П
LAMHTHblE ДАТЫ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ
А. В. уткин
«НЕ ЗНАЮ, ЧТО ТАКОЕ СКУКА»:
к 180-летию П. Ф. ЛЕСГАФТА
УДК 37(092)(091)
ББК 74.03(2)5-8 Лесгафт П. Ф.
Петр Францевич Лесгафт — один из ярких представителей передовой педагогической мысли, выдающийся русский ученый-биолог, обогативший педагогическую теорию изучением закономерностей физиологического развития человека; автор капитальных трудов по истории и теории физического воспитания школьников; организатор массового педагогического движения за введение физического воспитания в школах и детских учреждениях занимает особое место среди выдающихся деятелей российского образования второй половины XIX — начала XX столетия.
Ключевые слова: П. Ф. Лесгафт; демократическая русская педагогика; педагогическая антропология; теория и практика физического воспитания; типологическая концепция.
А. V. Utkin
■
"I DON'T KNOW WHAT BOREDOM IS": BY THE 180th ANNIVERSARY OF P. F. LESGAFT'S BIRTHDAY
P. F. Lesgaft was one of the brightest representatives of advanced pedagogical thought, the outstanding Russian scientist-biologist, who enriched pedagogical theory with the ideas, the basis of which was the study of physiological patterns of human development. He was the author of major works on the history and theory of physical education of schoolchildren; the organizer of the mass teaching movement for the introduction of physical education in schools and institutions. He occupies a special place among the outstanding figures of Russian education at the second half of the 19th — beginning of the 20th century.
Keywords: P. F. Lesgaft; Russian democratic pedagogy; pedagogical anthropology; theory and practice of physical education; typological concept.
20 сентября 1837 г. в Петербурге в семье обрусевшего немца, члена Цеха золотых художеств Иоганна Петера Отто Лесгафта и его жены Генриетты Луизы родился сын — Петр Петрович Лесгафт. Его отец, которого в России называли Петром Карловичем, числился купцом третьей гильдии, имел небольшую ювелирную лавочку с мастерской. История до сих пор не находит ответа, почему Петр Петрович стал Петром Францевичем. В официальных бумагах разных лет нередко встречается запись: «Петр Петрович, тоже Францевич»1.
В январе 1848 г. после получения домашнего первоначального образования Петр Лесгафт был определен в первый класс Петришуле — одного из старейших учебных заведений России и первой школы Санкт-Петербурга, основанной в 1709 году. Заканчивал обучение Петр в мужском отделении училища Светой Анны. Учился он хорошо и летом 1856 г. успешно выдержал конкурс при поступлении в Медико-хирургическую академию, которую закончил в 1861 году с серебряной медалью; был оставлен ассистентом, а затем прозектором в Академии у известного анатома, профессора В. Л. Грубера (в ряде транскрипций «В. Л. Грубор»).
Работая в Медико-хирургической академии в течение восьми лет, он защитил две диссертации: одну в 1865 г. на степень доктора медицины,
другую — через три года в 1868 г. на степень доктора хирургии. К 1868 г. Лесгафт, уже признанный всеми как один из лучших анатомов, в сентябре этого года получает сообщение об избрании по конкурсу на медицинский факультет Казанского университета и утверждении в качестве экстраординарного профессора физиологической анатомии2. В Казани П. Ф. Лесгафт пробыл 3 года — он стал учредителем Общества естествоиспытателей при Казанском университете, выступил с идеей создания антропологического музея, организовал экспедиции для его пополнения, вел лекторий по современным проблемам науки. Активная жизненная позиция, иногда сочетавшаяся с излишней твердостью и принципиальностью, привели к тому, что через 3 года Лесгафт был уволен царским указом без права преподавания, над ним был установлен негласный контроль, вернуться к педагогической деятельности он смог лишь осенью 1874 г.3
Нельзя не отметить главную особенность данного периода в становлении профессионально-личностных качеств П. Ф. Лесгафта: демократизация печати, гласность, расширение свобод личности, развитие общественной инициативы во всех областях, в том числе и педагогической, последовавшие за реформой 1861 года, отменившей крепостную зависимость, создали уникальную общность
1 Биографии известных людей. Режим доступа: URL: http://funeral-spb.ru/
2 Шахвердов, Г. Г. Петр Францевич Лесгафт / Лесгафт П. Ф. Собрание педагогических сочинений / отв. ред. Шахвердов Г. Г. М.: «Физкультура и спорт», 1951. 444 с. С. 14.
