Научная статья на тему 'Реализация идеи совершенствования личности в системе физического образования П. Ф. Лесгафта'

Реализация идеи совершенствования личности в системе физического образования П. Ф. Лесгафта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
375
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГАРМОНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ИДЕЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / ИНТЕГРАЦИЯ УМСТВЕННОГО / ФИЗИЧЕСКОГО / НРАВСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копейкина Татьяна Евгеньевна

Статья посвящена исследованию историко-педагогического наследия П.Ф. Лесгафта в процессе создания системы физического образования в России. Особое внимание уделено реализации идеи совершенствования личности через процесс и результат гармонического развития личности. Цель исследования: историко-педагогический анализ развития идеи совершенствования личности в наследии П.Ф. Лесгафта в контексте комплексного изучения человека. Методологической основой исследования являются комплексный, междисциплинарный, культурологический подходы. Они предполагают исследование совокупности социокультурных, общественно-политических, педагогических факторов и явлений, оказавших влияние на развитие идеи совершенствования личности в отечественной педагогической мысли второй половины XIX – начала XX вв. Основным результатом является введение в педагогическую науку теоретических знаний о развитии идеи совершенствования личности в аспекте комплексного исследования человека, ее методологической основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Копейкина Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of the idea of the personality perfection within the frames of system of the physical education of P.F. Lesgaft

Article is devoted to the historical pedagogical heritage of P.F. Lesgaft in the process of establishing the system of physical education in Russia. Special attention has been paid to the implementation of the idea of perfection of the person through the process and result of the harmonious development. The methodological basis of the research includes the integrated, interdisciplinary, cultural approaches. They offer the study of socio-cultural, socio-political, pedagogical factors and events affecting the development of ideas to improve the personality in the native pedagogic thinking at the second half of the 19th and early 20th centuries. The main result was the introduction in the pedagogical science the theoretical knowledge about the development of ideas to improve the personality in terms of integrated human studies, its methodological basis.

Текст научной работы на тему «Реализация идеи совершенствования личности в системе физического образования П. Ф. Лесгафта»

щем.

4. В результате развития от детства к юности, личность юношей, употребляющих никотин, претерпевает изменения. Очевидно изменение показателей «упрямства» личностной ригидности к показателям подвижности, экстравертированности и высокой степени возбудимости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Карпинский, К.В. Психология жизненного пути личности : учеб. пособие I К.В. Карпинский. - Гродно : Изд-во Гродненского гос. ун-та, 2002. - 1б7 с.

2. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие для студентов высших учебных заведений I И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 4б4 с.

3. Логинова, Н. А. Психобиографический метод исследования и коррекции личности : учеб. пособие для вузов I Н. А. Логинова. - Алма-Аты : Изд-во «Казах университет», 200б. - 17б с.

4. Мясищев, В.Н. Психология отношений I В.Н. Мясищев. - Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 400 с.

5. Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти I А. А. Реан. - СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. - б5б с.

REFERENCES

1. Karpinsky, K.V. (2002), Psychology of a course of life of persons: Studies grant, publishing house “Grodno State University”, Grodno, Belarus.

2. Kulagin, I.Yu. and Kolyutsky, V.N. (2005), Age psychology: Full life cycle of development of the person. Manual for students of higher educational institutions, Shopping Center “Sfera”, Moscow.

3. Loginova, N.A. (200б), Psychobiographic method of research and correction of persons: studies grant for higher education institutions, Kazakh state university, Alma-Ata, Kazakhstan.

4. Myasishchev V.N. (200б), Psychology of the relations, publishing house “NPO Modec”, Voronezh.

5. Rean A.A. (2010), Psychology of the person from the birth to death, Prime-Evroznak, St. Petersburg.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.10.2013.

УДК 796.011:378

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ П.Ф. ЛЕСГАФТА

Татьяна Евгеньевна Копейкина, кандидат педагогических наук, доцент, Институт физической культуры, спорта и здоровья Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова,

Архангельск

Аннотация

Статья посвящена исследованию историко-педагогического наследия П.Ф. Лесгафта в процессе создания системы физического образования в России. Особое внимание уделено реализации идеи совершенствования личности через процесс и результат гармонического развития личности.

Цель исследования: историко-педагогический анализ развития идеи совершенствования личности в наследии П.Ф. Лесгафта в контексте комплексного изучения человека. Методологиче-

ской основой исследования являются комплексный, междисциплинарный, культурологический подходы. Они предполагают исследование совокупности социокультурных, общественнополитических, педагогических факторов и явлений, оказавших влияние на развитие идеи совершенствования личности в отечественной педагогической мысли второй половины XIX - начала XX вв. Основным результатом является введение в педагогическую науку теоретических знаний о развитии идеи совершенствования личности в аспекте комплексного исследования человека, ее методологической основе.

