Научная статья на тему 'Естественнонаучные исследования в системе физического образования П. Ф. Лесгафта'

Естественнонаучные исследования в системе физического образования П. Ф. Лесгафта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
355
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕКА / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копейкина Татьяна Евгеньевна

Статья освещает естественнонаучные исследования П.Ф. Лесгафта в период создания им системы физического образования в России. Во внимание взяты результаты исследований по изучению особенностей и возможностей организма человека в период его развития и воспитания. В статье отражены комплексные результаты зарубежных исследователей о возможности отдельных частей человеческого организма, связанных с физической нагрузкой, исследования, проведенные на животных в специально созданных условиях. Показаны результаты изучения уровня здоровья молодежи в России, процент смертности среди подростков. Цель исследования: анализ естественнонаучных исследований в системе физического образования П.Ф. Лесгафта с позиции комплексного изучения возможностей человека. Методологической основой исследования являются комплексный и аксиологический подходы. Они предполагают исследование совокупности ценностных педагогических факторов и явлений, в достижении результата в воспитании человека средствами физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Копейкина Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Natural science research at system of the physical education of P.F. Lesgaft

Analysis of the scientific researches of the physical education of P.F. Lesgaft was based on the comprehensive study of the human capabilities. The methodological bases of the research are integrated, axiological approach. It includes the study of the values and pedagogical factors and phenomena in achieving of the results in the upbringing of the person by means of the physical culture. The article reflects the integrated results of the foreign researchers of the abilities of the individual parts of the human body, related to physical activity; studies have been conducted on the animals in the specially created environment. It shows the results of the study of young people's health in Russia, the mortality rate among the adolescents. Goal of research: analysis of the scientific research in physical education from the perspective of the integrated Lesgaft P.F. study of human capabilities. The methodological bases of the research are integrated, axiological approach. They include the study of the values and pedagogical factors and phenomena in achieving results in the upbringing of the person by means of the physical culture.

Текст научной работы на тему «Естественнонаучные исследования в системе физического образования П. Ф. Лесгафта»

(91). - С. 85-91.

3. Константинов, С.А. Комплексная технология патриотического воспитания молодёжи в системе образования : монография / С.А. Константинов ; С.-Петерб. гос. ун-т кино и телевидения. -СПб. : [б.и.], 2010. - 272 с.

4. Мотепоненко, А.Г. Педагогическое содействие воспитанию патриотизма спортсменов, занимающихся прикладными видами единоборств в условиях учреждений дополнительного образования / А.Г. Мотепоненко // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 8 (102). - С. 109-115.

REFERENCES

1. Kazantinova, G.M. and Vlasova, T.N. (2013), "Psychoemotional state of students involved in physical training in the group "Exempt from physical education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 94, No. 3, pp. 77-81.

2. Konstantinov, S.A. (2009) "Theory and practice of realization of the moral component in patriotic education of youth", Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, No. 12 (91), pp. 85-91.

3. Konstantinov, S.A. (2010), Complex technology of the patriotic education of youth in the system of education, monograph, publishing house "SPbGUKiT", St. Petersburg.

4. Moteponenko, A.G. (2013), "Pedagogical contribution to the patriotic upbringing of the athletes, involved in the applied martial arts and studying at the additional educational institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 102, No. 8, pp. 109-115.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 15.11.2014.

УДК 796.011:378

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ П.Ф. ЛЕСГАФТА

Татьяна Евгеньевна Копейкина, кандидат педагогических наук, доцент, Институт физической культуры, спорта и здоровья Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, Архангельск

Аннотация

Статья освещает естественнонаучные исследования П.Ф. Лесгафта в период создания им системы физического образования в России. Во внимание взяты результаты исследований по изучению особенностей и возможностей организма человека в период его развития и воспитания. В статье отражены комплексные результаты зарубежных исследователей о возможности отдельных частей человеческого организма, связанных с физической нагрузкой, исследования, проведенные на животных в специально созданных условиях. Показаны результаты изучения уровня здоровья молодежи в России, процент смертности среди подростков. Цель исследования: анализ естественнонаучных исследований в системе физического образования П.Ф. Лесгафта с позиции комплексного изучения возможностей человека. Методологической основой исследования являются комплексный и аксиологический подходы. Они предполагают исследование совокупности ценностных педагогических факторов и явлений, в достижении результата в воспитании человека средствами физической культуры.

Ключевые слова: физическое образование, естественнонаучные исследования, возможности человека, комплексный подход.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.11.117.p75-78

NATURAL SCIENCE RESEARCH AT SYSTEM OF THE PHYSICAL EDUCATION

OF P.F. LESGAFT

Tatyana Eugenievna Kopeykina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Institute of Physical Culture, Sport and Health, Northern (Arctic) Federal University,

Arkhangelsk

Annotation

Analysis of the scientific researches of the physical education of P.F. Lesgaft was based on the comprehensive study of the human capabilities. The methodological bases of the research are integrated, axiological approach. It includes the study of the values and pedagogical factors and phenomena in achieving of the results in the upbringing of the person by means of the physical culture. The article reflects the integrated results of the foreign researchers of the abilities of the individual parts of the human body, related to physical activity; studies have been conducted on the animals in the specially created environment. It shows the results of the study of young people's health in Russia, the mortality rate among the adolescents. Goal of research: analysis of the scientific research in physical education from the perspective of the integrated Lesgaft P.F. study of human capabilities. The methodological bases of the research are integrated, axiological approach. They include the study of the values and pedagogical factors and phenomena in achieving results in the upbringing of the person by means of the physical culture.

