIES AND OTHER PEOPLE WITH LIMITED

MOBILITY

Olga Eduardovna Evseeva, the candidate ofpedagogical sciences, professor, Director of the Institute of adaptive physical culture, Marina Vladimirovna Tomilova, the candidate ofpedagogical sciences, Deputy Minister of sport of the Russian Federation, Yuliya Yurievna Vish-nyakova, the candidate ofpedagogical sciences, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

This article reflects the results of the work of the Federal state budgetary educational institution of higher professional education "National state University of physical culture, sport and health named after P. F. Lesgaft, St. Petersburg" for the provision of services on training of specialists ensuring the training process among people with disabilities and other disabled groups conducted under the program of additional professional education "Innovative technologies of adaptive physical culture, physical culture and sports in the practical work with people with disabilities and other low mobile groups of population" for 5 years.

Keywords: education, adaptive physical education, training, disabled, accessible environment.

В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы» Министерством спорта Российской Федерации было утверждено техническое задание и на конкурсной основе заключены Государственные контракты с ФГБОУ ВО «Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург»: № 444 от 07.10.2011 г.; № 122 от 24.09.2012 г.; № 167 от 23. 05.2013 г.; № 452 от 02.09.2014 г.; № 323 от 01.07.2016 г.

Всего за период с 2011 по 2016 год по программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы», преподаватели НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург организовали и провели 33 потока курсов и обучили 1866 специалистов из 8-ми Федеральных округах РФ:

- Северо-западный Федеральный округ - 888 человек: 2011 г. -232; 2012 г. -162; 2013 г.- 120; 2014 г. -150; 2015 г. - 60; 2016 г. - 164;

- Уральский Федеральный округ - 50 человек: 2011 г. -50;

- Дальневосточный Федеральный округ Приморский край - 105 человек: 2011 г. - 105 человек;

- Сибирский Федеральный округ -157 человек: 2012 г. -57; 2016 г. - 100;

- Южный Федеральный округ -178 человек: 2012 г. -68; 2016 г. - 110;

- Приволжский Федеральный округ - 194 человека: 2013 г.- 83; 2016 г. - 111;

- Центральный Федеральный округ - 219 человека: 2013 г.- 84; 2016 г. - 135;

- Северо-Кавказский федеральный округ - 75 человек: 2014 г. - 75.

В 2016 году в рамках Государственного контракта № 323 от 01.07.2016 г. прошли обучение на курсах повышения квалификации 620 человек:

- 164 человека в Северо-западном Федеральном округе (г. Санкт-Петербург);

- 135 человек в Центральном Федеральном округ (г. Москва, г. Смоленск);

- 111 человек в Приволжском Федеральном округе (г. Казань);

- 100 человек в Сибирском Федеральном округе (г. Новосибирск);

- 110 человек в Южном Федеральном округе (г. Сочи).

Целью программы является формирование компетенций у специалистов, обеспечивающих учебно-тренировочный процесс среди инвалидов и других маломобильных групп населения, для решения задач в профессиональной деятельности. Объем программы 72 часа.

Содержание программы дополнительного профессионального образования «Инновационные технологии адаптивной физической культуры, физической культуры и спорта в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения» включает в себя следующие разделы.

Раздел 1. Модуль «Организация системы комплексной реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья, создание условий безбарьерной среды, этика общения с инвалидами».

Раздел 2. Модуль «Теоретико-методологические основы адаптивной физической культуры, роль в социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья, основные концепции теории, функции и принципы».

Раздел 3. Модуль «Адаптивное физическое воспитание для лиц с отклонениями в состоянии здоровья»:

3.1. Адаптивное физическое воспитание лиц с нарушением слуха;

3.2. Адаптивное физическое воспитание лиц с нарушением зрения;

3.3. Адаптивное физическое воспитание лиц с нарушениями психического и интеллектуального развития;

3.4. Адаптивное физическое воспитание лиц с поражением опорно-двигательного аппарата;

3.5. Инклюзивное образование лиц с нарушениями в развитии;

3.6. Адаптивное физическое воспитание лиц с соматическими заболеваниями (СМГ);

3.7. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) для инвалидов.

Раздел 4. Модуль «Адаптивный спорт, структура и содержание, спортивно-медицинская классификация, психолого-педагогические аспекты работы тренера, обеспечение безопасности, профилактика травматизма, допинг-контроль».

Раздел 5. Модуль «Нормативно-правовое обеспечение адаптивной физической культуры, доступности физкультурно-спортивных объектов, деятельности образовательных учреждений дополнительного образования детей-инвалидов спортивной направленности».

На курсах повышения квалификации прошли обучение специалисты из 191 города Российской Федерации:

Армавир, Волгоград, Выборг, Великий Новгород, Всеволожск, Воронеж, Петергоф, Владивосток, Владикавказ, Гусь-Хрустальный, Ейск, Железногорск, Зеленогорск, Калининград, Калуга, Кировск, Краснодар, Красноярск, Крымск, Маркс, Курган, Луга, Липецк, Красноярск, Стерлитомак, Менделеевск, Москва, Новороссийск, Норильск, Новосибирск, Нижневартовск, Петрозаводск, Петровск, Псков, Рязань, Сланцы, Сыктывкар, Рязань, Салехард, Салават, Самара, Санкт-Петербург, Саратов, Сосновоборск, Сочи, Сургут, Тамбов, Тверь, Темрюк, Тихвин, Тихорецк, Тобольск, Тольятти, Томск, Туапсе, Тюмень, Урал, Уфа, Хабаровск, Ханты-Мансийск, Чебоксары, Челябинск, Шлиссельбург, Южно-Сахалинск, Энгельс, Якутск и другие.

