Научная статья на тему '«Инструкция для измерения живого человека»'

«Инструкция для измерения живого человека» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
178
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Артериальная гипертензия
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Инструкция для измерения живого человека»»

КУНСТКАМЕРА

«Инструкция

ßT

для измерения живого человека»

Только знание потребностей и возможностей человеческого организма, только научный подход к проведению любого вида гимнастики могут сделать ее веским орудием в совершенствовании человека, как физическом, так нравственном.

П. Ф.Лесгафт

Петр Францевич Лесгафт, выдающийся анатом, антрополог, психолог и педагог, создатель стройной научной системы физического образования в нашей стране, принадлежит к лучшим представителям русской науки. Созданная и руководимая П.Ф. Лесгафтом Биологическая лаборатория была одним из первых в России научно-исследовательских учреждений с обширной программой работ в области зоологии, гистологии, анатомии, физиологии, химии и других наук.

Петр Лесгафт родился 20 сентября 1837 года в семье обрусевшего немца, скромного петербургского ювелира Иоганна Петера Отто Лесгафта и его жены Генриетты Луизы. Получив начальное образование дома, Петер, или, как чаще его называли, Петр, в 1848 году поступил в училище Св. Петра, знаменитую «Петершуле», качество преподавания в которой считалось одним из лучших в Петербурге. Затем продолжил образование на мужском отделении «Апненшуле», учебного заведения, пользовавшегося также хорошей репутацией.

В 1854 году к моменту окончания школы Петру было 17 лет. После некоторого колебания он подает документы в Медико-хирургическую академию, и в 1856 году его зачисляют в число студентов. С конца третьего курса Петр неожиданно увлекся анатомией и отдался ей со всей страстью. Анатомия стала делом его жизни, его неизменной и верной спутницей. Впоследствии в медицинских кругах П.Ф. Лесгафта называли «поэтом анатомии», а его учителя, профессора В.Л. Грубера, «Пименом русской анатомической школы».

Летом 1860 года в академии была открыта новая кафедра практической анатомии под руководством В.Л. Грубера. Петр Лесгафт вскоре стал одним из самых ревностных посетителей препаровочной. Скальпель и пинцет в его руках постепенно приобретали груберовскую смелость и ловкость. Это не осталось незамеченным Грубером, который стал привлекать Лесгафта к серьезным работам в качестве своего помощника: поручал ему приготовление учебных препаратов, доверял ассистировать при бальзамировании. В 1860 году за умело выполненную работу по бальзамированию тела императрицы Александры Федоровны студент 5-го курса Петр Лесгафт получил вознаграждение в размере 300 рублей.

По окончании Медико-хирургической академии Петр Лесгафт был оставлен при ней и работал у В.Л. Грубера на кафедре практической анатомии прозектором. В конце 1861 года он выдержал экзамен на степень доктора медицины и хирургии. В марте 1863 года Петр Лесгафт получает должность сверхштатного ординатора в главном военно-сухопутном госпитале в клинике профессо-

ра A.A. Китера и одновременно читает лекции по анатомии студентам 5-го курса Медико-хирургической академии. 29 мая 1865 года П.Ф. Лесгафт блестяще защитил диссертацию па степень доктора медицины. «Диссертация его есть одна из лучших, которые когда-либо появлялись в Медико-хирургической академии», — писал Грубер. — «Она основывается на огромном числе исследований и составлена с большой точностью и любовью к научной истине».

Его высокая анатомическая техника, несомненные преподавательские способности и появившиеся в печати первые научные труды обратили на себя внимание руководителей медицинского факультета Киевского университета, и он был приглашен туда на кафедру анатомии. К этому же времени был объявлен конкурс на должность заведующего кафедрой физиологической анатомии в Казанском университете. П.Ф. Лесгафт направляет туда требуемые документы, и 11 сентября 1868 года девятью голосами против одного совет университета избирает его экстраординарным профессором. Но вскоре Лесгафт возвращается в Петербург.

К этому времени относится начало работы П.Ф. Лесгафта над теорией и практикой физического образования. Впервые он серьезно заинтересовался вопросами физических упражнений и здоровья в 1872 году, когда поступил врачом-консультантом в частное врачебно-гимнастическое заведение доктора А.Г. Берглинда. Заведение это было одним из немногих, где на гимнастику смотрели как на отрасль врачебной науки и для правильного ее проведения считали необходимым знание анатомии и физиологии человека.