3 Памяти П. Ф. Лесгафта: сб. ст. / под ред. Е. Н. Медынского. М.: Физкультура и спорт, 1947. 124 с. С. 6.
политических, экономических и педагогических условий, которые детерминировали процессы развития системы российского образования. Реформы 60-х годов в области образования и печати имели огромное социокультурное значение: университетская, предоставившая известную автономию высшим учебным заведениям (1863 г.); школьная, заложившая основы массовой школы для получившего свободу крестьянства (1864 г.); цензурная, отменившая предварительный просмотр значительной части книг и «толстых» журналов (1865 г.). Не осталось ни одной сферы общественной жизни, в которой бы не произошли существенные изменения — все это явилось юридической основой для практических преобразований в сфере просвещения1. Шестидесятые годы, по словам Е. И. Зейлигер-Рубинштейн, стали «временем наивысшего взлета педагогической мысли, началом широкого общественно-педагогического движения, знаменательным этапом формирования русской национальной педагогики»2.
Передовая русская педагогика развивается в русле новой философской традиции, отличительной особенностью которой, ее культурно-мировоз-зренческой первоосновой, становятся гуманистическая направленность и демократизм.
Эти же принципы становятся системообразующими и в новой русской педагогике. Расходясь в отдельных подходах, горячо споря о целесообразности тех или иных методов воспитания и образования, представители различных новых педагогических течений были едины в главном — в уважительном отношении к личности ребенка, стремлении постичь ее внутренний мир, создать все возможные условия для ее всестороннего и гармоничного развития. Поэтому одной из характерных особенностей нового педагогического мышления явилось целостное восприятие человека, что отражало общеметодологический подход демократической русской педагогики к проблемам личности3.
Не стал исключением и Петр Францевич. Одна из главных идей, лежащих в основе его фундаментальных работ, состоит в том, что основной задачей школы является образование человека. В трудах П. Ф. Лесгафта человек всегда рассматривается как целостный организм и личность одновременно. Отсюда вытекают сложнейшие вопросы взаимосвязей умственного, нравственного, эстетического и физического развития и взаимовлияний соответствующих им сторон воспитания.
Период 1871-1874 гг. для П. Ф. Лесгафта был крайне трудным — без
1 Уткин А. В. Генезис миссии учителя в истории отечественного образования XVIII - начала XX веков: монография . Нижний Тагил: НТГСПА. 2010. 320 с. С. 145.
2 Зейлигер-Рубинштейн, Е. И. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли. JI: Изд-во ЛГУ, 1978. 108 с. С.71.
3 Уткин А. В. Миссия учителя как предмет теоретического осмысления в истории отечественного образования XVIII - нач. XX века : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2013. 499 с. С. 267.
должности и средств существования — и весьма плодотворным для формирования научно-теоретических взглядов ученого. В это время он посещает лекции профессора М. М. Руднева по патологической анатомии, изучает гистологические препараты, занимается антропологическими исследованиями. Понимание неразрывной связи человека с окружающей внешней средой, с воздействием среды на анатомическое строение органов и тканей и на их функцию определило сущность нового подхода к антропологии, но не антропологии, занимающейся описанием и изучением человека как биологического вида, а антропологии как науки о человеке и об условиях, необходимых для его правильного развития, которая «должна основываться на общих положениях, взятых из анатомии и физиологии и служащих к выяснению индивидуальных и социальных свойств человека и изменяемости его под влиянием окружающей среды». С помощью антропологии «необходимо выяснить законы роста и развития человека, условия развития его темперамента, типа характера, необходимо выяснить значение наследственности, а также физические, умственные и нравственные его отличия по возрасту, полу, местности и условиям жизни. И по мере того, как распространятся в обществе основанное на этих научных данных понятия о природе ребенка, об условиях, необходимых для правиль-
ного его развития, — по мере этого... будет исчезать произвол при воспитании и будет укореняться уважение к его личности»1.
