Научная статья на тему 'Регулирование рынка инноваций в условиях открытой экономики: опыт Республики Таджикистан'

Регулирование рынка инноваций в условиях открытой экономики: опыт Республики Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
485
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / РЫНОК ИННОВАЦИЙ / ОТКРЫТАЯ ЭКОНОМИКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / INNOVATION / MARKET INNOVATION / OPENED ECONOMY / NATIONAL INNOVATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иброхимов Илхомуддин Раджабалиевич, Никитина Татьяна Викторовна, Фейгин Григорий Феликсович

В статье даётся краткий обзор эволюции теории инноваций. Инновационная система страны рассматривается на примере экономики Республики Таджикистан. Отмечаются особенности инновационной системы в условиях открытой экономики. Исследуется динамика показателей, характеризующих инновационную активность хозяйствующих субъектов Республики Таджикистан. Даются рекомендации по совершенствованию национальной инновационной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION OF INNOVATION MARKET IN THE OPENED ECONOMY: EXPERIENCE OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

In the article the overview of innovation theories is given. The innovation system of the country is analyzed on the example Republic Tajikistan. The specifics of innovation system in the world economy are underlined. It is noted that the innovations are systemic in nature, and usually leads to a change in technology. It is recommended to invest in the innovation sphere to ensure balance on the innovation market. The recommendations for improvement of innovation system of Republic Tajikistan are given.

Текст научной работы на тему «Регулирование рынка инноваций в условиях открытой экономики: опыт Республики Таджикистан»

Иброхимов И.Р., Никитина Т.В., Фейгин Г.Ф.

РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ИННОВАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКИ: ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Аннотация. В статье даётся краткий обзор эволюции теории инноваций. Инновационная система страны рассматривается на примере экономики Республики Таджикистан. Отмечаются особенности инновационной системы в условиях открытой экономики. Исследуется динамика показателей, характеризующих инновационную активность хозяйствующих субъектов Республики Таджикистан. Даются рекомендации по совершенствованию национальной инновационной системы.

Ключевые слова. Инновации, рынок инноваций, открытая экономика, национальная инновационная система.

Ibrohimov I.R., Nikitina T.V., Feygin G.F.

REGULATION OF INNOVATION MARKET IN THE OPENED ECONOMY: EXPERIENCE OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

Abstract. In the article the overview of innovation theories is given. The innovation system of the country is analyzed on the example Republic Tajikistan. The specifics of innovation system in the world economy are underlined. It is noted that the innovations are systemic in nature, and usually leads to a change in technology. It is recommended to invest in the innovation sphere to ensure balance on the innovation market. The recommendations for improvement of innovation system of Republic Tajikistan are given.

Keywords. Innovation, market innovation, opened economy, national innovation system.

Экономическое развитие на современном этапе в значительной мере обусловлено разработкой и внедрением инноваций. Устойчивость развития отдельных стран и их позиции в глобализирующемся мире обусловлены эффективностью инновационной системы. При этом заметим, что в современной литературе отсутствует однозначное толкование понятия «инновация». В словаре «Экономика и право» инновация определяется как вложение средств в экономику, обеспечивающее смену техники и технологий. В качестве важнейшего признака инноваций отмечается изобретательство, рационализация и совершение крупных открытий, обусловливающих НТП [18].

Употребление термина «инновационная экономика» по отношению к национальной хозяйственной системе предполагает, что в её рамках производятся высокотехнологичные продукты, технология

ГРНТИ 06.03.15

© Иброхимов И.Р., Никитина Т.В., Фейгин Г.Ф., 2016

Илхомуддин Раджабалиевич Иброхимов - кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов и налогообложения Таджикского национального университета.

Татьяна Викторовна Никитина - доктор экономических наук, профессор кафедры банков и финансовых рынков, директор Международного центра научных исследований актуальных проблем финансовых рынков Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Григорий Феликсович Фейгин - доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Контактные данные для связи с авторами (Иброхимов И.Р.): 734020, Республика Таджикистан, Душанбе, пр. Ру-даки, 17 (Republic of Tajikistsn, Dushanbe, Rudaki av., 17). Тел.: +992918814240. E-mail: [email protected].