Ключевые слова: физическое образование, гармоническое развитие личности, идея совершенствования личности, комплексный подход, интеграция умственного, физического, нравственного образования.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.10.104.p95-98 REALIZATION OF THE IDEA OF THE PERSONALITY PERFECTION WITHIN THE FRAMES OF SYSTEM OF THE PHYSICAL EDUCATION OF P.F. LESGAFT

Tatyana Evgenevna Kopeykina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Institute of Physical Culture, Sports and Health of the Lomonosov Northern (Arctic) Federal

University, Arkhangelsk

Annotation

Article is devoted to the historical pedagogical heritage of P.F. Lesgaft in the process of establishing the system of physical education in Russia. Special attention has been paid to the implementation of the idea of perfection of the person through the process and result of the harmonious development. The methodological basis of the research includes the integrated, interdisciplinary, cultural approaches. They offer the study of socio-cultural, socio-political, pedagogical factors and events affecting the development of ideas to improve the personality in the native pedagogic thinking at the second half of the 19th and early 20th centuries. The main result was the introduction in the pedagogical science the theoretical knowledge about the development of ideas to improve the personality in terms of integrated human studies, its methodological basis.

Keywords: physical education and harmonious development of the personality, idea of improving individual, holistic approach, integrating of mental, physical, and moral education.

Современное демократическое общество представляет многообразие мнений, позиций, приоритетов. В обществе произошла деградация общечеловеческих отношений, обострились нравственные проблемы, под сомнение поставлены духовные и этические ценности. В этой связи, возросла потребность в изучении и осмысление передовых историко-педагогических традиций отечественного образования, направленных на совершенствование личности. Идея интеграции умственного, нравственного, физического развития в системе образования России была связана с разработанной П.Ф. Лесгафтом (18371909) программой совершенствования личности.

П.Ф. Лесгафт является выдающимся ученым в медицинской и педагогической деятельности, создателем новой системы образования в России направленной на гармоническое развитие личности. В конце 19 века, когда П.Ф. Лесгафтом была сделана первая попытка открытия учебного заведения по подготовке специалистов по физической культуре, царь назвал его замысел «роскошью для России» и не поддержал его проект.

В 1881 г. в частной школе Стоюниных, доктор хирургии, профессор П.Ф. Лесгафт осуществил идею гармонического развития личности, введя занятия по физической культуре с детьми. Ученый следил за изменениями в организме, проводил коррекцию занятий. Его программа по физическому образованию была основана на длительном комплексном исследовании медицинских, педагогических, психологических особенностей детей в разных возрастных периодах с учетом социальной среды. Полученные результаты были сравнены с молодежью европейских стран. Совместно с обществом русских врачей, ученый П.Ф. Лесгафт исследовал возможности человеческого организма, и осуществил подбор средств, методов, принципов, форм занятий по физической культуре.

Мечтая о создании первого высшего учебного заведения по подготовке физкультурных кадров, П.Ф. Лесгафт привлек единомышленников и в 1893г. начало работу «Общество содействия физическому развитию». К устройству катков в зимнее время для детей и молодежи, проведению подвижных игр, было привлечено 400 человек единомышленников.

В 1896 г. благодаря совместным усилиям, частным вложениям, в Санкт-Петербурге состоялось открытие первого высшего учебного заведения для женщин под названием «Высшие курсы для воспитательниц и руководительниц по физической культуре» с разрешения царского правительства. По мнению ученого «степень совершенствования общества всего вернее определяется степенью сознательного участия в заботах о детях и их благе, а это достигается только образованием и связанным с ним нравственным развитием женщины» [3, С. 33].

Высшая школа П.Ф. Лесгафта отличалась оригинальностью взглядов на процесс и результат образования. В отличие от других стран, цель образования состояла в гармоническом развитии личности (таблица 1). П.Ф. Лесгафт обладал широтой мышления, отдельная личность рассматривалась им как частица общества в целом. По его мнению, царской России предстояло сделать серьезный шаг по совершенствованию всей традиционной системы образования.

Таблица1

Гармоническое развитие личности по П.Ф. Лесгафту________________

Эстетическое Духовное Психологическое

«красота», «изящество», «пластичность», «легкость» «любовь к отечеству», «благородство», «любовь», «самосознание», «терпимость», «традиции» «темперамент», «характер», «тип», «мотивы», «способности», «интересы», «индивидуальность»

Умственное Нравственное Физическое

«мышление», «рассуждение», «наблюдательность», «кругозор», «идеалы», «опытность» «уважение к личности другого», «истина», «правда», «дисциплинированность», «самосовершенствование», «трудолюбие», «волевые качества». «физические качества», «телосложение», «двигательные умения», «руководство действиями».