Доктор медицины А.Г. Берглинд получил образование в Стокгольме в Центральном гимнастическом институте. В 1848 году он прибыл в Петербург, где и остался, занявшись организацией занятий врачебной гимнастикой. Он считался опытным кипезотерапевтом, то есть врачом, который лечит движениями, и его врачеб-по-гимнастическое заведение пользовалось широкой популярностью. П.Ф. Лесгафт был знаком с двухтомным трудом Берглинда «Врачебная гимнастика по системе шведского гимназиарха Линга» — первой солидной работой такого плана, изданной в России в 1860 году. Надо полагать, что Петра Францевича привлекало стремление автора поставить преподавание гимнастики на научную основу, фундамент которой должны составлять анатомия и физиология. Увлеченный открывшейся возможностью использовать скрытые резервы гимнастики, сделать ее максимально полезной, особенно для детского и юношеского организма, профессор Лесгафт обра-

АРТЕРИАЛЬНАЯ ГИПЕРТЕНЗИЯ ТОМ 12 № 4 2006 383

AT

КУНСТКАМЕРА

тплся в Главное управление военно-учебных заведении н предложил свои услуги. Его предложение было принято, н с декабря 1847 года он приступил к занятиям гимнастикой с воспитанниками 2-й Петербургской военной гимназии.

24 сентября 1886 года Петр Францевич занял место за университетской кафедрой. Начался новый этап его преподавательской деятельности — десять лет работы в прославленном столичном университете на физико-математическом факультете, в состав которого входила и кафедра зоологии, анатомии и физиологии.

П.Ф. Лесгафт был одним из основоположников лечебной гимнастики в нашей стране. Многие приемы, применявшиеся им для коррекции врожденных и приобретенных дефектов развития костно-мышечной системы у детей, успешно используются и в настоящее время. Написанная П.Ф. Лесгафтом в 1870 году «Инструкция для измерения живого человека» была первым отечественным руководством по врачебному контролю, практическое обучение которому он проводил на открытых им учебно-гимнастических курсах. Он побывал в 13 европейских государствах, побывал в 26 городах, где посетил все учреждения для специальной подготовки учителей гимнастики. Он присутствовал на занятиях, беседовал с педагогами, медицинскими работниками, изучал устройства гимнастических снарядов и даже давал свои рекомендации по улучшению их конструкций. Выводы, сделанные Петром Францеви-чем Лесгафтом, подчеркивали, что в основу физического воспитания должны быть положены законы анатомии и физиологии человека. Важнейшим условием успешного преподавания гимнастики он считал соблюдение строгой последовательности в дозировке нагрузки, обязательный учет индивидуальных способностей учащихся. Созданная им Биологическая лаборатория явилась одним из первых в России научно-исследова-тельекпх институтов, в котором в советское время работали такие крупные ученые-академики, как Л.А. Ор-бели, A.A. Борпсяк, В.Н. Любименко.

Труды Петра Францевпча сыграли важную роль в развитии научных основ прогрессивной педагогики. «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» (рис. 1) было первой фундаментальной работой, в которой физическое воспитание и образование строятся на научных основах с учетом ана-томо-физиологнческих и психологических особенностей учащихся.

Велики заслуги профессора Лесгафта в деле женского медицинского образования, страстным защитником которого он был вело жизнь, а также в деле развития физической культуры в нашей стране. После революции 1917 года на базе созданных и руководимых им курсов воспитательниц и руководительниц физического образования был открыт Государственный институт физического образования, ныне Государственный институт физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. В 1959 году на территории института был сооружен памятник П.Ф. Лесгафту (рис. 2).

Осенью 1909 года Петр Францевич Лесгафт простудился, тяжело заболел, и 28 ноября 1909 года Петра Францевпча не стало. Ученый похоронен в Петербурге на Волковском кладбище (рис. 3).

РУКОВОДСТВО

Рис. 1. Титульны!] лист знаменитой работы П.Ф.Лесгафта "Руководство по физическому образованию детей".

Рис. 2. Памятник П.Ф.Лесгафту, установленный во дворе Государственного института физической культуры им. П.Ср.Лесгафта.

Рис. 3. Памятник П.Ср.Лесгафту на могиле на Волковском кладбище.

384

АРТЕРИАЛЬНАЯ Г11ПЕРТЕНЗНЯ ТОМ 12 Л« 4 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.