производства которых включает новейшие достижения НТП. Фактор НТП неоднократно являлся предметом исследования в ходе эволюции мировой экономической мысли. Некоторые значимые подходы к его изучению представлены в табл. 1. Несмотря на то, что НТП исследовался ещё в XVIII в., термин «инновация» был введён в научный оборот значительно позднее, в начале ХХ в.

Определение сущности инноваций и инновационной функции предпринимательства широко представлено в трудах В. Зомбарта [7] и Й. Шумпетера [23, 24]. В. Зомбарт утверждал, что осуществление инноваций неразрывно связано с сущностью предпринимательской деятельности: для того, чтобы иметь прочную позицию на рынке и извлекать прибыль, предприниматель должен внедрять технические новинки и стремиться к их широкому распространению. Й. Шумпетер рассматривал инновации (нововведения) как главный фактор экономического развития. При этом он выделял «базовые инновации» и «инновации следствия» и указывал, что предприниматели в процессе осуществления инноваций неизбежно сталкиваются с сопротивлением среды, которое должны преодолевать.

Таблица 1

Эволюция представлений о научно-техническом прогрессе

Основные школы и их представители Содержание

Английская классическая политэкономия (А. Смит) Научно-технический прогресс обусловлен характером развития и потребностями производства

Марксизм (К. Маркс) Научно-технический прогресс рассматривается не как причина, а как следствие развития производства

Неоклассическая школа (В. Джевонс, А. Маршалл, Л. Вальрас, К. Менгер) Научно-технический прогресс является эндогенным фактором, определяющим условия достижения долгосрочного равновесия экономической системы

Кейнсианство Экономические процессы рассматриваются в краткосрочном периоде при фиксированном уровне цен. Научно-технический прогресс трактуется как внешне заданный (экзогенный фактор), но ему не уделяется должное внимание

Неоклассический ренессанс (М. Абра-мовиц, Р. Солоу, Е. Денисон, Д. Кенд-рик и др.) Эмпирические исследования затрагивают долгосрочные изменения в экономике США и показывают, что совокупный продукт страны растёт более высокими темпами, чем суммарные темпы увеличения объёмов использованных ресурсов труда и капитала. Тем самым научно-технический прогресс обеспечивает дополнительные темпы роста совокупного продукта

Теория инноваций получила бурный импульс для развития в исследованиях циклического характера экономической динамики (см.: [10, 11, 12, 19, 21, 22, 25, 26 и др.]). Основополагающую роль здесь сыграл Н.Д. Кондратьев. Он указывал, что базовые технические изобретения и их практическое использование лежат в основе длинных волн (примерно полувековых) экономической конъюнктуры. Эту идею развил С. Кузнец, который ввёл понятие эпохальных нововведений, определяющих переход от одной исторической эпохи к другой. В частности, в условиях индустриальной стадии таким эпохальным нововведением стало развитие науки. С. Кузнец отмечал, что технические инновации неразрывно связаны с нововведениями в области права, в институциональных структурах, а также сменой идеологических установок, определяющих направленность экономической политики государства.

Интерпретации инноваций как главных факторов, определяющих стадии экономического развития, прослеживаются в работах Дж. Одельски, У. Томпсона, А. Тойнби, Р. Камерона, Ф. Броделя, А. Шлезенгера, Ю. Яковца и др. Так, Дж. Одельски и У. Томпсон отмечают, что длинноволновые колебания в экономике начались в 1930 г., то есть в разгар Великой депрессии. А. Шлезенгер выдвигает положение, в соответствии с которым инновации составляют основу политических циклов. Такие циклы продолжаются около 30 лет (то есть период жизни одного поколения). Иной подход предлагают Ф. Бродель и Р. Камерон. Они обосновывают наличие длинных трендов от 150 до 300 лет. А. Тойнби анализировал циклы в динамике локальных цивилизаций, периодическую смену их поколений. Российский ученый Ю. Яковец исследует взаимосвязь динамики изобретений и технических нововведений с циклическим характером развития экономики.