К этому времени относится начало его работы над теорией и практикой физического образования, над созданием научных основ педагогической и лечебной гимнастики. С 1874 г. Лесгафт начинает работать в Главном управлении военно-учебными заведениями, организует и сам проводит занятия по гимнастике во 2-ой Петербургской военной гимназии, а с 15 марта 1875 г. по просьбе директора гимназии Медицинский департамент принимает Лесгафта на должность чиновника для особых поручений. Должность чиновника позволила П. Ф. Лесгафту изучить опыт организации подготовки учителей гимнастики в европейских странах: в течение 2-х лет он объездил 13 европейских государств, побывал в 26 городах, где посетил учреждения для специальной подготовки учителей гимнастики. Он присутствовал на занятиях, беседовал с педагогами, медицинскими работниками, изучал устройства гимнастических снарядов и даже давал свои рекомендации по улучшению их конструкции2.
Обобщая личный педагогический опыт и материалы наблюдений, он пишет и публикует ряд трудов, в которых интегрирует результаты исследований анатомии, физиологии, практической
1 Цит. по: Салов А. И., Илъяшенко Е. Г. Идеи педагогической антропологии и идеалы гуманистического учителя в России (вторая половина XIX - первая треть XX века) / под ред. Г. Б. Корнетова. М.: АСОУ, 2015. 120 с. С. 28-29.
2 Система физического образования Лесгафта. Режим доступа: URL: https://www.kazedu. kz/referat/128485
педагогики: «Основы естественной гимнастики» (1874 г.), «Об отношении анатомии к физическому воспитанию» (1876 г.), «Приготовление учителей гимнастики в государствах Западной Европы» (1877—1880 гг.)1.
Широкая популярность работ Лесгафта, научная обоснованность и блестящие сравнительные характеристики результатов физического воспитания по «немецкой, шведской и своей системе», оригинальность теории физического воспитания привели к тому, что в сентябре 1877 г. П. Ф. Лесгафт добивается организации 2-х годичных учебно-гимнастических курсов при Второй Петербургской военной гимназии. На курсах Лесгафт читает лекции по анатомии, привлекая знания из физиологии, а на втором курсе руководит всеми практическими занятиями, включая гимнастику и фехтование, на практике проверяя и совершенствуя свою систему физического развития. Эти курсы по своему профилю, учебному плану, программам, организации учебного процесса, требованиям к учащимся соответствовали типу высшего учебного заведения: подобных им не было еще в мировой практике.
В 80-е годы появляются его работы, вызывающие широкий общественный резонанс: «Материалы для изучения школьного возраста» (в журнале «Здоровье», 1880); «Физическое
развитие в школах» (в журнале «Отечественные записки», 1880); «Об играх и физическом воспитании в школе» (1883); «О наказаниях в семье и их влиянии на развитие типа ребенка» (1883); «Основы естественной гимнастики» (1874); «Школьные типы» (1884, изд. 1; 1886, изд. 2); «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» (1888) и др.
В 1886 году профессор Лесгафт начинает работу в качестве приват-доцента в Петербургском университете, читая лекции по анатомии на естественном факультете, где работает 12 лет — до 1897 года.