П.Ф. Лесгафт создал модель педагогических условий совершенствования личности, которые представлены на основе отбора в единстве принципов, методов, содержания образовательного пространства в блоках:

1) социокультурный (государственные реформы в образовании; расширение сферы образования; увеличение книгоиздательства; международные связи; сохранение культурных традиций);

2) научный (научные открытия; создание научных обществ; развитие естественнонаучных дисциплин);

3) педагогический (целенаправленность образования; гуманизация образования; соединение умственного и физического образования; учет возрастной периодизации; техническое оснащение);

4) общественный (единство семейного и общественного образования, воспитания; развитие творчества; расширение сферы деятельности);

5) медицинский (анализ статистических исследований заболеваемости и смертности детей; врачебный контроль; создание оздоровительных программ; профилактические мероприятия);

6) психологический (изучение условий семейной среды; учет потребностей, способностей, интересов в коллективном взаимодействии детей; формирование общечеловеческих ценностей, положительных мотивов).

Таким образом, реализация идеи совершенствования личности П.Ф. Лесгафта была возможна при создании и соблюдении оптимальных педагогических условий в семей-

ной и общественной среде в целях формирования всесторонней, гармонической личности в ее внутренних и внешних проявлениях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лесгафт, П.Ф. Собрание педагогических сочинений : в 5 т. Т. 1 : Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Ч. 1 I П.Ф. Лесгафт. - М. : Физкультура и спорт, 1951. - 444 с.

2. Лесгафт, П.Ф. Собрание педагогических сочинений : в 5 т. Т. 2 : Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Ч. 2 I П.Ф. Лесгафт. - М. : Физкультура и спорт, 1952. - 384 с.

3. Лесгафт, П.Ф. Собрание педагогических сочинений : в 5 т. Т. 3 : Семейное воспитание ребенка и его значение I П.Ф. Лесгафт. - М. : Физкультура и спорт, 195б. -439 с.

4. Лесгафт, П.Ф. Собрание педагогических сочинений : в 5 т. Т. 4 : Основы естественной гимнастики. Отношение анатомии к физическому воспитанию. Приготовление учителей гимнастики. Статьи и выступления 1874-1890 I П.Ф. Лесгафт. - М. : Физкультура и спорт, 1953. - 3б9 с.

5. Лесгафт, П.Ф. Собрание педагогических сочинений : в 5 т. Т. 5 : Статьи. Извлечения из «Основ теоретической анатомии». Отчеты. 1891-1909 I П.Ф. Лесгафт. - М. : Физкультура и спорт, 1954. - 391 с.

REFERENCES

1. Lesgaft, P.F. (1951), Collected pedagogical works, Guidelines for physical education of school-age children, Vol. 1, Physical culture and sport, Moscow.

2. Lesgaft, P.F. (1952), Collected pedagogical works, Guidelines for physical education of school-age children, Vol. 2, Physical culture and sport, Moscow.

3. Lesgaft, P.F. (195б), Collected pedagogical works, Family education and its value, Vol. 3, Physical culture and sport, Moscow.

4. Lesgaft, P.F. (1953), Collected pedagogical works, Basics of natural gymnastics. Relevant anatomy to physical education, Preparation of teachers of gymnastics, Articles and speeches 1874-1890, Vol. 4, Physical culture and sport, Moscow.

5. Lesgaft, P.F. (1954), Collected pedagogical works. Article. Retrieved from "Foundations of theoretical anatomy”. Reports, Vol. 5, Physical culture and sport, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.10.2013.

УДК 159.922.736

ИССЛЕДОВАНИЕ СУБЪЕКТИВНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЛИЧНОСТИ О СИСТЕМАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ, ЗНАЧИМЫХ ДЛЯ ЕЁ РАЗВИТИЯ, С СЕМИ ЛЕТ ДО ГРАНИЦЫ «ШКОЛА-ВУЗ» ДЛЯ ПРОВЕРКИ ГИПОТЕЗ О ДИНАМИКЕ СТРУКТУР В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ДАННЫЙ ПЕРИОД

Оксана Викторовна Краснова, кандидат педагогических наук, доцент, Пензенский государственный университет

Аннотация

Исследование субъективных представлений личности о системах взаимодействий, значимых для её развития, направлено на проверку и уточнение модели структурной динамики системы развития личности в онтогенезе как один из множества методов. Динамика структур в любой системе всегда связана с механизмом функционирования и развития системы. А механизмы онтогенеза личности - актуальный открытый вопрос в психологии развития. В статье представлены две

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.