Научная статья на тему 'Проблемы формирования и развития инновационной экономики Республики Таджикистан'

Проблемы формирования и развития инновационной экономики Республики Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
488
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / NATIONAL INNOVATION SYSTEM / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / INNOVATIVE ECONOMY / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРАНЫ / THE COUNTRY'S COMPETITIVENESS / СТИМУЛИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / STIMULATE AND SUPPORT INNOVATION / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / INNOVATION POLICY / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / HUMAN CAPITAL / INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тошматов М.Н., Мирзорахимов Н.Т.

В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования и развития инновационной экономики, поддержки инновационной деятельности с целью повышения конкурентоспособности экономики Таджикистана. Авторы рассматривают основные пути повышения инновационной активности в Республике Таджикистан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issues of formation and development of innovative economy of the Republic of Tajikistan

This article discusses the relevance and necessity of the formation and development of innovative economy, support innovation to improve the competitiveness of the economy, revealed major problems and formulated the basic ways of solving problems to enhance innovation activity in the Republic of Tajikistan.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования и развития инновационной экономики Республики Таджикистан»

Вестник Института экономики Российской академии наук

5/2016

М.Н. ТОШМАТОВ

кандидат экономических наук, и.о. профессора, проректор по учебной работе и управлению качеством образования Технологического университета Таджикистана

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ

В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования и развития инновационной экономики, поддержки инновационной деятельности с целью повышения конкурентоспособности экономики Таджикистана. Авторы рассматривают основные пути повышения инновационной активности в Республике Таджикистан.

Ключевые слова: национальная инновационная система, инновационная экономика, конкурентоспособность страны, стимулирование и поддержка инновационной деятельности, инновационная политика, человеческий капитал.

На современном этапе основным фактором устойчивого роста экономики, обеспечения конкурентоспособности страны в условиях глобализации и ускоряющегося научно-технического прогресса, а также повышения уровня жизни населения становится переход на инновационный путь развития. В связи с этим проблема формирования и развития инновационной экономики актуальна и для Республики Таджикистан. В научных публикациях большинство авторов под инновационной экономикой понимают экономику, основанную на знаниях. Как полагает Б. Мильнер, образование, повышение профессиональной подготовки и квалификации работников, поддержка развития новаторского мышления имеют существенное значение для экономического и технического прогресса, для формирования инновационного общества, основанного на знаниях [8, с. 294]. Т. А. Исмаи-лов и Г.С. Гамидов считают инновационной экономику, основанную на знаниях и инновациях, на восприятии новых идей, систем и технологий, на готовности к их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности [4, с. 43]. Как отмечает Г. Лыч, под инновационной экономикой понимается «закономерный этап эво-

Н.Т. МИРЗОРАХИМОВ

аспирант Технологического университета Таджикистана

ТАДЖИКИСТАН

1БЬ: ОЗОО.

люции мировой экономики, который приходит на смену отживающей традиционной экономике, кардинально изменяя существующие представления о форме и структуре национального богатства, критериях эффективности накопления и общественного воспроизводства» [7, с. 24]. По мнению А. А. Голубева, инновационная экономика - это тип хозяйственной деятельности, основанный на применении достижений науки и техники в производстве и распределении товаров и услуг [1, с. 4]. Инновационная экономика, как отмечает Г.М. Мутанов, представляет собой тип экономики, основанный на потоке инноваций, постоянном технологическом совершенствовании, производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью и на технологиях, где прибыль в основном создается за счет интеллекта новаторов и ученых [9, с. 19-20]. На наш взгляд, инновационная экономика представляет собой экономику, основанную на знаниях и инновациях, генерация, распространение и использование которых является движущей силой социально-экономического развития страны и повышения конкурентоспособности производимой страной продукции.

Опыт развитых стран показывает, что начальной стадией построения инновационной экономики является создание национальной инновационной системы (НИС) как современной институциональной модели генерации, распространения и использования знаний. Впервые данный термин ввел английский экономист К. Фриман в 1987 г., исследуя инновационную систему Японии [15]. По его мнению, НИС представляет собой совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и коммерческой реализацией научных знаний, технологий в пределах национальных границ, а также комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности [2]. Основу НИС составляет генерация знаний, обеспечиваемая совокупностью институтов по производству и трансформации научных знаний (фундаментальные, прикладные исследования и разработки) в конкурентоспособные продукты и услуги.

