Научная статья на тему 'Предпосылки и факторы формирования инновационной экономики Республики Таджикистан'

Предпосылки и факторы формирования инновационной экономики Республики Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
327
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фактор / предпосылка / инновация / инновационная экономика / конкурентоспособность страны / инновационное развитие / factor / prerequisite / innovation / innovative economy / country's competitiveness / innovative development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тошматов М.Н., Мирзорахимов Н.Т.

В статье рассматривается актуальность и необходимость формирования и развития инновационной экономики, выявлены наиболее значимые факторы и предпосылки, которые могут дать импульс к повышению инновационной активности Республики Таджикистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prerequisites and Factors of Formation of Innovative Economy of the Republic of Tajikistan

In this article the urgency and necessity of formation and development of innovative economy are considered, the most significant factors and prerequisites, which can give an impulse to an increase of innovative activity of the Republic of Tajikistan, are revealed.

Текст научной работы на тему «Предпосылки и факторы формирования инновационной экономики Республики Таджикистан»

Вестник Института экономики Российской академии наук

3/2018

М.Н. ТОШМАТОВ

кандидат экономических наук, и.о. профессора, проректор по учебной работе и управления качеством образования Технологического университета Таджикистана

Н.Т. МИРЗОРАХИМОВ

аспирант Технологического университета Таджикистана

ПРЕДПОСЫЛКИ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ

ТАДЖИКИСТАН

В статье рассматривается актуальность и необходимость формирования и развития инновационной экономики, выявлены наиболее значимые факторы и предпосылки, которые могут дать импульс к повышению инновационной активности Республики Таджикистан.

Ключевые слова: фактор, предпосылка, инновация, инновационная экономика, конкурентоспособность страны, инновационное развитие.

В условиях интенсивно изменяющихся геополитической, геоэкономической и технологической картин современного мира перед экономикой Республики Таджикистан стоит задача перехода от аграрно-индустриального к инновационному типу развития на основе нововведений во всех сферах социально-экономической жизни страны, что является одним из базовых принципов будущего устойчивого развития. Это актуально для стран с высоким уровнем роста населения, в т. ч. для Республики Таджикистан.

Национальной стратегией развития Республики Таджикистан на период до 2030 г. определены три ключевые задачи: во-первых, достичь уровня социально-экономического развития, сопоставимого со странами сегмента со средним уровнем дохода; во-вторых, обеспечить устойчивость развития путем диверсификации и повышения конкурентоспособности национальной экономики; в-третьих, расширить и укрепить средний класс [5, с. 14].

1БЬ: 0300.

Необходимость и важность формирования инновационной экономики в Республике Таджикистан диктуется современным состоянием ее экономики: низкой конкурентоспособностью национальной экономики, сопровождающейся отсталостью технологической базы и низким уровнем инновационной активности; высоким износом основных фондов (более 70%); низкой долей внутренних накопленных инвестиций; снижением доли промышленности в структуре ВВП; низким качеством и неэффективным использованием человеческого капитала; недостаточностью связи рынка труда и системы образования; отсутствуем механизма «принуждения» к инновациям и коммерциализации результатов научных исследований и опытно-конструкторской деятельности и т. п. Макроэкономические показатели Республики Таджикистан отражены в таблице 1.

Таблица 1

Макроэкономические показатели Республики Таджикистан 2009-2016 гг.

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

ВВП в текущих ценах, млрд сомони 20,6 24,7 30,1 36,2 40,5 45,6 48,4 54,5

Темп развития, % 103,9 106,5 107,4 107,5 107,4 106,7 106,0 106,9

Объем производства сельхозпродукции, млрд сомони 6,5 8,2 7,9 9,5 9,9 10,5 12,2 15,1

Темп развития, % 93,6 109,2 105,7 110,8 103,8 105,0 111,3 116,0

Объем производства сельхозпродукции, млрд сомони 8,8 9,4 14,9 16,5 16,8 21,0 21,6 22,2

Темп развития, % 110,5 106,8 107,9 110,4 107,6 104,5 103,2 105,2

Финансирование в основные инвестиции, млрд сомони 3,9 4,7 5,0 4,5 5,8 7,5 9,7 11,1

Уровень инфляции, % 5,0 9,8 9,3 6,4 3,7 7,4 5,1 6,1

Уровень безработицы, % 2,2 2,1 2,3 2,4 2,3 2,4 2,3 2,4

Расходная часть государственного бюджета, млрд сомони 5,7 6,7 8,5 9,1 11,6 13,2 15,7 18,4

Источник: www.prezident.tj/ru/taxonomy/term/5/156.