Keywords: physical education, science, social studies, human capabilities, integrated approach.

Традиции современной системы физического образования связаны с фундаментальными научными исследованиями комплексного изучения индивидуальных особенностей и возможностей организма человека в период его развития и воспитания. Ценностное отношение к историко-педагогическому наследию основателя физического образования П.Ф. Лесгафта (1837-1909) позволяет сохранить значимость и научность взглядов на современную физическую культуру и спорт.

Под физическим образованием ученый понимал глубокий смысл «целостности личности», что включало физическое, умственное, нравственное, психологическое совершенство человека. Сущность заключалась в осмысление значимости человеческой личности, соблюдение прав, уважительного отношения к физическим особенностям отдельного человека, к владению своими действиями, подготовленности к трудовой деятельности, способности к совершенствованию. Комплексные научные исследования П.Ф. Лесгафта были связаны с изучением естественнонаучных, педагогических, психологических особенностей человека в условиях семейной и общественной среды.

Естественнонаучные исследования проводились ученым по оценке уровня здоровья детей и подростков, в период их обучения в школе. Во-первых, ученый выявил высокую смертность среди детей до 16 лет (51,7%). Он писал, что школьный период охватывает возраст роста и развития детей и физическому развитию следует придавать серьезное значение. Ученый исследовал уровень заболеваемости детей в период учебы в школе (состояние сердечнососудистой, дыхательной системы, кожного покрова, щитовидной железы, половых органов, позвоночника, частота заболеваний).

Совместно с Обществом русских врачей 1880 г. П.Ф. Лесгафт научно обосновал систему физического образования. П.Ф. Лесгафт изучил возможности человеческого организма в разные возрастные периоды. Ученый проанализировал зарубежные естественнонаучные исследования (Бухнер, Э. Брюкке - Шота, Вебер, Б. Гудден, В. Попов, Л. Фик и др.) об органических и неорганических свойствах кости человека и выяснил, что плотность кости равна пределу от 9,25 до 12,4 кг, что между деревом и литым железом. Исследования крепости сухожилий и связок человека показали, что на 1 кв. мм крепость равняется 6,94 кг, что между свинцовой проволокой и канатом. Например, при сжатии костной ткани крепость ее равняется от 11,56 до 16,8 кг на 1 кв. мм. Описывая скелет человека в разные возрастные периоды, П.Ф. Лесгафт отметил, что излишняя нагрузка при-

водит к деформации позвоночника, особенно в детском возрасте. Он сделал вывод о том, что величина допустимой нагрузки на не подготовленный организм человека равна 6000 г. В работе «О значении брюшного пресса для сохранения внутренностей в нужном положении» (1888), П.Ф. Лесгафт указал на оздоровительное значение физической культуры, всестороннее укрепление организма. Он рекомендовал для развития физических сил человека тренировать мышцы.

П.Ф. Лесгафт проанализировал работу М. Рудакова «Влияние различной пищи на величину и форму пищеварительного аппарата и на рост тела у животных одного и того же вида» и выяснил, что не полноценное питание, однообразная пища пагубно влияет на физическое развитие [4, с. 156]. В 1875 г. профессора П.Ф. Лесгафт, Ф.Ф. Эрисман, А.Н. Доброславин создали в России первый научный центр гигиены. Под их руководством осуществлялся контроль влияния различных условий на физическое развитие учеников. П.Ф. Лесгафт утверждал, что ребенку и подростку требуется полноценное питание соответствующее возрастно-половым особенностям для обеспечения его роста, развития и обеспечения деятельности. И.П. Павлов после исследований заявил, что напряженная работа, в том числе и физические упражнения, требуют повышения количества белков в пище, но без нарушения пропорциональности составных частей суточного рациона. Специалистами советской гигиены была утверждена примерная калорийность питания.

Педагогическая направленность исследований П.Ф. Лесгафта была связана с изучением отечественной и зарубежной системы образования. Ученый критически относился к традиционной системе отечественного образования, в которой отсутствовало физическое воспитание. Ученый предложил включить в режим учебных заведений оздоровительные мероприятия: увеличить перемены между занятиями, включить прогулки и посещение различных учреждений, обеспечить связь школы с жизнью, подготовить детей к выбору профессии, технически оснастить школу, создать парты соответствующие росту детей, позаботиться о полноценном питании во время учебы, включить урок по физической культуре в режим дня. По мнению П.Ф. Лесгафта, учитель должен быть образован, интеллигентен, применять индивидуальный стиль преподавания, увлекать детей. Он не должен предъявлять к детям излишних требований. Главное правило: «Что требуешь от ученика, то делай сам». П.Ф. Лесгафт поддерживал отмену телесных наказаний и считал, что единственное средство воспитания детей - это простое, серьезное, правдивое слово.