Выделяются различные виды циклов: организационно-производственные, образовательные, экологические, управленческие. Каждый вид цикла обусловлен соответствующей формой инновационных процессов. На новом этапе развития теории инноваций всё большее внимание уделяется колебаниям уровня инновационной активности различных стран и цивилизаций. На передний план выходит экономической механизм осуществления инноваций. Большинство исследователей стоит на точке зрения необходимости сочетания рыночного конкурентного механизма (особенно в отношении улучшающих инноваций) с активной государственной поддержкой базисных инноваций, определяющих конкурентоспособность страны.

Серьезное внимание уделяется инновационному менеджменту, практическим вопросам коммерциализации технологий [4]. Современная экономическая наука исследует не столько природу инноваций как феномена, сколько рыночную составляющую инновационного процесса. Инновационный рынок (рынок инноваций) - это совокупность рыночных отношений, возникающих в процессе создания, освоения, передачи и использования технологий, товаров и услуг, и им движет «капиталистический дух», который проявляется в определенном складе характера, которому соответствуют определенные принципы ведения хозяйства [7].

Мировой инновационный рынок формируется с 1970-х гг., сегодня он приобрел глобальный характер. Становление рынка инноваций началось после того, как стала очевидной неэффективность распространение нововведений путём их передачи от материнских компаний к дочерним структурам. Рыночный механизм как форма распространения новых знаний и технологий несомненно обладает большей гибкостью и динамичностью [9]. В качестве главного критерия эффективности инновационной деятельности современная наука рассматривает её коммерческую результативность. Такой подход позволяет выделить 4 типа инноваций (продуктовые, процессные, организационные и маркетинговые), каждый из которых вносит свой особый вклад в достижение коммерческого результата деятельности компании [1, 16]. По данным РАН, ежегодный оборот инновационных технологий и наукоёмкой продукции на мировом рынке составляет около 3 трлн долл. США, но может возрасти в 1,52,0 раза в ближайшие годы [17].

В настоящее время «выживаемость» государства зависит от обеспечения его конкурентоспособности, которая невозможна без поддержания мирового уровня НТП. Это означает необходимость поддерживать постоянный и увеличивающийся поток нововведений (в основном технических), сегодня выражаемых термином «инновации» [16]. Несмотря на глобальность современного инновационного рынка, он имеет существенную специфику в отдельных странах. Каждое государство обладает определённой инновационной системой. Речь идёт как об отдельных предприятиях, проявляющих инновационную активность, так и об инструментах поддержки инноваций, применяемых на государственном уровне.

Необходимо учитывать и тот факт, что инновационная активность хозяйствующих субъектов опирается на национальные традиции. В случае, если на территории страны сформировалось производство некоторых высокотехнологичных продуктов, то соответствующие предприятия имеют относительно устойчивые позиции на рынке. Эти позиции позволяют извлекать стабильный доход и вкладывать его в дальнейшие инновационные процессы. Кроме того, современная национальная экономика активно вовлечена в процесс международного разделения труда. Положение страны в международном разделении труда оказывает непосредственное влияние на эволюцию её инновационной системы -тем самым возникают возможности для импорта инновационных продуктов и их экспорта. В связи с этим несомненную актуальность имеет проблема регулирования рынка инноваций в условиях открытой экономики.

Фактически речь идёт о становлении и развитии инновационной системы страны, вовлеченной в международные хозяйственные трансакции. В настоящей статье эта проблематика рассматривается на примере экономики Республики Таджикистан.

Таджикистан территориально относится к постсоветсткому пространству и как независимое государство сформировался после распада СССР в 1991 г. СССР по объёму внутренних расходов на НИОКР, которые достигали примерно 5% ВВП, входил в число мировых лидеров. В стране была мощная система фундаментальных и прикладных исследований, в которой работали почти 1,5 млн научных исследователей - примерно одна четверть всех научных работников в мире [14]. В СССР 90% НИОКР приходилось на прикладную науку (масштабные испытания, подготовка материальной

базы производства и т.д.). Отраслевая наука была представлена примерно 5 тысячами институтов и КБ, испытательных станций и курировалась соответствующими министерствами. Концентрация огромных ресурсов позволила добиться технологического прорыва в ряде отраслей, включая атомную и авиакосмическую промышленности, приборостроение и др. Таджикская ССР также была вовлечена в эти процессы. Например, Ленинабадский горно-химический комбинат, Институт Природы Душанбе и другие организации функционировали еще с 1940-1970 гг. и активно сотрудничали в научно-технической сфере с другими советскими предприятиями и организациями.

