Научная статья на тему 'Развитие инновационной деятельности в Таджикистане как условие экономического роста'

Развитие инновационной деятельности в Таджикистане как условие экономического роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1393
511
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленческие науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / INNOVATION POLICY / ИННОВАЦИОННЫЙ КЛИМАТ / INNOVATION CLIMATE / ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / INNOVATION AND INVESTMENT RESOURCES / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / INNOVATION INFRASTRUCTURE / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ВЕНЧУРНЫЙ БИЗНЕС / VENTURE CAPITAL BUSINESS / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / INNOVATIVEPROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Файзуллоев Машраб Курбоналиевич

В статье рассматриваются основные проблемы развития инновационной деятельности, обеспечивающие экономический рост Республики Таджикистан. Представлены методы реализации инновационной политики государства, отражающие развитие инновационной деятельности. Отмечена важность государственной инновационной политики в создании благоприятного экономического и правового климата и материализации результатов интеллектуальной и инновационной деятельности. Кроме того, политика государства в области инноваций содействует формированию инфраструктуры национальной инновационной системы. На основе статистических данных проанализированы состояние инновационной активности предприятий, научно-кадровый потенциал и ход выполнения научно-технических работ. Отмечена роль государства в развитии инновационной деятельности предприятий. Приведены меры по поддержке инновационного предпринимательства, а также принципы государственно-частного партнерства в инновационной сфере. Исследованы основные причины, препятствующие развитию инновационной деятельности в национальной экономике. Выявлены факторы, сдерживающие инновационное инвестирование в Республике Таджикистан. Предложены различные механизмы поддержки инновационной деятельности хозяйствующих субъектов. Рассмотрены основные моменты государственных программ в области развития инновационной деятельности. Научно обоснована целесообразность создания подразделения по поддержке и развитию инновационной деятельности при государственных органах власти. Особо подчеркнута роль введения льготного налогообложения для предприятий, осуществляющих инновационные проекты. Предложено участие страховой системы, компенсирующей возможные риски и убытки в процессе формирования и развития инновационной деятельности. Проведен опрос среди представителей малых и средних предприятий, выявляющий проблемы развития их инновационной деятельности.В целях стимулирования развития инновационной деятельности в Таджикистане предложены необходимые меры, такие как: софинансирование инновационных проектов со стороны государства и бизнеса; освобождение от налогов прибыли предприятий, реализующих процессы внедрения новых технологий, широкого применения методов ускоренной амортизации материальных и нематериальных активов; создание системы государственно-частного страхования научно-исследовательских и технологических разработок, а также государственной поддержки страховых компаний, принимающих на себя кредитные риски, связанные с освоением и коммерциализацией инноваций, и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY AS A CONDITION OF ECONOMIC GROWTH: TAJIKISTAN’S EXPERIENCE

This article considers the major problems of innovative activity ensuring the economic growth of Tajikistan Republic. It depicts the methods of the state’s innovative policy which refl the development of innovative activity. The article emphasizes the importance of the state’s innovative policy in creating the favorable economic and legal climate, as well as in embodiment the results of intellectual and innovative activity. An additional point is that the state’s innovative policy contributes to creating the infrastructure of national innovative system. The state of enterprises’ innovative capacity, scientifi and human resources and the tempo of accomplishing the scientifi and technical projects are analyzed here on the basis of the statistic data. The state’s role in the development of enterprises’ innovative activity is noted here. The measures on supporting the innovative business, as well as the principles of public and private partnership in innovative sphere are introduced. The main reasons which hinder the development of innovative activity in national economy are investigated. The factors suppressing the innovative investment in Tajikistan Republic are detected. Different mechanisms of supporting the business entities innovative activity are suggested. The main points of state programs in the field of boosting the innovative activity are considered. The expedience of forming Innovative Activity Support and Development Unit is scientifi ally proved. The role of introducing the benefi tax regime for enterprises carrying out innovative projects is particularly highlighted. The participation of insurance system compensating the possible risks and losses in the process of forming and developing the innovative activity is suggested. The survey disclosing the problems of innovative activity has been conducted among the representatives of small and medium businesses.The necessary measures of stimulating the innovative activity in Tajikistan Republic are suggested, among them are the following: public and private co-funding the innovative projects, tax remissions of the enterprises carrying out innovative projects, wide applying the methods of accelerating tangible and intangible consumption, forming the system of public and private research and technological developments insurance. As well as the state support of insurance companies compensating the credit risks connected with innovative socialization and commercialization etc.