Для формирования инновационной экономики важное значение имеет исследование причин технологической отсталости национальной экономики и создание условий для активизации в ней инновационных процессов. Это потребует проведения глубокого теоретического

исследования предпосылок и факторов становления инновационной экономики, условий и причин, которые ускоряют инновационный процесс, начиная от научно-исследовательских разработок до производства готовой продукции.

Уровень развития инноваций формируется в результате взаимодействия многих факторов. По мнению О.С. Пчелинцева [1], их можно разделить на четыре группы:

- социально-экономические условия развития региона;

- инновационный потенциал;

- человеческий капитал;

- управленческий потенциал.

Согласно докладу Европейского банка развития и реконструк-ции,имеющиеся предпосылки подразделяются на шесть групп:

- качество институтов;

- макроэкономическая среда;

- функционирование рынков;

- доступ к технологиям;

- способность к освоению технологий;

- креативный потенциал [7].

На основе имеющихся научных исследований факторов и предпосылок формирования инновационной экономики можно утверждать, что каждая национальная экономика имеет свои специфические особенности, а успех ее инновационного развития зависит от многих факторов. Рассмотрим наиболее значимые из них.

Политико-правовой фактор. В современных условиях на инновационное развитие страны большое влияние оказывает политико-правовой фактор, который включает в себя политическую ситуацию в стране, стабильность политического режима, инновационную политику государства, законодательные меры и нормативно-правовые акты, поощряющие инновационную деятельность.

На сегодняшний день в политико-правовой системе Республики Таджикистан уже созданы предпосылки и приняты нормативно-правовые акты, необходимые для формирования и инновационного развития экономики: Закон Республики Таджикистан «Об инновационной деятельности»; Закон Республики Таджикистан «О технологическом парке»; Закон Республики Таджикистан «О свободных экономических зонах в Республике Таджикистан»; Программа инновационного развития Республики Таджикистан на 2011-2020 гг., а также законы, программы, стратегии в области предпринимательства, науки и образования. Кроме вышеперечисленных в целях привлечения инвестиций в экономику страны был создан Консультативный совет по улучшению инвестиционного климата при Президенте Республики Таджикистан, призванный обеспечивать разработку рекомендаций и предложений для Президента Республики

Таджикистан и иных государственных органов по вопросам улучшения бизнес-среды и инвестиционного климата в Республике Таджикистан, необходимых для ускорения социально-экономического развития страны. Согласно Закону Республики Таджикистан «Об инновационной деятельности», основной целью государственной инновационной политики является повышение эффективности производства, обеспечение конкурентоспособности продукции отечественных производителей на основе инноваций, обеспечивающих устойчивый экономический рост и достижение стратегических целей страны [4].

Природно-климатический фактор. Природно-климатические факторы имеют важное значение. Таджикистан является горной страной, обладающей большим запасом полезных ископаемых, освоение которых считается одним из основных условий для развития национальной экономики. Страна располагает значительным запасом природных ресурсов: серебра, золота, железа, свинца, сурьмы, угля, поваренной соли, драгоценных камней, нефти, газа и т. д., а также большим запасом неминерального сырья для производства строительных материалов. В республике обнаружены и изучаются более 400 месторождений с запасом 30 различных видов сырья: известняка, гранита, граноди-орита, мрамора, мраморного известняка, алебастра, кварцевого песка. На территории Таджикистана сосредоточено около 22% общих потенциальных запасов угля Центральной Азии. Добыча угля может сыграть заметную роль в снижении дефицита энергетики и в сотрудничестве с инвесторами обеспечить энергетическую независимость страны. С повышением спроса на уголь в различных отраслях республики, его добыча была доведена в 2017 г. до 1,74 млн т1.

В области экологически чистых возобновляемых источников энергии Таджикистан обладает огромными возможностями. В части использования солнечной энергии республика имеет огромный потенциал. Количество солнечных дней в Таджикистане колеблется от 250 до 300 дней в году, и использование энергии солнца является одним из важных источников энергии будущего. По потенциальным запасам гидроэнергоресурсов страна занимает первое место в мире по удельным запасам на единицу территории, но эти запасы сегодня используются только на 3,5-4%. Ледники занимают около 8% территории страны. Также насчитывается 947 рек длиной более 10 км и общей протяженностью 28 000 км, более 25 000 рек и водостоков общей протяженностью 90 000 км [2]. Перспективы освоения относительно дешевой и экологически чистой электроэнергии в стране огромные. В республике имеется более 80 уже обследованных створов, пригодных для строительства крупных ГЭС [3].