В обучении в 2016 году участвовали специалисты из различных отраслей:

- физической культуры и спорта - представители управлений муниципальных образований, учреждений и организаций физической культуры и спорта - 318 человек

(51,3%);

- образования - представители детско-юношеских спортивных школ (на базе которых планируются или открыты отделения адаптивного спорта), учреждений дополнительного образования, специальных (коррекционных) образовательных учреждений, вузов (профессорско-преподавательский состав, работающий с инвалидами) - 248 человек (40%);

- здравоохранения - представители реабилитационных центров - 17 человек (2,7%);

- социальной сферы - представители социальных реабилитационных центров, комплексных социальных центров обслуживания населения (инструкторы адаптивной физической культуры) - 37 человек (6%).

За период проведения курсов программу профессиональной подготовки и повышения квалификации освоили и успешно окончили обучение 22 человека с ограниченными возможностями здоровья.

Для более информативного, системного и наглядного представления содержания занятий по программе дополнительного профессионального образования "Инновационные технологии адаптивной физической культуры, физической культуры и спорта в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения" преподаватели использовали презентации, информационные ролики, документальные фильмы и мультимедийное сопровождение.

Обучение специалистов, обеспечивающих учебно-тренировочный процесс среди инвалидов (в рамках реализации Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда») проводилось в следующих организациях:

• Северо-Западный федеральный округ (г. Санкт-Петербург, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург»);

• Уральский федеральный округ (г. Ханты-Мансийск, Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа Югры «Центр спорта инвалидов»);

• Дальневосточный федеральный округ (г. Владивосток, Дальневосточный федеральный университет);

• Сибирский федеральный округ (г. Красноярск, Красноярский краевой Институт повышения квалификации работников физической культуры и спорта);

• Южный федеральный округ (г. Краснодар, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма);

• Приволжский федеральный округ (г. Саратов, Государственное бюджетное учреждение «Саратовский областной спортивный центр развития адаптивной физической культуры и спорта»);

• Центральный федеральный округ (г. Воронеж, Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Воронежский государственный институт физической культуры»);

• Северо-Западный федеральный округ (г. Калининград, Балтийский федеральный университет имени Эммануила Канта);

• Северо-Кавказский федеральный округ (г. Владикавказ, Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова»);

• Центральный Федеральный округ (г. Москва - Федеральное государственное бюджетное учреждение Федеральный научный центр Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры; г. Смоленск - Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Смоленская государственная

академия физической культуры, спорта и туризма»);

• Приволжский Федеральный округ (г. Казань - Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»);

• Сибирский Федеральный округ (г. Новосибирск - Новосибирская областная организация Общество «Динамо»);

• Южный федеральный округ (г. Сочи, Федеральное государственное бюджетное учреждение «ЮГ Спорт»).

По окончании курсов повышения квалификации каждому слушателю выдавался учебно-методический материал в электронном виде на компакт-дисках.

Обучение в каждой группе завершалось итоговой аттестацией и выдачей слушателям, выполнившим все требования учебного плана и успешно закончившим обучение, документа установленного образца о повышении квалификации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения : учебное пособие / под общ. ред. проф. С.П. Евсеева. - М : Советский спорт, 2014. - 298 с.

2. Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры : учебник / С.П. Евсеев. - М. : Спорт, 2016. - 616 с.

REFERENCES

1. Ed. Evseev, S.P. (2014), Adaptive physical culture in the practice of working with people with disabilities and other limited mobility groups of population: the textbook, Soviet sport, Moscow.

2. Evseev S.P. (2016), Theory and organization of adaptive physical culture: textbook, Sport, Moscow.

Контактная информация: yuyuvish@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.01.2017

УДК 796.966

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ХОККЕИСТОВ В

ВОЗРАСТЕ 6-8 ЛЕТ

Игорь Владимирович Захаркин, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный тренер России, главный тренер ХК «Салават Юлаев» (г. Уфа), Леонид Владимирович Михно, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Иван Александрович Чичелов, аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В данной статье рассматриваются четыре основных компонента подготовки юного спортсмена в возрасте 6-8 лет в хоккее с шайбой - физическая, техническая, тактическая и психологическая подготовка. В разделе технической подготовки хоккеистов рассматриваются два основных аспекта - это техника передвижения на коньках и техника владения клюшкой и шайбой. В статье представлен авторский взгляд на процесс воспитания и развития юных спортсменов в хоккее с шайбой, сформулированный на основе практического опыта и изучения современных тенденций в развитии данного вида спорта.

Ключевые слова: хоккей, дети 6-8 лет, учебно-тренировочный процесс, компоненты подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.