Текст научной работы на тему «Развитие инновационной деятельности в Таджикистане как условие экономического роста»

УДК 001.895:330.35 (045)

развитие инновационной деятельности в таджикистане как условие экономического роста

ФАЙЗУЛЛОЕВ МАШРАБ КУРБОНАЛИЕВИЧ, доктор экономических наук, заведующий кафедрой экономической теории Российско-Таджикского (Славянского) университета E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы развития инновационной деятельности, обеспечивающие экономический рост Республики Таджикистан. Представлены методы реализации инновационной политики государства, отражающие развитие инновационной деятельности. Отмечена важность государственной инновационной политики в создании благоприятного экономического и правового климата и материализации результатов интеллектуальной и инновационной деятельности. Кроме того, политика государства в области инноваций содействует формированию инфраструктуры национальной инновационной системы. На основе статистических данных проанализированы состояние инновационной активности предприятий, научно-кадровый потенциал и ход выполнения научно-технических работ. Отмечена роль государства в развитии инновационной деятельности предприятий. Приведены меры по поддержке инновационного предпринимательства, а также принципы государственно-частного партнерства в инновационной сфере. Исследованы основные причины, препятствующие развитию инновационной деятельности в национальной экономике. Выявлены факторы, сдерживающие инновационное инвестирование в Республике Таджикистан. Предложены различные механизмы поддержки инновационной деятельности хозяйствующих субъектов. Рассмотрены основные моменты государственных программ в области развития инновационной деятельности. Научно обоснована целесообразность создания подразделения по поддержке и развитию инновационной деятельности при государственных органах власти. Особо подчеркнута роль введения льготного налогообложения для предприятий, осуществляющих инновационные проекты. Предложено участие страховой системы, компенсирующей возможные риски и убытки в процессе формирования и развития инновационной деятельности. Проведен опрос среди представителей малых и средних предприятий, выявляющий проблемы развития их инновационной деятельности.

В целях стимулирования развития инновационной деятельности в Таджикистане предложены необходимые меры, такие как: софинансирование инновационных проектов со стороны государства и бизнеса; освобождение от налогов прибыли предприятий, реализующих процессы внедрения новых технологий, широкого применения методов ускоренной амортизации материальных и нематериальных активов; создание системы государственно-частного страхования научно-исследовательских и технологических разработок, а также государственной поддержки страховых компаний, принимающих на себя кредитные риски, связанные с освоением и коммерциализацией инноваций, и др.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационная активность, инновационная политика, инновационный климат, инновационно-инвестиционные ресурсы, инновационные проекты, инновационная инфраструктура, инновационное развитие, венчурный бизнес, инновационное предпринимательство.

The development of innovative activity as a condition of economic growth: tajikistan's experience

FAYZULLOEV MASHRAB K., Doctor of Economics, Professor Head of the Department of Economic Theory of the Russian-Tajik (Slavonic) University E-mail: [email protected]

Abstract. This article considers the major problems of innovative activity ensuring the economic growth of Tajikistan Republic. It depicts the methods of the state's innovative policy which reflect the development of innovative activity. The article emphasizes the importance of the state's innovative policy in creating the favorable economic and legal climate, as well as in embodiment the results of intellectual and innovative activity. An additional point is that the state's innovative policy contributes to creating the infrastructure of national innovative system. The state of enterprises' innovative capacity, scientific and human resources and the tempo of accomplishing the scientific and technical projects are analyzed here on the basis of the statistic data. The state's role in the development of enterprises' innovative activity is noted here. The measures on supporting the innovative business, as well as the principles of public and private partnership in innovative sphere are introduced. The main reasons which hinder the development of innovative activity in national economy are investigated. The factors suppressing the innovative investment in Tajikistan Republic are detected. Different mechanisms of supporting the business entities innovative activity are suggested. The main points of state programs in the field of boosting the innovative activity are considered. The expedience of forming Innovative Activity Support and Development Unit is scientifically proved. The role of introducing the beneficial tax regime for enterprises carrying out innovative projects is particularly highlighted. The participation of insurance system compensating the possible risks and losses in the process of forming and developing the innovative activity is suggested. The survey disclosing the problems of innovative activity has been conducted among the representatives of small and medium businesses.