Психологические исследования П.Ф. Лесгафта охватывали широкий круг вопросов. Им создано учение о типах детей, суть которого в формировании нравственных оснований. Типы детей ученый разделил на лицемерный, честолюбивый, добродушный, заласканный, забитый, угнетенный, нормальный типы. П. Ф. Лесгафт изучал индивидуальные процессы человека, такие как восприятие, память, внимание, мотивация, мышление и др. Педагог серьезное значение придавал понятию характер, в которое включал волю человека, отношение к истине и правде, выработанные привычки, целенаправленность, серьезность, сознательность, систематичность действий, активность, общительность, стремление человека к совершенствованию.

Таким образом, естественнонаучные исследования П.Ф. Лесгафта оказали влияние на изменение отношения к физическому развитию человека в онтогенезе, способствовали созданию научного фундамента в системе отечественного физического образования. Современные образовательные традиции сохраняют свою историческую ценность и направлены на гармоническое развитие личности, совершенствование личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лесгафт, П.Ф. Собрание педагогических сочинений : в 5 т. Т.1 : Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Ч. 1 / П.Ф. Лесгафт. - М. : Физкультура и спорт, 1951. - 444 с.

2. Лесгафт, П.Ф. Собрание педагогических сочинений : в 5 т. Т. 2 : Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Ч. 2 / П.Ф. Лесгафт. - М. : Физкультура и

спорт, 1952. - 384 с.

3. Лесгафт, П.Ф. Собрание педагогических сочинений : в 5 т. Т. 3 : Семейное воспитание ребенка и его значение / П.Ф. Лесгафт. - М. : Физкультура и спорт, 1956. - 439 с.

4. Лесгафт, П.Ф. Собрание педагогических сочинений : в 5 т. Т. 4 : Основы естественной гимнастики. Отношение анатомии к физическому воспитанию. Приготовление учителей гимнастики. Статьи и выступления 1874-1890 / П.Ф. Лесгафт. - М. : Физкультура и спорт, 1953. -369 с.

5. Лесгафт, П.Ф. Собрание педагогических сочинений : в 5 т. Т. 5 : Статьи. Извлечения из «Основ теоретической анатомии». Отчеты. 1891-1909 / П.Ф. Лесгафт. - М. : Физкультура и спорт, 1954. - 391 с.

REFERENCES

1. Lesgaft, P.F. (1954), Collected pedagogical works: at 5 v. V.1: Guidelines for physical education of school-age children, Physical culture and sport, Moscow.

2. Lesgaft, P.F. (1952), Collected pedagogical works: at 5 v. V.2: Guidelines for physical education of school-age children, Physical culture and sport, Moscow.

3. Lesgaft, P.F. (1956), Collected pedagogical works: at 5 v. V.3: Family education and its value, Physical culture and sport, Moscow.

4. Lesgaft, P.F. (1953), Collected pedagogical works: at 5 v. V.4: Basics of natural gymnastics. Relevant anatomy to physical education. Preparation of teachers of gymnastics. Articles and speeches 1874-1890, Physical culture and sport, Moscow.

5. Lesgaft, P.F. (1954), Collected pedagogical works: at 5 v. V.5: Article. Retrieved from "foundations of theoretical anatomy. Reports, Physical culture and sport, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.11.2014.

УДК 796.352.4

СТОХАСТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ В МИНИ-ГОЛЬФЕ

Алексей Николаевич Корольков, кандидат технических наук, Московский городской педагогический университет, Москва

Аннотация

В статье рассматривается методика прогнозирования спортивных результатов в мини-гольфе. Методика основана на использовании методов стохастического анализа результатов, которые получены по данным многолетних наблюдений соревновательной деятельности. Определены вероятности достижения наилучшего результата и результатов на 25% и больше лучшего. Произведено сравнение прогнозных оценок с реальными результатами российских юниорок, достигнутых на Первенстве Мира по мини-гольфу 2014 года. Произведена оценка точности предложенного метода.

Ключевые слова: мини-гольф, прогноз спортивных достижений. DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.11.117.p78-82

STOCHASTIC FORECASTING OF MINIGOLF RESULTS

Aleksey Nikolaevich Korolkov, the candidate of technical sciences, master ofphysical culture,

the senior lecturer, Moscow City Teacher Training University

Annotation

The forecasting method of the minigolf results is considered in this article. The methodology is based on the use of stochastic analysis methods, gained during the long-term supervision data of the competitive activity. Probabilities of achievement of the best result and results for 25% and worse than the best are defined. Comparison of the projections with real results of the Russian juniors reached in the 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.