Сегодня идеология НИС широко распространена в большинстве развитых стран. Однако до сих пор нет четкого определения этого термина, а также не разработана методология успешного формирования НИС. Тем не менее страны, которые являются лидерами инновационного развития, реализовывали свои собственные национальные программы в рамках НИС.

Для Республики Таджикистан приоритетной задачей является формирование НИС, способствующей непрерывному инновационному обновлению, формированию и развитию инновационной эко-

номики на основе эффективного использования интеллектуального потенциала страны. В связи с этим в последние годы для формирования и развития инновационной экономики правительством Республики Таджикистан осуществляются реформы в научно-технологическом и производственном секторах. Принимается и улучшается законодательство, ведется работа по развитию производства конкурентоспособной продукции, разрабатываются государственные отраслевые программы и стратегии развития. И все же проблема инновационного развития остается крайне актуальной, поскольку стране еще не удалось добиться значимых результатов в данной сфере.

Анализ мирового опыта свидетельствует о том, что на пути формирования и развития инновационной экономики возникает немало сложных проблем. В нашей стране это связано, во-первых, с низким уровнем инвестиций в инновации. За последние десять лет в Таджикистане реализовано более 90 государственных инвестиционных проектов на общую сумму 12 млрд сомони. В настоящее время реализуются 63 других проекта более чем на 19 млрд сомони [10]. Однако этого недостаточно для модернизации и диверсификации экономики. Одной из основных проблем современного производства Таджикистана остается низкий уровень технического вооружения предприятий и изношенность парка оборудования. Обновление основных фондов в промышленности происходит медленно, степень износа этих фондов составляет более 70%, срок их эксплуатации превышает 25-30 лет. Инвестиции в инновации позволили бы обеспечивать непрерывное обновление технической и технологической базы производства, снижать себестоимость и выпускать конкурентоспособную на мировом рынке продукцию. Следовательно, для нашей страны актуальным является поиск и привлечение нетрадиционных источников инвестиций.

Во-вторых, хотя нашим правительством и была принята Программа инновационного развития Республики Таджикистан на 20112020 гг., но в ней не ничего не сказано о механизмах и инструментах стимулирования инновационной деятельности. Прежде всего следует иметь в виду, что инновационное развитие невозможно без грамотной налоговой политики государства. В развитых странах налоговая политика направлена на стимулирование инновационных процессов, на создание благоприятных условий для бизнеса с помощью налоговых льгот и преференций. С целью активизации и поддержки предпринимательства в 2012 г. был принят новый Налоговый кодекс Республики Таджикистан (уменьшился на 42 статьи). Число налогов было сокращено с 21 до 10, предусматривается ряд льгот, а также преференций, сумма которых за последние шесть лет составила 20 млрд сомони [10]. Эти средства переданы в распоряжение предпринимателей. К сожа-

лению, проблема заключается в том, что в Налоговом кодексе Республики Таджикистан не отражены вопросы поддержки инновационной деятельности за счет предоставления налоговых льгот.

В-третьих, нет четко сформулированного проекта по формированию инновационной системы. В последние годы в стране были приняты важные нормативно-правовые акты: Закон Республики Таджикистан «О технологическом парке», Программа инновационного развития Республики Таджикистан на 2011-2020 гг., Закон Республики Таджикистан «Об инновационной деятельности», а также законы, программы, стратегии в области предпринимательства, науки и образования. Однако при этом данные нормативно-правовые акты в значительной степени выполняются формально.

В-четвертых, в стране не развита инфраструктура инновационной деятельности, что является серьезным препятствием для перехода к инновационной модели. Для формирования и развития инновационной экономики должны создаваться технопарки, инновационные центры, бизнес-инкубаторы, центры трансферта технологий, где инновационные предприятия получали бы поддержку. К сожалению, эта инфраструктура в Таджикистане отсутствует. Опыт развитых стран, таких как США, Япония, Южная Корея, Финляндия, Китай, показывает, что в современных условиях жесткой конкуренции инновационная инфраструктура предопределяет темпы развития экономики страны. Выигрывает тот, кто имеет развитую инфраструктуру создания и реализации инноваций.

