УДК 338.46
МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ
ТАДЖИКИСТАН
Лозенко В.К., д.т.н., профессор кафедры Инженерного менеджмента ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет
«МЭИ», Россия, г. Москва, e-mail: [email protected] Накатов И.К., аспирант кафедры Инженерного менеджмента ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ»,
Россия, г. Москва, e-mail: [email protected]
Решение проблем развития энергетического комплекса Республики Таджикистан путём инновационных преобразований предполагает создание благоприятного инновационного климата в стране, активизации научной и научно-технической деятельности, внедрения полученных результатов в управление развития энергетического комплекса, подготовки квалифицированных кадров для инновационной деятельности.
В статье исследованы методы использования организационно-экономических инструментов государственного инновационного управления развитием энергетического комплекса. Пути межгосударственного взаимодействия в энергообеспеченности стран азиатского региона.
Ключевые слова: инновационная политика государства, энергетический комплекс, изолированные энергосистемы, организационно-экономические инструменты государственного управления инновационным развитием, методы государственного управления.
METHODS OF USE OF ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC INSTRUMENTS OF STATE MANAGEMENT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE ENERGY SECTOR OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN
Losenko V., Doctor of Techniques, professor of the Engineering management chair, National Research University «Moscow Power Engineering
Institute», Russia, Moscow, e-mail: [email protected] Nakatov I., the post-graduate student, Engineering management chair, National Research University «Moscow Power Engineering Institute»,
Russia, Moscow, e-mail: [email protected]
Development challenges of the energy sector of the Republic of Tajikistan through innovative transformation involves the creation of a favorable climate for innovation in the country, enhancing scientific and technical activities, implementation of the results in the management of the energy complex development, training of qualified personnel for innovation .
The article explores the use of methods of organizational and economic instruments of state innovation development management and energy complex. Ways of interstate cooperation in the energy supply in the Asian region.
Keywords: innovation policy of the state, and energy complex, isolated energy, organizational and economic instruments of state management of innovative development, methods of governance.
Второе десятилетие XXI века знаменуется мировой модернизацией всех отраслей экономики на основе использования результатов научно-технического прогресса. Как и все страны мира, Республика Таджикистан стремиться к разрешению создавшихся противоречий в развитии энергетического комплекса путём инновационных преобразований. Как уже известно, из многочисленных публикаций, проблема обеспечения энергоресурсами очень актуальна для достижения инновационного развития Таджикистана [2,11,13].1
Республика Таджикистан обеспечена большим запасом ресурсов для развития гидроэнергетики. Это связано с формированием в Таджикистане основной части гидрофакторов Центральной Азии (53%). Возможности природных факторов при производстве электроэнергии составляет 527 млрд. кВт*ч в год. В Таджикистане ежегодно производится около 18 млрд. кВт*ч. электроэнергии. Потребность в электроэнергии постоянно растёт и по расчётам,
проведённым с учётом показателей подъёма отраслей экономики Республики, составит к 2015 году s 27,4 млрд. кВт*ч, а к 2025 году s 32,5 млрд. кВт*ч [1,7,8]. Сравнительный анализ производства и потребления электроэнергии в Республике Таджикистан представлен в таблице 1.2
Проведённый сравнительный анализ производства и потребления электроэнергии в таблице 1 показал сокращение этих двух характеристик в 2001 и 2012 годах по отношению с 1991 годом. Наибольший спад и в производстве, и в потреблении электроэнергии приходится на 2001 год s соответственно, - 2,762 кВт*ч/год и - 3,417 кВт*ч/год. В 2012 году ситуация немного улучшилась, но все равно производство и потребление электроэнергии в Республике было меньше, чем в 1991 году s соответственно, - 1,537 кВт*ч/год и - 2,505 кВт*ч/год.
Начиная с последнего десятилетия XX века и до сих пор в
Таблица 1. Производство и потребление электроэнергии в Республике Таджикистан в кризисные периоды
Год Производство, млрд., кВт*ч/год Потребление, млрд., кВт*ч/год Производство в сравнении 1991г., кВт*ч/год Потребление в сравнении 1991г., кВт*ч/год
1940 0,062* 0,062* - -
1991 17,597* 19,148* - -
2001 14,835* 15,731* - 2,762 -3,417
2012 16,060** 16,643** - 1,537 - 2,505
*Источник: Агентство по статистке при Президенте РТ.
** Источник: В Таджикистане наблюдается нехватка электроэнергии.12.03.2012. http://chaspik. spb.ru.
1 Таблица 1 составлена автором на основе анализа статистических данных.