Талант организатора, выдающегося деятеля народного образования особенно проявляется в 90-е годы. В 1893 г. в Петербурге по его инициативе было организовано «Общество содействия физическому развитию» (ОСФР), и П. Ф. Лесгафт стал его ученым секретарем. Уже на одном из первых заседаний Лесгафт изложил свои взгляды, касающиеся понимания физического образования: «Физическое развитие состоит в развитии сил и здоровья ребенка, а задача образования — приучить молодого человека относиться к своим действиям сознательно, и полном соответствии с умственным развитием и производить свою работу в наименьший промежуток времени и с возможно меньшей тратой материала и сил»2.
1 Список педагогических сочинений П. Ф. Лесгафта / Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения в 2-тт. М.: АПН РСФСР, 1952. 336 с. С. 322-324.
2 Система физического образования Лесгафта. Режим доступа: URL: https://www.kazedu. kz/referat/128485
П. Ф. Лесгафт создает биологическую лабораторию — научный центр и учебную базу со специальным печатным органом, руководит организацией детских площадок и зимних катков в соответствии с планом развития ОСФР, организует курсы по подготовке руководителей физического воспитания и образования, на которых изучаются следующие дисциплины: физические упражнения, теория движений, фехтование, педагогика, психология, история психологии, история педагогики, анатомия, физиология, гигиена, органическая химия, физиологическая химия, ботаника, черчение, физика, математика, химия, зоология, механика, сопротивление материалов, рисование1.
Учитывая опыт своих первых учеб-но-гимнастических курсов, Лесгафт совершенствует и широко распространяет систему подготовки кадров по физическому воспитанию. Система гимнастики П. Ф. Лесгафта, по данным Г. Г. Шахвердова, к началу XX в. применяется его учениками в 162 городах России.
П. Ф. Лесгафт — один из талантливых последователей теории психофизического монизма. Согласно этой теории, между умственным и физическим развитием существует тесная связь. В соответствии с концепциями единства и целостности всех проявлений организма, связи нервно-мы-
шечной деятельности и внутренних органов с психическими проявлениями Лесгафт рассматривал систему направленных упражнений как средство не только физического, но и умственного, нравственного и эстетического воспитания2. В разработанной им системе физического образования физическое развитие неразрывно связывается с духовным (умственным, нравственным и эстетическим). По Лесгафту, только темперамент человека, сила и быстрота его проявлений является наследственным, тип же ребенка и его характер не наследуется, а формируется влиянием среды, воспитания и самодеятельности. Решающее значение в физическом и духовном развитии ребенка П. Ф. Лесгафт придает воспитанию, целью которого считает содействие развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью3.
В этом отношении, влияние школы на детей, уверен ученый, более могущественно, чем влияние семьи, которое может корректироваться организованной педагогической деятельностью. Педагог формулирует ряд обязательных условий, которые в совокупности обеспечивают максимальное развитие природных задатков ученика, формирование разумной, гармоничной человеческой личности. Среди важнейших из них: атмосфера
1 Система физического образования Лесгафта. Режим доступа: URL: https://www.kazedu. kz/referat/128485
2 Егоров С. Ф. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. М., 1993. Т. 1 : А-М. С. 502-503.
3 Лесгафт П. Ф. Семейная жизнь ребенка // Антология педагогической мысли России. М.: Педагогика,!990. 608 с. С. 295.
любви, наличие высоконравственного воспитателя, подающего пример правдивого, верного слову поведения и включение воспитанников в радостный общественно-полезный труд, создание условий для проявления в нем творчества и самостоятельности.
Как отмечает О. И. Панова, «П. Ф. Лесгафт, комбинируя естественнонаучную традицию с педагогической, по-видимому, смог не только сблизить психологические, анатомические и физиологические знания с педагогическими концепциями, продолжив тем самым замысел К. Д. Ушинского, но и осуществить их слияние, став одним из основоположников продуктивного синтетического подхода к пониманию природы и сущности человека, особенностей педагогического взаимодействия»1.