В-пятых, в республике имеется много серьезных проблем в сфере образования, науки и подготовки кадров. Исследования показывают, что в последнее время произошли определенные позитивные сдвиги в области образования и науки: увеличилось финансирование данных сфер науки; создан ряд исследовательских институтов; компьютеризированы школы. К примеру, реализация Программы компьютеризации в Республике Таджикистан на 2010-2015 гг. была выполнена на 106% [10]. Несмотря на это, состояние системы образования и науки в Республике Таджикистан не соответствует современным требованиям. Нехватка качественных специалистов связана с тем, что вся система образования слабо ориентирована на подготовку кадров для инновационной экономики. Не лучшая ситуация сложилась и в отечественной науке, где возник острый дефицит молодежи. Численность занятых в научном секторе в 2014 г. составляла 3593 чел. (2010 г. - 5756 чел.), из них 294 - доктора наук (2010 г. - 334), 728 - кандидаты наук (2010 г. - 896). Финансирование сферы науки из государственного бюджета за 2014 г. составляло 0,09% от ВВП1. Наука и образование оторваны от запросов и требований, предъ-

1 Ежегодный стат. сборник Республики Таджикистан.

являемых высокотехнологичными производствами. К примеру, доля наукоемкой продукции в промышленном секторе составляет 0,001%— 0,002%, тогда как в развитых странах - 30-35%.

Для выхода из создавшегося положения прежде всего необходимо разработать государственную инновационную политику и проводить ее в тесной увязке с инвестиционной политикой страны, развивать те направления, в которых уже есть какие-то заделы. Как показывает зарубежный опыт, это возможно посредством формирования и развития современной национальной инновационной системы.

Ключевыми для формирования и развития инновационной экономики в Республике Таджикистан являются проблемы науки, системы образования и подготовки высококвалифицированных специалистов. Именно человек с высоким уровнем образования, отвечающим современным требованиям, необходимой квалификацией и опытом формирует инновационную экономику, знания становятся важнейшим фактором развития, а сфера образования является звеном системы генерации, передачи и практического применения знаний [12].

Эффективность инвестиций в образование и науку подтверждена многочисленными исследованиями и расчетами. Подсчитано, что рост продолжительности образования в стране на один год ведет к росту ВВП на 5-15% [11, с. 20-22]. А рост совокупных расходов на НИОКР в ВВП на 1 процентный пункт обеспечивает прирост ВВП на 0,78 процентных пункта [13]. Подсчитано также, что доллар, затраченный на исследования и разработки, приносит в восемь раз больше прибыли, чем доллар, вложенный в технику [5].

Однако для подготовки высококвалифицированных специалистов необходимо обеспечивать процесс передачи, освоения и реализации получаемых знаний. В связи с этим в Республике Таджикистан следует разработать Программу по повышению уровня образования, которая, в свою очередь, потребует повышения качества преподавания естественных, точных и технических наук, повышения престижа технико-инженерных профессий, а также подготовку кадров узкой специализации для инновационной экономики.

Одной из особенностей развития экономики инновационного типа является неразрывная связь образования, науки с производственной деятельностью. Чтобы наладить связь промышленности с наукой, нужно создать в стране инновационную инфраструктуру (технопарки, конструкторские бюро, специальные экономические зоны). По нашему мнению, надо создать в стране современный технологический парк на базе одного из университетов, который мог бы отвечать современным требованиям. Суть в том, что технопарки вне университетов являются коммерческими структурами, главная задача которых - получить прибыль. Мы должны сосредоточить в одном месте

всю необходимую инфраструктуру для развития наукоемкого бизнеса (научно-исследовательские лаборатории, изобретателей, бизнес-консультантов, финансовые учреждения) и предоставить молодым ученым и малым предприятиям возможность коллективно использовать данную инфраструктуру на максимально льготных условиях. Нужно также освободить такой технологический парк от всех видов налогов. Также считаем необходимым создать конструкторские бюро для индустриализации и инновационного развития страны, которые могли бы обслуживать предприятия по сегментам - сельскохозяйственному, электротехническому, транспортному. Такие отраслевые конструкторские бюро будут оказывать услуги по улучшению используемого оборудования, повышения качества выпускаемой продукции и созданию опытно-промышленных образцов.