При наличии определённых инновационных традиций нельзя не признать, что они сформировались в период существования плановой экономики, которая (по крайней мере в той форме, в какой она существовала в СССР) в современных условиях уже неэффективна. Подтвердим это некоторыми показателями. Советский Союз добывал в 8 раз больше железной руды, чем США, выплавляя из этой руды втрое больше чугуна, стали из этого чугуна - вдвое больше. Машин из этого металла производил по стоимости примерно столько же, сколько США. В СССР потребление сырья и энергии в расчете на единицу конечного продукта было соответственно в 1,6 и 2,1 больше, чем в США. Средний срок строительства промышленного предприятия в СССР превышал 10 лет, в США - менее 2-х. В расчете на единицу конечного продукта СССР расходовал в 1980 г. стали в 1,8 раза больше, чем США, цемента в 2,3 раза больше, минеральных удобрений - в 7,6 раза, лесопродуктов - в 1,5 раза. Исходя из этого, Е.Т. Гайдар выводит тезис о неэффективности плановой системы [3].

Говоря о сравнительной эффективности плановой и рыночной экономик в инновационном контексте, необходимо отметить соотношение регулирующих и стимулирующих эффектов при создании инновационной системы. В условиях плановой экономики инновационная система создаётся преимущественно централизовано, то есть преобладает эффект регулирования. В условиях перехода к рыночной экономике построение инновационной системы должно быть неразрывно связано с развитием стимулирующих механизмов. На современном этапе в Таджикистане предпринимаются попытки создавать определённые условия для развития инноваций. В соответствии с п. 2 статьи 13 Закона Республики Таджикистан «Об инновационной деятельности», предусмотрена государственная поддержка инновационной деятельности на период окупаемости инновационного проекта, но не более пяти лет с момента его практической реализации [5].

Выполнение Программы инновационного развития Республики Таджикистан на 2011-2020 гг. содействует созданию инновационной системы, способствующей эффективному применению передовых научно-технических и технологических достижений, повышению конкурентоспособности производства, рациональному использованию природных, сырьевых и инвестиционных ресурсов, обеспечению экономической, энергетической, продовольственной и экологической безопасности, формированию инновационной экономики, росту благосостояния и повышению качества жизни населения страны. В соответствии с п. 2 статьи 12 Закона Республики Таджикистан «О технологическом парке» предусмотрено, что парк заключает договоры с физическими и юридическими лицами для реализации инновационных программ и проектов [6]. Это способствует инновационному развитию.

В то же время, очевиден тот факт, что инновационные традиции, сформированные в период существования СССР, сохранить в современном Таджикистане не удалось. Об этом свидетельствует ряд показателей. Как известно, инновационную активность государства характеризуют, прежде всего, расходы на НИОКР. В Таджикистане они составляют 0,09% ВВП (81 место в мировом рейтинге; для сравнения: 1-е место занимает Израиль - 4,4%; 69 место - Казахстан с 0,23%; 74 место у Кыргызстана -0,16%) (см.: http://www.uis.unesco.org). Правительство Таджикистана сознает необходимость преодоления отставания и ежегодно увеличивает объем финансирования науки (см. табл. 2).

Таблица 2

Расходы на науку из государственного бюджета Таджикистана [20]

Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Расходы на науку из государственного бюджета (млн сомони) 7,6 9,8 14,8 19,7 23,4 29,9 33,2 41,3 52,2 56,4

Число научных учреждений 57 56 54 56 57 57 56 48 48 49

Выполнение научно-технических работ (млн сомони) 6,8 10,4 8,6 12,4 14,5 17,2 21,3 27,1 31,2 33,8