1 www.ent.tj.

Правительство страны принимает специальные меры для достижения одной из главных стратегических целей - энергетической независимости. В этот период в сфере энергетики с привлечением иностранных инвестиций был реализован ряд инвестиционных проектов. В эту сферу из всех источников финансирования уже направлено 1 861,8 млн долл. США2. С целью планомерного развития энергетической отрасли в годы независимости в стране построены и сданы в эксплуатацию гидроэнергетические сооружения, ряд мелких и крупных гидроэлектростанций, высоковольтные линии электропередачи и мощные энергетические подстанции. В последние годы начата реализация регионального проекта передачи электроэнергии СЛБЛ-1000, восстановление и продолжение строительства гидроэлектростанции «Рогун». В результате этих мероприятий производственная мощность и экспортные возможности страны увеличились в разы. Строительство и совершенствование инфраструктуры передачи электроэнергии создали новые возможности для экономики. Рациональное использование огромного гидроэнергетического потенциала Республики Таджикистан и реализация важнейших для страны проектов в области гидроэлектроэнергетики будет отвечать не только интересам развития нашей республики, но и стран региона, что в итоге даст толчок инновационному росту экономики всего региона.

Социально-демографический фактор. Большую роль в осуществлении перехода экономики на устойчивый путь развития играют социально-демографические факторы, которые, в свою очередь, зависят от структуры общества, от культуры, образования, обычаев, традиций, производственных отношений, социальной инфраструктуры и т. д. Первопричиной развития любой территории является ее население, которое создает предпосылки для развития в стране разнообразных видов экономической деятельности и обеспечивает территорию трудовыми ресурсами.

Согласно данным Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан, численность постоянного населения Таджикистана составляет 8742,8 тыс. человек (в 2016 г.), а трудовые ресурсы - 4 859 тыс. человек. Уровень официально зарегистрированной безработицы к численности рабочей силы составил 2,4%. Средняя продолжительность жизни граждан - 73,5 года. Демографическая ситуация и социальная защита населения, в частности сфера образования и здравоохранения, находятся в центре постоянного внимания Правительства Республики Таджикистан. В 2017 г. из государственного бюджета было выделено на образование - 18,03%, на здравоохранение - 7,25%, социальное страхование и соцзащиту - 16,36%, культурномассовые и оздоровительные меро-

2 www.prezident.tj.

приятия - 4,14%. За счет всех источников финансирования завершено строительство общеобразовательных учреждений для 184 719 учеников, дошкольных учреждений - на 2 373 мест, больниц - на 2 953 коек, клиник - для единовременного принятия 8 389 больных3. В последние годы в результате проведения необходимых реформ ситуация в данных сферах существенно улучшилась.

Материально-техническая база сферы науки и техники. Материально-техническая база науки является важной составляющей в инновационном развитии страны, так как она определяет возможности проведения научных исследований и разработок, а также их результативность. Она включает парк машин, механизмов, аппаратов, приборов, лаборатории, оснащенные экспериментальным оборудованием, технологические процессы, производственные сооружения. На сегодняшний день Академия наук Республики Таджикистан объединяет 16 научно-исследовательских институтов и ряд других научных учреждений, ведущих исследования в области естественных, технических и общественных наук. Научные учреждения объединены в 3 отделения: Отделение физико-математических, химических, геологических и технических наук; Отделение биологических и медицинских наук и Отделение общественных наук. Также в стране имеется 39 (с учетом филиалов) учреждений высшего профессионального образования. Многие разработки вышеназванных учреждений нашли практическое применение в важнейших отраслях народного хозяйства, внедрение которых позволило получать новые материалы, лекарственные препараты, повышать урожайность сельскохозяйственных культур и т. д.