Учитывая вышеизложенное, необходимо развивать механизмы коммерциализации технологий и повышать их эффективность. Для успешного формирования системы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в Таджикистане необходимо создать благоприятные условия, прежде всего совершенствовать патентное законодательство и улучшить механизмы правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности.

По разным оценкам, на долю научных и инновационных факторов приходится от 70 до 95% прироста ВВП в развитых странах [3]. Опыт развитых стран показывает, что на сегодняшний день значительную долю финансирования НИОКР осуществляет не частный бизнес, а государство. В этой связи необходимо развивать венчурную систему инвестирования. Исследования показали, что инновации чаще всего рождаются на предприятиях малого и среднего размера, а важнейшим источником средств для них является венчурный капитал, который представляет собой особую форму начального финансирования. Если сравнить американские компании, финансируемые венчурным капиталом, с другими компаниями, не получающими такого финансирования, выясняется, что эти компании созревают раньше других (анализ БЭС УепШгеЕсопоткэ), выводят продукцию на рынок быстрее [14, с. 421-426], [18, с. 959-984]. Ссылки на их патенты делаются чаще, чем на патенты фирм, не получающих венчурного финансирования [17, с. 674-692]. Инновационные компании, получающие венчурное финансирование, не только внедряют инновации лучшего качества, но и работают в высокотехнологичных отраслях. Так, свыше 75% стоимости всей индустрии программного обеспечения США приходится на продажи, генерируемые компаниями, которые в период своего роста получали венчурное финансирование [16, с. 84].

В связи с этим государство совместно с местными инвесторами (банками, страховыми компаниями) на принципах государственно-част-

ного партнерства должно создать «Национальный венчурный фонд». Инвестиционная политика фонда должна быть направлена на поиск и привлечение проектов в перспективных отраслях, имеющих достаточный экспортный потенциал. Цель такого сотрудничества заключается в том, чтобы получать в будущем доступ к передовым западным технологиям для последующего трансфера их в Таджикистан. Также венчурные фонды - это возможность выхода на ведущие технологические компании мира и создания информационной системы для обмена знаниями, опытом и технологиями в сотрудничестве с венчурными фондами мира.

Опыт развитых стран свидетельствует о том, что ни одна страна не может одновременно развивать все ключевые факторы развития инноваций. Для ликвидации тактических пробелов, а также для изучения реального инновационного процесса надо создать карту развития инноваций в регионе. Например, действующая в Европе «Карта европейского инновационного пространства» - это система индикаторов, составляемая исследователями для изучения динамики и развития инноваций. Идея создания карты, на наш взгляд, позволит лучше оценить ситуацию, анализировать динамику развития, формировать шкалу оценок по районам (и в целом по стране), выявить возможности для экономического роста и стимулирования инновационной деятельности, составлять прогнозы инновационной деятельности в рамках инновационной политики страны.

В национальных стратегических документах развития четко должны быть отражены научно-технологические и инновационные приоритеты страны (на 20-50 лет) с учетом национальных особенностей. Для построения таких прогнозов стоит учесть мировые тенденции развития научно-технологических и инновационных областей. Это прежде всего биотехнологии, информационные технологии, технологии материалов и нанотехнологии, которые используются для решения глобальных проблем. К примеру, в Германии приоритеты развития страны отражены в принятой в 2007 г. Стратегии по развитию высоких (информационных) технологий до 2020 г., которая направлена на развитие информационно-коммуникационных технологий. В Китае ключевые приоритеты развития научно-технической сферы содержатся в 11-м пятилетнем плане. В Финляндии стратегические приоритетные направления отражены в Национальной инновационной стратегии.

Республике Таджикистан, учитывая сложившуюся ситуацию в инновационной сфере, необходимо принять свою стратегию инновационного развития. Не умаляя значения социальных вопросов, необходимо произвести изменения в структуре расходов государственного бюджета. Как показывают официальные источники, ежегодно более 50% бюджета страны расходуются в этом направлении. В стратегии инновационного развития нужно сделать ставку на модернизацию

реального сектора экономики страны и на повышение конкурентоспособности ее продукции в условиях глобализации, чтобы развивать, производить товары «завтрашнего дня» и увеличить доли наукоемких товаров в структуре производства и экспорта.