В настоящее время расходы на финансирования науки Таджикистана составляют около 360 млн со-мони. К 2020 г. планируется увеличение этой суммы до 600 млн сомони. Однако этого явно недостаточно для достижения Таджикистаном хотя бы средних позиций в мире в сфере разработки инноваций. Для сравнения укажем, что в среднем на один инновационный проект в США выделяется 50100 млн долл. Таджикские ученые имеют определенные успехи в области астрофизики, сейсмологии. Такие направления, как химия, технология добычи полезных ископаемых, переработка цветных металлов, раньше финансировались АН СССР, и отечественная наука имела в этой области свои достижения и изобретения. Сейчас на выделенные бюджетом средства при низких зарплатах невозможно делать какие-либо научные открытия. В первую очередь, для ведения работы в той или иной научной отрасли необходимо оборудование и финансирование проектов. Академия наук Таджикистана не имеет для этого достаточно средств.

В современном мире 7 высокоразвитых стран владеют 46 из 50 макротехнологий, которые обеспечивают конкурентное производство, а остальной мир - 3-4 макротехнологиями [15]. При этом из 46 макротехнологий, которыми обладают 7 высокоразвитых стран, на долю США приходится 20-22, на долю Германии - 8-10, Японии - 7, Великобритании и Франции - 3-5, Швеции, Норвегии, Италии, Швейцарии - по 1-2. США тратят на исследования и разработки 385,5 млрд долл. в год, Россия -25,5 млрд долл. Отталкиваясь от этих данных, можно сделать вывод о том, что для инновационного развития Таджикистана необходимо затрачивать примерно 20 млрд долл., чтобы иметь хотя бы 1-2 макротехнологии.

Ресурсная составляющая инновационного потенциала включает материально-технические, информационные, финансовые, человеческие и другие виды ресурсов. Если ресурсов недостаточно, то и показатели инновационной активности будут низкими. В качестве примера в табл. 3 приведены показатели патентования изобретений в Таджикистане. Данные таблицы показывают, что, из-за низкого уровня затрат на науку (0,01% от объёма ВВП), количество изобретений в Таджикистане снижается. В частности, это проявляется в снижении количества выдаваемых патентов: в 2014 г. выдано 4 патента на изобретения, а в 1995 - 27.

Таблица 3

Патентование изобретений в Таджикистане (см.: http://www.gptb.tj)

Год Выдано патентов в патентном ведомстве страны

всего в том числе заявителям

национальным иностранным

1995 27 27

2006 10 6 4

2014 4 3 1

Проанализируем некоторые другие основные показатели инновационной деятельности Таджикистана. Данные таблицы 4 показывают, что если объём товаров, работ и услуг за последние пять лет вырос в 1,5 раза, то объём инновационных товаров, работ и услуг вырос в 1,6 раза, а удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объёме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг практически не изменился и довольно низок.

Таблица 4

Динамика основных показателей инновационной деятельности Таджикистана (см.: http://www.gptb.tj)

Показатель 2009 2010 2011 2012 2014

Произведенные товары, работы, услуги (млн сомони) 26289 227997,5 30071,1 36161,1 40524,5

Инновационные товары, работы, услуги (млн сомони) 552,07 638,37 571,35 723,22 891,53

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг (%) 2,1 2,8 1,9 2 2,2

Таким образом, можно сделать вывод, что на современном этапе развития в Таджикистане не создана завершенная и эффективная инновационная система. В связи с этим экономика Таджикистана

демонстрирует очевидную сырьевую зависимость. Сырьевая составляющая в экономике Таджикистана постоянно возрастает. Фактически спрос на сырьевые ресурсы составляет 860 млн долл., в то время как спрос на научные исследования - максимум 8,3 млн долл. в год при объёме ВВП в 9,3 млрд долл. Мировой финансовый кризис 2008-2010 гг. привел к огромным материальным потерям, из-за падения цен на сырье в течение ряда лет продуктивно не использовалась значительная часть производительных сил республики - производственные мощности, рабочая сила, другие ресурсы. В результате многие макроэкономические и технико-экономические показатели свидетельствовали об экономическом спаде. Даже сегодня, несмотря на некоторые признаки макроэкономической стабилизации, состояние экономики характеризуется как кризисное. Неслучайно в 2015 г., как и в 2010 г., принимался антикризисный бюджет. В 2014 г. принятые санкции в отношении Российской Федерации со стороны Европейского Союза и США также повлияли на экономику Таджикистана. Поступления от мигрантов в 1 квартале 2015 г. снизились на 30%. Из-за сокращения налоговых поступлений бюджет страны испытывает трудности при формировании,