The necessary measures of stimulating the innovative activity in Tajikistan Republic are suggested, among them are the following: public and private co-funding the innovative projects, tax remissions of the enterprises carrying out innovative projects, wide applying the methods of accelerating tangible and intangible consumption, forming the system of public and private research and technological developments insurance. As well as the state support of insurance companies compensating the credit risks connected with innovative socialization and commercialization etc.

Keywords: innovative activity, innovation policy, innovation climate, innovation and investment resources, innovative projects, innovation infrastructure, innovative development, venture capital business, innovative entrepreneurship.

В современном мире лидирующие позиции занимают те страны, которые имеют стратегии по созданию инновационной экономики, требующей внедрения научно-технических разработок во все отрасли народнохозяйственного комплекса. Для того чтобы превратить имеющийся в Республике Таджикистан научно-технический потенциал в действенный фактор экономического развития, надо переходить к политике комплексной поддержки инновационной деятельности. При этом первоочередной задачей является создание особо благоприятных финансово-экономических и правовых условий для формирования национальной инновационной системы. Однако в Таджикистане отсутствует идеология формирования национальной инновационной системы.

Основными предпосылками и условиями формирования инновационного типа национальной экономики являются: разработка законодательных и нормативных правовых актов, экономических и организационных мер активизации и поддержки инновационной деятельности; разработка и реализация инновационных проектов;

создание и развитие инновационной инфраструктуры; формирование и совершенствование системы подготовки специалистов в области инновационной деятельности; организация информационной системы и международное сотрудничество в сфере инновационной деятельности.

Законодательная база в сфере науки и техники, несомненно, устанавливает государственную инновационную политику. В Республике Таджикистан в целях регулирования инновационной сферы приняты Закон Республики Таджикистан «Об инновационной деятельности» (№ 822 от 16 апреля 2012 г.), Закон Республики Таджикистан «О технологическом парке» (№ 629 от 21 июля 2010 г.) и ряд нормативно-правовых актов.

В утвержденной правительством Республики Таджикистан Программе инновационного развития Республики Таджикистан на 2011-2012 годы (постановление № 227 от 30 апреля 2011 г.) как неотъемлемой части экономической политики государства определены основные задачи развития инновационной деятельности. Среди задач особое место отводится стимулированию научно-технической и инновационной активности,

формированию нормативно-правовой базы инновационной деятельности, вовлечению научного потенциала страны в инновационные процессы, эффективному использованию научно-технологических разработок и изобретений, созданию и развитию инновационной инфраструктуры.

Как нам представляется, наибольшее влияние на инновационные отношения оказывает прежде всего экономическая политика государства в инновационной сфере. Государственная инновационная политика должна быть направлена на создание благоприятного экономического, правового климата в отношении инновационной деятельности и системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, а также формирование инфраструктуры национальной инновационной системы.

В целях создания и повышения имиджа ин-новатора предстоит активизировать инновационную деятельность в отраслях национальной экономики — формировать системы популяризации науки, инноваций, инновационной деятельности, в том числе через общественную рекламу, вовлечение в пропаганду лидеров общественного мнения, распространение историй успеха, проведение конкурсов и других мероприятий среди предприятий, ученых, научных коллективов и предпринимателей.

Таким образом, работу по формированию и развитию инновационной деятельности необходимо перевести на постоянную основу. В отраслевых министерствах, местных хукуматах (администрациях. — Прим. ред.) и других органах государственной власти целесообразно создать подразделения по развитию инновационной деятельности. Для информационного обеспечения потребителей и производителей необходимо организовать координирующие информационно-аналитические и инновационные центры при Министерстве экономического развития и торговли и Министерстве промышленности и новых технологий Республики Таджикистан, обладающие банком данных импортозамещающей продукции, перечнем импортируемой продукции и последних достижений науки и техники с периодическим уточнением приоритетных направлений развития отраслей.

В условиях развития инновационной деятельности должно полностью измениться отношение

к главной производительной силе общества — человеку высокоинтеллектуального высокопроизводительного труда. Роль высококвалифицированных специалистов в инновационной экономике очень велика и постоянно будет расти.

Будущее каждого государства определяется его способностью к использованию собственного интеллектуального потенциала, в том числе в сфере управления экономикой. Экономика знаний характеризуется большими масштабами и более высокими темпами осуществления инновационных преобразований, поскольку именно в форме инноваций распространяются в рыночной среде достижения научно-технического прогресса [1].