2 Таблица 1 составлена автором на основе анализа статистических данных.
стране большие проблемы с доставкой электроэнергии физическим и юридическим лицам. Более 1 миллиона граждан Таджикистана, в основном проживающие в сельской местности, в зимний период полностью или частично не обеспечиваются электроэнергией. Ограничения на энергопотребление в Таджикистане вводятся ежегодно из-за дефицита электроэнергии, который ощущается в Республике с 90-х годов ХХ века. Ежегодно с начала октября электроэнергия лимитируется до начала апреля. По данным Открытой акционерной холдинговой компании «Барки точик» (ОАХК «Барки точик»), недостаток электрообеспечения в осенне-зимний период 2007-2008 годов составил 4,5 млрд. кВт*ч.
Зимний период 2008 года была резко ограничена подача электричества потребителям, в результате этого несколько месяцев не работали промышленные предприятия страны. Электроэнергопотребление нормализовалось только к концу мая 2009 года. По данным Правительства Республики, энергетический кризис нанёс экономике страны ущерб соизмеримый 850 млн. в сопоставимых ценах.
По данным «Барки точик» засуха 2009 года привела к уменьшению водных ресурсов региона на 15-20%. В связи с этим лимит на потребление электроэнергии в 2009 году был введён уже в сентябре. Республике Таджикистан в соответствии с достигнутыми договорённостями зимой 2009 года из Узбекистана и Туркменистана было передано 1,8 млрд. кВт*ч. электроэнергии [4,5].
Осенне-зимний период 2012 года лимит на энергопотребление был введён в середине октября 2011 года. До начала марта 2012 года сельские районы обеспечивались электричеством по 6-10 часов в сутки, потом энергоснабжение сократилось до 2-3 часов в сутки. Лимитирование в 2012 году обошло столицу Республики Таджикистан и до начала марта областных центров. В отличие от зимнего периода 2010-2011 годов ограниченное обеспечение электроэнергией в 2012 году затронуло крупные промышленные центры, в том числе, город Турсунзаде (в 60 км западнее Душанбе), на территории которого находится завод государственного унитарного предприятия «Таджикская алюминиевая компания» (TALCO) [10].
Важным направлением государственного регулирования обновлением топливно-энергетического комплекса Республики Таджикистан становится согласованное исчерпание топливно-энергетических и водных факторов и гарантия бесперебойности доставки электрической энергии промышленности и населению. До сих пор Правительство занималось обеспечением законодательной базы подъёма гидроэнергетики. Запланированные мероприятия не реализуются из-за недостатка финансовых вложений, решения спорных вопросов о водопользовании с сопредельными странами и отсутствием точных проектов. Государственные проекты не рассматривают реальность множества природных месторождений, которые дают возможность получения электроэнергии на основе использования угля, газа и нефти.
Основные положения развития топливно-энергетического комплекса, предложенные Правительством Республики Таджикистан, также недостаточно учитывают новейшие результаты инновационных разработок.
Традиционно, учитывая важность инновационных разработок для развития страны, государственное управление инновационным развитием энергетического комплекса Республики Таджикистан может осуществляться с помощью следующих организационно-
экономических инструментов:
1. Государственная поддержка инновационных проектов, включённых в республиканские и региональные инновационные программы;
2. Содействие становлению инновационной инфраструктуры;
3. Подготовка кадров для инновационной деятельности энергетического комплекса;
4. Информационная поддержка инновационного развития;
5. Содействие расширению взаимодействия между странами бывшего Советского Союза в области инновационного развития энергетического комплекса, прогрессу международного сотрудничества в этом направлении;
6. Защита интересов таджикских представителей инновационной сферы в международных организациях;
7. Развитие рыночных отношений, способствующих созданию, освоению и распространению инноваций в области энергетики;
8. Проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инвестиций;
9. Обеспечение финансовой поддержки и налоговых льгот субъектов энергетического комплекса, внедряющих и распространяющих инновации;
10. Содействие модернизации техники и технологий;
11. Стимулирование предпринимательства и препятствование недобросовестной конкуренции;
12. Развитие экспортного потенциала Республики;
13. Внешнеэкономическая поддержка, в том числе и предоставление таможенных льгот для инновационных разработок, включённых в государственные инновационные программы.
К методам государственного управления инновационного развития энергетического комплекса относят прямые и косвенные. Соотношение их в управлении определяется экономической конъюнктурой в стране и выбранной в связи с этим концепцией государственного воздействия.