Финансово-экономический фактор. Последовательным осуществлением реформ в важнейших отраслях экономики посредством реализации программ и стратегий по экономическому развитию Правительство заложило благоприятную основу для развития экономики страны. Государственная политика в сфере экономики была направлена на всестороннюю поддержку частного сектора. В законодательстве, регулирующем предпринимательскую и инвестиционную деятельность, предусмотрены льготы в приоритетных сферах экономики. Так, например, был принят новый Налоговый кодекс, в котором налоги сокращены с 21 вида до 9. Была проведена реформа системы лицензирования, в рамках которой число лицензий было сокращено с 650 до 74. За последние 15 лет ВВП на душу населения вырос в 19,6 раз (в текущих ценах), по сравнению с 2000 г. Объем доходной части государственного бюджета вырос в 55,3 раза. Внешнеторговый оборот в 1991 г. составлял всего 131,1 млн долл. США и за 25 лет государственной независимости вырос в 33,0 раза - до 4325,5 млн долл. США.

3 www.prezident.tj.

Если в 1995 г. объем кредитного финансирования в экономике составлял 9,1 млн сомони, то только в 2015 г. объем выданных кредитов достиг 12,5 млрд сомони, 42% которых составляют микрокредиты4.

Одним из важнейших факторов перехода к инновационному типу экономики Республики Таджикистан является обеспечение ее конкурентоспособности. В этом аспекте важное значение имеют анализ существующих международных рейтингов и разработка мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности национальной экономики. В этих целях нами проанализировано место Республики Таджикистан по нескольким международным агентствам по рейтинговым оценкам. Согласно Индексу глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index), Республика Таджикистан занимает 79 строчку (см. табл. 2). Всемирный экономический форум (ВЭФ) готовит ежегодный доклад, в котором учитываются 113 переменных, детально характеризующих конкурентоспособность стран мира. Все переменные объединены в 12 контрольных показателей, по трем из которых Таджикистан находится в первой половине списка: «Качество институтов» (42); «Эффективность рынка труда» (34); «Инновационный потенциал» (47). По остальным показателям Республика Таджикистан занимает нижние строки рейтинга: «Инфраструктура» (99); «Макроэкономическая стабильность» (103); «Здоровье и начальное образование» (73); «Высшее образование и профессиональная подготовка» (76); «Эффективность рынка товаров и услуг» (68); «Развитость финансового рынка» (105); «Уровень технологического развития» (114); «Размер внутреннего рынка» (118); «Конкурентоспособность компаний» (75).

Правительство республики уделяет особое внимание вопросу инвестирования в экономику, принимает конкретные меры по созданию благоприятных условий для инновационного развития. Так, на территории Таджикистана правительством созданы четыре свободных экономических зоны - «Сугд», «Дангара», «Ишкашим», «Пяндж», где иностранному бизнесу предоставляются различные льготы и преференции. Только в течение 10 последних лет в стране реализованы более 90 государственных инвестиционных проектов на общую сумму 12 млрд сомони. В настоящее время осуществляются 63 новых проекта на общую сумму более 19 млрд сомони. В 20062015 гг. в республике за счет всех источников финансирования были введены в оборот основные фонды объемом 28,3 млрд сомони, в том числе за счет государственного финансирования - 9,3 млрд сомони, был освоен объем инвестиций на сумму 48,6 млрд сомони, в том числе за счет государственного финансирования - 18,3 млрд сомони. В течение 1991-2015 гг. в различные сферы экономики Республики

4 www.prezident.tj.

Таблица 2

Рейтинг глобальной конкурентоспособности, 2017-2018 гг.

№ Страна Место в рейтинге Индекс

1 Швейцария 1 5,9

2 США 2 5,9

3 Сингапур 3 5,7

4 Россия 38 4,6

5 Казахстан 57 4,3

6 Таджикистан 79 4,1

7 Украина 81 4,1

8 Кыргызстан 102 3,9

Источник: составлено автором по данным: World Economic Forum. The Global Competitiveness Report 2017-2018.

Таджикистан инвестированы иностранные инвестиции на общую сумму 8 112,1 млн долл. США, в частности, прямые инвестиции на общую сумму 3 562,4 млн долл. США, что составляет 44% от общего объема иностранных инвестиций5.