Важным условием развития инновационной деятельности в Таджикистане является повышение научного потенциала. Так, в 2006 г. защищено кандидатских диссертаций — 241, докторских — 41. Больше всего защищено диссертаций в вузах: 117 — кандидатских и 17 — докторских по общественным, экономическим наукам и медицине. По естественным наукам — физике, математике, астрофизике в 2006 г., как и в 2005 г., защищенных диссертаций было очень мало. В 2007 г. защищены всего 262 диссертации, из них: кандидатских — 232, докторских — 30. Больше всего диссертаций защищено в вузах — 129, из них: кандидатских — 120, докторских — 9. В сравнении с предыдущими годами также в 2007 г. защищено диссертаций больше всего по общественным, экономическим наукам и медицине. В 2008 г. всего по Таджикистану защищено 86 диссертаций, из них: кандидатских — 72; докторских — 14 [2, с. 14-17]. В 2012 г. общее количество защищенных диссертаций составляло 323, из которых докторских — 31, кандидатских — 292. Необходимо также отметить, что наблюдается незначительный рост числа защищенных диссертаций по сравнению с 2010 и 2011 гг. [2, с. 11].

Анализ кадрового потенциала Таджикистана показал, что в 2012 г. количество рабочих мест в 75 научно-исследовательских организациях составило 14 797 единиц, число научных сотрудников — 8508, т.е. 57,5%, из них докторов наук — 736, кандидатов наук — 2668 человек.

В 2011 и 2012 гг. общее количество аспирантов в научных организациях Таджикистана составляло соответственно 1801 и 1658 человек, в том числе соответственно 1022 и 888 — с отрывом от производства. В 2009 и 2010 гг. количество

аспирантов увеличилось и составило соответственно 1256 и 1553 человек. В 2012 г. по сравнению с 2009 г. в аспирантуру было принято на 402 человека (32%) больше; можно сказать, что наблюдается тенденция привлечения молодежи к научно-исследовательской работе [4, с. 74-75].

Рост числа докторов и кандидатов наук по сравнению с 2009 г. наблюдается в вузах, Академии наук Республики Таджикистан и отраслевых научно-исследовательских организациях. В системе Академии медицинских наук Министерства здравоохранения Республики Таджикистан и Таджикской академии сельскохозяйственных наук (ТАСХН) в 2012 г. по сравнению с 2009 г. среди научных работников наблюдается уменьшение числа докторов и кандидатов наук.

В 21 вузе Таджикистана работают 7171 научный сотрудник, что составляет 78,9% общего количества научных сотрудников Республики. Наибольшее число специалистов с ученой степенью также работают в вузах, что составляет из общего количества: докторов наук — 68,6% и кандидатов наук — 75,8%. Наименьшая доля сотрудников с ученой степенью приходится на ТАСХН и отраслевые научно-исследовательские организации, что составляет: докторов наук — 3,8% и кандидатов -14%, соответственно 4,7 и 16,2%. В системе ТАСХН, где основное направление научно-исследовательской деятельности связано с прикладными задачами, работают всего научных сотрудников — 29 докторов и 107 кандидатов наук, что является неудовлетворительным [4, с. 9-10].

Вместе с тем, несмотря на формальные признаки финансовой стабилизации в Республике, государство финансирует исследования и разработки очень скупо. В 2011 г. объем финансировании науки в Таджикистане составил 0,089% от ВВП.

Частный бизнес также не спешит тратиться на финансирование инновационных разработок и их практическое внедрение. Он вкладывает средства в инновации лишь постольку, поскольку это необходимо для выживания в жесткой конкурентной среде. Причем ограниченность объема инновационно-ориентированных инвестиций со стороны частного бизнеса определяется прежде всего институциональной структурой национальной экономики и капитальных вложений.

Следовательно, для развития инновационной деятельности необходимо участие страховой системы, которая могла бы компенсировать

возможные убытки. Возможно, что на первых этапах потребуется создание государственных страховых организаций, которые приступили бы к работе с инновационными проектами. Целью страховой системы, работающей в данной области, является создание постоянно действующего денежного фонда, пополняемого частично за счет страхователей, частично — за счет средств государства.