На рисунке 1 представлены формы прямого и косвенного методов государственного управления инновационным развитием энергетического комплекса Республики Таджикистан.3
Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, направленными напрямую на благоприятствование нововведениям прогресса энергетического комплекса.
Например, в 2010 году в Таджикистане на восстановление и строительство новых линий электропередач государственным учреждением «Центр управления проектами электроэнергетического сектора» было использовано более 103,1 млн. сомони вложений. Из них, по данным Агентства по статистике Республики Таджикистан, в январе-сентябре 2010 года на строительство 8 малых ГЭС было использовано около 22 млн. сомони. По данным министерства энергетики и водных ресурсов Республики Таджикистан, за данный период в стране построено около 20 малых ГЭС, общая мощность которых составляет около 600 кВт*ч. Все эти малые гидростанции построены в основном в горных районах Республики - ГБАО, Согдийской области и Раштской долине. По статистическим данным среди всех отраслей экономики больше всего инвестируется энергетический сектор. С начала 2010 года в строительстве объектов электроэнергетики освоено более 1 млрд. сомони (237,3 млн. в
Рис.1 Методы и формы государственного управления инновационного развития энергетического комплекса Республики Таджикистан
сопоставимых ценах). Большая часть из этих средств направлены на строительство Сангтудинских ГЭС-1 и ГЭС-2, а также Рогунской гидроэлектростанции [6].
В Республике Таджикистан в январе-апреле 2010 года за счёт всех источников финансирования было вложено в основной капитал около 962 млн. сомони (более 220,6 млн. в сопоставимых ценах, что на 308,8 млн. сомони больше такого же периода 2009 года. По данным Агентства по статистике РТ, важным видом практики стала энергетика, удельный вес которой составляет 45,6% от общего объёма освоенных капитальных вложений. На ввод в действие объектов электроэнергетики затрачено более 438,4 млн. сомони. Например, на возведение Сангтудинской ГЭС-2 потреблено более 210,3 млн. сомони, а на Рогунскую ГЭС ушло 167,9 млн. сомони финансовых вложений [9].
Программно-целевая форма основана на контрактном финансировании инноваций в рамках государственных целевых программ поддержки инновационного прогресса в энергетике. Политика в области энергетики Республики Таджикистан опирается на активизацию взаимопроникновения энергетических систем. Основными нормативно-правовыми документами по поддержке прогресса энергетической отрасли страны, фиксирующие энергетическую независимость и безопасность, являются Законы Республики Таджикистан «Об энергетике», «Об энергосбережении» и Концепция развития отраслей топливно-энергетического комплекса РТ на период 20032015 годы. Закон РТ «Об энергетике» квалифицирует компетенции правительства, министерства энергетики, местных органов власти в управлении энергетических процессов. В соответствии с данным Законом функционирование субъектов энергетической сферы базируется на лицензии. Для привлечения иностранных финансовых вложений в энергетику законодательством Республики Таджикистан фиксируются дополнительные налоговые и иные льготы.
Концепция развития отраслей топливно-энергетического комплекса Республики Таджикистан на период 2003-2015 годы, рассматривает ситуацию в энергетическом секторе, даёт характеристику обстоятельств, препятствующих его развитию, определяет направления деятельности в области энергетики на перспективу. Но, по мнению исследователей, Концепция не совсем раскрывает пути изменения и повышение качества линии поведения в сфере энергетики и проблемы экологии.
В стране существует достаточный микроклимат плавного рыночного преобразования энергетики, вовлечение в неё собственных и иностранных инвестиций, разрешение энергетическим предприятиям экономической самостоятельности и гарантирования их прогресса на основе рыночной конкуренции.
Законодательство в области энергетики в Таджикистане непосредственно основывается на гидрохозяйственных проблемах, так как энергетическая отрасль базируется на гидроэнергетике, которая влияет не только на обеспечение электроэнергией, но и на решение аграрных вопросов. Постановлением Правительства РТ утверждены «Основные положения по нормированию расхода электрической и тепловой энергии в народном хозяйстве». Для корректирования обеспечения электроэнергией населения принято Постановление Правительства РТ «О развитии малой энергетики».
Налоговые льготы и скидки как инструменты косвенного метода государственного управления инновационным прогрессом в области энергетики проявляются в освобождении от налогообложения той части прибыли предприятий энергетики, которая направляется на:
• проведение перспективных инновационных разработок;
• создание научно-технического задела;
• исключение денежных средств научных организаций и вузов из числа налогооблагаемых доходов, полученных от реализации инновационных продуктов и направленных на приобретение специального оборудования и уникальных приборов;
• снижение ставок налога на имущество и землю для инновационных организаций;
• уменьшение в течение определённого периода налогооблагаемой прибыли, получаемой предприятиями энергетики от использования инноваций.