Анализ педагогических явлений П. Ф. Лесгафт осуществляет с позиций антропологического подхода, понимая антропологию как науку, изучающую не только строение, развитие и функции отдельных органов человеческого организма, но и как физическое и нравственное влияние на человека окружающей среды2. Во взаимосвязи и взаимообусловленности умственного и физического воспитания решается Лесгафтом вопрос о единстве их методов. Анализ, синтез,
сравнение, характерные для умственного воспитания, являются основными при овладении двигательными действиями. При этом П. Ф. Лесгафт детально описывает проявления разных типов детей в школе, способы их учебной деятельности, специфику освоения ими знаний. Учет индивидуальных особенностей детей оформляется в типологической концепции, интегрирующей физиологические, анатомические, психологические и педагогические знания. Формирование типа, по П. Ф. Лесгафту, обусловлено влиянием на ребенка окружающей его физической и социальной среды, особенно семейной. В данном контексте П. Ф. Лесгафта по праву можно считать основоположником отечественной семейной антропологии, определившем новый диапазон условий семейного воспитания.
Крупнейший ученый-биолог, обновивший педагогическую теорию новыми данными о физиологическом развитии человека; автор капитальных трудов по истории и теории физического воспитания школьников; организатор массового педагогического движения за введение физического воспитания в школах и детских учреждениях Петр Францевич Лесгафт занимает особое место среди выдающихся деятелей российского образования XIX столетия.
1 Панова О. И. Педагогическая антропология П. Ф. Лесгафта и современные идеи педагогического взаимодействия : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2007. 22 с. С. 5.
2 Шахвердов Г. Г. П. Ф. Лесгафт. Очерк жизни и научно-педагогической деятельности Л.: Лесгафт, 1950. 398 с. С. 57-76.
-писок литературы
1. Биографии известных людей. Режим доступа: URL: http://funeral-spb.ru
2. Егоров, С. Ф. Российская педагогическая энциклопедия / С. Ф. Егоров
: в 2 т. - М. 1993. - Т. 1 : А-М. -С. 502-503.
3. Зейлигер-Рубинштейн, Е. И. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли / Е. И. Зейлигер-Рубинштейн. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. -108 с.
4. Лесгафт, П. Ф. Семейная жизнь ребенка / П. Ф. Лесгафт // Антология педагогической мысли России. — М. : Педагогика. 1990. — 608 с.
5. Памяти П. Ф. Лесгафта : сб. ст. / под ред. Е. Н. Медынского. — М. : Физкультура и спорт, 1947. - 124 с.
6. Панова, О. И. Педагогическая антропология П. Ф. Лесгафта и современные идеи педагогического взаимодействия : автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2007. — 22 с.
7. Салов, А. И. Идеи педагогической антропологии и идеалы гуманистического учителя в России (вторая половина XIX —первая треть XX века) / А. И. Салов, Е. Г. Ильяшенко ; под ред. Г. Б. Корнетова. — М. : АСОУ, 2015. -120 с.
8. Система физического образования Лесгафта. Режим доступа: URL: https:// www.kazedu.kz / refera t/128485
9. Список педагогических сочинений П. Ф. Лесгафта // Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения в
2-тт. Т. 2. - М. : АПН РСФСР, 1952. - 336 с.
10. Уткин, А. В. Генезис миссии учителя в истории отечественного образования XVIII —начала XX веков: монография / А. В. Уткин. — Нижний Тагил :
НТГСПА. 2010. - 320 с.
11. Уткин, А. В. Миссия учителя как предмет теоретического осмысления в исто -рии отечественного образования XVIII — нач. XX века : дис. ... д-ра пед. наук. —
М„ 2013,- 499 С.
12. Шахвердов, Г. Г. П. Ф. Лесгафт. Очерк жизни и научно-педагогической деятельности / Г. Г. Шахвердов. — Л. : Лесгафт, 1950. - 398 с.
13. Шахвердов, Г. Г. Петр Францевич Лесгафт / Г. Г. Шахвердов // Лесгафт П. Ф. Собрание педагогических сочинений / отв. ред. Г. Г. Шахвердов. — М. : «Физкультура и спорт», 1951. - 444 с.