В условиях современной экономики обеспечение устойчивого инновационного развития требует не столько новых знаний, сколько прикладного применения и эффективного использования созданного ресурса. Именно инновации ведут к обновлению рынка, расширению номенклатуры товаров и услуг, созданию новых методов производства, поставок и сбыта, повышению эффективности управления, воспитанию высококвалифицированных кадров. Эффективность экономического развития страны в условиях формирования рыночных отношений предопределяется возможностями обеспечения её конкурентоспособности. Поэтому в развитых странах проблему обеспечения конкурентоспособности связывают с повышением качества, достигаемым при оптимизации затрат. При этом речь идёт о качестве не только продукции и услуг, производимых предприятиями и организациями.

В контексте обеспечения конкурентоспособности категория качества рассматривается применительно к различным объектам, сферам и областям деятельности, в том числе к качеству макроэкономического регулирования. В этой связи, на наш взгляд, уместна концепция равновесия не только товарного, денежного, внешнего рынка, но и рынка труда и инноваций. Именно развитие рынка инноваций и повышение качества продукции и услуг способно уравновесить эти рынки. В этой связи возникает необходимость формирования и развития рынка инноваций, обеспечивающего стимулирование инновационной деятельности, создание механизмов коммерциализации и трансферта результатов её осуществления и, в конечном счете, выпуска конкурентоспособной продукции на основе передовых наукоёмких технологий.

Обеспечение равновесия на рынке инноваций очень важно для малых экономик открытого типа, для достижения ими устойчивости и конкурентоспособности. В современную эпоху возможности роста выпуска продукции и услуг за счет большей занятости трудоспособного населения и вовлечения в экономический оборот новых природных ресурсов становятся всё более ограниченными. Решающее значение для экономической динамики приобретает переход экономики на инновационный тип экономического роста. В этой связи инновационная система Республики Таджикистан остро нуждается в совершенствовании.

В идеале модель государственного регулирования инновационных процессов должна включать следующие функциональные подсистемы: подсистема целеполагания, организации и управления инновациями (содержит инструменты для экспертизы, мониторинга и анализа эффективности инноваций); подсистема мотивации инновационной деятельности; институциональная подсистема (проекты, программы, планы, институты государственно-частного партнёрства); подсистема инновационной инфраструктуры (технопарки, инкубаторы); подсистема формирования потенциала ресурсов и факторов развития инновационного процесса. Очевидно, что подобная модель инновационной системы в той или иной мере характерна для любой страны. Речь идёт о том, в какой мере развита определённая подсистема на соответствующем этапе. В связи с этим, мы предполагаем необходимость осуществления некоторых первоочередных мероприятий, направленных на стимулирование инновационной деятельности Республики Таджикистан.

Прежде всего, необходимы налоговые преференции. В настоящее время некоторые предприятия не уделяют должного внимания инновациям, так как не связывают инновационную деятельность с прямыми финансовыми выгодами. Кроме того, значительная часть экономики Республики Таджикистан находится в теневом секторе. Это также не стимулирует инновации. Поэтому необходимо введе-

ние налоговых льгот для инновационных предприятий, а также системы поощрения для предприятий, закупающих новое оборудование. Следует предусмотреть в налогом кодексе фонд развития научных исследований для предприятий Таджикистана, являющихся плательщиками НДС. Для таких предприятий целесообразно установить взносы в этот фонд в размере 10% от объёма реализации и при этом освободить их от других видов налогов.

Такая мера может применяться поэтапно. Прежде всего, её следует применять в наиболее чувствительных к инновациям отраслях. По мнению Ю.Х. Маджинова, такими отраслями являются: пищевая промышленность, легкая промышленность, производство стройматериалов, электроэнергетика, строительство [13]. В случае успешного внедрения инноваций, эти отрасли могут стать конкурентоспособными и занять приоритетное место в структуре экспорта Республики Таджикистан.