Наиболее эффективными признаются такие инструменты косвенных методов государственного управления инновационным развитием, как кредитные льготы.
Формой интеграции стран бывшего Советского Союза может являться «План совместного развития Таджикистана и России до 2032
года в системе евразийской интеграции», опубликованный 4 октября 2012 года. В данном плане Таджикистан представлен моделью в Центральной Азии и на Новом Среднем Востоке s образующемся макрорегионе, включающем в себя российскую Сибирь, Центральную Азию и классический Средний Восток: Иран, Афганистан и Пакистан. Технологической базой интеграции видится создание одновременной новой индустриализации в государствах. В Таджикистане интеграция возможна при проектировании совместного развития в сфере электроэнергетики, транспорта, агроиндустрии, новаций, культурного сотрудничества и создания к 2020 году порядка 100 тысяч новых элитных рабочих мест [12].
Новая индустриализация в Таджикистане потребует привлечение инвестиций в размере 12 млрд. в сопоставимых ценах на 20 лет - стратегического планирования и организации 4-х пятилеток совместного развития.
Интеграция России и Таджикистана потребует разработки программы совместной помощи Афганистану по организации и проведении там форсированной первичной индустриализации, в том числе как инструмента альтернативного развития и замещения наркоэкономики, а также реализации третичной индустриализации в рамках перехода к седьмому технологическому укладу в Российской Федерации.
Примером интеграции по инновационному развитию энергетического комплекса Республики Таджикистан может служить договор с китайской компанией Tebian Electric Apparatus (TBEA) о претворении в жизнь в Таджикистане трёх энергетических проектов в обмен на одно из горнорудных месторождений заключенный в феврале 2009 года. Компания планирует построить в Душанбе теплоэлектроцентраль мощностью свыше 200 МВт, Нурабадскую ГЭС-1 на реке Хингоб мощностью 200 МВт и реконструировать трансформаторный завод в Курган-Тюбе [3].
По данным Минэнерго Таджикистана, китайская компания «ТВЕА» вводит следующие инновационные технологии: специальным газоочистителями перерабатывается до 99,8% выбросов электростанции, при этом твёрдые отходы ТЭЦ используются при производстве строительных материалов.
Проект осуществляется по ресурсному методу, средства для его выполнения предоставила «ТВЕА». Согласно подписанным документам, мощность ТЭЦ-2 составит 100 МВт [14]. В начале января 2014 года была сдана в эксплуатацию первая очередь теплоэлектроцентрали. В мае 2014 года предполагается приступить ко второму этапу. Первая очередь ТЭЦ-2 действует успешно, благодаря инновационным разработкам норма её выбросов соответствует международным стандартам и не ухудшает экологию. Осуществление данного проекта ослабит напряжённость в производстве и потреблении электроэнергии в Таджикистане.
В настоящее время специальная группа Министерства энергетики и водных ресурсов Таджикистана занимается изменением тарифов на электроэнергию. Строительство Рогунской ГЭС в стране считают одним из направлений выхода из энергетического кризиса. После нескольких лет попыток привлечь иностранные инвестиции на строительство Рогунской ГЭС в 2010 году не увенчавшимися успехом, в стране началось возведение этого объекта самостоятельно на средства, собранные при продаже акций Рогунской ГЭС населению и предприятиям страны в сумме 890 млн. сомони (186 млн. в сопоставимых ценах).
Этот инновационный проект не нашёл одобрения у Правительства Узбекистана, по мнению которого возведение ГЭС угрожает аграрному сектору стран низовья Средней Азии и может оставить без воды их посевные площади.
Помимо внедрения инноваций на предприятиях энергетического комплекса Республики Таджикистан, 30 октября 2013 года в Душанбе был обсуждён вопрос создания Центра подготовительных курсов для повышения квалификации специалистов отрасли энергетики, подготовки квалифицированных кадров для энергетического сектора, организации новых профессий для нужд энергетических предприятий Республики, а также малых и средних ГЭС [15].
Трудности в инновационном развитии энергетического комплекса страны обусловлены такими факторами, как несовершенство и размытость правовых норм, сложность процессов получения разрешительных документов, существующая тарифная политика и отсутствие заинтересованности кредитования сектора малой энергетики банками Таджикистана.
3 Рисунок скомпонован автором на основе анализа теоретического материала.