Следующей важнейшей составляющей развития инновационной деятельности можно считать введение льготного налогообложения предприятий, осуществляющих инновационные проекты. Так, льготы могут коснуться всего бизнеса, осуществляющего инновационные проекты как основные в своей деятельности, либо быть ограничены непосредственно самими инновационными проектами. Во всяком случае, на период внедрения инновации бизнес, ее осуществляющий, должен быть освобожден от дополнительных налоговых платежей. Такой подход будет служить и стимулом к инновациям, и защитной мерой, позволяющей бизнесу производить дополнительные расходы, связанные с инновациями.

Многие виды инноваций, в первую очередь технологические и продуктовые, требуют для своего создания и тиражирования значительных объемов затрат. Речь идет о затратах времени, труда, информационных, материальных и финансовых ресурсов. Часть из них может быть потрачена безрезультатно; часть — не окупится; часть — принесет доход лишь по истечении довольно длительного времени. Так, Кремневая долина в США окупилась через 13 лет. Открытая в Сколково элитная бизнес-школа, на строительство которой потрачено около 250 млн долл., начнет давать финансовую отдачу (до 1 трлн руб. ежегодно) только через 10-15 лет.

Учитывая длительный временной разрыв между затратами на создание инноваций и их результатами, многие компании ориентируются на разработку долговременных продуктовых циклов. Их временной горизонт превышает продолжительность среднего периода между экономическими кризисами. Китай, например, разработал «дорожную карту» промышленно-технологиче-ского развития до 2050 г. [5, с. 26].

Вместе с тем объем финансирования выполненных научно-технических работ за 2009 и 2012 гг. составляет соответственно 17 580,2 и 41 231,7 тыс. сомони, за период 2009-2012 гг.

он увеличился на 23 651,5 тыс. сомони (135%). В 2012 г. на научно-исследовательские работы было затрачено средств в объеме 39 084,0 тыс. сомони, из них на фундаментальные работы — 10 014,8 тыс., проектно-конструкторские и технологические — 112,7 тыс. и научно-технические услуги — 1942,6 тыс. [4, с. 72-73].

Следовательно, развитие и поддержка инновационной деятельности на всех уровнях должны включать: законодательную и нормативную базу, регулирующую формы и методы стимулирования инновационной деятельности; инфраструктуру, содействующую развитию инновационной деятельности; кадровое обеспечение инновационной деятельности; имущественную поддержку инновационной деятельности; формирование благоприятной социально-психологической среды инновационной деятельности.

На наш взгляд, необходимо объединить мощный научный потенциал и бизнес-профессионалов Таджикистана в рамках государственно-частного партнерства в научно-исследовательской сфере, включающего: софинансирование инновационно-инвестиционных проектов государством при сохранении управления в руках бизнеса и формирование сети институтов развития инновационной деятельности.

Анализ процесса развития инновационной деятельности показывает, что до сих пор существуют некоторые причины, препятствующие в краткосрочном периоде достижению значимых результатов в развитии инновационной деятельности предприятий. Следует отметить, что кредиты коммерческих банков недоступны предприятиям, а собственных средств у них не хватает. Дефицит высококвалифицированных кадров и слабая техническая база предприятий также не способствуют развитию инновационной деятельности.

В целях выявления проблем развития инновационной деятельности хозяйствующих субъектов в Таджикистане исследовательской группой под руководством автора данной статьи проведен опрос представителей более 100 малых и средних предприятий Республики. Среди них 13% предприятий занимаются НИОКР; 88% — выпуском товаров; 22% — оказанием услуг (консультационных, исследовательских и пр.); 3% — внедрением новых технологий; 11% — разной деятельностью. Выпуском строительных материалов заняты 29%; производством пищевых продуктов — 20%;

товаров легкой промышленности — 18%; машиностроением и металлообработкой — 12%; полиграфическими услугами — 12%. Средний возраст технологического оборудования у 31% предприятий составляет выше 20 лет; 18% предприятий имеют оборудование от 1-3 лет; 15% предприятий — оборудование от 5-7 лет; 12% предприятий — оборудование от 3-5 лет.

Научно-исследовательские организации Таджикистана в 2012 г. проводили научно-исследовательские работы по 309 темам с номером государственной регистрации и 78 темам — без государственной регистрации, 2 организации — по линии Международного научно-технического центра. Общее количество публикаций за 2012 г. по всем отраслям науки составляет 9143, из них статей — 5863, тезисов — 1387, книг — 315, монографий — 25 и др.