Другим направлением совершенствования инновационной системы страны является стимулирование экспорта наукоёмкой и высокотехнологичной продукции. Предприятия, осуществляющие подобный экспорт, должны получать прямую поддержку от государства. Мировой опыт показывает, что вложения в экспортно ориентированные проекты окупаются достаточно быстро. Кроме того, необходимо осуществлять поддержку экспорта в форме целевого кредитования, а также в форме страхования экспортных кредитов.

В данном контексте большое значение имеет своевременность государственной поддержки. С одной стороны, необходимо поддержать экспортную экспансию, а с другой - помочь компаниям удержать позиции на иностранных рынках в периоды конъюнктурного спада. Здесь очень показателен опыт японских корпораций, которые при продвижении товаров на американские и европейские рынки использовали инструменты государственной поддержки и допускали определённое снижение цен и, соответственно, рентабельности экспорта для укрепления на новых рынках сбыта. По нашему мнению, этот опыт на современном этапе актуален и для Республики Таджикистан.

В случае реализации предлагаемых мероприятий в ближайшие годы инновационная система страны может стать более эффективной. Это, по мнению авторов, создаст предпосылки для диверсификации структуры экспорта и обеспечения стабильных темпов экономического роста Республики Таджикистан.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азгальдов Г.Г., Костин А.В. Интеллектуальная собственность, инновации и квалиметрия // Экономические стратегии. 2008. № 2 (60). С. 162-164.

2. Бродель Ф. Динамика капитализма. Смоленск: Полиграмм, 1993. 128 с.

3. Гайдар Е.Т. Гибель империи. Уроки для современной России. М.: Российская политическая энциклопедия, 2006. 250 с.

4. Друкер П. Бизнес и инновации. М.: Вильямс, 2007. 432 с.

5. Закон Республики Таджикистан «Об инновационной деятельности» № 822 от 16.04.2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=51674 (дата обращения 14.07.2016).

6. Закон Республики Таджикистан «О технологическом парке» № 629 от 21.07.2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30817513 (дата обращения 14.07.2016).

7. Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М.: Наука, 1994. 443 с.

8. Камерон Р. Краткая экономическая история мира. От палеолита до наших дней. М.: РОССПЭН, 2001. 544 с.

9. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. М.: Экзамен, 2001. 576 с.

10. Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики. Предварительный эскиз. М.: Наука, 1991. 31 с.

11. Кузык Б.Н., Кушлин В.И., Яковец Ю.В. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование. М.: Экономика, 2008. 575 с.

12. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия-2050: стратегия инновационного прорыва. М.: Экономика, 2004. 624 с.

13. Маджитов Ю.Х. Основы формирования национальной инновационной системы // Вестник Таджикского национального университета. 2011. № 9.

14. Народное хозяйство СССР за 70 лет. Юбилейный статистический ежегодник / Госкомстат СССР. М., 1987. 766 с.

15. Путь в XXI век. Стратегические проблемы и перспективы российской экономики. М.: Экономика, 1999. 793 с.

16. Руководство Осло: рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. М.: ЦИСН, 2006. 107 с.

17. Сайт РАН. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ras.ru (дата обращения 14.07.2016).

18. Словарь-справочник «Экономика и право». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://Slovo.yaxy.ru/ 96.html (дата обращения 14.07.2016).

19. Сорокин П. Социологические теории современности. М.: ИНИОН, 1992.

20. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. Душанбе, 2014.

21. Шлезингер А. Циклы американской истории. М.: Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. 688 с.

22. Шпенглер О. Человек и техника. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gtmarket.ru/laboratory/exper-tize/3131 (дата обращения 14.07.2016).

23. ШумпетерЙ.А. Теория экономического развития. М.: Директ медиа паблишинг, 2008. 401 с.

24. Schumpeter J.A. Business cycles. A theoretical, historical and statistical analysis of the capitalist process. Vol. 1. N.Y.-L., 1939. 461 p.

25. Яковец Ю. Эпохальные инновации XXI века. М.: Экономика, 2004. 439 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Kuznets S. Economic Growth of Nations: Total Output and Production Structure. Harvard University Press, 1971. 363 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.