Информационно-коммуникационный фактор. Характерной чертой инновационной экономики является большое количество актуальной и важной информации. Информационно-коммуникационные факторы способствуют быстрому принятию управленческих решений. Благодаря новым информационно-коммуникационным технологиям и инновациям становится возможным распространение информации на большую аудиторию, что способствует повышению эффективности бизнес-процессов. За последние годы достигнут заметный прогресс в развитии информационной инфраструктуры Республики Таджикистан. В Интернете создаются страницы государственных и коммерческих структур. Каналы, передающие национальные программы по радио, телевидению и связи, полностью перешли на цифровые технологии, что обеспечивает беспрепятственный доступ населения всех регионов страны к современным информационным услугам. В период 2005-2015 гг. в Республике Таджикистан расширилась сеть электрической связи, увеличился объем обслуживания и количество пользователей. Количество интернет-абонентов в 2005 г. составляло 6 7134 человек, в 2010 г. - 1,3 млн человек, в настоящее время - 2,9 млн человек6.

5 www.prezident.tj.

6 Там же.

Научно-образовательный фактор. На сегодняшний день модернизация и инновационное развитие экономики в значительной степени определяются накопленным и реализованным человеческим капиталом. Наука и знания всегда были важными факторами экономического развития. Образование улучшает качество, повышает уровень знаний человека, а высшее образование способствует формированию высококвалифицированных специалистов, труд которых оказывает значительное влияние на темпы экономического роста. Согласно статистическим данным, в Республике Таджикистан функционирует 3 874 учреждения общего образования, численность учащихся которых составляет 1 837,8 тыс., 62 учреждения начального профессионального образования, где за 2016-2017 гг. выпущено 15,5 тыс. специалистов, 67 учреждений среднего профессионального образования, где за 2016-2017 гг. выпущено 14,0 тыс., 39 учреждений высшего профессионального образования, где за 2016-2017 гг. выпущено 33,2 тыс. специалистов, численность преподавательского персонала составляет 10 010, в том числе 2 590 кандидатов наук и 603 докторов наук. В Республике работает 16 научно-исследовательских институтов. Сегодня образование находится в центре внимания правительства. Об этом свидетельствуют государственные расходы, которые за 2017 г. составили 3 140,0 млн сомони, или 5,8% к ВВП страны. В современном мире увеличивается значение образования и науки, как важнейшего фактора формирования инновационной экономики. От того, насколько успешно будет развиваться система образования и науки Республики Таджикистан, зависит перспективное развитие экономики страны.

Таким образом, для обеспечения более высоких темпов экономического развития, для эффективной реализации инновационной политики и обеспечения конкурентоспособности экономики Республики Таджикистан необходимо: создание экономических условий для реализации инновационных программ и проектов; государственное финансирование инновационной деятельности; широкое привлечение инвестиций в инновационную сферу; развитие предпринимательства и коммерциализация инновационных проектов; формирование и развитие эффективных механизмов государственно-частного партнерства; создание механизма мотивации предприятий к осуществлению инновационной деятельности; создание технопарков, стартап-центров для инновационного развития; устранение административных барьеров; улучшение правовой среды и защиты авторских прав.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон Республики Таджикистан «Об инновационной деятельности» от 16.04.2012 года № 822.

2. Национальная Стратегия Республики Таджикистан на период до 2030 года. Утверждена постановлением Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 01 декабря 2016 года. № 636. Политика поддержки инноваций. ЕБРР // Доклад о переходном процессе за 2014 год.

3. Пчелинцев О.С. Региональная экономика в системе устойчивого развития. М.: Наука, 2004. С. 89.

4. Валамат-заде Т. Энергетика Таджикистана: настоящее и ближайшее будущее // Центральная Азия и Кавказ: журнал социально-политических исследований. Швеция, 2008. № 1 (55).

5. PetrovG. Tajikistan's Energy Projects: Past, Present, and Future, Central Asia and the Caucasus // Journal of Social and Political Studies. Sweden, 2004. № 5(29). Р. 93-103.

ABOUT THE AUTHORS

Mahmud Negmatovich Toshmatov - Candidate of Economic Sciences, Acting Professor, Vice-Rector for Academic work and Quality Management at the Technological University of Tajikistan, Dushanbe, Republic of Tajikistan. makhmud@mail.ru

Nematjon Tohirovich Mirzorahimov - Post-Graduate Student of the Technological University of Tajikistan, Dushanbe, Republic of Tajikistan. nemat@list.ru

PREREQUISITES AND FACTORS OF FORMATIONA OF INNOVATIVE ECONOMY OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

In this article the urgency and necessity of formation and development of innovative economy are considered, the most significant factors and prerequisites, which can give an impulse to an increase of innovative activity of the Republic of Tajikistan , are revealed. Keywords: factor, prerequisite, innovation, innovative economy, country's competitiveness, innovative devel-

opment. JEL: 0300.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.