Следовательно, из 68 научно-исследовательских организаций только 17 занимались патентно-изобретательской деятельностью, из них: по линии Академии наук Республики Таджикистан — 4; Академии медицинских наук Министерства здравоохранения и социальной защиты населения Республики Таджикистан — 4, а также вузов — 8, отраслевых научно-исследовательских организаций — 1. Из общего количества полученных охраняемых документов 17 являются патентами и 53 — малыми патентами.

Научными и отраслевыми институтами Республики Таджикистан на внедрение и использование информационно-коммуникационных технологий и доступа к сети Интернет было вложено средств в объеме 4 180 760 сомони. Вузы Республики Таджикистан вложили в развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) более 3 млн сомони, а отраслевые научно-исследовательские организации — 204 030 сомо-ни. На внедрение и использование ИКТ научно-исследовательские организации ТАСХН вложили сумму в объеме 57 712 сомони, Академия наук Республики Таджикистан — 47 840 сомони и незначительную сумму — Академия медицинских наук — 40 480 сомони [4, с. 54-58].

Более того, для стимулирования развития инновационной деятельности в Республике необходимо реализовать следующие первоочередные меры: освободить от налогообложения прибыль, направляемую на внедрение новых технологий, финансирование исследований и разработок; применять методы ускоренной амортизации

материальных и нематериальных активов, что способствовало бы наращиванию объемов собственных и заказных научно-исследовательских разработок; создать систему государственного и частного страхования инвестиций в сферу инновационной деятельности, поддерживать страховые компании, принимающие на себя кредитные риски, связанные с освоением инноваций, и др.

К великому сожалению, развитие инновационной деятельности невыгодно тем, кто хочет сохранить свои доходные чиновнические места. Поэтому-то они всеми силами будут противиться модернизации. В настоящее время доля инновационно мыслящих людей в обществе весьма ничтожна, подавляющее большинство — консерваторы. К примеру, бизнесу проще сделать ставку на дешевую рабочую силу, нежели вкладываться в развитие инновационной деятельности. Государственные структуры должны быть готовы софинансировать инновационные проекты и облегчать налоговое бремя для заинтересованных предпринимателей-новаторов.

Обязательным моментом активизации инновационной деятельности является выработка схем движения средств, идущих на инновационные цели, снятие различных финансовых ограничений. На первый взгляд, сама идея кажется вполне доступной. Однако ее практическое внедрение натолкнется на значительное количество различных трудностей, таких как отсутствие соответствующего законодательства, руководящего аппарата, согласования ряда вопросов с государственными структурами и т.п. Именно устранение этих трудностей может содействовать созданию инновационного климата в целях модернизации национальной экономики и ее экономического роста на основе развития инновационной деятельности.

литература

1. Абдикеев Н.М. Экономика, основанная на знаниях, и инновационное развитие // Вестник Финансового университета. 2014. № 5 (83). С. 16-26.

2. Научно-технический потенциал Республики Таджикистан в 2007 году: Аналитический сборник. Душанбе, 2011. Вып. 3. 98 с.

3. Статистический ежегодник Республики Таджикистан-2013 (официальное издание). Душанбе, 2014. 469 с.

4. Научно-технический потенциал Республики Таджикистан в 2012 году: аналитический сборник. Душанбе, 2013. Вып. 8. 176 с.

5. Эскиндаров М.А. Сущностные черты инновационного роста // Инновационное развитие России: проблемы и решения: монография / под ред. М.А. Эскиндарова, С.Н. Силь-вестрова. М.: Анкил, 2013. 1216 с.

References

1. Abdikeev N.M. The economy based on knowledge and innovative development. Vestnik finansovogo universiteta, 2014, no 5 (83), pp. 16-26. (in Russ.)

2. Research and technical potential of Tajikistan Republic in 2007: Analytical collection. Dushanbe, 3rd edition, 98 p. (in Russ.)

3. Statistic annual report of Tajikistan Repub-lic-2013 (official edition), Dushanbe, 2014, 469 p. (in Tajik.)

4. Research and technical potential of Tajikistan Republic in 2007: Analytical collection. Dushanbe, 2013, 8th edition, 176 p. (in Tajik.)

5. Eskindarov M.A. The peculiar features of innovative growth. Innovative development in Russia: monograph under the direction of Eskindarov M.A., Silvestrov S.N., Moscow, Ankil, 2013. 1216 p. (in Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.