Для реализации вышеназванных задач нужна четкая инновационная политика, способная объединить в рамках инновационной системы разных участников процесса, определить их роли, обязанности, мотивировать их для последовательных действий. Здесь ключевую роль играет государство. Вмешательство государства в инновационные процессы, по опыту развитых стран, необходимо для того, чтобы в частном секторе создать стимулы к инновациям и внедрению новых технологий. Необходимость государственного вмешательства в процесс внедрения инноваций объясняется также длительностью научно-производственного цикла, высокими затратами и неопределенностью конечного результата [6]. Нужно предоставлять компаниям прямую поддержку в ситуациях, когда рыночные механизмы не срабатывают. Считаем, что проведение активной государственной инновационной политики будет способствовать формированию и развитию высокотехнологичного и наукоемкого сектора, который существенно повысит конкурентоспособность страны и обеспечит устойчивое развитие экономики Республики Таджикистан.

Литература

1. Голубев А. А. Экономика и управление инновационной деятельно-

стью: Учебное пособие. СПб: СПбГУ ИТМО, 2012. 2. Иванова Н.И. Национальные инновационные системы. М.: Наука,

3. Инновационная парадигма экономического развития: взаимодействие государства, учебных заведений и бизнеса при подготовке специалистов /Под ред. к.э.н. И.И. Савельева; Министерство образования и науки Российской Федерации, Финансовый университет при Правительстве Росссийской Федерации, Владимирский филиал. Владимир: ВИТ-принт, 2013.

4. Исмаилов Т.А. Инновационная экономика — стратегическое направление развития России в XXI веке / Т. А. Исмаилов, Г.С. Гамидов // Инновации. 2003. № 1.

5. Комаров И. Интеллектуальный капитал / И. Комаров // Персонал. 2000. № 5.

6. Ленчук Е.Б. Инновационный аспект формирования научно-технической политики в современной России. М.: Науковедение, 2000.

7. Лыч Г. Инновационная экономика: реальность или миф? //Директор. 2006. № 2.

2002.

8. Мильнер Б.З. Теория организации. М.: Инфра-М. 2005.

9. Мутанов Г.М. Инновации: создание и развитие. Алматы: Казак университет, 2012. - 224 с.

10. Послание Президента Республики Таджикистан от 20.01.2016. Душанбе, НИАТ «Ховар». www.khovar.tj.

11. Супян В. Сфера труда в США: новые тенденции и вызовы XXI в. // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 3.

12. Экономика знаний: монография / Отв. ред. В.П. Колесов. М.: ИНФРА-М, 2008. - 432 с.

13. Chen D.H.C., Dahlman C.J. The Knowledge Economy, The KAM Methodology and World Bank Operations. - The International Bank For Reconstruction and Development. The World Bank, 2006.

14. Debra J. Aron and Edward P. Lazear. The Introduction of New Products // American Economic Review Papers and Proceedings (1990).

15. Freeman C. Technology Policy and Economic Performance: Lessons from Japan. London: Pinter, 1987.

16. Lerner J. The Architecture of Innovation. Boston: Harvard Business School Press, 2012.

17. Kortum S., Lerner J. Assessing the Contribution of Venture Capital to Innovation // RAND Journal of Economics.No. 4 (Winter 2000).

18. Hellmann T., Manju Puri. The Interaction Between Product Market and Financing Strategy: the Role of Venture Capital //Review of Financial Studies (2000).

M.N. TOSHMATOV

PhD in economics, acting professor, vice rector for education and quality management of

the Technological university of Tajikistan, Dushanbe, Tajikistan

t.makhmud@mail.ru

NT. MIRZORAHIMOV

post-graduate student of the Technological university of Tajikistan, Dushanbe, Tajikistan n.mirzorahimov@gmail.com

THE PROBLEMS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ECONOMY OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

This article discusses the relevance and necessity of the formation and development of innovative economy, support innovation to improve the competitiveness of the economy, revealed major problems and formulated the basic ways of solving problems to enhance innovation activity in the Republic of Tajikistan.

Keywords: innovation, national innovation system, innovative economy, the country's competitiveness, stimulate and support innovation, innovation policy, human capital. JEL: О300.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.