Проведённое исследование методов использования организационно-экономических инструментов государственного управления инновационным развитием энергетического комплекса Республики Таджикистан позволяет сделать выводы, что правительство страны всесторонне стремиться использовать различные методы для восстановления и дальнейшего прогресса энергетики. В основном решения правительства направлены на прогресс в гидроэнергетике, в целях полного использования потенциала гидрофакторов страны. Таджикистан имеет огромные возможности малой гидроэнергетики: совокупная мощность малых ГЭС в стране составляет свыше 20 тыс. МВт. В республике на данный момент существуют 305 малых ГЭС общей установленной мощностью свыше 26 тыс. кВт.
В 2013 году возникла необходимость ввода в действие дополнительных 189 малых электростанций общей мощностью 103,6 МВт с выработкой около 0,650 млрд. кВт*ч электроэнергии в год. По данным Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан, сейчас примерно треть (103 единиц общей мощностью около 5,7 тыс. кВт) малых гидроузлов не функционируют. Для решения этой проблемы можно предложить привлечение средств частного сектора на строительство малых ГЭС от 1 МВт, имеющих надлежащий потенциал эксплуатации и технического обслуживания.
Проведённое исследование позволяет выделить несколько вопросов, которые могут быть решены авторами в дальнейшей работе. Рамки статьи не позволяют полностью раскрыть решения этих проблем, поэтому они могут быть только обозначены:
1. Развитие в Республике сети малых и средних гидроэлектростанций, позволяющих частично решить проблему с зимним энергоснабжением;
2. Рассмотреть замену гидроресурсов, уменьшающихся в зимний период, углём, мазутом, нефтью, газом и другими источниками энергии;
3. Для дальнейшего развития энергетического комплекса Республики Таджикистан увеличить объем использования результатов инновационных исследований в области энергетики;
4. Проанализировать совместное применение гидроресурсов страны для выработки электроэнергии и ирригации в аграрном комплексе Республики Таджикистан и сопредельных государств, возможно, тогда уменьшаться проблемы с вводом в действие новых гидроэлектростанций;
5. Использовать возможности объединённой энергетической системы Таджикистан с Энергосистемой Центральной Азии (ЭСЦА), состоящей из Южного Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и Туркменистана, функционирующей в синхронном режиме.
Литература:
1. Агентство по статистке при Президенте РТ. http://stat.tj/ru/
2. Асламов А. И. Гидроэнергетические ресурсы — фактор обеспечения конкурентоспособности национальной экономики Республики Таджикистан.// Проблемы современной экономики. 2013. №1 (45). С.185-187
3. В обмен на строительство ТЭЦ в Душанбе Таджикистан передал КНР месторождение в Айнинском районе. 31.01.2014. № 997769. http://regnum.ru.
4. В Таджикистане введён лимит на энергопотребление. 02 сентября 2009 г. http://pr.kg/news/central-asia/
5. В Таджикистане на строительство объектов электроэнергетики потрачено $237,3 млн. 08.11.2010. «Авеста». http://Avesta.Tj.
6. В Таджикистане наблюдается нехватка электроэнергии.12.03.2012. http://chaspik.spb.ru.
7. Концепция перехода республики Таджикистан к устойчивому развитию. Утверждена постановлением Правительства республика Таджикистан от 01 октября 2007 года. №500.
8. Концепция привлечения инвестиций в малую гидроэнергетику Таджикистана представлена в Душанбе. 27.02.2013. www.regnum. ru/news/fd-abroad/tajik/1630282.html.
9. Курбанов И. Более 45% инвестиций в РТ вкладывается в энергетику. 19.05.2010. «Авеста». http://Avesta.Tj.
10. Лимит на потребление электроэнергии, введённый в Таджикистане в октябре прошлого года, будет смягчён. 29 марта 2012 г. http://kant.kg/2012-03-29/limit-potreblenie-elektroenergii/
11. Национальная стратегия развития республики Таджикистан на период до 2015 года. г. Душанбе 2006 г.
12. План совместного развития Таджикистана и России до 2032 года в системе евразийской интеграции. 08.02. 2014. Институт демографии, миграции и регионального развития. http://idmrr.ru.
13. Халиков Ш. Х. Развитие электроэнергетики Таджикистана на базе комплексного использования водных ресурсов: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05, 08.00.14. М.: Рос. ун-т дружбы народов, 2008. 199 с.
14. Электроэнергетика: Китай и Таджикистан. 05.02. 2014. № 1002665. http:// russian.china.org.cn.
15. Эрлих К. В Душанбе создадут Центр повышения квалификации энергетиков.01.11.2013. Й1р://НИАТ «Ховар».